Домой Полезные советы Основные формы финансирования государственных расходов. Виды государственных расходов

Основные формы финансирования государственных расходов. Виды государственных расходов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Правовые основы государственных расходов

1.1 . Понятие и система государственных расходов, их особенности

1.2 . Принципы финансирования расходов

1.3 . Государственное финансирование

2. Правовые основы государственного бюджета Российской Федерации

2.1 Понятие и принципы бюджетного финансирования

2.2 Сметно-бюджетное финансирование

2.3 Объекты бюджетного финансирования

Заключение

Список литературы

Введение

Перечень государственных расходов определяется Бюджетной классификацией РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. В ней применен принципиально новый подход в классификации расходов, который устанавливает не только расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но и согласовывают эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.

Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными . Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета . Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Цель работы - исследование правовых основ государственных расходов.

Задачи курсовой работы:

Проанализировать основные понятия о государственных расходах;

Рассмотреть основные виды государственных расходов;

Рассмотреть уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Структура курсовой работы - состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Правовые основы государственных расходов

1.1 Понятие и система государственных расходов, их особенности

В процессе деятельности по осуществлению государственных расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности они подразделяются на государственные и муниципальные..

Соответственно уровням организации власти в Российской Федерации можно выделить три группы расходов: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; расходы местного значения, или муниципальные.

В зависимости от источников получения расходных средств, порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:

Централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;

Децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

Источниками финансирования государственных или муниципальных расходов выступают средства:

· государственных или муниципальных бюджетов;

· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· отраслей народного хозяйства - централизованные фонды министерств, ведомств, собственные ресурсы предприятий - организаций.

Государственные и муниципальные расходы

Централизованные расходы

Децентрализованные расходы

Расходы федерального бюджета

Расходы федеральных унитарных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий

Расходы бюджетов субъектов РФ

Расходы унитарных предприятий субъектов РФ

Расходы местных бюджетов

Расходы унитарных муниципальных предприятий.

Расходы государственных внебюджетных фондов

Расходы бюджетных учреждений

Существенное значение для характеристики целевых направлений государственных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации»..

Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных расходов следует отметить такие, как финансирование программ на конкурсной основе; выделение единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т. п. Распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. .

1.2 Принципы финансирования расходов

Важное значение в формировании системы нормативных актов, регулирующих порядок осуществления государственных расходов, играют принципы их финансирования. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных расходов (действующие независимо от источников финансирования):

· платность - согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных программ;

· соответствие планируемых расходов объему государственных. доходов;

· целевое направление средств, то есть определение конкретных мероприятий и целей;

· соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан;

· соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других, установленных законом и в соответствии с ним, норм;

· безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

· контроль за исполнением государственных средстви ответственность за правонарушения в этой области. .

1.3 Государственное финансирование

Расходы государственного бюджета -- это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки и т.д.); максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; соблюдения режима экономии -- системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, но главным образом -- с наиболее целесообразным использованием денежных средств; осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.

В условиях структурной перестройки народного хозяйства в практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе. .

С точки зрения экономического содержания средства государственного бюджета Российской Федерации расходуются на материальное производство и создание государственных резервов и на непроизводственную сферу. В соответствии с экономическим содержанием расходов государственного бюджета существуют два режима бюджетного финансирования: режим финансирования коммерческих организаций и сметно-бюджетный режим.

Режим финансирования расходов на народное хозяйство . Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей, отраслей промышленности, производящих продукты питания и непродовольственные товары для удовлетворения потребностей населения. Центральное место в расходах государства на народное хозяйство занимают расходы на финансирование агропромышленного комплекса страны, на мелиорацию земель.

В зависимости от субъектов, использующих средства, можно выделить два основных правовых режима финансирования:

1) финансирование государственных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

2) финансирование государственных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом.

Промежуточным, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

Вложения денежных средств (инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

Источниками финансирования инвестиций законодательство называет:

· собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);

· заемные финансовые средства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

· привлеченные финансовые средства инвесторов (средства, полученные от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

· денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

· ассигнования из бюджетной системы и внебюджетных фондов;

· иностранные инвестиции

Расходы предприятий и иных коммерческих организации финансируются главным образом за счет собственных средств, что ставит в прямую зависимость их производственное и социальное развитие от результатов деятельности. Бюджетное финансирование таких предприятий сохраняется при реализации ими крупных проектов и программ. .

В период реализации программ структурной перестройки производства и обеспечения эффективности использования средств федерального бюджета предприятиям всех форм собственности и федеральным казенным заводам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации может предоставляться финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета на принципах возвратности, срочности (в пределах текущего финансового года) и возмездности (плата в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу).

Ссуды для краткосрочной финансовой поддержки отпускаются по решению Правительства Российской Федерации на определенный срок, но не более чем до конца текущего финансового года.

