Домой Виды займов Расходы гос бюджета не распространяются на. Принципы финансирования государственных расходов

Расходы гос бюджета не распространяются на. Принципы финансирования государственных расходов

Государственные расходы – это род деятельности, который урегулирован правовыми нормами и направлен на расходование бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности населения страны, развития производства, оборону державы, удовлетворение социальных, экономических и культурных потребностей.

Основные моменты

Государственные расходы зависят от правительственных задач в текущем финансовом году. Они осуществляются из разных фондов. Из централизованных, в которые входят бюджеты всех уровней, а также из государственного внебюджетного фонда и децентрализованного, что включают фонды госпредприятий и организаций. Обязательным условием является и использование таких способов, как кредиты и ссуды.

Виды расходов бюджета:

  • экономические;
  • военные;
  • социальные;
  • покрывающие внешнеполитическую деятельность;
  • идущие на содержание аппарата управления.

Иногда к основным затратам прибавляются и незапланированные.

Государственные и муниципальные расходы – это безвозмездное и безвозвратное выделение средств на функционирование и развитие предприятий или учреждений для выполнения их функций. Это означает, что эти затраты не возвращаются в казну, и она наполняется за счет других средств.

Виды расходов бюджета: бюджетный кредит

Любое законодательство подразумевает несколько других вариантов государственных расходов. Бюджетный кредит – это возможность выделения денежных средств из казны с последующим возвратом и возмездием.

Этот вид расходов не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, только на юридические лица и иностранные державы. Обязательное условие – возврат с оговоренными заранее процентами.

Источники государственных расходов

На сегодняшний день основой финансирования муниципальных растрат являются в первую очередь инвестиции, долгосрочные вложения, а также средства госбюджетов. Источниками государственных расходов выступают фонды министерств, ведомств, внебюджетные активы, финансовые ресурсы предприятий и организаций. Все эти средства могут быть наделены платной или же безвозмездной основой.

Принципы финансирования государственных расходов

  1. Плановость. В соответствии с этим принципом государственные расходы должны соответствовать муниципальным планам и программам.
  2. Безвозвратность и безвозмездность выделенных средств. Исключаются только те случаи, которые устанавливаются действующим законодательством.
  3. Контроль. Политика государственных расходов должна быть прозрачной. За использованием средств ведется наблюдение и правонарушения влекут за собой ответственность.

Правовые режимы финансирования

К первому можно отнести финансирование государственных коммерческих предприятий. В этом случае имущество закреплено на правах хозяйственного владения. Ко второму режиму финансирования относится обеспечение денежными средствами муниципальных предприятий, которые относятся к некоммерческим. Здесь действуют права оперативного управления имуществом.

Государственные единые предприятия, которые основаны на праве хозведения, должны покрывать любые производственные и непроизводственные расходы за счет доходов организации. Если это невозможно, то руководство пользуется банковскими кредитами.

Нормы государственных расходов

Для того чтобы страна развивалась, функционировала во всех отраслях, на законодательном уровне устанавливаются определенные правила. Норма расходов – это единый измеритель растрат по однородным предприятиям. Их подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся: ставка заработной платы, командировочные, отпускные. К необязательным – траты на содержание рабочих сооружений, в том числе отопление и освещение.

Нормы расходов также могут быть материальными и денежными. К первым относятся натуральные средства на единицу измерения растрат, например, объем продуктов на одного заключенного, находящегося в местах лишения свободы.

Виды государственных расходов включают также индивидуальные и комбинированные. Например, питание в больнице и обслуживание одного пациента – это одна цель, соответственно, норма расходов – индивидуальная. Комбинированная проявляется в том случае, если таких расходов образуется несколько. Например, полное медицинское обслуживание больного в сутки.

Расход бюджетных средств

Разумеется, что за государственными денежными средствами ведется пристальное наблюдение. Предприятия и организации не могут растрачивать на личные нужды, такие как новая мебель в кабинет или отпуск на море за счет организации.

Государственный бюджет покрывает такие расходы учреждений:

  • оплата труда в соответствии с трудовыми договорами (сюда относятся работники госорганов или, как их принято называть, бюджетники);
  • командировочные, отпускные и больничные, которые также прописаны в трудовом договоре;
  • оплата поставок товаров;
  • уплата налогов и других сборов в бюджетную систему страны;
  • возмещение вреда, в случае его получения на рабочем месте или при выполнении своих должностных обязанностей.

