Домой Хоум Кредит Банк Назначение резервного фонда. Резервный фонд предприятия

Назначение резервного фонда. Резервный фонд предприятия

В 2018 году Резервный фонд России прекратит свое существование, что зафиксировано в соответствующем законе. Данные изменения позволят более эффективно использовать накопленные резервы в объединенном фонде, подчеркивают чиновники. Во время кризиса средства Резервного фонда выступали основным источником покрытия дефицита бюджета, что привело к существенному сокращению финансовых запасов.

Запасы Резервного фонда (РФ) позволили сгладить экономические потрясения во время кризиса. На фоне резкого сокращения бюджетных поступлений, власти столкнулись с ростом дефицита бюджета. Накопленные резервы позволили профинансировать государственные затраты, что привело к значительным потерям для РФ.

Резервный фонд был сформирован в 2008 году из средств Стабилизационного фонда. Основное предназначение фонда – обеспечить макроэкономическую стабильность в периоды экономических спадов. При этом власти использовали дополнительные нефтегазовые доходы для формирования резервов, что было зафиксировано в существующем бюджетном правиле.

В начале февраля 2015 года запасы РФ достигли рекордного значения – более 5,8 трлн руб. Однако экономический кризис «съел» большую часть финансовых резервов правительства. В результате средства РФ в 2017 году сократились до 1 трлн руб. Эксперты считали, что в скором будущем Резервный фонда России полностью исчерпается. Однако стабилизация нефтяных котировок позволила снизить нагрузку на РФ. Кроме того, власти решили переформатировать принципы формирования резервов, что отразится на дальнейшей судьбе Резервного фонда.

Бюджетные новации

Представители Госдумы приняли новый закон, который вносит существенные изменения в действующие бюджетные правила. Законодатели определили правила, которые будут ограничивать объемы госрасходов. Кроме того, депутаты поддержали инициативу правительства об объединении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В рамках принятых нововведений, бюджетные расходы будут привязаны к базовому уровню цен на энергоресурсы и прогнозу курса рубля. Суммарные расходы государственной казны не могут превышать базовых поступлений нефтегазовых доходов. При этом чиновники установили уровень цен на нефть, который станет ориентиром для расчета расходов – 40 долл./барр. Ежегодно данный показатель будет индексироваться на 2%, что соответствует ожидаемым трендам нефтяного рынка.

Изменение бюджетного правила позволит сохранить финансовые резервы России, подчеркивают чиновники. Данное нововведение обеспечит стабильные пополнения существующих запасов, поскольку средняя стоимость «черного золота» в следующем году ожидается на уровне 50-60 долл./барр. Кроме того, российская экономика снизит зависимость от колебаний цен на рынке нефти.

В следующем году будет действовать переходное правило, которое допускает превышения бюджетных расходов над базовыми нефтегазовыми доходами на 1% ВВП. Данная норма обеспечит плавный переход на использование новых принципов расчета возможных затрат федерального бюджета.

В 2018 году произойдет объединение ФНБ и РФ, что позволит повысить эффективность формирования и использования резервов (до 1 февраля средства Резервного фонда будут переведены в ФНБ). В результате финансовые резервы будут сконцентрированы в одном фонде, основным предназначением которого останутся следующие цели:

  • сбалансирование существующей пенсионной системы;
  • покрытие дефицита бюджета;
  • софинасирование пенсионных накоплений.

Финансирование дефицита бюджета будет исходить из остатков средств в объединенном фонде на конец года. Уровень запасов, который позволит обеспечить стабильное развитие отечественной экономики – 5% ВВП. Если средства фонда превышают данный уровень, то резервы будут в полной мере компенсировать недополученные нефтегазовые доходы. В противном случае расходы фонда не могут превышать 1% ВВП. Министерство финансов будет ежемесячно публиковать отчет, который поможет определить, сколько денег остается в объединенном Резервном фонде.

Эксперты положительно характеризую предложенные изменения. Однако для устранения всех рисков для российской экономики нужны более глобальные реформы.

