Домой Полезные советы Финансовое обеспечение инновационной деятельности. Финансовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности

Финансовое обеспечение инновационной деятельности. Финансовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности

Инновационный менеджмент Маховикова Галина Афанасьевна

6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности

Чтобы обеспечить темпы и качество экономического роста, конкурентоспособность выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках, развитие всех отраслей народного хозяйства должно носить инновационный характер. Это сложная задача, так как любое современное предприятие стоит перед выбором: если оно не производит новой продукции, то рано или поздно оно разорится, если производит, то налаживание выпуска новых изделий сопряжено с крупными затратами, а значит возникает необходимость иметь достаточное финансовое обеспечение. Это приводит к тому, что по официальным данным в промышленности только 5 % организаций самостоятельно занимаются научными исследованиями и разработками.

Создание хорошо обоснованной системы финансирования инновационной деятельности создает условия для накопления финансовых средств, возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационных процессов.

Исходные принципы, на основе которых должна строиться система финансирования:

1) целевая ориентация финансирования – его увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических разработок;

2) обоснованность и юридическая защищенность источников финансирования;

3) множественность источников финансирования;

4) широта и комплексность финансирования, т. е. возможность максимального охвата широкого круга технических и технологических новинок и направлений их использования;

5) адаптивность и гибкость системы финансирования и ее отдельных элементов с целью учета динамично изменяющихся условий конъюнктуры рынка для поддержания максимальной эффективности. Отечественная и зарубежная практика показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом зависит эффективность инновационной деятельности.

Система финансирования инновационной деятельности призвана создать условия для:

Быстрого и эффективного внедрения инноваций во всех звеньях народного хозяйства;

Развития стратегического инновационного потенциала в приоритетных направлениях развития;

Создания необходимых условий для сохранения кадрового потенциала науки, техники, предотвращение его утечки из инновационной сферы.

За расходованием инвестиций в инновационную сферу ведется контроль, в том числе проверяется механизм аккумуляции денежных поступлений, их вложение в целевые инновационные проекты и программы. Финансовый контроль призван:

Обеспечивать сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения по соответствующим источникам;

Отслеживать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным и местными бюджетами, рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия, решения задач, которые вытекают из практики экономических отношений заказчика с контрагентами и поставщиками.

Рост финансовой отдачи – важнейший обобщающий показатель, на основе которого можно судить об эффективности поставленных целей и сформированных задач в части финансирования инновационной деятельности, результативности работы всех субъектов, ведущих финансовое обеспечение инновационных проектов.

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

7. Субъекты инновационной деятельности Инновационная деятельность – практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

3.1.1. Сущность организации инновационной деятельности Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

Глава 5 Финансирование инновационной деятельности

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

10.2. Финансирование инновационной деятельности за рубежом В промышленно развитых странах разработаны различные формы, методы и пути, с помощью которых осуществляется финансирование фундаментальных исследований, инновационных разработок, в частности финансовая

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

11.1. Риски в инновационной деятельности Инновационная деятельность сопряжена с различными видами риска. В общем виде риск в инновационной деятельности определяется как вероятность потерь, возникающих при вложении средств в разработку и производство новшеств. К видам

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

1. Понятие аудиторской деятельности. Сущность, цели и задачи аудита Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.К числу

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

113. Финансирование инновационной деятельности (начало) Инновация – это коммерциализированное новшество, обладающее высокой эффективностью; является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий,

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

114. Финансирование инновационной деятельности (окончание) Инновация – это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, не применявшейся ранее идеи по обновлению сфер жизни людей: технологии; изделия; организационные формы жизни общества

Из книги Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств автора Рич Джейсон

111. Задачи финансового менеджера по вопросам инвестирования и финансирования В обобщенном виде все основные элементы, на которые направляется внимание финансового менеджера, представлены в систематизированном виде в бухгалтерской (финансовой) отчетности, прежде всего

Из книги автора

6.2. Источники финансирования инновационной деятельности Финансирование инновационной деятельности – это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и

