Домой Кредит на бизнес Офшоры — угроза суверенной экономике. Будет ли эффект? Офшоры бывают разные

Офшоры — угроза суверенной экономике. Будет ли эффект? Офшоры бывают разные

Аннотация: в статье раскрывается содержание и основные тенденции развития офшоризации в мире. В статье рассмотрено понятие офшоризации, а также история развития офшорных зон. Был проанализирован российский и зарубежный опыт взаимодействия с офшорными структурами.

Ключевые слова: офшоризация, офшорные зоны, свободные экономические зоны, офшорная компания.

На сегодняшний день, процесс глобализации мировой оказал значительное влияние как на трансформацию механизма функционирования мирового хозяйства, так и на приобретение им качественно новых характеристик развития. В тоже время, резкое усиление взаимодействия экономик большинства стран мира, экономической гомогенизации международных отношений, а также формирование глобальных рынков капитала, труда и услуг, создание и развитие глобальной инфраструктуры вывели на новый уровень борьбу за повышение глобальной конкурентоспособности национальных экономик и бизнес-структур, а также активизировали появление новых форм мирохозяйственного взаимодействия.

На фоне реализации вышеуказанных процессов особую актуальность приобретает в мире процессы образования свободных экономических зон, создание условий для развития офшоризации, а также формирование стратегий развития офшорного бизнеса, ориентированного, в первую очередь, на привлечение и обслуживание международных потоков капитала. Феномен явление «офшоризация» на сегодняшний день сосредотачивает большое количество внимания среди всего научного сообщества. Во многом, определение специфики офшорных зон содержится в понятии «свободная экономическая зона», поскольку современное научное сообщество в большей степени склоняется к трактовке понятия «офшор», как территориальное образование (в рамках целого государства, либо его административной единицы), в рамках которого созданы особые благоприятные условия и льготы для регистрирующихся на его территории субъектов, ведущих лишь экстерриториальную бизнес-деятельность .

Как правило, в рамках международной нормативноправовой базы свободные экономические зоны предполагают под собой часть национальной территории (иногда выделенной из общего таможенного пространства государства), имеющей расширенную самостоятельность в решении экономических вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей (VII Киотской конвенции 1973 г. по упрощению и согласованию таможенных процедур) . В исторической ретроспективе развитие офшорного дела занимает весьма значительный промежуток времени. Например, описывая экономические системы Древнего мира, следует констатировать о наличии свободных экономических зон в рамках территориальной системы всего Средиземноморья: в период полисной античной Греции остров Родос, Афины; далее, Остия - в Древнем Риме. В Средние Века идея офшора представляются средневековыми ярмарками вольных городов Священной Римской империи и городов-государств (Венеция), формирующая на рынках особый льготный статус в вопросах беспошлинности и освобождения от налогов в отношении иностранных купцов.

Однако, они были лишены главных свойств офшоров постоянства существования и обеспечения конфиденциальности в отношении ведения дел предпринимателями. В эпоху Возрождения, с развитием капиталистических систем, подобная практика стала совершеннее: государством предоставлялось право на определенной территории хранить и даже реализовывать товары беспошлинно при условии уплаты фиксированного сбора. Позднее в этих зонах начинается формирование инфраструктуры ранних форм свободного предпринимательства. Примером таких зон свободной торговли являются Гибралтар, остров Мэн, ставшие известными еще с XVI века. В эпоху Нового времени (Британская империя), в значительной степени обособленные от метрополии территории, с позволения английской короны, устанавливали у себя более льготные режимы ведения предпринимательской деятельности.

В странах континентальной Европы также появились такие налоговые оазисы, как Люксембург, Лихтенштейн и др., в рамках которых впервые после средневековых ярмарок льготному налогообложению стали подвергаться нерезиденты. Однако, именно в XX в. сформировались основные характерные черты офшорного бизнеса. Тогда же произошел качественный скачок в его развитии, бурный рост, особенно в послевоенные годы, что в основном было вызвано такими причинами, как интенсификация процессов интернационализации в экономическом развитии планеты и глобализационные тенденции; усиление роли транснациональных корпораций и транснациональных банков, как следствие предыдущего; усиление роли государства в регулировании экономики; распад мировой колониальной системы; научно-технический прогресс .

В рамках существующей мировой экономической системы специфика процесса офшоризации заключена в его развитии от макроуровня, представленном отдельными национальными экономиками, к микроуровню бизнес-субъектов и далее к мегауровню мировой экономики: 1. На макроуровне, это офшорные юрисдикции, являющиеся полноналоговыми территориями и не предоставляющие льгот независимо от того, ведет ли компания деятельность на данной территории или нет. Чаще всего к офшорным зонам относят: Австрию, Великобританию, Венгрию, Грецию, Данию, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Канаду, Люксембург, Нидерланды, Новую Зеландию, Португалию, США, Францию. Как правило, офшорные страны выступают промежуточным звеном в схемах использования офшорных зон; 2. На микроуровне данный процесс описывается понятием «офшорная компания», местом регистрации и деятельности которой является полноналоговая территория. В научной литературе такие компании получили название «компания специального назначения» или «проектная компания», создаваемая для определенной цели, позволяющая эффективно управлять финансовыми потоками; 3. Мегауровень представлен офшорным центром государством или же его административной единицей, предоставляющие финансовые услуги нерезидентам в размере, значительно превышающем финансовый сектор их собственной экономики.

В настоящий момент времени, актуальность развития офшоринга обеспечивается рядом современных тенденций: повышением обеспеченности мировой экономики капиталом; ускорением оборота финансовых активов в международном масштабе, их более эффективное использование; снижением рисков путем перемещения капитала в экономически стабильные и безопасные страны.