На пути к стабильному росту

Изменение бюджетного правила позволит снизить уровень цикличности российской экономики, считают эксперты. Утвержденные нововведения позволят балансировать государственные расходы в периоды высоких цен на энергоресурсы и накапливать необходимые резервы. Базовый уровень цен на нефть в пределах 40 долл./барр. плюс индексация позволит наполнить фонд дополнительными средствами.

Однако аналитики не исключают более глубокой просадки нефтяного рынка в следующем году. Если участники ОПЕК возобновят рост нефтедобычи, то котировки могут опуститься ниже 40 долл./барр. В результате власти будут вынуждены девальвировать рубль, что позволит стабилизировать бюджетные поступления.

Чтобы снизить зависимость отечественной экономики от конъюнктурных колебаний, необходимо создать новые факторы роста, считают эксперты. Основой экономики должна стать обрабатывающая промышленность, которая позволит выпускать наукоемкую продукцию. В таком случае федеральный бюджет не будет зависеть от колебаний цен на сырьевых рынках.

Кроме того, проблемой остается несбалансированность доходов и расходов государственной казны. Чрезмерные затраты на социальную сферу создают основу для будущего дефицита. Властям необходимо реформировать систему пенсионного обеспечения, что станет фундаментом макроэкономической стабильности.

В 2017 году запасы Резервного фонда снизились до 1 трлн руб. Правительство активно использовало финансовые резервы в период экономического кризиса, что позволило стабилизировать развитие экономики. В следующем году чиновники намерены изменить бюджетное правило, что отразится на формировании резервов.

Власти планируют объединить ФНБ и РФ, что позволит консолидировать финансовые ресурсы. Резервы будут формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов (при ценах, которые будут превышать уровень 40 долл./барр. плюс индексация).

Эксперты считают, что для макроэкономической стабильности нужны дополнительные реформы.

Смотрите видео о том, когда закончится резервный фонд:

Резервный фонд РФ

Резервный фонд РФ был создан в начале 2008 года путем разделения Стабилизационного фонда на фонд национального благосостояния и резервный фонд. Задачей создания нового стало размещение нефтегазовых доходов в ликвидных иностранных валютах или иных активах, выраженных в инвалюте.

Часть средств Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России. За счет резкого скачка валюты в 2015 году, средства Фонда подскочили с 300 до 400 млрд.долларов. При этом часть ЗВР в Резервном Фонде упала с 70 до 16 млрд.р.

Что такое Резервный фонд РФ?

В результате огромных потоков от нефтегазового сектора в 2008 году было принято решение разделить Стабфонд на ФНБ и Резервный Фонд. В последний фонд направлялись потоки доходов от роста цен на углеводороды. В случае резкого падения прибыли казны и увеличения дефицита бюджета, Резервный Фонд должен быть источником финансирования. Таким образом, в Резервном Фонде хранилась часть федеральных бюджетных денег. Их учет проводился обособленно. В июле 2017 года был одобрен законопроект, согласно которому все средства резервного фонда должны быть переведены в собственность Фонда Благосостояния до конца 2017 года.

С 1 января 2018 года Резервный Фонд присоединился к ФНБ и все дополнительные доходы теперь будут направляться именно сюда. В этом году ФНБ пополнится валютой, которая была закуплена Минфином на валютообменных операциях в течение 2017 года на сумму, свыше 800 млрд.руб. По расчетам властей, этот год также станет последним годом, когда дефицит бюджета будет финансироваться из фонда благосостояния.

На эти цели, а также на софинансирование пенсионных накоплений, будет выделено в 2018 году колоссальная сумма – свыше 1 трлн.руб. С 2019 года на эти цели из ФНБ планируется направлять не более 4 млрд.р. При этом пополнение фонда будет идти также – Минфин ежегодно будет направлять сюда валюту, приобретенную по бюджетным правилам.

Управление резервным Фондом РФ.

Управлением дел Фонда занимается министерство финансов России, согласно установленному порядку. Отдельные полномочия могут осуществляться Банком России. Основной целью управления средства Фонда является обеспечение сохранности бюджетных средств и получение стабильного дохода от размещения в долгосрочной перспективе. На краткосрочных периодах допускается получение отрицательных результатов вложения, поскольку размещение денег идет в инвалюте.

