Домой Связной Финансовая безопасность страны. Механизмы и институты обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг зуева анна сергеевна

Финансовая безопасность страны. Механизмы и институты обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг зуева анна сергеевна

В схеме обеспечения национальной безопасности одно из ведущих мест занимает финансовая безопасность. Правовое обеспечение финансовой системы - наиболее отсталая сфера российского законодательства, слабо согласованная с мировой практикой.

Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые условия для финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности финансовой системы для нейтрализации угроз в финансово-кредитной сфере.

Основные сегменты финансовой безопасности страны: бюджетно-налоговый, валютно-денежный, кредитно-банковский, внебюджетный.

Финансовое оздоровление предприятий и организаций - главное условие выхода российской экономики на траекторию активного развития, для чего необходимо замкнуть

кругооборот финансовых ресурсов в экономике, прекратить утечку капиталов, развернуть финансовые потоки в сторону реального сектора.

Устойчивость фондового рынка и экономическая безопасность

В настоящее время экономическая безопасность страны во все большей мере зависит от состояния фондового рынка.

Для повышения экономической безопасности России необходимо создать систему пороговых значений на фондовом рынке, важнейшие среди которых - объем внутреннего долга в процентах ВВП; емкость рынка производных ценных бумаг по отношению к емкости рынка первичных ценных бумаг; суммарная короткая позиция участников рынка по деньгам в процентах от общей суммы собственных средств участников рынка; вложения нерезидентов в российские ценные бумаги в процентах емкости рынка и объема ВВП; вложения нерезидентов в производные ценные бумаги в процентах суммарной емкости рынка производных бумаг. Эта система пороговых значений рынка ценных бумаг взаимодействует с общей системой пороговых значений экономической безопасности и позволяет контролировать негативные процессы, ведущие его к неустойчивости и дестабилизации.

Внутренний долг: уроки кризисов и перспективы развития

Рынок внутреннего долга - неотъемлемая часть национальной финансовой системы.

Федеральные облигации традиционно определяют минимальную стоимость свободных средств в экономике России.

В настоящее время доходность федеральных облигаций находится в резко отрицательной реальной области, что, с одной стороны, создает определенные преимущества денежным властям, связанные со снижением реального объема внутреннего долга, стоимостью его обслуживания, а также возможностью перераспределения внешнего долга во внутренний. С другой стороны, отрицательная реальная доходность федеральных облигаций наряду с общим дефицитом обращающихся финансовых инструментов потенциально провоцирует возможность возникновения банковского кризиса, валютного кризиса, а также лишает денежные власти такого инструмента регулирования, как процентные ставки. Учитывая высокую зависимость российской экономики от внешних факторов, подобное положение лишь усиливает незащищенность национальной финансовой сферы от внешних «шоков» и снижает возможности денежных властей по реализации денежной политики.

В данном контексте рынок федеральных облигаций призван содействовать экономическому росту, обеспечивая:

Снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия внешних «шоков» (негативных и позитивных);

Рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы;

Комплексное развитие смежных сегментов национального финансового рынка;

Расширение возможностей денежных властей привлекать финансовые средства с внутреннего рынка, а также эффективно использовать процентные ставки в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

Прошедшее десятилетие предоставршо национальным денежным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных областях - достижении финансовой стабильности, реализации налоговой и денежной политики, развитии банковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития и учет стратегических и тактических ошибок позволят придать эволюции рынка внутреннего долга на современном этапе развития российской экономики стимулирующие и стабилизирующие характеристики.

