Домой Сбербанк Как ит решают проблему долгов за жкх. Динамика роста дебиторской задолженности и новые инструменты работы с потребителями

Как ит решают проблему долгов за жкх. Динамика роста дебиторской задолженности и новые инструменты работы с потребителями

Под просроченной дебиторской задолженностью организаций понимается задолженность, не погашенная в срок, установленный договором (см. методику расчета показателя просроченная дебиторская задолженность).

Статистическая отчетность по данному показателю предоставляется всеми юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, а также некоммерческими организациями всех форм собственности, осуществляющими производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных, муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

Согласно статистическим данным, опубликованным на официальном сайте Единой межведомственной информационно - статистической системы (ЕМИСС) (https://www.fedstat.ru/indicator/31372), объем просроченной дебиторской задолженности организаций на протяжении последних лет характеризуется относительно устойчивым ростом (данные представлены, начиная с 2013 г.). Так, на 01.01.2013 г. она составляла 1 224 705 000 тыс. руб., на 01.01.2014 - 1 482 765 005 тыс. руб., на 01.01.2015 - 2 015 920 317 тыс. руб., на 01.01.2016 - 2 275 556 025 тыс. руб., на 01.01.2017 - 2 240 920 722 тыс. руб. Таким образом, за 5 лет размер просроченной дебиторской задолженности увеличился почти в 2 раза.

Динамика роста просроченной дебиторской задолженности коррелирует с кризисными явлениями в российской экономике. Так, за 2013 год размер просроченной дебиторской задолженности увеличился на 21 % , за 2014 - на 35,9%, за 2015 - 12,8%. 2016 год характеризуется отрицательными показателями роста просроченной дебиторской задолженности, последняя снизилась на 1,5 %.+

Средний размер просроченной дебиторской задолженности в 2013 году равнялся 1389,3 млрд. руб., что составляло 2 % от ВВП, в 2014 году - 1838,2 млрд. руб. и 2,8 % от ВВП соответственно, в 2015 - 2283,2 млрд. руб. и 2,7 % от ВВП.

Средний размер просроченной дебиторской задолженности в 2016 году равнялся 2355,9 млрд. руб., что составило 2,7 % от ВВП.

Таким образом, в 2014 году наблюдается скачкообразное увеличение объема просроченной дебиторской задолженности относительно ВВП страны, который в последующие годы и до настоящего времени сохраняется на этом уровне.

Характерной особенностью является снижение размеров просроченной дебиторской задолженности в января отчетного года по сравнению с ее уровнем в декабре года, предшествующего отчетному. Это связано с тем, что субъектами предпринимательской деятельности в декабре каждого осуществляется списание просроченной задолженности, по которой истек срок исковой давности либо имеется постановление судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания



Отдельные важные показатели

Ответственный подход к проведению бюджетной политики позволил удержать дефицит в пределах 2,4% ВВП по итогам 2015 года, стабилизировать ситуацию на финансовом рынке и обуздать инфляцию.

Несмотря на жёсткий подход к бюджетной политике, обеспечено безусловное исполнение социальных обязательств, в частности поддержка наименее защищённых категорий населения.

Сохранен низкий уровень государственного долга – он составляет всего 13,6% ВВП.

Доля доходов бюджета, не связанных с продажей нефти и газа, увеличилась до 56%.

За 2015 год общий объем вкладов в банках вырос на 4,7 трлн рублей, или на 25,2%.

Реализация антикризисных программ

Реализованы антикризисные программы, сформированные в начале 2015 года:

Комплекс мер по поддержке российских регионов – новый механизм бюджетных кредитов и программа по рефинансированию коммерческого долга. В 2015 году из федерального бюджета регионам перечислено 1,6 трлн рублей;

Программа по докапитализации банков, в том числе её распространение на региональные банки – программа позволила добиться прироста корпоративного кредитования с конца I квартала (по декабрь) на 2,8%;

Кредиты нефинансовому сектору выросли на 3,8 трлн рублей, или на 12,7%;

Программа по поддержке ипотечного рынка – по состоянию на 1 января 2016 года по программе выдано 210,6 тыс. кредитов на общую сумму 374,3 млрд рублей, что обеспечило порядка 40% всех выдач ипотечных кредитов с конца I квартала (общий рост ипотеки с марта по декабрь – 9,5%).

