Домой Банки Правовое регулирование публичных расходов и доходов. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов

Правовое регулирование публичных расходов и доходов. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов

  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.

    Государственные доходы – это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.

    Бюджетный кодекс дает подробную характеристику доходов бюджетов всех уровней по видам, а также по каждому уровню бюджетной системы. Отношения по доходам бюджетов регули¬руются нормами бюджетного и налогового права. В Бюджетном кодексе содержатся лишь некоторые нормы, определяющие ре¬жим поступления налогов в бюджеты. Основной объем положе¬ний, регулирующих налоговый механизм государства, содержит¬ся в Налоговом кодексе РФ и других нормативных актах нало¬гового законодательства.

    Виды государственных доходов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам (80%) относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся доходы:

    От использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    От продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    От платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

    Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям;

    В виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    Иные неналоговые доходы.

    К безвозмездным расходам относятся: дотации; субсидии; субвенции; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц.

    Классификация государственных доходов. По территориальному признаку государственные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов РФ.По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные (налоговые и неналоговые) и добровольные.

    К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов. К децентрализованным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ (например, государственные унитарные предприятия).

    29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.

    Государственные расходы – это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

    Бюджетный кодекс устанавливает порядок формирования расходов бюджетов всех уровней на базе единых методологиче¬ских основ и установленных Правительством РФ нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, а также нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг*. Органы власти субъектов РФ и муниципалитетов вправе увеличивать нормативы на оказание государственных и муниципальных ус¬луг, если у них есть соответствующие финансовые ресурсы.

    Из федерального бюджета финансируются следующие расходы: содержание органов власти; национальная оборона; финансирование науки; образование госрезервов; обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего); регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

    К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести: господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь); обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; науку и социально-культурные мероприятия.

    По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы - это: содержание органов власти, управления и правоохранительных органов; текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики. Капитальные расходы делятся на: новое строительство; реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

    Так же расходы средств из бюджета осуществляются в форме бюджетных ассигнований , которые представляют собой объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. К бюджетным ассигнованиям относятся: оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга; исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц.


    ЛИТЕРАТУРА 1.Худяков А.И. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Найманбаев С.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы Конституция Республики Казахстан от года, с последующими изменениями и дополнениями.


    Вопрос 1. Правовое регулирование доходов Правовое регулирование доходов бюджета представляет совокупность правовых норм, регулирующих общ. отношения, возникающие в связи с формированием доходной части бюджетов. Государственный бюджет – это свод республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними. Государственные доходы - это часть совокупного общественного продукта, созданная государственными предприятиями и учреждениями, а также обращаемая в процессе распределения и перераспределения этого продукта через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания фин. основы.


    Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в денежный фонд, предназначенные для финансирования общегосударственных задач и функций на центральном и местных уровнях. Понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы бюджета». Поступления в бюджет «Бюджетный кодекс РК» определяет как совокупность: 1. доходов бюджета 2. офиц. трансферты, включая субвенции и бюджетные изъятия 3. погашения основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам


    Первый вид поступлений в бюджет Закон именует «доходы бюджета». В свою очередь доходы бюджета подразделяются на 3 группы: 1. поступления от налогов, сборов и других обязательных платежей. 2. неналоговые поступления 3. доходы от операций с капиталом Второй вид этих поступлений составляют получение бюджетом офиц. трансфертов (грантов).


    Официальные трансферты - это безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет или затраты бюджета. Бюджетные изъятия - это офиц. трансферты, передаваемые из нижестоящего бюджета в вышестоящий. Третьим видом поступлений в бюджет выступает погашения основного долга по ранее выданным кредитам из этого бюджета.


