Ревизия – это система контрольных действий комплексного характера. Предметом данного контрольного мероприятия являются все вопросы финансовой деятельности и денежного обращения подконтрольного субъекта. Ревизия проводится Счётной палатой РФ в отношении получателей бюджетных средств федерального бюджета, в порядке ведомственного контроля в отношении подведомственных органов и организаций, при смене материально ответственных лиц.
Проверка – единичное контрольное действие, носит тематический, узконаправленный характер. Предметом контрольного мероприятия являются отдельные вопросы финансовой деятельности и денежного обращения подконтрольного субъекта. Проверка проводится в порядке административного надзора федеральными службами, подведомственными Министерству финансов РФ.
Наблюдение (мониторинг) – это дистанционное ознакомление по документам учёта и отчетности с финансовой деятельностью и денежным обращением на постоянной основе. Мониторинг применяется Счётной палатой РФ в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита на системной и регулярной основе.
Анализ – это системное и пофакторное исследование эффективности финансовой деятельности и денежного обращения на основе предполагаемых к реализации плановых и фактически достигнутых по результатам показателей. Например, Счётной палатой РФ проводится анализ эффективности использования бюджетных средств.
Обследование – это оценка общего состояния финансовой деятельности и денежного обращения с использованием опроса и анкетирования, которые проводятся в начале аудиторской проверки, при публичных слушаниях об эффективности использования бюджетных средств в странах с сильными демократическими институтами и влиятельным гражданским обществом.
Виды ревизий и проверок:
внутренние (проводятся силами внутренних контролёров)/внешние.
документальные (по документам)/ фактические (по фактическим обстоятельствам деятельности).
Внутренняя фактическая проверка – инвентаризация, а внешняя фактическая проверка – это осмотр. В ревизии документальный и фактический контроль совмещён.
плановые (по утверждённому плану) и внеплановые (по информации о наличии подлежащих проверке обстоятельств для применения мер принуждения).
фронтальные (сплошная проверка документов и фактических обстоятельств) и выборочные.
комплексные и тематические.
Порядок проведения и оформление:
Приказ (распоряжение) либо решение о проведении (назначении) контрольного мероприятия – принимается для проведения выездной налоговой проверки. Определяет состав проверяющих, подконтрольные субъекты, предмет контрольного мероприятия, проверяемый период, метод и срок, должна быть подпись руководителя, который назначил.
По окончании выездной проверки составляется справка о проведённом (оконченном) контрольном мероприятии – проверочные действия после неё не проводятся, так как дата её составления – последний день проверки.
После составления справки - акт контрольного мероприятия и иная рабочая документация. Отражают выявленные нарушения, которые подтверждаются документацией. Акт должен быть вручён проверяемому лицу под расписку (со всеми приложениями), чтобы он мог представить возражения. Акт имеет доказательственное значение – должны быть соблюдены требования об относимости и допустимости.
вводная часть – фактические данные.
описательная часть – фактические обстоятельства со ссылками на подтверждающие документы, их правовая оценка и выводы.
итоговая часть – о квалификации и денежном выражении, предложения по устранению нарушений, вопросы связанные с ознакомлением акта, о вручении акта или отправлении по почте.
Акт должен быть подписан всеми проверяющими, которые указаны в приказе и налогоплательщиком, который может отказаться от подписи – делается соответствующая оговорка в акте.
Предоставление возражений – сейчас 1 месяц
Документальная ревизия назначается руководителем предприятия организации) или руководителем вышестоящей организации по отношению к проверяемой.
В приказе о производстве ревизии указывается:
Где будет проводится ревизия;
За какой период времени деятельности предприятия и в какой срок.
Перед проведением ревизии ревизору дается письменное задание с указанием в нем вопросов, подлежащих обязательной проверке, объема ревизий и порядка проведения ревизионных действий. По общему правилу продолжительность ревизии не может превышать одного месяца. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя организации назначившего ревизию.
К ним относятся:
1. Проверка законности и экономической целесообразности хозяйственных операций, произведенных, данным учреждением или хозяйственной организацией, и соблюдения финансовой, сметной, штатной дисциплины.
2. Выявление фактов ущерба организации от незаконного расходования средств и материалов. При этом ревизор обязан не только выявлять данные факты, но и выяснять причины их возникновения, устанавливать конкретных лиц виновных в нарушениях.
3. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета доброкачественности документов, которыми оформляются отдельные хозяйственные операции и правильности ведения бухгалтерских записей.
4. Проверка правильности учета материалов на складах, условий хранения материальных ценностей, правильности документального оформления хозяйственных операций по поступлению и отпуску материальных ценностей.
На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выда-ется специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им упол-номоченным, и заверяется печатью указанного органа.
Работники контрольно-ревизионного органа должны так же иметь посто-янные служебные удостоверения установленного образца. Если они посто-янно проживают и осуществляют свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удален-ность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установлен-ном порядке.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководи-тель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизи-онного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осуществля-ется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).
Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.
Программа ревизии включает в себя ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ре-визии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшество-вать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характе-ризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии орга-низации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее уча-стников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и учас-тки работы между ее исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходи-мых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, ха-рактеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.
Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъя-вить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить уча-ствующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопро-сы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и мате-риальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизо-ром) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
Получив задание на проведение ревизии, ревизор, прежде чем приступить к проверке, обязательно подготовится к ее проведению. Для этого он должен изучить акты предшествующих ревизий, материалы отчетности. На основе изученных материалов ревизор составляет программу (план) предстоящей ревизии. При подготовке к проведению ревизии ревизор может снимать копии отчетных документов, которые может брать с собой, так как возможна их подмена (нередки случаи, когда в вышестоящую инстанцию организации представляют один вариант отчетности, а ревизору дают другой).
Подготовка к проведению ревизии для ревизора обычно совпадает с изданием приказа о назначении ревизии, в котором определяется ревизионная группа и сроки проведения ревизией. При проведении ревизии ревизор руководствуется законодательством постановлениями правительства, а также приказами, инструкциями и иными нормативными актами, действующими в системе соответствующего ведомства.
Ревизор обязан:
Разработать конкретную программу на каждую ревизию с указани-ем основных вопросов и сроков их выполнения. При подготовке программы следует использовать сметы расходов, штатные рас-писания, бухгалтерские отчеты и заключения по ним, приказы, оперативные и статистические данные, имеющиеся в других управлениях и отделах, акты предыдущих ревизий и заключения по ним. Программа составляется председателем комиссии (ревизором), утверждается руководителем или заместителем руководителя министерства;
Проводить документальные ревизии в строгом соответствии с действующим законодательством, инструкциями, положениями, относящимися к финансовой деятельности и бухгалтерскому учету; по прибытии в ревизуемую организацию предъявить полномочия (приказ или распоряжение) на проведение ревизии; добиваться, чтобы все нарушения по мере их обнаружения были устранены. Если это невозможно, то ревизор на основании акта, с учетом объяснений составляет проект предложений по устране-нию выявленных недостатков в ходе ревизии и представляет его вместе со всеми материалами по ревизии на рассмотрение руко-водителю, назначившему ревизию;
Кроме этого ревизор во время проведения ревизии обязан не только выявлять, факты нарушений, но и оказывать всемерную помощь проверяемой организации в устранении вскрытых недостатков и нарушений;
При ревизии централизованной бухгалтерии проводить проверки в службах судебных приставов и нотариальных конторах по вопро-сам достоверности предоставления соответствующих документов и др.
В процессе проведения ревизии ревизор не должен, давать оценку действиям соответствующих должностных лиц, а тем более угрожать им наказанием. Кроме того, ревизор не должен допускать неделовых отношений с сотрудниками проверяемой организации. При осуществлении своих функций ревизор может привлекать актив и общественность данного предприятия.
Наряду с обязанностями, ревизор наделен широкими правами.
Права ревизора обычно оговаривают в уставе организации. Как правило, ревизор, проводящий ревизию, имеет право:
1. Осматривать все помещения, склады, хранилища, в которых находятся денежные, имущественные, товарно-материальные и другие ценности ревизуемой организации, а также проводить инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств, и применять все другие методы фактического контроля.
2. В случаях обнаружения хищений и злоупотреблений по согласованию с руководителем ревизуемой организации опечатывать помещения.
3. Требовать от ревизуемых организаций представления первичной бухгалтерской документации, составления необходимых справок и расчетов, а также брать письменные и устные объяснения от работников проверяемого предприятия по вопросам, вытекающим из проводимой проверки.