Из книги автора

7.6. Правовое обеспечение инновационной деятельности Правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации закреплена рядом законодательных актов: федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ.Основные функции государственных

Из книги автора

7.7. Информационное обеспечение инновационной деятельности Основой управления экономикой, в том числе инновационной деятельностью, является полная, достоверная и своевременно полученная информация. В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и

Из книги автора

Глава 11 ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11.1. Система показателей оценки эффективности инновационного проекта 11.2. Статические показатели оценки экономической эффективности инновационных проектов 11.3. Динамические показатели оценки экономической эффективности

Из книги автора

1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования Цели (задачи) бюджетирования исходят из целей деятельности организации.Любая организация начинает планирование своей деятельности с выбора целей, определяющих содержание деятельности и задачи, решение которых

Из книги автора

5.1. Понятие, цели и задачи анализа маркетинговой деятельности Маркетинговая деятельность представляет собой деятельность, направленную на согласование возможностей организации с ситуацией на рынке с целью получения прибыли и конкурентных преимуществ.

Из книги автора

Глава 11. Вы достигли вашей цели финансирования – и что теперь? В этой главе вы: ? Узнаете о рассылке вознаграждений и призов своим спонсорам, ? Узнаете, как запускать проект, под который получено финансирование, ? Узнаете, что делать, если кампания не сумеет достичь

И.М. Самарская, Сибирский университет потребительской кооперации

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук­ции (услуг).

Инновационная деятельность представляет собой такой вид деятельности, который

связан с изменением и трансформацией накопленных знаний в новый усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый в деятельности организации, а также в новый подход к оказываемым услугам, внедряемый на рынке товаров или услуг.

Сохранение долговременной устойчивости высоких темпов экономического роста невозможно без непосредственного увеличения доли конкурентоспособной продукции и услуг на рынке. Мировой опыт показывает, что процесс ускорения инновационного развития не может быть обеспечен только за счет единичного финансирования

Под системой финансирования инновационной деятельности (СФИД) следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании инновационной деятельности.

Механизм финансирования инноваций – система финансовых методов и инструментов, направленная на финансовое обеспечение инновационных проектов и фирм посредством преобразования и перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для создания и внедрения инноваций.

Финансирование инноваций предполагает поиск источников финансирования и их дальнейшее использование

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

1. Собственные средства предприятия

2. Государственное финансирование.

3. Акционерное финансирование.

4. Банковские кредиты.

5. Венчурное финансирование.

6. Лизинг.

7. Форфейтинг.

8. Франчайзинг

9. Смешанное финансирование.

Собственные средства предприятий идут на финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства;Высокая доля собственных средств в финансировании инноваций свидетельствует, во-первых, о том, что большинство инноваций не являются базисными, а в основном модифицируют существующие технологии или улучшают уже обращающиеся на рынке товары и услуги; во-вторых, о том, что имеется значительный потенциал инновационного развития в стране за счет расширения источников финансирования. Развитие новейших инновационных технологий, радикально меняющих процесс производства, не возможно без доступа к финансовой поддержки различных инвесторов.

Важной характеристикой финансирования инновационной сферы является показатель расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий. Его величина у нас достаточно скромна (20,1% всех расходов на исследования и разработки), особенно если сравнивать ее с аналогичным показателем в развитых странах мира. Например, в США доля промышленности в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии – 64,1%, Кана- де – 49,4%, Франции – 48,5%, Великобритании – 47,3%.

Государственное финансирование.Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

Право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;

Срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);

Государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;

Инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финансировании инноваций составляет 70-80%. Однако западные эксперты считают, что слишком интенсивная и длительная государственная поддержка (в виде свободных денежных средств) не идет бизнесу на пользу, делая его "нездоровым". Практика показывает, что предприятия, имеющие постоянное государственное финансирование, часто "застревают" на фазе разработки и развития (R&D) и это, как правило, приводит к катастрофическим последствиям - к "непреодолимой лени".

Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций ограничения на использование (целевое назначение) опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.

Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используются следующие показатели:

· объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

· ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;

· величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.

