Домой Россельхозбанк Что такое кредитно финансовая система. Бюджетное звено финансово-кредитной системы

Что такое кредитно финансовая система. Бюджетное звено финансово-кредитной системы


Рассмотрим основные аспекты и параметры финансово-кредитной системы государства, а также ответим на следующие вопросы:
Что такое финансово-кредитная система страны?
Какие организации включаются в состав кредитно-финансовых институтов?
Какие организации являются финансовыми посредниками?
Чем отличаются страховые организации и пенсионные фонды?
В чем состоят особенности финансовых и инвестиционных компаний?
Что такое венчурные и хеджевые фонды?
Какова история инвестиционных банков?
Что такое институты кредитно-финансовой информации?

Что такое финансово-кредитная система страны?

Кредитно-финансовую систему государства образуют комплекс кредитно-финансовых институтов, действующих на кредитно-финансовых рынках, кредитно-финансовых отношений и соответствующей им информационной сферы.
Кредитно-финансовые институты — это государственные и частные, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие операции по аккумулированию денежных средств, кредитованию, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, эмиссии кредитных средств платежа, осуществлению финансовых инвестиций, оказанию финансовых услуг. Кредитно-финансовые институты формируют свои доходы преимущественно за счет осуществления операций с различными финансовыми инструментами или выполнения посреднических услуг на кредитно-финансовых рынках.
Кредитно-финансовые отношения — это отношения, связанные с формированием и распределением кредитно-финансовых ресурсов.
Финансово-кредитная информационная сфера — это поставщик информации о составе, структуре, качественных и количественных характеристиках деятельности кредитно-финансовых организаций. Она представлена информационными базами данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, сведениями, формируемыми статистическими службами, рейтинговыми агентствами, бюро кредитных историй, профильными изданиями, средствами массовой информации и др. Развитая финансово-кредитная информационная сфера — продукт длительной эволюции кредитно-финансовых рынков.

Какие организации включаются в состав финансово-кредитных институтов?

Состав основных кредитно-финансовых институтов в развитых странах приведен на рис. 1.

Рис. 1. Состав кредитно-финансовых институтов
Институциональная структура кредитно-финансового сектора российской экономики (конец 2016 г.) состояла из 1012 действующих кредитных организаций (включая 955 банков и 57 небанковских кредитных организаций), 625 страховых организаций, 1444 паевых инвестиционных фондов, 157 негосударственных пенсионных фондов.

Какие организации являются финансовыми посредниками?

К финансовым посредникам относят организации (институты), которые формируют свою ресурсную базу преимущественно за счет выпуска обязательств и используют эти средства на приобретение ценных бумаг и предоставление ссуд. Ряд функций финансовых посредников закрепляются за такими финансовыми организациями, как пенсионные фонды, страховые, инвестиционные, финансовые и прочие компании. Отдельные функции коммерческих банков разрешается выполнять специальным организациям, учреждениям, фондам. Например, в Российской Федерации внебюджетным фондам социального назначения (Пенсионному фонду, Фонду социального страхования, Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования) предоставлено право выполнения ряда банковских операций.

Что такое кредитные организации депозитного типа?

К кредитным организациям депозитного типа относятся коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы. Привлеченные ими средства используются для выдачи банковских, потребительских и ипотечных кредитов.
Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств от хозяйствующих субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предоставлению различных кредитов.
Сберегательные институты являются специализированными финансовыми организациями, основными источниками средств которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Они заимствуют денежные средства на короткие сроки с использованием текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их на длительный срок. В состав этой группы входят сберегательные банки, ипотечные и другие специализированные кредитные организации.
В России законодательство не делает различия между коммерческими и сберегательными банками.
Кредитные союзы являются институтами взаимного кредитования. Они принимают вклады физических лиц и кредитуют членов союза в форме предоставления краткосрочных потребительских ссуд. Обязательства кредитных союзов формируются из сберегательных и чековых счетов (паев). Кредитные союзы создаются по профессиональным признакам (работники одной отрасли, компании), по месту жительства, по религиозному признаку и т.п.
Кредитные союзы имеют ряд преимуществ перед иными финансовыми институтами депозитного типа. Обычно они освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль).
В России деятельность кредитных союзов не получила достаточного распространения.

