Домой Альфа Банк Гос бюджет российской федерации. Общая характеристика бюджетной системы РФ

Гос бюджет российской федерации. Общая характеристика бюджетной системы РФ

МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект о федеральном бюджете РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Госдума приняла в I чтении проект федерального бюджета на 2017-2019 годы Проект представили депутатам глава Минфина и председалеь Счетной Палаты. Документ сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель и инфляции не выше 4% на все три года.

Главный финансовый документ страны был представлен депутатам на пленарном заседании министром финансов Антоном Силуановым и председателем Счетной палаты РФ Татьяной Голиковой.

Проект предусматривает дефицит бюджета в 2017 году на уровне 3,2% ВВП, в 2018 — 2,2% ВВП, в 2019 году — 1,2% ВВП. Доходы на 2017 год прогнозируются на уровне 13,488 триллиона рублей, расходы — 16,241 триллиона рублей, дефицит соответственно составит 2,753 триллиона рублей. Объем доходов бюджета на 2018 год оценивается в 14,029 триллиона рублей, расходов — 16,04 триллиона рублей, на 2019 год — 14,845 и 15,987 триллиона рублей соответственно.

Документ сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель и инфляции не выше 4% на все три года. При этом предполагается, что средний курс доллара в 2017 году составит 67,5 рубля, в 2018 году — 68,7 рубля, в 2019 году — 71,1 рубля.

Глава комитета ГД сомневается в показателях ВВП, заложенных в бюджет Бюджет РФ на 2017-2019 годы сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель, инфляции в 4% в год, ослабления курса рубля до 71,1 рубля за доллар в 2019 году и оживления темпов роста ВВП до 2,1% к концу прогнозного периода.

Ожидается, что в 2017 году Резервный фонд будет полностью исчерпан, поскольку средства фонда в сумме 1,15 триллиона рублей будут использованы на покрытие дефицита федерального бюджета. Из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование бюджетного дефицита планируется потратить в 2017 году 668,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 1,16 триллиона, в 2019 году — 139,7 миллиарда рублей.

Законопроект допускает возможность внешних заимствований в 2017 году на сумму до 7 миллиардов долларов, а в 2018-2019 годах — по 3 миллиарда долларов в год. При этом предусматривается, что в 2017 году Минфин получит право обменять старые выпуски евробондов на новые в пределах 4 миллиардов долларов. Чистые государственные внутренние заимствования РФ (привлечение займов минус расходы на обслуживание долга) на трехлетку ограничиваются суммой в 1,05 триллиона рублей в год.

Депутаты

Депутаты от "Единой России" проголосовали за главную финансовую смету страны. "Сразу хочу сказать, что "Единая Россия" будет поддерживать бюджет в первом чтении. При этом мы исходим из того, что проектом бюджета предусмотрено выполнение всех важнейших обязательств, предусмотренных государством. Прежде всего, социальных обязательств", — отметил в пятницу первый вице-спикер Госдумы, депутат-единоросс Александр Жуков. По его убеждению, федеральный бюджет будет выполняться даже в случае существенных колебаний цен на нефть и газ.

Оппозиция традиционно не поддерживает проект бюджета. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов полагает, что принятый в первом чтении документ будет лишь углублять раскол общества. "Этот бюджет неизбежно приведет к политическому кризису. Вслед за финансовым наступит политический", — сказал Зюганов журналистам перед началом пленарного заседания.

"Справедливая Россия" заявила о разработке своего альтернативного проекта бюджета, который, по их мнению, превосходит правительственный вариант. "Наша позиция резко отрицательная. Мы будем голосовать против…. Сегодня, наверное, самый главный день в году. Как в народе говорят: "день год кормит". Но бюджет у нас диетический: кому-то щи без мяса, а кому-то жемчуг и неограниченно", — отметил замруководителя фракции эсеров Олег Нилов.

ЛДПР назвала данный документ "бюджетом проедания". "Фракция не будет поддерживать в первом чтении бюджет на 2017 год и на последующий период", — сказал первый замглавы комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

Разделы

Согласно структуре расходов открытой части бюджета, на национальную оборону предлагается направить 1,021 триллиона рублей в 2017 году, в 948,3 миллиарда рублей в 2018 году, 941,2 миллиарда рублей в 2019 году. По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" выделяется 1,270 триллиона рублей в следующем году, в последующие два года — 1,262 триллиона и 1,259 триллиона рублей соответственно. В рамках раздела "Национальная экономика" запланированы расходы в сумме 2,144 триллиона рублей в 2017 году, 2,199 триллиона рублей в 2018 году, 2,060 триллиона рублей в 2019 году.

В разделе "Социальная политика" предусмотрено расходов в 2017 году 5,079 триллиона рублей, в 2018 году 4,958 триллиона рублей, в 2019 году 5,05 триллиона рублей.

На раздел "Образование" направляется 548,9 миллиарда, 568,6 миллиарда и 566,4 миллиарда рублей за три года соответственно. На здравоохранение в целом будет выделено 363,9 миллиарда рублей в следующем году, в 2018 году будет выделено чуть больше — 383,3 миллиарда рублей, в 2019 году, напротив, будет наблюдаться снижение расходов — до 349,4 миллиарда рублей.

За три года расходы по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" значительно сокращаются: в 2017 году будет выделено 58,2 миллиарда рублей, а в 2018 году — 28,8 миллиарда рублей, в 2019 году — 25,6 миллиарда рублей.

Правительство 28 октября внесет в Госдуму проект закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее пояснял, что бюджет на ближайшую трехлетку непростой, а по отдельным позициям и весьма жесткий..

Правительственная точка зрения гласит, что этот факт не должен приводить россиян в уныние. Наоборот, санкции стоит рассматривать в качестве положительного явления, ведь длительная экономическая изоляция поможет развить собственное производство и усовершенствовать технологические достижения, что, в конечном итоге, обеспечит стране небывалый экономический подъем. Кстати, он уже прогнозируется в новом федеральном бюджете.

Проект госбюджета на 2017-2019 годы был опубликован в октябре

Проект документа был опубликован сотрудниками Министерства финансов России 12.10.2016, и именно он определит структуру доходов и расходов государства на три ближайших года. Новый бюджет позиционируется, как адаптированный к новым реалиям, в числе которых значатся низкие нефтяные котировки , сокращающиеся денежные резервы и «западные ограничения» экономического роста. Рассмотрим подробнее, что же было заложено в новом бюджете России, чтобы узнать правительственные приоритеты.

