Домой Альфа Банк Сбалансированный бюджет. Сбалансированность бюджета

Сбалансированный бюджет. Сбалансированность бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ соответствующего уровня. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты:

    предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей),

    заработная плата работников сферы материального и нематериального производства.

Денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций; получения кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование.

Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов – неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления , а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

    от использования, продажи и иного возмездного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

    финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

    иные неналоговые доходы.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы – федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). До принятия Бюджетного кодексаРФ бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно «размывали» эти два понятия – собственные и регулирующие доходы. Бюджетный кодексРФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периодуих установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы – законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

    ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

    оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

    трансферты населению;

    ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

    бюджетные кредиты юридическим лицам;

    субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

    инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

    бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

    кредиты иностранным государствам;

    средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит – положительное сальдо бюджета – представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами.

Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

    кризисные явления в экономике;

    неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

    чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия):

    милитаризация экономики в мирное время;

    осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

    чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет.

Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

В целом бюджетный кризис в нашей стране обусловлен значительным снижением доходов бюджета, сохранением неэффективной структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промедлением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

    за счет увеличения его доходной базы;

    на базе реструктуризации расходной части бюджета;

    путем совершенствования бюджетных процедур.

При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ).

Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг – долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права).

Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования – займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

1. Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален , несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней . Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета , в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся: лимитирование бюджетных расходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений. Сбалансированность бюджета это также планирование направлений бюджетных расходов; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, последовательный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств и т.д.

Концепции сбалансированности госбюджета:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, т.к. любое сознательное воздействие правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса)

2) концепция балансирования в ходе экономического цикла (бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. В периоды подъема формируется бюджетный резерв. В периоды спада может образоваться дефицит бюджета и на его покрытие могут использоваться накопленные бюджетные средства)


3) концепция функциональных финансов (главная цель финансов гос-ва – это обеспечение макроэкономического равновесия в экономике, поэтому считается необходимым поддерживать и стимулировать эк рост, расширяя для этой цели госрасходы, несмотря на то, что это может привести к дефициту бюджета)

Как известно, в целом состояние сбалансированности бюджета зависит от трех основных параметров:

· основных направлений и применяемых инструментов текущей государственной политики в сфере доходов и расходов бюджета;

· определенной стадии экономического цикла развития экономики страны;

· приоритетов и перспектив на долгосрочный период поступлений в бюджет налоговых и иных обязательных платежей, а также сумм других государственных доходов (в том числе заемных).

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Его результатом является недостаток свободных оборотных средств вэкономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

до 12 августа 2000 г. в бюджетный кодекс входила глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», которая была затем исключена (Федеральный закон от 05.08.2000 № 116-ФЗ).

Депутаты Госдумы предлагают вернуть в бюджетное законодательство норму о профиците бюджета. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму (в январе 2014 г).

Предлагается установить в Бюджетном кодексе РФ порядок использования профицита бюджета . Так, установлено, что бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет) должны быть составлены и утверждены без профицита бюджета.

При этом в случае обнаружения в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета превышения доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета предписывается осуществить сокращение профицита бюджета. Для такого сокращения предусмотрены действия в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств ;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если указанные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

В соответствии же с российским законодательством бюджет не должен быть ни дефицитным, ни профицитным. Нормой для экономик большинства стран является именно состояние сбалансированности доходов и расходов. Поэтому не случайно из БК РФ вообще была исключена глава 12.

Центральным направлением расходования профицитных средств является использование их на дополнительное (и, как правило, досрочное) погашение долговых обязательств. Используются эти средства и на увеличение расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации в 2013 - 2015 годах целесообразно обеспечивать, прежде всего, за счет выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе за счет улучшения администрирования уже существующих налогов и страховых взносов, исполнения администраторами доходов планов поступления доходов и исключения случаев потерь бюджетных доходов, увеличения доходов от использования природных ресурсов и государственной и муниципальной собственности.

