Домой ОТП банк Ra Экспорт–это важный фактор мировой торговли и залог успеха! Понятие и значение внешней торговли.

Ra Экспорт–это важный фактор мировой торговли и залог успеха! Понятие и значение внешней торговли.

Факторы и предпосылки, формирующие внешнюю торговлю России

На внешнюю торговлю России оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, которые влияют на формирование внешней торговли страны.

Рассмотрим основные внутренние факторы. Среди внутренних факторов выделяют:

  1. географическое положение и обширная площадь страны, которые позволяет развивать торгово-экономические отношения со странами Евросоюза, СНГ, Китаем и другими странами;
  2. значимый запас природных ресурсов;
  3. относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов при высоком в среднем уровне образованности населения;
  4. высококвалифицированные кадры и наличие отечественных передовых разработок в области оборонной промышленности, судостроения, атомной промышленности.

Среди внешних факторов выделяют:

  1. участие в торгово-экономических союзах (ВТО, СНГ, БРИКС, АТЭС, Евразийское экономическое общество и другие);
  2. общемировые цены на нефть, энергоресурсы, колебания курсов валют;
  3. невысокая доля заинтересованности международных инвесторов в инвестиции в высокотехнологичные, культурно-социальные проекты.

Оценка состояния внешней торговли России

Состояние и структура внешней торговли оценивается такими показателями как экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, сальдо торгового баланса, мировой экспорт и импорт и доля стран в структуре, экспортная и импортная квота (доля экспорта и импорта в Валовом внутреннем продукте страны).

Данные показатели оцениваются в динамике, также применяется факторный, индексный, сравнительный анализ. Исходными данными для оценки являются статистические сборники, сайт Федеральной таможенной службы, сайт Центрального Банка России, сайт Федеральной службы статистики.

Замечание 1

Особенностью внешней торговли России является преобладание в экспорте нефти, газа, угля, алюминия, драгоценных материалов, машиностроения в области оборонной промышленности. В импорте преобладают машиностроение, оборудование и транспортные средства, что создает высокую импортозависимость страны и создает опасность для внутренней безопасности в эру информатизации и электронного общества.

Значение внешней торговли для экономики России

Оценить влияние внешней торговли на экономику страны можно с помощью оценки структуры импорта и экспорта, а также места в мире по экспорту и импорту определенных групп товаров, доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджете страны. Выявить статистическую зависимость можно с помощью корреляционно-регрессионного анализа, где в качестве показателя развития экономики будет выступать Валовой Национальный доход за несколько периодов, а в качестве факторных показателей различные показатели внешней торговли.

Замечание 2

Экономика Российской Федерации во многом зависит от экспорта нефти, газа, угля и цен на данные товары.

Так, во время резкого падения цен на нефть в 2013 году в экономике Российской Федерации и темпах роста Валового Национального Продукта наблюдались значительные тенденции к снижению производства, рост инфляции, а как следствие снижение реальных заработных плат, реальных доходов предприятия и общего уровня жизни населения.

Так в импорте сильная зависимость от машиностроения (высокотехнологичного, электронного, деталей), лекарств создает предпосылки к угрозам безопасности страны.

В консолидированном бюджете страны на доходы от внешнеэкономической деятельности приходится 9,6 % в 2016 году, а на доходы от НДС на ввозимые товары – 6,9 %, на доходы от акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию страны – 0,22 %.

Так зависимость бюджета Российской Федерации от внешней торговли очень высока, как и зависимость экономики от экспорта продуктов топливно-энергетического комплекса, алюминия, стали, оборонной промышленности, зерновых и пшеницы, химической продукции.

СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ.

Одной из традиционных форм участия нашей страны в систе­ме международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потен­циальными возможностями в данной области), РФ уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов ре­гулирования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления в ВТО.

ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ

В период после распада СССР в экономике России пришлось одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отноше­ниям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных конкурентоспособных произ­водств, соответствующих преимуществам России в факторах про­изводства. В-третьих, эффективное включение российской эконо­мики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и ин­ституциональном уровнях.