Банковские кредиты являются одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности компании на всех стадиях развития. Банки обладают существенным потенциалом для кредитования как потенциальных инвесторов в процессе рефинансирования, так и самих субъектов инновационной деятельности. Они являются основными инвесторами в венчурных фондах Западной, так как способны не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности участников инновационной деятельности, но и интегрировать интересы целой группы участников инновационно-инвестиционного рынка. Однако в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль. Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты. Инвестор нуждается в долгосрочных банковских кредитах, так как он получает доход от инновационного проекта только в период выхода инновации на рынок, а в самом его начале, до этапа внедрения инновации, он испытывает потребность в денежных ресурсах на пополнение оборотных средств и формирование внеоборотных активов. Кредитование инновационной деятельности производится, как правило, в тот момент, когда бизнес только начинается и у заемщика отсутствуют денежные потоки, достаточные для погашения кредита. Именно поэтому так невелика доля долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками. В 2013 году в российской экономике удельный вес долгосрочных кредитов со сроком погашения свыше 3 лет, предоставляемых юридическим лицам, составлял около 45 %, что гораздо меньше потребностей предприятий в долгосрочной ликвидности. За счет банковских кредитов финансируется не более 3-4% инновационных проектов. Более того, при предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов банки требуют выполнения определенных условий. Например, в странах Запада используется схема передачи в залог под банковские кредиты контрольных пакетов акций предприятий- заемщиков, при этом банки имеют право участвовать в управление компанией посредством назначения в совет директоров своих представителей, которые осуществляют мониторинг деятельности компании

Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов. Особенности системы финансирования инновационной деятельности.

Зарубежная практика показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования инновационной деятельности являются:

· прямые инвестиции, которые увеличивают как риск, так и прибыль при успешном исходе;

· совместные инвестиции крупных инновационных проектов, которые делают минимальным риск участников, но также и уменьшают личную прибыль каждого инвестора;

· учреждение венчурного фонда, распределяющего риск между большим количеством вкладчиков, увеличивающего надёжность средств за счёт уменьшения размера доли конкретного инвестора и управления инновационными проектами специалистами венчурного капиталовложения.

Средства в венчурные фонды поступают не только от крупных организаций, но и из фондов пенсионного страхования, страховых компаний, государственных и частных фондов поддержки и развития малого бизнеса и др.

Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

· правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

· приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

· недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

· использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

· неэффективное использование средств венчурных фондов;

· неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

· отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

· отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

· низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Государственная поддержка венчурного предпринимательства в России должна проводиться по следующим направлениям:

· нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной и венчурной деятельности;

· решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот и мотивации труда;

· создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов и др

· формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью.

Одной из наиболее сложных и злободневных проблем в сфере развития венчурного бизнеса можно назвать отсутствие разработанного и систематизированного нормативно-правового управления данного вида деятельности. На данный момент в законодательстве не установлено даже само понятие «венчурное инвестирование». По этой причине, в Российской Федерации период использования вен чурного финансирования составляет более двух лет, из них больше года занимает регистрация в Центральном банке, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, а также различные согласования с рядом других государственных инстанций. Конечным итогом данной деятельности является то, что инвесторы отказываются от вложений, не успев завершить до конца весь процесс регистрации.

Кроме того Российское законодательство не содержит нормативных актов, которые способны регулировать деятельность венчурных фондов. Это не способствует структурам, являющимся главными финансовыми инвесторами в венчурном бизнесе (пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорациям) вкладывать в венчурные фонды. В конечном итоге ключевые ожидания в российском венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, а российский капитал утекает в зарубежные венчурные компании, что в итоге становится одной из острых проблем экономического развития страны. В то время как пассивность российских инвесторов настораживает. Получается замкнутый круг.

Форфейтингявляется операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.

Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.

Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.

Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Формой косвенного финансирования инновационных процессов выступает франчайзинг.Франчайзинг – это предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании либо по ее технологии. Франчайзинг позволяет сократить рас­ходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, организацию обучения персонала, рекламу, а также предоставляет другие виды финансового технологического и коммерче­ского содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия. Контрактом оговариваются период, на который выдается лицензия, территория, где будут производиться или реализовываться товары или услуги, форма платежа.

