Домой Связной Участники инвестиционно-строительной деятельности (субъекты). Инвестиционная деятельность: понятие и механизм осуществления

Участники инвестиционно-строительной деятельности (субъекты). Инвестиционная деятельность: понятие и механизм осуществления

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

1. Инвесторы – юридические и физические лица, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами могут быть организации всех форм собственности, в т.ч. иностранные, государство в лице органов государственного управления, органы местного самоуправления, граждане.

2. Заказчики – физические и юридические лица, уполномоченные инвестором, осуществляющие реализацию инвестиционного проекта. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов ИСД, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, который не является инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором или контрактом в соответствии с законодательством РФ.

3. Подрядчики – физические и юридические лица, которые по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиком, выполняют работы, связанные с осуществлением инвестиционного процесса. Подрядчиками могут быть различные СМО, проектные, архитектурные, проектно-строительные и др. организации, независимо от формы собственности, а также отдельные физические лица, имеющие соответствующие разрешительные документы на проектную или строительную деятельность в установленном законом порядке.

Подрядчик может по согласованию с заказчиком привлекать для выполнения отдельных видов работ другие организации – субподрядчиков, заключая с ними договора субподряда. В этом случае ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ в сроки, предусмотренные договором подряда, и с надлежащим качеством должен принять на себя подрядчик. В этих условиях подрядчик будет выступать перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиками – в качестве заказчика. Как правило, в качестве субподрядчиков выступают специализированные организации, выполняющие специальные строительные работы.



4. Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, для которых создаются объекты строительства. Пользователями могут быть инвесторы. (Иностранные лица, государственные органы управления, муниципальные органы управления, международные организации, граждане и др.).

5. Инвестиционная инфраструктура – физические и юридические лица, обслуживающие инвестиционный процесс и обеспечивающие взаимодействие между субъектами инвестиционного рынка (банки, страховые компании, лизинговые фирмы, риэлторские, оценочные компании, консалтинговые и др.).

6. Застройщик – Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектом капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик может быть инвестором.

Организации-застройщики называются девелоперами (от англ. developer – застройщик)/ (to develop – строить, развивать, создавать).

Инвестиционно-строительный комплекс. Структура ИСК.

Взаимодействие участников ИСД.

Наиболее часто применяются следующие схемы взаимодействия участников ИСД:

1. Традиционная схема.

2. Схема «проектирование и строительство».

3. Концессионная схема.

Традиционная схема.

Традиционная схема взаимодействия участников ИСД характеризуется тем, что строительные и проектные работы выполняются различными участниками ИСД (в первом случае – это подрядная компания, а во втором – проектная организация), при этом, как правило, проектные и строительные работы осуществляются последовательно. Традиционная схема иногда называется схемой «проектирование-тендер-строительство», так как подрядные торги проводятся после завершения проектных работ.

Главные преимущества традиционного подхода:

1. Обеспечивается возможность достижения максимальной экономии средств инвестора.

2. Выполнение каждого вида работ специализированной организацией (проектирование – проектной организацией, строительство - строительным подрядчиков) обеспечивает высокий уровень профессионализма, и как следствие высокое качество работ.

3. Последовательное выполнение работ позволяет довести каждую из работ до надлежащего уровня качества;

4. Обеспечивает равномерное распределение рисков между заказчиком и подрядчиком;

5. Обеспечивается контроль за ходом строительства, контроль стоимостных показателей и результатов работ на каждом этапе. Есть возможность исправления ошибок и внесения корректив в ход выполнения работ;

6. Имеются длительная история и большой накопленный опыт применения.

Наряду с перечисленными достоинствами традиционная схема имеет и недостатки:

1. Более длительные, чем при применении других схем, сроки выполнения проектов.

2. Значительная вероятность превышения фактической стоимости строительства над принятой заказчиком стоимостью, предложенной победителем конкурса.

3. Значительная вероятность продления установленного в договоре срока завершения работ.

4. Разрыв между проектированием и строительством (выполняются разными организациями. Между проектированием и строительством может пройти сколь угодно долгое время, подрядчик не участвует в процессе проектирования). Опытные заказчики изыскивают возможность достижения взаимодействия или частичной интеграции процессов проектирования и строительства, что позволяет уменьшить риски, связанные с разрывом между двумя этими видами деятельности.