Чем отличаются страховые организации и пенсионные фонды?

Страховые организации занимаются формированием целевых фондов денежных средств и их использованием на возмещение ущерба при различных рисках. Тем самым они создают условия для защиты бизнеса и благосостояния людей. Финансовые ресурсы, накапливаемые страховыми компаниями, преимущественно используются в системах долгосрочного кредитования и прежде всего для коммерческого и жилищного строительства.
В России начало страхового дела связывают с принятием закона о вдовьей казне от 20 ноября 1772 г. В 1776 г. Государственному заемному банку при его учреждении были предоставлены права страхования каменных домов и фабрик, а в 1797 г. при Государственном ассигнационном банке была открыта страховая контора для страхования товаров.
Упорядочение страховой деятельности в Российской Федерации началось с принятием в 1992 г. Федерального закона «О страховании», который установил основные принципы государственного регулирования страховой деятельности, регламентировал отношения между страховщиками и страхователями, определил статус страховых компаний и т.п.
Пенсионные фонды — это организации, обеспечивающие: а) сбор целевых взносов; б) капитализацию аккумулированных средств; в) финансирование расходов на выплату пенсий; г) организацию и ведение учета плательщиков взносов и др. Пенсионные фонды могут быть государственными и негосударственными.
Страховые компании и пенсионные фонды характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах. Они имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты.

В чем состоят особенности финансовых и инвестиционных компаний?

Финансовые компании формируют свои кредитные ресурсы путем выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций, облигаций или путем заимствования у банков для предоставления кратко- и среднесрочных кредитов на потребительские и коммерческие нужды. В отличие от коммерческих банков, аккумулирующих небольшие суммы денежных средств на депозитах и предоставляющих крупные ссуды, финансовые компании заимствуют крупные суммы и выдают небольшие ссуды. Выделяют три вида финансовых компаний: торговые, потребительские и компании по работе в сфере бизнеса.
Торговые финансовые компании предоставляют клиентам кредиты на покупку товаров у определенных розничных продавцов или производителей. Главное преимущество торговых финансовых компаний заключается втом, что стороны быстро, на месте покупки оформляют кредит.
Компании потребительского кредита могут предоставить кредит тем лицам, которые не могут их получить в банке. Высокому уровню риска соответствует процентная ставка.
В последние десятилетия увеличивается число финансовых компании по работе в сфере бизнеса, осуществляющих факторинговые, лизинговые операции и др.
В кредитной системе развитых стран важное место принадлежит инвестиционным фондам, т.е. находящимся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественным комплексам, пользование и распоряжение которыми осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Инвестиционные фонды специализируются на долгосрочных инвестициях, выпуская финансовые обязательства различных номиналов, что позволяет им быстро продавать и покупать финансовые обязательства, для которых уже существует рынок, или выкупать свои акции (инвестиционные паи) по текущей рыночной цене. Это позволяет экономить на масштабах операций при управлении инвестициями и на трансакционных издержках, используя преимущества сниженных тарифов по крупномасштабным сделкам. Функционируют в форме акционерных и паевых инвестиционных фондов.
Акционерный инвестиционный фонд — это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законом.
Паевой инвестиционный фонд — обособленный имущественный комплекс, не являющийся юридическим лицом. ПИФ состоит из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и имущества, полученного в процессе такого управления. Доля в праве собственности ПИФа удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Что такое венчурные и хеджевые фонды?