Налоговая политика

Меры налоговой политики в 2015 году были направлены на обеспечение стабильности налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований, проведение антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования:

Рост собираемости внутреннего НДС за счёт улучшения администрирования (Федеральная налоговая служба), на очереди импортный НДС (Федеральная таможенная служба), акцизы на алкоголь (Росалкогольрегулирование), страховые взносы (ФНС/внебюджетные фонды);

Субъектам Федерации предоставлено право снижать ставки налога для применяющих упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» с 6 до 1%, снижать ставки налога для применяющих единый налог на вменённый доход с 15 до 7,5%;

Приостановлено создание/изменение консолидированных групп налогоплательщиков;

Проведён анализ системы льгот и преференций по налоговым и неналоговым (таможенным и страховым) платежам – основа для дальнейшей работы по мониторингу, учёту, оценке эффективности и оптимизации перечня предоставляемых льгот и освобождений.

Дебиторская задолженность

В 2015 году также была начата работа по инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, продолжением которой стала разработка «дорожной карты» по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, одобренной Правительством в начале 2016 года.

Финансовый рынок

На финансовых и долговых рынках проведена работа, позволившая вывести чистые заимствования в положительную область (80 млрд рублей) с существенным привлечением иностранного капитала, несмотря на действующий санкционный режим и стресс на внутреннем финансовом рынке. Для этого:

Расширен инструментарий привлечения ресурсов на рынках капитала (облигации с плавающей ставкой, облигации с номиналом, индексируемым на инфляцию, – импульс к развитию внутреннего рынка капитала, дополнительный ресурс для корпоративных заёмщиков, ориентир инфляционных ожиданий);

Продолжилась работа по улучшению качества сегмента облигаций с фиксированным купоном – завершён обмен неликвидных бумаг в портфеле Банка России на ликвидные выпуски;

Проведена плотная работа с рейтинговыми агентствами и инвестиционным сообществом, позволившая обеспечить стабилизацию российских рейтингов, что в том числе способствовало снижению оттока капитала (с 70–80 млрд долларов по первым оценкам до 56 млрд долларов по факту).

Пенсионная система

В рамках обеспечения работы системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения:

Введена система гарантирования прав застрахованных лиц (на 1 января 2016 года в систему гарантирования включён Пенсионный фонд и 33 негосударственных пенсионных фонда (НПФ)).

Завершена процедура акционирования НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию (с 1 января 2016 года такую деятельность осуществляют только акционерные НПФ).

Информация о бюджетном процессе

В 2015 году Российская Федерация сохранила высокий показатель по индексу открытости бюджета, рассчитываемому Международным бюджетным партнёрством (74 балла при среднем значении индекса в 45 из 100 возможных баллов), и заняла 11-е место из 102 исследуемых стран. В соответствии с методологией исследования Россия входит в группу стран, предоставляющих «значительный объём информации о бюджетном процессе для общественности».

В статье представлен обзор завершенных торгов дебиторской задолженностью. Рассчитаны сроки реализации и дисконты к номинальной величине долга на основании анализа фактических данных.

Статья будет полезна для практикующих оценщиков, а также арбитражных управляющих и других заинтересованных лиц (пользователи отчетов об оценке, кредиторы, должники).

Источником информации служили публикации, размещенные в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в разделе «ТОРГИ».

На дату проведения анализа – 03.07.2018 за июнь 2018 года в реестре имелась информация о 282 завершенных торгах, из них 221 в форме открытого аукциона, 60 в форме публичного предложения, и 1 торги в форме открытого конкурса.

Следует отметить, что из 221 торгов в форме открытого аукциона состоялись (или были заключены сделки с единственным участником) только 73. Торги в форме публичного предложения состоялись в 49 случаях из 60.

