Домой Полезные советы Национальная инновационная. Национальная инновационная система и её элементы

Национальная инновационная. Национальная инновационная система и её элементы

Из речи Фурсенко А.А., первого заместителя Министра промышленности, науки и технологии РФ.

Научно-техническая политика, инновационная политика - это основной инструмент обеспечения конкурентоспособности страны, как на среднесрочный период, так и на стратегическую перспективу. Именно новые знания позволяют стране обеспечить передовое место в мире, особенно в сегодняшнем мире. Научно-техническую политику условно можно разбить на две части.

Фримен определил инновационную систему как сеть институтов. Национальная инновационная система - это совокупность институтов новой экономики, и связи между ними, это технология развития новой экономики. С точки зрения Минпромнауки, новая экономика, это та часть экономики, где максимальная добавочная стоимость возникает за счет самого главного возобновляемого ресурса нашей страны: не за счет сырьевых ресурсов, а за счет знаний.

Национальная инновационная система федеральная региональная система, являющаяся составной частью экономики государства и представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового, экономически выгодного знания, направления деятельности.

Целью формирования национальных инновационных систем Р.Ф. является обеспеченье, объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организации научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологии в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Создание среды для инновационной деятельности - это:

1. нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.

2. создание технологической и финансовой инфраструктуры. Под технологической инфраструктурой понимаются технолого-инновационные центры, центры по передаче технологий, информационные системы, поддержка различных структур от малого бизнеса до национальных лабораторий.

3. кадровое обеспечение.

5. обеспечить введение существующего законодательства в реальную жизнь.

Формирование национальной инновационной системы предусматривает:

    создание благоприятной экономической и правовой среды

    построение инновационной структуры

    совершенствование механизмов государственного содействия, коммерциализации, результатов научных исследований и разработок.

Формирование национальных инновационных систем требует решение следующих задач:

1. совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия, государственной науки организаций и государственных вузов с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий, повышения квалификации персонала

2. провидение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в научные проекты.

3. создание и развитие объектов инновационной структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, технологии) систем организации показания консалтинговых услуг в области деятельности, содействия развитию малых предприятий.

Каждое государство, реализовывая свою научно-техническую политику, должно определить приоритетное направление науки – это такие тематические области развития науки и технологии, которые обеспечивают основной вклад достижения поставленных долгосрочных национальных целей.

В нашей стране был богатый опыт определения приоритетных направлений наиболее значимым был опыт разработки приоритетов в 70-ых годах 20 века.

При разработке комплексной программы научно-технического процесса и его социальных последствий. По 150 направлениям искусств науки и техники, оценивалось место России в мировой науке разрабатывались рекомендации для правительства, о том, что нужно сделать для улучшения ситуации.

Приоритетное направление развития науки в Р.Ф.

1. Информационные телекоммуникации, технологии и электроника

2. Космическая и авиационные технологии

3. новые материалы и химические технологии

4. Перспективные вооружения

5. Производственные технологии

6. Новые транспортные технологии

7. технологии живых систем

8. Экология и рациональное природопользование

9. Энергосберегающие технологии

Критические технологии – технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих отраслей и дают вклад в решение приоритетных направлений, без которых реализации приоритетных направлений невозможны.

Существует перечень 52-х критических технологий Р.Ф.. Например: добыча, переработка угля.

Инновация – неотъемлемая часть всей экономической политики государства.

Различные мета-структурные изменения на уровне как отдельной организации, так и союза, ассоциации, совместного предприятия и пр. могут рассматриваться как очень важный и перспективный источник инновационного развития. Однако во многих случаях эти изменения могут оказывать негативное влияние на способность предприятия воспринимать новые идеи, решения и предложения, а также осуществлять их внедрение. Одной из причин этого может быть чрезмерное расходование интеллектуального, личностного и временного ресурса его сотрудников на совладание с трудностями мета-структурных изменений, а также на оптимизацию организационного построения вновь создаваемых структур в ущерб их активности по поиску и внедрению новых идей и технологий.

Для того, чтобы избежать возможных негативных последствий при формировании альянсов и объединений в контексте их инновационной деятельности проводятся многочисленные исследования закономерностей функционирования таких систем.

Концепт инновационных систем тесно связан с понятием технологических систем, которые понимаются как сети различных активных звеньев, взаимодействующих в определённой экономической или производственной области, включённых в определённую организационную структуру и участвующих в процессах продуцирования, распространения и утилизации различных технологий .

Основная идея, стоящая в основе понятия "инновационная система", заключается в том, что сами инновации, а также процесс их распространения, являются одновременно и индивидуальным, и коллективным актом. Таким образом, принято считать, что инновационная система состоит из сетей индивидов и организаций, которые порождают, развивают, распространяют и используют инновации . Системы инноваций построены таким образом, что обеспечивают реализацию следующих процессов:
продуцирования идей;
развития, распространения и тестирования идей на их пригодность и практичность;
трансформации и превращения идей в "ноу-хау", знания и технологии;
превращения идей, информации и знаний в востребованные продукты на коммерческом, экономическом, социальном и пр. уровнях.

В контексте исследования инновационных систем отдельное внимание должно быть уделено инновационной инфраструктуре, "...представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы" [Основы инновационного менеджмента, 2000, с. 40].

Выделяется ряд функций инновационных систем, реализация которых позволяет такой системе устойчиво и эффективно функционировать . Ниже рассмотрим их более подробно.

Функция 1. Предпринимательская активность. Активная деятельность звеньев инновационной системы является важнейшим фактором, обуславливающим успешность её функционирования. Роль предпринимательской инициативы с наибольшей силой проявляется в трансформации новых знаний и идей в конкретные перспективные коммерческие перспективы и планы. В этой связи предприниматель является ключевым звеном в процессе рождения и внедрения инноваций. Без его активной деятельности их появление становится невозможным.

Функция 2. Совершенствование знаний (обучение). В связи с тем, что в настоящее время экономика постепенно приобретает черты экономики знаний, и эти знания приобретают важнейшее значение в контексте социально-экономического развития, образование в его фундаментальных и прикладных формах превращается в один из наиболее мощных факторов, обуславливающих это развитие. Знания и обучение становятся источником инноваций, а также силой, способной поддерживать и расширять глобальный инновационный процесс. Выделяются несколько видов обучения в контексте функционирования инновационной системы, наиболее важными из которых являются "обучение через наблюдение" и "обучение через действие".

Функция 3. Распространение знаний через сети. Если распространение инноваций внутри отдельной организации может осуществляться традиционными методами, включающими в себя директивные указания и распоряжения, а также действия участников инновационного процесса в соответствии с их должностными инструкциями, то в инновационной системе такие методы могут оказаться неэффективными. Прежде всего это связано с тем, что распоряжения со стороны руководства одной организации совсем не являются обязательными для исполнения сотрудниками другой. Кроме этого, различия в параметрах организационной культуры и принципах профессиональной деятельности в различных звеньях одной и той же инновационной системы могут приводить к расхождениям в понимании смысла и цели тех либо иных процессов, происходящих в рамках одного инновационного проекта.

Во многих случаях информационный обмен оказывается особенно важным в контексте согласованной работы государственных и коммерческих структур, а также в процессе анализа ранка и выработки единой маркетинговой стратегии всеми участниками инновационной системы.

Обмен знаниями и информацией подразумевает согласование самых разных параметров на этапах формирования стратегической линии развития такой системы. Так, объектами согласования могут быть общие стандарты деятельности различных звеньев системы, формулирование долгосрочных планов, целей и пр. Эти параметры должны разрабатываться с учётом новейших технологических и научных достижений. Таким образом, активность звеньев инновационной системы в условиях обмена информацией и знаниями может рассматриваться как "обучение через взаимодействие" или в случае включения в анализ провайдера информационного обмена как "обучения через применение" .