Все эти задачи решались непросто, с неоднозначными промежуточными результатами, не всегда последовательно, с определенными издержками и, кроме того, далеко не синхронно. Дальше всего Россия продвинулась в решении первой задачи и частично третьей, тогда как эффективную структурную перестройку эконо­мики еще предстоит осуществить.

Тем большее значение приобретает развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обесчивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета. Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., за исключением 1998 и 1999 гг., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого началось только в 1999-2000 гг., внешняя торговля уже с 1993г. показывала устой­чивую положительную динамику по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Кроме того, внешняя торговля стала одним из важнейших ис­точников доходов бюджета. Так, в федеральном бюджете 2007г. доходы от внешней торговли (таможенные пошлины, таможенные сборы) и налоги на импортные товары (НДС, акцизы) составляют 45,5% всей доходной части. Экспортная квота России примерно соответствует средним параметрам экспортной квоты большинства стран мира. Однако доля России в международной торговле оста­ется скромной, и до 2000г. она уменьшалась. Так, в 1999г., по данным ВТО, удельный вес России в мировом экспорте составлял 1,3% (20-е место), а в мировом импорте 0,9% (28-е место). В 2000- 2006 гг. стоимостные объемы российского экспорта и импорта су­щественно возросли, а доля в мировом экспорте увеличилась до 2,5-2,6% (12-13-е место) в 2006г. В мировом импорте на Россию в 2006г. приходилось 1,3% (17-е место).

Развитие внешней торговли РФ в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием изменяющейся конъюнктуры мирового рынка. Вместе с общими изменениями в экономической политике России корректировалась и внешнеторговая политика. В частности, с се­редины 90-х гг. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой» к разум­ной защите отечественного рынка и отечественных производи­телей.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 50-70-е гг. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна, прежде всего, для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Обе эти модели в чистом виде для России неприемлемы, так как ее экономика давно прошла процесс индустриализации и обладает, несмотря на спад производства 90-х гг., значительным потенциалом, в том числе научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей РФ является обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой оте­чественного производства. Именно в этом плане актуально созда­ние импортозамещающих производств, в том числе конкурентос­пособных производств потребительских и инвестиционных товаров. С другой стороны, стоит задача развития экспортных про­изводств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала, как в топ­ливно-энергетическом, так и оборонно-промышленном комплек­сах и других наукоемких отраслях.

Третья проблема в государственной внешнеторговой полити­ке - обеспечение равноправного участия России в международной торговле, противодействие дискриминационным мерам, предпри­нимаемым в отношении отечественных товаров и услуг и отечест­венного бизнеса со стороны отдельных государств и их союзов, а также некоторых международных организаций.

ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ.

В период, предшествовавший 1992г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого го­сударства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятель­ность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.

Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географичес­кая и в меньшей степени товарная структура претерпели значи­тельные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989г. в условиях углубляющегося экономического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начал снижаться, сальдо внешней торговли ста­ло отрицательным, что явилось дополнительной причиной роста внешнего долга страны. 1991г. - последний год существования СССР - характеризовался резким спадом, как экспорта, так и им­порта.

С 1992г. Россия выступает самостоятельным субъектом мировой экономики, и объемы внешней торговли исчисляются в долларах США по текущему курсу. Это не означает, что все внешнеторговые сделки осуществляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. Часть внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируемых валютах, имеют место и бартерные сделки.

С 1992 по 1997г. наблюдался непрерывный рост внешнеторго­вого оборота (с 96,6 млрд. до 161,0 млрд. долл.) и импорта (С 43 0 млрд. до 72,0 млрд. долл.). Валютно-финансовый кризис 1998г. в сочетании с падением в 1997-1998гг. цен на нефть, глав­ный экспортный товар России, привел к резкому спаду внешне­торгового оборота, экспорта и импорта (табл.). При этом из­менение ситуации на мировом рынке нефти в 1999-2006гг., когда цены на нефть существенно выросли и сохранялись на этом высо­ком уровне, позволило, начиная с 2000г. наращивать объемы экс­порта (при одновременном росте импорта). При этом внешнетор­говое сальдо России впервые в ее истории (в 2000г.) превысило 60 млрд. долл.