Инновации в Государственном бюджете России

На сегодняшний день российский бюджет еще не прошел стадию окончательного утверждения. Но основные инновации и цифры, характеризующие данный законопроект, уже вполне можно проанализировать. Среди основных нововведений можно отметить следующие моменты:

  • правительство намерено вернуться к старой практике, предусматривающей принятие единого бюджета на трехлетний период (в 2016 году экономика России основывалась на однолетнем финансовом документе). Согласно мнению, озвученному представителями Министерства финансов, данный шаг обеспечит последовательность и предсказуемость в выравнивании накопленных бюджетных дисбалансов;
  • отличительной особенностью нового документа стало изменение структуры источников финансирования бюджетного дефицита. Если в текущем году 2/3 дефицита покрывалось за счет средств, взятых их Резервного фонда, то в ближайшие три года представители Министерства финансов предлагают меньше использовать суверенные фонды и больше – заемные средства, привлекаемые на внутреннем рынке.

Доходная часть бюджета РФ в 2017 году

Стоит отметить, что доходная часть в бюджете-2017 зафиксирована на уровне 13,44 триллионов рублей и незначительно отличается от прошлогоднего показателя. Многие экономисты говорят о том, что если учесть еще и инфляционные ожидания , то в реальном выражении данная часть бюджета продолжит тренд к сокращению. В 2019 году представители Министерства финансов прогнозируют рост доходной части до 14,8 триллионов рублей, что является номинальным историческим максимумом для экономики России.

Эксперты отмечают, что запланированный рост поясняется ослабленными позициями рубля – в бюджет 2019 года заложена котировка в 71,1 рубль за 1 американский доллар. Нефтяные котировки, заложенные в бюджет РФ, спрогнозированы в размере 40 долларов/баррель. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что по отношению к уровню ВВП доходная часть будет иметь тенденцию к сокращению – в 2019 году эта доля составит 15%.


На доходную часть государственного бюджета влияет шаткая позиция рубля

Главной целью правительства глава Минфина Антон Силуанов назвал обеспечение доходов без дополнительного налогового реформирования и повышения возраста выхода па пенсию . Вполне возможно, что налоговая сфера претерпит реформы в пользу облегчения фискального бремени для бизнеса - прежде всего, это может коснуться налогов, взимаемых с предпринимателей. Другие эксперты поясняют правительственный оптимизм совсем другими причинами.

Так, например, Людмила Пронина, занимающая должность профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС, говорит о том, что минфиновский прогнозный рост доходной части вполне реалистичен. Но она поясняет вероятность его исполнения доходами от налогообложения на добычу полезных ископаемых , которые Минфин заложил в размере 300 миллиардов рублей на 2017 год, и по 200 миллиардов в 2018 и 2019 годах. Второй причиной она называет возможное повышение акцизных сборов .

Расходная часть бюджета России

Финансирование расходных статей было предложено в размере 16,181 триллионов рублей в 2017 году. Стоит сказать, что на следующие два года данный показатель был озвучен в несколько меньшей сумме. Так, в 2018 году расходы составят 15,978 триллионов, а в 2019 – 15,964 триллиона рублей. Согласно словам Антона Силуанова, сокращение расходной части бюджета является единственным путем для обеспечения бюджетной консолидации.

Напомним, что расходы в бюджете РФ делятся на две части: открытую и закрытую. Первая из них в 2017 году запланирована в размере 13,31 триллиона рублей, т.е. 18% всех расходов будут засекречены. Это меньше показателей 2016 года, когда уровень «скрытых» расходов превысил 22%. Причем корректировался бюджет-2016 в этом аспекте просто на глазах. Представители Минфина пояснили это некими планами, которые предусматривают досрочный расчет по кредитным обязательствам оборонных предприятий.


Самые большие ассигнования получит оборонная сфера России

Если рассматривать функциональные направления расходов постатейно, то можно сделать следующие выводы:

  • на нужды социальной политики запланировано пустить 5,08 триллионов рублей в 2017 году, 4,962 – в 2018 и 5,054 – в 2019. Правительство в данном случае демонстрирует склонность к сокращению социальных нужд , поясняя свои действия необходимостью экономить средства;
  • национальная экономика получит ассигнования а размерах 2,3 триллионов рублей в 2017 году. В 2018 ей будет выделено 2,246 трлн, а в 2019 – 2,054 триллиона рублей, то есть за три ближайших года финансирование национальной экономики сократится с 14,2% всех расходов до 12,9%. Довольно странно то, что при политике урезания расходов на данную статью правительственные финансисты прогнозируют стране скорый экономический рост . Не совсем понятно, какие причины данный рост могут спровоцировать – в условиях санкций и инвестиционной блокады на иностранные инвестиции рассчитывать нельзя, а местные предприниматели не могут позволить себе брать банковские кредиты из-за непомерных процентов;
  • нужды национальной обороны будут профинансированы в размере 950 миллиардов рублей. Указанная цифра является открытой частью бюджетных расходов на данную статью. С учетом закрытых статей, которые составляют валовую часть оборонных расходов, отрасль получит 2,84 триллиона рублей ассигнований. В 2018 ассигнования составят 2,72, а в 2019 – 2,856 триллионов. За три года финансирование увеличится с 17,6% до 17,9% всей расходной части бюджета, что свидетельствует о высокой степени «милитаризации» данного документа. Эксперты подчеркивают, что единственное спасение для бюджета страны – это проведение структурных реформ, касающихся производства, и сокращение военных расходов. Тем не менее, эта рекомендация экспертов уже который год остается без внимания правительства;
  • растут расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность . Силовые ведомства получат 1,968 триллионов рублей в 2017 году, 1,995 – в 2018 и 2,007 – в 2019. Доля этих расходов в бюджете, таким образом, возрастет с 12,2 до 12,6%;
  • расходы, связанные с образованием , на этом фоне выглядят не так весомо. Министерство образования может рассчитывать лишь на 568 миллиардов за 2017 год. В следующие два года эта цифра возрастет незначительно и оставит 589 и 586 миллиардов соответственно;
  • сфера здоровья также не вызывает у правительства особых опасений: в 2017 году на нее планируется выделить 377 миллиардов рублей, а в 2018 и 2019 годах – по 394 и 369 миллиардов рублей соответственно.

Медики и педагоги вряд ли могут надеяться на государственную поддержку

Анализ срытых расходов позволил сделать следующие выводы:

  • государственные расходы на так называемые «другие вопросы» возрастут в следующем году до 10% всей расходной части бюджета и составят 1,62 триллиона рублей, что превышает соответствующий показатель 2016 года;
  • подраздел, озаглавленный как «другие вопросы», с завидной регулярностью появляется в дюжине направлений, из которых стоит отметить 500 миллиардов рублей, запланированных на «отдельные субсидии» для компаний и организаций и «отдельные межбюджетные трансферты», выделяемые для региональных бюджетов;
  • 150 «тайных» миллиардов рублей будут выделены в рамках статьи «Национальная безопасность и правоохранительные органы»;
  • статьи, включающие «другие вопросы» и «скрытые расходы», в совокупности составляют около 24% всей расходной части российского бюджета.