Функция 4. Поиск направлений дальнейшего развития. В инновационной системе декларируются стратегические цели развития, которые определяют основное направление деятельности её элементов и участников. Так, к примеру, ориентация на экономию ресурсов в такой системе может приводить к появлению сберегающих технологий. Критериями эффективности такой поисковой активности могут являться успех в конкурентной борьбе, достижение поставленных целей социального развития, согласованная работа компонентов инновационной системы и пр.

Функция 5. Формирование рынка. Развитие и внедрение новых технологий зачастую сдерживается доминированием старых, устоявшихся и отживших свой век методов и подходов. Таким образом, необходимо "расчищать место" для развития перспективных проектов. На уровне организации, например, это может быть осуществлено с помощью специальных регламентирующих процедур или методами вознаграждения, а на уровне целого государства - с помощью налогового регулирования.

Функция 6. Мобилизация ресурсов. Для успешного функционирования инновационных систем необходима мобилизация финансовых, человеческих и пр. ресурсов. В условиях устойчивого и ритмичного развития эти ресурсы в большинстве случаев равномерно распределены между агентами этого развития. В случае же инициации инновационного процесса зачастую необходима резкая мобилизация этих ресурсов для того, чтобы обеспечить стартовый импульс этому процессу. В наибольшей степени сказанное относится к инновационным скачкам, которые будут подробно рассмотрены в разд. 4.2.

Функция 7. Создание сил, противодействующих инновациям. Эта функция инновационных систем является во многом парадоксальной. Парадоксальность обуславливается тем, что для успешного протекания инновационного процесса необходимо наличие сдерживающих сил или той традиционной среды, в которой будущая инновация должна вызреть и консерватизм и сопротивление которой она должна преодолеть прежде, чем окажется по достоинству оцененной и внедрённой в практику. В этом случае она может выступить "могильщиком" старой системы, одновременно являясь её "кровью и плотью".

В деятельности инновационной системы отдельно встаёт проблема её эндогенной (внутренней) и экзогенной (внешней) гармонизации [Основы инновационного менеджмента, 2000]. Эндогенная гармонизация подразумевает увязывание деятельности её различных подструктур и звеньев в единый процесс, направленный на достижение стратегических целей. Для этого необходимо решение следующих основных задач:
разработки конкретных проектов и программ;
формирования ориентированной на инновации организационной структуры и методов её коррекции (в случае необходимости);
обеспечения кооперации в процессе реализации инновационных программ и проектов;
проектирования производственных процессов;
разработки планов продвижения и реализации инновационной продукции;
подбора и обучения персонала для реализации инновационных программ;
формирования и развития системы распределения функций;
разработки системы поддержки и стимулирования творческой и инновационной инициативы;
формирования творческой психологической атмосферы.

Экзогенная гармонизация предполагает согласование инновационной системы с внешней средой. В процессе этого согласования должны быть решены следующие задачи:
выработка планов долговременного развития;
разработка процедур формирования средне- и краткосрочных планов на основе принятой стратегии развития;
проведение маркетинговых исследований;
увязывание планов развития системы с социально-политическими, юридическими экономическими, экологическими и пр. нормами, правилами и традициями;
изучение и использование передовых технологий и прогрессивного опыта у конкурентов;
увязывание планов инновационного развития системы с реалиями научно-технического прогресса.

В процессе анализа инноваций на организационном уровне могут быть выделены и изучены преимущественно структурные составляющие инновационного процесса. Для исследования социально-психологических условий рождения и практической реализации инноваций необходимо осуществление анализа также на групповом уровне.

История

Структура

К структурным элементам НИС относятся:

  • учебные заведения

Государство и НИС

В разных странах сложились различные модели организации НИС.

Государство может поддерживать НИС следующими способами:

  • льготное налогообложение
  • прямое бюджетирование
  • предоставление кредитов
  • организация венчурных фондов
  • содействие развитию венчурных фондов

Цикл жизни инновационного проекта

В развитии инновационной компании выделяют следующие этапы:

  1. Посев
  2. start up
  3. начальный рост
  4. развитие
  5. IPO (характерно для американской модели развития)

Примеры проектов

  • Национальная инновационная система Республики Беларусь

Ссылки

  • - Нормативно-правовая база инновационной деятельности.
  • инновационные системы в электрике - Инновационные Системы автоматизации зданий.

Литература

  • Леонтьев Л. И. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности .
  • Орешников А. Институциональные аспекты развития и взаимодействия национальных инновационных систем стран Европейского союза // Журнал международного права и международных отношений . - 2006.
  • Савина Е. Н. Государственное регулирование национальной инновационной системы : автореферат диссертации.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Национальная инновационная система" в других словарях:

    Национальная инновационная система государства-участника СНГ - Национальная инновационная система система организационно правовых, социально экономических и институциональных отношений, устанавливающих в соответствии с конституцией, законодательством и сложившимися обычаями делового оборота государств… … Официальная терминология

    Система инновационная национальная - совокупность учреждений и организаций страны, которые осуществляют разработку и распространение новых технологий и позволяют Правительству реализовать политику в области научно технологического развития национальной экономики. Существует также… …

    Национальная медаль за технологию и инновацию (англ. National Medal of Technology and Innovation; до 2007, называлась National Medal of Technology, то есть Национальная медаль за технологию или Национальная медаль технологии) американская… … Википедия

    Стратегия инновационная - система реализации приоритетов субъекта в области инновационного развития, определяющая основные направления его деятельности в данной области. Разрабатывается на национальном уровне, а также на уровне регионов, отраслей и организаций (фирм).… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    Год основания 1952 Расположение … Википедия

    Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

    НИС - Национальный исполнительный совет Бенин НИС настольная издательская система компьютерный комплекс комп. НИС Национальный инвестиционный совет http://www.rnic.ru/ … Словарь сокращений и аббревиатур

    У этого термина существуют и другие значения, см. Инновация (значения). Инновация, нововведение (англ. innovation) это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком … Википедия

Книги

  • Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 42 (327) 2015 , Отсутствует. Журнал освещает актуальные проблемы национальных интересов, приоритетные направления развития экономики, вопросы национальной безопасности России и регионов в различных сферах экономики,… электронная книга
  • Сетевая модель формирования российской национальной инновационной системы , А. Е. Суглобов, Е. В. Смирнова. Раскрыты проблемы разработки методического инструментария развития предприятий инновационного сектора и формирования национальной инновационной системы России на основе сетевой модели,…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Национальная инновационная система

1.2 Роль государства в НИС

1.3. Университеты в НИС

Заключение

Список литературы

инновационный система технологический университет

Введение

В настоящее время инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Большинство ученых сходятся во мнении, что инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.

Понятие «инновации» используется практически повсеместно, является темой бесед как на бытовом, так и на профессиональном уровне, в т.ч. на уровне глав государств, международных организаций и т.д. Под инновацией можно понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Актуальность темы исследования:

В современных общемировых реалиях многие прогрессивные страны стремятся так или иначе объединить и создать общую межнациональную инновационную систему, которая ускорит глобальный технологический рост. Так как РФ в плане технологий отстает от запада, то подобный инновационный союз поспособствует сокращению "разрыва" между РФ и лидерами в технологическом развитии, а так же поможет наладить внешние отношения.

Выявить основные условия формирования межнациональной инновационной системы(МнИС)

1. Выяснить какую работу проводит РФ в данном направлении

2. Показать ключевые моменты становления межнациональной инновационной системы в Европе.

Объект: Межнациональные инновационные системы

Предмет: Предпосылки становления МнИС

1. Понятие национальной инновационной системы

1.1 Национальная инновационная система

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

НИС включает следующие компоненты:

1. Нормативно-правовая база ИД

2. Субъекты ИД

3. Инфраструктура НИС.

Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта.

Изучение проблем технического прогресса и инновационной деятельности во второй половине ХХ в. стало одним из наиболее важных и обширных направлений исследований в зарубежной экономической литературе. Наиболее важные приоритеты научно-технологического развития при этом все более связываются не с грандиозными, дорогостоящими проектами прорывного демонстрационного характера, а с непрерывной повседневной работой по формированию национальных инновационных систем (НИС) и их звеньев.

Наиболее полно всю эту систему со всеми взаимодействиями показывает и объясняет теория тройной спирали, которая призвана ускорить процесс интеграции инновационных систем, а так же объясняет как именно происходит этот процесс. Теория тройной спирали (TripleHelix) создана в Англии и Голландии в начале XXI века профессором университета Ньюкастла Генри Ицковицем (Henry Etzkowitz) и профессором амстердамского университета Лойетом Лейдесдорфом (Loet Leydesdorff). Тройная спираль символизирует союз между властью, бизнесом и университетом, которые являются ключевыми элементами инновационной системы любой страны.

Рис. 1.1 Взаимодействие трех составляющих инновационной системы в тройной спирали

Модель тройной спирали показывает включение во взаимодействие определённых институтов на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом.

Роль университета в модели тройной спирали неоспорима. Большинство стран сегодня переходит к экономике знаний, когда ключевым фактором конкурентоспособности государства становятся новые знания и технологии. Именно университеты, ведущие исследования и разработки, становятся в такой ситуации важнейшим ресурсом для наукоёмкого производства.

Основоположниками теории формирования НИС можно по праву считать К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания), Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста).

Теория тройной спирали рассматривает национальные инновационные системы как центральный объект изучения. Научное, практическое и политическое значение этой проблематики трудно переоценить. Фактически она заменила собой парадигму «экономики благосостояния», идеологическая значимость которой была исчерпана в 1970-е гг. В этой связи весьма полезным и ценным представляется углубленное изучение, а главное, практическое применение опыта стран, наиболее продвинувшихся на пути использования инновационной активности как главного фактора экономического роста. Следует особо подчеркнуть значимость изучения опыта стран Европейского союза в решении задачи создания эффективно функционирующей национальной инновационной системы по следующим причинам:

Общность факторов, препятствующих инновациям, и изменение характера протекания инновационного процесса;

Необходимость формирования механизмов наднационального регулирования инновационного развития в рамках государства;

Общность территориальных границ, внешнеторговая деятельность, наличие совместных проектов и межгосударственных соглашений с европейскими странами;

Возможность заимствования европейского опыта функционирования многоуровневой инновационной системы.

При формировании и функционировании национальных инновационных систем развитых стран наблюдаются следующие закономерности:

Государство играет активную роль при формировании и функционировании НИС, при этом по мере становления инновационной экономики осуществляется переход от прямого управления к индикативному;

Увеличение объема новых знаний, развитие технологий, прежде всего, информационных и телекоммуникационных сетей, миниатюризация производства способствуют созданию сетевых структур, в основу управления которыми положены принципы самоорганизации (синергетические принципы);

Повышается роль регионов в развитии инновационных процессов, при этом инновационная система рассматривается как один из инструментов территориального развития;

По мере развития национальных инновационных систем происходит их интеграция в наднациональные инновационные системы.

Тройная спираль, как модель любой национальной инновационной системы состоит из главных трёх состовляющих:

1. Университеты.

2. Государство

3. Предпринимательство

1.2 Роль государства в НИС

Следует выделить наиболее важные функции инновационного государства:

1. Государство выступает гарантом для бизнеса, в том, что его вложения застрахованы от различных рисков, таким образом, государство стимулирует активность бизнеса и увеличивает объемы новых инвестиций.

2. Государство регулирует налоговую систему и предоставляет льготы для предприятий, работающих в инновационном секторе экономики, тем самым активизируя высокотехнологичные предприятия.

3. Государство организует агентства по выдаче патентов как временную форму монополии над знанием, тем самым оно дает возможность другим участникам инновационного процесса развивать технологии с доступных для всех участников начальных точек отсчета.

4. Государство формирует условия для фундаментальных исследований, которые впоследствии будут перенесены в специализированные отрасли производства.

В результате можно сделать вывод о том, что государство в рамках модели «тройной спирали» должно способствовать развитию бизнеса путем минимизации его рисков и под сильным влиянием науки. Более того, государство в инновационной экономике осознает наибольшую значимость проведения инновационной политики по сравнению с простой раздачей собственных директив.

НИС европейских стран существенно отличаются друг от друга, в том числе в плане постановки целей и задач. Так, например, Франция видит основную задачу НИС в создании дополнительных рабочих мест, а Германия -- в развитии прогрессивных технологий. При этом, по оценкам европейских экспертов, общая эффективность обеих НИС примерно одинакова.

В части регулирования развития НИС государства принимают на себя:

Установление рамочных условий развития инновационного бизнеса;

Разработку стратегии инновационного развития экономики;

Проведение прогноза технологического развития и определение на этой базе научно-технологических приоритетов;

Поддержку развития инновационной инфраструктуры;

Разработку и реализацию мер по косвенному и прямому стимулированию инновационной деятельности, однако, эти меры, как правило, не направлены на прямое финансирование выпуска продукции;

Участие в развитии сферы исследования и разработок (ИР-сферы), при этом безусловный приоритет отдается фундаментальной науке.

Кроме того, НИС рассматривается как один из основных инструментов регионального развития.

Таким образом, в каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативно-правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда.

1.3 Университеты в НИС

Университеты - самая важная и значительная часть данной системы взаимодействия и интеграции национальных инновационных систем, именно из-за правильной работы университетов со временем появляется предпринимательская инновационная составляющая тройной спирали.

В формировании национальной инновационной системы значительная роль возложена на высшее учебные заведения, целью которых является обучение студентов и проведение научных исследований и инновационной деятельности. Однако в последнее время наблюдается низкий уровень исследовательской деятельности в вузах. В настоящее время около 80% организаций высшего профессионального образования РФ ни как не связаны с научным организациями, более 82% профессорско-преподовательского состава государственных вузов не проявляют интерес к научным исследованиям. Разделение процессов обучения и исследований привело к разрыву важных творческих связей между способными и полными новых идей студентами и умудрёными опытом исследователями. Как свидетельствует опыт СШП, появление многих наиболее известных инновационных компаний связано с тем, что их основатели именно со студенческих лет, занимались научно-исследовательской деятельности, развивали свои оригинальные идеи. Без погружения в иследования и коммерческую культуру в стенах университетов, останователи этих компаний вряд ли смогли совершить то, что им удалось.

Важным направлением повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы является формирование новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности на основе реализации программ развития национальных исследовательских университетов(НИУ). В основе данного направления лежат целевые программы, направленные на усиление исследовательской деятельности в вузах. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. подчеркивается необходимость активизации участия студентов и преподавателей вузов в исследовательской деятельности. Формирование и функционирование национальных исследовательских университетов в России направлено на кадровое и научное обеспечение национальной инновационной системы на основе осуществления качественной модернизации научной и образовательной деятельности, удовлетворения запросов высокотехнологичного сектора российской экономики, повышение конкурентоспособности российской системы образования, вывода на мировой уровень наших университетов.

Первым же важнейшим условием развития межнациональной инновационной системы является интернационализация образования. Что прежде всего подразумевает под собой свободное перемещение студентов и преподавателей между вузами и прочими образовательными и научными учреждениями различных стран. Это способствует расширению информационного потока, обмену различного опыта, недоступного в одном государстве, но являющимся обыкновенной практикой в другом. Так же это может способствовать созданию международных предприятий или предприятий находящихся в разных странах, но тесно сотрудничающих между собой.