4. Ревизор имеет право опечатывать места хранения документов ревизуемой организации, а также изымать документы, содержащие подтверждение выявленных фактов нарушений и злоупотреблений, оформляя изъятие двухсторонним актом и оставляя в делах предприятия копии изъятых документов, подписанным главным бухгалтером и ревизором.
5. Знакомиться с подлинниками документов, находящихся в других организациях, связанных с ревизуемой, а также запрашивать из смежных организаций заверенные копии необходимых документов.
7. Принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководи-телями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений финансовой деятельности и неэффективного исполь-зования средств, а также давать обязательные указания об устра-нении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц.
8. Привлекать в установленном порядке для участия в проведении ревизий и проверок специалистов других организаций.
9. Направлять предложения об ограничении, приостановлении или прекращении финансировании ревизуемых организаций при выявлении нецелевого использования бюджетных средств, а так-же в случае непредставления или бухгалтерских и финансовых до-кументов, связанных с использованием этих средств.
10. Вносить по результатам ревизии и проверки предложения о взыс-кании с организаций бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, и доходов от их использования.
11. В случаях выявления нарушения законодательства, фактов хище-ния денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений ставить вопрос об отстранении от работ должностных лиц, виновных в этих нарушениях, передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.
12. Информировать вышестоящие органы ревизуемых организаций о выявленных в ходе ревизий и проверок нарушениях и ставить воп-рос о принятии мер по устранению этих нарушений и их послед-ствий, а также наказанию виновных лиц.
13. Ревизор, на его усмотрение, в ходе проведения ревизии может применять все доступные ему методы исследования учетных документов.
В процессе проведения ревизии и после ее окончания, ревизор может нести как дисциплинарную, так и уголовную ответственность.
Дисциплинарную ответственность ревизор несет за полноту и качество ревизии и инвентаризации, проведения их в установленные сроки, правильность и объективность изложенных в актах ревизии фактов и обоснованность выводов ревизии.
Ревизор может нести уголовную ответственность при сокрытии в процессе ревизии фактов хищения имущества и денеж-ных средств путем внесения в акт ревизии ложных сведений или исправле-ний, искажающих содержание документов (например, ст.292 УК РФ - служебный подлог и др.).
По прибытии на место проверки ревизор немедленно организует проведение инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей. В первую очередь он проверяет фактическое наличие денег и ценных бумаг в кассе, а затем остатки других ценностей. После проведения инвентаризации денежных средств и материальных ценностей ревизор приступает к проверке хозяйственной деятельности предприятия.
Путем анализа счетов синтетического и аналитического учета он изучает данные последнего бухгалтерского баланса, а также первичные документы; проверяет их доброкачественность как по форме, так и по существу отраженных в них операций. Результаты своей деятельности ревизор оформляет актом документальной ревизии.
Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ре-визором) ревизии: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услу-ги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить не-обходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяю-щих провести ревизию, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сооб-щает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Последний направляет руководителю ре-визуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осу-ществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверя-емой организации. Дальнейшее проведение ревизии возможно только после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
Руководитель контрольно-ревизионного органа по предоставлению ма-териалов ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок их реализации. По результатам проведенной ревизии проверенной органи-зации направляется представление для принятия мер по пресечению выяв-ленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечения к ответственности виновных лиц.
Организация контроля за выполнением представления по результатам ревизии, проводимой в рамках финансового контроля, не только заключи-тельный этап проверочных мероприятий, но и важный участок контрольно-ревизионной работы, который способствует своевременному устранению выявленных недостатков и способствует эффективности хозяйственной дея-тельности.
Все владельцы малого/индивидуального бизнеса вынуждены проводить ревизии с целью проверки и наведения порядка в компании. И если ревизия производится только раз в году, то в остальное время персонал может относиться к своим обязанностям спустя рукава, что будет порождать весьма серьезные проблемы. В этой статье мы подробно рассмотрим, как правильно проводить ревизии на предприятии.
Что такое ревизия?
Ревизия – это своего рода точка контроля, выявление правильности учета остатков, выявление хищений, недостач и т.п.
Основные задачи
1) Выявление разницы между учетом и реальным наличием;
2) Определение причин возникновения данной разницы;
3) Устранение причин с целью улучшения работы предприятия;
4) Возврат или списание недостачи, использование излишков;
5) Утверждение результатов проверки подписью уполномоченного лица.
