Домой Россельхозбанк Сферы и звенья финансовой системы рф. Финансовое право регламентирует

Сферы и звенья финансовой системы рф. Финансовое право регламентирует

Финансовая система это совокупность всех входящих в финансы государства звеньев в их взаимосвязи.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы РФ оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение РФ в целом.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в экономике РФ занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности;

3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности;

4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности;

5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Еще по теме 2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев фи­нансовых отношений.:

  1. 2. Характеристика основных сфер и звеньев финансовой системы

1. Финансы — …
 объективно необходимы
 субъективны по своей природе
 обусловлены потребностями общественного развития
 порождаются деятельностью государства
 необходимы только низовому звену хозяйствования (предприятиям, организациям, учреждениям)
2. Субъектами стоимостного распределения общественного продукта посредством финансов выступают:
 собственники национального богатства страны
 государство в лице соответствующих субъектов власти, участвующих в стоимостном распределении общественного продукта
 юридические лица, реализующие произведенную продукцию и оказывающие услуги потребителям
физические лица, производящие материальные ценности для личного потребления
 индивидуальные предприниматели
3. Процесс стоимостного распределения общественного продукта осуществляется с помощью категорий:
 товар
 цена (если отклоняется от стоимости)
 деньги
 финансы
 кредит
заработная плата
 страхование
4. Финансовые отношения включают денежные отношения:
 уплата страховых взносов по страхованию жизни
 использование оборотных средств в краткосрочных активах
 предоставление ссуды бюджету Нижегородской области из федерального бюджета
 уплата налогов в бюджет
 оплата предприятием товаров и услуг в безналичной форме
5. Материальными носителями финансовых отношений являются:
 все денежные средства
 финансовые ресурсы
 доходы и расходы денежных фондов целевого назначения
 валовой внутренний продукт
 национальный доход
6. Трактовка финансов как экономической категории соответствует:
 началу ХХ века
 концу 20-х годов ХХ века
 середине 40-х годов ХХ века
 концу 70-х годов ХХ века
 началу осуществления рыночных реформ
7. Автор распределительной концепции сущности финансов:
 А.М. Александров
 Д.А. Аллахвердян
 А.М. Бирман
 Э.А. Вознесенский
 В.П. Дьяченко

Финансы домохозяйств составляют самостоятельную сферу финансовой системы. До недавнего времени в отечественной литературе отрицалось существование такой сферы как финансы домохозяйств, была распространена точка зрения, что денежные отношения у граждан не имеют финансовой природы. Однако и мировая финансовая наука давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования в Российской Федерации продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы.

Финансы организаций является важной составной частью финансовой системы, в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы организаций при всем своем многообразии опосредуют процесс производства товаров и оказания услуг, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов организаций осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта , который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

В каждом обществе есть организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Получение и максимизация прибыли – важнейший двигательный мотив развития экономики, производства товаров, оказания услуг. И в любой финансовой системе будет присутствовать звено «финансов коммерческих организаций» , которые будут включать финансовые отношения внутри коммерческих организаций по распределению полученной стоимости, коммерческих организаций с другими коммерческими организациями, с собственниками организаций, с работниками по стимулированию их труда, с государством по уплате организациями налогов и страховых взносов. Все финансовые отношения в этом звене финансовой системы будут подчинены основной цели – получению прибыли, ее максимизации и сохранению места на рынке организации. Эта цель будет оказывать влияние и на используемые формы и методы формирования финансовых ресурсов, и на специфику управления финансами, и на особенности финансового планирования и контроля.

Однако помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Организации, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследует получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы лишь для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации. Это звено финансовой системы будет называться «финансами некоммерческих организаций». В этом звене финансовой системы будут присутствовать финансовые отношения с государством не только в виде налоговых отношений, но и в виде бюджетного финансирования в различных формах. Этому звену, в отличие от финансов коммерческих организаций, будет присуще в составе доходов иметь такой специфический вид финансовых ресурсов, как благотворительные взносы, так как благотворительность прежде всего направлена на поддержание здравоохранения, образования, культуры, искусства. Эта специфика накладывает отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций, на формы и методы их формирования и использования, на специфику финансового планирования, особенности осуществления финансового контроля.


