Домой Проценты по кредитам Стратегические цели экономической безопасности. Стратегия экономической безопасности

Стратегические цели экономической безопасности. Стратегия экономической безопасности

Термин «стратегия» имеет два основных значения: искусство ведения войны; искусство руководства общественной жизнью.

Во втором значении этот термин выступает в различных видах: в теории игр -- возможный способ действия игрока или коалиции; стратегия в ценообразовании; стратегия инновационная; стратегия конкурентная; стратегия импортозамещения; стратегия маркетинга широкого проникновения; стратегия предприятия; стратегия региональная; стратегия экономическая и др.

Здесь речь пойдет о стратегии экономической безопасности. Выбор стратегии экономической безопасности должен исходить из ее целей и задач, которые она должна решать. Например, если цель нашей страны «выживание», то это одна стратегия. Если цель «Великая Россия», то это другая стратегия.

Вторая половина 90-х гг. XX в. ознаменована повышенным вниманием властных структур и общественности к проблемам экономической безопасности. Проиллюстрируем это положение на примере нашей страны.

Доктрина экономической безопасности в России одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федераций (Основные положения)». Во исполнение и развитие данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены: цель и объекты для дарственной стратегии экономической безопасности России; сформулированы критерий и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности; описаны механизмы и меры экономической политики, нацеленные на обеспечение экономической безопасности. В декабре 1997 г. состоялась научно-практическая конференция «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. За 1997-2000 гг. вышел ряд научных работ по этой проблематике. И, наконец, в январе 2000 г. также Указом Президента была утверждена «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», в которой большое место занимают проблемы экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации состоит из четырех разделов:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

В первом разделе констатируется, что цель Государственной стратегии -- обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает: характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу; определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации; формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей -- макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, теологических, технологических и др.

Во втором разделе отмечается, что наиболее вероятными угрозами являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира, и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т. д.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном таким фактором, как рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного дохода.

В третьем разделе указывается, что состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами, обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения; устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности; рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок; поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса; сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации; создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти; определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

В четвертом разделе определены меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, которые должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности России названы мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

В этом разделе признано необходимым разработать количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, а также определены следующие основные направления деятельности государства по обеспечению экономической безопасности России.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Государственная стратегия экономической безопасности, как и национальной безопасности России в целом, должна исходить главным образом из идеологии экономического роста, промышленного и научно-технического прорыва, поскольку лишь на этой основе можно достичь высокого уровня и качества жизни населения, его социальной защищенности.

Главная стратегическая цель экономической стратегии заключается в высоких темпах экономического роста.Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. - СПб.: Вектор, 2005. - с. 50-458

Таблица 1. - Показатели экономической безопасности России.Составлено и рассчитано по данным: Сб.: Экономическое и социальное положение России в 2008 году. // Комплексный доклад / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики России. - М.: 2009.

Наименование показателя

Пороговые значения

Факт 2000 г.

2008 г. к пороговому

значению, %

1. Способность экономики к устойчивому росту

Темп роста ВВП к предыдущему году (в сопоставимых ценах), %

ИФО промышленности к предыдущему году, %

Объем оборота розничной торговли к ВРП, %

ИФО продукции с/х к предыдущему году, %

Инвестиции в основной капитал к ВРП, %

Степень износа основных фондов, %

2. Устойчивость финансовой системы

Дефицит консолидированного бюджета к ВРП, %

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, %

3. Поддержка научного потенциала

Ассигнования в науку к ВРП, %

Численность студентов на 10000 населения, чел.

Численность занятых в науке к занятым в эконом. %

Расходы на образование к ВРП, %

4. Уровень и качество жизни населения

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, %

Соотношение денежных доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, раз

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, раз

Уровень безработицы по методологии МОТ к ЭАН, %

Расходы на здравоохранение к ВРП, %

Расходы на культуру к ВРП, %

Обесп. жильем, кв.м в среднем на 1 жителя

5. Демография

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 жителей)

Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения)

Коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения)

Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся)

6. Правонарушения

Количество преступлений на 10000 населения,

7. Охрана окружающей среды

Выбросы вредных веществ на 1 жителя, тонн

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608) включает четыре основных раздела.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности РФ.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее – Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Цель Государственной стратегии – обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

  • – защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;
  • эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач исходя из национальных интересов;
  • – активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает в себя:

  • 1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу;
  • 2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ;
  • 3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей – макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и др.