    Вопрос 2. Правовое регулирование расходов бюджета Правовое регулирование расходов бюджета – это совокупность правовых норм, регулирующих общ. отношения, возникающие в связи с формированием расходной части бюджетов. Под расходами бюджета понимаются средства, выделяемые на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета. Расходы бюджета зависят от метода бюджетной деятельности, посредством которого осуществляется распределение бюджета. Такими методами выступают: 1. бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета 2. бюджетное кредитование - возвратное предоставление денежных средств из бюджета 3. погашение долговых обязательств бюджета


    Принципами бюджетного финансирования являются: безвозвратность предоставления денег, безвозмездность предоставления денег, плановость, соответствие планируемых расходов объему бюджетных доходов, целевой характер предоставления денежных средств, контроль за использованием выделенных из бюджета денежных средств. Бюджетное кредитование основывается на принципах возвратности, срочности, целевого характера и плановости. Бюджетные кредиты могут предоставляться: 1. другому бюджету (межбюджетная ссуда) 2. юр. и физ. лицам, где предоставление бюджетной ссуды связано с обеспечением заемщика необходимыми денежными средствами.


    Вопрос 3. Правовые основы сбалансированности доходов и расходов бюджета Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает: 1. Структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев. 2. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами. 3. Порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета.


    Для понимания сущности бюджетного регулирования необходимо раскрыть значение таких категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета». Профицит бюджета – это превышение общей суммы поступлений в бюджет над объемом расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов. Дефицит бюджета – это превышение объема расходов и выделенных из бюджета на возвратной основе кредитов над общей суммой поступлений в бюджет. Процесс сбалансирования бюджетов осуществляется не только за счет увеличения доходной части с помощью регулирующих доходов и дотаций, но и путем формирования расходной части бюджетов (перераспределение расходов между отдельными видами бюджетов, прямое сокращение бюджетных расходов и др).



    Понятие и состав государственных доходов. Система государственных доходов и ее единство. Налоговые и неналоговые доходы. Добровольные и принудительные платежи. Централизованные и нецентрализованные доходы. Источники государственных доходов

    Государственные доходы -- часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

    В состав государственных доходов входят:

    • · доходы от фискальных монополий;
    • · налоги и сборы;
    • · доходы от использования имущества;
    • · доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов.

    Часть национального дохода также представляют муниципальные (местные) доходы , которые служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

    Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды -- в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

    Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды -- местные бюджеты и внебюджетные фонды. Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством и основаны на конституционных нормах.

    Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов , которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи -- стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

    По действующему законодательству России систему государственных и местных доходов можно оценивать как единую , что выражается в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням -- федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных и местных доходов, помимо законодательства РФ, включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

    Доходы государства могут носить налоговый и неналоговый характер .

    Основной источник налоговой части доходов государства -- вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда).

    Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

    В отличие от налоговых доходов, имеющих только обязательный характер, неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер .

    Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.

    Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.

    Основываясь на порядке образования и использования государственных доходов их подразделяют на централизованные и нецентрализованные доходы . К первой категории по большому счету можно было отнести доходы бюджета, ко второй -- самостоятельно зарабатываемые предприятиями и организациями средства при осуществлении экономических взаимоотношений с иными субъектами на основе так называемого хозяйственного расчета.

    Главная составляющая государственных доходов в странах с рыночной экономикой и демократическим общественным устройством -- налоговые поступления.

    Источники государственных доходов подразделяют на две группы:

    • 1) внутренние -- национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций;
    • 2) внешние -- национальный доход, а в исключительных случаях -- и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

    Понятие и система расходов государства, их специфика. Централизованные и децентрализованные расходы. Принципы и формы финансирования расходов. Формы осуществления расходов бюджетов

    Государственные расходы -- это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и нецентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

    Правовое регулирование государственных расходов осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов РФ и актов местного самоуправления. бюджет банк фонд казначейство

    Единство правовых норм, регулирующих расходы бюджетов всех уровней, закреплено в ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, которая гласит: «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов».

    Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов (централизованные расходы ), и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные расходы ). И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

    Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.

    Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов . Организационное построение данной системы базируется на сочетании принципов финансирования расходов .

    • · Целевое направление средств . Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, а в некоммерческой -- заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.
    • · Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.
    • · Принцип соблюдения режима экономии , который содействует достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

    (практические занятия - 1:00 (коллоквиум), самостоятельная работа - 2:00)

    План

    1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

    2. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов

    Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

    Условием достижения целей и выполнения задач, стоящих перед государством, и реализации ею своих функций является наличие соответствующих финансовых средств. Формирование этих финансовых средств выражается через такую категорию, как государственные доходы.