Таким образом, внутри сферы финансов организаций выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов . Сфера финансов субъектов хозяйствования будет подразделяться на следующие звенья: финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием государства и соответствующих органов власти. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому еще одной составной частью финансовой системы является сфера «государственные и муниципальные финансы», посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления. Очевидно, что формирование и использование финансовых ресурсов государства будет проходить с использованием других форм, методов. У государства будут иные доходы, расходы, финансовые фонды, отличные от тех, которые необходимы организациям или домохозяйствам. И прежде всего, ни одно государство не может существовать без бюджетных отношений, в процессе функционирования которых формируются и используются бюджеты, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций; бюджеты всегда имеет многоцелевое назначение. Уровни, виды бюджетов, их названия будут определяться государственным устройством, особенностями функционирования местного самоуправления и другими факторами. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются финансовые фонды, как правило, узкоцелевого назначения, используемые в качестве дополнительного источника финансирования некоторых расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами , создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Иногда и в составе бюджетов некоторых стран часть финансовых ресурсов обособляется и принимает форму целевых бюджетных фондов внутри бюджетов. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты и внебюджетные фонды.

Рисунок Сферы и звенья финансовой системы

Учитывая все вышеизложенное, можно дать следующее определение финансовой системы: финансовая система - это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Сложность и многогранность финансовых отношений обуславливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние - по звеньям.

Исходя из специфики финансовых отношений, их делят на 2 крупные сферы:

  1. Финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  2. Общегосударственные финансы (централизованные).

Внутри этих сфер выделяют ряд звеньев. Определяющим признаком для выделения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений.

И таких крупных субъектов в любом государстве 2:

  1. Субъекты хозяйствования;
  2. Государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между предприятиями по поводу купли-продажи продукции, предприятиями и вышестоящими организациями по поводу образования централизованных фондов, предприятиями и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов и получения средств из бюджета, предприятиями и учреждениями банков по поводу получения кредита, его погашения и выплаты процентов.

Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы хозяйствующих субъектов - это главная сфера финансовой системы и основа общегосударственных финансов. Это связано с тем, что решающая доля национального дохода страны создаётся на предприятиях в процессе производства и которые являются главным источником формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы предприятий включают финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Финансы предприятий материальной сферы непосредственно обслуживают производство и кругооборот средств предприятия. Именно здесь создаётся главная часть финансовых ресурсов и весомая доля их с помощью налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Финансы предприятий материального производства включают звенья, которые классифицируются по отраслевой направленности. это финансы отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовки.

Финансы непроизводственной сферы включают следующие звенья:

  1. финансы образования;
  2. финансы культуры;
  3. финансы здравоохранения и физической культуры;
  4. финансы науки и научного обслуживания;
  5. финансы пассажирского транспорта;
  6. финансы ЖКХ и бытового обслуживания;
  7. финансы общественных организаций;
  8. финансы обороны страны и т.д.

В составе этих 2 групп финансов различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности.


Финансы хозяйствующих субъектов с учётом организационно-правовых обстоятельств и в соответствии с гражданским кодексом РБ подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций .

В зависимости от размеров предприятия различают финансы крупных и малых предприятий.

Размер предприятия зависит от численности работников.

В связи с тем что учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги, у них появились элементы коммерческой деятельности, а поэтому их подразделяют на 3 группы:

  1. Финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (коммерческие банки, организации бытового обслуживания, ВУЗы, страховые организации и др.);
  2. Финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные ВУЗы, медицинские учреждения и др.);
  3. Финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.).

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включается государственный бюджет (республиканский и местные), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды и государственный кредит.

Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства.

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных частей: доходов и расходов.

В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры.

Основным источником формирования бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части бюджета указываются конкретные направления использования бюджетных средств и их количественные параметры.

По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета судят об уровне экономического развития страны и материальном уровне населения.

При составлении бюджета большое внимание уделяется его сбалансированности - расходы не должны превышать доходы.

В том случае, если расходы превышают доходы, то образуется бюджетный дефицит. Это говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения.

Нормальным считается дефицит бюджета по отношению к ВВП - 2-3 %, по отношению к национальному доходу - 5 % и по отношению к расходной части - 8-10 %.

Следует отметить, что государственный бюджет является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства.

В состав государственного бюджета (республиканского) включаются бюджеты областей и города Минска, которые в совокупности составляют консолидированный бюджет страны.

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды представляют собой средства Правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Вызвано это рядом причин и, прежде всего, ограниченностью финансовых ресурсов. Формирование бюджетных и внебюджетных фондов позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются по целевому назначению.

По своему экономическому содержанию эти фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Мобилизация и использование средств данных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами. В связи с этим их выделяют в самостоятельное звено государственных финансов.

Формирование данных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений в эти фонды, как правило, включаются в себестоимость продукции, а некоторые из них устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Бюджетные и внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют некоторую самостоятельность.

Общее число бюджетных и внебюджетных фондов определяется правительством.

В РБ в связи с тем, что контроль за расходованием средств этих фондов был недостаточным, некоторые из них были отменены, а другие с 1998 года включены в состав республиканского бюджета.

С 2004 года в состав бюджета включен ФСЗН .