Предприятия, желающие получить краткосрочную финансовую поддержку из федерального бюджета, представляют в Правительство Российской Федерации:

· заявку на получение финансовой поддержки, подписанную руководителем и главным бухгалтером;

· копию документов о государственной регистрации;

· сведения о предполагаемом целевом использовании ссуды с утвержденным техническим обоснованием;

· копию баланса за предыдущий финансовый год, заверенную в налоговой инспекции или аудитором;

· заключение федерального органа исполнительной власти, ответственного за состояние соответствующей отрасли экономики;

· заключение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено предприятие.

Акционерные общества, предприятия с иностранными инвестициями и частные предприятия кроме перечисленных документов подают банковскую гарантию о возврате ссуды.

Руководители государственных предприятий, казенных заводов и акционерных обществ, все акции которых находятся в федеральной собственности, должны подать также документы о согласии на переоформление их трудовых контрактов на контракты с повышением ответственности за целевое использование получаемых из федерального бюджета средств. Проект такого контракта на основании Указа Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» от 10 июня 1994 г. готовит уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и согласовывает его с подателем заявления не позднее семи дней с даты подачи.

Министерство экономики и Министерство финансов Российской Федерации дают заключение на представленные документы. Правительство Российской Федерации принимает положительное или отрицательное решение в срок не более двадцати дней с момента получения документов.

Решение о предоставлении ссуды оформляется распоряжением Правительства, после чего Министерство финансов Российской Федерации заключает с этим предприятием договор о предоставлении ссуды и осуществляет контроль за целевым использованием предоставляемых за счет федерального бюджета средств.

Отказ в предоставлении ссуды принимается Правительством Российской Федерации в протокольном порядке, о чем предприятие уведомляется письмом.

В современный период структурной перестройки производства государство поддерживает инвестиционные строительные проекты путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные государственные нужды. Для этого ежегодно выделяются средства из соответствующих бюджетов.

Инвестиции в форме государственных централизованных капитальных вложений на создание и воспроизводство основных фондов финансируются из бюджетов на безвозвратной и возвратной основах. Они обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации с учетом других федеральных органов исполнительной власти Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников.

На безвозвратной основе государственные централизованные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета финансируются в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств. .

Для открытия финансирования государственных централизованных капитальных вложений на безвозвратной основе из федерального бюджета государственные заказчики подают в Министерство финансов Российской Федерации:

· выписки из перечня строек и объектов, утвержденного в установленном порядке, с указанием объемов государственных централизованных капитальных вложений;

· государственные контракты (договоры подряда) по строительству объектов для федеральных государственных нужд.

Открытие финансирования государственным заказчикам производится Министерством финансов Российской Федерации в течение одного месяца после утверждения в установленном порядке объемов государственных централизованных капитальных вложений и перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» подрядные строительные организации, выполняющие по договорам (контрактам) работы на объектах строительства для федеральных государственных нужд, получают от государственного заказчика работ аванс части стоимости подрядных работ в размере до 30% от устанавливаемого Министерством экономики Российской Федерации лимита капитальных вложений на такие стройки и объекты. Открытие финансирования на безвозвратной основе из федерального бюджета на государственные централизованные капитальные вложения может осуществляться входящим в систему этих органов департаментам, межотраслевым государственным объединениям, концернам, ассоциациям, корпорациям, акционерным обществам, предприятиям.

Для оформления безвозвратного финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета заказчики предоставляют в банки, осуществляющие финансирование, следующие документы:

· титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;

· государственные контракты (договоры подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;

· сводные сметные расчеты стоимости строительства;

· заключение государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации;

· уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.

Государственные заказчики ежемесячно обязаны информировать Министерство финансов Российской Федерации об использовании средств федерального бюджета на государственные централизованные капитальные вложения.

Государственные централизованные капитальные вложения могут финансироваться из федерального бюджета на возвратной основе. Средства на это выделяются из федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации в установленном действующим законодательством порядке. Министерство финансов направляет средства заемщикам через коммерческие банки, перечень которых определяется Правительственной комиссией по кредитной политике по представлению Министерства финансов, Центрального банка Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации.

Коммерческие банки выдают подлежащие возврату средства федерального бюджета заемщикам на основе договоров. Общий срок пользования средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе на финансирование государственных централизованных капитальных вложений, и дата начала возврата их заемщиками устанавливаются в договорах.

Средства федерального бюджета должны использоваться строго по назначению, предоставляются заемщикам под залог и возвращаются в сроки, определенные договором. Плата за эти средства не может превышать размера ставки, установленной и договоре между Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Порядок авансирования подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет средств федерального бюджета на возвратной основе, такой же, как и на безвозвратной.

Финансирование и кредитование строительства из разных источников (бюджетных, собственных средств предприятий, других юридических и физических лиц) осуществляется в порядке, определяемом «Временным положением о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации»5, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г., с соблюдением пропорций расходования средств из всех источников в течение всего периода строительства объектов.