5. Значительная вовлеченность заказчика в текущее управление проектированием и строительством объекта. Как правило, функции связанные с планированием, составлением сметы, подготовкой и проведением конкурсов, а также осуществлением надзора за строительством. В той или иной степени делегируется заказчиком проектировщику, инженеру или профессиональным консультантам. Важнейшие контрольные функции осуществляются заказчиком самостоятельно. Многие заказчики прежде всего государственные) считают такое положение дел оправданным и содержат штат сотрудников, привлекаемы к управлению инвестиционно-строительными проектами.

Однако существует большое количество заказчиков (прежде всего коммерческих), которые не считают целесообразным и экономически обоснованным осуществление непосредственного текущего руководства выполнением работ по проекту. Такие заказчики часто не имеют (и не хотят иметь) необходимой квалификации и ресурсов и предпочитают делегировать существенно больше полномочий подрядчикам, профессиональным консультантам и нанятым управляющим.

Традиционная схема организации ИСП и взаимодействия участников используется в проектах следующего типа:

1. В проектах строительства объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, мостов, аэродромов, портов и т.д.);

2. В проектах по сооружению крупных промышленных объектов;

3. В проектах строительства объектов для государственных нужд;

4. В проектах, финансирующихся международными финансовыми агентствами (Всемирный банк, ЕБРР и т.д.).

Инвестиционная деятельность - это деятельность, включающая процессы вложения инвестиций (инвестирование), а также совокупность практических действий по реализации инвестиций .

Под инвестиционным объектом понимается любой объект предпринимательской деятельности , на который направлены инвестиции.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Инвестор - основной субъект инвестиционной деятельности. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы , органы местного самоуправления , а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы). Заказчиками могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работу по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом . Пользователи объектов инвестиционной деятельности - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления , иностранные государства , международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

Несмотря на все многообразие деятельности, определяемой как инвестиционная, можно выделить ряд общих черт, характерных для нее.

  1. Инвестиции, как правило, носят долгосрочный характер.
  2. Инвестиционная деятельность и принимаемые инвестиционные решения оказывают комплексное воздействие на все стороны предпринимательской деятельности инвестора, а также на социально-экономическую ситуацию региона (крупные проекты - занятость).

Указанные свойства инвестиций определяют необходимость глубокого и тщательного технического, информационного и организационного обоснования инвестиционных решений, выступающих как средства достижения целей инвестора.

Тема откатов почему то носит криминальный характер. Однако контракты на авиалайнеры конкурентов содержат вознаграждение посредникам и участникам контракта.

Поэтому продажа отечественных авиалайнеров должна быть на уровне конкурентов то есть с применением необходимого и стандартного вознаграждения. Вариантов масса и вполне легальных.

В этом ключе заказчиками МС-21 могут быть эксплуатанты Б787, так именно только МС-21 обеспечивает уровень комфорта Б787, при расходе топлива в два раза меньше.

Это не просто подмена на ближне-среднемагистральных маршрутах, это имидж авиакомпаний, заботящихся о комфорте своих пассажиров.
Поэтому каталожная цена МС_21 должна быть на уровне конкурентов, а никак не ниже. Но контракт на покупку должен включать в себя солидное вознаграждение,

С919 это непрестижный авиалайнер. Цена не афишируемая, это по сути перекладывание из кармана в карман, и всё равно проигрвает массовой продукции конкурентов.

На этом фоне позиционирование МС-21, как альтернативу и дополнение Б787 на ближне- и среднемагистральных маршрутах, это новый шаг в успешных продажах на уровне Б787.

В мире к настоящему времени на рынке пассажирских лайнеров сложилось своеобразное двоевластие (дуополия) «Боинга» и «Аэробуса», но аналитики уверены в том, что скоро этому положению дел придёт конец благодаря России и Китаю. Уверены в этом также и сами нынешние хозяева рынка.

Исполнительный вице-президент «Аэробуса» по продажам в Восточной Европе и Центральной Азии Андреас Крамер видит на горизонте трёх новых игроков: китайский C919, канадский Bombardier CSeries, и российский MC-21. Узкофюзеляжные самолёты являются самыми востребованными у перевозчиков, поэтому этот сегмент рынка очень привлекателен. «Аэробус» как раз и заработал больше всего на А320, продав более 13 тысяч экземпляров, хотя в начале мечтали хотя бы о шестистах.