В выполнении этих задач и заключается подлинный смысл ревизии. Если отказаться от поиска причин несоответствия, то ревизия становится бессмысленной, а недостачи будут продолжаться.
Причины появления недостач/излишков в процессе работы предприятия:
— низкое качество работы сотрудников с документами, в итоге на предприятии нет адекватной картины движения материальных средств;
— просчеты в процессе составления документов, касающихся взаимодействия с клиентами;
— невозврат материальных средств при записи возврата в документах;
— неправильный учет продукции, ошибки в написании наименований;
— неправильно проведенная предыдущая ревизия;
— передача материальных средств без надлежащих накладных;
— неправильная работа кассовых аппаратов;
— воровство.
В целом можно с уверенностью говорить, что большая часть причин появления излишков или недостач связана с человеческим фактором.
Особенности ревизии на предприятии
В процессе проведения ревизии нужно уделять достаточное внимание погрешностям, в чем хорошо помогает анализ в специальных компьютерных программах. Чаще всего торговые компании используют программу 1С. Проводить ревизию лучше в нерабочий день, причем неожиданно. При выявлении ошибок в том или ином отделе, необходимо провести там ряд дополнительных проверок. Проводить повторные расчеты нужно до тех пор, пока результаты и их причины не будут совершенно ясны и определены. Идеально, если ревизия проводится раз в месяц. Чем чаще будут проверки, тем меньше будет несоответствий.
Есть и еще один немаловажный момент – чем больше несоответствий, тем чаще нужно проводить инвентаризацию. В особо запущенных случаях это следует делать каждый день. Максимальный интервал между ревизиями не должен превышать более 6 месяцев.
Отчет и выводы
После проведения ревизии важно составить грамотный отчет. Там должно быть полно и понятно указана следующая информация: продукция, ее цена, наличие, учет, причины несоответствия, дата предшествующей инвентаризации и ее итоги. В заключительной графе должны быть указаны итоговые суммы, а также недостатки/излишки.
В целом ревизия – это сложный и ответственный процесс, даже если используется качественное программное обеспечение. Но она необходима для того, чтобы в компании не возникало несоответствия между реальным и учетным состоянием.
Проверка и ревизия как основные методы финансового контроля. Виды проверок (ревизий) и порядок их проведения
Финансовый контроль осуществляется определенными методами, т. е. при помощи определенных способов и приемов.
В зависимости от источников проверяемых данных различают контроль документальный и фактический.
Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.
Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств.
Основным методом финансового контроля является ревизия, в ходе которой проверяется правильность расходования и наличия средств в кассе и материальных ценностей в натуре. Ревизия - основной метод последующего финансового контроля.
В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого Объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.
Полная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.
Частичная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные*стороны финансово-хозяйственной деятельности по однотипным организациям, участкам.
Комплексная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам. Эти ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением широкого круга специалистов по различным направлениям деятельности. В ходе такой ревизии обязательно проводится инвентаризация материальных ценностей.
Все ревизии могут осуществляться сплошным, выборочным и комбинированным способами.
При сплошном - осуществляется проверка всех документов на определенном участке деятельности.
При выборочном - проверке подвергаются документы за тот или иной период.
При комбинированном - на одних участках проверяются все документы, на других выборочно, по усмотрению ревизора.
При последующем контроле важное значение имеют встречные проверки, при которых сличаются документы бухгалтерского учета и отчетности в проверяемой организации с документами, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым переданы материальные ценности или денежные средства.
Виды проверок: формальная, фактическая, встречная, корреспондирующая, аналитико-нормативная.
Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления и правовое значение. Акт проверки (ревизии), аудиторское заключение
По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие
его должностные лица субъекта предпринимательской деятельности делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Должностные лица, по вине которых допущены нарушения, о чем говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к юридической ответственности.
В акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности указываются:
Наименование ревизуемой организации;
Дата и место составления акта;
Должности, Ф.И.О.. контролера-ревизора или всей бригады, номер и дата издания приказа (распоряжения), на основании которого проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации, и за какой период проведена ревизия;
Когда и кем была проведена предыдущая ревизия и кто в тот период являлся руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации;
Должность, Ф.И.О. специалистов, принявших участие в проведении ревизии;
Какими контролирующими органами и когда (дата) за ревизуемый период проводились проверки;
Сплошным или выборочным способом проверены документы по видам операций;
Произведена полная или частичная инвентаризация денежных средств, товаров и тары, сверка расчетов с дебиторами и кредиторами;
В скольких экземплярах составлен акт.
