Домой Сбербанк Очередной финансовый год. Финансовый год (Fiscal year) - это

Очередной финансовый год. Финансовый год (Fiscal year) - это

О проектах федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Мы завершаем работу над проектом бюджета на следующие три года. В целом по основным параметрам мы уже, что называется, договорились: определились и с прогнозом, и с основными принципами бюджетной политики. Хотя очевидно, что жизнь не стоит на месте, нужно смотреть за всеми процессами, которые в экономике происходят. Поэтому, даже несмотря на наличие таких базовых договорённостей, я просил бы всех, и Министерство экономического развития, ещё раз вернуться, посмотреть все тренды, которые сформировались в экономике, в том числе за последнее время, и постараться их учесть, так, чтобы наш прогноз всё-таки в наибольшей степени отражал реально сложившуюся картину. Конечно, при понимании того, что прогноз – это всё-таки прогноз.

Мы уточнили, какие ресурсы мы сможем направить на выполнение государственных программ – от поддержки конкретных отраслей экономики до развития регионов и, конечно, социальной сферы.

Сегодня у нас финальное обсуждение в рамках бюджетной комиссии. Мы ещё раз посмотрим пакет документов, которые определяют идеологию и стратегию бюджета. Это уже упомянутый прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики и параметры внебюджетных фондов.

Контекст

Мы пройдёмся по некоторым темам, которые требуют доработки, с пониманием того, что в целом основные согласования проведены. И окончательный вариант, правительственный, рассмотрим на одном из ближайших заседаний Правительства.

Времени для работы осталось немного, до 1 октября все документы должны поступить в Государственную Думу. А точнее, с учётом календаря, о чём мы договорились с коллегами из «Единой России» недавно на совещании, эти документы должны поступить 29 сентября. Прошу Аппарат Правительства из этой даты и исходить.

Бюджет – документ очень сложный. Это всегда итог компромисса, а компромиссом редко кто бывает доволен в полной мере. Но именно компромиссный вариант всегда и предоставляется. Конечно, это компромисс между желанием запустить как можно больше проектов, и социальных, и экономических, а с другой стороны, необходимостью жить по средствам. В нынешних условиях нам нужно, естественно, иметь и существенный запас прочности, как мы, собственно, и поступали в последние годы. Поэтому основными принципами бюджетной политики на ближайшие годы станут улучшение структуры расходов (этим мы занимаемся) и концентрация усилий на приоритетных проектах (о чём мы тоже договаривались). С низким, надеюсь, уровнем восприимчивости бюджета к скачкам цен на нефть, к инфляционным ожиданиям, а также со стабильными налоговыми и регуляторными условиями.

Благодаря такой стратегии нам уже в большей степени удалось купировать последствия внешних шоков, увести экономику от спада, вывести её на траекторию роста, добиться низкой инфляции. Сейчас экономика развивается без серьёзных дисбалансов, действительно снизилась зависимость от цен на нефть и газ. Для укрепления этой тенденции мы и утвердили новое бюджетное правило. Появляется более здоровый, соответственно, более прочный фундамент для развития на будущее, а низкая инфляция позволяет добиваться снижения стоимости заимствований.

Эти позитивные тенденции нам нужно закрепить, развить в рамках нового трёхлетнего бюджетного цикла. Они уже были учтены при подготовке прогноза, но нужно всё-таки некоторые нюансы ещё раз посмотреть. Ряд ключевых позиций – это динамика развития экономики, роста ВВП, роста инвестиций, промышленного производства. Мы, как известно, пересмотрели эти показатели в сторону увеличения, причём это произошло даже в рамках базового, то есть очень осторожного сценария, который предполагает сохранение действия главных негативных факторов. Эти негативные факторы действительно сохраняются – относительно невысокие цены на нефть, санкции и финансовые и технологические ограничения в течение всего трёхлетнего периода.

Мы рассчитываем, что основным фактором роста в ближайшие годы станет внутренний спрос. Поддерживать его будут и повышение доходов вместе с восстановлением потребительского кредитования, но прежде всего рост инвестиций в основной капитал, который будет укрепляться, в частности, благодаря мерам по поддержке малого и среднего бизнеса и реализации приоритетных проектов.

Основной задачей трёх внебюджетных фондов – Пенсионного, социального и Фонда обязательного медицинского страхования – станет обеспечение сбалансированности их финансов. Вместе с федеральным бюджетом они составляют тот набор инструментов, который позволяет проводить эффективную социальную политику, добиваться повышения уровня жизни, обеспечивать работу социальных учреждений, таких как школы, больницы, другие учреждения, выполнять различные программы, которые важны с точки зрения развития общества и развития его институтов.

В рамках трёхлетнего плана, в частности, планируется добиваться и дальнейшего роста пенсий, а также целого ряда других показателей.

Тема 10. Бюджетная система и бюджетное устройство

Российской Федерации

Краткое содержание темы . Бюджет: понятие, сущность, функции..

Бюджетное устройство государства. Бюджетная система и принципы ее построения.

Основные звенья бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). Бюджеты государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Консолидированный бюджет. Расширенный бюджет.