Банки, осуществляющие операции по финансированию капитальных вложений, выполняют следующие функции:

· проводят проверку представленных заказчиком документов;

· сверяют их с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд, после чего открывают (либо продолжают) финансирование строительства;

· в случае предоставления на централизованные капитальные вложения бюджетных средств на возвратной основе анализируют расчет сроков возврата средств и процентов по ним и заключают договор установленной формы;

· в случае, когда реальность возврата заемщиком средств и процентов по ним не подтверждена, банк информирует об этом Министерство финансов Российской Федерации.

Коммерческие банки финансируют стройки только при наличии положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации.

В целях повышения эффективности использования централизованных капитальных вложений, направляемых на строительство объектов и создание производственных мощностей, включенных в состав федеральных государственных нужд, а также обеспечения своевременного ввода их в действие введен конкурсный порядок их размещения. Основным условием конкурса является обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленный срок при минимальном участии федерального бюджета в финансировании проекта .

Глава 2. Правовые основы государственного бюджета Российской Федерации

2.1 Понятие и при нципы бюджетного финансирования

Государственный бюджет -- это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов).

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом -- парламентом страны (в России -- Государственной Думой), региональными и местными законодательными органами (в зависимости от структуры бюджетной системы страны).

В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций, важнейшими из которых являются распределительная и контрольная .

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, центральный банк и другие органы. .

Государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов.

Бюджетное финансирование осуществляется на основе следующих принципов:

· безвозвратности;

· целенаправленности;

· финансирования по мере выполнения работ и услуг;

· соблюдения финансовой дисциплины.

Принцип целенаправленности выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение (заработная плата, стипендии и т. д.).

Принцип финансирования по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.

Принцип соблюдения финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.

Бюджетное финансирование в Российской Федерации осуществляется в двух формах:

Финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность;

Финансирование государственных бюджетных учреждений.

Особое место в системе бюджетного финансирования занимают хозяйственные организации. Свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование из бюджета используется только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством.

Государственные бюджетные организации имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К числу таких организаций относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.

Формы расходов бюджетов . Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

¦ ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

¦ средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

¦ трансфертов населению, включающих в себя:

Ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

¦ в виде бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

¦ субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

¦ инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

¦ бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

¦ кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований (абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 № 116-ФЗ);

¦ кредитов иностранным государствам;

¦ средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Расходы бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

¦ оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

¦ перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

¦ трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

¦ командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¦ оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

¦ оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. .

Государственный или муниципальный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

Закупка - форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

В Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для:

¦ федеральных государственных нужд (федеральный фонд);

¦ региональных государственных нужд (региональные фонды).

Правительство Российской Федерации определяет государственных заказчиков для формирования федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют государственных заказчиков для формирования региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Реестры закупок . Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 1000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения:

¦ краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

¦ наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

¦ цена и дата закупки.

В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете. .

2.2 Сметно-бюджетное финансирование

Существует и такая форма финансирования, как сметно-бюджетная. К числу получателей бюджетных средств относятся, в первую очередь, учреждения, состоящие на сметно-бюджетном финансировании. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет доходов и расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности, отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм, либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии. .

Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, которые называются сметами.

Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансирование бюджетных учреждений и организаций.

Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности.

Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных смет подведомственных министерств, ведомств, департаментов, учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия. Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона.

Статьи расходов составляются на основе норм расходов.

Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям.

По юридическим свойствам нормы расходов подразделяются на:

1) обязательные - в процессе применения они не подлежат изменениям; круг таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и пр. Но в условиях нехватки бюджетных средств органы, занимающими бюджетными учреждениями, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы;

2) необязательные - в процессе применения можно изменить в зависимости от особенностей субъекта финансирование (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

По степени охвата затрат нормы расходов подразделяются на индивидуальные (содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений) и комбинированные (выступают как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю).

Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими. .

На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение.

После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.

2.3 Объекты бюджетного финансирования

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. Основой государственных гарантий получения гражданами России образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и муниципальное финансирование образования. Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются в расчете на одного ученика (воспитанника) по каждому типу и виду этого учреждения при утверждении федерального бюджета и бюджетов разных уровней. Все образовательные учреждения наделены правом привлечения в законодательно установленном порядке дополнительных финансовых ресурсов, в том числе и валютных, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и других услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов, и абсолютных размеров бюджетного финансирования.

Значительны государственные расходы на здравоохранение. При этом платные услуги населению оказываются по ценам и тарифам, предусмотренным прейскурантами, а новые виды услуг - по ценам (тарифам), устанавливаемым с разрешения местных властей. Все средства, получаемые помимо бюджета, не учитываются при ассигнованиях из бюджета.

