Домой Полезные советы Мнение социолога. материальная обеспеченность: от чего она зависит

Мнение социолога. материальная обеспеченность: от чего она зависит

Попытки решить вопрос о социальном обеспечении граждан на общегосударственном уровне стали предприниматься в различных странах начиная с середины 19 века. В России начало правового регулирования отдельных видов социального обеспечения относится к концу 19 началу 20 веков. Именно тогда появляются первые законодательные акты, касающиеся обеспечения рабочих и членов их семей в случае нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца.

Социальное обеспечение как таковое существовало в различных формах и в докапиталистический период. Однако, только развитие капитализма привело к вмешательству государства в регламентацию отношений по социальному обеспечению и появлению целого ряда нормативно-правовых актов, образующих в совокупности систему норм, выделившихся со временем в самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения.

Необходимость вмешательства государства в регулирование социально-обеспечительных отношений при переходе России к капитализму диктовалась интересами всего общества и явилась условием сохранения социальной стабильности в государстве, поскольку социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных, существовавшие в России в докапиталистический период, с развитием капитализма перестали удовлетворять возросшие потребности населения в различных видах социального обеспечения.

Развивая свое законодательство о социальном обеспечении, Россия во многих случаях заимствовала опыт ведущих европейских стран, используя наиболее удачные модели, учитывая при этом свои национальные особенности, обусловленные общим экономическим отставанием России от ведущих европейских стран, обширностью и неравномерной населенностью различных российских территорий, а также значительной дифференциацией в уровне экономического развития центральных и западных областей и восточных окраин России. При этом законодательство о социальном обеспечении первоначально развивалось в рамках рабочего, фабричного законодательства, а точнее было их составной частью.

Право на социальное обеспечение - есть одно из основополагающих естественных прав человека. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ 1993 года человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

К числу основных социально-экономических прав человека относится и право на социальное обеспечение, закрепленное статьей 39 Конституции РФ. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, указанных в законе. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Как отмечала Е.Е. Мачульская «...естественные права, отражающие общечеловеческие ценности, в том числе и право на социальное обеспечение, образуют фундамент для формирования человека как личности».



Социальное обеспечение в современном праве тесно связанно с материальным обеспечением. Социальное обеспечение сложное и многоаспектное явление, которое представляет собой комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан. Материальное обеспечение в этой системе выступает как один из компонентов форм обеспечения. Кроме материального, можно выделить также обеспечение в форме медицинской помощи, обслуживания, информирования и др. Безусловно, материальное обеспечение является наиболее распространенной формой социального обеспечения. В свою очередь оно само может выражаться в различных формах – обычно в денежной, иногда в имущественной (технические средства реабилитации инвалидов, топливные дрова и др.).

Российские законодательство и российская юриспруденция конца 19 и начала 20 веков не оперировали такими понятиями, как «социальное обеспечение», «материальное обеспечение», так как их теоретическая разработка началась значительно позже, уже в советскую эпоху. Взгляды различных российских правоведов, специалистов в области права социального обеспечения, на определение этих понятий несколько разнились.



Так, Т.С. Гусева рассматривает понятие «право на материальное обеспечение» в качестве идентичного понятию «право на социальное обеспечение». При этом, в понятие социального обеспечения он включал социальное страхование, систему мер социально-культурного обслуживания трудящихся за счет государства, обеспечение колхозников за счет общественных фондов, а так же различные формы организации помощи и взаимопомощи на самодеятельных началах, в том числе кассы взаимопомощи, средства профсоюзов.

Г.Н. Григорянц и З.П. Замараева понимают под социальным обеспечением деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова считают социальное обеспечение родовым понятием по отношению к материальному обеспечению. Поэтому с его точки зрения все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для материального обеспечения.

Обобщая различные взгляды на материальное обеспечение следует отметить, что в настоящее время можно говорить о трех основных концепциях понятия «материальное обеспечение». Сторонники первой рассматривают материальное обеспечение в «узком смысле», - как обеспечение за счет общественных фондов потребления лишь нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми.

Вторые, отстаивающие точку зрения, преобладающую в литературе, отождествляя материальное и социальное обеспечение, понимают под ними материальное обеспечение граждан при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществлении охраны материнства и детства, включая содержание и воспитание подрастающего поколения преимущественно за счет средств общества; медицинское обслуживание и лечение как средство профилактики и восстановления трудоспособности.

Третья концепция основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения, при этом материальное обеспечение понимаемся как элемент системы социального обеспечения. Социальное обеспечение в широком смысле трактуется как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина пропорционально потребностям, либо с учетом трудового вклада или материальной обеспеченности, либо с частичной, как правило, с незначительной оплатой. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет охватываться не только обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и лечение, лекарственная помощь, бесплатное образование и пользование достижениями культуры. В этом случае материальное обеспечение охватывает ту часть социального обеспечения, которая связана с материальной поддержкой.