О дефиците бюджета

Бюджет на три ближайших года запланирован как дефицитный. В 2017 году этот показатель будет исчисляться 2,74 триллионами рублей (3,2% от уровня ВВП). Причем правительство еще не приняло документ, но уже рассматривает возможные поправки к данной цифре – недавно Минфин предложил увеличить бюджетный дефицит до суммы в 3,03 триллиона рублей. По некоторым прогнозам экономистов данный показатель может достигнуть 3,26 триллионов, вплотную придвинувшись к отметке в 3,9% от уровня ВВП.

Такое значение станет самым крупным разрывом за последние шесть лет. Правительственные эксперты в один голос заявляют, что бюджетный дефицит вполне ожидаем и всему виной западные санкции, но они уверены, что все проблемы могут быть преодолены благодаря нахождению дополнительных источников дохода. Прежде всего, финансисты надеются на некие новые военные контракты, способные урегулировать бюджетный дефицит. При этом стоит привести слова, высказанные по данному поводу Владимиром Путиным.

Президент обмолвился, что принимать трехлетний бюджет в текущих экономических условиях, может, и рано, однако он поддерживает здоровый оптимизм государственных финансистов. При этом, если сравнить доходы и расходы, становится ясно, что в сравнении с бюджетом 2016 года доход, запланированный на 2019 год, должен увеличиться практически на 1,4 триллиона рублей, а расход – сократиться на 670 миллиардов в национальной валюте.


В 2017 году дефицит бюджета может составить рекордные 3,9% от ВВП

Стоит также учесть и высокую расходную базу текущего года. На финишной прямой, на которую уже вышел бюджет-2016, Министерство финансов решило повысить статьи расходов с 16,1 триллиона рублей до 16,4 триллионов. Если учесть еще и тот факт, что в сводной бюджетной росписи ожидаются изменения, которые не будут проведены через законодательные поправки, то итог может достичь суммы в 16,63 триллиона рублей.

В будущее финансисты смотрят оптимистичнее, предполагая, что уже в 2018 году страна может выйти на показатель дефицита, равный 2,2% ВВП, а до конца 2019 года сократит его до 1,2%. При этом эксперты аналитического агентства Fitch говорят, что Россия до сих пор не преодолела сырьевую зависимость, а нестабильные нефтяные котировки, которые пока что имеют характерный тренд к снижению, могут больно ударить по наполняемости бюджета.

Госдолг Российской Федерации

Как уже было сказано, государственные финансисты планируют повысить уровень заимствований, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Предположительно, в основном это будут внутренние займы, которые составят:

  • 1,88 триллионов рублей в 2017 году, что в два раза выше заимствований 2016 года;
  • в 2018 году внутренние облигации госзайма должны будут дать еще 1,6 триллионов рублей;
  • в 2019 году - 1,7 триллиона в национальной валюте.

Кроме этого, стоит учесть, что в 2017 году подойдет срок погашения облигаций, суммарная стоимость которых составляет 829 миллиардов рублей. Возможно, сумма размещенных облигаций федерального займа составит 1,9 триллиона рублей. При этом Антон Силуанов отметил, что получать займы от внутренних инвесторов нужно с долей осторожности, чтобы они не потребовали от правительства краткосрочных облигаций по высоким ставкам.

Стоит отметить, что изменение источников финансирования дефицита не случайно. В 2017 году из Резервного фонда планируют взять 1,15 триллиона, а это значит, что данный источник будет полностью исчерпан. Поговаривают, что при необходимости правительство обратится к деньгам из Фонда национального благосостояния. Согласно планам Минфина, данный источник должен будет дать 660 млрд. р. в 2017 году и 1,14 трлн. – в 2018. Что касается возможного пополнения данных фондов, то оно не запланировано до 1.02.2020 года.


Ради уменьшения дефицита бюджета будет подниматься объем заимствований

Планка заимствований на внешних рынках резко опускается. Из внешних источников планируют привлечь не более 7 миллиардов долларов США в 2017 году, а в последующие два – еще по 3 миллиарда долларов, что отвечает уровню докризисных лет. Комментируя этот факт, Антон Силуанов отметил, что страна могла бы провести год и без внешнего заимствования, но правительству следует поддержать уровень ликвидности своих евробондов.

В 2017 году главное финансовое учреждение страны просто проведет рефинансирование по истекающим долгам. Согласно плану, в 2017 году Россия должна будет выкупить ценных бумаг на 7,3 млрд. у.е. Сразу отметим: многие эксперты считают, что главный финансист России лукавит. От внешних займов страна откажется не потому, что они ей не нужны, а вследствие продолжающегося действия санкций, которые касаются в том числе сферы кредитования.

Объем совокупного долга РФ к началу 2020 возрастет, достигнув отметки в 16,6 трлн. р. (16,8% ВВП), что превышает уровень 2016 года на 1,8%. В ближайшие три года общий объем госдолга сохранится на безопасном уровне. Хотя некоторых экономистов пугает сопоставление цифр внешнего государственного долга, который исчисляется 55 миллиардами долларов США, суммой внутренней задолженности (почти 9 миллиардов рублей) и суммой денежных резервов, оцениваемых в 5,5 миллиардов рублей.

Бюджетный вопрос и Чечня

Запланированный бюджет, направленный на экономию средств, уже вызвал недовольство в некоторых регионах. Напомним, что после того как проект был опубликован, недовольство сокращением финансирования Чечни через социальную сеть Instagram высказал Рамзан Кадыров, занимающий пост главы данной республики. Кремль отреагировал на это заявление при помощи Дмитрия Пескова, который является пресс-секретарем президента РФ.

В своем заявлении Песков отметил, что экономика страны характеризуется сложностями, которые имеют отношение не только к федерации в целом, но касаются и её отдельных регионов. Президентский спикер акцентировал внимание на том, что глава страны предвидел возникновение дискуссионных моментов, но прения стоит перенести в нижнюю палату Думы. Правительство не может руководствоваться недовольством отдельных федеративных субъектов - оно учитывает интересы всей страны, несмотря на критику из регионов.


Рамзан Кадыров высказал неудовольствие скудным финансированием Чечни

Не так давно Кадыров высказался, что если в предыдущие периоды власти республики Чечня учитывали политику тотальной экономии бюджета, то сегодня он вынужден высказать критику в адрес бюджетного проекта. Кадыров напомнил, что республика давно не получает средств в рамках федеральной целевой программы, касающейся восстановления экономической и социальной сферы Чечни. Сокращение чеченского бюджета не даст республиканской экономике развиваться и негативно скажется на социальных обязательствах.