Однако в данном случае, развитие офшоринга вырабатывает ряд негативных последствий: подрывают налоговых баз стран, резиденты которых пользуются этим услугами; рост предпосылок отмывания в офшорах нелегальных доходов и финансирования терроризма в условиях финансовой анонимности; неконтролируемость потоков «горячих денег», дестабилизирующих глобальную финансовую систему. Стоит все же отметить, что использование офшорных налоговых схем очень выгодно для налогоплательщиков.

При этом с точки зрения государства можно выделить следующие основные негативные последствия применения таких схем, помимо снижения уровня налоговых поступлений: хозяйствующие субъекты существенно снижают свои налоговые издержки и получают необоснованное конкурентное преимущество; постепенная монополизация рынка, подрывающая стабильность и эффективность функционирования конкурентной среды; дестабилизация инвестиционного климата.

Тем не менее, в условиях современных рыночных отношений офшоринг необходим ориентированному на внешние рынки крупному бизнесу, поскольку позволяет ускорить привлечение иностранных инвестиций и кредитов, создавать более эффективную юридическую базу разрешения споров. В ряде случаев без офшорных компаний вряд ли возможно реализовать крупные международные проекты — такие, например, как экспортные газопроводы «Голубой поток» или «Северный поток». Использование офшоров оправдано при проведении сделок слияния/поглощения, проведении IPO на зарубежных финансовых рынках, при размещении заказов на морские суда, при экспорте сложного оборудования, в т. ч. спецтехники, с целью минимизировать правовые риски и риски неплатежа. Показательным примером может служить корпорация «Боинг», имеющая свой экспортный хаб на Каймановых островах.

Создание офшорных расчетных центров как формы финансового аутсорсинга может быть целесообразным при реализации долгосрочных контрактов. Например, по поставкам газа в Европу, тем более когда они частично заложены под полученные ранее кредиты от западных банков. Что касается юридических лиц, которые регистрируются в таких юрисдикциях, то здесь перечень выгод может быть намного больше. В частности, очень часто за счет учреждения офшорной компании можно достичь операционной экономии. Учреждая за рубежом подобное предприятие, можно сократить затраты на продвижение на внешний рынок и сбыт своей продукции. При помощи офшорного звена можно оптимизировать такие затраты, как маркетинг, снабжение, учет и др. Информационный эффект основополагающий мотив для введения в структуру бизнеса офшорного звена, поскольку рынок и конкурентные преимущества компаний изменяются очень быстро. Поэтому может быть принято решение о выделении какого-либо звена компании в отдельную структуру и перемещение ее в офшор: с целью получения дополнительных возможностей поиска информации, как о состоянии рынка, так и о сегменте, в котором данная структура работает, с целью влияния, как на рынок, так и на принятие конкурентами деловых решений .

Стоит отметить, что национальная политика в отношении офшоров во многом зависит от баланса издержек и выгод для каждой конкретной страны, от того как решаются противоречия между интересами государства и бизнеса. В данном случае показателен японский опыт. Японское законодательство рассматривает офшоры не как средство оптимизации налогов, а как операционную базу для обслуживания зарубежной сети и иностранных клиентов, выпуска ценных бумаг, покупки активов, слияний и поглощений, организации аутсорсинга, а также для валютных операций за границей.

К оттоку капитала через офшоры относятся как к неизбежному и даже необходимому аспекту глобализации японского предпринимательства — поскольку перенос производственных и сбытовых операций за границу стимулирует разработку новых технологий и работу над созданием новых экспортных ресурсов. Отсюда специфика японского регулирования офшоров: направлять движение капитала за границу, не допуская свободного хода финансовых потоков из офшорных зон в Японию. В политике страны в отношении офшоров в последнее время параллельно развиваются две тенденции. С одной стороны, совершенствуются правовые условия движения капитала между Южной Кореей и офшорами. Власти выдвинули концепцию превращения страны в региональный финансовый хаб; в эту перспективу вписывается идея формирования собственных офшоров. С другой стороны, усиливаются репрессивные меры против лиц и компаний, скрывающих свои доходы от налогообложения. Китайские бизнес-структуры широко используют офшорные территории как часть стратегии внешнеэкономической экспансии.

Целью использования офшоров является повышение конкурентоспособности китайского промышленного экспорта и зарубежное инвестирование в инфраструктуру и добычу сырье, а также обретение более широкого доступа к производственным сферам и финансовым ресурсам, являющимся предметом специального регулирования. Особое место в политике, касающейся офшоров, принадлежит Гонконгу. В ряде случаев Китай активно использует Гонконг для офшорной торговли юанем в качестве политического инструмента. Действующую стратегию в отношении Гонконга, планируется распространить на Тайвань с целью более глубокой интеграции острова в экономику КНР. В российской практике развития офшорных взаимосвязей сопряжено с комплексом противоречий между интересами государства и бизнеса.

В данном случае, государству наносится большой экономический ущерб, поскольку взаимоотношение с офшорными структурами не реформировано в большей степени. При этом, мотивация и характер использования офшоров российским бизнесом имеют и существенные отличия от мировой практики. Для российских компаний офшор, в первую очередь, это защита бизнеса и прав собственности от криминального и чиновничьего рейдерства. Особенно остра эта проблема для регионального бизнеса.

Доля офшоров в экспорте и импорте прямых инвестиций в десятки раз выше, чем в других странах. Так, например, в Германии и Франции доля офшоров в накопленных прямых инвестициях за рубежом составляет соответственно 1,9% и 2,3%. У нас доля Кипра в экспорте прямых инвестиций — свыше 40%, других офшоров — 15-20%. Схожая ситуация и по притоку прямых иностранных инвестиций. Т. е. во многом участие России в международном обмене прямыми инвестициями обеспечивается преимущественно деньгами российского происхождения. Негативность придает и существенная доля экспорта нефти, металлов, леса и удобрений, осуществляемого через офшоры.

