Домой Кредиты онлайн Расходы на экономику. Расходы на финансирование национальной экономики

Расходы на экономику. Расходы на финансирование национальной экономики

Бюджет России на 2015-2017 годы будет дефицитным. Расходы на оборону и госуправление растут, а на образование, здравоохранение и социальное обеспечение сокращаются, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе», проанализировавшие главный финансовый документ страны

В начале сентября правительство РФ рассмотрело и в целом одобрило проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. Бюджет основан на базовом (консервативном) сценарии экономического развития на ближайшие три года. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ считают представленный главный финансовый документ страны «достаточно оптимистичным».

Таблица 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2015-2017 годы, в % к ВВП

2012 2013 2014 2015 2016 2017
отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы 20,7 19,5 19,9 19,4 18,9 18,3
Расходы 20,7 20 19,5 20 19,5 18,9
Дефицит -0,1 -0,5 0,4 -0,6 -0,6 -0,6

Источник: Минфин России

Доходы снижаются, а расходы снизить не удается, констатировали эксперты. Напротив, потребности бюджета диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и заданных параметрах нефтегазовых доходов, увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении ненефтегазовых доходов. Минфин стремился решить эту задачу всеми доступными и недоступными средствами.

Для начала в базовый макропрогноз на 2015 год был заложен оптимистический прогноз в части инфляции (5,5%) и предположение об ограниченном действии санкций. Затем ненефтегазовые доходы были дополнительно увеличены на 100 млрд рублей путем зачисления в них средств от продажи в 2015 году акций «Роснефти». Ну и напоследок Минфин согласился с предложением социального блока о конфискации 600 млрд рублей накопительной части пенсий в 2015 году. Правда, при этом правительство решило не повышать в будущем году налоговую нагрузку.

Траты на образование подрежут

При подготовке бюджета были приложены титанические усилия по оптимизации структуры расходов и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Некоторые предложения Минфина, например, об отмене выплат фиксированной части пенсии, не были поддержаны правительством.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг. , в % к общему объему расходов

2012 2013 2014 2015
Общегосударственные вопросы 6,25 6,38 7,04 7,18
Национальная оборона 14,06 15,77 17,73 19,37
Национальная безопасность 14,3 15,45 14,85 13,91
Национальная экономика 15,27 13,86 15,71 17,58
ЖКХ 1,77 1,33 0,9 0,82
Образование 4,68 5,04 4,65 3,95
Здравоохранение 4,76 3,76 3,84 2,72
Социальная политика 29,94 28,73 24,99 25,38
Межбюджетные трансферты 4,65 5,01 5,6 4,38
Обслуживание государственного долга 2,48 2,7 3,1 2,95
Прочие разделы 1,83 1,98 1,59 1,76

Источник: Минфин России, газета «Ведомости»

В структуре расходов федерального бюджета монотонно увеличивается доля расходов на управление, поскольку невозможно сокращать расходы на самих себя. Ожидаемо, на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом, увеличиваются расходы на оборону. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году стала национальная экономика. Расходы по данному направлению в 2015 году увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта.

Доли расходов на социальную политику, включающие в себя трансферт Пенсионному фонду, в 2014-2015 годах ниже соответствующих показателей 2012-2013 года на 3-4 процентных пункта из-за приостановки отчислений страховых взносов на накопительную часть пенсии.

При этом доля расходов на образование сократится в будущем году по сравнению с текущим на 0,7%. Доля расходов на здравоохранение за тот же период должна сократится на 1,1%, несмотря но то, что на финансирование отрасли будут дополнительно направлены трансферты из бюджета ФОМС. Наконец, доля расходов на межбюджетные трансферты сокращается по сравнению с 2014 годом на 1,2%.

Дорогой Крым

Резкое увеличение расходов на национальную экономику в 2015 году требует специального комментария, отметили эксперты.

Таблица 3. Структура расходов на национальную экономику по подразделам, млрд. руб.