Тем не менее, нельзя обойти вниманием тот факт, что за годы руководства Рамзана Кадырова Чечня получила из федеративного бюджета субсидирования и дотирования на сумму 540 млрд. р., замыкая тройку российских дотационных лидеров (первые два места занимают Дагестан и Якутия). Бюджет Чечни и так на 80-87% формируется за счет отчислений из общероссийского бюджета. Причем, согласно словам Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института соцполитики, значительную часть поступающих средств Грозный распределяет совершенно непрозрачным образом.

Однако при весьма солидном объеме дотаций республика все равно умудряется занимать среди субъектов РФ 4 место по показателю уровня безработицы. Более того, 53% всего незанятого населения составляют мужчины, пребывающие в трудоспособном возрасте. При этом уровень денежных доходов населения республики стабильно возрастает, однако большая их часть скромно записывается под статьей не «зарплата», а «другие доходы».

Выводы и прогнозы

В целом, бюджет можно смело назвать консервативным. По крайней мере, никаких кардинальных мер по решению кризисных вопросов он точно не предусматривает, так что, по сути, Россия будет и дальше проедать оставшиеся резервы. Государственные финансисты говорят, что бюджет на 2017-2019 годы еще будет корректироваться, причем проделывать это придется ежегодно. Обострения внешних рисков для экономики страны специалисты не прогнозируют, но говорят о возможности обострения внутренних рисков.


Во многом состоятельность бюджета РФ зависит от нефтяного рынка

Виной всему уже упомянутые цены на нефть. Кроме того, Россию ждут выборы президента, а это, по словам Минфина, не дает возможности заранее спланировать расходы. Хотя немного непонятно, почему расходы на выборы нельзя просчитать и заложить в будущий бюджет заблаговременно. Тем не менее, россиян уверяют в том, что все будет хорошо: инфляционные ожидания понизятся практически в 3 раза при росте ВВП на 2,4% уже к концу 2018 года. Впрочем, и эти заявления вызывают у экономистов известную долю скепсиса.

Проект нового бюджета еще проходит завершающие согласовательные стадии, ведь документ должен получить одобрение не только Минфина, но и Минэкономразвития, прежде чем быть согласованным с депутатами Госдумы. На каждом из этапов проект документа пройдет несколько правок, и только после этого будет обнародован как утвержденный финансовый план страны.

Тем не менее, рассчитывать на значительные изменения не приходится. Скорее всего, Россия так и войдет в новую «трехлетку» с консервативным бюджетом, а правительство будет надеяться, что возросшие цены на нефть позволят хоть немного стабилизировать экономическую ситуацию и поднять социальные стандарты для населения.

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли проект бюджета с дефицитом более чем в 2,75 трлн руб. Против проголосовали 100 человек, за - 334 депутата. Во втором чтении законопроект рассмотрят в начале декабря

Госдума приняла в первом чтении проект закона о федеральном бюджете на 2017 год и последующие два года. Согласно документу, доходы бюджета на 2017 год запланированы в 13,4876 трлн руб., расходы — в 16,2408 трлн руб. Таким образом, дефицит составит порядка 2,7532 трлн руб., или более 3% ВВП. В последующие годы доходы бюджета, как ожидается, вырастут, а расходы и дефицит сократятся.

Покрывать дефицит в 2017 году предполагается за счет использования средств Резервного фонда (в размере 1,15 трлн руб.) и Фонда национального благосостояния (в объеме 668,2 млрд руб.). В результате Резервный фонд к концу 2017 года будет полностью исчерпан, а в ФНБ останется 4,19 трлн руб.

Проект бюджета сверстан исходя из цены на российскую нефть Urals $40 за баррель. При этом средний курс доллара к рублю в 2017 году, как запланировано, составит 67,5 руб., в 2018 году — 68,7 руб., в 2019 году — 71,1 руб. Инфляция в 2017-2019 годах, как ожидается, составит 4%.

Оппозиция против «бюджета выживания»

Само правительство характеризует бюджет на 2017-2019 годы (после однолетнего бюджета 2016 года правительство вернулось к трехлетнему бюджетному циклу) как консервативный, постадаптационный и мобилизационный. В частности, в пояснительной записке к проекту бюджета правительство оценивало его как «мобилизационный» (в части доходов) и бюджет экономии (в части расходов), . Пакет мер бюджетной консолидации примерно на 70% состоит из «оптимизации расходов и повышения их эффективности», тогда как на меры по мобилизации доходов приходится около 30%, поясняло правительство. Это должно позволить сократить бюджетный дефицит с 3,2% ВВП в 2017 году до 1,2% ВВП в 2019-м.

Такую бюджетную конструкцию . Например, экономический факультет МГУ в своем заключении на проект бюджета рекомендовал построить бюджет не на проциклическом принципе, а на контрциклическом — стимулировать экономику и наращивать бюджетный дефицит сейчас, когда экономика испытывает слабость, а бюджетную консолидацию отложить до того, как возобновится устойчивый экономический рост. Но Минфин считает, что сейчас как раз нужен именно такой ограничительный бюджет как фундамент для стабильной и низкой инфляции, устойчивого валютного курса, стабильных ожиданий бизнеса.

В первом чтении бюджет принят голосами одних единороссов, которые в новом созыве Думы имеют конституционное большинство и могут без участия оппозиции принимать любые законы. Все оппозиционные фракции отказались поддержать документ, сочтя его «бюджетом проедания, замирания и выживания». Минэкономразвития, чей социально-экономический прогноз лег в основу бюджета, в этот раз «даже не попыталось порадовать нас хоть чем-то хотя бы в отдаленной перспективе — до 2034 года ожидается стагнация», сетовал, в частности, представитель фракции ЛДПР Сергей Катасонов. Вся кризисная нагрузка переложена на плечи населения, отмечали оппозиционеры. При таком подходе властей экономический кризис перерастет в политический, предрек лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Депутаты просят денег

Проект закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был правительством в Госдуму 28 октября 2016 года. В сообщении пресс-службы кабмина отмечалось, что ключевые характеристики бюджета на ближайшие три года рассчитаны исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития России на 2017-2019 годы. Предполагается, что во втором чтении законопроект о федеральном бюджете будет рассмотрен Госдумой на заседании 7 декабря, в третьем чтении — 9 декабря.

После того как правительство внесло проект бюджета в Думу, документ пока не менялся — его лишь оценивали фракции, комитеты палаты и приглашенные бюджетным комитетом эксперты-экономисты из ведущих российских институтов. По итогам изучения проекта комитет по бюджету рекомендовал правительству изыскать дополнительные средства для финансирования здравоохранения и образования (в частности, предусмотреть в бюджете средства на масштабный проект лидера единороссов Дмитрия Медведева — строительство и реконструкцию школ; сейчас денег на это в проекте не заложено). Кроме того, от правительства ждут дополнительных денег на поддержку малого бизнеса, промышленности, моногородов, сельского хозяйства. Также депутаты рекомендуют резко нарастить бюджетное кредитование регионов, долги которых давно превысили 2 трлн руб.