II. Угрозы экономической безопасности РФ.

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности РФ.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности РФ, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются следующие.

  • 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия таких факторов, как:
    • – расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
    • – увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений – наркомании, организованной преступности, проституции и т.п.;
    • – рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
    • – задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т.д.
  • 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная следующими факторами:
    • – усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
    • – отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
    • – низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
    • – свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
    • – снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
    • – завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
    • – приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, гак и с внутреннего рынка;
    • – рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
  • 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

  • – объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
  • – нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
  • – увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ.
  • 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:
    • – рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
    • – сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
    • – ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности РФ.

Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров, утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569.

Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности РФ, необходимо учитывать следующее.

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Важнейшим требованием экономической безопасности РФ является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

  • 3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
  • 4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированную внешнеэкономическую политику, предполагающую как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности см. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

  • 5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.
  • 6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.
  • 7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.
  • 8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности РФ.

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности РФ.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности РФ.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности РФ должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности РФ.

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности РФ по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности РФ определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ.

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ осуществляется по следующим основным направлениям.

  • 1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
  • 2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности РФ.
  • 3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности РФ. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент РФ.

I . Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делает особо актуально целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее именуется - Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

См. Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку, утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности см. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ

5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

Успешное развитие экономики России требует выбора рациональной стратегии обеспечения экономической безопасности как на государственном уровне, так и на уровне предприятий. Ее существующая концепция, принятая в 1996 г., уже не отражает современные реалии. Нужны новые документы, которые могут послужить основой долгосрочной стратегии социально-экономического развития России до 2025 г., а также соответствующих программ субъектов Федерации.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности опирается на принципы, обеспечивающие:

  • соблюдение закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека;
  • создание гарантий устойчивого экономического положения

личности; военно-политической и социально-экономической

стабильности общества.

Стратегия должна способствовать созданию механизмов для выработки и реализации мер по развитию и укреплению позитивных явлений и процессов в экономике и подавлению негативных факторов и угроз.

В основе стратегии лежат.

  • 1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений, он имеет большое значение для экономики нестабильности социально-экономической ситуации, дефиците финансовых ресурсов и т.д.
  • 2. Разработка количественных и качественных критериев (пороговых значений) состояния экономики и социальной сферы Российской Федерации, выход за пределы которых вызывает угрозу для ее безопасности, препятствует нормальному ходу развития и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения (табл. 13).

Пороговые значения экономической безопасности характеризуют предельные величины, несоблюдение которых создает угрозы для нее. Само понятие порогового значения взято из теории катастроф, где под порогом понимается то состояние системы, перейдя которое система теряет устойчивость и выходит в зону кризиса. Они - важный инструмент системного анализа, прогнозирования и социального экономического планирования. С помощью них тот или иной объект, в данном случае экономика, «просматривается» с позиции соответствия тенденций ее развития национальным интересам страны.

Таблица 13

Основные параметры (критерии) экономической безопасности страны

Показатели

Пороговые значения, %

Факт, %

1. Валовой внутренний продукт (на душу населения в год по сравнению со средним по «Большой семерке»)

2. Темпы экономического роста

3,5 (официально)

3. Уровень безработицы по методологии МОТ (в % экономически активного населения)

7,9 5,7 (официально)

4. Доля машиностроения и отраслей высоких технологий в промышленном производстве

5. Расходы на оборону ВВП

В. Расходы на науку в ВВП

7. Сбор зерновых (млн т)

8. Опережение прироста запасов полезных ископаемых по сравнению с добычей

9. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

13 (официально)

  • 10. Соотношение доходов 10% самых богатых и
  • 10% самых бедных семей

Более 16 (официально)

11. Объем золотовалютных резервов (в млрд долл.)

12. Государственный долг (в % к ВВП)

13. Доля расходов по обслуживанию внешнего долга в государственном бюджете

14. Среднегодовой уровень инфляции

более 6 (официально)

15. Дефицит государственного бюджета

Бюджет профицитен до 2012 г.