По мнению Крамера, Россия сделала серьёзную заявку на то, чтобы составить реальную конкуренцию А320. Речь идёт о новейшем лайнере МС-21, который сейчас проходит сертификационные испытания. Правда, одного самолёта мало, напоминает представитель «Аэробуса» - нужна ещё развитая сервисная сеть, на построение которой уйдут годы. А между тем, сервисные услуги приносят авиапроизводителям больше прибыли, чем сами самолёты.

Андреас Крамер заявил, что санкции никак не сказались на работе компании в России, которая является для неё важным партнёром уже на протяжении 25 лет. Он отметил, что в России очень сильна школа инженеров, специализирующихся на прочности материалов, поэтому в Московском инженерном центре компании проводятся основные расчеты на статическую и усталостную прочность, а также проектирование силовой конструкции планера.

Важным партнёром для «Аэробуса» является корпорация «ВСМПО-Ависма», обеспечивающая около половины потребности авиапроизводителя в деталях из титана. Причём это наиболее ответственные элементы конструкции планера, которые подвергаются наибольшим нагрузкам в полете: стойки шасси, пилоны двигателей и части крыла. Кстати, «Боинг» также использует в своих самолётах титановые детали этой же корпорации.

Можно сказать, что два крупнейших в мире производителя самолётов находятся в критической зависимости от России. Но «Аэробус» этой зависимости не боится и на авиасалоне «МАКС-2017» подписал договор о расширении сотрудничества с российской корпорацией. То же самой сделал и «Боинг».
http://gosnovosti.com/2017/08/.../
Россия собирается активно развивать производство гражданских самолетов. Уже с 2019 года начнется отмена льгот иностранным авиапроизводителям - компаниям Airbus и Boeing. Об этом заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в программе «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым.

По словам вице-премьера, сейчас Россия выпускает примерно по 30 пассажирских самолетов в год. Это в 25 раз меньше, чем каждый из крупнейших мировых производителей - европейский Airbus и американский Boeing. «Но уже в 2025 году, с учетом наших планов, мы будем выпускать уже 110 самолетов в год. Советский Союз выпускал 75 самолетов - мы будем выпускать 110», - подчеркнул Рогозин.

Россия, отметил он, тратит огромные деньги на покупку и лизинг иностранных авиалайнеров. Помимо этого, наша страна теряет деньги, которые могла бы получать от налогов, уплаченных иностранными авиапроизводителями.

«С 2013 года по нынешнее время мы закупили за рубежом 367 иностранных самолетов. Это Boeing и Airbus. Более того, в связи с тем, что наша промышленность не выпускала гражданские самолеты, для того, чтобы поддерживать свои, национальные, компании, мы иностранных производителей освобождали от НДС и от таможенных сборов», - отметил вице-премьер.

Но уже с 2019 года, пообещал вице-премьер, льготы Boeing и Airbus будут отменять. В это же время в серию пойдет отечественный лайнер МС-21. Как заметил Дмитрий Рогозин, это воздушное судно будет дешевле зарубежных аналогов примерно на 20%.

«Мы, находясь на игле иностранного авиапрома, тратим и платим за рубеж 470 миллиардов рублей в год. Это оскорбление просто для нации, оскорбление для авиационной державы. Мы это терпеть не могли. Именно поэтому были приняты решения. И президент из своего личного резерва выделил по нашему обращению средства на создание новых самолетов», - сказал Рогозин.

Напомним: ранее Владимир Путин, выступая на заседании по развитию авиастроения в рамках Международного авиакосмического салона МАКС-2017, сообщил, что на поддержку отечественного гражданского авиастроения в 2017 году запланировано 60 миллиардов рублей.

Насколько реалистичны эти планы, сможем ли мы хоть когда-нибудь полностью отказаться от Airbus и Boeing?

Вплоть до 1991 года мы были великой самолетостроительной державой, но потом либералы в правительстве начали системно разрушать отрасль, отдав ее на откуп Boeing и Airbus, - считает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР. - И вот, наконец. зампред правительства фактически признал, что ставка на зарубежных авиапроизводителей не только негативно сказывается на российской экономике, но и подрывает национальную безопасность.

Но надо понимать: Рогозин говорит не всю правду. Озвученные им планы по МС-21 пока не более, чем предположения. Принципиально, что МС-21 еще не сертифицирован. Мы же, профессионалы, считаем самолетом только то изделие, которое имеет соответствующий сертификат. И желательно - не только отечественный, но и западный.