Согласно законодательству, областные и Минский городской советы депутатов могут также формировать целевые бюджетные и внебюджетные фонды (инновационный фонд).

Порядок формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов регламентируется законодательством. В соответствии с действующим порядком эти фонды имеют целевое назначение, из этого следует, что использование средств фондов осуществляется в полном объеме.

Государственный кредит.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит. С его помощью осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заёмщиком денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета для выполнения функций государства и наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется госкредит, размещенный внутри страны. Если госкредит размещен в других странах, то это внешний кредит.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами, или финансовый аппарат. Финансовый аппарат - это третья сфера финансовой системы.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции РБ (Ст. 90, 97, 98), высшим законодательным и представительным органом является Парламент - Национальное собрание, которое состоит из двух палат (Палата представителей и Совет республики).

Представительные органы в лице Национального собрания рассматривают, обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают Законы о бюджете, о налогах и других сборах в пределах полномочий, определенных Конституцией РБ.

Наряду с Парламентом управление финансами и финансовой системой осуществляет Президент в форме законов, указов, декретов. Они имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РБ. Согласно Ст.107 Конституции РБ, оно разрабатывает и представляет Президенту до внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении и обеспечивает проведение финансовой, кредитной и денежной политики, а также издаёт постановления и распоряжения по финансовым вопросам.

Кроме высших органов государственной исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы:

Министерство финансов;

Министерство по налогам и сборам;

Государственный таможенный комитет;

Комитет по ценным бумагам;

Финансовые управления отраслевых министерств;

Финансовые отделы субъектов хозяйствования.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением «О Министерстве финансов РБ», которое утверждено Советом министров РБ.

Особенность данной сферы финансовой системы состоит в том, что она является частью государственного аппарата, а его нельзя включать в состав финансовых отношений.

Финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения. Он организует из так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на всю экономику страны.

Финансовый рынок.

Переход к рыночным отношениям невозможен без развития финансового рынка. Объективными предпосылками его необходимости являются:

1. Наличие конкуренции, которая требует постоянного совершенствования производственного и интеллектуального потенциала субъектов хозяйствования;

2. Несовпадение потребностей в финансовых ресурсах с наличием источников удовлетворения этих потребностей.

Финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, обеспечивающих мобилизацию, распределение, куплю-продажу и эффективное использование временно свободных финансовых средств и перемещение капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода.

Существует прямая связь между уровнем доходности и степенью риска.

Понятие «финансовый рынок» является собирательным, т.к. в зависимости от критериев он представляет собой систему отдельных видов финансовых рынков.

I. По региональному критерию:

1. Мировой;

2. Национальный;

3. Региональный.

II. По степени вмешательства государства :

1. Свободный;

2. Регулируемый.

III. По срочности реализации сделок:

1. Рынок с немедленной реализацией сделок;

2. Рынок с реализацией условий сделок в будущем периоде.

IV. По критерию условий обращения финансовых инструментов:

1. Первичный;

2. Вторичный.

V. По критерию организационной формы функционирования:

1. Организованный (биржевой);

2. Неорганизованный (внебиржевой).

VI. По критерию видов обращающихся финансовых активов :

1. Денежно-валютный;

2. Рынок капитала.

1.2 Сферы и звенья финансовой системы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике .

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целого. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей .

Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы - по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений .

Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

1)финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);

2)государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

1) финансы коммерческих организаций

Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

2) финансы некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации именуются просто организациями.

Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов;

3) финансы домашних хозяйств.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников .

Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам .

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны

По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы. В случае если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны .

Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах .

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения .

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами - финансовый аппарат - третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства .

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.2

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.



Рисунок 1.2 - Схема финансовой системы Республики Беларусь

Примечание: источник

Подводя итоги главы можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет. О его сущности, структуре пойдет речь в следующей главе.


Эффективного и безопасного функционирования национальной платежной системы. Третья глава была посвящена изучению складывающихся тенденций и выявлению на их основе перспектив дальнейшего развития платежной системы Республики Беларусь. Дальнейшее развитие НПС Беларуси должно происходить с учетом общих тенденций, характерных для платежных систем в условиях глобализации и интеграции рынков, роста...

Сыграла бюджетно-налоговая политика, так как государство нуждалось в огромных ресурсах, в стабильной ситуации во всех сферах, а денежно-кредитная политика стала скорее важным дополнением к бюджетно-налоговой. 3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития и пути ее совершенствования 3.1 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе Одним из условий...

Образом в Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Часть налогов идет в республиканский бюджет, а часть в местные, причем из республиканского бюджета финансируются местные с целью уравнивания экономического состояния различных...

Новое на сайте

>

Самое популярное