16. Доля продовольствия, поступающего по импорту

17. Рождаемость на 1000 населения в год

18. Инвестиции в основной капитал (в % к ВВП)

19. Доля инновационной продукции (в % ко всей промышленной продукции)

20. Уровень монетизации (агрегат М2 на конец года в % к ВВП)

Ниже нормы в 2-3 раза

В процессе разработки системы пороговых значений для России необходимо учитывать, что период трансформации российской экономики еще окончательно не завершен. Не менее важным представляется учет того факта, что пороговые значения статичны, они обеспечивают оценку достигнутого уровня, но не тенденций.

Для определения пороговых значений необходимо сформулировать перечень основных параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности. Считается, что количественно измеряемые пороговые значения возможно установить по каждому из параметров или их группе.

Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН для целей анализа экономической безопасности предложено использовать 150 показателей, которые выделяются в качестве индикаторов:

  • в количественной форме отражающих угрозы экономической безопасности;
  • обладающих высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мер в сфере экономической политики;
  • тесно взаимодействующих между собой.

Ситуацию нельзя характеризовать как однозначную, с оценкой «хорошо» или «плохо». Часть индикаторов ниже пороговых значений, другая - выше.

  • 3. Оценка угроз экономической безопасности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, при которой важно использовать комплексный подход к анализу показателей экономической безопасности и учитывать экономическую стратегию государства. Так, приближение какого-либо из показателей к своему пороговому значению может быть связано со стратегической переориентацией, а не с обострением проблемы обеспечения экономической безопасности. Например, понижение доли высокотехнологичной продукции в экспорте страны может быть обусловлено переоборудованием производственных мощностей для выпуска новейшей, конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
  • 4. Формирование стратегии экономической безопасности государства, устраняющей или смягчающей основные угрозы ей.
  • 5. Разработка комплекса конкретных правовых, экономических и административных мер, устраняющих или снижающих негативное воздействие выявленных факторов, создание механизма обеспечения экономической безопасности государства.

Эти меры осуществляются на уровне страны в целом, регионов, весьма отличных по географическому, климатическому расположению, уровню социально-экономического развития и другим параметрам с соответствующими угрозами их экономической безопасности; отдельных организаций и предприятий. Задачи, решаемые на каждом из них, тесно связаны между собой, поэтому здесь важен комплексный подход, позволяющий избежать возможных противоречий.

Должны быть четко определены обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации по обеспечению экономической безопасности России во всех сферах хозяйственной деятельности и управления государством:

  • в деле определения концепции и основных направлений экономической политики;
  • в процессе преобразования финансово-банковской системы;
  • при утверждении государственного бюджета, принятии важнейших законов и правительственных решений по вопросам экономики;
  • в процессе подготовки и экспертизе законов и т.д.

За те или иные аспекты экономической безопасности страны могут отвечать следующие ведомства.

  • 1. За безопасные темпы экономического роста - Минэкономики, Минфин с участием Банка России, Минпромторг, Минэнерго России.
  • 2. За сокращение безработицы и имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов - Минсоцздрав, Минэкономики, Минфин, Минобразования России.
  • 3. За предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, повышение ее конкурентоспособности, наращивание запасов полезных ископаемых - Минэкономики, Минпромторг, Минсельхоз России.
  • 4. За преодоление зависимости страны от импорта продовольствия - Минсельхоз, Минэкономики, Минфин России.
  • 5. За ограничение роста внутреннего и внешнего государственного долга - Минфин, Минэкономики России с участием Банка России.
  • 6. За предотвращение возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов - Минэкономики, Минфин, Минсоцздрав России с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 7. За выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности - Счетная палата, Минэкономики, Минфин, Минсоцздрав, МВД России, ФСБ с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 8. За обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля над ними - Минэкономики, Минэнерго России.
  • 9. За устойчивость финансовой системы - Минфин России с участием других федеральных органов исполнительной власти и Банка России.
  • 10. За рационализацию структуры внешней торговли - Минэкономики, Минсельхоз России.
  • 11. За доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг - Минсоцразвития, Минобразования, Минкультуры, Минсвязи, Минтранс России.
  • 12. За поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки - Минэкономики, Минфин, Министерство науки и образования России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Банка России, Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.
  • 13. За сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, - Минэкономики, Минфин России с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
  • 14. За обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики - Минэкономики, Минфин, Госкомимущество с участием других федеральных органов исполнительной власти и Банка России.