10.1. Бюджет: понятие, сущность, функции

Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686 – 1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. В Росси первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 году на следующий, 1723 год. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 года начинается составление бюджета России.

Понятие «бюджет» [фр. budget < ст.-фр. bougette кожаный кошелек] буквально означает денежная сумма. Как экономическая категория бюджет является совокупностью экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств, необходимого для обеспечения функций органов государственной власти. С точки зрения юриспруденции, бюджет представляет собой, с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет – план ), который, с другой стороны, принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона (бюджет – закон ).

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 6), бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств , предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ на 2004-2006 гг., была поставлена задача перехода к трехлетнему утверждаемому в качестве закона (решения) бюджету. В настоящее время эта задача выполнена, причем в обязательном порядке для федерального уровня 1 . Субъекты РФ и муниципальные образования получают право выбора: составление трехлетнего бюджета либо ежегодного бюджета и трехлетнего среднесрочного финансового плана (СФП)

Финансовый год в РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Следует запомнить ряд терминов, относящихся к бюджетному периоду:

    текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

    очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;

    плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

    отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Бюджет является частью финансовых отношений, поэтому он имеет денежную форму выражения и соответствующие функции.

Функции бюджета :

    Распределительная . Она проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Посредством поступлений в бюджет осуществляется формирование государственных финансов, а затем их распределение по статьям расходов в РФ через бюджет перераспределяется 30 - 40% ВВП страны.

    Регулирующая. Через бюджет осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение. Другими словами, с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны.

    Контрольная. Действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Первые три функции являются основными, наряду с ними некоторые авторы выделяют еще несколько дополнительных функций:

    Фискальная. Обеспечивает государство финансовыми ресурсами для выполнения им своих управленческих, оборонных, социальных, внешнеполитических обязанностей перед страной и населением.

    Аналитическая. Классификация и систематизация действующих потребностей и возможностей общества и государства

    Общетеоретическая. Способствует развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще.

    Критическая. В широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего бюджетного законодательства.

10.2. Бюджетное устройство государства. Бюджетная система и принципы ее построения

Бюджетные отношения реализуются через систему бюджетного устройства страны.

Бюджетное устройство – это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, участниками бюджетного процесса, включая принципы построения бюджетной системы, принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение межбюджетного законодательства.

Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы РФ:

    единства бюджетной системы РФ;

    разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

    самостоятельности бюджетов;

    равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

    полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    сбалансированности бюджета;

    эффективности и экономности использования бюджетных средств;

    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    прозрачности (открытости);

    достоверности бюджета;

    адресности и целевого характера бюджетных средств;

    подведомственности расходов бюджетов;

    единства кассы.

Рассмотрим их более подробно.

    Принцип единства бюджетной системы . Означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов в РФ.

    Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. Заключается в закреплении в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определении полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

    Принцип самостоятельности бюджетов. Определяет:

    право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

    право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

    недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

    недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований . Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

    Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов . Заключается в том, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

    Принцип сбалансированности бюджета. Регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

    Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств . Состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов . Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

    субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

    расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

    расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

    отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

    Принцип прозрачности (открытости ). Определяет:

    обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

    обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

    стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

    Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

    Принцип подведомственности расходов бюджетов. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

    Принцип единства кассы. Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы:

бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основными звеньями бюджетной системы РФ являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) (рис. 10.1).

Федеральный бюджет - центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов функционирования бюджетной системы страны. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.

Рис. 10.1. Бюджетная система РФ

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) - третий уровень бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», территориями муниципальных образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Это определяет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) - муниципальных районов (городских округов) и поселений

В законодательстве и практике применяется термин консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа бюджетных показателей. В обязательном порядке он представляется в вышестоящие органы власти, а также для депутатского корпуса в пакете документов, сопровождающих законопроект (проект решения) о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается

Кроме того, используется термин расширенный бюджет , который представляет собой свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов между ними.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ представлена на рис. 10.2. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Рис. 10.2. Консолидированный бюджет субъекта РФ