Экономика государственных расходов построена на функционировании организаций и обеспечении жизнедеятельности общества.

Все затраты учреждений обязательно лимитированы. Не допускаются растраты денежных средств государства на другие нужды. В случае невыполнения этих условий, нарушители караются по всей строгости закона.

Общественные государственные расходы

Этим термином обозначают использование денежных ресурсов в целях обеспечения некоторых слоев населения необходимыми благами.

Существует три основные группы общественных государственных расходов. К первой относится финансирование или производство товаров широкого спектра (например, оборонный заказ). Вторую группу направляют на удовлетворение нужд тех членов общества, которые не могут самостоятельно себя обеспечить (сироты, инвалиды, пенсионеры). Третья группа – это расходы на социальное страхование (в случае болезни, чрезвычайного происшествия, сюда же относятся и выплаты по безработице).

Способы финансирования

Расходы государственного бюджета включают в себя несколько способов финансирования.

  1. Закупка товаров и услуг у частных предприятий.
  2. Субсидирование организаций, которые включены в программу государственной поддержки.
  3. Финансирование растрат муниципальных предприятий.
  4. Выплаты лицам, попадающим под специальные программы.
  5. Обязательное социальное страхование.

Данные формы финансирования часто выступают в качестве дополняющих или взаимозаменяемых друг друга. Например, в программу помощи инвалидам входят расходы на содержание домов, где проживают люди с ограниченными возможностями, на обеспечение медикаментами, закупку специального оборудования. Сюда же включена и заработная плата персонала.

Или другой пример, когда в связи с естественной монополией на рынке фирма изготавливает социально значимый продукт. Государство вынуждает ставить низкую цену, а потому убытки, которые несет предприятие, покрываются из бюджета страны. Но в этом случае тоже есть два способа действий: компенсация потери или же национализация целой отрасли. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия-монополисты принадлежат государству. И все их затраты покрываются за счет налогоплательщиков.

Социальная поддержка

Другим важнейшим направлением общественных расходов является социальная поддержка. Она дает возможность перераспределить расходы государственного бюджета на различные группы населения. Важно понимать разницу между ситуацией, когда человек нуждается в помощи и получает ее за счет других физических лиц (налогообложение) и тем случаем, когда он пользуется выплатой из специального фонда, накопленного ним самим же (социальное страхование).

Для того чтобы увеличить эффективность функционирования механизмов социальной защиты общества, нужно определиться с масштабами распределения. Это делается следующим образом:

  1. Те индивиды, которые не в состоянии делать вклады в формирование страховых фондов, должны быть обеспечены социальной помощью в пределах установленных государством гарантий.
  2. Остальное население должно быть охвачено обязательным страхованием, но тоже в пределах устанавливаемых гарантий, которые диктуются справедливостью и эффективностью.
  3. Государство должно следовать политике, которая позволяет дополнять обязательное общественное страхование добровольно-частным.

Именно благодаря наличию государственного бюджета экономически развитая страна имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы на участках социального развития. Правительственный аппарат ежегодно принимает решения, связанные с казной, вносятся поправки и изменения в действующее законодательство для обеспечения достойного проживания жителей на данной территории. При помощи бюджета происходит и распределение национального дохода между сферами общественной деятельности.

Доходы госбюджета

Государственные доходы и расходы формируются за счет экономической деятельности организаций, физических или юридических лиц. В большей степени казну пополняют налоги, которые платят как центральные, так и местные органы власти. Меньше средств поступает благодаря внешнеэкономическим факторам, а также от доходов госучреждений. Маленький процент составляют средства, вырученные из целевых фондов сметы.

Государственный бюджет Российской Федерации пополняется в большей степени за счет налогов – всего 84%, в то время как доход от целевых фондов составляет около 10%.

В общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов страны на текущий год, который составлен в форме баланса и имеет законодательную подоплеку. Каждой стране присуща своя система.

В современных экономических условиях по причине проведения активной государственной политики совершается значимое увеличение расходов. Этот рост предсказал известный немецкий экономист Адольф Вагнер. Он первым сформулировал так называемый закон о возрастании государственной активности. Его суть состояла в том, что расходы в странах с развивающейся промышленностью растут быстрее объемов национального дохода.

Государственные расходы – одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо от источников поступления все расходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.