Эти и другие рекомендации основаны на приоритетах, определенных для бюджета единороссами. Министр финансов Антон Силуанов на заседании Думы в пятницу неоднократно подтвердил, что правительство готово изыскать резервы для дополнительного финансирования этих приоритетов. На какие именно дополнительные средства смогут рассчитывать приоритетные проекты, в постановлении Думы не сказано.

Перспектива-2018

Парламентская оппозиция требует от правительства смелости и решительности: не сокращать расходы, а принять меры для ускоренного пополнения бюджета, собрав дополнительные деньги с богатых людей (с помощью введения прогрессивной шкалы налогообложения), нефтяных и газовых компаний (за счет отмены возмещения НДС за экспортные операции) и т.д. Но не принять бюджет — гораздо хуже, чем принять, первое приведет к настоящим потрясениям, убеждал оппонентов председатель бюджетного комитета Думы Андрей Макаров.

Предложения, включающие, в частности, введение прогрессивной шкалы налогообложения, Минфин готовит к 2018 году, сказал депутатам Силуанов. Сейчас прогрессивное налогообложение вводить невозможно: это лишь спровоцирует увод доходов в тень, опасается Минфин. Прогрессивная шкала была в России до 2000 года, но все числились получателями минимальных зарплат и налогов не платили, напомнил представитель фракции единороссов Александр Жуков. Отмена возмещения НДС для газовиков и нефтяников просто разорит отрасли, сделав их продукцию неконкурентоспособной: им придется платить НДС дважды — в странах, куда они продают продукцию, и в России, пояснил депутат.

И Силуанов, и думские единороссы убеждали оппонентов, что бюджет гарантирует исполнение всех обязательств государства перед гражданами при любых обстоятельствах — и это главное. Надежность и предсказуемость бюджетной политики создаст основу для возобновления экономического роста, надеется Силуанов.

Правительственная точка зрения гласит, что этот факт не должен приводить россиян в уныние. Наоборот, санкции стоит рассматривать в качестве положительного явления, ведь длительная экономическая изоляция поможет развить собственное производство и усовершенствовать технологические достижения, что, в конечном итоге, обеспечит стране небывалый экономический подъем. Кстати, он уже прогнозируется в новом федеральном бюджете.

Проект госбюджета на 2017-2019 годы был опубликован в октябре

Проект документа был опубликован сотрудниками Министерства финансов России 12.10.2016, и именно он определит структуру доходов и расходов государства на три ближайших года. Новый бюджет позиционируется, как адаптированный к новым реалиям, в числе которых значатся низкие , сокращающиеся денежные резервы и «западные ограничения» экономического роста. Рассмотрим подробнее, что же было заложено в новом бюджете России, чтобы узнать правительственные приоритеты.

Инновации в Государственном бюджете России

На сегодняшний день российский бюджет еще не прошел стадию окончательного утверждения. Но основные инновации и цифры, характеризующие данный законопроект, уже вполне можно проанализировать. Среди основных нововведений можно отметить следующие моменты:

  • правительство намерено вернуться к старой практике, предусматривающей принятие единого бюджета на трехлетний период (в 2016 году экономика России основывалась на однолетнем финансовом документе). Согласно мнению, озвученному представителями Министерства финансов, данный шаг обеспечит последовательность и предсказуемость в выравнивании накопленных бюджетных дисбалансов;
  • отличительной особенностью нового документа стало изменение структуры источников финансирования бюджетного дефицита. Если в текущем году 2/3 дефицита покрывалось за счет средств, взятых их Резервного фонда, то в ближайшие три года представители Министерства финансов предлагают меньше использовать суверенные фонды и больше – заемные средства, привлекаемые на внутреннем рынке.

Доходная часть бюджета РФ в 2017 году

Стоит отметить, что доходная часть в бюджете-2017 зафиксирована на уровне 13,44 триллионов рублей и незначительно отличается от прошлогоднего показателя. Многие экономисты говорят о том, что если учесть еще и , то в реальном выражении данная часть бюджета продолжит тренд к сокращению. В 2019 году представители Министерства финансов прогнозируют рост доходной части до 14,8 триллионов рублей, что является номинальным историческим максимумом для экономики России.

Эксперты отмечают, что запланированный рост поясняется ослабленными позициями рубля – в бюджет 2019 года заложена котировка в 71,1 рубль за 1 американский доллар. Нефтяные котировки, заложенные в бюджет РФ, спрогнозированы в размере 40 долларов/баррель. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что по отношению к уровню ВВП доходная часть будет иметь тенденцию к сокращению – в 2019 году эта доля составит 15%.


На доходную часть государственного бюджета влияет шаткая позиция рубля

Главной целью правительства глава Минфина Антон Силуанов назвал обеспечение доходов без дополнительного налогового реформирования и . Вполне возможно, что налоговая сфера претерпит реформы в пользу облегчения фискального бремени для бизнеса - прежде всего, это может коснуться налогов, взимаемых с предпринимателей. Другие эксперты поясняют правительственный оптимизм совсем другими причинами.

Так, например, Людмила Пронина, занимающая должность профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС, говорит о том, что минфиновский прогнозный рост доходной части вполне реалистичен. Но она поясняет вероятность его исполнения доходами от налогообложения на , которые Минфин заложил в размере 300 миллиардов рублей на 2017 год, и по 200 миллиардов в 2018 и 2019 годах. Второй причиной она называет возможное повышение .

Расходная часть бюджета России

Финансирование расходных статей было предложено в размере 16,181 триллионов рублей в 2017 году. Стоит сказать, что на следующие два года данный показатель был озвучен в несколько меньшей сумме. Так, в 2018 году расходы составят 15,978 триллионов, а в 2019 – 15,964 триллиона рублей. Согласно словам Антона Силуанова, сокращение расходной части бюджета является единственным путем для обеспечения бюджетной консолидации.

Напомним, что расходы в бюджете РФ делятся на две части: открытую и закрытую. Первая из них в 2017 году запланирована в размере 13,31 триллиона рублей, т.е. 18% всех расходов будут засекречены. Это меньше показателей 2016 года, когда уровень «скрытых» расходов превысил 22%. Причем корректировался бюджет-2016 в этом аспекте просто на глазах. Представители Минфина пояснили это некими планами, которые предусматривают досрочный расчет по кредитным обязательствам оборонных предприятий.