Прежде чем рассматривать вопросы обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики, видимо, следует проанализировать ее особенности, которые проявляли себя в процессе создания, и проявляются в процессе функционирования.

Прежде всего, это смешанный административно-рыночный характер, который проявляется в том, что функционирование отрасли происходит преимущественно на товарных рынках, а управление осуществляется в жестких административных рамках - вплоть до вмешательства Правительства России.

В качестве особенности отметим специализацию в рамках специфики номенклатуры выпускаемой продукции, это ограничивает возможности усиления рыночной безопасности за счет межотраслевой диверсификации.

Отметим также, что принципиальной особенностью отрасли является отсутствие стратегических финансовых целей, обусловленное макроэкономической моделью, то есть механизм перераспределения доходов включается в налоговую систему на макроуровне. Также имеет место противоречие между характером операций и невозможностью их выполнения, обусловленное законодательными ограничениями на выполнение бизнес-операций административными органами, осуществляющими управление.

Следует иметь в виду, что отрасль отличает принципиальная невозможность монопольного использования бюджетных ресурсов, возможными вариантами использования бюджетных средств является предоставление бюджетных гарантий по обслуживанию целевых займов.

Функционирование отрасли осуществляется в условиях жесткой конкуренции с подобными отраслями в глобальном масштабе, что повышает угрозу экономической безопасности, а также усиливает необходимость регулирования условий функционирования субъектов отрасли на макроуровне.

Кроме этого имеется острая потребность в высококлассных специалистах при реальных ограничениях в оплате их труда, что влечет за собой использование услуг профессиональных участников рынка и предоставление им взамен определенных прав в употреблении части выделяемых средств на их стимулирование.

Перечисленные особенности отрасли национальной экономики существенно отличают ее как от функционирования фирмы с чисто рыночной ориентацией, так и от административно-ориентированной организации. Следовательно, обеспечение экономической безопасности отрасли должно осуществляться на основе синтеза административных и рыночных методов управления, а это, в свою очередь означает необходимость компромиссных решений.

Рассмотрим теперь экономическую безопасность как отдельно взятое понятие, что необходимо как для понятийного аппарата, так и для выработки концепции обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики. Сама по себе категория экономической безопасности является достаточно новой и мало применяемой в теории и практике управления. Традиционное понимание безопасности чаще всего сводится к национальной безопасности, которая определяется как гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспечение национальных интересов граждан и страны.

Значительное количество определений понятия "экономическая безопасность" и смысловых значений, которые вкладывают в него авторы исследований, говорит о том, что, во-первых, имеется большой интерес к этой проблеме, во-вторых, об ее актуальности, а также о том, что пока еще нет единого категориального суждения. Видимо именно поэтому в "Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации" отсутствует единое определение экономической безопасности.

Это свидетельствует о том, что исследования в данной области будут продолжены, а удовлетворяющее всех окончательное определение, на основе которого появится общая концепция, отражающая цели, задачи, структуру, функции, комплексы задач, обеспечивающие экономической безопасности в стране, ее национальной экономике и различных институтах - дело пусть недалекого, но будущего. Небезынтересно то обстоятельство, что понятие "экономическая безопасность" вошло в экономическую жизнь страны по мере становления рыночных отношений, и, как нам кажется, является следствием развития этих отношений. Во всяком случае, думается, что и мы имеем право на собственное суждение по этому вопросу, тем более что объект нашего исследования в значительной мере отличен от объектов исследований большинства авторов.

Среди разработок, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить "Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации", одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует положения Концепции национальной безопасности России с учетом национальных интересов в области экономики. Ее цель - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия включает :

  1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненного важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
  2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России.
  3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация упомянутой Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и др.

Правительство РФ, в свою очередь, приняло Постановление "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности РФ". В нем приведен перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности:

  1. сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов;
  2. предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, в том числе:
    • 2.1 снижение уровня неравномерности социально-экономического развития регионов;
    • 2.2 выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности.