В условиях рынка государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения, размерами государственного сектора в экономике и другими факторами. За последние годы в России в связи с развитием негосударственных форм собственности государственные расходы по сравнению с их объемом в условиях СССР существенно сократились. Однако, несмотря на эти изменения, в России так же, как и в других странах, государственные расходы занимают главное место в системе общественных расходов.

Государственные расходы – это широкое понятие. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так и расходы государственных предприятий, расходы по государственному страхованию и предоставлению кредитов. При этом центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета.

Расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т. п. В табл. 1 приводится структура расходов государственного бюджета по отдельным направлениям в разных странах.


Таблица 1

Структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 1999 г., %

Исходя из приведенных данных видно, насколько сильно могут варьироваться суммы, которые то или иное государство готово расходовать на различные сферы его жизнедеятельности.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам. Существует несколько классификаций расходов бюджета: экономическая, ведомственная и функциональная.

В рамках экономической классификации расходов бюджетов (см. подробнее гл. IV) большое значение имеет деление всех расходов на текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. Они включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного назначения, текущие расходы государственных учреждений); оказание государственной поддержки (субсидии, субвенции, текущие трансферты) нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, ряд из которых относится к числу защищенных статей. Защищенными называются такие статьи бюджета, которые не подлежат сокращению в результате секвестирования бюджета. Эти статьи не могут быть сокращены ни при каких условиях, в том числе при недостатке доходных источников. К их числу относятся:

1) заработная плата с начислениями;

2) пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению;

3) расходы на питание в организациях систем правоохранительной деятельности, в лечебно-профилактических учреждениях, домах для инвалидов, детских домах, школах, детских садах, детских дошкольных учреждениях, дневных профессионально-технических училищах, институтах-интернатах для инвалидов, специальных школах и т. п.;

4) приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

5) приобретение мягкого инвентаря (расходы на приобретение постельных принадлежностей, штор, ковровых дорожек, матрацев, подушек, одеял) и обмундирования (приобретение фирменной одежды, обуви, халатов, курток и т. п.);

6) компенсации за продовольственное обеспечение (расходы на выплату продовольственных пайков прикомандированным военнослужащим, работникам судов, органов прокуратуры, налоговой службы и т. п.);

7) оплата специального топлива и горюче-смазочных материалов (расходы на бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и другое по системам национальной обороны, государственной безопасности, органов пограничной службы и правоохранительной деятельности, бюджетным организациям);

8) оплата коммунальных услуг.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и в прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность и включают капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства; инвестиционные субсидии; долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям; расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширением производства.

На протяжении длительного времени основную часть расходов федерального бюджета РФ составляют текущие расходы – примерно 90 % всех расходов. На долю капитальных расходов приходилось чуть меньше 10 %. Такая ситуация не является нормальной, поскольку использование государственного бюджета в качестве инструмента развития предполагает использование более 20 % расходов на капитальные расходы.

Для того, чтобы усилить инвестиционную направленность бюджета в конце 90-х гг. было решено образовать в составе федерального бюджета бюджет развития. Такой бюджет был действительно образован в 1997 году. И первоначально он рассматривался как важный финансовый инструмент активизации инвестиционной деятельности в стране. С его помощью государство надеялось стимулировать привлечение, в дополнение к средствам федерального бюджета, денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов.

Объем Бюджета развития был не очень большим. В 1998 г. он составлял 16,38 млрд руб., в 1999 г. – 20,78 млрд руб., в 2000 г. – 26,9 млрд руб. В 2002 г. планировалось, что бюджет развития составит 50,2 млрд руб.

Источниками формирования Бюджета должны были стать:

1) связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства РФ;

2) инвестиционные кредиты Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

3) средства от приватизации;

4) средства из источников внутреннего заимствования. Эти средства должны были использоваться на:

Производственные капиталовложения;

Закупку оборудования в счет иностранных кредитов;

Финансовую поддержку экспорта;

Санацию предприятий;

Выплаты по государственным гарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.

Предполагалось, что расходование средств должно было осуществляться на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах. Это имело большое значение, ибо в процессе конкурсного отбора государство могло выбрать те предприятия, финансирование которых в будущем могло бы дать максимальный внутриотраслевой и межотраслевой мультипликативный эффект.

С предприятиями, выигравшими в конкурсе, государство заключало кредитное соглашение, в соответствии с которым определялись:

Цели, на которые могли быть выделены средства;

Залоговые обязательства и способы обеспечения возврата заемных средств;

Сроки возврата основного долга и проценты за пользование средствами.