Из бюджета финансируются расходы на физическую культуру, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Из федерального бюджета покрываются затраты на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств. .

Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации/ территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.

Заключение

Основной задачей этой курсовой работы было рассмотрение правовых основ государственных расходов. Мы раскрыли принципы и сущность государственных расходов. Также в полном объеме указали понятия и принципы бюджетного финансирования.

В процессе деятельности по осуществлению государственных расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и финансовым. В финансовых отношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные и немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут социальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности они подразделяются на государственные и муниципальные. Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование - безвозвратное использование денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их текущей деятельности.

Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование - есть часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.

Список литературы

Законы, законодательные акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998.// Собрание законодательства РФ от 28.07.2008г.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».

Учебники, учебные пособия

1. Блинов, М.В. Бюджетная реформа в РФ и Бюджетный кодекс РФ [Текст] / М.В. Блинов // Налоговый вестник, 1998, № 11

2. Бюджетная система РФ [Текст] / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, С.И. Мельников. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544с. (Серия «Учебники, учебные пособия»).

3. Бюджетное право [Текст]: Учебное пособие для студентов юридических и экономических вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.М. Никитина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. - 224с.

4. Годин, А.М., Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ [Текст]: Учеб. пособие. / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М., 2004

5. Дадашев, А.З., Черник, Д.Г. Финансовая система России. [Текст] / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. - М.: ИНФРА-М, 1997 г.

6. Ефимова, Е.Г. Экономика для юристов [Текст]: Учебник / Е.Г. Ефимова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 472с.

7. Игнатьева, М.Д., Шарома, В.В. Проблемы государственного регулирования переходной экономики [Текст] / М.Д. Игнатьева, В.В. Шарома. - М.: Изд-во МГУК, 1995

8. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации [Текст] / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевского. - М.: Юрайт, 2007.

9. Кучеров, И.И. Бюджетное право России: Курс лекций [Текст] / И.И. Кучеров. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001.

10. Мандрица, В.М. Финансовое право [Текст] / В.М. Мандрица. - 2-е изд., перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 352с. (Серия «Учебники, учебные пособия»).

11. Общая теория финансов [Текст]: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

12. Панскова, Р.Г. Проблемы формирования расходов бюджета. [Текст] / Р.Г. Панскова // Вестник ФА, 1997 г.- № 3.

13. Правовое регулирование государственных расходов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www vuzlib.net/beta 3

14. Правовые основы государственного регулирования расходов в Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// o-pravah.com/str.php?zag

15. Правовые основы государственных расходов, порядок сметно-бюджетного финансирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// opt.ru/useful/itemid/102811

16. Тедеев, А.А., Парыгига, В.А. Финансовое право [Текст]: Учебник / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. - М.: Эксмо, 2004. - 480с. (Российское юридическое образование).

17. Финансовое право [Текст]: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Изд-во БЕК, 1995. - 525с.

18. Финансовое право [Текст]: Учебник / Под ред. Е.И. Майоровой, Л.В. Хроленковой. - М., 2005

19. Финансовое право России [Текст]: Учебник / Г.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев. - М.: Тетрис, 1995. - 480с. С. 153, 154;

20. Финансовое право[Текст]: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996.- 398с. С. 287,295-298;

21. Финансы [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2004

22. Финансы [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-М, 2002.

23. Эриашвили, Н.Д. Бюджетное право [Текст]: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

24. Эриашвили, Н.Д. Финансовое право [Текст]: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

Подобные документы

    Теоретические и организационно-правовые основы финансирования в Российской Федерации. Источники государственного финансирования. Порядок предоставления средств из бюджета. Содержание всех органов государственного управления РФ и лимитирование расходов.

    реферат , добавлен 23.05.2009

    Понятие и система государственных и муниципальных расходов. Анализ правовых основ, понятие и принципы государственного финансирования. Особенности финансирования в форме капитальных вложений. Общая характеристика сметно-бюджетного финансирования.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Сущность и юридическая характеристика государственных расходов, значение и механизм воздействия на них. Осуществление государственных расходов путем финансирования. Особенности бюджетной политики российского государства в период перехода к рынку.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Теоретические и организационно-правовые основы финансирования в РФ. Источники государственного финансирования. Нормативные акты, регулирующие порядок осуществления государственных расходов. Бюджетное и внебюджетное финансирование. Субсидии и трансферты.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Понятие бюджетных расходов, принципы их осуществления и классификация. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации; особенности финансирования отраслей социальной сферы. Рассмотрение проблем и обозначение перспектив.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании. Суть и принципы действия механизмов государственных доходов и расходов. Правовое регулирование государственных и местных доходов, государственного и муниципального кредита.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2007

    Теоретические основы бюджета государства, социально-экономическая сущность и роль бюджета, экономическое содержание расходов. Основные принципы и методы бюджетного финансирования, анализ основных направлений расходования средств государственного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2009

    Понятие и классификация государственных и муниципальных расходов, правовые принципы их финансирования. Перечень расходов бюджетных учреждений. Права получателя бюджетных средств. Финансирование в виде капитальных вложений, привлеченных средств инвесторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Классификация расходов федерального бюджета. Анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации за последние годы. Проблемы финансирования социальных расходов, пути решения. Сравнительный анализ расходов бюджета Российской Федерации и других стран.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Необходимость и принципы бюджетного финансирования. Классификация и состав расходов бюджета на социальные цели. Система предоставления "бесплатных услуг" бюджетными учреждениями. Сущность сметно-бюджетного финансирования и признаки бюджетного учреждения.