Вследствие снижения объема финансирования из бюджета инновационной деятельности вынуждает искать внебюджетные источники финансирования, что приводит к коммерческому характеру результатов исследований. Необходимым условием финансирования инновационной деятельности является поиск как внутренних, так и внешних источников финансирования. На данный момент мы ожидаем, что соотношение отечественных и заграничных инвестиций в региональные фонды будет 1:2, но необходимость привлечения внебюджетных способов финансирования является весьма непростым вопросом.

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках. Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и укреплением научно-технологического комплекса.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

Существующая система финансирования инновационной деятельности должна быть направлена не только на достижение необходимого уровня финансового обеспечения и внутренних затрат, но и способствовать развитию инновационной фирмы от посевной стадии до стадии расширения. Поэтому действующие в рамках системы финансирования инновационной деятельности механизмы финансирования должны соответствовать определенным принципам.

Таким образом, следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием деятельности в сфере инноваций, является снижение экономической безопасности страны. Одной из наиболее веских причин усиления внешних угроз является чрезмерное использование зарубежных инвестиций, что ведет к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных партнеров, в то время как отечественные инвестиции идут на финансирование зарубежной инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации – М. Юрайт, 2012. – 208 с.

2. Ковалев В.В. Основы инновационного менеджмента. – Юнити-Дана, 2012. 128 с.

3. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011. – СПб., 2012. – 100 с.

4. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и кредит,2013 – 205 с.

5. Федорович В.О., Федорович Т.В Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций //Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 47-55.

Финансовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности

Осуществление инновационной деятельности требует больших финансовых вложений, что обусловлено высокой наукоемкостью инновационных продуктов. Даже крупные зарубежные корпорации не всегда располагают достаточными средствами, чтобы самостоятельно финансировать создание и внедрение нового продукта. К тому же инновационная деятельность достаточно рисковая. Специалисты в области инноваций отмечают, что практического использования достигают лишь 10 % начатых проектов. Соответственно степень неудач, когда погибает не только научная идея, но и вложенный капитал, оценивается в 90 % . Но в случае успеха доход от инвестирования в инновации значительно выше, чем в текущую деятельность предприятий.

Состояние инновационной деятельности в значительной мере определяется возможностями ее финансирования. Необходимы главным образом долгосрочные и среднесрочные инвестиции, поскольку инновационный процесс является достаточно продолжительным. Активная инновационная деятельность невозможна также без эффективной государственной поддержки и ее стимулирования посредством проведения гибкой налоговой, таможенной, амортизационной и кредитной политики.

Для финансирования инновационной деятельности используются средства консолидированного бюджета, бюджета союзного государства России и Беларуси, внебюджетных фондов, собственные средства предприятий, фирм, научных учреждений, средства граждан, банковские кредиты, иностранные инвестиции и прочие источники.

В Беларуси, как и в большинстве стран мира, основным источником финансирования научно-инновационной деятельности являются бюджетные средства.

Средства республиканского бюджета используются для решения крупномасштабных научно-технических проблем. Они выделяются:

На проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

Выполнение государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ;

Выполнение инновационных проектов;

Развитие материально-технической базы государственных научных учреждений включая капитальные расходы;

Организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной деятельности, включая капитальные расходы;

Расходы, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством;

Проведение государственной научно-технической экспертизы программ и инновационных проектов;

Подготовку и аттестацию научных работников высшей квалификации;

Развитие государственной системы научно-технической информации (включая содержание научно-технических библиотек, информационных центров, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы, проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, выставок и т.п.;

Иные цели, связанные с научной, научно-технологической и инновационной деятельностью.

Для финансирования научно-инновационной деятельности регионального значения используются средства местных бюджетов.

Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности является приоритетным направлением бюджетной политики Республики Беларусь. Ежегодно государственные органы выделяют средства на эти цели из бюджета и других контролируемых ими источников.