Размещение средств Фонд идет также в иностранных активах. При этом рейтинг долгосрочной кредитоспособности выбранного актива должен быть не ниже АА- по стандартам ведущих рейтинговых агентств, например, S&P.

Откуда поступают деньги в Резервный Фонд?

Формирование фонда идет за счет доходов нефтегазового сектора, а также доходов, полученных от управления деньгами фонда. В ФЗ №245 «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ…» с 1 января 2010 года отменена нормативная величина Резервного фонда. Средства фонда направляются только на обеспечение бюджетных расходов. Ранее норматив составлял 7% от прогнозируемого ВВП на следующий год. При наполнении фонда резервов, деньги направлялись в ФНБ.

Сколько составляет резервный фонд РФ?

Динамику средств Резервного Фонда можно увидеть из приложенной таблицы:

Дата в млрд. долл. США в млрд. рублей в %% к ВВП
01.02.2008 125,19 3 057,85 7,4 % ▬
01.01.2009 137,09 4 027,64 9,8 % ▲
01.01.2010 60,52 1 830,51 4,7 % ▼
01.01.2011 25,44 775,21 1,7 % ▼
01.01.2012 25,21 811,52 1,4 % ▬
01.01.2013 62,08 1 885,68 3,0 % ▼
01.01.2014 87,38 2 859,72 4,3 % ▼
01.01.2015 87,91 4 945,49 6,8 % ▲
01.01.2016 49,95 3 640,57 6,0 % к ВВП-2015
01.01.2017 16,03 972,13 1,1 % ▼
01.12.2017 17,05 994,64 1,1 % ▬

Как видно, год от года резервы менялись. Отношение к ВВП также менялось от положительного до отрицательного. Объем денег, выраженный в долларах и рублях, соответствует остаткам на счетах Казначейства в ЦБ. С ноября 2008 года по 2011 год в резервы фонда включались средства, размещенные в МВФ.

Куда используются деньги с Резервного Фонда РФ?

Их основная цель – восполнять дефицит бюджета страны на случай резкого падения доходов казны, а также досрочно погашать внешний долг страны и обеспечивать нефтегазовый трансферт. Лимиты утверждаются каждый финансовый год. Использование денег Резервного фонда на трансферт во времена неблагоприятных колебаний мировых цен на энергоносители позволяет вести благоприятную бюджетную политику и обеспечивать социальное и экономическое развитие страны. Также это снижает зависимость от нестабильности на мировых сырьевых рынках.

Погашение внешнего госдолга России средствами Фонда позволяет снизить долговую нагрузку на бюджет и сократить расходы на обслуживание долговых обязательств России.

Тем не менее, Счетная палата объявила, что средства Резервного Фонда используются нерационально. Много миллиардов потерялось на курсовой разнице при размещении денег Фонда на валютных счетах ЦБ.

После обвала цен на нефть, Резервный фонд пополняться перестал, поэтому было принято решение об расходовании остатков средств и передать Резервный фонд на баланс ФНБ. За счет объединения, объем ФНБ на начало 2018 года составит 3,7 трлн.р., а свободные остатки, не вложенные в какие-либо активы, составят 2,3 трлн.р.
По итогам прошедшего года, дефицит бюджета по предварительной оценке не должен превысить 2%. Объединение двух фондов закончится не позднее 1 февраля 2018 года. Такое решение было принято в условиях резкого снижения цен на нефть за последние 2 года. Новый объединенный фонд будет по-прежнему формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

К резервному фонду относятся составляющие капитала. Они могут быть в будущем использованы на погашение непредвиденных расходов. Резервный фонд организации образуется за счет реальных средств и отражается в соответствующей статье баланса - 82: «Резервный капитал». Убытки могут возникнуть в любой момент времени по объективным или субъективным причинам.