3.1. Понятие и принципы организации государственных расходов

При возникновении финансовой науки внимание учёных было занято преимущественно процессами формирования доходов. Только во II половине XIX в. появляются так называемые цивильные листы, где отражались расходы на содержание монарха и членов его семьи, расходы на народное образование, пенсии по старости, расходы на развитие народного хозяйства. К концу же XIX в. ситуация изменилась на противоположную – учеными было признано, что в финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение, т. к. частное хозяйство не может тратить больше, чем у него есть доходов.

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.

Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, социальной, управленческой, военной и т. д.

Объём и структура государственных расходов в ВВП зависят от следующих факторов:

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).

В настоящий период в странах со смешанной экономикой определяющими остаются централизованные государственные расходы, а государственный бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций. Таким образом, расходы государственного бюджета уже государственных расходов. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для их последующего перераспределения и использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей её территории.

Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение.

Финансовое звено внебюджетных фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относятся расходы по социальному обеспечению и социальному страхованию граждан страны, обязательному медицинскому страхованию, занятости населения, проведению различных экономических мероприятий и пр.

Расходы, относящиеся к финансам государственных предприятий, включают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т. е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. В составе текущих расходов основное место занимает заработная плата, а также затраты по различным элементам, обеспечивающим производство продукции или предоставление услуг. Среди инвестиций наиболее крупные расходы относятся к пополнению парка оборудования, строительно-монтажным работам. Расходы государственных предприятий подчинены задаче обеспечения воспроизводства общественного капитала, стимулирования получения монополиями высоких прибылей.

Расходы государства осуществляются либо финансированием, либо путём предоставления ссуд и кредитов. Основной способ осуществления государственных расходов - это финансирование , т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня. Безвозмездность и безвозвратность финансирования отличают его от кредитования.

Финансирование осуществляется в различных формах, зависящих от субъекта, которому предназначаются государственные средства. Формы и методы финансирования государственных расходов определяются сущностью производственных отношений, экономической природой и функциями государства.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. п.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, выделяемые на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к итогу использования государственных ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Бесплатность означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.

Принцип соблюдения режима экономии может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Контроль направлен на борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.

3.2. Виды государственных расходов

Государственные расходы могут классифицироваться по различным признакам. Дадим характеристику основных видов госрасходов (рис. 1).

Риc. 1. Классификация государственных расходов

В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные – это те расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы – это те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.

По характеру потребностей расходы делятся на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и пр.), а чрезвычайные – посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займа).

В самом общем виде расходы государства могут быть разделены на две большие группы:

  • расходы, обусловленные внутренними проблемами;
  • расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа. Лишь в случае войны или внешнеэкономической экспансии доля второй группы может возрасти.

По целевому назначению расходы государства подразделяются на три группы: текущие расходы (бюджет текущего потребления), капитальные (бюджет развития) и расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа расходов утверждается отдельно.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплату процентов по государственному долгу – внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды и др.

Капитальные расходы включают в себя затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:

  1. Расходы на социальные цели.
  2. Внешнеэкономические расходы.
  3. Экономические расходы, или расходы по вмешательству в экономику.
  4. Расходы на оборону страны, военные расходы.
  5. Расходы на управление.
  6. Расходы по обслуживанию государственного долга.

Кратко рассмотрим каждую из них.

Расходы на социальные цели . Бюджетные ресурсы направляются не только на финансирование сферы материального производства, но также в непроизводственную сферу: образование, здравоохранение, культуру и т. д. Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного назначения осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру. Удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании. Повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т. к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа. Расходы на социальные нужды – это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Социальное обеспечение охватывает и неработающих и не могущих работать постоянно или временно по состоянию здоровья. Основная часть расходов социального характера финансируется за счёт бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию к постоянному росту в виду развития научно-технического прогресса и роста роли профсоюзов. За счёт социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Экономические расходы – имеют важное народно-хозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорацию), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низко рентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная, космическая и т. д.; финансирование убыточных отраслей – угольно-добывающих, сельского хозяйства, научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных исследований, требующих крупного сосредоточения финансов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав всегда включаются такие основные группы расходов: на содержание личного состава, вооружение, материально-техническое оснащение; на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др. Это – прямые военные расходы. Существуют косвенные военные расходы, т. е. расходы на ликвидацию последствий войны и милитаризации, пенсии и пособия участникам войны, на восстановление разрушенного хозяйства, затраты на перевод экономики на мирные рельсы. Скрытые военные расходы включают в себя исследовательские расходы, расходы на подготовку к мобилизационным мероприятиям, по подготовке населения на случай ведения войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Доходы государства, получаемые от реализации третьим странам военной техники и технологий, не сокращают военных расходов, поскольку предприятия, производящие вооружение, как правило, не относятся к военному ведомству, однако составляют значительную часть доходов бюджета.