2014 г. 2015 г.
Всего 2193 2722
Открытая часть 2161 2529
Общеэкономические вопросы 363 172
Топливно-энергетический комплекс 8 7
Исследование космического пространства 28 37
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 40 40
Сельское хозяйство и рыболовство 159 155
Водное хозяйство 17 16
Лесное хозяйство 7 33
Транспорт 254 333
Дорожное хозяйств 498 635
Связь и информатика 35 31
Прикладные научные исследования в области национальной экономики 206 207
Другие вопросы в области национальной экономики 545 862

Доля государственных расходов, не помогающих экономическому росту России, в следующие три года составит 70%. В первую очередь к ним относятся расходы на национальную оборону и социальную политику, считают эксперты

Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсантъ»

В ближайшие три года совокупная доля непроизводительных госрасходов превысит 70%, говорится в заключении РЭУ им. Г.В. Плеханова на проект федерального бюджета 2018-2020 годов (есть у РБК). Оценив структуру расходов на предмет «полезности» и вклада в экономический рост в проекте бюджета на трехлетку, эксперты разделили их на условно непроизводительные и условно производительные.

К первым относятся расходы на управленческо-силовой блок (национальная оборона и безопасность), социальную политику и обслуживание госдолга. Их доля в совокупных расходах будет составлять примерно 71% в течение указанного периода, говорится в заключении. Вторая категория расходов связана с инвестициями в жилищное строительство, национальную экономику, а также в человеческий капитал (по разделам «образование», «наука» и «здравоохранение»). В общей структуре расходов с 2018 по 2020 год они занимают примерно 22%.

При этом в относительном выражении к ВВП объем условно непроизводительных расходов снижается с 11,9% в 2018 году до 10,7% в 2020 году за счет сокращения расходов на национальную оборону и социальную политику. Объем условно производительных расходов за этот же период снизится на 0,4 п.п. ВВП — с 3,8% в 2018 году до 3,4% в 2020 году.

Поправки в пользу военных

На прошлой неделе правительство в Госдуму поправки в бюджет, в которых предлагается увеличить общие расходы на оборону в 2017 году на 179,6 млрд руб., до 3,05 трлн руб. (3,3% ВВП). Запланированное увеличение целиком приходится на закрытую часть (в открытой части расходы на оборону сокращаются на 2,2 млрд руб.). При этом расходы на все остальные направления, включая социальную политику, образование и здравоохранение, предлагается сократить в сумме на 54 млрд руб. Общие расходы федерального бюджета в 2017 году, по оценке правительства, составят 17,007 трлн руб., а дефицит бюджета — 2,5% ВВП.

Человеческий капитал закатали в банки

Общий объем расходов федерального бюджета по итогам следующих трех лет сократится в реальном выражении более чем на 9% к уровню 2017 года (при условии целевой инфляции 4% в год), отмечают авторы документа. Лидерами по реальному сокращению будут расходы на национальную экономику (-16,1%), общегосударственные вопросы (-15,3%), социальную политику (-15%) и национальную оборону (-13,7%). Расходы на образование и здравоохранение по итогам трехлетки окажутся ниже их уровня в 2017 году на 5,5% и 3,6% соответственно.


Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

«Безусловно, это внесет отрицательный вклад в политику стимулирования конечного спроса в экономике и роста инвестиционной активности», — говорится в заключении. Усиливает эту негативную тенденцию, по мнению экономистов, сокращение как в абсолютном, так и в относительном выражении расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения. По данным РЭУ, их удельный вес в ВВП снизится с 0,37% в 2018 году до 0,31% в 2020 году. В свою очередь расходы на фундаментальные исследования сократятся по отношению к ВВП с 0,16% в 2018 году до 0,14% в 2020-м. Отмечается, что именно это направление расходов должно стать определяющим, так как обеспечит в перспективе сокращение зависимости экономического развития России от колебания конъюнктурных факторов и повысит ее роль в глобальной экономике.

Расходы, направленные на развитие человеческого капитала, нуждаются в большем стимулировании, заключают эксперты РЭУ. Сейчас же напрашивается вывод скорее о консервации существующих подходов при формировании структуры расходов федерального бюджета, пишут они.

Бюджетный маневр

Схожую точку зрения о пользе производительных расходов на экономический рост высказывали глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин и директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель в опубликованной в начале октября статье в журнале «Вопросы экономики» . Непроизводительные расходы, по их мнению, могут ускорить экономику лишь в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной будут мешать росту ВВП.