1Финансовый кризис вынудил временно отказаться от трехлетнего планирования

начинается с разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муници-пальных образований и отраслей экономики, а также подготовки сводных финансовых балансов. Существенным элементом этих прогнозов является прогноз возникновения чрезвычайных ситуа-ций на территории Российской Федерации и предположительный ущерб от них.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости до-стижения минимальных государственных социальных стандартов, под которыми понимаются государственные услуги, предоставле-ние которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.
Бюджетная политика Российской Федерации на очередной фи-нансовый год определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Фе-дерации, направляемом им не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Она основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, прогнозе социально-экономического развития, основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год, плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финан-совый год.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществ-ляют Министерство финансов Российской Федерации, финансо-вые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:
объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финан-совом году;
уровень инфляции (темп роста цен) - соотношение данных декабря очередного финансового года к декабрю текущего года.
Разработанный проект бюджета Министерство финансов Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной думы в установленный Бюджетным кодексом Российской Федера-ции срок (не позднее 24-х часов 26 августа текущего года). Вместе с ним вносится ряд сопутствующих документов, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.
В первом чтении обсуждаются концепция бюджета и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и финансовой политики на очередной финансовый год, а также основные характеристики федерального бюджета: доходы федерального бюджета, распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъек-тов Российской Федерации, дефицит федерального бюджета в аб-солютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета, общий объем расходов федерального бюджета на очеред-ной финансовый год.
Во втором чтении Государственная дума утверждает расходы фе-дерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям средств федерального бюджета, т. е. практи-чески завершается рассмотрение всех конкретных показателей по расходам бюджета на очередной финансовый год. Это наиболее важный и продолжительный этап рассмотрения федерального бюджета в Государственной думе.
В четвертом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете голосуется в целом. Принятый Государственной думой федеральный закон передается на рассмотрение в Совет Федерации, где он голосуется на предмет его одобрения в целом и направляется Президенту Российской Федерации для подписания и об-народования.
При возникновении на этапах рассмотрения законопроекта раз-ногласий или при отклонении его какой-либо инстанцией работа над их устранением осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете отражают в ст. 1 общие показатели федерального бюджета на следую-щий год. Федеральный бюджет на 2003 год утвержден по расходам в сумме 2 345 641,4 млн. рублей и доходам в сумме 2 417 791,8 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции 10-12 %. Превышение доходов над расходами в сумме 721 509,4 млн. рублей направляется в 2003 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей - на пополнение финансового резерва.
В рамках данного учебного пособия нет необходимости в раскрытии всех положений рассматриваемого закона. Отметим лишь основополагающие моменты, характеризующие процессы форми-рования и реализации бюджета.
Федеральный закон определяет источники доходов федерального бюджета, о чем подробно говорилось ранее, и норм отчислений в бюджет от разных видов налогов и сборов и утверждает как общее распределение расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, так и многочисленные специфические расходы. Последние связаны с многообразием аспектов дея-тельности государства - от порядка и норм предоставления дота-ций бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов по предоставлению субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг (заметим, кстати, что в 2003 году они со-ставляли 5 000 000,0 тыс. рублей) до дотации на содержание объектов инфраструктуры города Байконура, связанных с арендой кос- модрома Байконур. Естественно, здесь же предусмотрены расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Особая статья федерального закона обязывает Правительство Российской Федерации обеспечить контроль за целевым исполь-зованием средств федерального бюджета. Устанавливается также жесткий порядок предоставления ссуд и кредитов и их возврата, предоставления субвенций и субсидий.
Конкретизация вопросов финансирования деятельности госу-дарства, не нашедших своего отражения в основном тексте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», приведена в 37 приложениях к закону, часть из которых носит закрытый ха-рактер.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превысить 3 % утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на оче-редной финансовый год.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихий-ных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Резервные фонды федерального бюд-жета в 2003 году были запланированы в сумме 4 300 000,0 тыс. рублей, в том числе на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций - 2 800 000,0 тыс. рублей; 1 000 000,0 тыс. рублей составлял Резервный фонд Правительства Российской Федерации; 500 000,0 тыс. рублей - Резервный фонд Президента Российской Федерации.
При изучении вопроса об экономических механизмах управления рисками чрезвычайных ситуаций значительный интерес представляет более детальное ознакомление с вопросами финансирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской оборо-ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющегося федеральным органом исполнительной влас-ти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и в целом полномочий всех органов го-сударственной власти Российской Федерации в рассматриваемой сфере деятельности в части ее финансирования, которые установлены Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с данным федеральным законом:
Федеральное собрание Российской Федерации утверждает бюд-жетные ассигнования на финансирование деятельности и меро-приятий;
Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок использования указанных резервов;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Положением об МЧС России организует финансовое обеспечение региональных центров
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лико о /-" О U о
видации последствий стихийных бедствий; войск гражданской обороны; Государственной противопожарной службы; поисково-спасательных учреждений и иных находящихся в ведении МЧС России организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2003 год в интересах МЧС России были утверждены расходы в сумме 17,5 млрд. рублей. Распределение этих средств по финансированию основных функций Министерства показано в табл. 3.4.
Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по функциональной принадлежности расходов в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2003 год» приведено в двух видах - по разделам и подразделам функциональной классификации расходов, а также по ее разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов.
В первом случае раздел «Предупреждение и ликвидация послед-ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» был разбит на три подраздела (предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - 11 млрд. рублей; гражданская оборона - 67 млн. рублей и Государственная противопожарная служба - 10 млрд. рублей).
Таблица 3.4
Распределение бюджетных средств, выделенных МЧС России на 2003 год Финансируемые функции Расходы, млн. рублей Международная деятельность 113,0 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 45,0 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычай-ных ситуаций и стихийных бедствий 15 700,0 Обеспечение личного состава войск (сил) 2 800,0 Содержание подведомственных структур 550,0 Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск 1 345,0 Закупки вооружений, военной техники, продукции про-изводственно-технического назначения и имущества 1 060,0 Гражданская оборона 67,0 Государственная противопожарная служба 10 000,0 Расходы на обеспечение учебного процесса военных (специальных) образовательных учреждений 600,0 Военная реформа 600,0 Жилой фонд 200,0