Циркуляция информации - информационные коммуникации являются основой сотрудничества любого уровня, от локального до международного, и прежде всего международного. Некоторые информационные сети должны информировать о политике государств и источниках финансирования, передовых научных исследованиях университетов. Следует отметить, что обмен знаниями и технологиями между университетами-предпринимателями является одним из важнейших шагов к интеграции. Тесная работа различных университетов помогает в ускорении исследований, и косвенно влияет на создании инновационной инфраструктуры в будущем. Взаимодействие с предприятиями в подготовке и переподготовке кадров для высокотехнологичного производство. При этом производится как переподготовка тех работников, которые уже работают на предприятии в том числе и менеджеров.

1.4 История развития НИС в Европе

Первый этап формирования НИС в европейских государствах начался после окончания Второй мировой войны, что было обусловлено необходимостью послевоенного восстановления экономик. Активизация инновационных процессов обеспечила ускоренный выпуск новой продукции на базе современных достижений науки и техники, позволила Германии, Англии и Франции выйти в лидеры мировой экономики, создать к концу ХХ в. реальные предпосылки для построения постиндустриального общества.

Завершение «холодной войны» и ликвидация военного противостояния Запад--Восток дали новый импульс развитию европейских национальных экономик по инновационному пути. В последнюю четверть ХХ в. инновационные процессы получили широкое развитие не только в общепризнанных странах-лидерах, но и в государствах, ранее не имевших больших достижений в наукоемких отраслях промышленности. Наиболее показателен здесь пример Финляндии. В конце 1970-х гг. Финским национальным фондом исследования и развития «Sitra» был подготовлен доклад «Оценка технологий», который положил начало дискуссии о научно-технической политике в стране. Ее итогом стало принятие в 1982 г. ряда правительственных решений, направленных на построение национальной инновационной системы, прежде всего, увеличение ассигнований на НИОКР с 1,2 % ВВП в 1982 г. до 2,2 % ВВП к 1992 г. К 2000 г. расходы на эти цели достигли 3,37 % ВВП при среднем значении по странам ЕС 1,88 %.

Следующим принципиальным решением было создание системы государственного регулирования. Для управления инновационными процессами был создан правительственный Совет по научной и технологической политике. При этом основным направлением инновационно-технологического развития были выбраны информационные технологии и телекоммуникационные системы.

В результате целенаправленной государственной политики и реализации выбранных приоритетов в стране на базе наукоемкой промышленности была создана динамично развивающаяся экономика. Так, в 1996--2000 гг. рост ВВП Финляндии составлял в среднем 5,1 % в год, в то время как в США -- 4,3 %, Японии -- 1,3 %, ЕС -- 2,6 %.

2. Интеграция инновационных систем в ЕС

Новый этап развития европейских НИС, заключающийся в их объединении в единую гипер-систему, начался в марте 2000 г., когда на заседании Европейского совета в Лиссабоне была предложена программа создания инфраструктуры знаний, активизации инноваций и экономических реформ, модернизации систем социальной поддержки и реформы образования. Цель данной программы была определена как построение наиболее компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, обеспечивающей ЕС мировое лидерство.

Одновременно с этим с целью объединения усилий ученых различных стран была провозглашена концепция создания единого исследовательского пространства в Европе и определены конкретные шаги по решению этой проблемы. При этом особо подчеркивалась необходимость решения двух основных задач:

Получение максимума инновационных преимуществ за счет национальных и общеевропейских усилий в поддержке исследований;

Создание дружелюбной окружающей среды для начала и развития инновационного бизнеса.

В последние годы ярко обозначилась тенденция к созданию межгосударственных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимает Европейская бизнес-сеть. Европейская сеть бизнес- и инновационных центров является международной некоммерческой организацией. Она была создана в 1984 г. Ее учредителями являются Европейское сообщество и группа промышленников. Бизнес-сеть состоит из национальных сетей и является одним из важнейших элементов интегрированной европейской инновационной системы. К 2000 г. в состав сети входило более 200 организаций, включая 150 бизнес-инновационных центров, расположенных в 21 стране Европы и дальнего зарубежья (Турция, Китай, США, Южная Америка и др.).

При этом в рамках одной страны бизнес-инновационные центры объединяются в национальные бизнес-сети, в работе которых принимают участие:

Инкубаторы и бизнес-парки,

Торговые ассоциации,

Региональные и местные руководители,

Частные компании,

Агентства регионального развития,

Европейская комиссия и другие европейские организации,

Промышленные ассоциации,

Торгово-промышленные палаты,

Финансовые структуры,

Научные и технологические парки,

Университеты и исследовательские центры,

Другие международные сети.

Основной задачей таких центров является поддержка бизнесменов, работающих в сфере инноваций, и развивающихся инновационных фирм. При этом ставится цель вырастить новые инновационные фирмы или перенастроить уже имеющиеся таким образом, чтобы они уже рассматривались как часть процесса промышленного планирования. Эти фирмы начинают взаимодействовать с публичными или частными структурами на основе соглашений, предусматривающих их участие в региональном и местном развитии. Широкая сфера охвата дает возможность оказывать различные услуги по развитию фирм и наладить кооперацию со специализированными сервисными службами.

Особую роль бизнес- и инновационные центры играют в регионах, не имеющих развитого научно-технического или инновационного потенциала, явных преимуществ, позволяющих им интенсивно развиваться и не обладающих высокой инновационной активностью. Учитывая результаты работ, ЕС рекомендовало, чтобы региональные программы включали в себя подобные структуры в тех регионах, которым требуется помощь, и более интенсивно использовали уже имеющиеся центры в целях регионального развития. Таким образом, обеспечивается участие инновационной системы в инновационном развитии территорий, прежде всего, не имеющих развитого научно-технологического или промышленного потенциала.

Формирование внутрирегиональных инновационных сетей предполагает наличие: разнообразных и взаимодополняющих видов деятельности, а также стимулов к установлению внутрирегиональных кооперационных связей, переводу инновационного процесса с внутрифирменного на межфирменный уровень.

Одним из важнейших элементов инфраструктуры финансирования инновационных разработок являются венчурные фонды. Однако при всей своей привлекательности они не являются универсальным механизмом, обеспечивающим полное финансирование создания инновационного продукта, а нацелены в основном на завершающие стадии разработки, начиная с создания опытного образца продукции. Хотя в настоящее время получило развитие венчурное финансирование малых инновационных фирм на стартовой фазе их развития, но в большинстве случаев начальные стадии разработки инновационной продукции финансируются из собственных средств организации либо с привлечением грантов, а также при помощи других механизмов поддержки инновационной деятельности (например, «кредит чести»). Собственно стадия производства финансируется путем привлечения обычных банковских кредитов, формирования финансовых пулов и т. д. В отсутствие промышленности, способной воспринимать современные разработки, устойчивой и гибкой кредитно-денежной системы венчурный механизм финансирования вряд ли даст положительный эффект, поскольку в этом случае предприятия, воспользовавшиеся услугами венчурных капиталов, просто будут не в состоянии обеспечить возврат инвестированных средств.

Ведущей европейской финансовой структурой, осуществляющей поддержку развития малого и среднего предпринимательства, является Европейский инвестиционный фонд, созданный в 1994 г. Основными механизмами работы фонда являются венчурное финансирование фирм и предоставление финансовых гарантий. При этом фонд напрямую не финансирует разработки, а прибегает к услугам финансовых посредников.