Введение 2

Глава 1 - Теоретические аспекты влияния фондового рынка на экономическую

безопасность 8

Ы Теоретические основы функционирования фондового рынка 8

1-1.1 Характерные черты и отличительные особенности российского
рынка акций 25

    Теоретические аспекты экономической безопасности и фондовый рынок. Взаимосвязь и взаимозависимость 52

    Основные угрозы экономической безопасности, возникающие на фондовом рынке 59

Глава 2. Влияние флуктуации российского фондового рынка на
экономическую безопасность страны 65

2.1. Методологические подходы оценки стоимости

2.2. Модели и методы выявления недооцененное акций 87

Глава 3, Основные направления совершенствования механизма обеспечения
экономической безопасности на фондовом рынке 115

ЗЛ Основные направления деятельности по устранению угроз экономиче
ской безопасности на фондовом рынке, 115

3,2 Основные направления деятельности подразделений борьбы с
экономическими преступлениями (БЭП) МВД РФ по декриминализации
рынка ценных бумаг РФ 127

Заключение 132

Список литературы 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Фондовый рынок играег значимую роль в развитии рыночной экономики государства, способствует аккумулированию, перераспределению в наиболее выгодные сферы денежных средств и капиталов, опосредует взаимоотношения между субъектами экономики. Невыполнение фондовым рынком своих функций парализует экономические связи и представляет угрозу экономической безопасности страны, то есть существует зависимость экономического состояния государства от уровня экономической безопасности фондового рынка. Необходимо отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой капитализация фондового рынка, компаний с национальным капиталом во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики. Конкурентоспособность национальной экономики, в свою очередь, является основным фактором, определяющим уровень экономической безопасности, и так же ее социальной и военной безопасности.

Интеграция России в мировую экономику, развитие и расширение направлений деятельности субъектов на фондовом рынке, усиление конкуренции, как внутри государства, так и со стороны других государств, внедрение новых информационных технологий, несовершенство действующего законодательства, коррупция и криминализация экономики ставят перед фондовым рынком новые задачи, и влекут за собой появление ранее не свойственных угроз и рисков.

Российский фондовый рынок, особенно его внебиржевая часть, характеризуется высокой степенью криминализации, что негативно влияет на его развитие, прозрачность, инвестиционную привлекательность, а так же на имидж российской экономики- Повседневной практикой в последние 10ДЫ стали недружественные слияния и поглощения, провоцируемые несовершенством нормативной базы и правоприменительной практики. Нередки случаи использования в этих целях правоохранительных органов.

Существует потребность в совершенствовании механизмов функционирования рынка акций» методов государственного регулирования, с учетом факторов обеспечения экономической безопасности- Недостаточная изученность указанных вопросов предопределяет актуальность выбранной темы диссертации.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты
экономической безопасности исследовались многими учеными, среди
которых В.К.Сенчагов, Л.И. Абалкин, Л.Е.Городецкий, А.В,

Возжснников и другие. Проблемам обеспечения экономической
безопасности правоохранительными органами в основных сферах
экономики посвящены работы А.В.Молчанова» Р.В.Илюхиной, А,Е.
Городецкого и других- Отдельные аспекты проблем, связанных с фондовым
рынком, затрагивались в работах экономистов- международников,
занимавшихся изучением финансовых вопросов развития рынка ценных
бумаг: Б.Б.Рубцова, Б.И. Алехина, А.В.Аникина, Э.Я.Брегеля,
СА.Былиняка, Т.Д.Валовой, В.С.Волынского, А.И. Динкевича,

И.СКоролева, Л.Н.Красавиной, Б.Е.Ланина, Г.Г. Матюхина, В.М. Усоскина, М.А. Портного, Д.В, Смыслова, В.М. и других авторов.

Наиболее глубокое исследование фондового рынка и его инструментов проведено Я.М,Миркиньш, в работах которого раскрыты особенности фондовых рынков отдельных стран, проанализирован как мировой, так и российский опыт создания рынка ценных бумаг. Вместе с тем, большая часть опубликованных работ либо посвящена какой-то одной проблеме (например, бухгалтерскому учету ценных бумаг, техническому анализу на рынке ценных бумаг) и носит сугубо прикладной характер, либо содержит описание конкретных финансовых инструментов функционирования фондового рынка.

Вместе с тем, еще не достаточно полно исследованы вопросы формирования механизмов и единых методических основ экономической

безопасности фондового рынка, противодействия криминализации отношений на фондовом рынке, а так же его влияния на экономическую безопасность государства.