Во втором случае разбивка была проведена на 77 позиций, что обеспечивает использование в практике работы по финансовому обеспечению деятельности МЧС России более конкретных бюд-жетных показателей. Финансово-экономические подразделения МЧС России как в центре, так и на местах пользуются в практике работы значительно более детальной разбивкой расходов буквально по всем направлениям деятельности Министерства и подведомственных ему структур.
Особо необходимо рассмотреть вопрос использования Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихий-ных бедствий, который на 2003 год был определен в таком же объеме, как и на 2002 год.
Вопросы использования средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации за 2002 год подробно изложены в официальном документе - Государственном докладе о состоя- нии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Общим выводом при оценке объема резервного фонда 2002 года является заключение, что он в основном позволил обеспечить под-держку регионов, на территориях которых произошли чрезвычайные ситуации, по финансированию аварийно-спасательных, пер-воочередных аварийно-восстановительных работ, оказанию еди-
U о о о
новременной материальной помощи населению Российской Федерации и оказанию гуманитарной помощи населению зарубежных стран, пострадавшему от стихийных бедствий. Вопросы резервного фонда Правительства будут рассмотрены также в разделе 4.1 настоящего пособия.
Естественно, что денежные средства Резервного фонда Правительства Российской Федерации являются весьма привлекатель-ным источником дополнительного дохода в бюджет субъекта Российской Федерации, поэтому количество запрашиваемых средств существенно превышает объем резервируемых средств. Для иск-лючения злоупотреблений Правительством Российской Федера-ции постановлением «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» от 26 октября 2000 г. № 810 утверждены Правила выделения средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-туаций и последствий стихийных бедствий, ужесточающие поря-док получения указанных средств и исключающие использование их не по прямому назначению.
В Правилах еще раз подчеркнуто, что финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводится за счет средств организаций, на-ходящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, федеральных органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации. В обращении указываются данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израс-ходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств орга- низаций, органов местного самоуправления, органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, страховых фондов и иных источ-ников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.
Обратившийся с просьбой орган государственной власти представляет в МЧС России, Минфин России и Минэкономразвития и торговли России документы, обосновывающие размер запраши-ваемых средств, в том числе заключение Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-комму-нальному комплексу, если имеются объекты с разрушениями и пов-реждениями основных конструктивных элементов по перечню, определяемому инструкцией, совместно утвержденной этими министерствами.
При наличии полного комплекта документов указанные мини-стерства, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно вносят в Правительство Рос-сийской Федерации соответствующие предложения, после рассмотрения которых выносится решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общий размер ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям.
На выполнение задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом распоряжениями Правительства Российской Федерации для МЧС России, при необходимости, выделяются дополнительные средства, в 2001 г., например, было дополнительно выделено 622,1 млн. рублей, в том числе на покрытие расходов за проведенные поисковые, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также на формирование и доставку грузов гуманитарной помощи пострадавшему населению зарубежных стран - 435,0 млн. рублей.
Только на проведение первоочередных противопаводковых мероприятий и мероприятий по ликвидации последствий наводне-ния 2001 года в Республике Саха (Якутия) было выделено спе-циальными распоряжениями Правительства Российской Федера-ции около 1,8 млрд. рублей.
Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвида-
о о «_> /-" т\ о о
ции последствий чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации в 2002 году проводилось в основном из областных, краевых и республиканских бюджетов. Общая сумма расходов этих бюджетов в указанных целях составила 52 млрд. рублей, в том числе в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций израсходо-вано 16 млрд. рублей, на ликвидацию чрезвычайных ситуаций - 34 млрд. рублей.
Финансирование мероприятий по противодействию чрезвычайным ситуациям, что адекватно управлению рисками чрезвычайных ситуаций, свидетельствует о том, что рассматриваемая проблема является исключительно финансовоемкой, требующей затрат огромных финансовых и материальных ресурсов. Дефицит финансовых ресурсов не позволяет в полной мере осуществить финансирование намеченных весьма перспективных проектов и программ в требуемых объемах.
Неправильно, однако, было бы говорить и о том, что в вопросах управления рисками чрезвычайных ситуаций из-за недостаточного финансирования наблюдается застой.
Продолжается работа по совершенствованию прогнозирования возникновения и масштабов чрезвычайных ситуаций природного характера и проведению мероприятий по смягчению их последствий.
Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Центр «Антистихия») осуществляет подготовку и представление заинте-ресованным ведомствам ряда прогнозов: долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период; долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций, обу-словленных весенним снеготаянием; долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными пожарами; среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на месяц; краткосрочный декадный прогноз чрезвычайных ситуаций; оперативный ежедневный прогноз, экстренное предупреждение.
Статистика подтверждает высокий уровень оправдываемости прогнозов - от 64 % до 90 % по разным видам прогнозов, что является серьезной базой развития процессов управления рисками чрезвычайных ситуаций.
В ряде субъектов Российской Федерации, несмотря на сложные экономические условия, осуществлены меры организационного, технического, производственного характера, направленные на по-вышение эффективности комплекса инженерно-технических мероприятий, изыскание финансовых средств и осуществление неотложных работ по ремонту существующих защитных и инже-нерно-технических сооружений (республики Адыгея, Коми, Удмуртия, области - Волгоградская, Тульская, Омская, Саратов- ская, Пензенская, Челябинская, Нижегородская, Курганская и др.).
Серьезное внимание уделяется созданию, развитию и поддержанию в готовности систем оповещения органов управления РСЧС и населения в чрезвычайных ситуациях. По состоянию на 1 января 2003 г. в Российской Федерации действовали одна федеральная, 6 региональных, 88 территориальных и 545 локальных систем оповещения. Они обеспечивают оповещение 90,9 % населения Российской Федерации менее чем за 30 минут (электросирены - 71,7 %, проводное вещание - 78,1 %, радиовещание - 83,5 %, телевещание - 90,3 %) и 78,5 % населения - менее чем за 5 минут.
Определенные успехи достигнуты в области подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС к действиям по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и в обучении населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Но для достижения совершенства экономического механизма управления рисками чрезвычайных ситуаций предстоит настойчивая и упорная работа всех звеньев управления, ответственных за этот участок обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и в целом национальной безопасности. Недостаток фи-нансовых средств, выделяемых по приоритетным направлениям и территориям, не позволяет создать серьезные предпосылки к снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий. Существующая система экономиче-ских механизмов управления рисками чрезвычайных ситуаций или, иными словами, система изыскания дополнительных финансовых ресурсов в этих целях требует значительного развития. Весьма перспективным на этом пути видится поиск пока еще не исчерпанных возможностей использования внебюджетных источников финансирования.