Самые большие ассигнования получит оборонная сфера России

Если рассматривать функциональные направления расходов постатейно, то можно сделать следующие выводы:

  • на нужды социальной политики запланировано пустить 5,08 триллионов рублей в 2017 году, 4,962 – в 2018 и 5,054 – в 2019. Правительство в данном случае демонстрирует склонность к сокращению , поясняя свои действия необходимостью экономить средства;
  • национальная экономика получит ассигнования а размерах 2,3 триллионов рублей в 2017 году. В 2018 ей будет выделено 2,246 трлн, а в 2019 – 2,054 триллиона рублей, то есть за три ближайших года финансирование национальной экономики сократится с 14,2% всех расходов до 12,9%. Довольно странно то, что при политике урезания расходов на данную статью правительственные финансисты прогнозируют стране скорый . Не совсем понятно, какие причины данный рост могут спровоцировать – в условиях санкций и инвестиционной блокады на иностранные инвестиции рассчитывать нельзя, а местные предприниматели не могут позволить себе брать банковские кредиты из-за непомерных процентов;
  • нужды национальной обороны будут профинансированы в размере 950 миллиардов рублей. Указанная цифра является открытой частью бюджетных расходов на данную статью. С учетом закрытых статей, которые составляют валовую часть оборонных расходов, отрасль получит 2,84 триллиона рублей ассигнований. В 2018 ассигнования составят 2,72, а в 2019 – 2,856 триллионов. За три года финансирование увеличится с 17,6% до 17,9% всей расходной части бюджета, что свидетельствует о высокой степени «милитаризации» данного документа. Эксперты подчеркивают, что единственное спасение для бюджета страны – это проведение структурных реформ, касающихся производства, и сокращение военных расходов. Тем не менее, эта рекомендация экспертов уже который год остается без внимания правительства;
  • растут расходы на национальную безопасность и . Силовые ведомства получат 1,968 триллионов рублей в 2017 году, 1,995 – в 2018 и 2,007 – в 2019. Доля этих расходов в бюджете, таким образом, возрастет с 12,2 до 12,6%;
  • расходы, на этом фоне выглядят не так весомо. Министерство образования может рассчитывать лишь на 568 миллиардов за 2017 год. В следующие два года эта цифра возрастет незначительно и оставит 589 и 586 миллиардов соответственно;
  • сфера здоровья также не вызывает у правительства особых опасений: в 2017 году на нее планируется выделить 377 миллиардов рублей, а в 2018 и 2019 годах – по 394 и 369 миллиардов рублей соответственно.

Медики и педагоги вряд ли могут надеяться на государственную поддержку

Анализ срытых расходов позволил сделать следующие выводы:

  • государственные расходы на так называемые «другие вопросы» возрастут в следующем году до 10% всей расходной части бюджета и составят 1,62 триллиона рублей, что превышает соответствующий показатель 2016 года;
  • подраздел, озаглавленный как «другие вопросы», с завидной регулярностью появляется в дюжине направлений, из которых стоит отметить 500 миллиардов рублей, запланированных на «отдельные субсидии» для компаний и организаций и «отдельные межбюджетные трансферты», выделяемые для региональных бюджетов;
  • 150 «тайных» миллиардов рублей будут выделены в рамках статьи «Национальная безопасность и правоохранительные органы»;
  • статьи, включающие «другие вопросы» и «скрытые расходы», в совокупности составляют около 24% всей расходной части российского бюджета.

О дефиците бюджета

Бюджет на три ближайших года запланирован как дефицитный. В 2017 году этот показатель будет исчисляться 2,74 триллионами рублей (3,2% от уровня ВВП). Причем правительство еще не приняло документ, но уже рассматривает возможные поправки к данной цифре – недавно Минфин предложил увеличить бюджетный дефицит до суммы в 3,03 триллиона рублей. По некоторым прогнозам экономистов данный показатель может достигнуть 3,26 триллионов, вплотную придвинувшись к отметке в 3,9% от уровня ВВП.

Такое значение станет самым крупным разрывом за последние шесть лет. Правительственные эксперты в один голос заявляют, что бюджетный дефицит вполне ожидаем и всему виной западные санкции, но они уверены, что все проблемы могут быть преодолены благодаря нахождению дополнительных источников дохода. Прежде всего, финансисты надеются на некие новые военные контракты, способные урегулировать бюджетный дефицит. При этом стоит привести слова, высказанные по данному поводу Владимиром Путиным.

Президент обмолвился, что принимать трехлетний бюджет в текущих экономических условиях, может, и рано, однако он поддерживает здоровый оптимизм государственных финансистов. При этом, если сравнить доходы и расходы, становится ясно, что в сравнении с бюджетом 2016 года доход, запланированный на 2019 год, должен увеличиться практически на 1,4 триллиона рублей, а расход – сократиться на 670 миллиардов в национальной валюте.


В 2017 году дефицит бюджета может составить рекордные 3,9% от ВВП

Стоит также учесть и высокую расходную базу текущего года. На финишной прямой, на которую уже вышел бюджет-2016, Министерство финансов решило повысить статьи расходов с 16,1 триллиона рублей до 16,4 триллионов. Если учесть еще и тот факт, что в сводной бюджетной росписи ожидаются изменения, которые не будут проведены через законодательные поправки, то итог может достичь суммы в 16,63 триллиона рублей.

В будущее финансисты смотрят оптимистичнее, предполагая, что уже в 2018 году страна может выйти на показатель дефицита, равный 2,2% ВВП, а до конца 2019 года сократит его до 1,2%. При этом эксперты аналитического агентства Fitch говорят, что Россия до сих пор не преодолела сырьевую зависимость, а нестабильные нефтяные котировки, которые пока что имеют характерный тренд к снижению, могут больно ударить по наполняемости бюджета.

Госдолг Российской Федерации

Как уже было сказано, государственные финансисты планируют повысить уровень заимствований, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Предположительно, в основном это будут внутренние займы, которые составят:

  • 1,88 триллионов рублей в 2017 году, что в два раза выше заимствований 2016 года;
  • в 2018 году внутренние облигации госзайма должны будут дать еще 1,6 триллионов рублей;
  • в 2019 году - 1,7 триллиона в национальной валюте.

Кроме этого, стоит учесть, что в 2017 году подойдет срок погашения облигаций, суммарная стоимость которых составляет 829 миллиардов рублей. Возможно, сумма размещенных облигаций федерального займа составит 1,9 триллиона рублей. При этом Антон Силуанов отметил, что получать займы от внутренних инвесторов нужно с долей осторожности, чтобы они не потребовали от правительства краткосрочных облигаций по высоким ставкам.

Стоит отметить, что изменение источников финансирования дефицита не случайно. В 2017 году из Резервного фонда планируют взять 1,15 триллиона, а это значит, что данный источник будет полностью исчерпан. Поговаривают, что при необходимости правительство обратится к деньгам из Фонда национального благосостояния. Согласно планам Минфина, данный источник должен будет дать 660 млрд. р. в 2017 году и 1,14 трлн. – в 2018. Что касается возможного пополнения данных фондов, то оно не запланировано до 1.02.2020 года.