Венчурные фонды (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционные компании, работающие исключительное инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Они осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения совершаются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий.
Хеджевый фонд (англ. hedge fund) — частный, не ограниченный нормативным регулированием либо подверженный более слабому регулированию инвестиционный фонд, недоступный широкому кругу лиц и управляемый профессиональным инвестиционным управляющим. Отличается особой структурой вознаграждения за управление активами.
Цели хеджевого фонда заключаются в получении постоянной нормы прибыли выше среднерыночной при одновременном сокращении риска потерь. Для этого хеджевые фонды формируют инвестиционные пулы, используя разнообразные финансовые модели для осуществления операций на финансовых рынках. Их деятельность связана с высокими рисками, что обусловливает высокие вознаграждения управляющим хеджевых фондов, которые могут достигать до 20% от прибыли фонда.

Какова история инвестиционных банков?

Инвестиционные банки, несмотря на свое название, не относятся к банкам в традиционном смысле этого слова, постольку не открывают вклады, не используют привлеченные средства для предоставления кредитов и т.п. Они выполняют функции прямого финансирования на финансовых рынках.
Инвестиционные банки возникли в США в соответствии с Законом о банковской деятельности 1933 г. (так называемый закон Гласса—Стигалла), который:
а) разделил деятельность банков на коммерческую и инвестиционную и запретил коммерческим банкам принимать участие в размещении или торговле акциями, облигациями и другими ценными бумагами за исключением ценных бумаг;
б) коммерческие банки получили разрешение приобретать за собственный счет только те долговые обязательства, которые получили одобрение органов банковского надзора;
в) запретил отдельным лицам и фирмам, участвующим в инвестиционной деятельности, одновременно быть задействованными и в осуществлении работы коммерческих банков.
Деятельность инвестиционных банков связана с выполнением эмиссионно-учредительских и посреднических функций: а) брокеров, дилеров, депозитариев; б) организаторов расчетов по операциям с ценными бумагами; в) формирования эмиссионных портфелей; г) формирования индивидуальных портфелей ценных бумаг для отдельных инвесторов; д) предоставления консалтинговых услуг по вопросам инвестирования; поисков инвесторов и объектов инвестирования.
В российском законодательстве определения понятия «инвестиционный банк» нет.
Система кредитно-финансовых институтов является развивающейся, какие-то элементы возникают вновь, какие-то исчезают. В ходе глобального финансового кризиса 2007—2009 гг. инвестиционные банки как самостоятельные организации исчезли. Первым из них в США разорился Bear Stearns. Вслед за ним обанкротился Lehmans Brothers, a Merrill Lynch был куплен Bank of America за 50 млрд долл. Федеральная резервная система США в сентябре 2008 г разрешила банкам Goldman Sachs и Morgan Stanley изменить статус с независимых инвестиционных банков на банковские холдинги. Таким образом, в США не осталось инвестиционных банков. В новом статусе банки будут подвержены жесткому контролю со стороны государства, а взамен получат право на новые государственные кредиты, а также смогут работать со счетами частных лиц, чего независимые инвестиционные банки делать не могут.

Что такое институты кредитно-финансовой информации?