определенный период времени, на который разрабатывается, утверждается и в течение которого действует государственный бюджет страны, а также утверждается итоговый отчет об исполнении бюджета и который может не совпадать с астрономическим, календарным годом

Определение финансового года, понятие финансового года, формирование и структура финансового года, финансовый и календарный год, финансовый год совпадает с календарным, смещенный финансовый год, финансовый год зависимый от календарного, укороченный финансовый год и его спецификации и возможности, открытие нового финансового года, итоги финансового года, отчетный, текущий и очередной финансовые года, финансовый год по странам мира (в России, Украине, Европе, Азии, Африки, Америки, Океании и Ближнего Востока)

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Финансовый год - это, определение

Финансовый год - это законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, начало и конец которого, как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, который может не совпадать с астрономическим, календарным годом, например в Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году.

Финансовый год - это период, на который разрабатывается и в течение которого действует государственный бюджет и который может не совпадать с астрономическим, календарным годом.


Финансовый год - это традиционный период, на который устанавливается бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.).


Финансовый год - это законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.


Финансовый год - это период времени, на который разрабатывается и утверждается государственный бюджет страны, а также утверждается итоговый отчет об исполнении бюджета.


Финансовый год - это интервал времени между моментами подведения итогов финансово-экономической деятельности предприятий, организаций, уплаты налогов и обязательных платежей.


Финансовый год - это период, в течение которого действуют и исполняются утвержденные финансовые планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов.


Финансовый год - это законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, начало и конец которого, как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, в Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году.


Финансовый год - это то же, что и бюджетный год - период, на который разрабатывается и в течение которого действует государственный бюджет, который может не совпадать с астрономическим, календарным годом.


Финансовый год - это любой год, связанный с финансированием, например период бухгалтерской отчетности компании или год действия бюджета.


Финансовый год - это стандартный период учета (обычно продолжительностью 12 месяцев, но не обязательно совпадающий с календарным годом, а также с бюджетным годом), за который производится подсчет прибылей и убытков, а также на конец (начало) которого составляется бухгалтерский баланс.


Финансовый год - это 12-месячный период, за который предприятие обязано предъявлять финансовый отчет. Финансовый год именуется также 12-месячный период, в течение которого действует государственный бюджет.


Финансовый год - это определенный период, связанный с уплатой налога на корпорации, т.е. год, начинающийся 1 апреля 1 апреля 1994 г., является финансовым 1994 годом.


Финансовый год - это период, за который на предприятии составляются финансовые прогнозы или за который подводят финансовые итоги.


Финансовый год - это официально установленный правительством учетный период по исполнению государственного бюджета.


Финансовый год - это период учета, в течение которого производится подсчет прибылей и убытков, не обязательно равный календарному году.


Финансовый год - это любой учетный период из 12 последовательных календарных месяцев (или из 52 недель, или из 365 дней), используемый предприятием для формирования финансовой отчетности.


Понятие финансового года

Обычно финансовый год составляет период из двенадцати месяцев, в течение которых компания регулярно создает баланс и проверяет материальные запасы. Финансовый год может совпадать с календарным годом, но это не обязательно. При некоторых обстоятельствах финансовый год может быть короче двенадцати месяцев (укороченный финансовый год). В некоторых странах финансовый год может отличаться от календарного.


Структура финансового года

Финансовый год разделяется на периоды проводки. Каждый период проводки определяется по начальной и конечной дате. Перед проводкой документов задаются периоды проводки, которые, в свою очередь, определяют финансовый год.


В дополнение к периодам проводки можно указать специальные периоды для закрытия года.

В бухгалтерии финансовый год может иметь до двенадцати периодов проводки и до четырех особых периодов. В специальных регистрах можно задавать до 366 периодов проводки.