Таким образом, термином «материальное обеспечение» в российской юридической науке обозначалось три различных подхода: а) обеспечение трудящихся за счет всех фондов общественного потребления; б) обеспечение за счет фондов, предназначенных в основном для материального обеспечения трудящихся в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности; в) один из видов материального обеспечения трудящихся в старости, в случае инвалидности и других, установленных законом случаях за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

Современное российское законодательство не содержит дефиниции «материальное обеспечение». При этом под правом социального обеспечения понимается гарантированная ст. 39 Конституции РФ возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности.

Под видами социального обеспечения понимают способ предоставления социальных благ или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности. Обеспечение может осуществляться в виде выплаты денежных сумм либо облегчения материального положения обеспечиваемых в результате того, что часть их денежных расходов государство берет на себя, либо путем оказания услуг, или предоставлением натурального обеспечения. Соответственно различают такие виды обеспечения, как пенсии, пособия, компенсации, натуральное обеспечение, льготы, медицинская помощь и лечение, социальные услуги, социальное обслуживание. Из них пенсии, пособия, компенсации, натуральное обеспечение можно отнести к материальному обеспечению.

Законодательно оформленной системы материального обеспечения населения в настоящее время в России еще нет. Само социальное обеспечение функционирует как обособленное, внутренне организованное системное образование со сложной структурой. Феномен такого сложного системного образования заключается в том, что каждый из элементов системы, в свою очередь, представляет относительно обособленную систему, состоящую из элементов более низкого уровня, также образующих систему, имеющую свою собственную внутреннюю организацию. Следовательно, на современном этапе социальное обеспечение как системное образование высшего порядка состоит из двух элементов - государственной и негосударственной системы социального обеспечения.

Государственная система социального обеспечения законодательно закреплена и функционирует в определенных правовых рамках путем реализации субъектами соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой, прежде всего правовое образование, имеющее многоуровневый характер. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем: а) финансирования социального обеспечения; б) управления; в) материального обеспечения и социального обслуживания населения.

В системе материального обеспечения и социального обслуживания граждан, закрепленной нормами права социального обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы пенсионного обеспечения, обеспечения граждан пособиями и компенсациями.

Теоретическая разработка понятия материального обеспечения как категории, имеющей общесоциальную ценность, была произведена Т.К. Мироновой. По ее мнению материальное обеспечение - это форма распределения материальных благ для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества не в обмен на затраченный труд, а в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах. Данное определение, на наш взгляд, является наиболее универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономического и политического строя).

В основе материального обеспечения лежат следующие устойчивые признаки, характерные для материального обеспечения практически любой эпохи:

а) наличие объективных оснований, вызывающих потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;

б) особые источники обеспечения (особые фонды);

в) особые способы предоставления средств к существованию;

г) закрепление правил предоставления обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Материальное обеспечение можно классифицировать по нескольким критериям. Во-первых, по периодичности оно может быть периодическим (как правило, ежемесячным) и разовым. Во-вторых, по назначению (цели) может быть основным и дополнительным. Основное материальное обеспечение составляет базу удовлетворения потребностей граждан, получающих пособия, стипендии и другие выплаты. Дополнительное материальное обеспечение имеет вспомогательное назначение, выполняя поощряющие или компенсационные функции, оно назначается дополнительно к основному за определенные заслуги, вредное воздействие и т.д.

Дополнительное материальное обеспечение традиционно входит в систему государственного пенсионного обеспечения, основой которой являются различные виды пенсий, установленные в соответствии со статьей 39 Конституции РФ законом. Это обеспечение по отношению к пенсиям носит подчиненный, сопутствующий характер, поскольку оно может быть установлено только к пенсии. Учитывая данное обстоятельство, можно сказать, что отношения по предоставлению дополнительного ежемесячного материального обеспечения относятся к предмету пенсионного права, образуя институт этой подотрасли права социального обеспечения.

Нормы, устанавливающие дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют в отечественном законодательстве давнюю историю, создавая традицию повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан в связи с их заслугами перед государством. Так, в советском пенсионном праве признание государством особых заслуг граждан выражалось в установлении им персональных пенсий. Пенсионное обеспечение за особые заслуги было установлено уже 16 июля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР "О пенсиях лицам, имеющим особые заслуги перед Рабоче-крестьянской Революцией".

14 ноября 1956 года было принято Постановление Совета Министров СССР N 1075, утвердившее Положение о персональных пенсиях. Согласно указанному Положению персональные пенсии устанавливались лицам, имеющим особые заслуги перед Советским государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области культуры, науки, техники и спорта, а в случае смерти этих лиц - членам их семей; устанавливались персональные пенсии: союзного значения - за заслуги перед СССР; республиканского значения - за заслуги перед союзной республикой; местного значения - за заслуги местного значения. Существовали и специальные персональные пенсии, которые назначались в соответствии с решениями Совета Министров СССР членам Политбюро ЦК КПСС, секретарям ЦК КПСС и некоторым другим высшим государственным и партийным деятелям.