Сопоставление данных внешнеторговой статистики России и статистики импортеров показывает не только значительную разницу в географии и объемах торговых потоков, но и в удельной стоимости сырья на границе России и на границах конечных потребителей нашей продукции. Такая разница может свидетельствовать об использовании через офшоры двойных контрактов по экспорту. Причинами таких негативных проявлений в российской практике использования офшоров определяются рядом факторов: характером приватизации, слабостью российской банковской системы, неразвитостью фондового рынка, значительными масштабами теневого сектора и коррупции .

Таким образом, офшоризация процесс планетарного масштаба, характеризующийся увеличением потоков товаров, услуг, капиталов, информации, рабочей силы через национальные границы, что приводит к взаимопроникновению как отдельных национальных рынков, так и экономик в целом, и являющийся важнейшей тенденцией современной мировой экономики, противостоять которой самостоятельно на данном этапе развития неспособно ни одно национальное государство.

Список литературы

1. Никулина О.М. Значение офшорного сегмента в развитии российской экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2014. № 2 (26). - С. 110-119.

2. Матусевич А.П. Офшорные зоны: история, тенденции развития, влияние на российскую экономику // Вестник Международного института экономики и права. 2013. № 1. - С. 37-48.

3. Панова Г.С., Туруев И.Б., Ярыгина И.З. Деофшоризация как фактор развития национальной экономики // Вестник МГИМО Университета. - 2014. № 1. - С. 102-112.

4. Татулов Г.А. Офшоры в международном движении капиталов // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 1. - С. 125-129. 5. Туруев И.Б. Офшоры тормоз развития или экономическая необходимость // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1. - С. 136-139.

Предложенная правительством концепция специальных административных районов во многом воспроизводит ошибки, допущенные при создании особых экономических зон

По замыслу Минэкономразвития, специальные административные районы (САР), которые планируется создать на островах Русский во Владивостоке и Октябрьский в Калининградской области, должны составить конкуренцию зарубежным офшорам, которые сейчас использует российский и международный бизнес, и привлечь в российскую юрисдикцию компании, зарегистрированные за рубежом. В эпоху санкций актуальность такой задачи понятна. Однако, несмотря на консолидированную позицию правительства, концепция САР, с которой удалось познакомиться авторам, вызывает ряд вопросов. Похоже, что чиновники готовятся повторить прошлые ошибки.

История российских «офшоров»

Российское государство уже давно пытается использовать возможности зон льготного налогообложения. В 1990-х годах это были специальные соглашения с деловым сообществом, по которым в обмен на инвестиции в местную экономику разрешалось не платить региональную часть налога на прибыль: вместо 24% получалось только 18%. Наиболее известными регионами, практиковавшими такие соглашения, были Чукотка, Калмыкия и Мордовия (последние два региона фигурировали в первом «деле ЮКОСа» — ФНС посчитала, что компания использует их для уклонения от налогов).

В 2005 году после принятия федерального закона №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» система офшоров претерпела радикальные изменения. Были ликвидированы все ранее существовавшие зоны льготного налогообложения, кроме зон в Магаданской и Калининградской областях. Вместо них появились особые экономические зоны (ОЭЗ), главной целью которых было обеспечить «индустриально-технологические прорывы». И если для технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ такая цель воспринималась органично, то для появившихся вскоре в рамках того же закона туристско-рекреационных (с 2006 года) и портовых ОЭЗ (с 2007 года) она уже вызывала вопросы.

Начиная с 2010 года друг за другом стали появляться новые виды зон с особым налоговым режимом: ИЦ «Сколково» (2010 год), зоны территориального развития (2011 год), региональные инвестиционные проекты на территориях ДВФО и отдельных субъектов РФ (2013 год), территории опережающего социально-экономического развития (2014 год), свободная экономическая зона в Республике Крым и Севастополе (2015 год) и Свободный порт Владивосток (2015 год).

При этом именно в рамках исполнения закона об ОЭЗ был реализован целый ряд неоднозначных решений (никак не связанных с передовым зарубежным опытом), среди которых:

1) создание ОЭЗ в «чистом поле», когда вся инфраструктура под нее создавалась с нуля на деньги федерального и регионального бюджетов;

2) создание позднее ликвидированного Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), руководители которого сменяли друг друга практически каждые полгода;

3) создание специальной государственной структуры — управляющей компании для управления каждой (!) особой экономической зоной;

4) использование режима свободной таможенной зоны для беспошлинного/низкопошлинного ввоза импортных товаров на территорию ОЭЗ, что позволяет при последующей незначительной переработке выпускать фактически импортную продукцию на внутренний российский рынок под маркой «сделано в ОЭЗ».

Второе и третье решения указывают на то, что российские зоны льготного налогообложения управляются государством, а это, по мнению Всемирного банка, повторяет как раз неудачный мировой опыт. Будущее принадлежит небольшим офшорам, управляемым частным сектором без прямого государственного вмешательства.

Стоит отметить, что авторам неизвестен какой-либо зарубежный опыт создания офшоров, предполагающий расходование огромных бюджетных средств. Подобный подход привел в итоге к массовому закрытию ОЭЗ из-за того, что бизнес не захотел в них работать (восемь ОЭЗ были закрыты только в 2016 году), передаче недостроенных ОЭЗ на баланс субъектов Федерации и, как логичное следствие, введению моратория на создание новых ОЭЗ с 2016 года.