Формирование финансового года

Для присвоения бизнес-операций различным периодам времени необходимо задать финансовый год с периодами проводки. Определение финансового года - обязательная процедура.

Можно задать собственный финансовый год как вариант финансового года и присвоить его своей балансовой единице. Один вариант финансового года может использоваться несколькими балансовыми единицами.


Для определения вариантов финансового года имеются следующие возможности:

Финансовый год отличается от календарного года (смещенный финансовый год). Периоды проводки также могут отличаться от календарных месяцев.


Финансовый и календарный год

Для определения собственных вариантов финансового года относительно календарного года имеются следующие возможности:

Финансовый год совпадает с календарным годом;


Финансовый год отличается от календарного года (смещенный финансовый год). Периоды проводки также могут отличаться от календарных месяцев;


Финансовый год пользователя зависит от календарного года. То есть финансовый год применим только к определенному календарному году.


Финансовый год совпадает с календарным

При этом должны задаваться следующие параметры:

Предусматривается двенадцать периодов проводки;

Они соответствуют календарным месяцам. Определения отдельных периодов проводки не требуется. Система автоматически использует календарные месяцы.


Смещенный финансовый год

При несовпадении финансового года с календарным необходимо определить:

Сколько периодов проводки требуется;

Как система по дате проводке во время ее выполнения должна определять период проводки и финансовый год.


Периоды проводки смещенного финансового года

Чтобы системе могла определить период проводки, задайте пределы в месяцах и днях для завершения каждого периода.

Если финансовый год пользователя не совпадает с календарным годом, нужно задать смещение года для каждого периода проводки. Для этого используются записи -1, 0 и +1.


Совпадающие с календарными месяцами

На рисунке ниже приведен пример, когда финансовый год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Границы периода соответствуют началу и концу календарного месяца.

Так как финансовый год не совпадает с календарным, необходимо задать процедуру определения финансового года, указав смещение. Дату проводки 03.02.1999 система интерпретирует как период проводки 11 финансового года 1998.


Не совпадающие с календарными месяцами

При использовании смещенного финансового года периоды проводки пользователя не совпадают с месяцами календаря, поэтому нужно задать конец периода, чтобы определить разницу.

Финансовый год начинается 16 апреля и заканчивается 15 апреля. Начало и конец периодов проводки не совпадают с началом и концом календарных месяцев, как показано на рисунке.


Промежуток с 16.12 по 15.01 разбивается на два периода проводки, так как для годового смещения требуются различные параметры. То есть период проводки 9 задается в виде двух периодов проводки (со смещениями года 0 и -1).


Финансовый год зависимый от календарного

Можно задать вариант финансового года, зависимый от календарного года. Такой вариант финансового года применим только к определенному календарному году. Для этого выберите зависимость от года при определении собственного варианта финансового года. Затем нужно указать конец периода (месяц и день) для каждого календарного года. В этом случае параметры смещения года будут относиться именно к тому календарному году, для которого определены периоды проводки. После определения дат завершения периодов год выводится на экран.


Этот период используется при несовпадении бюджетного года с календарным. Финансовый год равен 12 месяцев, причем его начало и окончание фиксируются в финансовом и бюджетном законодательствах (в некоторых странах он начинается с 1 июля или с 1 октября). На установление сроков действия финансового года влияют не только исторически сложившиеся традиции в конкретной стране, но и направленность финансовой политики государства на достижение определенных целей. Финансовый год может считаться базовым годом, если его показатели берутся за основу в процессе финансово-бюджетного планирования.


Начало и конец финансового года, как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года. Обычно финансовый год совпадает с календарным. В России финансовый год начинается 1 января и завершается 31 декабря. В некоторых странах финансовый год может отличаться от календарного. Например, в США финансовый год - с 1 октября по 30 сентября. В Японии с 1 апреля по 31 марта.


Укороченный финансовый год

Укороченный финансовый год - это финансовый год, который содержит менее двенадцати месяцев.

Укороченный финансовый год необходим в следующих случаях:

Учреждение компании;

Переход от календарного года к смещенному финансовому году и наоборот.


Спецификации укороченного финансового года

При определении укороченного финансовый год нужно задать следующие спецификации:

Укороченный финансовый год должен всегда зависеть от календарного года, так как он применим только к определенному году, и за ним должен следовать полный финансовый год;


В одном и том же варианте финансового года задается укороченный финансовый год, а также предшествующий или последующий полный финансовый год.


Возможности укороченного финансового года

Возможности для определения укороченного финансового года зависят от того, используются ли Финансы вместе с Учетом основных средств или без него:

Если Финансы используются без Учета основных средств, каждый финансовый год может начинаться с любого периода;


Если Финансы используются вместес Учетом основных средств, каждый финансовый год должен начаться с периода 001 для правильного расчета амортизации.


Специальные периоды проводки, разделяющие последний регулярный период проводки на операции по закрытию. Независимо от определения финансового года можно также использовать особые периоды. Особые периоды разделяют период закрытия года. Таким образом последний период проводки подразделяется на несколько периодов закрытия. Это позволяет создавать несколько дополнений к балансу. Обычно финансовый год состоит из 12 периодов проводки. В Главной книге можно задать до четырех особых периодов.