Цель исследования заключается в уточнении теоретических положений и методических принципов и разработке практических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности фондового рынка,

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:

уточнить сущность экономических отношений, а также базовых противоречий, возникающих в сфере обращения акций в России;

установить логические и практические взаимосвязи и взаимозависимости между состоянием фондового рынка и уровнем его экономической безопасности;

проанализировать причины и закономерности приводящие к воспроизводству негативных тенденций на российском фондовом рынке, сохранению высокой степени его криминализации и, как следствие, низкой конкурентоспособности экономики даже в условиях благоприятной конъюнктуры со стороны внешнего рынка;

выявить особенности обращения акций на российском фондовом рынке, формирующие действительные и потенциальные угрозы экономической безопасности страны;

разработать возможные пути минимизации воздействия угроз со стороны фондового рынка на состояние экономической безопасности.

Объектом исследования является механизм воздействия фондового рынка на сосюяние экономической безопасности страны-

Предметом исследования избраны экономические отношения по поводу оборота ценных бумаг, в результате которых могут возникнуть угрозы экономической безопасности России, и в связи с этим необходимость минимизации этих угроз.

В основу методологии положен системный анализ, фундаментальные положения экономической теории и теории национальной безопасности, специальная научная и методическая литература. При проведении исследования использовались методы: диалектический, формальнологический, экономико-статистический, оптимизации, математического моделирования, эмпирических наблюдений и экспертных оценок.

Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых, практикующих менеджеров фондового рынка и специалистов в сфере безопасности, которые посвящены различным аспектам функционирования рынка акций и обеспечения имущественных и иных прав субъектов этого рынка.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

уточнена сущность экономической безопасности фондового рынка, а так же механизмы защиты экономических интересов субъектов от существующих и потенциальных рисков и угроз;

выявлены основные действующие на российском рынке ценных бумаг факторы, которые создают угрозы экономической безопасности, основными из которых являются: монополизация фондового рынка, низкий уровень его капитализации, практическое отсутствие массового розничного инвестора, криминализация и недооценка рынка;

разработаны подходы к созданию комплексной методики расчета недоо це ценности стоимости акций российских компаний как угрозы экономической безопасности страны на основе критического анализа существующих методик оценки стоимости акций, применяемых в развитых сгранах;

предложено в основу такой методики принять многофакторную модель, учитывающую влияние разноплановых воздействий на результирующий показатель;

обоснованы основные схемы неправомерного поведения субъектов фондового рынка, снижающего капитализацию российской экономики;

определены наиболее рациональные методы государственного регулирования российского фондового рынка» основанные на принципе приоритета нормативных мер над фискальными и критерии наибольшей эффективности при наименьших затратах;

даны предложения по государственному воздействию на причины возникновения угроз, а не на ликвидацию их последствий на фондовом рынке.

В результате проведенного диссертационного исследования автор предлагает к защите следующие основные положения:

наличие прямой зависимости состояния экономической безопасности страны от степени прозрачности и уровня криминализации фондового рынка;

возможность превентивного аналитического выявления угроз экономической безопасности на основе применения комплексных методик оценки акций, в том числе комплексной методики оценки для выявления недооценен пости акций;

обоснованные предложения по оптимизации процесса государственного регулирования рынка акций, как путем изменения нормативной базы, так и методами наказания нарушителей «правил игры» на фондовом рынке.