Политические и социально-экономические изменения, происходившие в нашей стране с начала демократических реформ, непосредственно затронули и пенсионную систему. 20 ноября 1990 года был принят Закон Российской Федерации N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который установил единую систему республиканских государственных пенсий в России. Согласно статье 134 данного Закона с 21 ноября 1990 года на территории Российской Федерации было приостановлено назначение персональных пенсий, а все персональные пенсии, назначенные ранее, отменялись с 1 января 1992 года. Персональным пенсионерам размеры пенсии пересчитывались на общих для всех других граждан основаниях. Таким образом, институт персональных пенсий был упразднен.

По словам разработчика Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 М.Л. Захарова, "основной причиной отмены персональных пенсий являлось то, что они устанавливались чаще всего за верную службу власти, режиму, независимо от реальных результатов деятельности, то есть преимущественно чиновникам различных властных структур, партийных и профсоюзных органов". И действительно, персональные пенсии во многом являлись привилегией государственных и партийных чиновников. Однако все-таки нельзя утверждать, что персональные пенсии назначались независимо от результатов деятельности персональных пенсионеров.

Всегда были, есть и будут в нашей стране граждане, имеющие заслуги в области культуры, науки, кинематографии, литературы, спорта и т.д. не только общероссийского, но и планетарного масштаба. Такие лица прославляют Россию, утверждают ее международный престиж, и поэтому их особое поощрение (в том числе и в сфере пенсионного обеспечения) является обязанностью государства. Представляется, что установление заслуженным гражданам наряду с пенсией каких-либо дополнительных выплат соответствует свойственной пенсионной системе идее коммутативной справедливости, выражающейся в словах "воздать каждому по заслугам".

По прошествии времени отмена института персональных пенсий не выглядит столь необходимой. Требовалась его модернизация, в частности введение объективных критериев заслуг, упорядочение оснований, дающих право на дополнительные пенсионные выплаты за особые заслуги, а также условий их предоставления. Отметим, что некоторые авторы рассматривают упразднение института персональных пенсий как конъюнктурную поддержку развернувшейся в то время борьбы против льгот и преимуществ государственной и партийной номенклатуры.

Впрочем, Закон от 20 ноября 1990 года N 340-1 содержал нормы о повышении исчисленного в общеустановленном порядке размера пенсии отдельным категориям граждан. Это дало основание М.Л. Захарову при рассмотрении проекта данного Закона в Верховном Совете РСФСР утверждать, что предлагаемый Законопроект не устанавливает персональных пенсий и ориентирован на "повышение пенсий на законном основании, за официально признанные заслуги".

Согласно статье 110 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 (в последней редакции) размеры пенсии повышались:

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 100 процентов размера пенсии, но не менее чем на 200 процентов минимального размера пенсии по старости;

Героям Социалистического Труда - на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;

Чемпионам Олимпийских игр - на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (данная категория введена Федеральным законом от 29 января 1997 г. N 23-ФЗ);

Гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, - на 15 процентов;

Участникам Великой Отечественной войны - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости;

Инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, получающим пенсию по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (данная категория была введена Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 12-ФЗ).

Как видим, большинство граждан, которым было предоставлено право на повышение размера пенсии, имели непосредственное отношение к событиям Великой Отечественной войны, что оправданно и справедливо. Однако упомянутая статья многих иных случаев заслуг перед государством, отмеченных в установленном порядке высокими наградами, не учитывала. При этом заметно, что в отношении некоторых лиц (например, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных) размер пенсии повышался скорее не в связи с их заслугами или достижениями, а в целях компенсации (возмещения) им вреда, нанесенного определенными обстоятельствами, ответственность за которые взяло на себя государство.

Таким образом, материальное обеспечение есть совокупность общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением потребностей граждан и членов их семей в случаях утраты средств существования, отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам. В содержание права на материальное обеспечения как одного из основных прав граждан, входит право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.

ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Обеспеченность человека, групп и слоев населœения неразрывно связана с их потребностями.Потребности - это нужда в чем-либо крайне важно м для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.

Потребности классифицируются: по сферам деятельности - потребности в труде, познании, общении, отдыхе; по объекту - материальные и духовные, этические, эстетические и др.; по функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные. В данной главе основное внимание будет сосредоточено на материальных потребностях применительно к отдельным субъектам, а именно к малообеспеченным группам населœения.