В 2006г. внешнеторговый оборот России возрос до максималь­ного уровня с начала 90-х гг. XX в. (468,6 млрд. долл.), при этом самым большим за всю историю России в указанный период был и экспорт (303,9 млрд. долл.) и импорт (164,7 млрд. долл.). Внешне­торговое сальдо достигло 139,2 млрд. долл.

Таблица. Динамика внешней торговли России, млрд. долл. США(1).
годы
Оборот 96,6 158,6 161,0 132,9 115,2 150,4 155,8 210,8 468,6
Экспорт 53,6 90,6 89,0 74,9 75,7 105,5 102,9 135,4 303,9
Импорт 43,0 68,0 72,0 58,0 39,5 44,9 52,9 75,4 164,7
Внешне торговое сальдо +10,6 +22,6 +17,0 +16,9 +36,2 +60,6 +50,0 +60,0 +139,2

1.С учетом неорганизованной торговли, по методологии платежного баланса.

Источник: Статистический ежегодник Российской Федерации за ряд лет; РОССИЯ в Цифрах, 2001. С. 356; БИКИ, 2003.11 марта, 1 апреля.

В 2007г. наметилась тенденция опережения темпов роста порта по сравнению с ростом экспорта товаров, что способствов снижению стоимостных объемов внешнеторгового сальдо.

Положительное (и довольно значительное в 2000-2006 гг.) сальдо внешней торговли способствовало накоплению золотовалютныу резервов, поддержанию курса рубля, росту инвестиций в экономику, эффективному обслуживанию и сокращению внешнего долга, и, в целом, проведению Россией более самостоятельной экономической политики.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ.

С 1992г. в географической структуре внешней торговли РФ произошли коренные сдвиги, которые частично наметились еще в конце 80-х гг. Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны - члены Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и другие социалистические страны. В 1989г. доля стран СЭВ во вне­шнеторговом обороте СССР составляла 55,8%, а доля социалисти­ческих стран в целом - 61,7%. Однако к 1991г. доля стран СЭВ со­кратилась до 23,7%. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты в свободно конвертируемой валюте (СКВ) уже с 1990г. началась переориентация внешней торговли СССР с рын­ков стран Восточной Европы на западные рынки с их более качес­твенными товарами и более требовательными потребителями. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60%, а с отдельными государ­ствами - еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внешнетор­говых партнеров СССР Польша, Чехословакия и Болгария отступили на скромные места.

Преобладающее место во внешней торговле СССР в 1991г. за­няли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3%. Сокращение торгового оборота с этой группой стран не было столь обвальным, а торговля с США даже выросла. Объединенная Германия заняла абсолютно 1-е место во внешней торговле СССР. Наметился рост экономических связей с КНР.

В настоящее время во внешней торговле самой России с географической точки зрения выделяются два крупных сектора - стран в составе СНГ (так называемое «ближнее зарубежье») и страны в СНГ («дальнее зарубежье»). Выделение этих двух секторов связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании во внешней торговле.

Во внешней торговле России абсолютно преобладают страны «дальнего зарубежья». В 1996-2000гг. на них приходилось 79,1% внешнеторгового оборота России, а в 2006г. - 85,3%. При этом удельный вес 25 государств ЕС в обороте внешней торговли России в 2006 году составил 52,7% (в начале 2007г. в ЕС вошли также Болгария и Румыния, что увеличивает удельный вес Евросоюза во внешней торговле РФ). Ведущими внешнеторговыми партнерами России з стран «дальнего зарубежья» в 2006г. были: Германия, Нидерлан­ды Италия, Китай, Турция, США, Польша, Великобритания, Франция, Швейцария. Растущее значение во внешней торговле РФ приобретает торговля с Китаем.

Страны СНГ занимают устойчивое 2-е место среди внешнетор­говых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24-25%) был достигнут в 1993-1994гг., а к 2006г. он сократился до 14,7%. Главными внешнеторговыми партнерами России из числа стран СНГ в 2006г. были Украина, Белоруссия и Казахстан.