Поддержка научных исследований на европейском уровне осуществляется через Европейский научный фонд, учредителями которого являются 67 организаций, проводящих научные исследования, представляющие 24 европейских страны. От имени своих учредителей фонд занимается вопросами поддержания сотрудничества и кооперации исследований; формирует и реализует специальные научно-исследовательские программы, выполняемые коллективами ученых из различных стран. В среднем в реализации каждого проекта программы участвуют представители 10 стран. Фонд также финансирует проведение семинаров и европейских научно-исследовательских конференций для обсуждения на высоком уровне важнейших научных проблем.

В перспективе предполагается создание нового механизма деятельности фонда, позволяющего проводить прогнозные исследования в сфере науки и технологий, разработку научно-технологической политики, и тем самым обеспечивать условия для реализации перспективных междисциплинарных исследований.

Европейское патентное ведомство образовано на основании коллективного политического решения европейских стран о создании постоянно действующей патентной системы в Европе. Оно было создано в соответствии с Европейской патентной конвенцией, подписанной в Мюнхене в 1973 г., и является на сегодняшний день моделью успешного сотрудничества в Европе. Порядок выдачи европейских патентов регламентируется Договором о патентном сотрудничестве.

Одновременно с выдачей европейских патентов Европейское патентное ведомство в соответствии с договором со Всемирной организацией интеллектуальной собственности осуществляет международный поиск и международную предварительную экспертизу проектов.

Организация и координация информационной деятельности Европейского патентного ведомства осуществляется посредством единой Европейской системы патентной информации и документации, которая также обеспечивает реализацию учебных программ по проблемам организации патентной деятельности. В странах ЕС размещено 136 региональных патентных информационных центров, объединенных в единую сеть, обеспечивающих их взаимодействие.

Информационное обеспечение патентной деятельности осуществляется специальной службой через сеть Интернет. Деятельность службы ставит своей целью обеспечение информации на региональном и государственном уровне и ориентирована, в первую очередь, на малый и средний бизнес. При этом пользователю бесплатно предоставляется необходимая информация о патентных заявках за последние два года.

Большой интерес представляет также система патентной информации и обслуживания, хорошо развитая, например, в Германии, где наряду с патентными библиотеками в Мюнхене и Берлине функционирует сеть 25 региональных и местных центров патентной информации, которые имеют фонды на разных носителях, включая твердые электронные носители, полные тексты описаний изобретений и полезных моделей ЕПВ, а в некоторых -- РСТ и патентные документы США, Швейцарии, Австрии, Великобритании, СССР/Российской Федерации.

В Германии для оказания практической помощи представителям малых и средних предприятий, которые играют все более важную роль не только в традиционных для них сферах механики и электротехники, но также в области химии, медицины, биотехнологии и переработки информации, в Земле Северный Рейн-Вестфалия, наиболее густонаселенной и развитой в промышленном и научном отношениях, три из четырех патентно-информационных центра объединены в локальную сеть для облегчения доступа к объединенным патентно-информационным ресурсам с целью эффективного патентно-информационного обслуживания, особенно, эффективного поиска по запросам и оперативной выдачи найденных документов.

В рамках проектов Министерством образования, науки, исследований и технологий Германии оказывается поддержка малым и средним предприятиям, впервые приступающим к защите прав промышленной собственности на результаты своих исследований и разработок (патентование, защита зарегистрированных промышленных образцов). Им предоставляется разовая безвозвратная ссуда в порядке оплаты 50 % расходов, связанных с прохождением всех этапов процесса патентования. Остальные 50 % расходов несет сам получатель ссуды.

В целом проект представляет собой комплекс мероприятий данного министерства, направленных на поддержку инновационных процессов в экономике Германии преимущественно через научно-техническую информацию. Такая помощь оказывается, как правило, через региональные центры патентной информации, которые, благодаря имеющейся у них современной информационной базе, лучше ориентируются в местных условиях, способны интегрировать потоки патентной и другой технической информации, а также распространять результаты мониторинга среди всех заинтересованных организаций.

В вышеназванном проекте участвуют в основном частные фирмы в области изобретений и патентования -- патентные поверенные, региональные центры патентной информации, региональные центры поддержки изобретательства, агентства трансфера технологий, органы трансфера технологий в вузах и научных учреждениях. Участником проекта является и государственная организация регионального уровня -- Центр продуктивности и технологии Саара. Головная организация всей системы -- Институт германской экономики в Кельне. В результате такой деятельности сформировалась распространенная по всей Германии сеть региональных организаций по коммерческой реализации изобретений и новых технических решений. Например, выполняющий такие функции Гамбургский патентно-инновационный центр заключает соответствующие соглашения с располагающимися в регионе научными учреждениями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего бизнеса.

Другим примером может служить работа центра патентной информации, созданного на базе исследовательского центра химической промышленности Восточной Германии. Этот центр обслуживает большую часть не только малых и средних предприятий, но и индивидуальных изобретателей, патентных поверенных, правительственные учреждения и др. Центр также сотрудничает с другими центрами патентной информации, библиотеками и консультационными пунктами страны в части передачи технологий и принимает участие в федеральном проекте по повышению эффективности использования патентной информации как для разработки и выпуска новой продукции, так и для создания благоприятных условий для изобретателей.

Вместе с тем, рассмотренная выше схема работы патентного ведомства с регионами не во всех странах оказывается эффективной. Например, в Швеции разработана модель, основанная на прямом доступе к центральным информационным ресурсам, призванная заменить региональные центры патентной информации. Данная модель позволяет устанавливать тесные контакты с находящимися в выявленных пунктах малыми и средними предприятиями, исследовательскими центрами, университетами, библиотеками, а также дополнительно проводить техническое оснащение центральной информационной службы.

Информационное сопровождение развития инновационной деятельности обеспечивается несколькими информационными ресурсами свободного доступа, финансируемыми из средств ЕС. Основным информационным ресурсом является система CORDIS, которая поддерживается программой Европейской комиссии по инновациям, малому и среднему бизнесу. CORDIS предоставляет доступ к информации о научных исследованиях и разработках, реализуемых в странах ЕС, в том числе в соответствии с рамочными программами. При этом наряду с предоставлением общей информации задачами системы являются содействие поиску источников финансирования для проведения исследований и разработок, поиск партнеров, трансфер технологий.

В системе CORDIS предусмотрена также поддержка вопросов, касающихся проблем интеллектуальной собственности. При этом информационная служба позволяет устанавливать контакты с патентными офисами, ассоциациями патентных юристов, другими организациями, обеспечивающими защиту интеллектуальной собственности в странах -- членах ЕС. Особое внимание уделяется объектам интеллектуальной собственности, созданной в результате выполнения проектов в рамках программ, финансируемых ЕС. В этом случае система оказывает разработчикам услуги по дальнейшему продвижению на рынок полученных результатов, их регистрации, защите и использовании.

Специальная информационная система LIFT предназначена для оказания услуг по подготовке проектов. Система поддерживается программой по инновациям и предоставляет пользователям свои услуги бесплатно. Помимо чисто информационной части, содержащей данные о состоянии финансовых рынков, в системе предусмотрены специальные инструментальные средства, позволяющие провести оценку предприятия, подготовку технологического и финансового бизнес-плана. Кроме того, система обеспечивает проведение семинарских занятий в Европе по вопросам финансирования инноваций, проведения бизнес-презентаций и другим вопросам, связанным с организацией инновационной деятельности.

Следует отметить, что для большинства информационных ресурсов характерны два недостатка -- неудовлетворительная систематизация представляемой информации и отсутствие взаимодействия между ними.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.

1. Основной вектор современной глобальной конкуренции располагается в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях. Опыт наиболее развитых стран показывает, что конкурентоспособность обеспечивается целым рядом институциональных условий, главным из которых является формирование и функционирование национальной инновационной системы.