Ради уменьшения дефицита бюджета будет подниматься объем заимствований

Планка заимствований на внешних рынках резко опускается. Из внешних источников планируют привлечь не более 7 миллиардов долларов США в 2017 году, а в последующие два – еще по 3 миллиарда долларов, что отвечает уровню докризисных лет. Комментируя этот факт, Антон Силуанов отметил, что страна могла бы провести год и без внешнего заимствования, но правительству следует поддержать уровень ликвидности своих евробондов.

В 2017 году главное финансовое учреждение страны просто проведет рефинансирование по истекающим долгам. Согласно плану, в 2017 году Россия должна будет выкупить ценных бумаг на 7,3 млрд. у.е. Сразу отметим: многие эксперты считают, что главный финансист России лукавит. От внешних займов страна откажется не потому, что они ей не нужны, а вследствие продолжающегося действия санкций, которые касаются в том числе сферы кредитования.

Объем совокупного долга РФ к началу 2020 возрастет, достигнув отметки в 16,6 трлн. р. (16,8% ВВП), что превышает уровень 2016 года на 1,8%. В ближайшие три года общий объем госдолга сохранится на безопасном уровне. Хотя некоторых экономистов пугает сопоставление цифр внешнего государственного долга, который исчисляется 55 миллиардами долларов США, суммой внутренней задолженности (почти 9 миллиардов рублей) и суммой денежных резервов, оцениваемых в 5,5 миллиардов рублей.

Бюджетный вопрос и Чечня

Запланированный бюджет, направленный на экономию средств, уже вызвал недовольство в некоторых регионах. Напомним, что после того как проект был опубликован, недовольство сокращением финансирования Чечни через социальную сеть Instagram высказал Рамзан Кадыров, занимающий пост главы данной республики. Кремль отреагировал на это заявление при помощи Дмитрия Пескова, который является пресс-секретарем президента РФ.

В своем заявлении Песков отметил, что экономика страны характеризуется сложностями, которые имеют отношение не только к федерации в целом, но касаются и её отдельных регионов. Президентский спикер акцентировал внимание на том, что глава страны предвидел возникновение дискуссионных моментов, но прения стоит перенести в нижнюю палату Думы. Правительство не может руководствоваться недовольством отдельных федеративных субъектов - оно учитывает интересы всей страны, несмотря на критику из регионов.


Рамзан Кадыров высказал неудовольствие скудным финансированием Чечни

Не так давно Кадыров высказался, что если в предыдущие периоды власти республики Чечня учитывали политику тотальной экономии бюджета, то сегодня он вынужден высказать критику в адрес бюджетного проекта. Кадыров напомнил, что республика давно не получает средств в рамках федеральной целевой программы, касающейся восстановления экономической и социальной сферы Чечни. Сокращение чеченского бюджета не даст республиканской экономике развиваться и негативно скажется на социальных обязательствах.

Тем не менее, нельзя обойти вниманием тот факт, что за годы руководства Рамзана Кадырова Чечня получила из федеративного бюджета субсидирования и дотирования на сумму 540 млрд. р., замыкая тройку российских дотационных лидеров (первые два места занимают Дагестан и Якутия). Бюджет Чечни и так на 80-87% формируется за счет отчислений из общероссийского бюджета. Причем, согласно словам Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института соцполитики, значительную часть поступающих средств Грозный распределяет совершенно непрозрачным образом.

Однако при весьма солидном объеме дотаций республика все равно умудряется занимать среди субъектов РФ 4 место по показателю уровня безработицы. Более того, 53% всего незанятого населения составляют мужчины, пребывающие в трудоспособном возрасте. При этом уровень денежных доходов населения республики стабильно возрастает, однако большая их часть скромно записывается под статьей не «зарплата», а «другие доходы».

Выводы и прогнозы

В целом, бюджет можно смело назвать консервативным. По крайней мере, никаких кардинальных мер по решению он точно не предусматривает, так что, по сути, Россия будет и дальше проедать оставшиеся резервы. Государственные финансисты говорят, что бюджет на 2017-2019 годы еще будет корректироваться, причем проделывать это придется ежегодно. Обострения внешних рисков для экономики страны специалисты не прогнозируют, но говорят о возможности обострения внутренних рисков.


Во многом состоятельность бюджета РФ зависит от нефтяного рынка

Виной всему уже упомянутые цены на нефть. Кроме того, Россию ждут выборы президента, а это, по словам Минфина, не дает возможности заранее спланировать расходы. Хотя немного непонятно, почему расходы на выборы нельзя просчитать и заложить в будущий бюджет заблаговременно. Тем не менее, россиян уверяют в том, что все будет хорошо: инфляционные ожидания понизятся практически в 3 раза при росте ВВП на 2,4% уже к концу 2018 года. Впрочем, и эти заявления вызывают у экономистов известную долю скепсиса.

К 2019 году правительство планирует сократить дефицит бюджета до 1,2% ВВП (с ожидаемых 3,9% в 2016-м), не прибегая к повышению налогов и увеличению пенсионного возраста. На фото: премьер-министр Дмитрий Медведев (слева) и министр финансов Антон Силуанов (Фото: Dmitry Astakhov/Sputnik/AP)

После однолетнего бюджета 2016 года правительство решило вернуться к трехлетнему циклу — Минфин считает, что только так можно последовательно и предсказуемо выправить накопленные дисбалансы бюджетной системы. По итогам 2016 года дефицит бюджета может достигнуть 3,9% ВВП, что станет крупнейшим разрывом за шесть лет. Минфин хочет сократить его до 1,2% к концу 2019 года. Возвращение к трехлетнему бюджетному циклу — «может быть, <...> и рановато для сегодняшних условий», признался в среду президент Владимир Путин, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет». «Но все-таки определенная доля здорового оптимизма у правительства присутствует, и, безусловно, я его даже поддерживаю», — сказал президент.

Когда будет утвержден бюджет?

Правительство рассмотрит проект трехлетнего бюджета на заседании в четверг, 13 октября. Он должен еще пройти согласование Министерства экономического развития. Проект поступил в Минэкономразвития в среду, «документ прорабатывается», сказала РБК представитель министерства.

Правительство планирует внести проект трехлетнего бюджета в Госдуму 28 октября, сообщил в среду министр финансов Антон Силуанов. К тому времени он вполне может быть скорректирован, правки наверняка будут вноситься и в ходе прохождения через Думу.


Каковы основные параметры бюджета?