Наличие Бюджета развития позволяет более эффективно решать задачи привлечения иностранных кредитов под гарантии государства. Однако этот инструмент инвестиционного развития так и не получил развития в нашей стране. В федеральных бюджетах РФ на 2003–2005 гг. Бюджет развития уже не выделялся в качестве самостоятельного. Неудачная попытка создания Бюджета развития, на наш взгляд, была связана с тем, что в качестве основных источников его формирования были предусмотрены внешние заимствования. Однако в начале 2000-х гг. данный источник для России практически иссяк, и поэтому формирование доходов бюджета развития оказалось под угрозой.

В настоящее время решено вновь вернуться к некоему финансовому инструменту, который бы смог обеспечить привлечение дополнительных инвестиций. С этой целью в составе федерального бюджета на 2006 г. предусмотрено образование Инвестиционного фонда в размере 69,7 млрд руб. Предполагается, что средства этого фонда должны формироваться за счет не только средств бюджета, но и средств отдельных хозяйствующих субъектов. Из этого фонда должны финансироваться, в первую очередь, инвестиционные проекты, имеющие общегосударственное значение.

7.2. Основные направления расходования средств федерального бюджета РФ

Важной группировкой расходов бюджетов является функциональная классификация, которая отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций.

До 2005 г. в соответствии с функциональной классификацией, все расходы федерального бюджета РФ включали расходы на:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебную власть;

3) международную деятельность;

4) национальную оборону;

5) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7) промышленность, энергетику и строительство;

8) сельское хозяйство и рыболовство;

9) охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

10) транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;

11) развитие рыночной инфраструктуры;

12) предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

13) образование;

14) культуру, искусство и кинематографию;

15) средства массовой информации;

16) здравоохранение и физическую культуру;

17) социальную политику;

18) обслуживание государственного и муниципального долга;

19) пополнение государственных запасов и резервов;

20) финансовую помощь бюджетам других уровней;

21) утилизацию и ликвидацию вооружения, включая выполнение международных договоров;

22) мобилизационную подготовку экономики;

23) исследование и использование космического пространства;

24) военную реформу;

25) дорожное хозяйство;

26) прочие расходы;

27) целевые бюджетные фонды.

О соотношении различных видов расходов по направлениям функциональной классификации свидетельствуют данные табл. 2.

Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает только 11. Это следующие разделы:

1. Общегосударственные вопросы.

2. Национальная оборона.

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

4. Национальная экономика.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство.

6. Охрана окружающей среды.

7. Образование.

8. Культура, кинематография и средства массовой информации.

9. Здравоохранение и спорт.

10. Социальная политика.

11. Межбюджетные трансферты.


Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета в 1998–2004 гг., %




По разделу «Общегосударственные вопросы» отражаются расходы на функционирование главы государства – Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.

По разделу «Национальная оборона» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области.

Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

По разделу «Национальная экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий, регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора.

В этом разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение деятельности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию государственной политики в области занятости населения. Учитываются также расходы на поддержку отдельных отраслей – топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и информатики (субсидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).

Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования. Здесь отражаются расходы на строительство и реконструкцию жилых домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для содействия расширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопросами коммунального развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное освещение, объекты санитарной уборки, зеленые насаждения и т. п.).

По разделу «Охрана окружающей среды» отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха.

Раздел «Образование» отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях, специальных профессионально-технических училищах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; расходы на высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.

По разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» отражаются расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио– и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.

По данному разделу осуществляется выделение и финансирование особо значимых для государства культурных объектов, таких как, например, Российская государственная библиотека; Государственный Эрмитаж; Государственный русский музей; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Политехнический музей; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник; Государственный академический Большой театр России; Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.

Расходы на «здравоохранение и спорт» предусматривают расходы государства на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, включая предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования, реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом, текущее содержание учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.

По данному разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области спорта, предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой, управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях, а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных участников соревнований.

По разделу «Социальная политика» отражаются расходы на пенсионное обеспечение, связанное с выплатой пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, функционированием учреждений и организаций социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.), предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

В данном разделе отражаются также расходы, связанные с социальным страхованием населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной защиты в виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам, имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.

По разделу «межбюджетные трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, связанные с формированием в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для выплаты пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая детей.