2. В настоящее время в Европе происходит интеграция национальных инновационных систем стран -- членов ЕС в единое научно-технологическое и инновационное пространство. При этом главной целью создания единого исследовательского пространства в Европе является построение наиболее компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, обеспечивающей ЕС мировое лидерство.

3. Основными направлениями создания инфраструктуры знаний являются: а) создание межгосударственных сетей инновационной деятельности; б) формирование европейской финансовой структуры, осуществляющей поддержку развития малого и среднего предпринимательства; в) организация информационного обеспечения патентной деятельности, поддержки инновационных процессов на европейском уровне.

3. Интеграция инновационных систем в СНГ

В современных условиях достижения науки и технологий стали определять динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности государств, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику. Развитые страны уже перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития, основным содержанием которой является создание экономики, основанной на новых знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных инновационных системах. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в этих странах получена за счет новых знаний, воплощенных в технологиях и оборудовании, организации производства, системах, услугах, кадрах.

Взаимоотношения отечественной науки с казной в последние годы напоминают скатывание по крутой лестнице. В советское время ее государственное финансирование составляло 5-7% ВВП, в 1991г. - 1.03%, 1992г. - 0.57%, 1993г. - 0.52%, 1994г. - 0.47%, в 1995г. - 0.41%. В 1995г. на науку было выделено (в сопоставимых ценах) в 15-18 раз меньше, чем в 1985г. А в 1996г. среди стран Западной Европы скупее к науке была только Португалия, в странах СНГ Украина и Белоруссия тратили на нее большую, чем Россия, часть ВВП.

Причины тому многообразны. Это и хроническая пустота казны, и функциональный кризис советской науки, заключающийся в том, что ее главные функции - подпитка оборонного комплекса и укрепление коммунистической идеологии - сейчас не востребованы. И отсутствие ученых, которые в отличии от нефтяников и шахтеров, похоже, совершенно не умеют сплачиваться и отстаивать свои коллективные интересы. А без этого в нашем обществе, где лучше тому, кто сильнее давит на правительство, прожить не возможно. И поведение ученых, проникших в органы власти, где они не отстаивают интересы своих бывших коллег.

В результате российская наука оказалась на голодном государственном пайке, что означает для нее неминуемую смерть, поскольку она до сих пор более чем на 90% финансируется из бюджета. Это отличает ее от других стран, где представители частного сектора охотно тратят деньги на науку, так что доля государства в расходах на нее в США, Великобритании и Франции составляет около 50%, в Германии - 40%, в Японии - 20%.

В будущем положение российской науки может только ухудшиться, поскольку казна, традиционно наполнявшаяся за счет продажи сырья за рубеж, будет пуста в условиях, когда наиболее прибыльные месторождения приватизированы и не пополняют государственный бюджет.

В нашем обществе утвердилось мнение, что наука ему вообще не нужна, поскольку отечественные ученые сформировались в советских традициях и не способны изобрести что-либо практически полезное и т.д.

Вопреки этому мифу есть не мало свидетельств тому, что наука нашему обществу - даже в его нынешнем состоянии - остро необходима. Более того, сформировался широкий круг потенциальных потребителей, ориентированных на отечественную наукоемкую продукцию. Например, имеющееся у наших больниц, школ, заводов и т.д. оборудование физически изношено или морально устарело, и работающим там необходима новая наукоемкая продукция - технологии, приборы, учебные программы.

Менее очевидны причины ориентации многих потенциальных потребителей на отечественную продукцию. Одной из главных слагаемых ее конкурентоспособности является низкая цена. Отечественное оборудование для большинства отраслей промышленности примерно в три раза дешевле западного, причем, по мнению потребителей, разница в качестве не настолько велика, чтобы оправдать подобное различие в цене. Вследствие обесцененности интеллектуального, да и вообще квалифицированного труда в нашей стране отечественная продукция продается дешевле, чем она реально стоит.

К тому же отечественная наукоемкая продукция обладает довольно приличным качеством, хотя, конечно, качество достигается и благодаря использованию зарубежных комплектующих. Это выглядит удивительным на фоне развала российской науки, но у нас есть традиция сложное делать лучше простого.

Но наиболее весомы социально-психологические препятствия в менеджменте. Как показывает мировая, да и наша собственная практика, для коммерческой реализации любой, даже самой перспективной идеи нужен менеджер. Многие российский ученые сетуют на то, что в их лабораториях скопилось множество идей, которые можно с успехом коммерциализировать, но делать это некому: ведь продавать надо уметь, а не всякий ученый на это способен. То есть, нужны молодые, энергичные, предприимчивые люди, но они предпочитают продавать не идеи, а зарабатывать деньги более легким путем.

Российская наука при всех ее недостатках обладает незаурядным рыночным потенциалом, что проявляется в тех случаях, когда она соприкасается с нормальным, цивилизованным рынком. А ее неспособность адаптироваться к отечественному рынку объясняется лишь его не цивилизованностью, склонностью к примитивным торгово-финансовым операциям и отсутствием в его структуре нормального рынка наукоемкой продукции.

Чтобы наука могла адаптироваться к рынку, необходим развитый отечественный рынок наукоемкой продукции. Для его создания нужны радикальное расширение производства, пресечение разворовывания сырья и другие меры, которые идут в разрез с утвердившейся недавно траекторией развития нашего общества. В качестве одной из основных стадий развития российской науки является создание научных парков и налаживание тесного сотрудничества со странами СНГ в плане взаимовыгодной помощи в развитии наукоёмкого сектора экономики.

Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что современное развитие всех наукоемких и технически сложных отраслей характеризуется высоким уровнем глобализации, быстрым распространением технологических новинок по каналам мировой торговли, через глобальные производственные и сбытовые сети транснациональных корпораций. Организация наукоемких производств сначала для экспорта, а затем для внутреннего рынка стала главным фактором ускорения экономического роста быстро развивающихся странх.

Межгосударственная политика в области развития новейших отраслей экономики (инновационная политика) в государствах-членах ЕврАзЭС должна быть адаптирована к современным мировым инвестиционным процессам, международным нормам и правилам. Она является мощным рычагом, с помощью которого можно преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Экономические успехи стран ЕврАзЭС во многом зависят от того, какое место в мировом разделении труда, в мировых технологических цепочках им удается себе обеспечить. Развитие национальных инновационных систем (далее - НИС) в странах ЕврАзЭС нацелено на такую интеграцию в мировую инновационную систему, при которой они смогут играть активную роль в генерации, распространении и использовании знаний, а не только платить соответствующую (технологическую) ренту другим странам.

Реализация межгосударственной инновационной политики основывается на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный, технологический и производственный потенциал государств-членов ЕврАзЭС.

Решение указанных проблем возможно только путем создания Евразийской инновационной системы в рамках единого межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем и придающего устойчивый и, главное, системный характер инновационному развитию, что будет способствовать эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от места их происхождения. Создание единого межгосударственного инновационного пространства в рамках Евразийского экономического сообщества должно стать общепризнанной объединяющей идеей государств - участников ЕврАзЭС на ближайшее 10-летие.

Инструментом достижения указанной цели должна стать разработка и реализация Межгосударственной целевой комплексной Программы создания Евразийской инновационной системы, ориентированной на:

Создание институциональных условий для развития инновационного предпринимательства;

Разработку на реализацию приоритетных направлений развития науки и технологий, реализуемых в рамках комплексных совместных инновационных мегапроектах, формируемых с учетом национальных приоритетов инновационной политики государств ЕврАзЭС, направленной на обеспечение повышения конкурентоспособности и устойчивое развитие экономики, национальной безопасности и социально-экономического развития государств-участников ЕврАзЭС в рамках единого инновационного пространства;

Создание организационной основы координации научно-технологического развития государств ЕврАзЭС, опирающейся возможности интеграции национальных инновационных систем и создание интегрированной инфраструктуры Евразийской инновационной системы.