Распределение бюджетных расходов с 2011 по 2017 год мешало экономике расти на дополнительные 0,3 п.п. в год, считают авторы статьи. Согласно их подсчетам, в этот период расходы на образование упали с 3,7 до 3,5% ВВП, на здравоохранение и спорт — с 3,5 до 3,3%, на безопасность и правоохранительную деятельность — с 2,5 до 2,3%. Расходы на оборону при этом выросли с 2,5 до 3,1% ВВП. Перераспределение ресурсов от непроизводительных расходов к производительным могло бы повысить темпы экономического роста в долгосрочной перспективе примерно на 0,8 п.п. в год, считают экономисты. Эти меры Кудрин уже в предыдущем номере журнала «Вопросы экономики», назвав это стимулирующим «бюджетным маневром».

Сущность и значение расходов на национальную экономику

Национальная экономика в общем смысле представляет собой общественное хозяйство определенной страны. Сам термин имеет тройственный смысл – национальную экономику можно воспринимать в качестве:

Замечание 1

Национальная экономика может быть определена в качестве единого комплекса взаимосвязанных отраслей, сформированных в результате научно-технического развития, общественного разделения труда и международного сотрудничества. Под отраслями в данном случае понимаются определенные виды экономической деятельности.

Основополагающей целью национальной экономики считается обеспечение роста экономики страны. Помимо этого, она ориентирована на максимизацию занятости населения, обеспечение платежеспособности страны, устойчивости ее национальной валюты и стабильность цен. Достижение представленных целей требует определенного финансирования экономической системы страны. Подобное финансирование неизменно сопряжено с несением определенных расходов со стороны государства, осуществляющего макроэкономическое регулирование.

Замечание 2

Расходы на национальную экономику представляют собой издержки по обслуживанию, поддержке и развитию макроэкономической системы страны. Они включают в себя расходы на экономическую деятельность в целом, расходы на поддержку основных видов (отраслей) экономической деятельности, а также расходы на поддержку государственных предприятий.

Расходы на экономическую деятельность направлены на поддержку экономики страны в целом. Как правило, они сопряжены с финансированием руководства общими вопросами, формированием экономической политики, регулированием монополий и пр.

Расходы на поддержку основных видов деятельности предполагают финансовую поддержку базовых отраслей народного хозяйства. К ним относятся топливно-энергетическая и горнодобывающая отрасли, лесное и сельское хозяйства, охота и рыболовство, строительство, торговля, туризм, транспорт и связь.

Расходы на финансирование государственных структур направлены на финансовую поддержку предприятий, принадлежащих государству.

В настоящее время расходы на национальную экономику, осуществляемые на уровнях бюджетной системы государства, принято классифицировать по трем базовым признакам (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация расходов на национальную экономику. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В основе функциональной классификации лежит разделение расходов на группы в зависимости от основных функций, выполняемых аппаратом государственной власти.

Ведомственный подход к группировке расходов на национальную экономику связан непосредственно со структурой управления. Он отражает группировку юридических лиц, получающих государственное финансирование.

Экономическая классификация предполагает деление расходов на национальную экономику на текущие и капитальные, а также расходы на приобретение товаров и услуг, материальные затраты, выплату заработной платы.

Основы функциональной классификации расходов на национальную экономику

Основополагающим критерием классификации расходов на национальную экономику традиционно считается их функциональный признак. Иначе говоря, расходы на поддержание и развитие национальной экономики принято разделять на однородные группы в зависимости от отрасли их осуществления и функций, выполняемых государством. Данный подход является наиболее распространенным. Рассмотрим его более подробно.

Итак, функциональная классификация расходов на национальную экономику предполагает группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и расходование средств на выполнение основных функций государства. Базовые функции государства представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Базовые функции государства. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В соответствии с основными направлениями использования средств централизованных денежных фондов, направленных на выполнение функций государства, расходы на национальную экономику принято делить на следующие отраслевые группы:

  • общегосударственные вопросы;
  • национальная оборона;
  • национальная экономика;
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • охрана окружающей среды;
  • культура;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • спорт и физическая культура;
  • социальная политика;
  • средства массовой информации;
  • межбюджетные трансферты;
  • обслуживание государственного и муниципального долга.