В рамках торговли со странами «дальнего зарубежья» Россия постепенно расширяет свою торговлю с развивающимися страна­ми. Главные партнеры РФ в этой группе - Турция, Республика Корея, Индия, а также Иран, Египет, Бразилия, Алжир, Индоне­зия. Постепенно восстанавливаются внешнеторговые связи с быв­шими неевропейскими членами СЭВ - Кубой, Монголией и Вьет­намом, а также с КНДР.

Однако в целом в географической структуре внешней торговли РФ продолжается действие тенденции, наметившейся еще в конце 80-х гг., когда внешняя торговля была слабо диверсифицирована в геогРафическом отношении и сконцентрирована на относитель­но ограниченном круге стран - внешнеторговых партнеров.

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ.

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако сложившаяся в 90-е год товарная структура внешней торговли не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалу России. Она является следствием экономического кризиса и спада производства в 90-е годы, с одной стороны, неконкурентоспособности многих российских производств и неудач в структурной трансформации народного хозяйства - с другой. Многие особенности товарной структуры унаследованы от советского периода, однако ряд прод лем возник уже в 90-е гг.

В экспорте России, как и СССР в недавнем прошлом, господствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные продукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты. Удельный вес этой группы в 90-е гг. превышал 40%, а в 2006г. достиг 64,5% (для срав­нения: в общемировом экспорте данный показатель в 2006г. составил всего 13%). Фактом в данном случае остается то, что изме­нения данного показателя в определяющей степени зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энер­горесурсов держатся примерно на одном уровне.

Мировые цены на нефть выросли со 170 долл. за тонну в 1995г. до 430 долл. в 2006г. Экспорт энергоресурсов и мировые цены на нефть сохраняют гипертрофированное значение для всей эконо­мики России.

Второе место в экспорте России занимает группа «Металлы, драгоценные камни и изделия из них». Хотя за период с 1997 по 2005г. удельный вес товаров этой группы сократился с 24 до 17% российского экспорта, данный показатель продолжает оставаться значительным. Экспортные поставки металлов, в первую очередь различных сортов и марок проката черных металлов, серьезно под­держивают черную металлургию России и способствуют ее разви­тию.

По сравнению с советским периодом значительно возрос экс­порт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко сократилось. В на­стоящее время Российская Федерация - один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех - никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Что касается драгоценных камней, то по соглашению с алмаз­ным монополистом - фирмой «Де Бирс» эта корпорация до 2000г. закупала у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год. В настоящее время и «Алроса» само­стоятельно выходит на мировой рынок.

Проблемы экспорта российских товаров данной группы в зна­чительной степени связаны с тем, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинговая кампания.

В целом же остается фактом то, что за период с начала 90-х гг. удельный вес этой товарной группы оказался еще выше, чем во времена СССР (когда этот показатель также критически оценивался с позиций несовершенства товарной структуры экспорта и неразвитости машинно-технического экспорта).

Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» занимают небольшое место в российском экспорте, причем основная часть машинно-технической продукции направляется в страны СНГ. С максимального показателя в 11,4% российского экспорта в 1998г. доля машин, оборудования и транспортных средств в 2006г. опустилась до 6,2% (для сравнения: в мировом кспорте аналогичный показатель составил 41,0%). Именно здесь самое слабое место в экспорте российских товаров, отражающее как неконкурентоспособность российского машиностроения и пороки нерациональной конверсии оборонно-промышленного комплекса, так и недостатки государственной научно-техниче­ской, инновационной, промышленной и внешнеэкономической политики.

В СССР доля машинно-технической продукции в экспорте была в три с лишним раза выше. Однако на рынки стран Западной Европы, США и Японии отечественная техника до 1992г. почти не поступала. В страны же современной Центральной и Восточной Европы отечественная (советская) машинно-техническая продук­ция активно поставлялась, в том числе в рамках реализуемых в СЭВ программ международного научно-технического сотрудни­чества и международной специализации и кооперации производства. Ныне же, к сожалению, рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения почти потеряны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран, а также, подчеркнем, за свой собственный рынок.