Федеральные бюджеты на 2005 и 2006 гг. составлены уже в соответствии с новыми разделами функциональной классификации расходов бюджетов (табл. 3).

Анализ соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для определения намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год. Так, из табл. 2 видно, что основная часть расходов федерального бюджета направляется сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2006 г. составят 43,5 % расходов федерального бюджета РФ.


Таблица 3

Распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета РФ на 2005–2006 гг., %




Самая большая статья расходов федерального бюджета – межбюджетные трансферты. В 2006 г. они составят в абсолютном выражении почти 1500 млрд руб. Во многом это связано с тем, что в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в федеральном бюджете, которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.

Расходы на оборону – это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2006 г. эти расходы составят почти 670 млрд руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение составляли от 25 до 30 % ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими – поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.

Третье место занимают расходы на общегосударственные вопросы – около 650 млрд рублей в 2006 г. Значительное количество расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят расходы на обслуживание государственного долга – примерно 1 / 3 от общих расходов по этому разделу.

Хочется отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального бюджета (табл. 2). Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2001 г. составляли 20,1 % расходов федерального бюджета РФ. В 2002 г. они составляли 14,6 %. В 2005 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3 %. Хотя доля расходов на обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.

Стабильными, но относительно невысокими являются расходы государства по поддержанию отдельных отраслей народного хозяйства – промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др. В 2006 г. эти расходы составят всего 340 млрд руб

Расходы на образование также невелики. На протяжении последних лет они составляют не более 4–5 % расходов федерального бюджета. Расходы на здравоохранение существенно ниже – не более 2–3 %.

Невелика также доля расходов на фундаментальные исследования – всего 1,5 % расходов федерального бюджета. Это очень маленькая цифра, причем она постоянно падает. Так, если в 1991 г. расходы государства на фундаментальные исследования составляли 1,03 % ВВП, что составляло 3,87 % расходов федерального бюджета, то в 1993 г. уже – 0,69 % ВВП. В 2001 г. доля расходов на науку в ВВП составляла всего 0,2 %, что во много раз ниже критического уровня, оцениваемого в 3 % ВВП. Считается, что при уровне расходов государства на науку в размере менее 3 % ВВП, происходит разрушение научно-технического потенциала. Такие расходы на науку фактически не позволяют осуществлять глубокие фундаментальные исследования, которые бы смогли в самое ближайшее время вывести страну на передовые рубежи научно-технического прогресса.

Правда, следует отметить, что в 2002 г. существенно возросли расходы по статье «Социальная политика». Если в 2001 г. расходы по этой статье составляли всего 9 % расходов федерального бюджета, то в 2002 г. – 22 % (см. табл. 1). В настоящее время доля расходов на социальную политику составляет около 5 %. Достаточно высокая доля расходов на социальную политику связана с тем, что по этому разделу учитываются расходы государственных социальных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и т. п.

Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств – это очень важная и ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Основными задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются:

1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;

2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;

3) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;

4) уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;

5) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

6) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга;

7) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

8) усиление контроля за использованием бюджетных средств.

7.3. Основные принципы и методы бюджетного финансирования

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.

2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.

4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств осуществляется без условий их обязательного возврата в госбюджет.

5) Бесплатность бюджетных ассигнований означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в виде процентов, части доходов и т. п.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

Наибольшее распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая определяется применительно к каждому бюджетному учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и т. п.

Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.

Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы. Общий объем денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям – Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т. п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.

Финансирование капиталовложений – это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства. При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах.

Для открытия финансирования на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляют Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек для федеральных нужд. В свою очередь, государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм.

Начиная с 1997 г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности.

7.4. Формы предоставления бюджетных средств

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) бюджетных кредитов юридическим лицам;

5) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

6) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

7) бюджетных ссуд, дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

8) кредитов иностранным государствам;

9) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений предоставляются исключительно на:

Оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

Трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

Оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным или муниципальным контрактам, выделяются в качестве самостоятельной формы предоставления бюджетных средств, поскольку предполагают особый порядок выделения бюджетных средств. Этот особый порядок возникает в том случае, когда закупки товаров, работ и услуг осуществляются на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда. В этом случае все закупки могут осуществляться только на основе государственных или муниципальных контрактов.

Государственный или муниципальный контракт – это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении условий контракта.