    Государственные доходы - это часть внутреннего валового продукта, поступающего в виде различных денежных платежей и поступлений в собственность государства, компетентные государственные органы направляют на обеспечение целей и задач, стоящих перед государством.

    Муниципальные доходы являются частью внутреннего валового продукта, поступающего в виде платежей и поступлений в местные бюджеты и служит для решения различных вопросов, стоящих перед органами местного самоуправления.

    В формировании государственных доходов участвуют все звенья финансовой системы страны. В результате этой целенаправленной деятельности государство формирует денежные фонды (государственный и местный бюджеты, централизованные внебюджетные целевые фонды). Образование этих фондов происходит по разным направлениям. Это средства государства, поступления от юридических и физических лиц, средства общественных организаций.

    Государственные и муниципальные доходы - достаточно разносторонняя и одновременно единственная система. Классификация государственных и муниципальных доходов осуществляется по различным признакам:

    1) по методу образования: обязательные; добровольные (например, средства, полученные от проведения лотерей или выпуска акций);

    2) в порядке образования: централизованные (сосредотачиваются на уровне государственного бюджета); децентрализованные (аккумулируются на уровне государственных предприятий, организаций или учреждений);

    3) по юридической форме: налоговые (налоги и сборы налогового характера: сборы, пошлины и платы - эти платежи составляют основу доходов государства и органов местного самоуправления); неналоговые (например, штрафы, средства, поступающие от реализации государственной собственности);

    4) по территориальному уровню: общегосударственные; местные;

    5) по источнику образований от государственного или муниципального хозяйства; от юридических лиц, основанных на негосударственной собственности; от общественных организаций; от физических лиц.

    В Бюджетном кодексе (ст. 8) выделены следующие составные части доходов бюджета: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

    Общественные отношения в сфере формирования государственных и муниципальных доходов выступают в правовой форме. Анализ действующего налогового законодательства дает основания для вывода, что правовые нормы, которыми регулируются вопросы формирования государством денежных фондов, преимущественно рассредоточены, разбросанные между такими подотраслям финансового права, как бюджетное и налоговое. Так, ст. 2 Бюджетного кодекса Украины определяет доходы бюджета как налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, осуществление которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, подарки, гранты).

    Понятие и виды государственных и муниципальных расходов

    Формирование государственных (муниципальных) доходов и использования их для обеспечения государственных (местных) потребностей являются взаимосвязанными процессами, а соответственно государственные (муниципальные) доходы и государственные (местные) расходы - взаимозависимыми категориями. Объем расходов напрямую зависит от объема доходов. В случае их несоответствия неизбежно возникают негативные последствия (бюджетный дефицит, инфляция, введение дополнительных налоговых рычагов, финансовый кризис). Поэтому, планируя расходы, государственные органы и органы местного самоуправления обязательно предусматривают возможности их покрытия за счет предполагаемых доходов.

    Государственные расходы являются одной из сторон финансовой деятельности государства. Так же, как и мобилизация государственных доходов, этот процесс бесперебойно, непрерывно.

    Государственные расходы - это плановая деятельность органов государства и местного самоуправления по целевому использованию публичных средств. При этом в составе государственных расходов выделяют расходы бюджетов. Это обусловлено как значением стройной бюджетной системы в жизни государства, его ролью и местом в системе централизованных фондов, так и абсолютными величинами аккумулированных бюджетами средств. Вполне естественно, что из-за этого в значительной роль бюджетного права в регулировании вопросов государственных и местных расходов.