Резервный фонд - это капитал, который формируется строго на основании учредительных документов организации и нормативных актов за счет средств, представляющих часть чистой прибыли. Информация о нем выступает показателем финансового состояния предприятия. Для акционерного общества фонд должен формироваться в зависимости от уставного капитала, пополняться же ежегодно он должен как минимум на 5 процентов от суммы чистой прибыли. Размер его может быть изменен в сторону увеличения, если на то имеется соответствующая резолюция собрания акционеров. Кроме того, если меняется то и уменьшается или увеличивается сумма резервов.

Законодательно не обязано иметь резервный фонд, в отличие от АО, но на свое усмотрение может его сформировать. Эти средства могут быть направлены на социальное развитие предприятия, на пополнение в случае необходимости капитала, выплату дивидендов, а также на связанные с наступлением кризиса.

Резервные средства АО могут быть направлены на покрытие расходов, связанных:

С убытками предприятия;

С необходимостью выплаты дивидендов;

С ликвидацией предприятия (на выплату задолженности);

С другими обстоятельствами, которые закреплены законодательно, и нормативными документами организации.

Распоряжение средствами лежит в зоне ответственности либо совета директоров, либо наблюдательного совета. Если возникают убытки, они направляются на их погашение, полностью или частично. Денежные средства должны храниться в доступных, но в тоже время надежных финансовых инструментах. Эксперты не рекомендуют создавать большой резервный фонд, так как это выводит значительную часть капитала из работы предприятия и от их использования может быть достаточно высокой. Эти средства не смогут быть использованы в настоящем времени и не принесут дохода в будущем.

Резервный фонд предприятия подразумевает и Он включает в себя общую сумму прироста имущества организации, возникающую вследствие переоценки, и полученных бесплатно необоротных активов и используется для покрытия возникающих убытков.

На предприятии также используется понятие резерва сомнительных долгов. Его формирование обусловлено возможностью возникновения убытков от непогашенной безнадежной или сомнительной задолженности.

Формирование резервного фонда

Резервные средства формируются на основе законодательно закрепленных документов, поэтому следует учитывать наличие следующих этапов:

  • Во-первых, следует определить цели, в соответствии с которыми будут распределяться средства впоследствии.
  • Во-вторых, данные цели необходимо внести в устав предприятия. Также стоит закрепить минимальный размер как самого фонда, так и суммы отчислений в него.
  • В-третьих, следует провести собрание учредителей, на котором решаются вопросы об изменениях сумм отчислений и порядке их расходования. Собрание протоколируется и заверяется, по его итогам издается соответствующий приказ.
  • В-четвертых, в балансе предприятия отражается чистая прибыль и средства, направленные в резервный фонд. Далее можно совершать соответствующие операции, связанные с расходованием либо его пополнением, осуществляя проводки в балансе должным образом.

Дубкова Лилия,
Юрисконсульт по корпоративному праву Группы компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

Предприятия различных организационно-правовых форм в процессе своей деятельности могут формировать различные фонды для резервирования средств на финансирование тех или иных мероприятий. К таким фондам, в первую очередь, относится - резервный фонд.

Резервный фонд (капитал) - это часть собственного капитала, формируемого, из прибыли организации для покрытия возможных убытков и потерь. Величина резервного капитала и порядок его образования определяются законодательством РФ и уставом организации.

Резервный фонд может создаваться как в обязательном, так и добровольном порядке.

В соответствии с п. 1 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в обязательном порядке должны создавать резервный фонд акционерные общества.

Резервный фонд входит в состав собственного капитала предприятия. Он формируется за счет нераспределенной прибыли предприятия. По решению акционеров определенная сумма чистой прибыли направляется в резервный фонд ежегодно. Размер резервного фонда акционерного общества должен составлять не менее 5% от уставного капитала общества. Размер ежегодных отчислений может предусматриваться уставом акционерного общества, но не должен быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, определенного уставом акционерного общества.

Резервный фонд акционерного общества предназначен для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций и выкупа акций акционерного общества в случае отсутствия иных средств.