Практическая значимость и апробация работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы как при дальнейшем теоретическом изучении проблематики фондового рынка и его влияние па экономическую безопасность страны, так и в практической работе специалистов Министерства внутренних дел и других правоохранительных органов России,

Факторы потребительского поведения и их влияние на принятие управленческих решений в различных сегментах рынка мебелиТихомиров, Евгений Александрович

Вопросы безопасности финансовых рынков для экономического роста рассмотрены в гл. 18, а в гл. 17 - индикаторы безопасности фондовых рынков в системе других финансовых индикаторов. В этой главе ставится задача более углубленного анализа безопасности фондовых рынков как особого сектора финансовой системы страны.
Экономическая безопасность на финансовых и фондовых рынках - одна из ключевых проблем экономической безопасности России. Устойчивость финансовых и фондовых рынков влияет практически на все элементы народнохозяйственного комплекса страны.
Рост угрозы экономической безопасности на финансовом рынке связан с деформациями в развитии финансовой сферы - ускоренным ростом рынков, и прежде всего фондового рынка в условиях глубочайшего кризиса периода 1992-1998 гг. Впервые серьезную угрозу для экономики события на фондовом рынке создали в конце 1995 г. Тогда иностранные инвесторы, скупив по низкой цене только что вышедшие на рынок акции приватизированных предпри-ятий, взвинтили их котировки и продали втридорога. В результате массовой продажи ценных бумаг финансовый рынок оказался в кризисном положении.
С 1994 г. в стране начался массовый выпуск основных государственных ценных бумаг ГКО и ОФЗ. С развитием их рынка связаны главные причины крупнейшего финансового кризиса в стране. Рынок ГКО/ОФЗ создавался по пирамидальному принципу (погашению ГКО/ОФЗ за счет новых, более мас-штабных их выпусков) для покрытия растущего из года в год дефицита федерального бюджета. К середине 1996 г. внутренние источники для роста пирамиды этих ценных бумаг были исчерпаны. Правительство вынуждено было допустить на рынок ГКО/ОФЗ иностранных инвесторов (нерезидентов).
С этого времени российский фондовый рынок вступил в новую фазу развития. Определяющим фактором роста масштабов рынка и структурных сдвигов на нем стало резкое увеличение притока иностранного капитала. Осенью 1997 г. доля нерезидентов на рынке ГКО/ОФЗ достигла 30%, а на рынке валютных обязательств - превысила 40%!. Несколько бумов на рынке акций (начиная с января 1997 г.) также были вызваны расширением участия в операциях с дивидендными бумагами западных институциональных и инвестиционных фондов.
Рост фондового рынка сопровождался развитием его инфраструктуры. Была создана межрегиональная система торгов по государственным ценным бумагам (ГЦБ), объединившая в единый торгово-депозитарный комплекс биржевые площадки в Москве, Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону,
Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Самаре. Введен удаленный терминал (информационное рабочее место) в Париже. Учреждена расчетная палата ММВБ, призванная проводить расчетное обслуживание участников биржевых торгов ГЦБ.
Это позволило размещать на аукционах выпуски ГКО/ОФЗ на сумму до 1,5 млрд долл. Объемы вторичных торгов достигли 1 млрд долл. в день. ММВБ стала третьей биржей мира по обороту торгов с государственными долговыми бумагами. Резко выросли и масштабы операций с акциями.
Казалось, что пирамида ГКО обрела наконец устойчивость. Однако эта стабилизация оказалась призрачной. Кризис на фондовых рынках США и стран Юго-Восточной Азии вывел из равновесия все сегменты отечественного рынка ценных бумаг. Рынок акций в октябре 1997 г. - январе 1998 г. испытал пять сильнейших потрясений. Котировки наиболее ликвидных акций упали на 40-60% к началу 1998 г. В итоге курсы акций снизились до уровня конца 1996 г. Доходность ГКО/ОФЗ подскочила в 2,5-3 раза по сравнению с докризисным уровнем.
Кризис был вызван прежде всего поведением нерезидентов. В связи с осложнениями на международном рынке нерезиденты в период обострения положения в Юго-Восточной Азии стали выводить свои средства и из ценных бумаг других стран. В России осенью 1997 г. нерезидентами было вложено в федеральные облигации 16 млрд долл. В ноябре-декабре они продали ГКО/ОФЗ на сумму 8 млрд долл.