Особое место в Стратегии отводится экономическим приоритетам страны, среди которых отмечается: стратегия экономики, структурные преобразования, финансовые и кредитно-денежные отношения, бюджетные приоритеты, научно-техническая политика, аграрная политика, ликвидация преступности, региональная политика, внешнеэкономическая деятельность, отношения со странами СНГ, сырьевая политика.

Сравнивая данные приоритеты с концептуальными основами экономической безопасности конкретной отрасли, можно убедиться в практически полном их соответствии. Это свидетельствует о том, что отрасль сама является комплексным инструментом обеспечения экономической безопасности страны (в рассматриваемом случае - экономики отрасли трубопроводного транспорта). В подавляющем большинстве разработок и публикаций, посвященных проблеме экономической безопасности:

Из анализа литературных источников и разработок, посвященных проблеме экономической безопасности можно сделать один общий интересующий нас в контексте нашего исследования вывод. Основными объектами в разработках авторы избирают государство, общество, субъект федерации (регион), фирму, семью, личность, а в качестве обеспечения экономической безопасности функционирования этих объектов выступают меры по совершенствованию инфраструктурных систем, таких, например, как научно-техническая, экономическая, финансовая, политическая, социальная, информационная, правовая, военная, экологическая, культурная, криминологическая и т. п.

Примечательным является то обстоятельство, что ни в одной из известных авторам разработок по экономической безопасности в качестве объекта не избирается ни одна из перечисленных выше инфраструктурных систем, что объясняется явной недостаточной проработанностью проблемы экономической безопасности, а одновременно определяет перспективы исследования этой проблемы. Сказанное еще и еще раз убеждает нас в актуальности избранной темы исследования, посвященного экономической безопасности отрасли национальной экономики России.

Используя приведенные подходы к определению понятия экономической безопасности, попытаемся сформулировать таковое для отрасли национальной экономики. По нашему мнению оно может выглядеть так: под экономической безопасностью отрасли национальной экономики понимается экономическая защищенность отрасли и интересов ее участников от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал.

Миссия отрасли состоит в удовлетворении потребностей рынка в продукции отрасли путем совершенствования технологических процессов, на основе снижения объемов бюджетного финансирования, в рамках государственной стратегии развития национальной экономики. Это означает, что если отрасль находится в состоянии развития, то основным критерием эффективности ее деятельности являются именно перечисленные выше факторы.

Необходимо отметить, что потребность в постановке проблемы экономической безопасности определяется наличием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) деструктивных факторов (угроз) по отношению к отрасли и, как следствие, всей национальной экономике. К внешним деструктивным факторам, например, можно отнести:

  • экономическую и политическую нестабильность;
  • несовершенство законодательства;
  • известную неготовность потенциальных инвесторов к взаимодействию с отраслью;
  • диверсионную деятельность различных субъектов;
  • динамическую подвижность товарных рынков;
  • отсутствие достоверной информации для инвесторов о состоянии рынка и эмитентов ценных бумаг и др.

К числу внутренних факторов, порождающих угрозы, чреватые рисками появления сбойных ситуаций, можно отнести:

  • ограниченные возможности по страхованию предпринимательских рисков;
  • отсутствие четких технологий взаимодействия профессиональных участников товарного рынка в России;
  • сложная система взаимосвязей между отраслями.

Следует сказать, что с понятием "экономическая безопасность" тесно связаны такие понятия как:

  1. Мониторинг состояния отрасли как инструмент предсказания, если возможно - предотвращения, а также минимизации потерь при возникновении сбойных ситуаций.
  2. Рациональные мотивационные схемы экономических стимулов для предприятий отрасли, позволяющие учесть и удовлетворить их экономические интересы в сфере основной деятельности.
  3. Нормативное обеспечение деятельности предприятий отрасли, которое дает им возможность существовать, действовать и развиваться в относительно стабильных и предсказуемых условиях в рамках обозримого временного интервала, а также в условиях относительной внешнеэкономической стабильности.

Ссылки

  1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 "О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)".
  2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. // Безопасность. 1994. №3.
  3. Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь. - М.: "Бек", 1995., с. 336.

Новое на сайте

>

Самое популярное