Наличие государственного контракта:

Позволяет облегчить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;

Стимулирует органы управления и бюджетных организаций рационально использовать бюджетные средства и осуществлять закупки по ценам, не превышающим средний уровень;

Повышает ответственность организаций, реализующих товары бюджетным организациям, что способствует более эффективному использованию бюджетных средств.

Совокупность заключенных государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета составляют государственный или муниципальный заказ .

Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Трансферты также включают:

Ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

Бюджетный кредит юридическим лицам – это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит может предоставляться как государственным и муниципальным унитарным предприятиям, так и юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

Если бюджетные кредиты предоставляются государственным и муниципальным унитарным предприятиям, то их получатели обязаны вернуть его в установленный срок и уплатить проценты за пользование кредитом. Они обязаны также предоставить информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы. Бюджетные кредиты для государственных и муниципальных унитарных предприятий могут быть как процентными, так и беспроцентными. Они предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием или бюджетным учреждением, но на более жестких условиях. К числу таких условий относятся следующие:

1) бюджетный кредит предоставляется только на условиях воз-мездности;

2) бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита;

3) способами исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита и начисленных за пользование ими процентов. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности;

4) обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита;

5) бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Необходимо иметь в виду, что налоговые кредиты могут предоставляться юридическим лицам только в форме бюджетных кредитов. При этом Законом о бюджете на очередной финансовый год устанавливается лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек. Например, в 2002 г. такой лимит по уплате федеральных налогов был установлен в размере 2,0 млрд руб.

За нецелевое использование бюджетных кредитов устанавливаются обычно более жесткие меры взыскания, чем по другим формам предоставления бюджетных средств. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» предусмотрено, что использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. При этом периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в федеральный бюджет или направления использования по целевому назначению.

Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам являются также одной их форм предоставления бюджетных средств, которая предусматривает в том числе возможность предоставления субсидий и субвенций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям. Такие субсидии и субвенции могут быть предоставлены из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами, решениями соответствующих органов власти. При выявлении фактов нецелевого использования субсидий и субвенций, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, они подлежат возврату в бюджет.

Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц могут осуществляться как в отношении государственных предприятий, так и в отношении юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Когда речь идет о государственных предприятиях, то расходы на финансирование бюджетных инвестиций могут быть осуществлены, если они включены в федеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. При этом федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению в порядке, утвержденном для финансирования федеральных целевых программ.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, может быть осуществлено только при условии возникновения права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Такие инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом.

Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондом используются для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности и широко используются в системе межбюджетных отношений (см. гл. III).

Кредиты иностранным государствам – это денежные средства, которые предоставляются Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в виде займов, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Государственные кредиты формируют государственные внешние активы РФ.

Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств – могут быть представлены как в виде денежных средств, так и в виде государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются государственные расходы и расходы государственного бюджета?

2. Что такое текущие и капитальные расходы?

3. Какие статьи бюджета относятся к защищенным статьям?

4. Какова структура расходов федерального бюджета?

5. Каковы основные принципы бюджетного финансирования?

6. Назовите основные методы бюджетного финансирования?

7. Что такое сметное финансирование?

8. Перечислите основные формы предоставления бюджетных средств.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит

Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит

Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр

Этапы бюджетного процесса : – бюджетное прогнозирование; – составление бюджета – рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

– исполнение бюджета в течение бюджетного года; – анализ и контроль исполнения бюджета.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей:распределения ответственности между структурными подразделениями - бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей; формирования совокупных доходов и расходов - формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей; формирования бюджета денежных средств - в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета

Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации Статья 20. Классификация доходов бюджетов

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета

Статья 21. Классификация расходов бюджета Статья 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Статья 34. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;средств целевых иностранных кредитов (заимствований);добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ Статья 39. Формирование доходов бюджетов Статья 40. Зачисление доходов в бюджет Статья 41. Виды доходов бюджетов Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 47. Собственные доходы бюджетов

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСХОДАХ БЮДЖЕТОВ Статья 65. Формирование расходов бюджетов Статья 69. Бюджетные ассигнования Статья 70. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений Статья 72. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд Статья 73. Реестры закупок Статья 74. Предоставление средств из бюджетов при выполнении условий Статья 74.1. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг Статья 78.1. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности Статья 81. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • 1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • 2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 3. доходы от реализации государственных запасов;
  • 4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • 5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • 6. административные платежи и сборы;
  • 7. штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • 8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  • 1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
  • 2. По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  • 3. В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;
  • 4. По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • 5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

1. По роли в общественном производстве:

Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

2. Общественному назначению:

Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

Расходы на социально-культурные нужды;

Военные расходы;

Расходы на управление.