Рис. 19.1. Доходность ГКО (со сроком погашения от менее 1 мес. до свыше 6 мес.) в июле-августе 1998 г., % годовых


Расчеты по: Эксперт. 1998. № 30. С. 74; № 34. С. 66.
1 Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998. С. 551.
Весной - летом 1998 г. доходность ГКО держалась на очень высоком уровне - 50-60% годовых. В начале августа начался ее неуклонный рост. К концу
первой недели августа доходность государственных облигаций достигла рубежа в 100% годовых. Еще через неделю средняя учетная ставка по всем выпускам ГКО превысила 320% годовых (рис. 19.1).
В этих условиях 17 августа было принято решение о дефолте. Платежи по ГКО/ОФЗ и операции с ними прекращались, а вложения в эти бумаги замораживались. В итоге впервые за период реформ угроза нарушения экономической безопасности России была воплощена в реальность. Иностранные спекулятивные инвесторы дестабилизировали финансовый рынок страны и отбросили его по основным показателям (процентные ставки, доходность ГКО/ОФЗ, курсы акций) почти на два года назад.
Прямым следствием кризиса на фондовом рынке явилось:
уменьшение золотовалютных резервов страны с 23 млрд долл. в октябре
г. до 11,5 млрд долл. в начале 1999 г. Половина всех резервов была истрачена ЦБ РФ на скупку ГКО/ОФЗ и валютные интервенции;
провал одной из главных задач финансово-кредитной политики ЦБ РФ - снижение ставки ссудного процента до уровня, при котором возможно предоставление недорогих кредитов реальному сектору. С осени 1997 г. по середину
г. ставки резко возросли (например, по ломбардным кредитам - с 15-21 до 42% годовых) ;
усиление зависимости государственных финансов от внешних источников финансирования. Кризис на рынке ГКО/ОФЗ привел к недобору госзаимствований на внутреннем рынке. Эти средства были получены на внешнем рынке. В итоге доля госзаимствований на внутреннем и внешнем рынках составила соответственно 45,5 и 54,5% против 52 и 48% по плану. Если же учесть, что и на внутреннем рынке 25-30% средств было получено от нерезидентов, то почти 2/3 всех госзаимствований с середины 1997 г. по середину 1998 г. пришлось на иностранный капитал, что крайне негативно сказалось на экономической безопасности страны;
кризис в реальном секторе, дезорганизация кредитного и валютного рынков. Курс доллара вырос с 6,4 руб. летом 1998 г. до 22,98 руб. в начале января 1999 г.
В 1999-2002 гг. в связи со значительными изменениями, произошедшими на фондовом рынке, изменился и характер угроз экономической безопасности страны. Прежде всего резко уменьшилось прямое воздействие иностранных спекулятивных инвесторов на рынок ГЦБ. Нерезиденты не имеют права вкладывать новые средства в ГКО/ОФЗ, а также свободно репатриировать средства, полученные от продажи имеющихся у них реструктурированных после дефолта государственных облигаций.
Существенно снизилась угроза со стороны нерезидентов на рынке акций. В 1997-1998 гг. они могли в короткие сроки продать акции российских эмитентов на сумму 2-2,5 млрд долл. и вывести их из страны. В настоящее время в связи с сокращением количества свободно обращающихся акций нерезиденты способны в короткие сроки вывести из страны всего несколько десятков миллионов долларов.
Наконец, в связи с уменьшением емкости чрезмерно раздутого в додефол- товский период фондового рынка, принятием им уровня более адекватного уровню реального сектора снизилось влияние изменения конъюнктуры рынка
(скачкообразных изменений доходности государственных облигаций, курсов акций, оборотов ценных бумаг) на экономику.