Как правило, акционерное общество выкупает собственные акции в том случае, если, например, у него возник избыток средств или оно приняло решение об уменьшении уставного капитала. Если при выкупе акций цена, по которой они были приобретены, превышает их номинальную стоимость, то отрицательная разница, образующаяся в результате выкупа акций, может покрываться за счет резервного фонда. При этом резервный капитал используется на погашение отрицательного результата от выкупа акций.

При погашении облигаций сумма, выплачиваемая их держателям, состоит из номинальной стоимости этих облигаций и процентов по ним. Средства резервного фонда возможно направлять на погашение данных процентов.

Резервный фонд акционерного общества не может быть использован для иных целей.

Согласно пп. 12 п. 1 статьи 65 Закона об акционерных обществах использование резервного капитала относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

Общества с ограниченной ответственностью могут создавать резервный фонд в добровольном порядке в размере, установленном уставом общества. Порядок использования резервного фонда законодательством не установлен и относится к исключительной компетенции собрания участников общества.

Общества с ограниченной ответственностью сами определяют величину резерва, сумму ежегодных отчислений в него и цели, на которые фонд можно расходовать. Так, резервный фонд может быть использован для покрытия убытков, для погашения облигаций, для выкупа долей. Однако, для выплаты денежных средств резервный фонд не используется. Использование резервного фонда позволяет только уменьшить сумму убытка, отражаемую в бухгалтерской отчетности фирмы.

Создание резервного фонда также предусмотрено почти для всех видов некоммерческих корпоративных организаций. И для большинства из них создание такого фонда является обязательным. Так, в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», кооперативы в обязательном порядке формируют резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Устав кооператива определяет порядок формирования и использования резервного фонда. До формирования в полном объеме резервного фонда кооператив не вправе осуществлять кооперативные выплаты, начисления и выплату дивидендов по дополнительным паевым взносам членов кооператива, а в кредитном кооперативе также получать займы от членов кооператива и ассоциированных членов кооператива.

Для некоторых некоммерческих корпоративных организаций решение о создании резервного фонда остается добровольным. Например, Закон РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации» допускает, но не обязывает формировать резервный фонд.

Обязательный порядок формирования резервного фонда предусмотрен для унитарных предприятий. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Недостаточная величина обязательного резервного фонда свидетельствует либо о недостаточности прибыли, либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков. Бухгалтерские записи по формированию резервного фонда составляются по окончании финансового года на основании приказа (распоряжения) руководителя и оформляются бухгалтерской справкой. В уставе унитарного предприятия должна быть указана цель использования средств резервного фонда.

Кроме того, согласно п. 2 статьи 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет чистой прибыли также может создавать иные фонды в порядке, предусмотренном уставом унитарного предприятия. Например, уставами ФГУП ФСИН России путем отчислений от чистой прибыли предусмотрено право формирования следующих фондов специального назначения:

  • фонда социальной сферы, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;
  • жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • фонда материального поощрения работников предприятия, средства которого используются для материального поощрения работников предприятия в соответствии с коллективным договором на предстоящий год.

В свою очередь, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества по своему усмотрению могут создавать за счет чистой прибыли и другие фонды специального назначения, например, фонд накопления, потребления, социальной сферы, производственного и социального развития, акционирования работников общества, для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, благотворительный фонд. Решение об их формировании принимает общее собрание участников или акционеров. Если акционеры (участники) общества приняли решение о создании каких-либо фондов, то такие фонды рассматриваются как часть резервного капитала. Средства фондов специального назначения можно расходовать исключительно на те цели, которые предусмотрены уставом общества, решением о создании фонда или иными локальными актами. Фонд акционирования работников, который может быть сформирован в акционерном обществе, расходуется только на приобретение акций акционерного общества, продаваемых его акционерами, для последующего их размещения среди работников.

В свою очередь, саморегулируемые организации вправе формировать в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) компенсационный фонд. Создание этого фонда в соответствии с Федеральным законом РФ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» является обязательным за исключением случаев, когда саморегулируемой организацией в разрешенных законом случаях принят другой способ обеспечения ответственности своих членов - страхование.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» может быть создан Специальный фонд. Данный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу, а также прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы могут создавать такие специализированные фонды, как страховой фонд, гарантийный фонд, неделимый фонд, иные фонды.