Анализировались торги только дебиторской задолженностью, если в лот входило иное имущество, то такие сделки исключались из выборки. Не рассматривались сделки, в которых не указана итоговая цена торгов, а также торги в которых не удалось найти информацию о номинальной величине долга.

В соответствии со ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника. Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Торги в форме аукциона проводятся путем увеличения начальной цены на шаг аукциона. Выигравшим аукцион признается участник, предложивший наиболее высокую цену. В случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися. Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие содержит предложение о цене не ниже установленной начальной цены продажи, договор купли-продажи заключается управляющим с этим участником торгов.

В случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов объявляются повторные торги. При этом начальная цена продажи устанавливается на 10% ниже первоначальной цены.

Если первые две стадии торгов признаны несостоявшимися, то имущество должника подлежит продаже путем публичного предложения, в ходе которого происходит поэтапное снижение цены продажи. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах. Снижение цены происходит в соответствии порядком продажи имущества, которым может быть предусмотрено любое количество периодов и минимальная цена для последнего периода.

В случае, если несколько участников торгов представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. В случае, если заявки содержат равные предложения о цене имущества, право приобретения принадлежит участнику торгов, который первым представил заявку.

Интересно определить сроки реализации дебиторской задолженности, которые рассчитывались как разница между датой завершенных торгов и датой опубликования первого объявления о проведении торгов.

Статистика для открытых аукционов выглядит следующим образом.

Рисунок 1

Таким образом, реализацияя дебиторской задолженности в ходе открытого аукциона происходит в большинстве случаев за 40-50 дней, при условии, что торги состоялись. Сроки более 80 дней относятся к повторным торгам. Из гистограммы видно, что реализация дебиторской задолженности на повторных торгах происходит редко. Медиана - значение варьирующего признака, которое делит ряд распределения на две равные части по объему частот, составляет 47 дней, среднее значение - 58 дней.

Гистограмма сроков продажи при реализации имущественных прав в ходе публичного предложения (включая периоды прошедших аукционов) представлена на рисунке ниже.

Рисунок 2

Дебиторская задолженность, которая была реализована за срок менее 90 дней (2 сделки на гистограмме), по каким-то причинам не продавалась путем открытых аукционов. Медиана – 145 дней, в среднем количество дней реализации при публичном предложении составляет 173 дня. Значительное отклонение среднего от медианы связано с тем, что срок реализации одной дебиторской задолженности из выборки с момента первого объявления о продаже до завершенния торгов составил 601 день.

Распределение сроков реализации за июнь 2018 г. по всем формам состоявшихся торгов представлена ниже.

Рисунок 3

Медиана составляет округленно 52 дня. Среднее значение – 100 дней, минимальный срок – 38 дней, максимальный – 601 день.

Рассмотрим дисконты к номинальной величине дебиторской задолженности, с которыми производятся фактические сделки.

Рисунок 4

Таким образом, наибольшее число торгов в форме аукциона заканчивается с дисконтом к номинальной величине долга более 95%. При этом в 51 торгах цена возрасла, в остальных 22 сделках реализация прошла по начальной цене.

Максимальные дисконты применялись к дебиторской задолженности предприятий-банротов, реализация которой происходила с начальной ценой от 1 рубля. А в ходе торгов увеличилась на несколько десятков и сотен рублей.

Некоторые торги начинаются с цены соответствующей 0,1%, 1%, 5%, 10%, 15% от номинальной величины задолженности, видимо, в таких случаях использовалась коэффициентная методика оценки дебиторской задолженности.

Также в ходе анализа было установлено, что начальной ценой многих торгов является не , определенная оценщиком, а номинальная величина долга. Как показывает статистика, все такие лоты после аукционов уходят на реализацию в стадию публичного предложения, и это предсказуемо. Арбитражные управляющие с одной стороны сохранают средства конкурсной массы, экономя на услугах оценщиков, а с другой стороны, пытаются реализовать имущество должника по наиболее высокой цене. Но при этом увеличиваются сроки торгов, как показал анализ – с 47 дней до 145 дней (медианные значения аукционов и публичного предложения), то есть на срок более 3-х месяцев. Соответственно увеличивается процедура конкурсного производства и ежемесячное вознаграждение управляющего.