Создание Евразийской инновационной системы предполагает развитие институтов и институциональных отношений, обеспечивающих полный цикл инновационной деятельности от проведения исследований и разработок в области высоких технологий, создание условий для их внедрения в сфере конкурентоспособного производства, обеспечивающего высокую добавленную стоимость. В этой ситуации возникает необходимость интеграции национальных инновационных систем государств-членов ЕврАзЭС, ориентированную на создание единого инновационного пространства, обеспечивающего концентрацию интеллектуального потенциала и имеющихся ресурсов на их максимально эффективное использование.

Сейчас в России создается проект межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества стран СНГ, где Российская федерация станет во главе. Данное мероприятие запланировано на 2020 год.

Задумано повышение конкурентоспособности экономик входящих в СНГ стран и «формирование эффективного использования национальных инновационных систем». Документ будет обсуждаться на ближайшей встрече глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге, а его окончательное утверждение ожидается весной 2014 года. Разработку программы курирует и координирует Россотрудничество во главе с Фаритом Мухаметшиным. Работа над документом ведется его ведомством с мая 2010 года при участии специалистов ГУ-ВШЭ.

Среди главных задач программы также значатся «создание межгосударственного пространства, объединяющего возможности национальных инновационных систем», «интеграция стран СНГ в глобальное научно-техническое, инновационное и образовательное пространство», «устранение правовых и административных барьеров и постепенная гармонизация национальных систем правового регулирования инновационной деятельности», «развитие инфраструктуры инновационной деятельности» и «подготовка кадров».

Основной акцент предполагается сделать на инновациях в сферах нано- и биотехнологий, альтернативных источников энергии, а также в ракетно-космической промышленности и лазерных технологиях. Совокупный объем финансирования программы оценивается в 100-180 миллиардов долларов. Общий вклад национальных бюджетов в ее реализацию предположительно составит 5-10 процентов от «совокупных внутренних затрат на исследования и разработки в государствах-участниках». На период до 2020 года это выразится в 20-50 миллиардах долларов. В Россотрудничестве сообщили, что средства на проекты могут поступать как из госбюджетов стран-членов СНГ, так и из внебюджетных источников.

Заключение

На данном этапе создание межнациональной инновационной системы в рамках СНГ проходит недостаточно успешно. Причиной этому могут быть как недостаточная заинтересованность стран участниц в данном предприятии, так и обострившаяся политическая обстановка, которая отнюдь не благоприятно сказывается на международных отношениях Российской Федерации. Также проблемой является коррупция, по которой Россия набрала 28 баллов по индексу CPI и соответственно 41 место из 177 возможных, так как множество денежных средств, выделяемых на развитие инновационных отраслей экономики перенаправляется в другие сферы.

Условиями формирования МНИС являются лояльная политика государства по отношению к университетам и высокотехнологичному бизнесу, выгодность такой политики можно проследить на примере США и Японии, высокая активность молодых предпринимателей и доступность информации по научным разработкам и регистрации изобретений, упрощение процедуры перемещения кадров из государства в государство или введение безвизового режима, положительные стороны подобных решений видны на примере Германии, которая является страной с самыми мобильными студентами и преподавателями в мире.

Для того, чтобы построить межнациональную инновационную систему, России стоит обратить внимание на опыт западных стран на этом поприще, но не переносить его в наши реалии "вслепую", а адаптировать основные положения теории тройной спирали и опыта ЕС в наших условиях.

Список литературы

1. Иншакова, А. О. Реализация эффективной конкурентной политики ЕС в сфере инноваций посредством общего интеллектуального права. 2013. № 2. С. 19-23.

2. Дабагов, А. Инновационный бизнес в России: недекларируемая реальность / А. Дабагов // Российское предпринимательство. 2012. № 2. С. 88-91.

3. Голов, Р. С. Инновационно-синергетическое развитие промышленных организаций: теория и методология / Р. С. Голов, А. В. Мыльник. М.: Дашков и К°, 2011. 419 с.

4. Ожиганов, Э. Н. Политика инновационного развития: глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России / Э. Н. Ожиганов. Изд. 2-е.М. : URSS: ЛИБРОКОМ, 2012. 176 с.

5. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. М.: ИНФРА-М, 2013. 176 c.

...

Подобные документы

    Классификация, характеристика видов и раскрытие сущности инновации как социологической категории. Основные положения и особенности формирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь. Необходимость инновации в образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Инновационная стратегия Республики Башкортостан. Отраслевые приоритеты инновационного развития. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности. Повышение инновационной активности населения. Инвестиционная поддержка инновационных проектов.

    реферат , добавлен 06.05.2011

    Механизм формирования инновационной политики государства. особенности формирования государственной инновационной политики в зарубежных странах: Западная Европа, США, Япония. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2013

    Сущность и понятие инновационной политики, как части социально-экономической политики государства. Трансформация инновационной сферы. Эффективная интеграция образования и науки, как одно из необходимых условий перехода России к инновационному развитию.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем. Инструменты государственной инновационной политики и целевые программы в этой сфере. Создание национальной инновационной системы.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2007

    Инновационная стратегия предприятий в условиях конкуренции. Формы и методы разработки стратегии инновационного развития. Реализация механизма формирования инновационной стратегии на примере ООО "РН-Юганскнефтегаз", система управления проектами.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Понятие и сущность инновационной деятельности и ее роли в управлении предприятием. Основные этапы инновационного процесса и система внутрифирменного планирования инноваций. Технологические параметры инновационной деятельности отечественных предприятий.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2009

    Раскрытие социально-экономической сущности инновационной деятельности. Изучение организационной структуры инновационной фирмы и характеристика основных видов инновационной деятельности организации. Анализ рисков инновационных проектов ЗАО "СпикФон".

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Основные понятия, сущность и признаки инновационной деятельности. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. Роль инноваций в экономическом развитии государства, правовые основы их регулирования.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Задачи инновационной деятельности предприятия. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге, особенности создания инновационной инфраструктуры. Изучение перспективы развития инновационной деятельности на предприятиях.

Освоение новых знаний, приобщение к опыту предыдущих поколений приводили к изобретениям и открытиям, распространению более совершенных методов освоения природных богатств, механизации и автоматизации труда, замены ручного труда машинным, внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым инновации легли в основу как научно-технического прогресса, так и проведения курса на рациональное использование ресурсов, получение максимального в данных условиях результата. Постепенно в мире сложилась экономическая философия, опирающаяся на принцип применения научных новшеств, их внедрения в конкретную практику в качестве инструмента улучшения условий и повышения качества жизни, роста производительности труда и ресурсоотдачи. Приложение такой философии к производственной экономике фактически послужило выработке укоренившегося курса на инновационную экономику.

В настоящее время на рынке ежедневно появляются все новые и новые товары и услуги. Расширение спектра инструментов фондового и валютного рынков исчисляется десятками и даже сотнями. Происходит постоянное совершенствование существующих и появление новых продуктов потребления. Ассортиментный ряд расширяется быстротечно. Вот, например, одно из описаний последней новинки в линии пылесосов Electrolux Oxygen: «Все пылесосы серии оснащены гипоаллергенной системой, герметичным корпусом, антибактериальным мешком-пылесборником, дистанционным управлением с инфракрасным индикатором, а также индикатором контроля за наполнением пылесборника». Даже сегодня такое описание кажется новаторским. Другое новаторство -- это всемирная компьютерная сеть. По оценкам специалистов, в ближайшее десятилетие объемы электронной купли-продажи через Интернет достигнут в развитых странах до 10% всего объема розничной торговли. В целом в ХХ веке наиболее значимыми научно-техническими достижениями человечество признало появление банков крови и центрального отопления, изобретение персонального компьютера и ксерокса, открытие антибиотиков и пищевых ароматизаторов. Традиционные методы управления и регулирования экономики больше не действуют. И так как замедлять развитие НТП неразумно, а устранить его влияние на изменение привычного экономического климата невозможно, то объективно неизбежно возникает необходимость выработки новых методов управления. Развитие новых технологий и рынков привело к тому, что сегодня во всем мире экономический рост хозяйствующих субъектов определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания и современные решения. Сегодня, характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, исследователи говорят о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний» и др. Но вне зависимости от терминологии и оценок причин перехода, большинство признаёт, что изменился тип производства. Его основной чертой выступает формирование национальных инновационных систем (НИС).