К акту ревизии прилагаются: приказ (распоряжение); задание на проведение ревизии, рабочий план, программа ревизии; таблицы анализов, расшифровки долгов и др.; документы, оформляющиеся при проведении инвентаризаций в ходе ревизий; справки; сводные ведомости; копии документов; объяснительные записки; промежуточные (разовые) акты; итоговая справка о проделанной работе в ходе ревизии.
Акт подписывается всеми контролерами-ревизорами, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Один экземпляр под роспись оставляется руководителю организации.
В акте ревизии дается оценка финансового положения ревизуемой организации.
Систематизированный материал отражается в разделах:
Раздел I. Ревизия кассовых и банковских операций.
Раздел II. Ревизия расчетных операций.
Раздел III. Ревизия товарно-материальных ценностей.
Раздел IV. Ревизия выполнения мероприятий но обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.
Раздел V. Ревизия труда и заработной платы.
Раздел VI. Ревизия основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, фондов, капитальных и финансовых вложений.
Раздел VII. Ревизия издержек производства (обращения) и финансовых результатов.
Раздел VIII. Ревизия состояния бухгалтерского учета, достоверности отчетности и внутрихозяйственного контроля.
Раздел IX. Проверка исполнения решений по итогам предыдущей ревизии.
В аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указываются:
Наименование субъекта хозяйствования, в котором проводилась аудиторская проверка, и за какой период проведена проверка;
Наименование аудиторской организации, номер и дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность;
Ф.И.О. аудиторов, номер и дата выдачи им лицензии на аудиторскую деятельность;
Вопросы проверки.
В аудиторском заключении отмечается, какие установлены нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Проверяется соответствие ряда совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству.
Делается вывод 0 том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно обеспечивает или не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов субъекта хозяйствования по состоянию на дату проведения.
Заключение подписывается руководителем аудиторской" организации или аудитором-предпринимателем, проводившим проверку.
В данной статье мы рассмотрим: организация проведения ревизии. Разберемся чем отличается ревизия от инвентаризации. Поговорим о понятиях и видах ревизии.
Для чего проводится ревизия, как ее организовать, какие документы следует оформить – сегодня мы ответим на эти и многие другие вопросы, касающиеся ревизии хозяйственной деятельности коммерческой компании.
Ревизия: понятие и виды
Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:
- комплексной. В таком случае проверке подлежат все показатели деятельности организации (доходы, расходы, остатки ТМЦ и ОС, наличность в кассе и т.п.);
- тематической. Такие проверки проводятся в направлении какой-либо деятельности (например, ревизия наличности в кассе, проверка наличия ТМЦ на складе и т.п.). Тематические ревизии проводятся, как правило, в случае необходимости проверки достоверности фактов хищения, укрытия доходов, фальсификации расходов и т.п.;
- плановой. Компания вправе проводить регулярные ревизии (как комплексные, так и тематические). Регламент проведения проверок, их периодичность и порядок документирования должен быть закреплен в учетной политике компании;
- внеплановой. Как правило, внеплановые ревизий проводятся с целью проверки одного из направлений деятельности. В данном случае ревизор не обязан уведомлять проверяемого о ревизии заранее.
Отличие ревизии от инвентаризации
Начинающие бухгалтера часто путают понятия ревизии и инвентаризации. Читайте также статью: → “ ” Для прояснения ситуации разберемся в этих двух понятиях.
Ревизия | Инвентаризация | |
Понятие | Проверка, осуществляемая с целью получения достоверной информации о показателях деятельности компании | Проверка наличия имущества компании и его состояния, а также активов и обязательств фирмы на определенную дату. |
Периодичность осуществления | По необходимости. Дата и период проведения ревизии утверждается приказом. | Ежегодно на определенную дату, зафиксированную в учетной политике (например, на 01 ноября каждого года), а также в случаях, предусмотренных законодательством (смена МОЛа, главного бухгалтера, руководителя и т.п.). |
Оформления результатов | По факту проведения проверки оформляется акт с результатами, в качестве дополнения – рекомендации по устранению существующих проблем, улучшению основных показателей и т.п. | По завершению инвентаризации оформляется ведомость с полным перечнем проверяемого имущества, активов, суммами остатков на счетах и т.п. Ведомость утверждается актом инвентаризации. |
Как видим, основным отличием между инвентаризацией и ревизией является цель проведения мероприятий. Инвентаризация проводится для контроля наличия и состояния ОС, НМА, прочих активов и обязательств на определенную дату, в то время как цель ревизии – проверка основных показателей компании, а также достоверности фактов хищений и злоупотреблений для дальнейшего их устранения. Кроме того, организации обязаны проводить инвентаризацию не реже 1 раза в год. Периодичность проведения ревизий коммерческими фирмами, их частота не закреплена в положениях законодательных актов, поэтому субъекты хозяйствования вправе проводить контрольные проверки по необходимости или не проводить вообще.