Если 12 периодов проводки не требуется, можно использовать периоды проводки, которые не являются особыми. В случае использования дополнительных периодов закрытия при определении варианта финансового года укажите их число в поле Число особых периодов. Максимальное число периодов - 16.


При использовании особых периодов следует учитывать следующее:

Дата проводки должна приходиться на последний регулярный период проводки;

Нужно ввести особые периоды в поле Период заголовка документа, так как особые периоды не определяются автоматически с помощью системы.


Определение периодов проводки при выполнении проводки. При записи документа указывается дата проводки. Система использует введенную дату проводки для автоматического определения периода проводки. Период проводки включает в себя указание месяца и финансового года.


Эти данные отображаются в обзоре документа. Определенный период проводки подставляется в документ, и данные оборотов за этот период обновляются.

Для просмотра сальдо счета можно вывести на экран данные оборотов по периодам проводки. Эта процедура показана на рисунке.


Проводки прошлого финансового года

Для проводок прошлого финансового года система выполняет следующее урегулирование:

Для счетов наличия система корректирует сальдо переноса счетов в соответствии с текущим финансовым годом;

Сальдо со счетов прибылей и убытков переносится на счета результатов.


Открытие нового финансового года

Открытие нового финансового года происходит автоматически при выполнении первой проводки в новом финансовом году или после запуска программы переноса сальдо. Не нужно закрывать старый финансовый год перед выполнением проводок в новом году. Поэтому не требуется создавать баланс открытия или закрытия.


Предпосылки открытия нового финансового года

Предпосылки открытия проводок по новому финансовому году следующие:

При работе с вариантом финансового года, который зависит от года, следует сначала создать вариант для данного финансового года и присвоить его соответствующей балансовой единице;


Если присвоение номера документа также осуществляется по финансовому году, следует предварительно создать диапазоны номеров документов для нового финансового года;

В новом финансовом году нужно открыть соответствующие периоды проводки.


Итоги финансового года

По итогам финансового года в установленном порядке представляется соответствующая финансовая отчетность (годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли и др.).


Виды финансового года


Отчетный финансовый год - это год, предшествующий текущему финансовому году.


Текущий финансовый год - это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).


Очередной финансовый год

Очередной финансовый год - это год, следующий за текущим финансовым годом.

Финансовый год и плановый период

Плановый период - это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Финансовый год по странам мира

Начало и конец финансовый год как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, т.к. именно последние определяют для юридических и физических лиц сроки составления и представления в государственные органы финансовых отчетов и декларации, расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды с учетом фактических результатов деятельности.


В большинстве стран фининсовый год соответствует календарному году: в некоторых - начало и конец финансового года не совпадают с календарным (например, в Великобритании и Японии Финансовый год действует с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с I октября по 30 сентября; в Турции - с 1 марта по 28 февраля). Это объясняется как историческими, так и социально-политическими причинами (в частности, режимом работы законодательных палат парламента), особенностями бюджетного процесса в стране.


Финансовый год в странах Европы





Финансовый год в Украине

На Украине финансовый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Бюджет на каждый год устанавливается специальным законом о государственном бюджете, который разрабатывается Кабинетом Министров Украины и принимается Верховной Радой Украины накануне каждого финансового (бюджетного) года.


Финансовый год для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, начинающийся 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины до 1 января соответствующего года не является основанием для установления другого бюджетного периода.


Особыми обстоятельствами, за которые Государственный бюджет Украины может быть утвержден на другой, чем предусмотрено частью первой статьи Ст. 3 БКУ от 08.07.2010 № 2456-VI , бюджетный период, являются:

Введение военного положения;

Объявление чрезвычайного положения в Украине.


Финансовый год в Великобритании

В Великобритании финансовый год отличается от календарного года и длится он с апреля по апрель, а не с января по январь, как происходит в других европейских странах. Финансовый год в Великобритании исчисляется с 1 апреля текущего года по 31 марта года следующего.


Финансовый год во Франции


Финансовый год в Германии


Финансовый год в Швейцарии


Финансовый год в Италии


Финансовый год в Нидерландах


Финансовый год в странах Азии




Финансовый год в России

В России исторически финансовый и календарный год совпадали. Однако после Октябрьской революции 1917 г. в стране в 1918-1919 гг. применялся полугодовой финансовый период в связи с тяжелым экономическим, положением и Гражданской войной. С 1920 г. был введен годовой финансовый период, начало которого в 1922 г. передвинули с 1 июля на 1 октября с учетом специфики хозяйственной жизни страны, где преобладало сельскохозяйственное производство. В период второй пятилетки был восстановлен финансовый год, соответствующий календарному году.


В Российской Федерации совпадает с календарным годом. Принятие бюджета на новый финансовый год и исполнение за предыдущий финансовый год утверждаются соответствующими федеральными законами. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Финансовый год называют также бюджетным годом. Порядок завершения финансового года установлен (ст. 242 БК РФ). Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие денежных обязательствпосле 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.


До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета. После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в доходах бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.