Факторы, которые обусловливают удовлетворение потребностей людей (в том числе материальных), разнообразны, к примеру:

1) объём и структура производства, численность и половозрастной состав населœения страны, общественно-политический и экономический строй общества, его социальная структура;

2) климатические, географические, национально-исторические условия жизни населœения, изменение физических особенностей человека;

3) величина и распределœение национального дохода, денежные доходы населœения, распределœение их между различными группами и слоями населœения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др.

Все эти группы факторов (условно назовем их соответственно общественно-цивилизационными, природно-географическими и собственно социальными или социально-экономическими) тесно взаимодействуют между собой. При этом их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных

условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы (в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы (содержание социальной политики, системный кризис российского общества).

Вот лишь некоторые факты проявления системного кризиса в России за последние годы. Объем промышленного производства за пять лет снизился в 2 раза, при этом производство в наиболее наукоемких отраслях упало в 5-6 раз и более*. Инвестиции в производство сократились более чем в 4 раза.

Не лучше дело обстоит и в сельском хозяйстве. Ныне по производству зерна Россия оказалась на уровне 1963 ᴦ., по численности крупного рогатого скота - на уровне 1961 ᴦ.

За первую половину 90-х годов поставки сельскохозяйственной техники сократились в 10-20 раз. Обеспокоенность вызывает истощение ранее плодородных земель. Посœевные площади в стране уменьшились более чем на 15 млн. га. По существу провалилась ʼʼфермеризацияʼʼ сельского хозяйства. Из 280 тыс. фермерских хозяйств в течение 1995 ᴦ. 60 тыс. распалось. Имея в своем распоряжении около 15 % земельных угодий, фермерские хозяйства дали менее 2 % товарной продукции сельского хозяйства.

В результате спада промышленного и сельскохозяйственного производства по потреблению продуктов питания Россия переместилась с 7-го на 40-е место в мире**.

Подсчитано, что среднестатистический россиянин потреблял в 1995 ᴦ. в день 2100 килокалорий, ровно столько, сколько крайне важно для жизни 11 -летнему ребенку.

Продолжается резкое падение доходов федерального бюджета. Одна из главных причин этого - усиление неплатежей в экономике страны. Правительство России по-прежнему проводит крайне непоследовательную налоговую политику, с одной стороны, пытаясь усилить общее налоговое бремя, с другой - предоставляя огромные

* Объем производства в период с 1990 по 1995 ᴦ. изменился по некоторым видам продукции следующим образом (в млн. т): сталь - 89,6 и 51,3; цемент - 83 и 36,4; синтетические волокна - 0,6 и 0,2; химические удобрения - 16 и 7,5; тракторы (в тыс. шт.) - 214 и 21; телœевизоры (в млн. шт.) - 4,7 и 0,98; стиральные машины - 5,4 и 1,3.

** С учетом, естественно, импортной продукции. В целом по стране более половины потребляемых населœением продуктов завозится из-за границы. В отдельных регионах страны ситуация еще сложнее. К примеру, в Москве импорт занимает более двух третей всœего продовольственного оборота. Отсюда можно сделать вывод, что Россия теряет (если не потеряла уже!) продовольственную независимость.

налоговые привилегии и льготы отдельным предприятиям и массовые отсрочки по уплате платежей в бюджет. Бичом для работающих (особенно в государственном секторе) является систематическая невыплата заработной платы длительные сроки. Задолженность по заработной плате в связи с недополучением средств из бюджета всœех уровней составила на середину апреля 1996 ᴦ. 3,4 трлн. рублей.

В итоге резко снизился уровень жизни российского населœения. Помимо указанных выше причин (спад производства - главная из них) на уровне жизни негативно сказалась ʼʼшоковая терапияʼʼ как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценение банковских вкладов большей части населœения страны; ваучерную приватизациюофициальных документах сообщалось, что к концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были переданы фактически за бесценок - около 7,2 млрд. долларов), давшую узкой группе людей огромные богатства; 10-20-тысячный рост цен без соответствующей индексации оплаты труда, пенсий и т.д. На уровне жизни населœения сказывается массовая безработица (более 10 млн. человек), усугубленная наплывом 6 млн. беженцев из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы некоторых категорий населœения.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населœения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. По этой причине чаще всœего в качестве обобщающегопоказателя уровня жизни населœения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населœения. Οʜᴎ характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни - минимальный потребительский бюджет семьи. Он складывается из минимально крайне важно ю уровня потребления материальных благ и услуг с учетом наличного уровня развития производительных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Институтом питания Академии медицинских наук разработаны нормативы потребления (набор продуктов питания), которые в целом соответствуют физическим потребностям человека по их калорийности и химическому составу и покрывают энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей, сохранения здоровья в преклонном возрасте. Эти продуктовые наборы, предназначенные для различных половозрастных групп, дифференцируются исходя из различий потребностей в материальных благах и услугах, с учетом цен, природно-климатических, демографических, социально-этнических и экологических условий.