При создании страхового фонда сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы сами устанавливает размер и источник формирования данного фонда. Страховой фонд может использоваться в следующих случаях:

  • на погашение долга заемщика в случае его ликвидации или банкротства;
  • на возмещение потерь по финансовым вложениям;
  • в случае стихийных бедствий.

Гарантийный фонд формируется как неделимый и возобновляемый фонд кооператива с целью укрепления системы кредитной кооперации в Российской Федерации и расширения доступа членов кооператива к бюджетным финансовым ресурсам, привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов финансово-кредитных учреждений.

Задачами гарантийного фонда являются:

  • предоставление денежных средств для покрытия убытков по невозвратным займам;
  • предоставление денежных средств для покрытия кассового разрыва в кредитных кооперативах второго уровня - членов кооператива, в том числе для защиты сбережений пайщиков;
  • предоставление гарантий (поручительств) по займам членов кооператива перед внешними финансовыми и другими организациями.

Неделимый фонд - это часть имущества, не подлежащая в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе, он используется в текущей деятельности в соответствии с целевым назначением. В неделимый фонд входят резервный фонд, страховой фонд, гарантийный фонд, имущество кооператива, приобретенное им в процессе его деятельности, другое имущество кооператива, относимое к неделимому фонду по решению общего собрания. В основном, фонды и резервы в кредитных кооперативах формируются за счет целевых взносов пайщиков, а также за счет части чистой прибыли.

Журнал "Акционерное общество" № 1 2016 год

В декабре правительство потратило все средства Резервного фонда. Более 1 трлн руб. было направлено на покрытие дефицита бюджета. В 2018 году дефицит будет финансироваться за счет средств ФНБ

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

В декабре Минфин полностью потратил средства Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета, говорится в сообщении на сайте ведомства. Остатки Резервного фонда — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — были реализованы в Центробанке за 1 трлн руб. и зачислены на единый счет федерального бюджета. В результате на счетах Резервного фонда «сформировались нулевые остатки» и 1 февраля 2018 года, как и было задумано в прошлом году, он прекратит свое существование, отмечается в сообщении Минфина.

Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2017 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2017 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).

Минфин неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда к концу 2017 года. Еще в начале 2016 года , что при сохранении темпов использования средств фонда он будет исчерпан к 2017 году. После этого дефицит бюджета придется покрывать за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ), .

В 2017 году правительству удалось значительно сократить траты суверенных резервов — чистая их трата составила около 790 млрд руб. вместо запланированных 1,7 трлн, Силуанов журналистам 10 января. «Это было сделано благодаря работе бюджетного правила, которое предусматривает направление нефтегазовых доходов сверх цены в $40 за баррель в резервы правительства», — сказал он.

Своего максимума в рублевом выражении Резервный фонд достигал в начале 2015 года — 5,86 трлн руб., а максимума в отношении к размеру экономики — в начале 2009 года: 12,5% ВВП. За 2016 год объем Резервного фонда сократился в 3,7 раза — с 3,64 трлн руб. до менее 1 трлн.

Теперь у России остался один суверенный фонд, но он вновь начнет пополняться в этом году. В 2017 году Минфин уже получил дополнительные нефтегазовые доходы на сумму, ориентировочно, 829 млрд руб. — на них покупалась иностранная валюта, которая до 1 октября 2018 года будет перечислена в ФНБ. В рамках постоянного бюджетного правила весь объем нефтегазовых сверхдоходов будет направляться в ФНБ.

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда. Первый являлся источником финансирования бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов казны. Второй же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала. Например, в 2008-2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате фонд сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.). Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии.

Ликвидные остатки

На 1 января 2018 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) — свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда.

Остальное вложено в финансовые активы — депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб. и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.). Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отказалась платить после смены власти в стране.

Ликвидные средства ФНБ, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке, могут размещаться в высоконадежных облигациях иностранных государств, например .

В течение 2018 года Минфин валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54-55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.

Новое на сайте

>

Самое популярное