В одном случае при публичном предложении цена возрасла, в итоге реализация прав требований прошла по цене выше номинала, эта сделка исключается из анализа. Дисконты при публичном предложении изображены на гисторграмме ниже.

Рисунок 5

Существует понятие «мусорные долги» - это долги практически не реальные ко взысканию. Анализируя предложения из дипазона дисконтов в размере 95% и выше, можно сделать вывод, что средняя цена таких долгов составляет 1,55% от номинальной стоимости.

Статистические данные возможных дисконтов по всем видам торгов представлены в таблице.

Таблица 1

Показатель

Открытый аукцион

Публичное предложение

Обобщенные данные

Стандартная ошибка

Стандартное отклонение

Максимум

Количество наблюдений

Корреляции размера дисконта и должников: физичиских и юридических лиц, не выявлена. То есть размер дисконта к номинальной величине дебиторской задолженности не зависит от того, кто является должником.

Выводы

Статистические данные показывают, что с вероятностью 95% значение дисконта при реализации дебиторской задолженности будет находиться в интервале от 86,12% до 92,23% от номинальной величины долга. При этом надо понимать, что в результате 11 сделок из 114 рассматриваемых, дисконты составили менее 70%, а в 62 торгах дисконты находились в интервале от 95% до ~100%. Поэтому при прогнозировании вероятного дисконта необходимо также учитывать медиану выборки – 95,4%.

Медиана для торгов в форме открытого аукциона составляет 47 дней, среднее значение - 58 дней.

Средние сроки реализации дебиторской задолженности при публичном предложении составляют 173 дня, медиана – 145 дней с момента объявления о проведении первых торгов.

Дебиторская задолженность населения остается одной из самых острых проблем российского жилищно-коммунального хозяйства. По данным компании «Секвойя кредит консолидейшн» в 2016 г. долги за услуги ЖКХ выросли на 10%, достигнув отметки в p 275 млрд. Современные технологии помогают эффективно управлять дебиторской задолженностью в коммунальном хозяйстве.

По оценкам экспертов, в настоящее время порядка 80% всей задолженности напрямую связано с отсутствием системного подхода к работе с должниками. В свою очередь, отсутствие в организации правильно выстроенной претензионно-исковой работы приводит к дальнейшему росту задолженности. Итог – компания теряет прибыль.

От грамотно построенного претензионно-искового процесса зависит успех в работе с должниками и возможность сведения к минимуму судебных расходов и временных затрат. Профессиональное составление претензии, основанное на законодательной базе, существенно повышает шансы на досудебное взыскание задолженности, а правильно оформленная исковая документация оказывает непосредственное влияние на исход всего дела.

Сегодня проблему эффективного управления дебиторской задолженностью невозможно решить без наличия современной информационной системы для автоматизации бизнес-процессов по работе с неплательщиками. Таким IT-решением является разработанная компанией «Технолоджи систем – инновации» Автоматизированная система управления претензионно-исковой работой (АСУ ПИР) .

Ситуация с дебиторской задолженностью в ЖКХ


Источник: «Технолоджи систем-Инновации», 2017

Данная ИТ-система разрабатывалось под задачи отрасли ЖКХ, при этом особое внимание уделялось отраслевым бизнес-процессам и особенностям работы юридической службы. Бизнес-процессы, автоматизируемые АСУ ПИР, а также формы документов, формируемые системой, разработаны при участии Коллегии адвокатов «Юков и партнеры», входящей в топ старейшего и наиболее авторитетного в юридической среде международного оценочного рейтинга Best Lawyers.