Средства из республиканского бюджета выделяются на финансирование приоритетных научно-технических программ и инновационных проектов, которые прошли государственную научно-техническую экспертизу в установленном порядке и конкурсный отбор по ее результатам, а также на финансирование работ по организации и освоению производства. Предоставление бюджетных: средств осуществляется на безвозвратной и возвратной основе и, как правило, сочетается с привлечением собственных средств заинтересованных организаций и других внебюджетных источников в размере не менее 50 % сметной стоимости произведенных затрат. Социально значимые инновационные проекты и проекты, направленные на обеспечение национальной безопасности, могут полностью финансироваться за счет бюджетных средств.

Для финансирования научно-технических программ и инновационных проектов с участием бюджетных средств создаются фонды специального назначения: Белорусский инновационный фонд, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Республиканский центр трансфера технологий и др.

Основным источником финансирования научно-технических разработок, мероприятий по модернизации производства на основе внедрения современного оборудования и технологий, организации и освоения выпуска новой продукции на предприятиях являются их собственные средства (часть чистой прибыли, амортизационные отчисления и др.). При недостаточности собственных ресурсов могут привлекаться средства от размещения корпоративных ценных бумаг, банковские кредиты, коммерческие кредиты поставщиков оборудования и технологий при покупке их с отсрочкой платежа, прямые иностранные инвестиции и другие источники.

Эффективным методом финансирования инновационно-инвестиционной деятельности предприятий является лизинг. Он позволяет предприятию-арендатору оперативно привлекать новейшее оборудование и технологии для научных исследований и производства конкурентоспособной продукции.

Одной из форм финансирования инновационной деятельности может стать предоставление налогового инвестиционного кредита организациям и предприятиям на определенный срок, но не менее одного года. Это будет способствовать накоплению субъектами хозяйствования финансовых ресурсов для осуществления инновационных программ и проектов. В последующем отсроченные суммы компенсируются в виде дополнительных поступлений налогов в бюджет за счет роста прибыли, полученной в результате реализации инновационных программ (проектов).

В условиях инновационного развития Республики Беларусь и ограниченности долгосрочных финансовых ресурсов отечественным организациям и предприятиям целесообразно использовать механизм венчурного финансирования, получивший широкое распространение в промышленно развитых странах. В США, например, насчитывается около 1,5 млн венчурных компаний.

Венчурным финансированием называется вложение капитала инвесторами в обмен на некотирующиеся акции компаний (фирм) для реализации высокорискового проекта. Инвестирование рассчитано на рост в будущем капитализации венчурной компании для получения сверхприбыли от продажи ее акций на фондовой бирже. При этом инвесторы не получают никаких гарантий возврата вложенного капитала, другими словами, принимают на себя все риски неудачи венчурного проекта. С целью дифференциации риска чаще всего практикуются совместные вложения венчурного капитала несколькими инвесторами.



Венчурная деятельность весьма рисковая. Зарубежный опыт свидетельствует, что примерно половина государственных ресурсов, направляемых на финансирование исследований и программ на возвратной основе, обратно в бюджет в виде прибыли от реализации проектов не поступает» Вместе с тем отдача от второй половины инвестиций может быть весьма высокой и в целом окупит весь заем.

Основная цель деятельности венчурных компаний состоит в аккумулировании средств индивидуальных и институциональных инвесторов для последующего вложения в высокодоходные проекты. Ориентация на высокий уровень доходности стимулирует вложение венчурных инвестиций в технологически передовые и быстро растущие отрасли экономики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение специфики рисков инновационной деятельности. Методы снижения рисков инновационной деятельности. Экспертиза идеи, коммерческого предложения или проекта в целом. Оценка рисков инновационного проекта и разработка механизма управления рисками.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Значение инновационной деятельности для развития предприятия. Экономическая оценка программы разработки инновационного проекта на ФГУП "УС-30" ТО-50. Оценка ресурсоемкости программы, затрат на ее выполнение и ожидаемой результативности от реализации.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Общая характеристика инновационной деятельности. Оценка инновационного проекта. Необходимость анализа инновационных проектов. Методы оценки инновационных проектов. Каждый специалист инновационной фирмы должен нести ответственность.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2006

    Принципы государственной инновационной политики и направления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан. Формы государственной поддержки, финансирование и правовая охрана результатов инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2010

    Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Цели и приоритеты инновационной политики. Методы государственного управления инновационной политикой в Беларуси. Приоритетные задачи и направления инновационного развития РБ на 2011-2015 гг.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Сущность и функции инноваций в национальной экономике. Понятие новаторских организаций. Анализ инновационной деятельности на примере ООО "Стройтехносервис-Юг", разработка методов ее оптимизации. Оценка, расчет и способы внедрения инновационного проекта.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2012

Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того чтобы получить дополнительную прибыль , повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения. При этом эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем, тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем.

Тем не менее проблема выбора объекта финансовых вложений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где предприниматель имеет возможность получать сверхмонопольную прибыль . Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств.

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, а также сбережения населения ( рис. 6.6).


Рис. 6.6.

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные отличия. Так, в промышленно развитых странах размеры бюджетных ассигнований на развитие научно-технического прогресса достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учетом национальной стратегии развития и оборонной доктрины. Например, в Японии на уровне конституционного закона введено ограничение, согласно которому не менее 3% валового национального дохода из бюджета должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей. В то же время достаточно активными являются международные частные инвестиции на развивающихся рынках. Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и другие частные инвесторы стремятся обеспечить высокую доходность собственных инвестиций с помощью международной диверсификации деятельности. Риск инвестиций в развивающиеся рынки достаточно высок, но он, как правило, обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют предварительных значительных инвестиций, а достаточное для конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено без использования последних достижений научно-технического прогресса.

Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, в настоящее время получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность . В первую очередь это относится к отрасли связи, где за счет малой длительности производственного цикла предприятия практически не испытывали влияния инфляции и создали достаточный резерв для осуществления научно-технических проектов.

Организации с длительным технологическим циклом производства в условиях инфляции не смогли сохранить собственные оборотные средства, что привело к их тяжелому финансовому положению. Поэтому в настоящее время практически все организации промышленности лишены реальной возможности финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств. Хотя, как показывает мировая практика, 80-90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимущественно за счет собственных финансовых средств.

Финансовый капитал формируется за счет аккумулирования средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных учреждениях ( рис. 6.7). На этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала выступает как один из главных факторов общественного признания инноваций. Без достаточного финансового обеспечения жизненный цикл инновации ограничивается стадией "идея". Любое новшество должно быть инвестиционно привлекательным и конкурентоспособным на рынке капитала.


Рис. 6.7.

Поэтому наряду с показателями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся финансово-экономические показатели:

  • объем инвестиций;
  • ожидаемая доходность (рентабельность);
  • срок окупаемости;
  • чистый доход и др.

Модель взаимодействия инновационного и инвестиционного процессов приведена на рис. 6.8 .

Экономические показатели становятся основными, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (финансово-кредитного учреждения, которое готово организовать финансирование разработки и реализации инновации за счет собственных и привлеченных средств). Как правило, на рынке инноваций информационный минимум о нововведениях включает сведения не только об их целях, но и размерах инвестиций, ожидаемой доходности и сроке окупаемости вложений. На основании данного минимума можно судить об инвестиционной привлекательности инновационных проектов.

Условно факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов и программ можно разделить на две группы: финансово-экономические и внеэкономические. В большинстве случаев инвестора привлекают высокие финансовые показатели, однако существуют ситуации, при которых инноватор вынужден реализовать новшество несмотря на его прямую экономическую непривлекательность - например, если речь идет об экологических мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее промышленные фирмы, заботящиеся о своем имидже, ведут активную деятельность в этой области.

К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности инновации может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы-инноватора недостаточно опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.

Отраслевая инвестиционная привлекательность определяется стратегией фирмы-инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности новшества проводится маркетинговый отраслевой анализ , разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвестиционной привлекательности. Так, исследуя потенциал привлечения иностранных инвестиций, Федеральная комиссия по ценным бумагам при Правительстве России установила наиболее инвестиционно привлекательные отрасли российской экономики: нефтегазодобыча, электроэнергетика, связь , металлургия.