Расходы на управление – сюда входят расходы на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милиции, органов судопроизводства и прокуратуры.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это – прямые субсидии компаниям из бюджета (субсидируют некоторые виды товаров, в частности, имеющих важное значение для военно-промышленного комплекса), освобождение экспортёров от налогов, предоставление кредита экспортёру или импортёру на льготных условиях, страхование экспорта и т. п. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Среди расходов федерального бюджета России особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Данный вид затрат зачастую включается в состав внешнеэкономических расходов. Государственный долг возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами, т. е. государство становится заёмщиком финансовых средств или у населения, банков и предприятий, и в этом случае возникает внутренний государственный долг, или у другого государства или международных финансовых организаций, когда возникает внешний государственный долг. Формами привлечения заёмных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.).

Государственные расходы по признаку участия в общественном воспроизводстве подразделяются на средства государства, направляемые на финансирование материального производства и непроизводственной сферы. Такое разграничение в направлении средств характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на социально-культурные мероприятия:

  • образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное страхование, науку, искусство, культуру;
  • военные расходы и расходы на содержание органов государственной власти и управления.

Выводы

  • Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.
  • Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, бесплатность, соблюдение режима экономии, контроль за их использованием.
  • Государственные расходы могут классифицироваться по различным признакам, основными из которых являются: экономические результаты, уровень управления, общественное назначение.

Вопросы для самопроверки

  1. Как можно классифицировать государственные расходы?
  2. Назовите традиционные группы расходов госбюджета и дайте им характеристику.
  3. Какие принципы положены в основу построения системы государственных расходов?
  4. Назовите методы финансирования государственных расходов?
  5. Что такое производительные и непроизводительные государственные расходы?

Литература

Законодательные и инструктивные материалы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Т.Д. «Элит-2000», 2005.

Основная литература

  1. Общая теория финансов: Учебник/ Ред. Л. А. Дробозина. – 1995, с. 122 - 174.
  2. Финансы: Учебник/ Ред. М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Б. М. Сабанти. – 2002, с.187 - 202.

Дополнительная литература

  1. Бернар Ив. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2 тт.: Пер. с фр. Т. 1./ И. Бернар, Ж.-К. Колли. – 1994.
  2. Презентации

    Название презентации Аннотация

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер их непосредственно связаны с функциями государства ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Объем и структура государственных расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и др. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Однако по мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпевает изменение. За государством остается роль координатора экономических процессов, выполнять которую оно будет с помощью экономических методов. Переход к финансовому регулированию экономики создает принципиально новый режим расходования финансовых ресурсов и коренным образом перестраивает весь бюджетный механизм.

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ –это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

Организационное построение системы государственных финансов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

    целевое направление средств;

    безвозвратность расходования ресурсов;

    бесплатность;

    соблюдение режима экономии;

    контроль за использованием государственных ресурсов.

При использовании государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

Виды государственных расходов

Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

    расходы, обусловленные внутренними проблемами;

    расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.

Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий. По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.

Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста, ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, такие как атомная, космическая; финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства); финансирование научно ―исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточение финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходов. В их состав включаются расходы на:

    вооружение;

    материально-техническое оснащение;

    строительство военных объектов, на военные исследования и разработки;

    пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;

    подготовку кадров;

    создание запасов и резервов на случай войны и др.

Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.

При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Расходы на управление – это самая противоречивая статья государственных расходов. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой.

В состав этих расходов входят:

    расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры.

Структурно в расходах на управление преобладают расходы на заработную плату, командировочные и служебные разъезды, оплату транспортных, коммунальных услуг и услуг связи, на пенсии и пособия.

Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулирования:

    лимитирование расходов; сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления; нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

По характеру потребностей расходы делятся на две группы. Обыкновенные отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

По уровням управления

Расходы местных бюджетов

Расходы бюджетов субъектов федерации

Расходы федерального бюджета

По целевому назначению

Капитальные

Связанные с образование и обслуживанием страховых и резервных фондов

По общественному назначению

По характеру потребностей

По экономическим результатам

По участию в общественном воспроизводстве

Финансирование расходов в непроизводственной сфере

Расходы на социальные цели

Внешнеэкономические расходы

Экономические расходы

Расходы на оборону страны

Расходы на управление

Обыкновенные

Чрезвычайные

Производственные

Непроизводственные

Финансирование расходов в производственной сфере

По отраслям

Внутри отраслей

На управление

На военные цели

На социально -культурные мероприятия

Рис.4. Классификация государственных расходов

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Формами привлечения заемных средств для финансирования государственных расходов могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

В области государственных расходов имеют место существенные недостатки:

    бюджетные средства используются малоэффективно;

    не решены многие насущные проблемы социальной политики;

    широко распространена практика нецелевого расходования средств;

    продолжается списание долгов в аграрном и других секторах экономики.

Основные задачи в области государственных расходов:

    сократить число федеральных целевых программ с целью концентрации средств на наиболее эффективных проектах;

    снизить расходы на содержание государственного аппарата;

    продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;

    повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

    обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Своих основных функций.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные подходы к классификации расходов государственного бюджета:

  • функциональная, которая отражает функциональное назначение расходов;
  • экономическая, которая делит расходы по их экономическому содержанию;
  • ведомственная, которая отражает распределение расходов по определённым ведомствам.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мероприятия
  • Государственные товарные интервенции

Смотреть что такое "Государственные расходы" в других словарях:

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - (government expenditure, public expenditure) Расходы органов государственной власти любого уровня. Государственные расходы необходимо очищать от платежей органов власти одного уровня органам власти другого уровня, например от субсидий… … Экономический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, денежные затраты государства (см. ГОСУДАРСТВО), связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ) финансируются… … Энциклопедический словарь

    Государственные расходы - денежные отношения, связанные с использованием централизованных и децентрализованных государственных средств на различные потребности государства. Финансируются государственные расходы в трех формах: самофинансирования, бюджетного финансирования … Финансовый словарь

    государственные расходы - — EN public expenditure Spending by national or local government, government owned firms or quasi autonomous non government organizations. (Source: ODE)… … Справочник технического переводчика

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - (state expenditures) несколько различных видов расходов государства. Если предположить, что государство в капиталистическом обществе имеет две противоречащие функции накопление и легитимацию, то ОКоннор (1973) и Гау (1979) выявляют три главные… … Большой толковый социологический словарь

    Государственные расходы - расходы государства по осуществлению его функций, обусловленных характером общественно экономического строя. Г. р. не тождественны расходам государственного бюджета, т. к. они включают и расходы государственных предприятий (за счёт их… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ Энциклопедический словарь экономики и права

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - – затраты государства на приобретение товаров и услуг, финансирование социальных, военных, административных и ряда других программ … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов … Словарь экономических терминов

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА РЕАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ - (government spending on real goods and services) Государственные расходы на закупку товаров, например военного снаряжения, или оплату труда государственных служащих, например, полицейских. Расходы на реальные товары и услуги следует отличать от… … Экономический словарь

Книги

  • Сборник Императорского Русского Исторического Общества Исследования об инородцах Казанской губернии. 1856. Вып. 005. Бумаги князя Н. В. Репнина (годы с 1763 по 1765). - Государственные доходы и расходы , . Книга представляет собой репринтное издание 1870 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Купить за 1999 грн (только Украина)
  • Сборник Императорского Русского Исторического Общества Исследования об инородцах Казанской губернии. 1856. Вып. 006. Бумаги графа Н. И. Панина о Пугачевском бунте. - Бумаги князя И. В. Репнина (год 1775). - Государственные доходы и расходы в царст… , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1870 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

Государственные расходы обеспечивают финансирование государственной деятельности, функций государства. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.

Функционирование государственных расходов – это непрерывный процесс перераспределения денежных фондов и создание новых фондов с целевым назначением.

Государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, расходы государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сферы.

В состав расходов государственного бюджета входят:

· государственные услуги общего характера;

· оборона, общественный порядок и безопасность;

· здравоохранение;

· социальное страхование;

· обеспечение жилищно-коммунального хозяйства;

· топливно-энергетический комплекс;

· сельское, водное и лесное хозяйства;

· рыболовство, охота и охрана природы;

· транспорт и связь.

В состав расходов предприятий государственного сектора входят:

· расходы, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;

· расходы на расширенное воспроизводство;

· платежи в бюджет и специальные (внебюджетные) фонды;

· платежи в поощрительные стимулирующие фонды.

Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению, этим обуславливаются различия в источниках, формах и методах финансирования государственных потребностей.

Важным критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы :

· расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

· расходы в непроизводственной сфере деятельности;

· расходы на создание государственных резервов.

По предметному (целевому) признаку государственные расходы делятся:

· расходы на экономику;

· расходы на социально-культурные мероприятия;

· расходы на науку, оборону, управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производственных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.