Важнейшей для финансовых, контролирующих и правоохранительных органов должна стать системная работа, направленная на легализацию доходов от экономической деятельности, и наведение порядка в системе учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности. По данным Росстата, доля не наблюдаемой прямыми статистическими методами экономики Российской Федерации в процентах к ВВП составила в 2010 году до 15,5 % (в 2008 году - 14,1 %). Согласно отдельным экспертным оценкам, доля теневой экономики в Российской Федерации составляет около половины ВВП.

Существенным резервом увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации является устранение недостатков в налогообложении сферы производства и оборота алкогольной продукции. По данным Росстата, уровень использования мощностей по производству водки и ликероводочной продукции за период с 1995 по 2009 год снизился в 2 раза (с 49 % до 24 %). Такой низкий уровень использования мощностей свидетельствует о том, что объемы фактически произведенной продукции декларируются далеко не полностью.

Значительным резервом получения дополнительных доходов может быть повышение результативности налогового контроля в части возмещения НДС из федерального бюджета. Согласно информации Минфина России, за счет проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, повышения эффективности налоговых проверок, принятия комплекса мер по взысканию задолженности по уплате налога, привлечения к налогообложению организаций, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщиков, и других мер уровень собираемости ежегодно будет увеличиваться на 1 процентный пункт. В результате указанных мероприятий прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в 2013 году на 22,3 млрд. рублей, в 2014 году - на 25,9 млрд. рублей, в 2015 году - на 30,8 млрд. рублей.

Значительным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации будут оставаться поступления от реализации природных ресурсов, результатов финансово-хозяйственной деятельности добывающего сектора промышленности, топливно-энергетического комплекса. Необходимо повысить прозрачность процесса ценообразования и предсказуемость цен и тарифов на производимую продукцию и услуги, обеспечить достоверный учет финансово-хозяйственной деятельности организаций, в первую очередь монополизирующих внутренний рынок нефтепродуктов.

Ключевым потенциальным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации должны стать доходы, полученные в результате реализации мероприятий, направленных на диверсификацию экономики страны.

Дополнительные поступления в бюджетную систему Российской Федерации могли бы быть обеспечены в результате принятия более действенных мер по сокращению имеющейся задолженности по налогам, сборам и таможенным платежам.

Требует совершенствования система региональных налогов. В настоящее время доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в основном за счет доходов от уплаты таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доля в доходах консолидированных бюджетов в 2011 году составила 25,2 %), налог на доходы физических лиц (26,1 %), акцизов (4,9 %).

Налог на доходы физических лиц является весомым источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в целях соблюдения принципов социальной справедливости и увеличения доходов региональных и местных бюджетов целесообразно рассмотреть в перспективе возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ, что особенно актуально в условиях резкого расслоения населения по уровню доходов. Переход на дифференцированную шкалу налогообложения не только позволит более равномерно перераспределять налоговую нагрузку и иметь целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, но и обеспечит восполнение выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями налога от высокодоходных категорий граждан. Повышение самостоятельности местных бюджетов может быть обеспечено в результате введения налога на недвижимость. Следует отметить, что задача введения главы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей налогообложение недвижимости, впервые была четко сформулирована в 2002 году в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2003 году". Вместе с тем до настоящего времени указанная задача не решена. На формирование доходной базы регионов заметное влияние оказывает предоставление налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законодательством, по региональным налогам и сборам. В 2010 году оценка выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по указанной причине составила около 200 млрд. рублей. Поэтапная отмена указанных налоговых льгот будет способствовать увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, назрела необходимость в подготовке комплекса мер по развитию доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации в объемах, позволяющих обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Подходы правительств различных государств к выбору методов сбалансированности бюджетов различались на разных этапах исторического развития. До 1930-х гг. национальные правительства строили свою финансовую политику исходя из стремления к достижению ежегодного равенства доходов и расходов. Это соответствовало представлениям об ответственном перед страной правительстве, которое без надобности не увеличивает расходы, не повышает налоги и не накапливает долги. Мировой экономический кризис 1929--1930 гг. заставил многих представителей экономической науки пересмотреть взгляды на обоснованность использования такого метода достижения сбалансированность бюджетов. Кризис наглядно показал, какую опасность для общества представляют массовые банкротства предприятий, растущая армия безработных и другие негативные последствия обвального падения производства и потребления. Антикризисные мероприятия стали неотъемлемой частью национальной политики многих стран, предполагавшей активное использование государственных финансов в качестве инструмента регулирования экономики. В бюджетной сфере такой практике соответствовала политика циклического балансирования бюджета с оправданием его дефицита, направленного на стимулирование экономического развития.