Финансовый год в Японии

Принцип ежегодного утверждения бюджета представляет собой важнейшую характеристику функционирования бюджетной и всей финансовой системы Японии во времени, но не исключает возможности утверждения парламентом публичных расходов на многолетний период. Продолжительность финансового года в Японии установлена в Законе о публичных финансах - с 1 апреля по 31 марта. Сам же финансовый год определен как период действия бюджетных предписаний.


При этом закрепляется принцип независимости финансового года, предполагающий, что расходы текущего финансового года могут покрываться доходами, собранными исключительно в этом году. Финансирование многолетних инвестиционных, промышленных и иных проектов осуществляется через выделение в структуре бюджета специального раздела «Длящиеся многолетние расходы». В подобных случаях сначала парламент одобряет объем публичных расходов на весь срок финансирования (по Закону о публичных финансах этот срок не должен превышать пяти лет), а затем при обсуждении ежегодного бюджета утверждает только ту часть расходов, которая приходится на предстоящий финансовый год.


Финансовый год в Китае

Финансовый год в Китае совпадает с календарным и начинается 1 января и заканчивается 31 декабря по григорианскому календарю.


Финансовый год в Южной Корее
Финансовый год в Иране не совпадает с календарным годом
Финансовый год в ОАЭ


Источники и ссылки

Источники текстов, картинок и видео

ru.wikipedia.org - ресурс с статьями по многим темам, свободная экциклопедия Википедия

youtube.com - ютуб, самый крупный видеохостинг в мире

slovarus.ru - словари online поиск значения слова по самым популярным словарям

myshared.ru - информационный сайт различных презентаций

bank24.ru - сайт Словарь экономических терминов

vedomosti.ru - информационный сайт Ведомости словарь бизнеса

help.sap.com - информационый портал Бухгалтерия главной книги

dictionary-economics.ru - информационный портал все об экономике

termin.bposd.ru - сайт Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике

dic.academic.ru - сайт Словари и энциклопедии на Академике

profmeter.com.ua - информационный сайт все об экономике

yestravel.ru - информационный сайт для туристов все о странах мира

mir-geo.ru - информационный сайт классификатор стран мира

abc.informbureau.com - экономический словарь терминов, событий, фактов и явлениий в современной Российской Федерации

be5.biz - портал учебной литературы для студентов

all-about-investments.ru - информационный портал все самое интересное в мире финансов и экономики

km.ru - сайт банка рефератов и статей по экономике

yourlib.net - cайт студенческая электронная онлайн библиотека

malb.ru - экономический портал мелкий бизнес шаг за шагом

ref.rushkolnik.ru - учебный портал рефератов и практических заданий

ubiznes.ru - информационно-экономический портал все о финансах

bibliotekar.ru - сайт электронной библиотеки

finance-place.ru - информационный портал Фининсовый анализ и менеджмент

buh.ru - интернет-ресурс для бухгалтеров

buharick.ru - толковый бухгалтерский словарь БУХгалтерсикй словАРИК

banki-delo.ru - сайт Банковское дело о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

time.zp.ua - информационный сайт управление активами

avenue.siberia.net - информационный портал электронных библиотек

finforum.org - финансовый портал Finforum

aup.ru - административно-управленческий портал об экономике

studsell.com - информационый портал для студентов

bibliofond.ru - электронная библиотека Библиофонд

kodeksy.com.ua - информационный портал законов и кодексов Украины

web-konspekt.ru - информационный сайт экономисту в помощь

50.economicus.ru - информационный сайт экономической школы

vocable.ru - сайт национальной экономической энциклопедии

bookmeta.com - информационный сайт электронных библиотек

Ссылки на интернет-сервисы

google.ru - крупнейшая поисковая система в мире

video.google.com - поиск видео в интернете через Гугл

translate.google.ru - переводчик от поисковой системы Гугл

yandex.ru - крупнейшая поисковая система в Российской Федерации

wordstat.yandex.ru - сервис от Яндекса позволяющий анализировать поисковые запросы

video.yandex.ru - поиск видео в интернете через Яндекс

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса

video.mail.ru - поиск видео в интернете через Mail.ru

Ссылки на прикладные программы

windows.microsoft.com - сайт корпорации Майкрософт, создавшей ОС Виндовс

office.microsoft.com - сайт корпорации создавшей Майкрософт Офис

chrome.google.ru - часто используемый браузер для работы с сайтами

hyperionics.com - сайт создателей программы снимка экрана HyperSnap

getpaint.net - бесплатное программное обеспечение для работы с изображениями

Создатель статьи

vk.com/id252261374 - профиль ВКонтакте

odnoklassniki.ru/profile/578898728470 - профиль в Однокласниках

facebook.com/profile.php?id=100008266479981 - профиль в Фейсбук

twitter.com/beliann777 - профиль в Твитере

plus.google.com/u/1/100804961242958260319/posts - профиль на Гугл+

beliann777.ya.ru - профиль на Ми Яндекс Ру

beliann777.livejournal.com - блог в Живом Журнале

my.mail.ru/mail/beliann777 - блог на Мой Мир @ Майл Ру

liveinternet.ru/users/beliann777 - блог на ЛайвИнтернет

beliann777.blogspot.com - блог на Блогберге

linkedin.com/profile/view?id=339656975 - профиль в ЛинкДин

Новое на сайте

>

Самое популярное