Перспективы нового проекта

К сожалению, концепция создания специальных административных районов (САР) вновь предполагает введение особого административного управления, создание управляющей компании, выделение отдельного уполномоченного федерального органа исполнительной власти с функциями единого регулятора и т.д. Таким образом, опять речь идет о создании государственного офшора, что в мире уже не практикуется.

Есть проблемы и с целью создания САР. Предполагаются значительные административные послабления для участников: возможность учреждения юридического лица в течение одного рабочего дня, упрощенная процедура ведения реестра участников, неприменение требования об обязательной репатриации валютной выручки. При этом планируется специальный режим налогообложения для резидентов САР, включая налогообложение только доходов от источников в России, освобождение водных и воздушных судов резидентов от транспортного налога и налога на имущество организаций, освобождение от налога на доходы от эксплуатации имущества (водные и воздушные суда) за пределами России. Также резиденты САР не будут признаваться валютными резидентами со всеми вытекающими из этого последствиями.

В итоге САР будет представлять собой некую «тихую гавань» для безопасной работы резидентов на внешних мировых рынках, при том что российский бюджет будет получать с резидентов только НДФЛ (причем с налоговых нерезидентов по ставке 13%, а не 30%, как предусмотрено Налоговым кодексом) и страховые взносы. Отсутствие значимых налоговых поступлений от САР превращает их создание в благотворительный жест со стороны государства.

Кроме того, авторы идеи не учли возможность миграции бизнеса в САР из других российских регионов (перенаправление экспортных потоков через дочерние структуры — резиденты САР), что может привести к многомиллиардным потерям региональных и федерального бюджетов.

Как известно, для успешного развития бизнеса необходимо сочетание многих факторов, среди которых и доступность заемных средств, и наличие рынков сбыта, и платежеспособный спрос. При создании САР можно было бы заложить точки экономического роста на отдельных территориях, где уже есть инфраструктура для ведения бизнеса и трудовые ресурсы. А для мобилизации заемных средств освободить от налогообложения выплату дивидендов резидентами офшора в пользу как отечественных, так и иностранных компаний, инвестирующих в такие точки роста.

Вредная анонимность

Основной проблемой САР может стать его вполне декларируемая связь с темой антироссийских санкций. Принципы сокрытия информации офшорами известны развитым государствам достаточно давно. США достигли в борьбе с анонимностью немалых результатов.

Еще в 1937 году секретарь казначейства США Генри Моргентау написал президенту Франклину Рузвельту о необходимости незамедлительных действий в отношении американцев, создающих частные холдинговые корпорации в местах, «где налоги низки, а законы о корпорациях — размыты».

Важно заметить, что с анонимностью борются не только развитые государства, но и FATF, и не менее уважаемая Россией ОЭСР, под эгидой которой ФНС России очень рассчитывает на запуск этой осенью автоматического обмена налоговой информацией о финансовых счетах.

Особым же риском запуска режима анонимности в САР может стать прямой режим санкций со стороны США и, возможно, Евросоюза, не говоря уже о серьезных потенциальных претензиях со стороны FATF и ОЭСР. Если говорить прямо, то сам проект создания САР уже наверняка привлек внимание Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США.

Все на войну с офшорами. Российские власти, кажется, всерьез озаботились оттоком средств из страны. Оно и понятно. За последние 20 лет в офшоры ушло, по разным оценкам, от 800 миллиардов до триллиона долларов, и этот процесс продолжается. 12 декабря Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, признал, что борьба с офшорами не принесла сколько-нибудь заметных успехов, а значит, назрела необходимость более решительных мер. "Каковы плюсы и минусы новых предложений власти по деофшоризации российской экономики, помогут ли они на этот раз решить проблему с оттоком капиталов", - выясняли эксперты раздела " " интернет-издани я "Биржевой лидер".

Смелый план российского правительства.

Давно не секрет, что офшоры являются главным фактором оттока средств из России, а значит, и замедления экономического роста. Ведь доходы отечественных компаний вместо того, чтобы работать на развитие экономики России и повышение уровня жизни россиян, поддерживают экономику зарубежных стран. Как считает финансов Антон Силуанов, деофшоризация экономики могла бы пополнить российский бюджет на десятки миллиардов , заметим, совсем даже не лишних в условиях замедления экономического роста.
Что же предложил президент для преодоления офшоризации экономики? Среди новых и не очень новых мер можно отметить следующие:
- отлучить офшорные компании от госконтрактов и господдержки в любой форме, включая кредиты Внешэкономбанка. В самом деле, если главной целью офшорного бизнеса является уклонение от , то почему государство должно поддерживать такую компанию;

Изымать налоги с таких сделок в пользу российского бюджета принудительно. поставил задачу продумать систему, как эти деньги будут изыматься;

Отказаться от соглашения об избежании двойного с офшорами. Как считает Игорь Сечин, много времени этот вопрос не займет, достаточно лишь уведомить иностранных партнеров о выходе из такого соглашения. Что же касается , то, как сообщил Силуанов, с ним уже договорились о раскрытии информации "в более подробном формате, нежели существовал ранее";

Компании должны раскрывать своего владельца, что позволит определить, где бизнес зарегистрирован и платит ли налоги. Путин уже подписал поправки в Налоговый кодекс , которые вводят 30 процентный штрафной налог с пассивных доходов, выплачиваемых за , если не раскрыт бенефициар иностранной фирмы.

Другими словами, как сказал , "хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции".

Таким образом, такие крупные российские компании, не зарегистрированные в стране, как алюминиевый холдинг "Русал", металлургический "Евраз", "Вымпелком", ЕВРАЗ, Мечел, ММК, "Силовые машины", Кировский завод и многие другие останутся без господдержки со стороны правительства или должны будут выйти из офшорной зоны. То есть поставлена задача сделать увод денег из России максимально невыгодным.