В 1999-2002 гг. наиболее реальными угрозами экономической безопасности на фондовом рынке являлись следующие факторы. Несмотря на то что влияние нерезидентов на рынке значительно сократилось, именно они вносили главное дестабилизирующее влияние на рынок ГЦБ. Дело в том, что часть имевшихся у них ГКО/ОФЗ погашена в рублях. Эти рублевые средства, а также средства, полученные от продажи имеющихся у них ГКО/ОФЗ, конвертируются в СКВ на специальных аукционах. В промежутках между аукционами нерезиденты покупают облигации, а непосредственно перед аукционом - продают их. В результате доходность ГКО/ОФЗ изменялась на 5-7%, а обороты рынка носили скачкообразный характер.
Негативное влияние на экономическую безопасность страны оказывала все большая монополизация рынка ценных бумаг. В Российской торговой системе до 2/3 от общего объема сделок с акциями приходилось на 3-5 компаний, причем эти компании либо со 100%-ным иностранным капиталом, либо тесно связаны с ним. На рынке ГЦБ основная часть сделок приходилась на несколько десятков юридических лиц - коммерческих банков и нерезидентов, попавших под реструктуризацию госдолга по ГКО/ОФЗ. Рост монополизации фондового рынка делает его все более замкнутой системой, препятствует участию в операциях с ценными бумагами средним и мелким инвесторам. Это не позволяет расширить масштабы операций, снизить зависимость состояния рынка от поведения небольшого числа крупных спекулятивных инвесторов.
Наконец, нельзя не обратить внимание и на тот факт, что возобновление эмиссии ГЦБ с конца 1999 г. вернуло фондовый рынок в систему бюджетно- перераспределительных отношений. Средства, полученные от размещения ГКО, идут не на инвестирование народного хозяйства, а на покрытие текущих потребностей федерального бюджета, в том числе на выплату процентов нерезидентам - держателям ОФЗ и на погашение этих ценных бумаг. В 2002 г. эмиссия федеральных облигаций резко возросла. Было выпущено ОФЗ на сумму 120 млрд руб. Из них 100 млрд руб. пошло на погашение прежних выпусков ОФЗ. Налицо новое строительство пирамиды ГКО/ОФЗ.
Вовлечение фондового рынка в бюджетную систему, строительство пирамиды ГКО/ОФЗ, как убедительно показала практика 1997-1998 гг., подрывает инвестиционный потенциал страны, ведет к губительным последствиям для экономики (пример - дефолт 1998 г.). Возрождение рынка ГЦБ по образцу рынка додефолтовского периода увеличивает неустойчивость фондового рынка России, повышает угрозу ее экономической безопасности.
На экономическую безопасность страны помимо внутренних факторов влияют и внешние. После временного затишья на мировом фондовом рынке в конце 1998-1999 гг., когда казалось, что угроза глобального кризиса, назревавшего в 1997-1998 гг., прошла, положение на нем вновь резко обострилось.
За последние годы на мировом фондовом рынке произошли радикальные перемены. Расширились функции фондового рынка в системе международных экономических отношений, резко увеличилось его влияние на стабильность как финансового рынка в целом, так и реального сектора.
Основными факторами, влияющими на состояние мирового фондового рынка, являются:
возникший осенью 2000 г. кризис на рынке акций США. В результате важнейшие фондовые индексы США за последние 2,5 года упали: Dow Jones Industrial с 11 310 до 7286; Standard&Poors 500 с 1520 до 777; NASDAQ с 5100 до 1114. Только в акциях hi-tech «сгорело» свыше 5 трлн долл.;