В настоящее время правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования государственных финансов для регулирования экономики. В этих условиях бюджетный дефицит и сопутствующий ему государственный долг рассматриваются не как «зло» экономики, а как гибкие и эффективные инструменты государственной политики. Однако их использование имеет определенные рамки. Экономическая наука установила (а практика это подтверждает), что предельным уровнем бюджетного дефицита являются 3% ВВП. Максимальной границей государственной задолженности в Европейском союзе, например, считается 60% ВВП.

Правительства государства с развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста не могут быть точно спрогнозированы и определяются многочисленными (зачастую случайными) факторами, стремятся к составлению бюджета, основанного на равенстве доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит. Некоторые из них (например, правительства стран, экономика которых ориентирована на экспорт энергоресурсов) вынужденно проводят политику профицитного бюджета и формирования на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов с целью покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.

Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми). Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общие дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет. Он порождается устойчивыми факторами, которые из года в год приводят к превышению расходов бюджета над его доходами. Основными причинами долгосрочного (хронического) бюджетного дефицита могут быть высокие непроизводительные расходы в период ведения войн и подготовки к ним, экономическая и политическая нестабильность в переходный период, неэффективность экономической системы, ошибки в экономической политике, ведущие к сокращению налоговой базы.

Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит). Государство, использующее финансы в качестве инструмента регулирования экономики, может сознательно пойти на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей. В этом случае неизбежно появление структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджета вызывается в первую очередь сокращением налоговой базы в условиях падения производства в фазах экономического кризиса и депрессии и только во вторую очередь - желанием правительства компенсировать сокращение спроса путем увеличения государственных расходов. Обратная ситуация возникает в фазах оживления и подъема: с ростом производства расширяется налоговая база и возрастают доходы бюджета, но правительство сокращает расходы для того, чтобы нивелировать увеличение спроса со стороны предпринимателей и населения.

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.

Достижение сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности имеет ряд проблем. Если дефицит имеет кратко срочный характер, то правительству достаточно проведения мер по ограничению роста бюджетных расходов или сокращению налоговых поступлений. Если дефицит имеет долгосрочный характер, то правительство не может обойтись только бюджетно-налоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровление предприятий, принятие иных мер общеэкономического характера по устранению причин, определяющих наличие хронического дефицита.

Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источников его финансирования. Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Кредитно-денежная эмиссия представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку непосредственно ведет к увеличению количества денег в обращении. Это обстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов: применяется в годы военного противостояния, коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, в условиях глубокого кризиса государственных финансов и т.п.

Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований представляет собой в основном не инфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета. С помощью заимствований государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса. Это предопределило широкое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита.

Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков является также не инфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными.

В результате проведения работы по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования, и тем самым достигается сбалансированность бюджета.