Если брать во внимание международный опыт борьбы с офшорами, то, к примеру, в тех же существуют специальные штрафы, офшорные фонды, покупающие активы в стране, облагаются налогами по повышенным ставкам. А в ЕС существует уголовная ответственность за минимизацию налогов при международной торговле с офшорами.

Российские эксперты, в целом, поддерживая давно назревшие меры, полагают, что переломить ситуацию с офшорами будет все же непросто. Как известно, чтобы мечта стала планом, она должна сбыться, а вот с этим явно будут проблемы.

При этом в ходе оценки различных экономических параметров в редких случаях могла похвалиться показателями, характерными для наиболее успешных развивающихся европейских стран. Так, информационно-коммуникационные технологии, электроэнергетика, железнодорожная инфраструктура и состояние рынка капитала в России получили от специалистов ЕБРР, как ни странно, довольно высокие оценки.

"Курс рубля на валютном рынке Forex продолжает торги в восходящем тренде, причем ближайшее важное сопротивление располагается в области майского максимума - 33,53", - отмечают в аналитическом отделе брокерской компании (входит в рейтинг рекомендованых брокеров Форекс Академии Masterforex-V). Поддержки расположены на уровнях наклонного канала МФ и пивота МФ 31,64.

Как невозможное сделать возможным.

Признаем, бизнес всегда искал и будет искать возможность сэкономить на налогах и получить максимальную защиту своего капитала. Российские компании, понятно, не являются исключением из этого правила. Даже сделка по приобретению "Роснефтью" компании ТНК-ВР была проведена через офшоры. Понятно, что решить эту проблему в одночасье не получится. Не получится уже потому, что четыре из первой пятерки крупнейших поставщиков иностранных инвестиций в Россию - это офшоры или квазиофшоры, на них приходится около 60 процентов из общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику. Как свидетельствует Росстат, к концу сентября в российской экономике было накоплено инвестиций из Кипра на 78 миллиардов долларов, из Нидерландов - на 59 миллиардов, из Люксембурга - на 39 миллиардов и из Виргинских островов - на 12 миллиардов. Фактически это российский капитал, и если резко прикрыть офшоры, то он может уйти с рынков России навсегда в другие страны.

Другими словами, чтобы избавиться от офшоров одного "кнута" в виде угрозы отказать в господдержке не только недостаточно, но в чем-то и опасно. Тут без "пряника" никак не обойтись. Поскольку к апитал более всего ценит хороший деловой , стало быть, надо работать над его улучшением. Без этого борьба с офшорами останется не более чем сотрясением воздуха, делом абсолютно неперспективным. Пока же борется не столько с причинами офшоризации российской экономики, сколько с ее следствием. Так в чем популярность офшоров в России, помимо желания сэкономить на налогах? Очевидно, что в недостаточной защищенности прав собственности внутри страны, недоверии к отечественной судебной системе, сложности ведения бизнеса. Что делать?

Рецепты эти давно известны, здесь нет никакого секрета:

Обеспечить законодательное обеспечение возвращения капиталов из офшоров в российскую юрисдикцию. Нельзя сказать, что в этом отношении ничего не делается. Так, Госдума уже заявила о готовности в ближайшее время принять решение об исключении офшорных компаний из сферы закупок. Следственный комитет разработал законопроект, по которому под удар попадет практика получения кредитов из офшоров. С другой стороны, не будем преувеличивать реактивность отечественного парламента, к примеру, он еще в декабре 2012 собирался рассмотреть законопроект о повышении налогов для анонимных акционеров, но о его дальнейшей судьбе общественность так ничего и не узнала. Важно при этом закрыть все возможные щели. Уже прозвучали предположения, что компании, чтобы избежать проблем и не поткрять господдержку, могут завести себе российские "прокладки" между собой и офшорами;

- налоговые преимущества. К примеру, стандартная ставка для офшорной компании Кипра - 4,25% от прибыли, а в России - 20% с возможным снижением до 13,5%;

Снятие коррупционной составляющей бизнеса. Между тем Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием практически ничего не сказал о борьбе с коррупцией;

Упрощение процедуры регистрации компаний в России;
- предоставление режима банковской тайны;
- защита собственности и прав миноритариев. Между тем уже сейчас борьбу с офшорами некоторые объясняют желанием властей поставить под контроль те или иные сферы крупного бизнеса.

Редколлегия раздела "Новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос вДискуссионном клубе Академии Masterforex-V: удастся ли довести до логического конца деофшоризацию российской экономики?

Да, отлучение офшорных компаний от госконтрактов и господдержки действенная мера;
. нет, права собственности внутри страны не защищены;
. время покажет.

Развитие рыночной экономики обусловило появление различных направлений расширения ее возможностей. Одним из них становится становление оффшорных зон. Подобные образования важны для мировой бизнес-структуры. Они способствуют привлечению больших инвестиций. Роль оффшорного бизнеса в мировой экономике и системе народного хозяйствования нашей страны значительна. О подобных формах развития рыночной экономики пойдет речь далее.

Общая характеристика

Оффшорный бизнес сегодня процветает и активно развивается. Подобные зоны являются особой территорией со своими законами экономическими процессами. Термин «оффшор» пришел к нам из английского языка. Off-shore дословно переводится как «вне берега». Это отдельный бизнес, который строится по своим законам.

Страны оффшорного бизнеса занимают специальные территории, на которых компании после регистрации получают преимущества при оплате налогов. Такие организации находятся под юрисдикцией государства, к которому они юридически относятся. При этом они обязуются выполнять все требования местных законов.