Кредитная информация — это сведения о кредитной системе и протекающих в ней процессах. Она подразделяется на хаотичную, полученную в результате индивидуального опыта, слухов, мнений, и организованную, которая собирается, обрабатывается и хранится комплексом институтов кредитно-финансовой информации, в состав которых входят:
а) институты, формирующие общие базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, макроэкономической и кредитно-финансовой статистике1;
б) институты, публикующие официальные курсы иностранных валют
(в России — Банк России);
в) мировые информационно-аналитические системы Блумберг (Bloomberg) и Томсон Рейтере (Thompson Reuters);
г) подразделения Американской фондовой биржи (American Stock Exchange), Гонконгской фондовой биржи (Hong Kong Stock Exchange), Евронекста (Euronext Amsterdam, Euronext Brussels, Euronext Lisbon, Euronext Paris), Закрытого акционерного общества «Фондовая биржа ММВБ», Ирландской фондовой биржи (Irish Stock Exchange), Испанской фондовой биржи (ВМЕ Spanish Exchanges), Итальянской фондовой биржи (Borsa Italiana), Корейской биржи (Korea Exchange), Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange), Люксембургской фондовой биржи (LuxembourgStock Exchange), Насдак (Nasdaq), Немецкой фондовой биржи (Deutsche Borse), Нью-Йоркской фондовой биржи (New York Stock Exchange), Открытого акционерного общества «Фондовая
биржа "Российская торговая система", Токийской фондовой биржи (Tokyo Stock Exchange Group), Фондовой биржи Торонто (Toronto Stock Exchange, TSXGroup), Фондовой биржи Швейцарии (Swiss Exchange), Шанхайской фондовой биржи (Shanghai Stock Exchange), публикующие котировальные списки;
д) рейтинговые агентства, прежде всего «Фитч Рейтинге» (Fitch-Ratings) , «Стан-дарт энд Пурс» (StandarddPoor"s), «Мудис Инвесторе Сервис» (Moody"s Investors Service)",
е) бюро кредитных историй и др.
Расходы, возникающие в связи со сбором, проверкой и мониторингом кредитно-финансовой информации, учитываются в конечной цене кредита.
Не всякая информация о деятельности кредитной организации может быть объявлена ею конфиденциальной. Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:
а) ежеквартально — бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;
б) ежегодно — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц.

Кредитная система возникает на базе кредитного механизма, методов и способов кредитования.

Понятие кредитная система - означает совокупность кредитных и финансовых учреждений, которые занимаются созданием, аккумулированием и предоставлением денежных средств в кредит. Система кредитования является элементом денежной системы.

Термин кредитный механизм - обозначает сформированный, определенный порядок использования кредитных отношений, являющихся основой кредитной политики.

Кредит - это определенный берущийся в денежном или товарном эквиваленте, осуществляемый на основе возвратности, срочности, платности. Факт существования кредита подтверждает существование экономических отношений между заемщиком и кредитором. Кредит часто выступает как средство денежного платежа в обмен на товары.

Основные функции кредита:
  • Перераспределение средств.
  • Стимуляция издержек в экономике.
  • Централизация и .
Основные принципы кредитования:
  • Возвратность.
  • Срочность.
  • Платность.
  • Целевое и материальное обеспечение.
В зависимости от срока кредитования бывают:
  • Краткосрочные кредиты - выдаются на период до 1 года.
  • Среднесрочные кредиты - выдаются на период от 2 до 5 лет.
  • Долгосрочные кредиты - выдаются на период от 5, 10 лет и более.
В зависимости от охвата рыночного пространства кредиты бывают:
  • Международные.
  • Межгосударственные.
  • Государственные.
  • Банковские.
  • Коммерческие.
  • Потребительские.

Основные функции кредитной системы:

  1. Денежно-хозяйственная - ее деятельность контролируется кредитными институтами.
  2. Регулирующая - этой деятельностью занимается Центробанк и контролирующие органы. Задачей регулировки является контроль за установлением и колебанием процентных ставок.
  3. Регламентирующая - занимается Центробанк и , регулирует кредитную политику и определяет правила ее ведения.

Кредитная система состоит из двух подсистем:

  • - в нее входит кредитор высшей инстанции - Центральный Банк, он имеет право кредитовать низшие инстанции, такие как коммерческие и специализированные ипотечные и инновационные банки.
  • Пробанковская система - включает множество финансово экономических институтов других форм собственности: лизинговые, страховые, факторинговые, инвестиционные компании, а также , ломбарды, почтовые отделения и фондовые биржи.

Основными задачами кредитной системы является: организация и контроль распределения капиталов, формирование инвестиционного и делового климата в стране, установка правил кредитно денежных отношений, влияющих на структуру спроса и предложения. В целом кредитная система имеет большое влияние на макроэкономическое равновесие и рыночную экономику государства.

Кредитная система и ее структура

Кредитная система состоит из кредитно-финансовых учреждений, охватывающих все сферы кредитных отношений.