Только из сертификационных материалов любая авиакомпания - российская или зарубежная, - может почерпнуть сведения о грузоподъемности, дальности полета, расходе топлива лайнера. И рассчитать для себя стоимость его эксплуатации и аренды.

МС-21 пока проходит лишь заводские испытания. Это очень сложная работа для инженеров и пилотов. Надеюсь, испытания пройдут хорошо. Но о запуске самолета в серию на этом этапе говорить пока рано.

«СП»: - Почему Рогозин именно дату запуска МС-21 в серию связывает с отменой льгот Boeing и Airbus?

МС-21, по задумке, должен превосходить по некоторым параметрам зарубежные аналоги. И если мы действительно получим конкурентный самолет, за которым авиакомпании будут выстраиваться в очередь, это обстоятельство сможет частично открепить нас от нынешней железной привязки к Boeing и Airbus.

Именно этого хочет руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и правительство РФ, которое вкладывает в МС-21 колоссальные деньги.

С другой стороны, у нас имеется опыт с Sukhoi Superjet 100. В этот проект вложены уже миллиарды долларов, но отдачи от них российский кабмин не видит.

«СП»: - Если судьба МС-21 сложится благополучно, это позволит нам полностью отказаться от услуг Boeing и Airbus?

МС-21 - только первый шаг в деле возвращения России статуса самолетостроительной державы. И нет никаких оснований считать, что в ближайшее время мы сможет полностью заменить Boeing и Airbus.

Самолетостроение - это отрасль, которая стремительно развивается. А у нас 25 лет гражданское самолетостроение находилось в загоне. На деле, мы очень сильно отстали. Напомню, что сегодня 95% пассажирооборота мы выполняем на самолетах западного производства. И эту ситуацию вмиг не переменить.

Скажу неприятную вещь. Услугами Boeing и Airbus, я считаю, мы будем вынуждены пользоваться еще десятилетия. Потому что выпустить целую линейку конкурентоспособных самолетов гражданской авиации - чрезвычайно сложное дело.

С помощью МС-21 можно прикрыть лишь небольшую нишу в гражданских авиаперевозках. А дальше, на мой взгляд, нужно продвигать совместный с Китаем проект широкофюзеляжного лайнера. Если получится, он сможет стать серьезным конкурентом «боингам». И вот этим самолетом мы сможет прикрыть не 5% пассажирских авиаперевозок в России, как сейчас, а 50%.

«СП»: - Что может дать это России?

В СССР эксплуатировалось 35 тысяч летательных аппаратов. И ни одного - западного производства. Если мы повторим этот путь, это даст стране сотни тысяч рабочих мест в инновационной сфере. Это значит - высокооплачиваемых и престижных рабочих мест, которые будут востребованы.

Кроме того, таким способом мы существенно снизим цены на билеты на внутренние авиарейсы. Сейчас у нас билеты на самолет дороже, чем в США. При том, что американцы зарабатывают на порядок больше.

Наконец, самолетостроение может стать мощным драйвером экономики РФ. Поскольку напрямую связано с новейшими технологиями и передовыми направлениями исследований.

И я верю, что мы к этому придем. Если, конечно, наше правительство снова резко не сменит курс, как это было в начале 1990-х.
https://svpressa.ru/politic/article/178532/