* См.: Аргументы и факты. - 1993. - Ns 4.

Рассчитанный потребительский бюджет не является оптимальным. Он лишь учитывает минимум удовлетворения потребностей на нынешнем этапе развития российского общества. Это неизбежно, в случае если учесть, что заметно снизился уровень потребления базовых продуктов питания за последние годы.

В Москве стоимость условной минимально допустимой продуктовой корзины из 19 базовых продуктов питания достигла по состоянию на начало 1996 ᴦ. 290 тыс. рублей в месяц в расчете на одного москвича, а прожиточный минимум составил 620 тыс. рублей.

Минимальный потребительский бюджет является составной частью минимального прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные товары, услуги, налоги и другие платежи. Соотношение между указанными элементами прожиточного минимума на первую половину 90-х годов в России было таким: 68,3;

19,1; 7,4 и 5,2%. То есть основная статья расходов - питание, что свидетельствует о неблагополучии общества. Ясно, что питание является основной статьей расходов в малообеспеченных и бедных семьях. Зажиточные и богатые слои имеют другую структуру расходов.

Следует отметить также, что в статью расходов на непродовольственные товары ныне включены только предметы первой крайне важно сти, санитарии и гигиены, лекарства, а услуги предполагают лишь затраты на жилье и транспорт. Покупку предметов длительного пользования (одежда, обувь, мебель и т.д.) нынешний прожиточный минимум не предусматривает. На наш взгляд, это отражает состояние не только экономики, но и социальной политики современного российского государства.

Минимальный потребительский бюджет является своеобразной точкой отсчета бедности. Бедные, или малоимущие, - это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимальной потребительской корзины (минимального потребительского бюджета) или равен минимальной заработной плате.

К сожалению, в настоящее время в России системный кризис предопределяет крайне важно сть пользоваться в решении задач социальной защиты населœения показателœем минимальной заработной платы, а не показателœем прожиточного минимума.

Уровень бедности в обществе, о котором шла речь выше, используется для установления размера минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, сметы расходов на содержание граждан в домах для престарелых, инвалидов, детей в детских домах и До

мах ребенка, больных в больницах, осужденных в исправительных

тоудовых учреждениях. Поскольку прожиточный минимум в нашей стоаненынеодинизсамыхнизкихвмире.тоиуказанныерасходына

нужды малообеспеченных групп и слоев населœения крайне низки по сравнению с аналогичными расходами в развитых странах.

Выход из кризиса и существенная корректировка социальной политики Российского государства, будем надеяться, приведут в итоге к тому. что размер минимальной заработной платы будет установлен в соответствии с цивилизованным минимальным потребительским бюджетом, включающим в себя достаточно полный на_ бортоваровиуслуᴦ. Какправило, эти товары и услуги группируются в следующие крупные блоки: 1) продовольственные товары^ обес^ почивающие полноценное питание и восстановление способности к труду и воспроизводству; 2) одежда и обувь (с установлением сроков износа); 3) предметы санитарии и гигиены, лекарства; 4) ме-^ьзГпредметы хозяйственного и бытового обихода; 6) культтовары (телœевизоры, часы, стиральные машины и т.д.); 7) услуги гиищо-коммунального хозяйства; 8) услуги культурно-просветительского характера; 9) услуги службы быта (парикмахерские, пра-^ыГф^ател^ ремонт обуви, одежды и др.); 10) услуп. при гю^зовании транспортом; 11) услуги связи; 12) садово-огородныи инГен^ь; 13) семена, корма, скот, птицаихд. (для сельскихжите-

пейУ 14) услуги детских дошкольных учреждений и т.д.

К сожая^ю, мы вынуждены признать, что большинство из пе_ речисленных услуг и товаров ныне недоступно для значительной

части населœения.

ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ" 2017, 2018.

Материальная обеспеченность

Ухудшение состояния здоровья, сокращение возможностей экономической деятельности делают пожилых людей уязвимыми с материальной точки зрения. Это подтверждается как статистическими данными, так и результатами опросов - доля ответов «материальное положение - плохое» среди пожилых людей вырастает в разы. Один из многочисленных примеров приведен на рис. 5 .

Мы уже зафиксировали, что медицинское обслуживание в старших возрастах становится проблемой. Что могут позволить себе старики? Наиболее часто используемый социологический инструмент для ответа на этот вопрос – шкала материального благополучия, которая фиксирует разные уровни материальной обеспеченности в зависимости от уровня и характера потребления. Эта шкала применяется разными исследовательскими центрами, обычно вопрос задается в следующей форме: «Какое высказывание точнее всего описывает материальное положение Вашей семьи?

  1. денег не хватает даже на питание
  2. на питание денег хватает, но одежду, обувь купить не можем
  3. на одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить не можем
  4. на бытовую технику денег хватает, но автомобиль купить не можем
  5. на автомобиль денег хватает, но квартиру или дом купить не можем
  6. на квартиру или дом денег хватает».

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете свою материальную обеспеченность?» по возрастным группам

Источник : Данные исследования «Российская повседневность в социологическом измерении», 2009, расчеты проведены автором статьи.

Мы выбрали одно из исследований 2012 года, где был использован данный инструментарий . Доля тех, кто может купить дом и квартиру не превышает 1%, покупку автомобиля себе могут позволить – 5%. Наиболее часто респонденты выбирают позицию «на одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить не можем». Доля тех, кто выбрал данную опцию, колеблется вокруг отметки 45%, но значимой зависимости от возраста нет. Остановимся подробнее на двух нижних уровнях шкалы материальной обеспеченности – «денег не хватает даже на питание» и «на питание денег хватает, но одежду, обувь купить не можем». Распределение ответов по возрастным группам приведено на рис. 6.

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какое высказывание точнее всего описывает материальное положение Вашей семьи?» по возрастным группам

Источник : Данные опроса «Установки и опыт участия граждан в практиках гражданского общества», 2012, расчеты проведены автором статьи

Проблема питания не специфична для старших возрастов. Хотя многие опросы фиксируют снижение оценок качества питания пожилых людей, однако проблема нехватки денег для обеспечения нужного рациона возникает на более ранних стадиях жизненного цикла. Дисперсионный анализ не позволяет оценить последующее снижение остроты этой проблемы как значимое, хотя различия между молодыми и старшими возрастами такими являются.

А вот покупка одежды и обуви – действительно проблема старших возрастов. Это своего рода «потолок благополучия»: прокормиться можем, а вот выше не поднимешься. Иными словами, с голоду не умрешь, но ходить будешь в том, что осталось из «предыдущей» жизни.

Пожалуй, одной из самых животрепещущих проблем в наши дни является проблема социальной справедливости. О повышенном внимании к ней свидетельствует и почта "АиФ". Читатели остро ставят вопрос о нетрудовых доходах, об уравнительных тенденциях в оплате труда, о различном вкладе в производство людей с равной заработной платой и т. д. Мы знаем, что партия дает принципиальную оценку подобным явлениям и принимает меры для их преодоления.

Вместе с тем в письмах нередко встречаются обобщения, сделанные на основе личного опыта. "Учителя, врачи и инженеры - самые малообеспеченные специалисты сегодня", - пишет, например, читатель А. Корнеев. А в ответ на публикацию о молодом рабочем, который получает в месяц 250 рублей, один из читателей написал: "Где это вы видели такого? У нас на предприятии молодые рабочие получают не больше 150 - 200 рублей".

Прояснить проблему, дать обоснования для решения об очередном повышении заработной платы той или иной категории работающих призваны социологические исследования. О результатах одного из них рассказывает младший научный сотрудник Института социально- экономических проблем АН СССР Т. ПРОТАСЕНКО.

В ЛЕНИНГРАДЕ было проведено выборочное обследование материальных условий жизни некоторых категорий населения. Для этого выбрали четыре группы горожан, отличающихся своими социально-профессиональными качествами: квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников основных отраслей материального производства, учителей и работников сферы обслуживания. Результаты обследования, конечно же, не отражают с абсолютной точностью положение этих групп горожан в целом, по стране. Но они дают определенное представление об уровне их материальной обеспеченности.

Денежные доходы

Наиболее высокая средняя заработная плата оказалась у рабочих (203 руб.), самая низкая - у работников сферы обслуживания (143 руб.). Учителя (151 руб.) и инженеры (158 руб.) получают в среднем практически одинаково.

Однако при оценке материального благосостояния важен и такой показатель, как общий доход семьи. Здесь на первом месте учителя - 384 руб. (Следует учесть, что обследование проводилось до повышения заработной платы учителям.) Объясняется это тем, что по своему составу учительские семьи относительно однородны (мужья учительниц - инженеры, преподаватели, военнослужащие, жены учителей - врачи, учительницы, инженеры). Следовательно, вклад супругов в общий семейный бюджет либо равновелик, либо различается незначительно. К тому же в этих семьях меньше иждивенцев, пенсионеры, как правило, продолжают работать.

Аналогичная картина наблюдается в семьях инженеров, где средний общий семейный бюджет составляет 331 руб.

Среднемесячный бюджет рабочей семьи почти равен бюджету семьи инженера и составляет 325 руб. Чем объясняется неравнозначность по сравнению с учителями? Дело в том, что семьи обследовавшихся рабочих были неоднородны. Высокий заработок мужа (основной в семье) соседствует с относительно невысокой зарплатой жены. В этих семьях больше детей и иждивенцев. В итоге - высокие заработки рабочего "гасятся" низкими доходами других членов семьи.