Кредитная система имеет определенную структуру. Центром кредитных отношений есть банковская система - она состоит из нескольких уровней:

  • Одноуровневая система - практикует горизонтальные банковские связи, специализируется на проведении универсальных и аналогичных межбанковских операций.
  • Двухуровневая система - практикует горизонтальные и вертикальные межбанковские связи. Вертикальные отношения подразумевают подчинение Центра банку, являющемуся основным руководителем низших звеньев системы.

Государственная кредитная система состоит из небанковских организаций и кредитно-финансовых институтов. Сегодня страховые и финансовые компании, пенсионные и другие фонды официально не есть банками, но при этом они занимаются множеством банковских услуг, тем самым, составляя конкуренцию официальным банковским организациям. Несмотря на прогрессирующее развитие небанковских организаций, центральная роль в кредитной системе отводится банковской системе.

ФКС включает сов-ть отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой и кредитной систем. Финансы отличаются от денег. Финансы - денежные отношения, кот. опосредуют неэквивалентное движение денег. Они возникают на стадии перераспределения нац-го дохода и связаны с наличием гос-ва. Фин-сы классифиц-ся на гос и частные. Гос вкл-т бюджетн систему, специализированные гос-ные внеб фонды, фин-сы гос.корпораций, местн фин-сы. Частные вкл. корпоративные финансы, финансы банков, финансы инновац-х компаний, финансы страх-х компаний.Гос.финансы + частные финансы + кредитные рес-сы=ФКС.ФКС - кредитная система гос-ва, явл-ся той частью денежной системы, кот. обслуживает неэквивалентное движение денег. При этом бюджетная сист. явл звеном финансовой сист, а налоговая - звеном бюджетной сист. С другой стороны банковская система явл звеном кредитной сист., ЦБ - центр звено любой банковской сист. Финансовая и кредитная подсистемы связяны между собой. ЦБ и кредитные орг-ции обслуж-т счета по учету средств, получ от коммерч деят-сти. Банковская сист. явл держ-лем практически всех ден. средств гос-ных и местных органов власти, ЦБ явл-ся информац-м центром при формировании гос.бюджета. Воедино 2 блока ФКС объединены гос.расходами. Чтобы выполнить свои ф-ции гос-во нуждается в рес-сах, кот. получает через налоговую систему и операции ЦБ на финансовом рынке. Основные принципы ФКС - единство и взаимодействие всех его элементов. Т.о. ФКС - система сугубо распределенных эк-ких отнош-й, охватывающих все стадии воспроизв-ва. Предполаг-ся, что распред-е рес-сов д.б. эффективным и справедливым. За эффективное распред-е отвеч банковская с-ма в лице комм банков, за справедливое - ФС гос-ва и Правительства. М-ду эффект-тью и справедливостью сущ-т противоречия,кот. и явл-ся источником разв-я ФКС люб гос-ва. Успешн разв-е эк-ки во многом определ-ся состоянием фин-кред с-мы гос-ва. Роль и место фин и кред отн-ний особенно усилились в XXI в. Достижение оптимального уровня таких показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние плат баланса, валютн курса и др завис от равновесия финансово-кредитной системы страны. Соврем рын эк-ке необходимо наличие хорошо развитой банковской с-мы и специализир кредитн учрежд-й, кот пронизывают все сферы миров эк-ки. Основу банк с-мы составл комм банки, на кот приходится большая часть всех мировых валютных операций. Банки не только облегчают движ-е потоков существующих корпоративных рес-сов, но и обеспеч кредитн финанс-ние на местных и м-н рынках.

2. Взаимосвязь денежной, кредитной и финансовой систем государства.

Эту взаимосвязь можно представить схематически.