Все множество расходов на национальную экономику, классифицированное по функциональному признаку, имеет четыре уровня организации (разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов). В соответствии с этими четырьмя уровнями происходит их дальнейшая детализация.

Экономическая и ведомственная классификация расходов на национальную экономику

Экономическая классификация основана на группировке расходов на национальную экономику в зависимости от их экономического содержания. Она отражает виды финансовых операций, которые осуществляются государственными органами при выполнении ими своих задач.

В рамках экономической классификации расходы на национальную экономику принято делить на две большие группы:

Текущие расходы предназначены для текущего финансирования обслуживания национальной экономикой системы. Расходы капитального характера обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность.

Текущие и капитальные расходы подлежат дальнейшей детализации и делятся на группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Ведомственная группировка расходов на национальную экономику основана на их разделении в зависимости от получателей бюджетных средств, перечень которых определяется законом и утверждается на очередной календарный год.


Расходы на экономику объединяют несколько групп расходов. К ним относятся расходы на экономическую деятельность и целом, на поддержку предприятий, принадлежащих государству, и на поддержку основных видов деятельности.
Расходы на экономическую деятельность в целом. Многие виды расходов на поддержку экономики направлены на экономическую деятельность в целом. Это расходы на руководство общими экономическими вопросами, формирование экономической политики, оказание государственной поддержки таким видам деятельности, как экспортная и импортная торговля в целом, международные финансы, товарные и фондовые рынки, общее регулирование уровня доходов, регулирование цен, контроль деятельности банковской системы, регулирование монополий, общее развитие торговли, защиту прав потребителей и др. К общеэкономическим расходам относятся также затраты ведомств, руководящих такими службами, как патентные бюро, службы регистрации торговых знаков, службы по авторским правам, прогнозу погоды, стандартизации и метрологии, службы времени, службы разведки и изысканий и области гидрологии и геодезии.
К общеэкономическим расходам относятся также расходы на общие вопросы, относящиеся к работникам наемного труда. Они обеспечивают выработку и практическую реализацию политики в области труда и трудовых норм (например, продолжительность ра- (ючего дня, часы работы, оплата труда, техника безопасности и чругие условий труда). За счет расходов, относящихся к этой категории, осуществляются меры по снижению уровня безработицы, функционирование организаций по трудоустройству и арбитражу. К этой категории относятся также расходы по реализации программ в области трудовой деятельности, не связанных напрямую с какой-либо конкретной отраслью, программ, направленных против дискриминации трудовой деятельности отдельных групп населения по полу, возрасту, национальности, программ сокращения безработицы в слаборазвитых регионах и регионах с высоким уровнем безработицы.
Расходы на развитие национальной экономики отражают государственные затраты на регулирование и обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности. Это расходы по решению таких государственных задач, как создание и поддержание условий экономического роста, целевые программы государственного характера, обеспечение сбалансированного развития регионов, создание новых рабочих мест. За счет этих расходов осуществляется поддержка важных и перспективных отраслей и производств, финансируются прикладные научно-исследовательские работы, инновации, расходы по охране внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и монополизации производства, оказывается содействие развитию внутренней и внешней торговли, регулируется деятельность отдельных отраслей и т.д. Ведущими направлениями расходов, связанных с экономической деятельностью, является реализация крупномасштабных проектов, которые не могут быть осуществлены частным бизнесом, программы развития отраслей, имеющих особое значение для обеспечения безопасности страны. К таким отраслям относятся космическая и атомная промышленность, оборонная промышленность и др. Расходы, связанные с экономической деятельностью, способствуют наращиванию экономического потенциала страны, научно-техническому развитию, структурной перестройке экономики, техническому перевооружению и модернизации производства. В этих целях широко используются гранты, кредиты и субсидии для под держки коммерческой деятельности.
За счет средств органов власти различных уровней осуществля ются значительная часть инвестиций в экономическую инфраструк туру (строительство магистральных железных и шоссейных дорог, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений и др.), а также расходы на их эксплуатацию. Эти инвес тиции косвенно содействуют развитию предпринимательства.