Организация проведения ревизии: пошаговая инструкция и документы
Законодательством не закреплены нормы, согласно которых необходимо проводить ревизии на коммерческих предприятиях. Регламент ревизионной проверки каждая компания разрабатывает самостоятельно, после чего утверждает его в учетной политике, либо издает его отдельным документом в виде Порядка, Положения, Инструкции и т.п. При оформлении Порядка проведения ревизии коммерческие компании, как правило, берут за основы инструкции, применяемые государственными учреждениями, модифицируя документ в соответствие с собственными требованиями и возможностями.
Внутренний документ, регламентирующий порядок проведения ревизии, должен содержать положения, касающиеся:
- целей и задач проводимых проверок (обеспечение сохранности наличности, контроль состояния учета и достоверности отчетности и т.п.);
- подготовительных этапов ревизии (составление плана, утверждение ревизионной группы, сбор и анализ данных, касающихся проверяемых показателей);
- методов, используемых при проведении проверки (документальные, встречные и прочие проверки, их оформление);
- обязанности и права членов ревизионной группы;
- подведение итогов ревизии, утверждение ее результатов (формы, используемые для описания результатов проверки, порядок составление ревизионного акта, оформление предложений по устранению нарушений и т.п.).
Если речь идет о Порядке проведения ревизии на коммерческом предприятии, то в данном случае ответственность за составление документа целесообразно возложить на главного бухгалтера, с последующим утверждением Порядка руководителем.
Этап 1. Подготовка к проведению проверки
Проверка деятельности предприятия начинается с ответа на вопрос: «Как подготовить ревизию?». Любая ревизия начинается с издания приказа о ее проведении. В тексте приказа следует указать:
- график проведения проверки. В данном пункте необходимо указать дату начала проведения ревизии, день ее окончания, а также подробный график ревизионных мероприятий;
- состав ревизионной комиссии. Если на предприятии имеется специальное подразделение, занимающиеся проверкой деятельности компании (внутренний аудит, мониторинговый отдел и т.п.), то членами ревизионной группы могут быть сотрудники данного подразделения (см. → ). В случае, если на фирме нет специального «проверяющего» отдела, то в ревизионную комиссию могут входить сотрудники других подразделений. Важно соблюдать следующее условия: не могут проводить ревизии сотрудники, которые работают в проверяемом отделе или подразделениях, взаимозависимых с тем, в котором проводится ревизия. Например, сотрудники бухгалтерии не могут проводить ревизию ведения учета и контролировать достоверность отчетности, сотрудники склада не вправе проводить ревизию наличия и состоянию материальных ценностей на кладе, и т.п.;
- порядок утверждения результатов проверки. В приказе следует указать документы, обязательные для оформления результатов ревизии. Основным документом в данном случае выступает акт результатов ревизии. В приказе также можно предусмотреть дополнительные документы, такие как отчеты с показателями деятельности, в которых обнаружены отклонения или нарушения, а также приложение, в котором ревизор рекомендует действия в целях устранения обнаруженных нарушений.
После издания приказа о проведении ревизии, проверяющие могут приступать к подготовительной работе, которая может содержать следующие действия:
- Запрос документов для анализа. В зависимости от задач проверки данными документами могут быть отчетность (бухгалтерская или налоговая), результаты предыдущей инвентаризации, ведомости начисления амортизации, отчеты о независимой оценке ОС и НМА, ведомость переоценки, данные об обязательствах компании и т.п.;
- Анализ документов. Получив необходимые бумаги, ревизоры консолидируют информацию и проводят предварительный анализ деятельности проверяемого подразделения или направления, в котором проводится проверка;
- Составления плана ревизии . После предварительного анализа документов ревизоры принимают решения о конкретных действиях, которые будут проводиться во время проверки. Данные действия включаются в программу ревизии, которая утверждается руководителем проверяющей группы.