начавшийся в конце 2000 г. - начале 2001 г. под влиянием событий в США кризис на мировом фондовом рынке. Важнейшие фондовые индексы за год упали: британский FTSE-100 с 6798 до 3671; французский САС-40 с 6922 до 2656; германский DAX-30 с 7445 до 2598; гонконгский Hang Seng с 17 274 до 8934. В настоящее время на фондовом рынке США началось оживление. Dow Jones Industrial вырос до 10 200, a NASDAQ до 1950 пунктов. Однако до предкризисного уровня еще очень далеко. Европейские фондовые индексы выросли крайне незначительно;
террористические акты в США, усилившие кризис на мировом рынке акций. После событий 11 сентября 2001 г. суммарная рыночная стоимость акций уменьшилась более чем на 1,5 трлн долл. ;
перспективы крупномасштабных военных действий против террористов.
На Россию кризис на мировом фондовом рынке оказал неоднозначное
влияние. Рынок ГЦБ практически не пострадал от кризиса. Лишь после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. был отложен аукцион по размещению ОФЗ, а также незначительно снизились котировки некоторых выпусков федеральных облигаций. Однако уже через несколько дней котировки ГЦБ вернулись к своей долгосрочной тенденции - продолжающемуся с конца 1999 г. росту.
Зато рынок акций серьезно пострадал от кризиса. Уже в начале весны 2001 г. котировки дивидендных бумаг резко упали. Однако в июне-июле последовал почти 30%-ный рост «голубых фишек». После некоторого снижения котировок в августе-сентябре начал формироваться восходящий тренд котировок. Однако вечером 11 сентября после получения известий о трагических событиях в США котировки в течение короткого времени буквально «провалились» (рис. 19.2).
Из рис. 19.2 видно, что курсы акций РАО «ЕЭС России» (на них приходится более 50% оборота торгов акциями на ММВБ) в течение первых 6 ч торгов находились в диапазоне 3,155-3,177 руб. за акцию. Однако около 17 ч московского времени поступила информация, о том, что в одно из зданий Всемир- _... T > 1 І І \ " . 1 А. .. . 1 ?. І Г Y*\JR Г Г Г Г 7%,
.... L ! 1.. ... І > І. _ V 7
>.. ... ? .1 Н-F--^ І
T 4 » > І І " Г " ~ Г ~ ~ Г " - ~ (" " " " Г " - Г Т " І Г Г Г Г. 7 Г І І * ! ; г; ! | 1 !] " W _ > » І T І І » ; Щ Г - - "
L,„ „, _ \„ .. _ І, „ _ L _ {., „ ... _ І Д, _ ... „ „. „ І, „. „ І Д L ,„ J, руб. 3,18 f 3,17 | 3,16 # 3,15 J 3,14 I 3,13 f 3,12 f 3,11 І 3,10 J 3,09 f 3,08 І 3,07 t 3,06 T 3,05 f
3f04 T" 1 " ¦ 1 11 і 1 " m 8 1,1 jl "j" 1 ""» * 1 11"" і" ч »"i " m " M ¦ ¦ і і і і і і ¦¦ j " M I ч! I . I J-"и ¦ і j
10:5911:21 11:4512:0912:3312:5713:21 13:4514:0914:3314:5715:21 15:4516:0916:3316:5717:21 17:4518:09
РИС. 19.2. Изменение котировок акций РАО «ЕЭС России» на ММВБ 11 сентября 2001 г., руб.
Расчеты по: Данные официального сайта ММВБ в Интернете.
ного торгового центра в Нью-Йорке врезался захваченный террористами самолет. В итоге за 7 мин курс акций упал с 3,167 до 3,108 руб. Затем последовала попытка участников биржи стабилизировать ситуацию - курс акций вырос до 3,142. Но в это время поступили новые известия об атаке террористов на второе здание Всемирного торгового центра и на Пентагон, после чего в течение примерно 20 мин курс акций снизился до 3,04 руб.
Рынок вошел в состояние крайней нестабильности. Явно проявился понижающийся тренд с высокой степенью волатильности (рис. 19.3).
На рис. 19.2 до момента получения известий о террористических актах в США показано изменение котировок, типичное для стабильного рынка, - отклонения от тренда невелики. Их сравнение с изменением котировок, представленных на рис. 19.3, дает яркое представление о переходе рынка в крайне нестабильное положение. Котировки меняются скачками, причем каждый новый скачок завершается на отметке ниже предыдущего.