Поддержка предприятий, принадлежащих государству. Существен ное место в расходах на экономические нужды занимает поддержка предприятий, принадлежащих государству. В отношении государственной собственности на протяжении многих десятилетий наблюдаются противоположные тенденции. Одна из них заключается и расширении государственного нефинансового предпринимательства за счет создания новых и национализации старых предприятий. Другая тенденция - в денационализации предприятий и передаче их и негосударственный сектор. Так, в годы после Второй мировой войны во многих европейских странах в целях содействия подъему экономики прошла волна национализации. В частности, во Франции были национализированы угольная и газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, автомобильные заводы «Рено». В то же время в США после окончания Второй мировой войны многие государственные военные заводы были переданы в аренду частным фирмам. В 80-е гг. прошлого века под влиянием критики кейнсианских идей и в целях уменьшения государственного вмешательства в экономику в Великобритании и ряде других государств осуществлялась политика приватизации государственных предприятий.
Происходит процесс приватизации оборонной промышленности, уменьшаются масштабы участия государства в железнодорожном и морском транспорте, почте, связи и других сферах. Это обусловлено в значительной мере концентрацией капиталов. Их накопление в значительных масштабах начало позволять корпорациям финансировать дорогостоящие проекты, которые раньше были под силу лишь государству. В целом доля государственных предприятий в создании ВВП продолжает оставаться высокой - 15-20%.
Государственные предприятия нередко сравнивают с предприятиями частного сектора на основе показателей прибыли и делают вывод об их низкой эффективности. Существуют, однако, факторы, в силу которых вопрос об эффективности государственных предприятий оказывается более сложным. Предприятия, находящиеся в полной собственности или контролируемые государством, функционируют на принципах рыночной экономики. Они могут ныть двух основных типов: неакционированные предприятия, подчиненные органам государственного управления, и акционированные, акции которых полностью принадлежат государству или государство обладает контрольным пакетом их акций. Предприятия первого типа в значительной мере ориентированы на реализацию государственных задач с ограничением коммерческой составляющей в своей деятельности. В силу этого они нередко являются убыточными и требуют государственных средств для покрытия убытков. В этом отношении более предпочтительным является преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100%-м государственным капиталом или в ДО с преобладанием государственного капитала, что повышает их заинтересованность в улучшении финансовых результатов. Для акционированных предприятий, и особенно предприятий со смешанным государственным и частным капиталом, характерны большая коммерциализация, стремление к прибыльности и эффективности производства.
Обе группы предприятий (первые в большей степени, вторые - в меньшей) пользуются финансовой поддержкой государства. В качестве целевых установок их деятельности нередко выступают задачи политического и социального характера. В связи с этим финансовая поддержка может рассматриваться в качестве платы за выполнение ими функций, в той или иной мере направленных на решение общегосударственных проблем. Государственные предприятия играют существенную роль в преодолении циклических колебаний и временных трудностей в отдельных отраслях. Они могут содействовать усилению позиций национальных производителей на мировых рынках, развитию перспективных и оборонных отраслей, увеличению занятости, стабилизации экономики. В случае если отдельные производства, имеющие большое значение для национальной экономики, в силу каких-либо причин попадают в сложное положение и не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, страны прибегают к их национализации и оказывают помощь в восстановлении конкурентоспособности. В условиях глобализации внешнеэкономических отношений государственные предприятия, например оборонные, космической промышленности, способствуют достижению национальных целей стран, повышая их рейтинг на международной арене. В свою очередь, государство помогает их деятельности с помощью мер своей внешней политики, экспортных субсидий и кредитов, способствуя приобретению новых рынков и защищая их деятельность на ото чественных рынках.
Цены на продукцию государственных предприятий могут уста навливаться на более низком уровне, чем в среднем по отрасли. Поставщиками государственных предприятий являются большей частью национальные производители, цены и сроки поставок ко торых могут быть менее выгодными, чем иностранных фирм. Го сударственные компании могут быть ориентированы на инвести ции в экономику отсталых регионов страны, увеличение производства в периоды экономического спада и т.д. Все это порождает необходимость компенсации со стороны государства. Формами государственной финансовой поддержки могут быть субсидии, дотации, бюджетное финансирование убытков, налоговые льготы, освобождение от ограничений по импорту, предоставление льготных кредитов, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Расходы на поддержку основных видов деятельности. Рассмотрим, какие расходы несет государство по поддержке экономики в основных видах деятельности.