Механизм пошагового ведения делопроизводства, а также массовых операций дает кратное снижение трудозатрат на осуществление рутинных процессов. С АСУ ПИР работу с должниками можно доверить 1-2 специалистам с невысокой юридической квалификацией. В свою очередь, сотрудники с высокой юридической квалификацией могут посвятить свое время работе с нестандартными делами.

АСУ ПИР позволяет в полной мере использовать преимущества подачи документов в электронном виде. Система в автоматическом режиме готовит электронные исковые документы, подписанные электронной цифровой подписью, и полностью соответствующие требованиям регламентирующих НПА (корректное название, формат и размер файла). Сформированные в АСУ ПИР пакеты электронных документов полностью готовы к подаче в суд в электронном виде и не требуют никаких дополнительных действий. Таким образом, существенно сокращается время обработки судом исковых документов, передачи электронного исполнительного листа и списания средств со счета должника.

АСУ ПИР может быть поставлена как самостоятельное решение, интегрируемое с любой расчетной системой заказчика, так и в составе АСУ ЖКХ «Биллинг», разработанной компанией «Технолоджи систем – инновации» для автоматизации централизованного расчетного и информационного обслуживания в рамках территориально-распределенной структуры офисов обслуживания.

По состоянию на 21 ноября 2016 года задолженность на оптовом рынке электроэнергии и мощности достигла отметки в 60,7 млрд рублей (задолженность по ценовым зонам составила 59,25 млрд рублей, по неценовым зонам — 1,45 млрд), превысив уровень исторического максимума, зафиксированного в марте 2013 года.

Андрей РОМАНЧУК , председатель Правления Ассоциации «Надёжный партнёр»

Возвращение к историческим максимумам задолженности на оптовом рынке произошло, главным образом, за счёт неплатежей гарантирующих поставщиков Северного Кавказа. С начала года задолженность на ОРЭМ выросла на 5,5 млрд руб., прирост задолженности гарантирующих поставщиков СКФО составил за этот период 5,3 млрд При этом уровень расчётов на оптовом рынке без учёта Северного Кавказа близок к 100 %.

Задолженность на розничном рынке с начала года увеличилась на 32,3 млрд руб. и составила 212,6 млрд по состоянию на начало октября 2016 года. При этом темпы прироста задолженности на РРЭ в 2016 году были ниже, чем в 2015 году — 17,9 % против 20,1 % соответственно. Лидируют по приросту задолженности на розничном рынке регионы СКФО, наибольшие темпы зафиксированы в Ингушетии, Чечне и Дагестане. В этих регионах уровень оплаты электроэнергии не доходит до планки в 80 %.

Основными должниками на РЭЭ по-прежнему остаются предприятия ЖКХ, бюджетные потребители и население, на них приходится больше половины прироста задолженности.

В настоящее время финансовые гарантии в неценовых зонах ОРЭМ применяются только на объём перетока с первой ценовой зоной и гарантируют исполнение обязательств по договорам РСВ и БР перед поставщиками первой ценовой зоны, что составляет не более 11 % от объёма обязательств (для Республики Коми и Архангельской области). В неценовых зонах Дальнего Востока и Калининградской области финансовые гарантии не применяются. Механизм предоставления финансовых гарантий в неценовых зонах может заработать в период март-апрель 2017 года, такое решение принято на очередном заседании Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет Рынка» в ноябре 2016 года.

По состоянию на 28 ноября 2016 года, задолженность только ПАО «Архэнергосбыт» перед ОАО «ТГК-2» составила 670 млн руб. Введение на территории неценовых зон оптового рынка механизма предоставления финансовых гарантий по аналогии с ценовой зоной ОРЭМ, является единственным разумным методом гарантирования оплаты со стороны гарантирующего поставщика электроэнергии.

По данным Минстроя России совокупный объём долгов регионов России за услуги жилищно-коммунального хозяйства составил на сегодняшний день 1 трлн 86 млн руб. Вовремя оплачивают счета за услуги ЖКХ только примерно 60—65 % населения, остальные — через месяц, два, три. Долги управляющих компаний перед поставщиками энергоресурсов приблизились к 270 млрд рублей.