То же самое относится и к торговле оружием, где Россия долж­на жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колеба­лись в пределах 2-3,5 млрд. долл. В 2000-2001 гг. экспорт по данной товарной группе уже превышал 4 млрд. долл. В дальнейшем масштабы экспорта российской военной техники возрастали и в 2003 году он превысил уже 5 млрд. долл., а в 2006г. экспорт вооруже­ний и военной техники достиг 6,5 млрд. долл. С 2000г. Россия занимает на мировом рынке вооружений и военной техники 2-3-е место, экспортируя их более чем в 60 стран.

Большое место в машинно-техническом экспорте РФ занимают изделия электротехнической промышленности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование. Очевидно, что нужно макси­мально развивать свои еще сохраняющиеся конкурентные возможности в данных отраслях, и здесь государство и корпоративный бизнес должны между собой активно и эффективно взаимодей­ствовать.

В вывозе химических товаров (3-е место, 5,9% экспорта России в 2006г.) преобладают калийные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опасность антидемпинговых санкций в отно­шении товаров с более высокой степенью переработки.

В целом же, оценивая российский экспорт в период с начала 90-х гг., следует подчеркнуть, что, отражая внутреннюю структуру экономики России, он в свою очередь оказывает продолжительное время серьезное деформирующее воздействие на данную структу­ру. Иными словами, здесь проявляется своего рода замкнутый круг, из которого, как кажется на первый взгляд, невозможно вы­рваться. Факт же действительно состоит в том, что в 2002г. на долю трех основных экспортных отраслей (топливная промышленность, черная и цветная металлургия) приходилось 36% промышленного производства и 60% всех промышленных инвестиций в основной капитал. Предприятия ТЭК обеспечивали 54% доходов федерального бюджета.

В российском экспорте с начала 90-х гг. проявилось действие таких негативных факторов, как деиндустриализация экономики страны и сокращение ее научно-технического потенциала, сохра­нение «утяжеленности» структуры экономики (значительного удельного веса добывающей и металлургической промышленно­сти), что привело к сохранению преимущественно сырьевого ха­рактера экспорта России. Около 80% его стоимостного объема приходится только на 6 товарных групп (нефть, газ, металлы, ал­мазы и другие драгоценные камни, лес и лесоматериалы, химиче­ские удобрения), которые экспортировали в начале XXI в. 15 крупнейших российских корпораций.

Результатом действия указанных факторов, а также спада инвестиционной активности, роста издержек производства и транс­портных издержек является снижение международной конкурентоспособности отечественной промышленной продукции. Отме­ченные негативные обстоятельства усиливались сохранением даже активизацией дискриминационных мер в отношении Российских экспортеров со стороны отдельных государств и их группировок.

Относительно небольшой удельный вес России в современном мировом импорте не свидетельствует о низкой значимости ее рынка для иностранных экспортеров. Достаточно, например, отметить, лишь то, что в общем экспорте птицы из США доля российского рынка составляет около 40%. Российский рынок имеет весьма су­щественное значение для фирм-экспортеров таких стран, как Финляндия, Греция, Нидерланды, Дания, Германия, Австрия и др.

Анализ динамики российского импорта достаточно красноречиво показывает противоречивость не только внешнеэкономиче­ской, но и внутренней экономической политики страны. Так, в 1990г. (еще в рамках СССР) Россия импортировала из стран «дальнего зарубежья» товаров на 94,8 млрд. долл. При этом сальдо внешней торговли было отрицательным (-6,3 млрд. долл.), что от­ражало во многом плачевные результаты так называемой «пере­стройки». Российский импорт упал до минимальной отметки в 43 млрд. долл. в 1992г. В этот период резко сократился импорт то­варов инвестиционной группы и, напротив, возрос импорт потре­бительских товаров. При этом в начале 90-х гг. довольно значи­тельная часть товаров, импортируемых из стран «дальнего зару­бежья», не регистрировалась таможенными органами, поскольку ввозилась из других стран СНГ.