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота. К расходам государства на сельское хозяйство относятся затраты на управление сельскохозяйственными землями, проведение аграрных реформ, проведение политики в области цен и доходов в сельском хозяйстве, расширение сельскохозяйственного производства, ветеринарное обслуживание и борьбу с вредителями, а также расходы по оценке урожая и его качества.
Расходы по управлению сельскохозяйственными землями - это расходы ведомств, связанные с деятельностью по использованию земельных угодий, расходы ведомств, занятых деятельностью, направленной на сохранение, освоение и расширение пахотных земель, расходы на строительство плотин, запруд, ирригационных систем, расходы на исследовательские работы и экспериментальные разработки в области сохранения и расширения земель.
Расходы на проведение аграрных реформ и заселение земель связаны с разработкой, проведением и оценкой результатов реформ, освоением и заселением новых земель. Проведение таких мер сопряжено с перераспределением прав собственности на землю, форм ее использования, освоением целинных и необрабатываемых земель, переселением фермеров. Существенным расходом ииляются выплаты собственникам земли, права которых на землю \\ ходе проведения мероприятий были изменены.
Политика в области цен и доходов в сельском хозяйстве предопределяет необходимость расходов, связанных с организацией и управлением деятельностью по стабилизации цен, механизмом установления цен на сельскохозяйственные продукты и стабили- нщией доходов фермеров. Практикуются также расходы по предоставлению субсидий для поддержания уровня цен, организации сбыта и регулирования производства определенных видов продукции, помощь государственным предприятиям, субсидии и другие платежи для стимулирования покупки удобрений, семян, химических средств защиты растений и т.п.
К затратам на развитие сельскохозяйственного производства относятся также расходы учреждений, деятельность которых направлена на увеличение производства продукции, повышение ее качества, снижение затрат, в том числе трудовых, улучшение жиз- ни фермеров и т.п. Это затраты в основном на распространение знаний, обучение, ознакомление с лучшими фермами и т.д.
Существенную роль играют расходы по организации и регулированию в сфере ветеринарного обслуживания, предупреждению и лечению заболеваний животных, улучшению качества поголовья, а также ссуды, трансферты и субсидии на эти цели. Для борьбы с вредителями осуществляются расходы на организацию, управление и контроль над деятельностью по борьбе с ними, а также заболеваниями растений.
В России в области сельского хозяйства на протяжении десятилетий сложилась практика выдачи кредитов и последующего списания их большей части. В связи с этим крупной проблемой является обоснование направлений, размеров и налаживание дотаций сельскохозяйственному производству, регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и основные средства производства, потребляемые этой отраслью, расходы, связанные с земельной реформой, а также поддержка развития фермерства и рыночных отношений в сельском хозяйстве, субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам.
Лесное хозяйство требует расходов органов государственного управления на организацию и руководство деятельностью в этой отрасли, включая расходы на разработку нормативов, регулирующих лесопользование, выдачу лицензий на рубку леса, управление и осуществление работ по лесонасаждению, контроль над заболеваниями и борьбу с вредителями лесов, с лесными пожарами.
Рыболовство и охота связаны с расходами на организацию и руководство деятельностью в области рыболовства в океанских и пресных водах и прибрежной зоне, включая рыборазведение, и охоты, включая вопросы воспроизводства диких животных и их охраны. К этой сфере относятся разработка и контроль выполне ния нормативных положений, лицензирование и т.п., а также рас ходы учреждений, занимающихся заповедниками, рыбными им кубаторными станциями, разведением животных, финансовая поддержка государственных рыбных инкубаторов или заповеди и ков и управление водными ресурсами.
За счет расходов на водные ресурсы финансируются мероприятия по воспроизводству, охране и восстановлению водных объектом и обеспечению населения и народного хозяйства качественной водой, а также по защите населения от паводков и наводнений. Сюда включаются, в частности, расходы на проведение берегоукрепительных работ, создание и ремонт дамб, расчистку рек, очистку водохранилищ, расходы на насосные станции и гидротехнические сооружения.