Фин с-ма гос-ва имеет тесную взаимосвязь с бюдж и нал с-мами. Фактически первые два элемента фин с-мы: гос бюджет и местные бюджеты как часть местных финансов образуют бюдж с-му гос. В свою очередь, сов-ть налог платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных уровней, составляет нал с-му. На стыке финн и кредит отношений стоит институт гос кредита: с одной стороны, гос кредит предст собой классич кредит отношения м/у кредитором и заемщиком на основе платности, возвратности и срочности; с др стороны, гос-во использует ссудный фонд для формир-ия и распред-ия централиз фондов, выполняя свои ф-ии, что явл-ся фин отношениями. Таким обр, подтверждается связь м/у кредитом и финансами, к-ая также вытекает из сходства ф-ии распред-ия, присущей этим 2 эк категориям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • План
  • 1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев.
  • 2. Бюджетное звено финансово-кредитной системы
  • 3. Государственный кредит.
  • 4. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной системы
  • 5. Страховое звено финансово-кредитной системы

1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев

Само понятие "финансовая система" является образованием более общего понятия "финансы". Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Следовательно, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Иначе говоря, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

2. Бюджетное звено финансово-кредитной системы

Все бюджеты, действующие на территории Российской Федерации представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой.

В бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.

Третий уровень - местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Федерации).

Среди них так же можно выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым режимом - бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.

Принцип единства . Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов.

Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.

Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе налоговой, политики в стране.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответствующими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами.

3. Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. финансовый бюджет кредитный страховой

Использование государственного кредита обусловлено невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

4. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной системы

В банковской системе Российской Федерации, условно можно выделить несколько уровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, то есть имеют различный правовой статус, но при этом действуют в одной и той же сфере общественных отношений - сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единые предмет и метод правового регулирования.

Существование в банковской системе нескольких уровней обусловлено тем, что в единую систему включены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком и главным банком Российской Федерации, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительства иностранных банков. Банк России, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Как орган управления кредитной системы РФ он осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, и в свою очередь подразделяются на банковские и небанковские кредитные организации. Банковские кредитные организации представляют собой организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, причем допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Иностранным банком является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Каждая кредитная организация (банк) имеет устав, который содержит фирменное (полное официальное) наименование, указание на организационно-правовую форму, перечень осуществляемых банковских операций и сделок, сведения о месте нахождения органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях, а также иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Привлеченные денежные средства не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации.

Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капитале кредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставного капитала может устанавливаться в зависимости от вида кредитных организаций.

Право осуществления банковских операций кредитная организация получает после государственной регистрации в Банке России с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.

Кредитным организациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а также заниматься всеми видами страхования.

Банки вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.

Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга.

Центральное место в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных с кредитными организациями банковских операций выполняет ряд не свойственных им функций, а также наделен государственно-властными полномочиями по организации функционирования системы в целом.

Структурные элементы системы кредитных организаций могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по признаку наличия гос у дарственно-властных полномочий могут быть выделены: Центральный банк Российской Федерации как единственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческие полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Образующие систему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России, кредитные организации, иностранные банки) или не иметь такого статуса (структурные подразделения, территориальные учреждения Банка России; представительства и филиалы иностранных банков в Российской Федерации).

По месту регистрации в банковской системе России действуют организации, созданные и зарегистрированные в Российской Федерации, а также организации, зарегистрированные по законодательству иностранных государств, расположенные за пределами Российской Федерации, и их представительства и филиалы, находящиеся в Российской Федерации.

В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями , включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие и некоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банк Российской Федерации, не имеющий цели получения прибыли. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. При этом, руководствуясь статьей 50 ГК РФ, можно сделать вывод, что представительства и филиалы иностранных банков коммерческими организациями по законодательству России признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно те иностранные банки, которые они представляют. Коммерческие банки бывают универсальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой.

Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие систему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации. Банк России является государственной организацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, а 50 % финансовой прибыли перечисляется в федеральный бюджет.