Существенным внеэкономическим фактором, определяющим привлекательность инновации для инвестора, является имидж и репутация инноватора. Так, тяжелое машиностроение в России считается одной из самых непривлекательных для инвестиций отраслей. Однако высокий финансовый авторитет компании "Биопроцесс" - финансового консультанта и управляющего холдинга АО "Уралмаш" - обеспечил приток достаточного капитала для проведения крупномасштабной реорганизации этого гиганта российской тяжелой промышленности. И в настоящее время группа предприятий "Уралмаш", сохранив отраслевую принадлежность, имеет вполне удовлетворительную структуру баланса и финансовые показатели.

С экономической точки зрения инвестиционная привлекательность определяется как внутренними характеристиками инновации ( доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников ( рис. 6.9).


Рис. 6.9.

Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных , так и привлеченных средств . Для российских предприятий в настоящее время основным источником инвестиций являются собственная прибыль и амортизационные отчисления . Кроме того инвестиционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи.

Наиболее популярным на Западе способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций. Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акционеры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недостаточный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования инновационной деятельности окажутся неразмещенными.

За исключением беспроцентных ссуд привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, т.е. представляет собой кредиты в различной форме. Наряду с традиционной формой кредитования в инновационной деятельности широкое распространение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг .

Лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Форфейтинг - финансовая операция, превращающая коммерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распределены во времени. Таким образом, инвестор получает отсрочку в платежах и гарантии банка по обеспечению платежей. Форфейтинговые операции для инноватора являются гарантией надежности финансового партнера.

Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг . Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала. Кроме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематериальные активы (технологии, ноу-хау), торговый знак и репутация фирмы и т.п. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.

Движущие мотивы финансирования инновационной деятельности существенно зависят от того, реализуется ли инновация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлечения финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала.

Цена капитала (Cost of Capital ) - отношение общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов.


Цена собственного капитала определяется дивидендной политикой инноватора (цена привлечения акционерного капитала) пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации.


Цена собственного капитала для самофинансирования инновации является нижним пределом рентабельности: решение о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству инноватора. Для внешнего инвестора цена собственного капитала инноватора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточности финансовой надежности объекта инвестиций.

Цена привлеченного капитала рассчитывается как средневзвешенная процентная ставка по привлеченным финансовым ресурсам.


где - цена привлеченного капитала;
- ставка привлечения финансового капитала ( = 0 для безвозмездных ссуд), % годовых;
- объем привлеченных средств;
m - число источников привлеченных средств.

Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую репутацию фирмы влияют не только финансовые показатели ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмента, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др.

Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного капитала, определяются макроэкономической ситуацией (уровнем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпами роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке.

Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта - норму прибыли на инновацию. Таким образом, инноватор, принимая решение о начале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы:

  • цену собственного капитала;
  • цену привлеченного капитала;
  • структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств).

Интеграция этих факторов в показателе цены капитала является базой для определения инвестиционной привлекательности инновационного проекта.

Как инвестор, так и инноватор при принятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли . Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения ( рис. 6.10).


Рис. 6.10.

Организация, реализующая нововведение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлечения капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

Руководство компании-инноватора сталкивается как минимум с одной альтернативой инвестиций - вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность к погашению государственных ценных бумаг.

Механизм влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Это связано с различными масштабами производства: сохраняя конкурентоспособность продукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности, ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства.

Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств (см. рис. 6.10). При этом соизмеряется риск вложений и их доходность : как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, отвращение к риску). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли (табл. 6.5).