Впервые понятие инновационной системы было использовано в 1987 году К. Фриманом в его исследовании технологической политики в Японии. Фриман описал важнейшие элементы японской инновационной системы, которые обеспечили экономический успех этой страны в послевоенный период. Однако первым серьезным материалом, посвященным инновационной системы, считается книга «Национальная система инноваций» под редакцией Б. Лундвалла, вышедшая в 1992 году. Подход к изучению технологического развития в отдельных странах, исходящий из данного понятия, оказался крайне привлекательным, поскольку:

  • 1) понятие инновационной системы воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;
  • 2) это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последнее десятилетие;
  • 3) исследования, основанные на понятии инновационной системы, создают плодотворную основу для разработки технологической и промышленной политики.

НИС, как правило, характеризуют как совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. О ней говорят как об обеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видов деятельности. Под НИС также понимают совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ.

Другая часть НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.

НИС, таким образом, - это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции или услуг и осуществляющих свою инновационную деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики.

Большинство исследователей проблем перехода экономики на инновационный путь развития выделяют следующие особенности.

Возрастающая интеграция науки, образования, производства и рынка . В условиях рыночных отношений она периодически нарушается, но постоянно стремится к количественной, и особенно качественной, согласованности этих сфер, что приводит к росту комплексности хозяйственных организмов, увеличению объемов и интенсивности внутренних взаимосвязей и взаимодействия между подсистемами и элементами. Данная тенденция проявляется в формировании корпоративного каркаса экономики и образовании инновационных корпораций, в развитии макротехнологических систем, различных межотраслевых и межрегиональных научно-производственно-финансовых структур.

Усиление инновационной ориентированности инвестиций . Под влиянием закона цикличности развития указанная инновационная ориентированность имеет периодические спады, но в длительной перспективе четко просматривается в практике транснациональных корпораций, экономке большинства развитых стран. Она проявляется не только в росте удельного веса инвестируемых средств, вкладываемых в инновационное развитие, но и в появлении в структуре инвестиций их разновидности с четкой преимущественной направленностью на инновационное воспроизводство. Речь идет об использовании в инновационном инвестировании венчурного капитала, производственного лизинга, различных видов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.

Рост согласованной интеллектуализации всех видов труда : физического, управленческого, предпринимательского, посреднического и прочего. Здесь имеют значение особенности прогресса современных производительных сил, усложнения технико-технологической вооруженности труда.

Возрастающая взаимосвязь преимущественного типа развития хозяйственных систем разного уровня в макроэкономике . Тип развития хозяйственной системы, особенно на региональном и корпоративном уровнях, не может отличаться от типа развития большинства входящих в неё подсистем, хотя отдельные различия могут быть. Например, региональная экономика не может быть инновационно ориентированной, если большинство предприятий на территории развиваются преимущественно по экстенсивному пути. Подобная взаимосвязь проявляется при усложнении организационной модели корпораций, переходящих на инновационный тип за счет формирования в их составе особой хозяйственной зоны из числа малых и средних научных фирм, а также развития длительных связей с научными учреждениями межотраслевого и межрегионального характера.

Составными частями НИС являются следующие элементы: нормативно-правовая база, субъекты инновационной деятельности и инновационная инфраструктура.

При осуществлении инновационной деятельности возникает комплекс правоотношений. Этот комплекс регулируется нормативно-правовой базой, в которой на законодательном уровне устанавливается:

  • - основные элементы инновационной системы страны; критерии отнесения и формы осуществления инновационной деятельности (включая инфраструктуру); принципы государственной инновационной политики, направления государственной поддержки инновационной деятельности и формы государственного участия; разграничение полномочий государственных органов различных уровней по реализации такой политики;
  • - механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических результатов (передача прав на результаты научно-технической деятельности непосредственному исполнителю за исключением случаев, когда такие результаты используются для целей обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны, а также; соблюдение условий, при которых объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в режиме коммерческой тайны, учитываются наравне с другими охраняемыми результатами научно-технической деятельности);
  • - самостоятельность фондов в определении способов финансирования НИОКР и инновационных проектов при обязательном обеспечении независимой экспертизы заявок;
  • - правовое обеспечение интеграции науки, образования, промышленности и бизнеса предусматривающее создание и функционирование оправдавших себя на практике таких структур интеграции: базовая лаборатория, научно-образовательные центры, академические университеты, центры коллективного пользования, а также создание научно-образовательно-промышленных комплексов. Меры государственной поддержки интеграции науки, образования и промышленности, а также механизм их реализации. Предоставление научным организациям права осуществления образовательной деятельности.

К субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность, относятся исследовательские институты (отраслевые и академические), вузы, проводящие научные исследования, промышленные предприятия (малые и средние), занимающиеся разработкой новой продукции и выпуском небольших ее партий, крупные предприятия, которые в идеале должны осуществлять масштабное производство инновационной продукции. Для полноты следует упомянуть также предпринимателей и изобретателей, занимающихся изобретательской и исследовательской деятельностью в частном порядке.

Субъектный состав инновационной деятельности в общем виде подразделяется на три категории: государство, негосударственные корпоративные и индивидуальные субъекты.

Государство играет определяющую роль в функционировании НИС. Оно выполняет в инновационном процессе как функции нормативно-правового регулирования, так и собственно инновационные (в лице различных государственных предприятий и организаций) и инвестиционные функции через финансирование инновационной деятельности из средств государственного бюджета - вне зависимости от категории субъекта этой деятельности.

Негосударственные корпоративные субъекты инновационной деятельности выполняют на рынке инновационных объектов как инвестиционные функции, так и функции по производству самих инновационных объектов. При этом капиталовложения могут быть двоякими - в развитие собственного производства или для финансирования производства, развиваемого иными субъектами хозяйствования.

Индивидуальные субъекты инновационной деятельности - это физические лица, осуществляющие индивидуальную инновационную деятельность (научные исследования, опытно-конструкторские разработки, изобретения) и реализующие на рынке её результаты или инвестирующие в эту сферу временно свободные средства.

Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что эффективное функционирование высоко конкурентных национальных инновационных систем возможно только на основе государственного регулирования и поддержки, основным направлением которой является формирование инфраструктуры национальной инновационной системы для поддержки развития различных форм инновационно-технологического предпринимательства, в том числе малых инновационных предприятий.

Основными элементами инновационной инфраструктуры являются:

  • 1) Технологическая инфраструктура (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы).
  • 2) Консалтинговая инфраструктура (центры трансферта технологий)
  • 3) Инфраструктура подготовки кадров (система высшего профессионального образования и переподготовки кадров)
  • 4) Информационная инфраструктура
  • 5) Финансовая инфраструктура
  • 6) Сбытовая инфраструктура

Каждый из этих элементов играет важную роль в формировании как инновационной инфраструктуры, так и национальной инновационной системы. Развитие именно всех элементов инновационной инфраструктуры позволяет создать комплексную систему, отвечающую современным условиям и реалиям.

Новое на сайте

>

Самое популярное