Однако затем, по мере того как в стране достигалась относи­тельная экономическая и финансовая стабильность, объем им­порта в РФ начал возрастать, достигнув своего пика в 72 млрд. долл. (по данным платежного баланса) в 1997г. Предпосылкой к этому было реальное удорожание рубля, что способствовало рос­ту ценовой конкурентоспособности импортной продукции и, соответственно, росту эффективности импортной деятельности. Результатом такого развития событий явилось увеличение доли мпорта на потребительском рынке РФ и во внутреннем потреблении.

Но валютно-финансовый кризис 1998г. резко изменил ситуацию. Результатом стало то, что импорт к 1999г. сократился до 39,5 млрд. долл. (падение по сравнению с 1997г. на 45%). Следует подчеркнуть, что фактически после дефолта августа 1998г. имелся благоприятный исторический шанс для развертывания в России импортозамещающих производств (прежде всего в тех отраслях, где преобладала ценовая конкуренция). Однако, за некоторыми исключениями, связанными с приходом иностранных инвесторов, этого не произошло, и в настоящее время проявляются элементы второй волны импортной экспансии в Россию.

С 2000г. по настоящее время идет нарастание импорта высокими темпами. В 2006г. его объемы составили уже 164,7 млрд. долл. Факторами этого роста явились динамичный рост внутреннего спроса, повышение расходов на потребление конечной продукцци общее улучшение валютно-финансовой ситуации в стране и укрепление рубля.

Кроме того, проблема состоит также (как и в экспорте) в слабой диверсификации российского импорта в географическом (страновом) разрезе. В 2002г. на 5 ведущих стран - экспортеров в Россию (Германия, Белоруссия, Украина, США, Китай) приходилось 42% российского импорта, на 10 стран - ведущих экспортеров прихо­дилось 60% импорта РФ. При этом слабеют позиции стран СНГ и одновременно растет удельный вес импорта из стран ЕС. С 2000г. в российском импорте растет доля Китая, других азиатских стран, а также Бразилии.

Фактором, имеющим для России существенное геополитичес­кое и геоэкономическое значение, является то, что на европейский регион (страны ЕС, Швейцарию, Норвегию, Украину, Белорус­сию, Молдову) приходится около 2/3 российского импорта.

В структуре российского импорта на 1-м месте по ввозу товаров стоит товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (48,1% в 2006г.). Высокий удельный вес этой группы характерен для импорта развитых стран и был примерно таким же и в советский период. Однако товарная структура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась. Сократился ввоз промышлен­ного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились, - легковые автомобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компью­теры. Соответствующие отрасли промышленности России оказа­лись неконкурентоспособными и сократили до минимума свое производство, в значительной степени не приспособившись к условиям открытой экономики.

Положение существенно изменяется, начиная с 2005г. Основ­ным фактором увеличения импорта становится рост ввоза машин и оборудования, что объясняется технологическим перевооружением экономики России и снижением (или полной отменой) ввозных пошлин на технологическое оборудование.

Второе место в импорте занимает группа «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» (18% в 2006г.). Удельный вес группы примерно соответствует показателям советского периода. Но в 80-е годы главной статьей ввоза было зерно (максимально – 42 млн. тонн в год). В 90-е гг. централизованные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продовольственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алкогольные и безалкольные напитки, кондитерские и табачные изделия.

Финансовый кризис августа 1998г. в сочетании с «потребитель-патриотизмом» привел к определенному вытеснению импортной продукции и в еще большей степени к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвес­тиций. Это касается в первую очередь молочной, масложировой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, произ­водства соков, безалкогольных напитков и т.д., нередко под при­вычными российскими марками. Вследствие этого удельный вес продовольствия в импорте России сокращается при росте ввоза физических объемов мяса, сливочного масла, овощей и фруктов. Тем не менее, агропромышленный комплекс (АПК) России оста­ется нереформированным, восстановление многих отраслей жи­вотноводства требует длительного времени и больших инвестиций, и чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности страны недостаточны.