Разнородны по своему составу и семьи представителей сферы обслуживания. Здесь немало матерей-одиночек и разведенных женщин с детьми, есть семьи, где у одного из супругов высокий заработок, а у другого - стабильный на уровне 160 руб. (жена - официантка, муж - водитель такси; жена - продавщица, муж - высокооплачиваемый инженер; жена - буфетчица, муж - администратор, и т. д.). В целом у этой категории горожан среднемесячный доход составляет 341 руб.

Как видим, общие доходы обследованных семей довольно- таки близки.

Для анализа материального благосостояния семьи используют и такой показатель, как среднедушевой доход. Так вот, у обследуемых групп населения этот показатель различается очень незначительно (учителя - 112 руб., работники сферы обслуживания - 109 руб., рабочие - 106 руб., инженеры - 103 руб.). Значит, и по этому показателю различные группы горожан близки.

Посмотрим, как выглядят другие стороны жизни.

Обеспеченность жильем

Одним из социальных факторов, характеризующих уровень жизни, является обеспеченность жильем. Как известно, жилье в нашей стране предоставляется бесплатно (за исключением кооперативных квартир), независимо от денежных доходов семей.

Среди обследованных 70% учителей имеют отдельную квартиру. Отдельным жильем обеспечены также 67% семей инженеров. Почти каждые 2 из 3 семей работников сферы обслуживания также живут в отдельных квартирах.

Доля семей рабочих, проживающих в отдельных квартирах, несколько ниже. Объясняется это тем, что среди обследованных рабочих преобладают приехавшие из сельской местности - 70% (это значительно выше, чем в других группах опрошенного населения). Получается, что первые 5 - 8 лет одинокие рабочие живут в общежитиях и при распределении жилья они чаще других оказываются в коммунальных квартирах.

Предметы быта

При обследовании выявились различия в основном компоненте материального благосостояния - в имущественной обеспеченности. Оно оценивалось по четырем показателям.

К первому относятся прямые средства технизации быта - холодильник, стиральная машина, пылесос, швейная (вязальная) машина. По насыщению семей этими средствами все группы горожан примерно равны.

Ко второму показателю относятся средства, способствующие мобильности населения и обогащению сферы отдыха, досуга и развлечений, - автомобили, мотороллеры, мотоциклы, туристское снаряжение, дача или садовый участок. Больше автомашин, дач и садовых участков у учителей и инженеров. Среди рабочих высок процент имеющих туристское снаряжение.

Третий тип показателей включает в себя предметы, обеспечивающие так или иначе культурную активность людей: телерадиоаппаратура, музыкальные инструменты, книги, кинафотоаппаратура и т. п. Этими предметами обеспечены все группы обследованных семей с некоторым их преобладанием у учителей и инженеров.

Домашние предметы (мебель, ковры хрусталь, фарфор и т. п.) - четвертый тип показателей имущественной обеспеченности. Следует отметить, что значительная часть домашнего имущества обследованной группы учителей приобретена родителями,

Унаследуются зачастую такие предметы, как мебельные гарнитуры, ковры, пылесосы, стиральные машины и т. п. В списке этих вещей - библиотеки, пишущие машинки, кинофотоаппаратура.

По имущественной обеспеченности с учителями схожи инженеры.

А вот группа работников сферы обслуживания в этом отношении менее стабильна и менее однородна. Наследует вещей она меньше. Культура потребления здесь еще не сложилась. В этой группе горожан зачастую наблюдается "перекос" в сторону приобретения денежноемких и престижных вещей.

Обследованная группа семей рабочих свои вещи приобретает, как правило, самостоятельно, без помощи родителей. Их имущественная обеспеченность во многом зависит от текущих денежных поступлений и создается медленнее.

Выводы

Во-первых, материально-бытовое положение различных групп горожан определяется не столько размером заработной платы и среднедушевым доходом, сколько такими факторами, как общий доход семьи, ее состав, количество и качество накопленного и унаследованного имущества. Во-вторых, заметное влияние на разницу в материальном благосостоянии оказывает неодинаковый уровень общей культуры, И в частности культуры потребления.

Однако, следует подчеркнуть, что в настоящее время происходит сглаживание этих различий. Реализуется программа обязательного среднего образования, что заметно выравнивает культурный уровень различных социальных групп. Улучшаются жилищные условия, повышается материальная обеспеченность, совершенствуется пенсионное дело. Этот процесс будет продолжаться и в последующие годы.

Обеспеченность человека, групп и слоев населения неразрывно связана с их потребностями.Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.

Потребности классифицируются: по сферам деятельности - потребности в труде, познании, общении, отдыхе; по объекту - материальные и духовные, этические, эстетические и др.; по функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные. В данной главе основное внимание будет сосредоточено на материальных потребностях применительно к отдельным субъектам, а именно к малообеспеченным группам населения.