Таблица 6.5. Требования к норме прибыли для различных групп инвестиций
Группы инвестиций Нормы прибыли
Замещающие инвестиции - категория I (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию) Цена капитала
Замещающие инвестиции - категория II (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требует других решений) Цена капитала + 3%
Замещающие инвестиции - категория III (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги, а также заводы, размещаемые на новой площадке) Цена капитала + 6%
Новые инвестиции - категория I (новые мощности или связанное оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты) Цена капитала + 5%
Новые инвестиции - категория III (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием) Цена капитала + 8%
Новые инвестиции - категория II (новые мощности или машины или поглощение других или приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом) Цена капитала + 15%
Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория I (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели) Цена капитала + 10%
Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория II (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее неизвестен) Цена капитала + 20%

В силу существования различных источников инвестиций, видов инновационных проектов и ресурсов, а также институциональных, технологических и экономических ограничений формируются различные

Когда проект требует небольшого количества ресурсов, а срок омертвления инвестиций незначительный, лучшей формой являются малые венчурные предприятия. По мере возрастания длительности проекта, а следовательно, степени новизны и риска неполучения экономически значимого результата, возможность использования венчурного финансирования уменьшается. Так, первые этапы инновационного процесса, связанные с фундаментальными НИР, можно финансировать только на безвозвратной основе. Если при этом потребность в ресурсах невелика, такой формой финансирования являются индивидуальные гранты, обычно сопровождающиеся использованием ресурсов научно-исследовательской организации, с которой исследователь имеет трудовой контракт. На графике этому соответствует вертикальный путь из нижнего левого угла в верхний левый угол. Когда для инновационной деятельности в промышленном комплексе требуется больший объем ресурсов, приоритетный механизм их обеспечения - контрактное комбинирование. В таком случае имеется возможность скомбинировать кадровые, материальные, интеллектуальные и финансовые ресурсы нескольких организаций промышленности.

Если длительность проекта, а следовательно, его новизна больше, то адекватной формой ресурсного обеспечения становится проектное инновационное предприятие.

При еще большем объеме ресурсов, прежде всего материальных, они перераспределяются в рамках крупного промышленного комплекса. При этом для компенсации потери организационной гибкости и индивидуальных стимулов, обеспечивавшихся распределением ресурсов через рынок капиталов, необходимо создание суррогатного муниципального механизма распределения ресурсов, а соответственно механизма стратегического управления и планирования. При этом отдельные проекты выделяются как стратегические бизнес-единицы. Дальнейшее увеличение объема и номенклатуры ресурсов требует механизма слияния или поглощения, а когда объем ресурсов становится особенно большим, требуется создание консорциумов.

Путь от венчурного бизнеса к механизму консорциума, при временном горизонте не превышающий пяти-семи лет, соответствует движению по горизонтали из левого нижнего угла графика в правый нижний угол. В этой же области стратегический выбор может включать использование долгосрочных банковских кредитов, вхождение в состав банковской ФПГ, применение техники спин-офф и формирование механизма холдинга как наиболее развитой формы суррогатного рынка капиталов. Когда инновационный проект промышленного комплекса требует значительного объема ресурсов, а также имеет отдаленный временной горизонт, его ресурсное обеспечение возможно только с участием государства. Этому соответствует движение по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний угол.

Следует отметить, что не существует жестких границ между сферами применения отдельных механизмов ресурсного обеспечения в соответствии с указанной зависимостью: "длительность инновационного проекта - объем инвестируемых ресурсов". В пограничных областях существует возможность стратегического выбора между различными механизмами параллельного использования, нескольких механизмов и создания их гибридных форм.

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте общие положения оценки инновационных проектов.
  2. Каковы критерии качественной оценки проектов?
  3. Что такое портфельный анализ концепций новых товаров?
  4. В чем состоит оценка коммерческой (финансовой) состоятельности инновационных проектов?
  5. Каковы методы оценки экономической эффективности инновационных проектов?
  6. Каковы особенности оценки бюджетных последствий реализации проектов?
  7. Каково соотношение понятий "неопределенность" и "риск" инновационного проекта?
  8. Назовите виды инновационных рисков.
  9. Назовите особенности количественной и качественной оценки рисков.
  10. Перечислите основные этапы анализа (оценки) рисков, кратко опишите их содержание.
  11. Перечислите методы (качественные и количественные), используемые при оценке рисков ИП.
  12. Каковы основные ограничения при использовании перечисленных методов?
  13. Что такое управление риском?
  14. Приведите модель управления риском.
  15. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы снижения рисков.

Новое на сайте

>

Самое популярное