Группа «Продукция химической промышленности» занимает 3-е место в российском импорте (15-16%). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества товаров бы­товой химии, парфюмерно-косметических товаров и особенно фармацевтических изделий. Большей частью указанные товары в советское время не ввозились вообще, и они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям. Для этой группы товаров, особенно бытовой химии, характерно разви­тие импортозамещения на базе прямых иностранных инвестиций и импорта технологий.

Соотношение российского экспорта и импорта с точки зрения объемов, динамики и структуры свидетельствует о том, что в 90-е гг. коэффициент покрытия экспортом импорта колебался в пределах 160-180% и значительно увеличился после 1998г., до­стигнув в 2000г. 300%. В дальнейшем в связи с опережающим ростом импорта по сравнению с ростом экспорта этот показатель снизился и составил в 2006г. 219%.

Сам по себе факт достаточно высокого коэффициента покрытия, экспортом импорта России, конечно же, следует оценить положительно. Однако проблема состоит в том, что данный показатель лишь частично стал следствием определенных позитивных изме­нений в экономике страны, а главным его фактором явились те благоприятные для РФ конъюнктурные ценовые условия, которые сложились на мировых товарных рынках топливно-энергетической продукции. Поэтому данные позитивные изменения не могут носить долговременного характера.

В связи с отмеченными обстоятельствами достаточно очевид­ным становится тот факт, что диверсификация российского экс­порта и наращивание вывоза продукции с высокой степенью об­работки должны быть тесно связаны с укреплением и развитием научно-технического и производственного потенциала страны, реструктуризацией отечественной промышленности и существен­ным повышением ее международной конкурентоспособности. Та­ким образом, в основе роста и качественного структурного совер­шенствования российского экспорта и всей системы внешней торговли России лежат еще не использованные в полной мере внутренние факторы экономического роста.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Покажите место и роль внешней торговли России в ее современном экономи­ческом развитии.

2.Как изменялась динамика внешней торговли России (экспорт, импорт, внеш­неторговый оборот, сальдо внешней торговли) в период с начала 90-х гг. XX в.?

3.Какие задачи в области совершенствования структуры экспорта России стоят в настоящее время?

4.Какие изменения произошли в географической (страновой) структуре внеш­ней торговли России за период с начала 90-х гг. XX в. и какие задачи в данной области стоят в настоящее время?

5.В следующем списке отметьте страны, являющиеся основными внешнеторго­выми партнерами России:

а) Бангладеш;

б) Германия;

в) Болгария;

г) Украина;

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Одной из традиционных форм участия нашей страны в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

и, частично, третьей, тогда как структурная перестройка экономики еще находится на стадии разработки программ.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический комплекс страны, развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг. XX в., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 1999-2000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг.

XX в. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической политике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. XX в. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 50-70-е гг. XX в. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти модели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значительным научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортзамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике - обеспечение равноправного, недискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО. 4.2.

Еще по теме 4.1. Значение внешней торговли для экономики России. Формирование внешнеторговой политики страны:

  1. Суть внешнеторговой политики и основные " направления внешней торговли
  2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика,
  3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика. Платежный баланс
  4. Вопрос 2. Мировая торговля и ее экономическая основа. Внешнеторговая политика страны
  5. Тарифная защита страны во внешней торговле страны с «малой» экономикой Исходные данные и задание
  6. Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами - членами СНГ
  7. Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России
  8. 3.5. Природопользование, экономическая география и регионалистика социальные аспекты экономики природопользования; управление природопользованием и правовая защита природной среды; научно-технический прогресс и направления улучшения природопользования; методы отраслевого размещения производства; размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России и стран СНГ; региональная экономика и региональная политика России и других стран СНГ

Одной из традиционных форм участия нашей страны в систе­ме международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потен­циальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой по­литики, использования тарифных и нетарифных методов регули­рования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизо­ванной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический ком­плекс страны, развитие внешней торговли и других форм внеш­неэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, фор­мирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 19992000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической по­литике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безогляд­ной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «лю­бой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отече­ственного производителя.