По отраслевому признаку государственные расходы в сфере материального производства подразделяются: на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки. В непроизводственной сфере - государственные расходы подразделяются на затраты: на образование, науку, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, социальное страхование и социальное обеспечение, оборону и управление.

Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств.

Государственные расходы, связанны с выполнением государственной программы, и чем выше доля государственного сектора экономики, тем больше потребность в финансовых ресурсах. Общим для стран с рыночной экономикой остается показатель, когда доля государственного сектора в экономике составляет 30-40 %. Это означает, что государственные финансы играют большую роль в росте производства.

Источниками государственных расходов выступают:

1. чистый доход общества, централизуемый в бюджете;

2. чистый доход государственных предприятий;

3. амортизационные отчисления;

4. средства населения через налоги в бюджет;

5. поступления от займов (внутренних и внешних);

6. долгосрочные кредиты банков.

Государственные расходы осуществляются следующими методами финансирования:

· финансирование государственных хозрасчетных предприятий, организаций;

· сметно-бюджетное финансирование (учреждений);

· эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в отличие от первых двух является нежелательным и государство не может просто использовать данный метод.

Государственные расходы, организуются на основе принципов: плановости, целевого характера финансирования, безвозвратности, финансирования в меру потребности и выполнения планов, соблюдения режима экономии, оптимальности при сочетании бюджетных и других видов источников.

Основным принципом организации государственных расходов является плановость.

Планирование государственных расходов – составная часть народнохозяйственного планирования. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими регионами в целях сбалансированного социального уровня жизни общества.

Важный принцип организации государственных расходов - целевой характер финансирования государственных средств. Государственные расходы необходимо использовать строго на мероприятия и цели, предусмотренные в государственном плане экономического и социального развития, в финансовых планах и сметах министерств, ведомств, предприятий и организаций. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно – технический прогресс.

К принципам организации государственных расходов также относится безвозвратность расходования выделенных средств. Расходы на развитие народного хозяйства, социально – культурные мероприятия, управление не требует обязательного возмещения выделенных средств. Выделение денежных средств способствует развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.

Принцип финансирования в меру выполнения планов и прогнозов развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществление мероприятий экономического и социального развития.

Принцип соблюдения режима экономии в использовании ресурсов направлен на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное их использование.

При организации расходовании государственных средств необходимо оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия.

Государственные расходы используются в различных направлениях.

1. Основными направления использования государственных расходов является финансирование экономики. Расходы на развитие экономики представляют собой денежные средства, направляемые на создание условий для постоянного роста объемов производства и повышение его эффективности. К ним относятся затраты на капитальные вложения, ремонт основных фондов, прирост оборотных средств, создание материальных резерв, операционные расходы, образование социальных фондов и фондов целевого финансирования.

2. Важным направлением государственных расходов является финансирование затрат на социально - культурные мероприятия - образование, организацию отдыха и деятельность в сфере культуры, здравоохранения и др. Например, расходы на образование покрываются бюджетными ресурсами в части гарантируемого государством уровня. Законодательно предусмотрено, финансирование учреждений образования осуществляющиеся в соответствии с государственными нормативами, определенного на каждого учащегося по каждому виду и типу учреждения образования.

3. Финансирование культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, а также средств предприятий, общественных организаций.

4. Расходы на социальную защиту населения занимают наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях рыночных отношений данная группа расходов становится приоритетным, в результате инфляции и обесценения денег.

Социальная защита представляет собой систему и совокупность механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности. Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, республиканский бюджет, социальные фонды предприятий. Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное страхование и обеспечение.

Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают: социальное страхование, выплаты социальных пособий и «социальная помощь» малоимущим слоям населения.

Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности.

Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся за «чертой бедности». Источниками формирования средств для финансирования социальной помощи являются страховые, бюджетные и благотворительные взносы.

5. Финансирование научно - технического прогресса является важным и значительным для государства так, как наука относится к сфере деятельности, которая в целом не может ориентироваться на рыночные отношения, и выбор источников финансирования НТП зависит от видов научно - технических разработок. Важным направлением стимулирования ускорения НТП может явиться предоставление целевых субсидий и льготных кредитов для предприятий, осуществляющих приоритетные направления НТП, а также серьезным источником финансирования выступают ресурсы инвестиционных фондов для оказания финансовой поддержки.

6. Следующим из направлений государственных расходов является оборона. Все расходы на оборону финансируются из республиканского бюджета. Исходными данными для планирования расходов выступают планы боевой подготовки, штаты, материальные и хозяйственные планы, численность личного состава, нормы материального и денежного довольствия и др.

7. Одним из направлений являются расходы на управление. Система органов государственного управления представляет собой совокупность законодательных, исполнительных и представительных органов всех уровней, а также аппарата хозяйственного управления. Расходы на содержание органов государственного управления ежегодно утверждаются в составе расходов бюджета всех уровней - от республиканского до местного уровня. Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств.

Новое на сайте

>

Самое популярное