Российские авиакомпании, расширяющие флот новыми авиалайнерами в 2013 году, сэкономят около 1,5 млрд долларов на скидках от цены на самолеты по каталогу.
Официальная стоимость воздушных судов, поступающих в операционный и финансовый лизинг, достигает почти 3 млрд долларов, но скидка по российским контрактам доходит до 60%, следует из данных Airline Fleet Management /AFM, издание, специализирующееся на рынке авиационного лизинга/.
В 2013 году "Аэрофлот" получил первые 4 из 16 законтрактованных лайнеров Boeing B777-300ER и 7 самолетов семейства А320.
Самолеты Boeing B777-300ER авиакомпания получила при посредничестве "ВЭБ-лизинга" по схеме финансового лизинга. Сделку профинансировали ВЭБ, Экспортно-импортный банк США, Credit Agricole CIB, Goldman Sachs, Apple Bank for Savings. Каталожная цена B777-300ER - 315 млн долларов; контрактная стоимость, исходя из которой лизингодатель рассчитывает лизинговые платежи для авиакомпании, - около 160 млн долларов. То есть "Аэрофлот" получил самолеты со скидкой около 50 проц.
Пять новых А320 "Аэрофлот" получил в операционную аренду от лизинговой компании AWAS, два - от SMBC Aviation Capital. Каталожная цена А320 до повышения цен в 2013 году - около 88 млн долларов; контрактная цена - около 40 млн долларов. Дисконт по этим самолетам - около 55 проц. До конца года "Аэрофлот" получит еще четыре А320 в операционный лизинг и один А321 в финансовый лизинг. Стоимость А321, по которой его получает "Аэрофлот", - около 45 млн долларов /при каталожной цене до повышения - 103 млн долларов/. Скидка - около 57 проц.
Примерно с такой же скидкой получит четыре самолета A321 авиакомпания "ЮТэйр" /стоимость А321 для "ЮТэйр" - около 45 млн долларов при каталожной цене до повышения - 103 млн долларов, скидка - около 57 проц/. Первый из них уже передан перевозчику в июле, до конца года ожидается поставка остальных трех. Сделка оформлена по схеме финансового лизинга и профинансирована под гарантии европейских экспортно-кредитных агентств Euler Hermes, Coface и ECDG. Citibank, Bank of America и "ВЭБ-лизинг" стали кредиторами по сделке. "Участие экспортно-кредитных агентств позволило обеспечить приобретение современных воздушных судов на исключительно выгодных условиях", - сообщала пресс-служба "ВЭБ-лизинг".
Группа S7 получила в этом году два A320 в операционный лизинг от Air Lease Corporation по цене около 39 млн долларов /договор на поставку был заключен в 2011 году/ со скидкой около 50 проц.
Каталожные цены отражают среднюю цену в диапазоне возможных вариантов и конфигураций для каждой модели самолета, говорится на сайте Boeing. Цена зависит от конструкции, выбора двигателей, авионики, интерьера салона, сообщается на сайте Airbus. "Каталожная стоимость самолета - это стоимость контракта в целом, - пояснял ранее ИТАР- ТАСС президент "Гражданских самолетов Сухого" / производитель SSJ-100/ Андрей Калиновский. - Это цена, по которой производитель обеспечит заказчика полным идеальным набором всех услуг по контракту".
"Реальная стоимость самолета для заказчика зависит от множества факторов - от объема заказа, от времени исполнения, от заинтересованности производителя "перебить" предложения конкурента, от ситуации на вторичном рынке и спроса на данный тип самолета в принципе, - пояснил источник ИТАР-ТАСС в одной из лизинговых компаний. - Но, безусловно, ни Boeing, ни Airbus, предоставляя скидку, не работают себе в убыток; в любом случае это продажа самолета выше себестоимости".

Заказчиками могут быть инвесторы, а также уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом, на основании п. 3 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Подрядчиками признаются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:

1. вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях промышленности;

2. ценные бумаги;

3. целевые денежные вклады;

4. научно-техническая продукция и другие виды собственности;

5. имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором, заключаемым между ними. В частности, инвесторы могут быть заказчиками, а также пользователями объектов капитальных вложений; генподрядчики могут совмещать функции заказчиков или инвесторов.

Закон наделяет инвесторов независимо от их государственной принадлежности целым комплексом прав, в том числе правами:

На осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

На самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ;

На владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

На передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

На осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

На объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

На осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвесторы вправе рассчитывать на поддержку и гарантии государства в обеспечении стабильных и экономически безопасных условий для инвестиционной деятельности. В случае принятия законодательных актов, положение которых ограничивает права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы и т.п. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду.

Наряду с предоставлением прав и обеспечением гарантий на инвесторов возлагаются обязанности:

1. осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

2. исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

3. использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:

1. сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков –инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному и кооперативному жилищному строительству;

2. инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;

3. сфера обращения финансового капитала.

Законом запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Инвесторы вправе совмещать функции различных субъектов инвестиционной деятельности, например заказчиков, подрядчиков, при условии соблюдения ими требований законодательства, предъявляемых к заказчикам и подрядчикам.

В отношении инвесторов, являющихся иностранными лицами, следует иметь в виду, что согласно ст. 5 Закона об инвестиционной деятельности отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются прежде всего международными договорами Российской Федерации и только затем нормами внутреннего законодательства - ГК РФ, законодательством об инвестиционной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 2 Закона об иностранных инвестициях иностранными инвесторами признаются:

1. иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

2. иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

3. иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

Новое на сайте

>

Самое популярное