Для развивающихся экономик в течение десятилетий были ха­рактерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 5070-е гг. экономики Индии и Бра­зилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустри­альных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти мо­дели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значитель­ным научно-техническим, производственным, кадровым и интел­лектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой оте­чественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энерге­тическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторго­вой политике обеспечение равноправного, недискриминаци­онного участия России в международной торговле. На этом на­правлении важно завершить процесс вступления в ВТО.

Охарактеризуем динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России в 90-е годы.

В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзны­ми республиками не рассматривались как внешнеторговая дея­тельность, а товары российского производства, поступая на ми­ровой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.

Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и, в меньшей степени, товарная структура претерпели значительные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося эко­номического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начи­нает снижаться, сальдо внешней торговли становится отрицательным, что является дополнительной причиной роста внешнего долга.

1991 г. последний год существования СССР охарактеризо­вался резким спадом объема экспорта и импорта. Одной из важ­ных причин этого спада стал перевод с начала 1991 г. внешней торговли со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвер­тируемую валюту и последующий роспуск этой организации, фун­кционировавшей более 40 лет (с 1949 г.).

С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом миро­вой экономики и объемы внешней торговли исчисляются в дол­ларах США по текущему курсу.

Из этого не следует, что все внешнеторговые сделки осущест­вляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируе­мых валютах, распространены и бартерные сделки (товар на товар).

С 1992 по 1997 гг. наблюдался непрерывный рост внешнеторго­вого оборота (с 96,6 до 161,0 млрд долл.) и импорта (с 43,0 до 72,0 млрд долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997 1998 гг. цен на нефть главный экспортный товар России привел к резкому спаду внешнеторгового оборо­та, экспорта и импорта (табл. 4.1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 19992003 гг., когда цены на этот товар существенно возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого 60,6 млрд. долл. был достигнут в 2000 г.).

Таблица 1. Динамика внешней торговли России (млрд. долл.)*

    Значение внешней торговли для экономики страны. Формирование внешнеторговой политики.

    Виды внешнеэкономических операций. Внешнеторговые документы.

    Внешнеторговые расчеты в составе ВЭД.

Вопрос № 1

Значение внешней торговли для экономики страны. Формирование внешней торговой политики

Одной из традиционных форм участия России в системе международных экономических отношений является внешняя торговля

Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX века и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь связано, с переходом к открытой экономики и отмены государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, то есть исключительное право государства на осуществление внешнеэкономической деятельности во всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. XX века. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. XX века производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.

Существенные изменения внешнеторговой политики и регулирование ВЭД связано с указом президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды ВЭС, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на ВЭД формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности.

В период, предшествующий 1992 году, внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства – СССР. Взаимные поставки товаров между союзными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятельность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общего союзного экспорта.

В постсоветской экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой:

1. это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям;

2. структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства;

3. эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Таким образом, внешнеэкономический комплекс приобретает большое значение, а развитие внешней торговли и других форм ВЭД, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг. XX века, по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 1992-2000 гг., во внешней торговле уже с 1993 года наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг. XX века осложнялось теми же проблемами, что и развития российской экономике в целом, в том числе и влияние неустойчивой конъюнктуры мирового рынка. Поэтому в соответствии с изменениями в экономической политики России корректировалось и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. XX века происходил переход от безоглядной открытости экономики, включение в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств, потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема – развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике – обеспечение равноправного, не дискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО.

В 90-е гг. XX века постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработана основа государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютной и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельностью субъектов РФ. Установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России.

Внешнеторговая деятельность рассматривается как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами и информацией и интеллектуальной собственности. Под товаром понимается любое движимое имущество, а результаты интеллектуальной деятельности включают интеллектуальную собственность.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:

– российские юридические лица;

– российские и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

– иностранные юридические лица и организации в иной форме;

– иностранные физические лица;

– Российская Федерация;

– субъекты РФ;

– муниципальные образования.

Целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

– защита экономического суверенитета;

– обеспечение экономической безопасности РФ;

– стимулирование и развитие национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

– обеспечение условий эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредствам :

– таможенно-тарифного регулирования;

– нетарифного регулирования;

– запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

– мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Новое на сайте

>

Самое популярное