Вопрос лишения лицензии управляющих компаний, допускающих рост дебиторской задолженности за поставленные энергоресурсы, остаётся в актуальной повестке дня.

Законопроект о прямых расчётах граждан с ресурсоснабжающими организациями может быть рассмотрен Госдумой РФ в осеннюю сессию. Точкой преткновения в рассмотрении проекта закона о прямых расчётах стал вопрос регионов (в том числе и Москвы), в которых системы ЕРЦ работают эффективно и переход на прямые расчёты не требуется. Реальным преодолением развилки может быть решение, предложенное в рассмотрении законопроекта, предусматривающего переход на тарифообразование по методу альтернативной котельной, а именно решение руководства региона о применении той или иной модели расчётов. Такое решение, безусловно, потребует введения постоянного мониторинга за расчётами в субъектах Российской Федерации с федерального уровня и включение уровня расчётов за энергоресурсы в критерии оценки эффективности деятельности руководителей регионов страны. Мы прекрасно знаем, что даже в текущей нормативной конструкции, по многим регионам присутствует высокий уровень расчётов на розничном рынке. В качестве примера можно привести Приморский край, Удмуртию, Мурманскую, Вологодскую, Костромскую, Тамбовскую, Кемеровскую области, Еврейскую автономную область.

Сейчас наиболее действенной мерой воздействия на неблагонадёжного контрагента по прежнему остаётся введение режима ограничения или отключения от энергоснабжения. Именно поэтому отраслевое сообщество надеется на скорое принятие нормативных правовых актов в рамках реализации 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», предусматривающих возможность ограничения энергоснабжения «неотключаемых» потребителей, а также определение ответственности за нарушение режима ограничения и упрощение и сокращение сроков процедур ограничения и прекращения энергоснабжения потребителей, нарушающих платёжную дисциплину.

Стоит отметить, что внедрение расчётов через единые расчётно-кассовые центры (ЕРКЦ) само по себе не может рассматриваться альтернативой прямым расчётам. Присутствует необходимость закрепления чётких критериев соответствия требованиям, предъявляемым к организациям, выполняющим данный вид деятельности. Я бы сказал, что только организации, напрямую заинтересованные в увеличении собираемости и повышении эффективности системы начисления и сбора денежных средств, могут выступать учредителями и организаторами деятельности ЕРКЦ. На территории региона этим критериям отвечают только гарантирующий поставщик электроэнергии и единая теплоснабжающая организация. В случае, когда функцию ЕРКЦ пытаются передать независимой организации, высока вероятность увеличения расходов на данную функцию, даже по сравнению с расходами на содержание собственных абонентских служб. Подобные инициативы сейчас рассматриваются на уровне многих регионов, в связи с чем усматривается явная необходимо утверждения требований к ЕРКЦ в федеральной нормативной базе.

Пока законодатели и регулятор отрасли ведут дискуссию и готовят нормативные и законодательные акты по укреплению платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов, энергетики находят новые способы работы с должниками, однако далеко не все энергокомпании применяют полный спектр разрешённых законом средств и мер воздействия на неблагонадёжного потребителя.

Так, пени за несвоевременную оплату начисляются только через месяц просрочки, что позволяет собственникам затянуть процесс оплаты. Конечно, большинство граждан исполняют свои платёжные обязательства, однако не всегда в срок. В этом случае угроза передачи данных в бюро кредитных историй служит дополнительным фактором своевременного исполнения обязательств. К сожалению, пока данные о наличии просроченной дебиторской задолженности физического лица могут быть переданы в бюро кредитных историй только в случае наличия вступившего в силу решения суда. Проект «Надёжный партнёр» выступил инициатором обсуждения внесения изменений в Закон «О кредитных историях», допускающих передачу в бюро кредитных историй не только данных о лицах, в отношении которых есть вступившее в силу решение суда, но и всех потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе исполняющих свои обязательства в срок. Заметим, что таких большинство, а значит платёжная история граждан, вовремя оплачивающих коммунальные счета, будет улучшаться, а кредитные организации получат дополнительный инструмент для оценки потенциальных заёмщиков.