    Государственные расходы классифицируют по:

    1) формой собственности: государственные; муниципальные;

    2) по характеру участия в общественном производстве: основные средства; оборотные средства; резервы;

    3) источником получения и использования: централизованные (финансируются из государственного и местного бюджетов и государственных внебюджетных целевых фондов); децентрализованные (финансируются государственными или муниципальными предприятиями за счет собственных средств, остающихся в их распоряжении)

    4) целевому назначению: заработная плата; хозяйственные расходы; расходы на текущий ремонт и т. д.;

    5) ролью в общественном производстве: на развитие материального производства; на нематериальную сферу;

    Особый интерес представляет классификация расходов по функциональному признаку. Средства при этом направляются на выполнение функций государства. В частности, различают расходы на:

    Экономику государства (с выделения ее отраслей: строительство, промышленность, связь и и др.);

    Национальную оборону;

    Социально-культурную сферу;

    Науку и образование;

    Государственное управление и местное самоуправление;

    Правоохранительную систему;

    Судебную систему;

    Здравоохранение;

    Предотвращение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

    Обслуживание государственного долга;

    Международную деятельность и тому подобное.

    Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования - бесплатное и бесповоротное выделения средств из государственных или муниципальных финансовых фондов на удовлетворение публичных нужд.

    Финансирование распространяется преимущественно на государственные объекты. В то же время порядок финансирования зависит, например, от целевого назначения средств, субъектов, которые получают или источников финансирования. Финансирование также деятельностью, имеет плановый характер, поэтому различают краткосрочное финансирование, среднесрочное, долгосрочное и годовое.

    Общественные отношения в сфере государственных и местных расходов подробно регулируются правовыми нормами. Финансово-правовые нормы, регламентирующие государственные и муниципальные расходы, сгруппированные в соответствующие финансово-правовые институты, в свою очередь, образуют такой раздел Особенной части финансового права, как "Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов".

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение государственных доходов.

    2. Каковы соотношения государственных доходов и доходов государственного бюджета?

    3. Понятие государственных расходов.

    4. Какие виды государственных и муниципальных расходов?

    Нормативные акты и литература

    Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г.. // СЗ

    Украина. - 2001. - №37-38. - Ст. 189. О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и

    государственными целевыми фондами: Закон Украины от 21.12.2000. // Там

    же. - 2001. - № 10. - Ст. 44. О системе налогообложения: Закон Украины от 25.06.1991 г.. (В ред.. от

    18.02.1997 г..) // Там же. - 1997. -№16. - Ст. 119. Финансовое право Украины: Учебник / Г. В. Бех, А. Дима, И. Е. Криницкий; Под ред. М. П. Кучерявенко. К.: Одиссей, 2004. - 320 с. Научно-практический комментарий Бюджетного кодекса Украины / Г. В. Бех,

    Л. К. Воронова, Н. П. Кучерявенко и др.; Под общ. ред. д. ю. н., проф.

    Н. П. Кучерявенко. - Харьков: Одиссей, 2005.- 600 с. НечайА. А. Проблемы правового регулирования публичных финансов и публичных

    расходов: Монография. - Черновцы: Рута. 2004. - 376 с.

    Тезисы

    Понятие и состав государственных доходов . Система государственных доходов . Налоговые и неналоговые доходы. Добровольные и обязательные платежи. Централизованные и нецентрализованные доходы. Источники государственных доходов .

    Понятие и система расходов государства , их специфика. Централизованные и децентрализованные расходы. Принципы и формы финансирования расходов. Формы осуществления расходов бюджетов.

    Правовой режим сметно-бюджетного финансирования . Понятие сметно-бюджетного финансирования и его принципы . Виды смет . Объекты сметно-бюджетного финансирования . Процесс прохождения сметы.

    Правовое регулирование расходов на капитальное вложение , социально-культурные мероприятия, оборону и содержание аппарата государственного управления.

    При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур и использования средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

    История России: Мультимедиа-учебник

    Понятие и состав государственных доходов. Система государственных доходов и ее единство. Налоговые и неналоговые доходы. Добровольные и принудительные платежи. Централизованные и нецентрализованные доходы. Источники государственных доходов

    Государственные доходы - часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

    В состав государственных доходов входят:

    · доходы от фискальных монополий;

    · налоги и сборы;

    · доходы от использования имущества;

    · доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов.

    Часть национального дохода также представляют муниципальные (местные) доходы , которые служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

    Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды. Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством и основаны на конституционных нормах.


    Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов , которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

    По действующему законодательству России систему государственных и местных доходов можно оценивать как единую , что выражается в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням - федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных и местных доходов, помимо законодательства РФ, включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

    Доходы государства могут носить налоговый и неналоговый характер . Основной источник налоговой части доходов государства - вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда). Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

    В отличие от налоговых доходов, имеющих только обязательный характер, неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер . Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.

    Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.

    Основываясь на порядке образования и использования государственных доходов их подразделяют на централизованные и нецентрализованные доходы . К первой категории по большому счету можно было отнести доходы бюджета, ко второй - самостоятельно зарабатываемые предприятиями и организациями средства при осуществлении экономических взаимоотношений с иными субъектами на основе так называемого хозяйственного расчета. Главная составляющая государственных доходов в странах с рыночной экономикой и демократическим общественным устройством - налоговые поступления (см. глава 5).

    Источники государственных доходов подразделяют на две группы:

    1) внутренние - национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций;

    2) внешние - национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

    Понятие и система расходов государства, их специфика. Централизованные и децентрализованные расходы. Принципы и формы финансирования расходов. Формы осуществления расходов бюджетов

    Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и нецентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

    Правовое регулирование государственных расходов осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете , соответствующих законов субъектов РФ и актов местного самоуправления.

    Единство правовых норм, регулирующих расходы бюджетов всех уровней, закреплено в ст. 65 Бюджетного кодекса РФ , которая гласит: «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов».

    Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов (централизованные расходы ), и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные расходы ). И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

    Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.

    Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов . Организационное построение данной системы базируется на сочетании принципов финансирования расходов .

    · Целевое направление средств . Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, а в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.

    · Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.

    · Принцип соблюдения режима экономии , который содействует достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

    Формы финансирования государственных расходов .

    · Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

    · Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

    · Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

    Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.

    Бюджетные средства могут использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

    Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете, либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета (ст. 83 БК РФ).

    Если предполагается, что в следующем финансовом году бюджетных средств будет недостаточно для финансирования всех расходов, обусловленных действующим законодательством, то в соответствии с п. 4 комментируемой статьи в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе (решении) о бюджете, в законе (решении) о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного (нормативного) акта.

    Бюджетный кодекс РФ, закрепляя принцип полноты бюджета, дополняет его требованием, в соответствии с которым все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Иными словами, денежные средства, не учтенные в доходной части бюджета, не могут идти на финансирование бюджетных расходов.

    Бюджетный кодекс закрепил исчерпывающий перечень форм, в которых могут осуществляться расходы бюджетов . К ним, в частности, относятся:

    · ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

    · социальное обеспечение населения;

    · предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

    · предоставление межбюджетных трансфертов ;

    · иные формы.

    Правовой режим сметно-бюджетного финансирования. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его принципы. Виды смет. Объекты сметно-бюджетного финансирования. Процесс прохождения сметы

    Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

    Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Выделяют следующие виды смет:

    · индивидуальные сметы , отражающие особенности отдельного учреждения;

    · общие сметы , которые составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

    · централизованные сметы , которые составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий;

    · сводные сметы , объединяющие все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

    Объектами сметно-бюджетного финансирования являются:

    · государственные и муниципальные организации образования, среди них школы, училища, техникумы, вузы;

    · государственные и муниципальные организации культуры и здравоохранения (театры, больницы, поликлиники и др.).

    Для всех бюджетных организаций и учреждений финансирование производится по трем укрупненным статьям :

    1) заработная плата;

    2) текущие расходы;

    3) капитальные вложения и капитальный ремонт.

    Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе следующих принципов финансирования :

    · отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;

    · отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;

    · планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

    Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу: составлению, утверждению и исполнению. Проект сметы составляется одновременно с разработкой проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются вышестоящей организацией. В двухнедельный срок после утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований вышестоящие распорядители бюджетных кредитов утверждают сметы расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия. Смету расходов в разрезе статей классификации расходов для бюджетов учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех экземплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетных учреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомствам, утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчинены.

    В течение двух месяцев после утверждения бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения смет расходов бюджетных учреждений.

    Смета действует в течение финансового года: с 1 января до 31 декабря включительно. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное