Домой Альфа Банк Муниципальных и других жилищных фондов. Государственный жилищный фонд

Муниципальных и других жилищных фондов. Государственный жилищный фонд

Свердлык Г.А., д.ю.н., профессор, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ). Это легальное определение включает в понятие жилищного фонда все жилые помещения независимо от отнесения их к той или иной форме собственности. В зависимости от классификационных оснований жилищные фонды дифференцируются на различные виды.

Так, в зависимости от форм собственности жилищный фонд согласно п. 2 ст. 19 ЖК подразделяется на:

  1. частный жилищный фонд, который состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и собственности юридических лиц;
  2. государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
  3. муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется в соответствии с п. 3 ст. 19 ЖК РФ на:

  1. жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  2. специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  3. индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
  4. жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Практическое значение приведенной дифференциации жилищных фондов на указанные состоит в том, что законодатель связывает правовой режим жилого помещения с тем, в каком жилищном фонде оно находится.

Наряду с указанными фондами, которые можно, условно говоря, назвать основными, существуют по крайней мере два фонда, которые носят вспомогательный характер. К таковым следует отнести: 1) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 2) аварийный жилищный фонд <1>.

<1> Нормативной основой образования и функционирования названных Фондов является Федеральный закон (принят Государственной Думой РФ 6 июля 2007 г., одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. и подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 2007 г.) N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // Российская газета. N 162. 2007. 27 июля.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства образуется и действует в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания и деятельности некоммерческой организации.

Согласно названному Закону Фонд осуществляет следующие функции:

  1. рассматривает подготовленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
  2. принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к ним документов требованиям, установленным Федеральным законом N 185-ФЗ;
  3. принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок;
  4. осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;
  5. осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Перечисленные функции четко характеризуют как цели деятельности Фонда, так и его сущностное назначение.

Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 240 млн. руб., а также доходов, полученных фондами от размещения временно свободных средств и других не запрещенных законом поступлений.

Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций.

По своей юридической природе Фонд представляет собой государственную корпорацию, которая создается Российской Федерацией со сроком действия до 1 января 2012 г. и с 1 января 2012 г. подлежит ликвидации. Основанием для ликвидации Фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда до истечения указанного периода является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.

Аварийный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Физический износ жилых зданий определяется правилами оценки физического износа жилых зданий. Эти Правила утверждены Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446 и введены в действие 1 июля 1987 г.

Под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования и здания в целом согласно указанным Правилам понимается утрата ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.

Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков оценивается путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования, с их значениями, приведенными в таблицах, содержащихся в названных Правилах.

2. СОСТАВ ЖИЛИЩНЫХ ФОНДОВ, ДИФФЕРЕНЦИРУЕМЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Частный жилищный фонд, как указывалось выше, состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.

В свою очередь, в состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: а) индивидуальные жилые дома; б) приватизированные и построенные дома; в) приобретенные по различным правовым основаниям (по договорам купли-продажи, мены, дарения, по наследованию и по иным правовым основаниям, предусмотренным законодательством) квартиры и дома; г) квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; д) квартиры в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир.

Источники пополнения жилищного фонда граждан:

  1. строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств, а также с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и иных средств. С каждым годом все более увеличивается строительство жилых домов (дач, коттеджей) на землях сельского поселения;
  2. приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
  3. строительство и приобретение домов на основании гражданско-правовых сделок;
  4. приобретение домов и квартир в порядке наследования;
  5. приобретение жилья путем участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах и др.

Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), включает:

  1. жилые дома и другие жилые помещения, приобретенные по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  2. право собственности на жилые помещения у юридических лиц возникает в результате их долевого участия в жилищном строительстве либо использования других форм вложения своих средств в это строительство;
  3. оформив предварительно (надлежащим образом) свое право (право собственности, долгосрочной аренды или наследования) на соответствующий земельный участок, юридические лица могут строить жилье самостоятельно.

Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в получении жилья или в улучшении жилищных условий.