Конечно, это изменение может негативным образом повлиять на кредитную историю «забывчивых» граждан, оплачивающих счета с задержкой на месяц и более, однако не перешагивающих грань уклонения от исполнения обязательств. Возникнет дополнительный стимул рассчитываться в установленные законом сроки, а граждане, ранее допустившие незначительное нарушение платёжной дисциплины в отношении расчётов по кредитам, смогут, просто вовремя расплачиваясь с энергетиками, поправить свою кредитную историю.

Другим способом работы с потребителями энергетических ресурсов являются часто публикуемые на сайтах энергокомпаний «белые» и «чёрные» списки потребителей энергоресурсов. К сожалению, данные публикации имеют малую эффективность в связи с тем что не находят своего потребителя и данных о платёжной дисциплине конкретной организации. Заинтересованными организациями в данном случае выступают банки, страховые компании, контрагенты организации, сведения о которой обличены.

Многие энергокомпании уже присоединились к проекту «Мониторинг платежей», который позволяет донести сведения о платёжной дисциплине потребителя до целевой аудитории в рамках системы СПАРК. Существует несколько аспектов, в которых реализация системы мониторинга будет интересна для предприятий электроэнергетики. Во-первых, конечно, это вопрос выставления приоритетов в оплатах и сокращения срока расчётов. Контрагент будет скорее платить организации, участвующей в обмене данными, чем тем, кто замыкает сведения внутри.

Важно отметить, что система будет работать только при активном информационном взаимодействии с потребителями. Крайне важно отработать систему размещения информации о передаче данных в центрах обслуживания клиентов, на платёжных документах, на корпоративных сайтах и в публикациях в региональных СМИ.

«Оцифровывание» платёжной дисциплины различных участников рынка и систематизация этих данных позволят увидеть «слабые звенья» в цепочке платежей в ТЭК. Можно проводить факторный анализ, оценивать влияние тех или иных мероприятий или событий на изменение уровня платёжной дисциплины.

Ценность «Мониторинга платежей» в его независимости. Система оценивает не потенциалы и мнения, а конкретные факты, раскрывает широкие возможности для анализа состояния контрагента с целью принятия решений о дальнейших действиях по взысканию задолженности, потенциалу дефолта или банкротства.

С точки зрения компаний, оказывающих услуги и поставляющих товары для энергетики, на мой взгляд, риски несвоевременных расчётов заказчика тоже крайне важныпри определении стоимости товара или услуги, да и самой целесообразности участия в торгах. Проект «Надёжный партнёр» предлагает всем энергетикам включить требование к отсутствию у потенциального исполнителя задолженности по энергоресурсам в конкурсную документацию. Такой фактор станет дополнительным стимулом к своевременным расчётам, а данные о наличии задолженности можно подчерпнуть из «СПАРК - Мониторинг платежей». 223-ФЗ, регулирующий процедуры проведения конкурсов и торгов у предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности, позволяет включение данного требования.

В настоящее время на площадке международной информационной группы «Интерфакс» ведётся подготовка Федерального рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню дебиторской задолженности за энергетические ресурсы. Методика рейтинга обсуждается с ведущими отраслевыми объединениями: Ассоциацией «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний», Ассоциацией «Совет производителей энергии», «Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения». Выход первого рейтинга запланирован на второй квартал 2017 года.

Независимый анализ и верификация данных о платёжной дисциплине потребителей энергоресурсов в субъектах страны может стать инструментом мониторинга эффективности принимаемых законодательных мер, направленных на сокращение уровня дебиторской задолженности и определения уровня дебиторской нагрузки на предприятия ТЭК и факторного анализа ситуации в конкретном регионе, муниципальном образовании или предприятии.

Дорогие друзья, мы постараемся оперативно информировать Вас о развитии наших инициатив и изменениях в нормативной и законодательной базе!

Новое на сайте

>

Самое популярное