3. Отраслям производства:

В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

4. Целевому назначению.

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

кредиты иностранным государствам;

средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

федеральная инвестиционная программа;

обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

официальный статистический учет;

прочие расходы.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

развитие рыночной инфраструктуры;

обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

обеспечение деятельности средств массовой информации;

финансовая помощь другим бюджетам;

прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части:

1 - связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры;

2 - используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств.

В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление.

Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была относительно стабильной. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства; около трети - на социально-культурные мероприятия.

Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, а социальная функция, ориентированная непосредственно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств смещаются в сторону усиления социальной функции.

Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др., в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

В государственном бюджете сохраняется целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, приобретение оборудования, питание, капитальный ремонт. Классификация расходов по целевому назначению является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств претерпевает существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ.

Сокращение объема бюджетного финансирования затрат по народному хозяйства связывается со следующими мерами:

    постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования;

    сведением до минимума участия государства в производственных инвестициях за счет сокращения централизованных капитальных вложений и акционирование строящихся объектов;

    отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному числу продовольственных и промышленных товаров в связи с либерализацией цен;

    жесткой экономией в расходовании бюджетных средств.

Тенденция к сокращению бюджетных расходов на народное хозяйство не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. Государственный сектор экономики требует разработки и реализации государственных инвестиционных программ. Для стабилизации экономики необходима финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.

Значительные бюджетные средства направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов, затраты на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение социального обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства в течение многих лет была на втором плане. По оценкам некоторых экономистов, на образование, медицину и экологию вместе взятые, приходилось в конце 80-х в начале 90-х годов лишь около 14% валового национального продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30%.

Динамика бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов народного хозяйства. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом социальных программ оказались без источников финансирования. Например, принятый Закон «О ветеранах» не работает.

Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники, затем - затраты по текущему содержанию армии и флота, финансирование научно-исследовательских работ, остальное - на долю военного строительства, пенсии военнослужащим.

Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения, при благоприятной военной обстановке они сокращаются.

Расходы на управление - это расходы, которые несет государство по содержанию аппарата управления исполнительной и законодательной органов власти.

Постоянно проводится сокращение расходов на управление, осуществляется совершенствование структуры управления.

Планирование расходов бюджета осуществляется на основе социальных нормативов и норм, которые утверждаются Постановлением Правительства.

Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий, является смета расходов. Если финансируемые в сметном порядке учреждение имеет какие-либо доходы, то эти поступления учитываются в отдельной приходно-расходной смете специальных средств.

Учрежденная смета является планом финансирования учреждений и основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.

При составлении и исполнении смет расходов предусматривается строго целевое назначение сметных ассигнований. Все затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете.

В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетных учреждений, приобретение оборудования, инвентаря и капитальный ремонт. Капитальные вложения финансируются по особым сметам.

Расходы на текущее содержание делятся на операционные и административно-хозяйственные. Операционные являются основными. Операционные расходы медицинского учреждения включают, например, заработную плату медицинского персонала, расходы на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря и обмундирования. К административно-хозяйственным относятся: заработная плата административно-хозяйственного персонала, расходы на отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт зданий.

При планировании бюджетных расходов надо правильно определить исходную базу, т.е. переходящую сеть и контингенты. И второй элемент смежного расчета расходов на текущее содержание - это нормы расходов. Расчетной единицей для разработки норм служит основной производственный показатель для соответствующих учреждений (класс, койка).

Различают нормы материальные и денежные.

Материальная - отражает затраты материальных ресурсов (в количественном выражении) на единицу измерения расходов, например: состав и количество продуктов питания на одного больного, количество электроэнергии для освещения 1 м 2 площади помещения.

Денежная норма - это стоимостное выражение материальной нормы. Денежная норма может быть бюджетной и финансовой.

Бюджетная - используется для расчетов расходов, финансируемых из бюджетов.

Финансовая - используется для планирования расходов из внебюджетных источников (например, часть расходов на содержание детей в детских садах покрывается за счет средств родителей).

Новое на сайте

>

Самое популярное