Топливо и энергетика. К расходам на эти отрасли относятся затраты на организацию и регулирование деятельности, связанной с добычей, переработкой, производством и распределением топлива и энергии, включая ядерную энергию, расходы ведомств, занимающихся подготовкой и регулированием правил эксплуатации и консервации предприятий, разведкой ресурсов, воспроизводством минерально-сырьевой базы, переработкой отходов ядерной энергетики. Государство осуществляет также расходы на финансовую поддержку предприятий в форме ссуд, трансфертов или субсидий, финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок и служб, осуществляющих сбор и распространение информации, относящейся к этим видам деятельности. В состав расходов, связанных с добычей и обогащением угля, входят также расходы на санацию убыточных угольных шахт и разрезов. Дотации угольной промышленности связаны с покрытием высоких затрат по добыче угля при относительно низких затратах на другие энергоносители (нефть, газ, электроэнергию). Основными направлениями уменьшения дотаций являются сокращение добычи угля и закрытие нерентабельных угледобывающих предприятий. Это сопряжено с затратами на переоборудование потребляющих уголь агрегатов, издержками, необходимыми для обеспечения шахтером новыми рабочими местами и профессиональной переподготовки. Во многих случаях использование угля является неизбежным в силу экономических факторов, связанных с размещением произ- иодства ресурсов и расходами на их транспортировку. Использова- иие угля в районах добычи нередко оказывается дешевле использования мазута и газа. Такие важные, но убыточные или низкорентабельные отрасли, как угольная и железорудная промышленность, и другие капиталоемкие сырьевые отрасли во многих странах обязаны своим существованием государственной поддержке.
Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. К горнодобывающей промышленности относятся разведка, разработка и рациональное использование природных ресурсов, кроме топливных. Это металлосодержащие минералы, химическое сырье и удобрения, соль, драгоценные камни, асбест и др. К обрабатывающей промышленности относятся отрасли и производства по переработке сырья и материалов и производству готовой продукции - машиностроение, химическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Государственные организации, руководящие этой деятельностью, содействуют развитию этих отраслей, предоставляют кредиты и субсидии, разрабатывают и контролируют выполнение производственных и организационных стандартов, требований техники безопасности, требований по защите прав потребителей.
Строительство. Функционирование этой отрасли сопряжено с расходами на государственные учреждения, занимающиеся организацией и руководством деятельностью по разработке строительных технических норм и стандартов, выдачей лицензий, контролем над соблюдением техники безопасности, выдачей субсидий, трансфертов, ссуд и другими формами поддержки строительных фирм.
Транспорт. Деятельность государственных организаций в области транспорта сопряжена с расходами по организации и руководству деятельностью в области строительства и эксплуатации объектов автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, планирования и моделирования строительства, лицензирования и регулирования этого вида деятельности, расходами на научно-исследовательские и экспериментальные работы, поддержку обновления парка транспортных средств. Ряд расходов осуществляется в форме ссуд, трансфертов или субсидий на проведение строительных работ, выполняемых в различных отраслях транспорта. Сюда также относятся расходы по эксплуатации различных видов транспорта. В российских условиях существенное значение имеет убыточность пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Убытки покрываются за счет грузовых перевозок и компенсации расходов из бюджетных средств.
Связь. Расходы в этой сфере обеспечивают организацию и управление в области почтовой, телефонной, телеграфной, кабель ной, беспроводной и спутниковой связи, разработку и контролі, выполнения правил эксплуатации систем связи, выделение частої ных каналов, определение рынков обслуживания и тарифов, поддержку развития телекоммуникаций. Существенных затрат требует формирование федеральных информационных фондов, баз и банков данных по законченным НИОКР, создание государственной системы паспортно-визовых документов с использованием биометрических данных.
Торговля требует расходов государственных ведомств по организации и руководству деятельностью в сфере оптовой и розничной торговли и складского обслуживания, по защите прав потребителей, по разработке правил ведения оптовой и розничной торговли и деятельности складов, контролю их выполнения, лицензированию, инспектированию измерительных приборов, соблюдению требований маркировки. В ряде случаев необходимы финансовая поддержка предприятий оптовой и розничной торговли и предоставление субсидий для населения.
Туризм также не обходится без государственных расходов. Это расходы ведомств, связанные с организацией и руководством деятельностью в сфере туризма, направленные на привлечение туристов с помощью рекламно-пропагандистской деятельности, оказание финансовой помощи туристическим бюро и агентствами в стране и за рубежом, организацию празднеств в целях привлечения туристов.
Многоцелевые проекты развития требуют затрат ведомств по организации и руководству этими проектами, которые включают, как правило, комплексы по производству энергии, ирригационные и навигационные сооружения и места отдыха и развлечений. Это расходы, связанные с планированием, проектированием, строительством в рамках многоцелевых проектов, включая финансовую поддержку.
Бюджетная система Российской Федерации Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 7 Расходы на национальную экономику