Доходы в 2017 году окажутся в номинальном выражении практически на уровне текущего года — 13,44 трлн руб. (см. таблицу ). В реальном выражении с учетом инфляции они продолжат сокращаться. Правда, к 2019 году Минфин ожидает роста доходной части до 14,8 трлн руб. — в номинальном выражении это будет исторический максимум. Однако, во-первых, этот планируемый рост отчасти обусловлен слабым рублем, закладываемым в бюджет на 2019 год (71,1 руб. за доллар), тогда как цена на нефть прогнозируется на все три года на уровне $40 за баррель. Во-вторых, доходы бюджета в отношении к ВВП будут снижаться каждый год и в 2019 году упадут до 15% (по сравнению с более 19% ВВП в 2012 году).

Общий объем расходов на 2017 год предложен в размере 16,18 трлн руб., на последующие два года — уже чуть меньше 16 трлн руб. Единственный путь бюджетной консолидации — это сокращение расходов, сказал в среду Силуанов на форуме «Россия зовет». Но получается, что Минфин все-таки больше рассчитывает на рост доходов, чем на экономию в расходах. По сравнению с оценкой ожидаемого исполнения бюджета 2016 года доходная часть к 2019 году возрастает более чем на 1,4 трлн руб., а расходная сокращается на 670 млрд руб. При этом нужно учитывать высокую базу расходов в 2016 году: на финише однолетнего бюджета Минфин решил увеличить расходы с 16,1 трлн до 16,4 трлн руб., а с учетом ожидаемых изменений в так называемой сводной бюджетной росписи, которые не нужно проводить через поправки в закон, — до 16,63 трлн руб.

В результате дефицит бюджета в 2017 году составит 2,74 трлн руб., или 3,16% ВВП, следует из законопроекта. В поправках к бюджету 2016 года, внесенных на этой неделе в Госдуму, Минфин предлагает прописать дефицит в 3,03 трлн руб., но ожидает, что по факту разрыв окажется больше — 3,26 трлн руб. То есть в следующем году бюджетный дефицит может сократиться сразу на 16%.

В 2018 году дефицит бюджета, согласно проекту Минфина, сократится до 2,2% ВВП, а в 2019-м — до 1,2% ВВП.


Дополнительные доходы получится привлечь и без налоговых реформ или повышения пенсионного возраста. «Идеология правительства — не увеличивать налоги», — сказал Силуанов в среду; напротив, возможны изменения с точки зрения облегчения для бизнеса доли прямых налогов. Серьезный рост доходов, на который рассчитывает Минфин, реалистичен, считает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина. Во-первых, это доход от НДПИ (Минфин подсчитал его на уровне 300 млрд руб. на 2017 год и по 200 млрд в последующие два года), второе — повышение акцизов, а затем в 2019 году вероятно повышение налогов за счет непопулярных мер, говорит Пронина.

Как Минфин собирается финансировать дефицит на трехлетку?

В отличие от 2016 года, когда дефицит на две трети финансируется за счет Резервного фонда, в 2017-2019 годах Минфин предлагает изменить структуру финансирования дефицита в сторону меньшего использования суверенных фондов и большего использования заемных средств. Занимать на внутреннем рынке предлагается по 1,05 трлн руб. каждый год (чистый объем заимствований). Это вдвое больше, чем Минфин планирует занять в 2016 году. Учитывая необходимость погашения в 2017 году госбумаг на 829 млрд руб., Минфину понадобится разместить ОФЗ на сумму почти 1,9 трлн руб.

Из Резервного фонда в 2017 году планируется забрать на финансирование дефицита 1,15 трлн руб., и это значит, что Резервный фонд будет полностью исчерпан. Придется задействовать Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого Минфин хочет потратить 660 млрд руб. в 2017 году. Пик расходования ФНБ придется на 2018 год — 1,14 трлн руб. В результате к концу бюджетной трехлетки в ФНБ останется около 3 трлн руб. (сейчас в нем 4,6 трлн руб.). Пополняться суверенные фонды в этот период не будут — действие бюджетного правила приостановлено до 1 февраля 2020 года.

На 2017 год Минфин устанавливает планку по внешним заимствованиям в $7 млрд, как это было в докризисные годы. Ранее Антон Силуанов объяснял, что в принципе бюджет может обойтись без внешних займов, но нужно поддерживать ликвидность суверенных евробондов. По сути Минфин в 2017 году рефинансирует истекающий долг — к погашению запланированы бумаги на $7,3 млрд. В 2018 и 2019 годах планируется занимать по $3 млрд. Строго говоря, указанные цифры на 2017-2019 годы необязательно предполагают заимствования на зарубежных рынках — это могут быть и займы на российском рынке в иностранной валюте.

Не опасен ли такой объем заимствований?

Правительство будет наращивать объем внутренних заимствований, заявил в среду Силуанов на форуме «ВТБ Капитала». Но делать это, по его словам, нужно осторожно — важно не перегнуть палку, чтобы инвесторы не начали требовать более коротких бумаг и высоких ставок.

Объем совокупного госдолга к концу 2019 года вырастет до 16,6 трлн руб., или 16,8% ВВП (по сравнению с 15% ВВП по итогам текущего года). В 2017 году Минфин планирует разместить на внутреннем рынке бумаги на 1,88 трлн руб. (в 2018 году — 1,6 трлн руб., а в 2019 году — 1,7 трлн). Если геополитические факторы не будут оказывать негативного влияния на финансовые рынки, то, при том что Минфин разместит 1,9 трлн руб., «они совершенно спокойно получат более низкую доходность, которая может оказаться на уровне 7% уже к концу года», говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. По сравнению с объемом российского ВВП 1,9 трлн руб. это немного, долг «совершенно спокойно» можно удвоить в течение пяти лет, не создав на рынке никаких проблем, считает экономист.

В целом в предстоящем периоде объем госдолга РФ «сохранится на безопасном уровне менее 20% ВВП», отмечается в пояснительной записке к проекту бюджета (есть у РБК).

Сколько расходов засекретят?

Открытая часть бюджетных расходов на 2017 год составляет 13,31 трлн руб. Это значит, что около 18% всех расходов будет засекречено (примерно такая же доля будет приходиться на закрытые расходы и в 2018-2019 годах). Это меньше, чем в 2016 году, по итогам которого уровень закрытости расходов превысит 22% (постсоветский максимум). Более 500 млрд руб. в предстоящие три года Минфин направит​ на «отдельные субсидии» компаниям и организациям, а также на «отдельные межбюджетные трансферты» региональным бюджетам по засекреченным статьям бюджета, следует из законопроекта.

В разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить в следующем году на социальную политику — 5,08 трлн руб. (см. таблицу ). По разделу «Национальная экономика» планируются ассигнования на сумму почти 2,3 трлн руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 950 млрд руб., а с учетом секретных расходов — 2,84 трлн руб. Это на 27% меньше, чем планируется выделить на национальную оборону за 2016 год.

При участии Светланы Бочаровой

Новое на сайте

>

Самое популярное