Факторы, которые обусловливают удовлетворение потребностей людей (в том числе материальных), разнообразны, например:

1) объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения страны, общественно-политический и экономический строй общества, его социальная структура;

2) климатические, географические, национально-исторические условия жизни населения, изменение физических особенностей человека;

3) величина и распределение национального дохода, денежные доходы населения, распределение их между различными группами и слоями населения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др.

Все эти группы факторов (условно назовем их соответственно общественно-цивилизационными, природно-географическими и собственно социальными или социально-экономическими) тесно взаимодействуют между собой. Однако их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных

условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы (в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы (содержание социальной политики, системный кризис российского общества).

Вот лишь некоторые факты проявления системного кризиса в России за последние годы. Объем промышленного производства за пять лет снизился в 2 раза, при этом производство в наиболее наукоемких отраслях упало в 5-6 раз и более*. Инвестиции в производство сократились более чем в 4 раза.

Не лучше дело обстоит и в сельском хозяйстве. Ныне по производству зерна Россия оказалась на уровне 1963 г., по численности крупного рогатого скота - на уровне 1961 г.

За первую половину 90-х годов поставки сельскохозяйственной техники сократились в 10-20 раз. Обеспокоенность вызывает истощение ранее плодородных земель. Посевные площади в стране уменьшились более чем на 15 млн. га. По существу провалилась «фермеризация» сельского хозяйства. Из 280 тыс. фермерских хозяйств в течение 1995 г. 60 тыс. распалось. Имея в своем распоряжении около 15 % земельных угодий, фермерские хозяйства дали менее 2 % товарной продукции сельского хозяйства.


В результате спада промышленного и сельскохозяйственного производства по потреблению продуктов питания Россия переместилась с 7-го на 40-е место в мире**.

Подсчитано, что среднестатистический россиянин потреблял в 1995 г. в день 2100 килокалорий, ровно столько, сколько необходимо для жизни 11 -летнему ребенку.

Продолжается резкое падение доходов федерального бюджета. Одна из главных причин этого - усиление неплатежей в экономике страны. Правительство России по-прежнему проводит крайне непоследовательную налоговую политику, с одной стороны, пытаясь усилить общее налоговое бремя, с другой - предоставляя огромные

* Объем производства в период с 1990 по 1995 г. изменился по некоторым видам продукции следующим образом (в млн. т): сталь - 89,6 и 51,3; цемент - 83 и 36,4; синтетические волокна - 0,6 и 0,2; химические удобрения - 16 и 7,5; тракторы (в тыс. шт.) - 214 и 21; телевизоры (в млн. шт.) - 4,7 и 0,98; стиральные машины - 5,4 и 1,3.

** С учетом, естественно, импортной продукции. В целом по стране более половины потребляемых населением продуктов завозится из-за границы. В отдельных регионах страны ситуация еще сложнее. Например, в Москве импорт занимает более двух третей всего продовольственного оборота. Отсюда можно сделать вывод, что Россия теряет (если не потеряла уже!) продовольственную независимость.

налоговые привилегии и льготы отдельным предприятиям и массовые отсрочки по уплате платежей в бюджет. Бичом для работающих (особенно в государственном секторе) является систематическая невыплата заработной платы длительные сроки. Задолженность по заработной плате в связи с недополучением средств из бюджета всех уровней составила на середину апреля 1996 г. 3,4 трлн. рублей.

В итоге резко снизился уровень жизни российского населения. Помимо указанных выше причин (спад производства - главная из них) на уровне жизни негативно сказалась «шоковая терапия» как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценение банковских вкладов большей части населения страны; ваучерную приватизацию (в официальных документах сообщалось, что к концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были переданы фактически за бесценок - около 7,2 млрд. долларов), давшую узкой группе людей огромные богатства; 10-20-тысячный рост цен без соответствующей индексации оплаты труда, пенсий и т.д. На уровне жизни населения сказывается массовая безработица (более 10 млн. человек), усугубленная наплывом 6 млн. беженцев из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы некоторых категорий населения.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объем потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Поэтому чаще всего в качестве обобщающегопоказателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни - минимальный потребительский бюджет семьи. Он складывается из минимально необходимою уровня потребления материальных благ и услуг с учетом наличного уровня развития производительных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Институтом питания Академии медицинских наук разработаны нормативы потребления (набор продуктов питания), которые в целом соответствуют физическим потребностям человека по их калорийности и химическому составу и покрывают энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей, сохранения здоровья в преклонном возрасте. Эти продуктовые наборы, предназначенные для различных половозрастных групп, дифференцируются в зависимости от различий потребностей в материальных благах и услугах, с учетом цен, природно-климатических, демографических, социально-этнических и экологических условий.

Новое на сайте

>

Самое популярное