Фондовый рынок выполняет в рыночной экономике ряд важнейших функций, среди которых – трансформация сбережений в инвестиции, финансирование экономики. Уникальна его роль в формировании оценки финансовых активов, распределении информации, влиянии на принятие экономических решений.

Вместе с тем даже в экономически развитых странах он не является эффективным, способен к накоплению рисков и переносу их в другие сегменты экономической системы. Фондовый рынок относится к числу сверхсложных открытых систем, где взаимодействуют множество участников, которые способны к самоорганизации в очень сложные структуры и участию в коллективном поведении различного типа. Он уязвим для влияния деструктивных факторов и способен транслировать его на другие элементы экономической системы. В этих условиях особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности фондового рынка, то есть такого его состояния, когда гарантируются защищенность развития всей финансовой системы и ее способности удовлетворять интересы участников фондовых операций. Невыполнение фондовым рынком своих функций парализует экономические связи и представляет угрозу экономической безопасности страны, то есть существует зависимость экономического состояния государства от уровня экономической безопасности фондового рынка. Необходимо отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой капитализация фондового рынка, компаний с национальным капиталом во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики. Конкурентоспособность национальной экономики, в свою очередь, является основным фактором, определяющим уровень экономической безопасности, и так же ее социальной и военной безопасности.

А. К. Бекряшев трактует экономическую безопасность фондового рынка как такое его состояние, при котором отсутствует или находится на допустимом уровне риск причинения ущерба субъектам экономических отношений в связи с катастрофическим изменением стоимости финансовых инструментов, неэффективностью рынка и недостаточной защитой имущественных прав его участников. Не менее значимым по его мнению является поддержание на допустимом уровне вероятности переноса системного риска с фондового рынка на другие элементы финансовой, кредитной системы и нефинансовый сектор экономики. Обеспечение безопасности – необходимое условие реализации фондовым рынком его базовых функций.

Интеграция России в мировую экономику, развитие и расширение направлений деятельности субъектов на фондовом рынке, усиление конкуренции, как внутри государства, так и со стороны других государств, внедрение новых информационных технологий, несовершенство действующего законодательства, коррупция и криминализация экономики ставят перед фондовым рынком новые задачи, и влекут за собой появление ранее не свойственных угроз и рисков.

Российский фондовый рынок, особенно его внебиржевая часть, характеризуется высокой степенью криминализации, что негативно влияет на его развитие, прозрачность, инвестиционную привлекательность, а так же на имидж российской экономики.

Решение проблемы экономической и финансовой безопасности государства через стимулирование инвестиций в российскую экономику во многом зависит от обеспечения безопасности фондового рынка, становления и развития российского РЦБ, формирование которого началось в 1991 г. с принятием постановления Правительства РФ «Об утверждении положения об акционерных обществах» и утверждением им «Положения о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР».

Согласно п. 54 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Одним из главных стратегических рисков национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры. Так как рынок ценных бумаг является основным источником перелива капиталов, и через него свободные ресурсы могут направляться в производственный сектор экономики, от его правильного функционирования напрямую зависит развитие несырьедобывающего производства в РФ.

Таким образом, экономическая безопасность рынка ценных бумаг составляет один из главных элементов формируемой инфраструктуры рыночной экономики, от которого во многом зависит безопасность страны в целом.

По оценкам Т.Е. Кочергиной, главными угрозами функционирования российского фондового рынка являются: высокий уровень зависимости от иностранных инвесторов; низкий уровень привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора; криминализация рынка ценных бумаг и использование инсайдерской информации в торговле на фондовом рынке вследствие неразвитости нормативной правовой базы; низкий удельный вес массового розничного инвестора в качестве участников фондовых торгов, преобладание в структуре российского фондового рынка сырьедобывающих отраслей .

На наш взгляд, дополнительно можно выделить такие угрозы, как чрезмерно быстрый рост капитализации фондового рынка и воздействие на российский фондовый рынок мирового рынка, а также влияние на него финансово-экономического кризиса.

Некоторые из этих угроз переросли в причины развёртывания кризиса на российском фондовом рынке и будут рассмотрены в главе 2.

Рассмотрим подробнее угрозы, выделенные Т.Е. Кочергиной.

Новое на сайте

>

Самое популярное