Особенностью права собственности юридических лиц на жилые помещения является то, что оно ограниченно, так как собственники - частные юридические лица могут только сдавать жилые помещения в пользование гражданам на основании договора найма.

Государственный жилищный фонд законодатель определяет как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

Государственная собственность на жилищный фонд подразделяется на федеральную собственность и собственность отдельных субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, государственный жилищный фонд подразделяется на: 1) ведомственный жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных федеральных предприятий; 2) ведомственный жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении государственных федеральных учреждений.

Находящийся в федеральной собственности Российской Федерации ведомственный жилищный фонд по объему составляет около 60% всего жилищного фонда страны. Этот фонд постоянно пополняется за счет: 1) централизованных капитальных вложений; 2) нецентрализованных средств названных предприятий, организаций, ведомств.

Дома ведомственного жилищного фонда предназначены для обеспечения жилищных потребностей: 1) работников предприятий, учреждений, ведомств; 2) работников медицинских, культурно-просветительных и некоторых других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив того или иного предприятия, учреждения, ведомства.

В домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями граждане, оставившие работу на данном предприятии, в учреждении, организации в связи с уходом на пенсию.

Жилищный фонд субъектов Российской Федерации включает:

  1. жилые помещения, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;
  2. жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;
  3. жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении учреждений, созданных субъектами Российской Федерации.

Главное назначение жилищного фонда субъектов Российской Федерации - обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих на территории республик, краев, областей, Еврейской автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также работников тех государственных предприятий и учреждений, которые находятся в управлении и подчинении органов власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Этот фонд включает:

  1. жилые дома и иные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности району, городу, поселку городского типа и другим муниципальным образованиям. Эти жилые помещения закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований находится жилищный фонд лишь социального использования. Жилые помещения этого фонда используются для обеспечения жильем малоимущих граждан, проживающих в муниципальном поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Изменения в составе государственного и муниципального жилищных фондов происходят в связи с осуществляемой в стране приватизацией государственного и муниципального жилищных фондов. Приватизация гражданами нашей страны жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищных фондах, претерпела с 4 июля 1991 г., с момента начала действия Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", по настоящее время ряд существенных изменений. Провозгласив, что целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, законодатель, видимо, пришел к выводу, что указанная цель достигнута, и признал ст. 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая объявила приватизацию жилых помещений как бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, утратившей силу с 1 января 2007 г. <2>.

<2> См.: подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

В Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2006 г., согласно которым указанная ст. 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" "...утрачивает силу лишь с 1 марта 2010 г.".

Следовательно, если указанный срок не будет продлен, то государственный и муниципальный фонды будут уменьшаться до 1 марта 2010 г. в связи с осуществлением гражданами приватизации находящихся в указанных фондах жилых помещений.

Законодатель бережно относится к жилищному фонду. В этих целях он закрепляет принципиальные положения по вопросам о допустимости использования жилых домов и жилых помещений для нежилых целей. Часть 3 ст. 17 ЖК РФ содержит императивную норму, согласно которой размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается. Аналогичное положение закреплено в п. 3 ст. 288 ГК РФ.

Вместе с тем в п. 2 ст. 17 ЖК РФ предусмотрено правило, допускающее использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений или организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод же помещений из жилых в нежилые, а также из нежилых в жилые, как известно, производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 22 ЖК РФ).

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (п. 3 ст. 22 ЖК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если:

  1. доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;
  2. право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 23 ЖК РФ органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, в соответствии с п. 2 ст. 23 ЖК РФ представляет:

  1. заявление о переводе помещения;
  2. правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  3. план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым - технический паспорт такого помещения);
  4. поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
  5. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, указанных выше (п. 1 - 5). Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов (п. 4 ст. 23 ЖК РФ).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в п. 4 ст. 23 ЖК РФ решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации <3>. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

<3> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 502 // Российская газета. 2005. 17 августа; Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 33. Ст. 3430.

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения документ, подтверждающий перевод помещения, должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Признание жилого помещения непригодным для проживания является основанием перевода его в разряд нежилых помещений.

4. УЧЕТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В соответствии с п. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Правительство РФ Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации <4>. В соответствии с этим Положением основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

<4> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 42. Ст. 4787.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает:

  1. технический (оперативный) учет;
  2. официальный статистический учет;
  3. бухгалтерский учет.

Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При этом технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. Порядок проведения государственного учета жилищного фонда определяется Приказом Госстроя РФ от 4 декабря 1997 г. N 17-127 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. N 477, от 19 марта 2005 г. N 141, от 28 декабря 2006 г. N 818), утвердившим Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

БТИ обязаны осуществлять:

  1. техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;
  2. контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;
  3. оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
  4. информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке строений в эксплуатацию и при включении жилого помещения в жилищный фонд.

Технический паспорт жилого помещения (квартиры) содержит:

1)сведения о принадлежности квартиры;

  1. экспликации площади квартиры;
  2. техническое описание квартиры;
  3. сведения о стоимости квартиры.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения.

Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ с периодичностью и в сроки, которые определяются в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Непосредственно порядок учета установлен Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации".

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в редакции Федеральных законов от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ, от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Законодательством различается два вида бухгалтерского учета: 1) синтетический; 2) аналитический.

Синтетический учет представляет собой учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет представляет собой такой учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О Государственной жилищной инспекции Российской Федерации" <5> создана Государственная жилищная инспекция Российской Федерации и утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации <6>.

<5> См.: Жилищная реформа в г. Москве // Сборник нормативных документов. Центр содействия жилищной реформе. М., 1996. Вып. 7. С. 8.
<6> См.: Там же. С. 9 - 11.

Согласно указанным нормативным актам Государственная жилищная инспекция Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации.

Главной задачей Государственной жилищной инспекции Российской Федерации является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.

Под государственным контролем за использованием и сохранностью жилищного фонда следует понимать наблюдение в целях проверки и проверку органами государственной жилищной инспекции использования, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В этих целях Главная государственная жилищная инспекция осуществляет следующие основные функции:

  1. координирует и организует работу Государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
  2. осуществляет подбор, профессиональную подготовку и переподготовку кадров Государственной жилищной инспекции;
  3. разрабатывает нормативно-методическую документацию по вопросам деятельности Государственной жилищной инспекции;
  4. участвует в разработке нормативно-правовых актов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда;
  5. осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных актов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
  6. анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по обеспечению сохранности и улучшению использования, содержания и ремонта жилищного фонда.

В соответствии с п. 5 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации органы Государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за:

  1. обоснованностью установленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
  2. санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
  3. осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
  4. рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
  5. соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водоснабжение и т.д.);
  6. соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  7. соблюдением порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.

Для решения поставленных задач органы Государственной жилищной инспекции имеют право:

  1. проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации;
  2. давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
  3. давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
  4. выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
  5. в порядке и на условиях, которые устанавливаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и невыполнение предписаний об устранении выявленных недостатков;
  6. вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ органы Государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 - 7.23 КоАП РФ. Порча жилых домов или жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов или жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах - в размере от 20 до 25 МРОТ; нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов или жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов или жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом или жилым помещением, - на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. За нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами - штраф от 50 до 100 МРОТ.

"...Государственного жилищного фонда - совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, городу Москве, иным субъектам Российской Федерации..."

Источник:

ЗАКОН г. Москвы от 27.01.2010 N 2

"ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ"

  • - по определению Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г.: а) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности РФ и находящийся в полном хозяйственном ведении...

    Словарь юридических терминов

  • - "...государственные стандарты социального обслуживания в городе Москве - установленные правовыми актами города Москвы требования к объему и качеству услуг в сфере социального обслуживания.....

    Официальная терминология

  • - "...2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации;...

    Официальная терминология

  • - "...Отселение населения - проведение эвакуации населения из опасных районов в безопасные на территории города...

    Официальная терминология

  • - по законодательству РФ - - ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий...

    Финансовый словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "... - совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, пригодных для проживания и находящихся на территории города Москвы..." Источник: ЗАКОН г. Москвы от 27.01...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "... - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора..." Источник: ЗАКОН г. Москвы от 22.10...

    Официальная терминология

  • - "...Ночное время - период времени с 23 часов до 7 часов..." Источник: ЗАКОН г. Москвы от 12.07...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - 1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных...
  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

"Государственный жилищный фонд в городе Москве" в книгах

Жилищный фонд СССР

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации автора Право и криминалистика Автор неизвестен -

Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД Статья 15. Объекты жилищных прав1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль

Из книги Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан. Нормативное регулирование и реализация на практике автора Кнутов Александр Владимирович

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль Специфическим предметом жилищного надзора являются жилые помещения, расположенные главным образом в многоквартирных домах. Основным направлением проверок в рамках государственного жилищного надзора,

§ 2 Жилищный фонд

Из книги Жилищное право автора Крашенинников Павел Владимирович

§ 2 Жилищный фонд Понятие жилищного фонда используется для характеристики той или иной совокупности жилых помещений. С определением жилищного фонда Российской Федерации проблем правового порядка практически нет, существует данное законодателем (ч. 1 ст. 19 ЖК РФ)

Тема 8. Специализированный жилищный фонд

Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

Тема 8. Специализированный жилищный фонд 8.1. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда и их предоставление Особый правовой режим законодательством установлен для специализированного жилищного фонда, который представляет собой совокупность жилых

Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД

автора Автор неизвестен

Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД Статья 15. Объекты жилищных прав 1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания

Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 19. Жилищный фонд 1. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:1) частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в

Раздел IV. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД

Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Раздел IV. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД Глава 9. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда 1. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые

Глава 3 Жилищный фонд

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Глава 3 Жилищный фонд Состав и структура жилищного фонда Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Состав и структура жилищного фонда определены ст. 19 ЖК.В зависимости от формы собственности жилищный фонд

Тема 3. Жилищный фонд. Государственный контроль и учет жилищного фонда

Из книги Жилищное право автора Ромашкова Ирина Ивановна

Тема 3. Жилищный фонд. Государственный контроль и учет жилищного

Из книги Жилищное право автора Ромашкова Ирина Ивановна

Тема 11. Специализированный жилищный фонд

ЛЕКЦИЯ № 3. Специализированный жилищный фонд

автора Пименова Елена Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 3. Специализированный жилищный фонд 1. Возникновение права на специализированный жилищный фонд Легальное определение жилищного фонда, его виды и порядок учета определяются в ст. 19 ЖК РФ, согласно которой специализированный жилищный фонд – совокупность

1. Возникновение права на специализированный жилищный фонд

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

1. Возникновение права на специализированный жилищный фонд Легальное определение жилищного фонда, его виды и порядок учета определяются в ст. 19 ЖК РФ, согласно которой специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий

7. Жилищный фонд

Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна

7. Жилищный фонд Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ, т. е. в жилищный фонд входят все многоквартирные жилые дома и другие постройки любой формы собственности, предназначенные для проживания граждан. Те помещения, которые

14. Возникновение права на специализированный жилищный фонд

Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна

14. Возникновение права на специализированный жилищный фонд Легальное определение жилищного фонда, его виды и порядок учета определяются в ст. 19 ЖК РФ, согласно которой специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий


ЖК РФ устанавливает, что жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ).
Согласно законодательству РФ государственный жилищный фонд представляет собой:
Iist ведомственный фонд, являющийся государственной собственностью Российской Федерации и находя-
щийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий;
фонд, являющийся собственностью субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий.
Государственный жилищный фонд до 1992 г. принадлежал государству, затем он был разграничен на федеральный фонд, фонд субъектов РФ и муниципальный.
Состав государственного жилищного фонда включает в себя: собственность Российской Федерации и собственность субъектов РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов. Государственный жилищный фонд может быть передан государственным предприятиям в хозяйственное ведение; государственным учреждениям и казенным предприятиям - в оперативное управление (гл. 19 «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления» ГК РФ).
Управлением и распоряжением федеральным имуществом от имени Российской Федерации занимается Правительство РФ. Большую часть своих полномочий Правительство поручило Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Основная деятельность Агентства направлена на разработку и осуществление мероприятий по приватизации находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости, оформление закрепления государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление, выдачу разрешения на продажу объектов недвижимости, закрепленных в хозяйственном ведении, на передачу их в аренду или залог.
Управление и распоряжение жилищным фондом от имени субъектов федерации осуществляют соответствующие государственные органы исполнительной власти субъекта РФ.
IB качестве объектов приватизации принято рассматри- s вать квартиры многоквартирных домов и одноквартирные
дома, используемые гражданами на условиях найма.
В случаях, когда квартиры находятся в домах, включенных в план реконструкции в текущем году, их приватизация осуществляется владельцем (собственником) дома только по окончании реконструкции. Следует отметить, что наниматели, проживающие в квартирах до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют приоритетное право на приватизацию этих квартир.

1 В состав объектов государственного жилищного і фонда, не подлежащих приватизации, включены:
Its" квартиры-музеи;
Its" квартиры (дома), находящиеся на территориях закрытых воинских поселений, предприятий, учреждений и организаций, природных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрологических, зоологических, региональных ландшафтных парков, парков-памятников садово-паркового искусства, историко-культурных заповедников, музеев-заповедников;
Its’ комнаты в общежитиях; квартиры (дома), находящиеся в аварийном состоянии (в которых невозможно обеспечить безопасное проживание людей);
Its* квартиры (дома), расположенные в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также квартиры (комнаты, дома), отнесенные в установленном законом порядке к числу служебных. Данный перечень объектов является исчерпывающим.

1. Жилищный фонд в городе Москве — совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, пригодных для проживания и находящихся на территории города Москвы.

2. На территории города Москвы могут находиться жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, городу Москве, иным субъектам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам, в том числе иностранным.

3. В жилищный фонд в городе Москве не входят нежилые помещения в многоквартирных домах.

Статья 9. Виды жилищного фонда в городе Москве

Жилищный фонд в городе Москве может состоять из:

1) частного жилищного фонда — совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам, предназначенных для передачи гражданам для проживания;

2) государственного жилищного фонда — совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, городу Москве, иным субъектам Российской Федерации.

Статья 10. Жилищный фонд в городе Москве по целям использования

1. В зависимости от целей использования жилищный фонд в городе Москве подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность всех жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма;

2) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, используемых собственниками для личного проживания, проживания членов своих семей и (или) иных граждан на условиях безвозмездного пользования;

3) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования; предоставлены гражданам по иным договорам; предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование;

4) специализированный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, предоставляемых:

б) гражданам на период трудовых отношений, прохождения государственной службы либо нахождения на государственных должностях, учебы;

в) гражданам в случаях неотложного расселения в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных обстоятельств либо капитального ремонта или реконструкции домов;

г) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Жилые помещения из жилищного фонда коммерческого использования, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются гражданам, категории которых устанавливаются законами и иными правовыми актами города Москвы. Очередность предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности города Москвы, устанавливается законодательством города Москвы.

Статья 11. Виды жилых помещений в городе Москве

1. К жилым помещениям в городе Москве относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

2. Жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

3. Квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

4. Коммунальная квартира — квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

5. Комната — часть жилого дома или квартиры, в том числе коммунальной, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

6. Помещения общего пользования в квартире — помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире.

7. Многоквартирный дом — совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с федеральным жилищным законодательством.

8. Порядок использования помещений общего пользования в коммунальной квартире устанавливается соглашением граждан, проживающих в данной квартире, а при недостижении согласия — судом.