Регистрация своего бизнеса в оффшорной зоне предоставляет компании массу преимуществ. Она получает налоговые льготы. Это значительно сокращает расходы. При этом вести финансовую отчетность становится проще. Однако эта тенденция характерна далеко не для всех подобных зон. В некоторых из них практически полностью отсутствует валютный контроль.

Компания, которая зарегистрирована в оффшорной зоне, ведет бизнес в любой валюте. Списание затрат проводится внутри страны, в которой зарегистрирована компания. При этом деятельность ее становится полностью анонимной. Финансовые операции становятся секретными, не подлежат оглашению для общественности.

В классическом варианте в оффшорной зоне ведут свой бизнес только нерезиденты. При этом внутренний ссудный капитал изолирован от счетов резидентов. Каждая оффшорная зона отличается условиями и требованиями к ведению отчетности. Поэтому компании выбирают страну самостоятельно. Они соотносят свои требования с условиями, которые предоставляет то или иное государство.

Разновидности зон

Существуют определенные особенности оффшорного бизнеса. Такие безналоговые зоны можно разделить на три группы. К первой категории относятся классические оффшоры. В такой зоне компании освобождены от налогов и отчетности. К таким территориям относятся, например, Доминикана, Сейшельские острова, Панама.

К первой группе оффшоров относятся страны, которые не требуют ведения отчетности. Также здесь полностью отсутствуют налоги. Это небольшие государства третьего мира. Наиболее известными странами этой категории являются Багамские острова, Панама, Каймановы и Виргинские острова. Здесь компаниям гарантируется полная конфиденциальность действий. Контроль их деятельности со стороны властей практически полностью отсутствует.

Оффшорный банковский бизнес в подобных экономических зонах практически не ведется. Также крупные, солидные компании избегают вести свою деятельность в подобных странах. В противном случае они теряют доверие инвесторов и партнеров.

Ко второму типу оффшоров относятся зоны повышенной респектабельности. Здесь от компаний требуют ведения финансовой отчетности. При этом им предоставляют хорошие налоговые льготы. Контроль компаний со стороны государства в этих зонах достаточно жесткий. Здесь ведут реестр директоров, акционеров. Престиж компаний в таких оффшорах выше. Примером подобных экономических зон являются Венгрия, Ирландия.

К третьей категории оффшоров отнесены экономические зоны, которые предоставляют нерезидентам некоторые налоговые льготы. Это, например, Великобритания, Россия. Здесь существуют высокие требования к ведению отчетности, что повышает доверие к компаниям. Наибольшей популярностью среди подобных стран пользуется Кипр. Здесь действуют международные соглашения, которые позволяют избежать двойного налогообложения.

Роль безналоговых зон

Значимость оффшорного бизнеса и его роль в экономике велики. Безналоговые зоны являются частью экономического пространства страны, где применяется особая система льгот. Создают подобные зоны с разными целями. Если оффшоры созданы в экономически развитых странах, они нужны для усовершенствования внешних экономических связей, эффективного ведения среднего, малого бизнеса.

В развивающихся странах подобные пространства создают с целью привлечения иностранного капитала, создания новых рабочих мест. Это способствует развитию экономики страны.

Стоит отметить, что оффшорный банковский бизнес составляет около 1/3 всех депозитов развитых государств мира. Здесь также сконцентрирован страховой бизнес. Через оффшорные зоны осуществляются экспортно-импортные операции, консалтинговую, трастовую деятельность. Также здесь заключают сделки о покупке-продаже недвижимости.

При этом предприятия, которые зарегистрированы в оффшорах, не имеют права осуществлять производственную деятельность. Однако подобные экономические зоны играют важную роль. Они ускоряют экономический рост, мобилизуют инвестиции. Здесь происходит обмен информацией и технологиями. Здесь компании малого и среднего бизнеса получают возможность «встать на ноги», чтобы впоследствии перейти на обычную систему налогообложения своей страны.

Сегодняшнее состояние

Страны оффшорного бизнеса сегодня характеризуются разным положением в мировой экономике. Это могут быть как государства третьего мира, так и самые развитые державы. Поэтому оценка деятельности оффшорных зон сегодня достаточно неоднозначна. Здесь одновременно прослеживаются две тенденции. Первой из них является стремление стран либерализовать свою внешнеэкономическую деятельность. Это положительная сторона работы оффшоров. Однако второй тенденцией является отмывание в таких зонах «грязных» денег. Здесь нередко проводятся банковские аферы.

Тем не менее оффшорный бизнес сегодня развивается гармонично и достаточно быстро. Многие страны ужесточают свои стандарты контроля финансовой отчетности. Это привлекает значительные капиталы инвесторов. Компании, которые работают в таких условиях, занимают высокие позиции в кредитном рейтинге, пользуются доверием своих партнеров.

Специализация

Современные тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес тесно связаны. Это значительный сектор мировой экономики. Каждое государство (сегодня их насчитывается около 35-40), которое предоставляет «налоговое убежище», имеет четкую специализацию в данной сфере. Так, на Багамах создают наиболее выгодные условия для ведения банковского бизнеса, судов и страхования на льготных условиях. При этом Каймановы острова гарантируют высокую секретность ведения бизнеса для компаний.

Швейцария, например, как и прежде, доказывает безопасность хранения вкладов в своих банках. Даже мировой кризис, который отразился на разных странах, в том числе и оффшорах, их не затронул. В Швейцарии защиту вкладов гарантирует банковская гильдия. По договоренности этих финансовых институтов, они не допустят, чтобы хотя бы один банк страны обанкротился.

Вред или польза?

До сих пор не утихают споры о том, вред или пользу несет оффшорный бизнес мировой экономике. Существуют как противники, так и сторонники функционирования подобных безналоговых зон. Те, кто полагают, что оффшорный бизнес, как правило, не концентрируется в развитых странах, глубоко заблуждаются. В большей или меньшей степени такие возможности для нерезидентов предоставляют многие мировые экономические лидеры. В их число входят и государства Евросоюза, некоторые штаты и США, Канада, Великобритания, Япония. Условия предоставления налоговых льгот у всех разные. Практически в каждой стране имеются положения относительно налогового законодательства, которые применяются в процессах международного налогового планирования.

Конечно, через некоторые оффшоры, которые предоставляют полную анонимность для зарезервированных в них компаний, проводят нелегальные финансовые операции и сделки. Однако крупные мировые компании, которые занимают лидирующие позиции в той или иной отрасли, не позволят себе зарегистрировать предприятие в такой экономической зоне. Они ценят свою репутацию. Поэтому они выбирают страны, которые четко регламентируют ведение бухгалтерской и финансовой отчетности, гарантируя прозрачность всех операций.

В условиях мирового финансового кризиса многие компании построили стратегические программы, которые требуют снижения затрат. Без регистрации организации в оффшорной зоне достигнуть поставленных долгосрочных целей не получится. Многие компании малого, среднего бизнеса смогли удержаться на плаву благодаря льготным условиям налогообложения. Они не смогли бы этого сделать, если бы они были зарегистрированы на территории своей страны.

Сегодня вопросам регулирования оффшорного бизнеса уделяется большое внимание. Это позволяет снизить негативные тенденции, которые наблюдаются в безналоговых зонах.

Потребность в оффшорах для России

Роль оффшорного бизнеса в экономике России значительна. Потребность в нем возникла в силу определенных обстоятельств. Когда был начат процесс реформирования экономики, граждане страны смогли зарабатывать деньги легальным и нелегальным способами. Однако вкладывать средства в бизнес в своей стране было невыгодно и небезопасно.

С распадом СССР многие хозяйственные связи между республиками бывшего государства стали международными. Поэтому через оффшоры начали направляться разные потоки товаров и денег через фирмы-посредники. Это позволило компаниям вывести свою прибыль из-под системы отечественного налогообложения.

В таких условиях развитие оффшоров шло бурно и стремительно. Первыми обратили внимание на новые возможности лидирующие на рынке компании, а также те, кто зарабатывал деньги нелегально (организованная преступность).

Стоит отметить, что многие российские предприятия благодаря продуманным проектам относительно использования оффшоров, в определенный период смогли удержаться на рынке, выжить в сложных экономических обстоятельствах. При этом они стабилизировали свое положение и ныне процветают.

Формы развития в России

Оффшорный бизнес в России начал развиваться с самого своего становления в трех формах. Они сохранились и поныне. К первой форме относится стихийное развитие компаний, работающих через оффшоры. В этом случае организации используют самые примитивные варианты использования условий компаний, которые были зарегистрированы в безналоговых зонах.

Второй формой ведения подобного бизнеса в нашей стране является возникновение и ведение хозяйственной деятельности секретарскими компаниями. Прибыль подобные организации получают от продажи готовой оффшорной компании. Ее владелец будет принимать решения о дальнейшем использовании полученных активов.

Третью форму обусловило появление в нашей стране международных секретарских организаций. Услуги иностранных консультантов позволили разным видам бизнеса стать более спланированными. Такие специалисты позволяют разработать налоговый план. Методика основана на комбинации трех факторов. Она учитывает различия налогообложения в разных странах, организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а также особенностей извлечения дохода от определенного вида деятельности.

Негативные последствия

Существуют определенные проблемы оффшорного бизнеса в России. Использование подобных сетей (как легальных, так и нелегальных) способствует из страны. Налоговая прибыль, которая поступает в бюджет, сокращается. При этом подобный процесс может быть как легальным, так и нелегальным. Если первый можно контролировать, то второй - это стихийное явление, которое не поддается точной оценке.

Потери страны, по оценкам экспертов, особенно существенны из-за оттоков криминального капитала. Это вызывает значительные потери. Причем эта тенденция характерна как для легального, так и нелегального использования оффшоров.

Негативные последствия сказываются на экономике страны. Перестают финансироваться важные направления государственной сферы. Поэтому возникла необходимость проведения ограничивающей политики. Подобную деятельность в последние десятилетия проводят не только в России, но и практически во всех развитых странах мира. Особое внимание уделяется стабильному развитию мировых финансов, борьбе с отмыванием нелегальных доходов.

Методы улучшения ситуации в стране

Оффшорный бизнес имеет как негативные, так и позитивные последствия для экономики. Он требует тщательного контроля. Однако в этом случае требуется не только правильное ведение антиоффшорной политики, но и принятие ряда внутренних реформ. Требуется создать выгодные условия для ведения бизнеса в России. Пересмотра требует экономическая, социальная стратегия развития страны. Требуется создать выгодные условия для притока международных инвестиций, безопасного ведения бизнеса нерезидентами и резидентами РФ. В этом случае убытки, связанные с оффшорной деятельностью компаний станут минимальными.

Рассмотрев особенности оффшорного бизнеса, можно отметить его положительные и отрицательные стороны. Минимизировав неблагоприятные тенденции ведения бизнеса через безналоговые зоны, государство может повысить свою инвестиционную привлекательность, привлечь международный капитал в страну.

Полезны ли офшоры для экономики?

Дело Бизнес-климат

Заявив о необходимости «деофшоризации экономики», Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию поставил точку в разговорах о том, что должно превалировать в отечественном бизнесе - собственный карман или патриотизм. Спору нет, нехорошо, когда в целях оптимизации налогов огромная часть активов, физически размещенных в России, формально «прописана» на Кипре, Джерси, Гернси и прочих южных и не очень островах. Но все же: раз офшоры открывают, значит, это кому-то нужно… От +5 (да), до –5 (нет))

Если российские компании работают за рубежом, а сейчас это делают многие, практика бизнес-планирования предполагает наличие офшоров. Они создаются для того, чтобы производитель оперировал как на российском, так и на зарубежных рынках. Конечно, плохо, что многими российскими предприятиями владеют офшоры. Плохо, что через них проводятся операции по оптимизации налогообложения. Плюс к этому у офшоров есть, конечно, и свои риски, как и в любом другом виде бизнеса. В случае падения рынка они могут перейти в собственность западным кредиторам..

Сергей Михайловв

пред­се­да­тель со­ве­та ди­рек­то­ров груп­пы «Капи­талЪ Управ­ле­ние ак­ти­ва­ми»»

Экономика России пока не может обходиться совсем без офшоров. Большинство бенефициаров крупнейших предприятий владеют ими через офшорные компании. Причины этого очевидны: оптимизация налогообложения и защита собственности. Однако в этом есть и ряд минусов. Например, не каждый банк будет кредитовать компанию с подобной структурой собственности, поскольку могут возникнуть проблемы с взысканием объекта залога. Кроме того, капитализация компании, которой владеют через офшор, как правило, будет ниже. В целом для дальнейшего активного развития российским компаниям имеет смысл задуматься об упрощении структуры собственности..

Илья Киселевв

ру­ко­во­ди­тель каз­на­чей­ства бан­ка «Строй­кре­дит»»

Сергей Андреевв

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ГК ABBYYY

Объемы сделок через офшоры, к которым сегодня прибегают в том числе государственные компании и банки, безусловно, должны сокращаться. При этом крайне важно, чтобы для реализации поручения президента были созданы все необходимые условия, внесены изменения в законы, которые позволят инвесторам чувствовать себя комфортно в России. Сейчас во многих наших законах не хватает целого ряда технических условий, которые есть в иностранном законодательстве..

Кирилл Дмитриевв

ге­не­раль­ный ди­рек­тор Рос­сий­ско­го фон­да пря­мых ин­вес­ти­цийй

Надо учитывать, что российская экономика замедляется. Налоги будут расти, даже несмотря на то что нас заверяют, что это не так. Придется повышать и страховые платежи, и увеличивать налогообложение имущества. Поэтому работа через офшоры может стать последним шансом для предпринимателей просто сохранить свой бизнес и не обанкротиться. Что касается минуса, то он также связан с налогами. Бюджет недополучает деньги, и государству становится сложнее выполнять свои социальные обязательства. Поэтому решать эту проблему надо. Вопрос в том - как. Рыночный способ - это сделать так, чтобы инвестировать деньги в российскую экономику было комфортно. А вот вводить запреты бесполезно. Все равно найдутся способы их обойти..

Игорь Николаевв

ди­рек­тор де­пар­та­мен­та стра­те­ги­чес­ко­го ана­ли­за ФБКК

Вопрос очень широкий. Помимо режима налогообложения это еще и проблема эффективности правовой системы. С одной стороны, деньги идут туда, где существует меньшая опасность, что их экспроприируют. И где чиновники не берут взятки. Если государство попытается, не решив эти проблемы, начать проводить деофшоризацию методами запретов на вывоз капиталов или вводить другие административные меры, то бегство капиталов из России только усилится. С другой стороны, офшоры создают возможность ухода от налогов и как результат искажают конкурентную среду. Делают ее несправедливой..

Макс Гутбродд

пар­тнер ком­па­нии Baker & McKenzie - CISS

Раз офшоры существуют и ими пользуются не только российские компании, значит, в чем-то свою позитивную функцию они выполняют. Но я думаю, что Владимир Путин имеет в виду, что деньги должны приходить в страну, а не бежать из нее в офшоры. Это невозможно сделать декретом. Сказать: «Ребята, все возвращайте». И что, все вернут? Вряд ли. Надо создавать такие условия для бизнеса, чтобы у предпринимателей просто не было необходимости работать через иностранные юрисдикции..

Юрий Кобаладзее

стар­ший со­вет­ник ин­вес­ти­ци­он­но­го бан­ка UBSS

Смотря какие офшоры и с какой целью они создаются. Многие страны, в первую очередь государства Юго-Восточной Азии, развивались как раз на основе офшорных соглашений. Да и многие наши бизнесмены предпочитают заключать сделки и решать конфликтные ситуации в иностранных, в том числе офшорных, юрисдикциях, а не в российском правовом поле. Для нашей страны этот период уже закончился. И я скорее соглашусь с Владимиром Путиным, что пора уже российскому бизнесу работать открыто. Но для этого государству предстоит очень многое сделать. В первую очередь необходимо улучшать инвестиционный климат, совершенствовать корпоративное, гражданское законодательство, наводить порядок в правоприменительной практике. Без этого проблему не решить..

Михаил Эскиндаровв

рек­тор Финан­со­во­го уни­вер­си­те­та при пра­ви­тель­стве РФФ

Ответ двойственный. В принципе офшоры не очень хороши для экономики, поэтому я ставлю минус. Но если люди понимают, что наша правовая система не очень приветлива к бизнесменам, то офшоры как временное решение проблемы являются нормальным явлением. Это, кстати, проблема не только России. Если мы посмотрим, как структурируют свою собственность американские компании, включая такие крупные, как Amazon, Google, Apple, то увидим там довольно большое количество офшоров..

Новое на сайте

>

Самое популярное