Расходы на национальную экономику в общем объеме бюджетных ассигнований имеют достаточно высокий удельный вес и колеблются в последнее время от 3,4 до 4,9 % ВВП. По сравнению с 2007 г. имеет место опережающий рост в 2008–2009 гг. (23,4 %; 14,6 %) и существенное снижение в 2010 г. – на 18,7 % (по сравнению с 2009 г.). В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. В частности, энергетика, транспорт, связь и информатика присутствуют при решении вопросов инфраструктурного развития экономики. Воспроизводство минерально-сырьевой базы обеспечивает в долгосрочной перспективе развитие сырьевых отраслей, создает уверенность в реальном поступлении значительных доходов от топливно-сырьевого комплекса. Сельское хозяйство и рыболовство решают задачи продовольственной базы. Расходы на космические исследования, прикладные научные исследования и области национальной экономики создают научный задел для будущих поколений.

Отраслевая структура финансирования национальной экономики в 2007–2010 гг. представлена в табл. 5.8.

Таблица 5.8

Структура бюджетных ассигнований из федерального бюджета в разделе «Национальная экономика» в 2007–2010 гг., в процентах к общему объему ассигнований

Значительная часть этих ресурсов направляется в инвестиционную сферу, вызывая необходимость создания новых финансовых инструментов.

Из книги Кредиты и займы [Правка] автора Шляпников А В

Судебные расходы Судебные расходы – это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке гражданского судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, с целью их возмещения государству, побуждения

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 254. Материальные расходы 1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо

Из книги 25 положений по бухгалтерскому учету автора Коллектив авторов

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 4 Расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Все большее значение в экономическом развитии страны, решении социальных вопросов придается субъектам РФ. Соответственно возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов власти

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

Вопрос 6 Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Размер средств, которые направляются на эти цели, зависит от экономических

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Вопрос 9 Расходы бюджета на образование Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования, принципы государственной политики в области образования, расходные обязательства определены Законами РФ «Об

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги. Мир без политики, нищеты и войн автора Фреско Жак

Вопрос 10 Расходы бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации отнесены: содержание федеральных государственных учреждений и проведение

Из книги Наследство в России. Игра по правилам и без автора Чудинов Дмитрий

Вопрос 11 Расходы бюджета на здравоохранение Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Вопрос 12 Расходы бюджета на спорт и физическую культуру Среди особенностей, влияющих на характер финансово-экономических отношений в области спорта и физической культуры, выделяются следующие: многообразие форм деятельности, структур управления, схем подчиненности и

Из книги автора

Из книги автора

Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и

Из книги автора

§ 1. Государственно-правовое воздействие на экономику Как объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой сложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII–III вв. до н. э. в жизни человечества произошел переход от

Из книги автора

Из книги автора

Тайна Майера Амшеля Ротшильда, или как всей семьей, дружно и организованно, достичь огромного влияния на мировую экономику и политику Мир поражался тому, как они добивались успеха, конкуренты их ненавидели, но все нуждались в их деньгах и покровительстве.История одного

Новое на сайте

>

Самое популярное