Этап 2. Ревизионные процедуры
После утверждения плана действий проверяющие переходят непосредственно к ревизионным процедурам. Проверка и порядок ее проведения зависит от того, что именно подлежит ревизии. Если речь идет о контроле состояния имущества на складе, то в ходе ревизии проверяющие запрашивают отчетные документы (ведомости инвентаризации, приходные накладные и т.п.). После анализа документов наступает черед непосредственной проверки имущества: член ревизионной группы в присутствии завкладом проверяет наличие имущества, его состояние. Если проверке подлежит большое количество ТМЦ, то ревизор проводит проверку выборочно. Данные о состоянии имущества и его наличии фиксируются в ревизионном акте.
При ревизии наличности в кассе проверяющий предварительно анализирует документы о движении средств и остатках за предыдущие периоды. В день проверки ревизор запрашивает у заведующего кассой:
- ведомость о движении и остатках денежных средств;
- кассовую книгу и первичные документы, на основании которых делались записи в книге;
- приходные и расходные ордера.
В ходе проверки записи в книге сверяются с первичными документами и ордерами, наличность в кассе пересчитывается на соответствие сумме, указанной в ведомости об остатках. Ревизором в организации может выступать бухгалтер (см. → ).
Ревизия хозяйственной деятельности
Отдельно стоит поговорить о ревизии хозяйственной деятельности предприятия. Данное мероприятия может включать себя как комплексную проверку всех финансовых показателей фирмы, так и быть направленной на контроль одного из направлений деятельности компании, в частности::
- контроль за поступлением и расходованием наличности в кассе, а также безналичных средств на банковских счетах;
- анализ наличия ОС и ТМЦ, его состояния;
- ревизия сделок, заключенных с контрагентами.
Пример №1 . В приказе на проведение ревизии хоздеятельности АО «Спартак» указаны следующие мероприятия по сплошной ревизия сделок «Спартака» за прошедший год.
На подготовительном этапе ревизоры проанализировали финансовую отчетность «Спартака» за последние 2 года (отчет о финрезультатах, баланс). На основании проведенного анализа была составлена программа ревизии, в ходе которой проверяющие:
- запросили копии договоров, заключенных «Спартаком» с контрагентами в течение года, предшествующего ревизии. В пакет запрашиваемых документов также входили копии первичных документов в рамках соглашений (акты, накладные, счета);
- провели анализ корректности оформления документов (наличие всех необходимых реквизитов, подписей и т.п.);
- сверили данные, отраженные в учете, с первичными документами;
- провели контроль лимитов договоров. Сумма оборотов, проведенных в рамках каждого из договоров, была сверена с лимитом, указанном в соглашении;
- проанализировали цену договоров на предмет соответствия рыночным показателям.
По результатам проведенной проверки не было выявлено каких-либо нарушений, о чем и было указано в акте ревизии.
Этап 3. Оформление результатов
Завершающий этап проведения ревизии – составление акта о ее результатах. В документ следует включить:
- Общую информацию о целях ревизии, данные об ответственных лицах проверяемого подразделения;
- Список документов, которые были предварительно обработаны ревизионной группой, также бумаги, которые были запрошены и проверены в ходе ревизии;
- Описание результатов проверки. В данном пункте необходимо указать выявленные нарушения и злоупотребления, а также ошибки, влияющие на проверяемые показатели и деятельность фирмы в целом. Если в ходе ревизии подлежало несколько направлений деятельности, то результат проверки следует оформлять отдельным пунктом по каждому из направлений (например, отдельно результаты ревизии наличности в кассе, отдельно – проверка сохранности ТМЦ на складе);
- Заключение. При отсутствии нарушений, ревизионная группа, в зависимости от направления проверки, подтверждает достоверность данных отчетности, корректность ведения учета, отсутствие злоупотреблений в части подписания контрактов, невыявление фактов растрат денежных средств и т.п. Если нарушения все же были выявлены и описаны в основной части ревизионного акта, то в заключении документа следует сделать выводы о результатах нарушений и злоупотреблений, их влиянии на финансовые показатели компании.
После подписания акта проверки членами ревизионной группы, его подают на ознакомление и подпись начальнику проверяемого подразделений, после чего передают главному бухгалтеру и руководителю компании.