Статья 12. Назначение жилого помещения в городе Москве

1. Жилое помещение в городе Москве предназначено для проживания граждан.

2. Жилое помещение в городе Москве, предназначенное для постоянного проживания граждан, должно быть благоустроено применительно к условиям города Москвы, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы.

3. Благоустроенность жилого помещения определяется наличием коммунальных удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка).

4. Допускается использование жилых помещений для осуществления индивидуальной предпринимательской, профессиональной деятельности проживающими в них на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должны отвечать жилые помещения.

Статья 13. Обязанности и ответственность граждан и юридических лиц при использовании жилых помещений в городе Москве

1. Граждане и юридические лица должны соблюдать правила пользования жилыми помещениями, выполнять санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и нести обязанности по использованию и сохранности жилых помещений, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы.

2. Граждане и юридические лица несут ответственность за невыполнение обязанностей, установленных частью 1 настоящей статьи, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 14. Нежилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве

1. В городе Москве в многоквартирных домах могут находиться нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

2. Пользование нежилыми помещениями, расположенными в многоквартирных домах, осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в данных домах граждан, санитарно-гигиенических, экологических, архитектурно-градостроительных, противопожарных и эксплуатационных требований, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

3. Собственник нежилого помещения (уполномоченное им лицо) вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы об изменении целевого назначения нежилого помещения и о переводе его в жилое.

4. Рассмотрение вопросов, подготовка протоколов о переводе нежилого помещения в жилое осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы. Состав, порядок формирования и деятельность Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы регламентируются правовыми актами города Москвы.

5. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о переводе нежилых помещений в жилые утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

6. Организация и порядок проведения работ по переводу нежилых помещений в жилые определяются федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве производятся с соблюдением требований федерального законодательства, законов и иных правовых актов города Москвы по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

2. Не допускаются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению внешнего вида фасадов, повреждению или порче противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам.

3. Не допускаются самовольные переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве.

4. Лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

5. Граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, собственники жилого помещения, которые самовольно произвели переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, обязаны привести его в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в городе Москве.

6. Жилое помещение, самовольно переустроенное и (или) перепланированное, может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан и это не создает угрозу их жизни или здоровью.

7. Споры, возникающие в связи с переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения, разрешаются в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 16. Перевод жилого помещения в нежилое в городе Москве

1. Перевод жилого помещения в нежилое в городе Москве допускается в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

2. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы об изменении целевого назначения жилого помещения и о переводе его в нежилое.

3. Рассмотрение вопросов, подготовка протоколов о переводе жилого помещения в нежилое осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы.

4. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

5. Организация и порядок проведения работ по переводу жилых помещений в нежилые определяются федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 17. Признание жилого помещения непригодным для проживания в городе Москве

1. Жилое помещение признается непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Жилые помещения, непригодные для проживания, независимо от их формы собственности выявляются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

3. Граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, либо собственник данного жилого помещения могут обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы с заявлением о признании помещения непригодным для проживания.

4. Рассмотрение вопросов, подготовка актов, заключений о признании жилых помещений непригодными для проживания осуществляются межведомственными комиссиями административных округов города Москвы. Состав, порядок формирования и деятельность межведомственных комиссий административных округов города Москвы регламентируются правовыми актами города Москвы.

5. Решение межведомственной комиссии административного округа города Москвы о признании жилого помещения непригодным для проживания утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

6. Непригодные для проживания жилые помещения по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы переводятся в нежилые либо подлежат капитальному ремонту, реконструкции.

7. Организация и порядок проведения работ по признанию жилых помещений непригодными для проживания в городе Москве определяются правовыми актами города Москвы.

Статья 18. Признание многоквартирного дома аварийным в городе Москве

1. Многоквартирные дома в городе Москве признаются аварийными по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. Рассмотрение вопросов, подготовка актов, заключений о признании многоквартирных домов аварийными осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы.

3. Основанием для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным является заключение о его техническом состоянии специализированной организации, имеющей необходимую квалификацию для проведения данных работ в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

4. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о признании многоквартирного дома аварийным утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

5. Порядок и сроки сноса, реконструкции многоквартирных домов, признанных в соответствии с федеральным законодательством аварийными, организация и порядок проведения работ по признанию многоквартирных домов аварийными, перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу, реконструкции, определяются правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Государственный учет жилищного фонда в городе Москве

Государственный учет жилищного фонда в городе Москве осуществляется по единой для Российской Федерации системе в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 20. Техническая инвентаризация и технический учет жилых помещений в городе Москве

1. Жилые помещения в городе Москве подлежат обязательной технической инвентаризации и техническому учету. По результатам технической инвентаризации и технического учета ведется Реестр технической документации объектов жилищного фонда в городе Москве.

2. Данные технической инвентаризации и технического учета отражаются в техническом паспорте жилого помещения.

Статья 21. Паспортизация жилищного фонда в городе Москве

1. Паспортизация жилищного фонда в городе Москве осуществляется в целях создания, сбора, обработки, накопления, хранения и доведения до потребителей паспортной информации, сведений о состоянии, эксплуатации, потребительских свойствах и технических характеристиках жилых помещений, а также в целях изготовления, формирования, изменения и аннулирования технического паспорта жилого помещения.

2. Технический паспорт жилого помещения является единым информационно-техническим документом, содержащим сведения о потребительских свойствах и технических характеристиках жилого помещения, в том числе сведения технического учета, правила его безопасной эксплуатации, иную информацию, необходимую собственнику, владельцу и пользователю жилого помещения.

3. Порядок, условия и сроки паспортизации жилищного фонда в городе Москве определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 22. Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве

1. Для обеспечения достоверности данных о месте нахождения (адресе) объектов капитального жилищного строительства на территории города Москвы производится адресация объектов жилищного фонда путем включения их в Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве.

2. Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве является единственным официальным источником данных об адресах зданий и сооружений, расположенных на территории города Москвы, и используется для подтверждения либо идентификации адресов зданий и сооружений.

3. Адрес объекта жилищного фонда нового строительства подлежит обязательному внесению в Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве.

Статья 23. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в городе Москве

1. Государственный контроль за обеспечением в городе Москве прав и законных интересов граждан при предоставлении им жилых помещений, соответствием жилищно-коммунальных услуг требованиям федеральных стандартов качества, соблюдением нормативов, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности, а также за соответствием жилых помещений установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

2. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют государственный контроль во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами государственной власти Российской Федерации, органами надзора и контроля, общественными объединениями и гражданами в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

3. Решения уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, принятые по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для граждан и юридических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 24. Страхование в жилищной сфере города Москвы

1. В целях обеспечения возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений и объектов общего имущества в многоквартирных домах, по программам страхования, реализуемым Правительством Москвы, может осуществляться страхование:

1) жилых помещений;

2) объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) иных объектов страхования, предусмотренных правовыми актами города Москвы;

4) гражданской ответственности граждан, юридических лиц перед третьими лицами за причинение вреда.

2. Правительство Москвы в рамках реализуемых им программ страхования в жилищной сфере может устанавливать гарантии и принимать обязательства по возмещению ущерба, нанесенного застрахованному жилому помещению, являющемуся местом жительства гражданина, и (или) объектам общего имущества в многоквартирном доме.

3. Не подлежат страхованию по программам страхования, реализуемым Правительством Москвы:

1) жилые помещения, а также объекты общего имущества в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

2) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания;

3) жилые помещения в иных случаях, предусмотренных правовыми актами города Москвы.

  • Глава 1. (Статьи 1—4 )
    • Статья 1.
    • Статья 2.
    • Статья 3.
    • Статья 4.
  • Глава 2. (Статьи 5—7 )
    • Статья 5.
    • Статья 6.
    • Статья 7.
  • Глава 3. (Статьи 8—24 )
    • Статья 8.
    • Статья 9.
    • Статья 10.
    • Статья 11.
    • Статья 12.
    • Статья 13.
    • Статья 14.
    • Статья 15.
    • Статья 16.
    • Статья 17.
    • Статья 18.
    • Статья 19.
    • Статья 20.
    • Статья 21.
    • Статья 22.
    • Статья 23.
    • Статья 24.
  • Глава 4. (Статьи 25—27 )
    • Статья 25.
    • Статья 25.1.
    • Статья 26.
    • Статья 27.
  • Глава 5. (Статьи 28—45 )
    • Статья 28.
    • Статья 29.
    • Статья 30.
    • Статья 31.
    • Статья 32.
    • Статья 33.
    • Статья 34.
    • Статья 35.
    • Статья 36.
    • Статья 37.
    • Статья 38.
    • Статья 39.
    • Статья 40.
    • Статья 41.
    • Статья 42.
    • Статья 43.
    • Статья 44.

Вопрос: В СМИ часто говорят о необходимости усиления контроля над распределением жилой площади, относящейся к муниципальному жилому фонду. Кто является фактическим собственником подобного жилья? Государство или существует специальный человек, который распоряжается имущество фонда? Чем муниципальный фонд отличается от государственного? Или данные понятия тождественны?

Ответ юриста: Ст. 19 ЖК РФ содержит определения различных видов жилых фондов. Муниципальный жилой фонд размещается в каждом городе или поселке. Всеми помещениями данного фонда распоряжается местная администрация, которая реализует контроль над санитарным состоянием квартир, соблюдением норм технической и пожарной безопасности. Кроме того, специальное подразделение ведет учет свободных и занятых помещений, систематизирует информацию о гражданах, нуждающихся в дополнительных квадратных метрах. Государственный фонд находится в распоряжении Российской Федерации. Чаще всего в данную категорию попадают здания стратегического и аналогичного назначения.

21.02.2018 - Валентин Кирьянов

здравствуйте! пожалуйста,разъясните подробнее в чём разница между муниципальным жильем и государственным.


24.01.2017 - Ирина Романова

Доброе утро! Меня интересует вопрос можно ли муниципалитету продавать здание общежития, находящееся у него в собственности, жильцов нет?


17.01.2017 - Валерия Павлова

здраствуйте.как можно из социальной ипотеке перевестись в денежный займ

Ответ на вопрос дан по телефону.


10.10.2016 - Илья Березовский

Инвалиду 2 гр. отказали в компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в


02.06.2015 - Виталий Пигулин

Ответ на вопрос дан по телефону.


02.06.2015 - Клавдия Путина

Здравствуйте. Дайте мне пожалуйста ответ на мой вопрос.Я состою с членами семьи в списках очередности в администрации города Когалыма с 1993года.При подходе очередности сколько квадратов на каждого члена семьи должно быть предоставлено, если по городу норма с 2005года определена 16 кв.м. на человека.Но я вставала на учет до 2005 года.Какие жилищные отношения и какой категории граждан регулирует Статья 10 гл.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа 1. Гражданам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года в органах государственной власти автономного округа и учреждениях автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа, и состоящим на учете в соответствующих списках очередности, предоставляются свободные жилые помещения по норме предоставления. Абзац второй пункта 1 утратил силу. 2. Норма предоставления жилого помещения для целей настоящей статьи устанавливается в размере: 1) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек; 2) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека. 3) Утратил силу. В случае, если общая площадь жилого помещения в силу его технических (конструктивных) особенностей превышает норму предоставления жилого помещения, жилое помещение предоставляется общей площадью, превышающей норму, установленную в настоящем подпункте, но не более 47 квадратных метров. 3. Объектом договора социального найма может быть только изолированное жилое помещение, пригодное для проживания, в виде отдельной квартиры или комнаты, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее санитарным и техническим нормам, предоставляемое из жилищного фонда автономного округа. 4. Утратил силу. Этот закон регулирует жил.отношения всех категорий граждан или отдельные категории? И распространяется ли этот Закон на меня?

Новое на сайте

>

Самое популярное