В Российской Федерации сбалансированность бюджетов рассматривается как один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 33 БК РФ). При этом сбалансированность бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 92) налагает определенные ограничения на размер утверждаемых дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер не нефтегазового дефицита федерального бюджета. Не нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собою разницу между объемом доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и общим объемом расходов федерального бюджета и соответствующем финансовом году. Источниками финансирования не нефтегазового дефицита являются Нефтегазовый трансферт, формируемый за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда, а также источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением следующих ограничений.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ, в бюджетах, которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет, превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходом бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ. И снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ дефицит бюджета субъекта РФ может превысить указанные выше ограничения, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов. Дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При утверждении муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования. И снижении остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные выше в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение им государственных ценных бумаг Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг Российской Федерации и при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Принятие бюджета на очередной финансовый год с дефицитом предполагает необходимость утверждения соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета (внутренних и внешних). При этом источниками финансирования дефицита федерального бюджета и бюджета субъекта РФ могут быть как внутренние, так и внешние источники, в то время как дефицит местных бюджетов может покрываться только за счет внутренних источников. К основным внутренним источникам финансирования федерального бюджета относятся поступления от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в валюте РФ, бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. К источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета относятся поступления от размещения государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации в иностранной валюте, кредиты кредитных организаций в иностранной валюте, кредиты иностранных государств (включая целевые иностранные кредиты), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц.

В состав источников внутреннего финансирования дефицит бюджета субъекта РФ включаются поступления от размещения государственных ценных бумаг субъектов РФ в валюте Российской Федерации, бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов РФ, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектом РФ и др.

К источникам внешнего финансирования дефицит бюджета субъекта РФ относятся поступления от размещения государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ в иностранной валюте, кредиты иностранных банков и др.

К основным источниками внутреннего финансирования дефицита местного бюджета относятся: поступления от размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств местных бюджетов, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципальных образований, и иные источники финансирования дефицита местных бюджетов.

Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга - это термометр состояния экономики, поэтому данной проблеме уделяется традиционно большое внимание, как со стороны специалистов - экономистов, так и всего населения в целом.

Дефицит бюджета - это сумма, на которую в данном году расходы превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит. Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат государства) и постоянно заданном уровне безработицы. За базу примерно возьмем 5%.Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит ставится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработице, частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

Изменения структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в период восстановления экономики после экономического спада сокращается циклический дефицит. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты государства увеличиваются (в частности, за счет роста, например, на оборону или на проведение различных социальных программ).

Причин бюджетного дефицита может быть несколько:

спад общественного производства;

рост предельных издержек общественного производства;

массовый выпуск, так называемых «пустых» денег;

излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

затраты на финансирование ненужных объектов;

оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

возможной причиной бюджетного дефицита являются и огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны. В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и усиление налогообложения. Но есть и третий, традиционны, способ - этот производство денег, или «сеньораж».

Однако сеньораж сегодня не принимает форму простого печатания денег (слишком явна здесь связь с усилением инфляции). В настоящее время сеньораж существует посредством создания резервов коммерческих банков.

Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым«отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы, доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.

3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;

выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

Избыток бюджета (или профицит) - это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике.

Избыток бюджета при допущении полной занятости - это такой избыток бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности.

Бюджетный избыток при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности.

Разница между фактическим бюджетным избытком и бюджетным избытком при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

Что же касается бюджетной политики Казахстана, то имеются вопросы над чем поработать. Приведенные выше концепции касаются и нас. Требование бездефицитного бюджета является первостепенной задачей нашего Правительства. Казахстан на 2008 год является дефицитным, дефицит его составил в размере 1,4% к ВВП страны или 2105 03 881 тысяча тенге.

Принятый бюджет нашего государства на 2008 год обеспечит предельную комплексность, реалистичность и перспективную направленность основного финансового документа. С этого года будут реализованы социальные ожидания общества. Тем самым будет создан мощный социальный капитал, основанный на доверии граждан к государству.

Что касается сбалансированности, устойчивости и дефицита бюджета, то наше Правительство проделывает следующее:

в настоящее время заканчиваются льготные периоды, предоставленные международными финансовыми организациями и иностранными государствами по ранее привлеченным займам. Кроме того, на 2004 и 2007 годы приходился пик выплат долгов, связанных с погашением еврооблигаций.

Внешний долг - это дополнительная нагрузка на государственный бюджет. Если увеличить дефицит бюджета сейчас, то общество будет лишено перспектив полноценного социального развития в будущем.

Новое на сайте

>

Самое популярное