В целях обеспечения экономической реформы в России могут создаваться муниципальные банки. Таковыми признаются коммерческие банки, входящие в банковскую систему Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, одним из учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления. К частным относятся кредитные организации, уставный капитал и имущество которых находятся в собственности физических или юридических лиц, основанных на частной собственности. Во всех иных случаях кредитные организации могут быть отнесены к смешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки, как Сбербанк России и Внешторгбанк России. В зависимости от принадлежности юридических и физических лиц, внесших свои средства в уставный капитал кредитных организаций, тому или иному государству эти организации могут быть российскими или иностранными инвестициями (совместные, иностранные).

Сегодня много спорят о месте и роли иностранных банков в России. В действующем законе о Центральном банке России предусмотрено равенство прав банков резидентов и нерезидентов в России. Однако под мощным давлением коммерческих банков и их ассоциаций (Ассоциация Российских банков - АРБ) эта норма была скорректирована Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1993 года "О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации". Этот Указ предусматривал введение моратория на операции иностранных и совместных банков с резидентами до 1 января 1996 года. Однако Указом от 10 июня 1994 года "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации" изложенные ограничения были сняты в отношении банков из стран, с которыми у России заключены соглашения о поощрении и защите капиталовложений.

Нестабильность законодательства в рассматриваемой области является отражением острой дискуссии по поводу правового положения иностранных и совместных банков на российском рынке. Совершенно четко прослеживаются две противоположные позиции. Сторонники первой считают необходимым существенно снизить деятельность иностранных банков, поставить заслон, который дал бы возможность их менее мощным и не очень опытным российским коллегам прочно встать на ноги. Поэтому такие условия, как не превышение капиталом иностранных банков 12 процентов совокупного российского банковского капитала, ограничение на три года их работы с ценными бумагами и требование минимального остатка на счете банка не 50 тыс. этот или иной достаточно мягкий набор ограничений, представляются обоснованными, поскольку российским банкам действительно трудно конкурировать с зарубежными банками. При равных или более привлекательных условиях в российских банках клиент в силу особенностей российского менталитета все равно пойдет в иностранный банк, считая, что последний обеспечит ему большую надежность вкладов.

Сторонники противоположной позиции считают, что протекционистская позиция по отношению к российским коммерческим банкам создает им тепличные условия развития и, в конечном счете, приведет к полной неконкурентоспособности российских банков, в то время как конкуренция заставит их "действовать". Важно учитывать и благоприятное влияние функционирования иностранных банков на уровень банковской технологии и применение приемов, которые наработаны за долгие годы. Наконец, возможность пользоваться привычными банковскими услугами, надежность банковских механизмов снимет одну из причин слабого развития процесса иностранного инвестирования. Усиление протекционистских мер в России неминуемо приведет к ответным мерам со стороны развитых государств. В результате интеграция российских банков в мировой рынок окажется под угрозой.

Вопрос стоит вне в том, пускать или не пускать иностранные банки в российскую экономику, а о мере их допуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьи капиталы и инвестиции нам нужны, в какие отрасли и в каком именно виде они нам желательны, на каких условиях и посредством каких механизмов мы готовы их принимать и многие другие взаимосвязанные вопросы.

Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать извлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач.

5. Страховое звено финансово-кредитной системы

Необходимым элементом социально-экономической системы общества является страхование, как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй - поощряется.

Вторая форма страхования - собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

В русском языке понятие «страхование» всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприятного, нежелательного. В современном русском языке основной смысл понятия «страхование» сохранился. Страховать - означает «предотвращать материальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях».

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений - страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.

Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.

Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.

Характерными чертами страхования являются:

1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени.

2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например, от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти - десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата средств какому-либо конкретному страхователю из-за краткосрочности договора лишь подтверждает вероятностный характер отношений при страховании, но не свидетельствует об отсутствии этой характерной черты страхования. Ведь при страховании выплата средств предназначается не какому-либо конкретному страхователю, а как бы всем им в совокупности.

3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования - юридические и физические лица - аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования.

Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страховщиков будет максимальным. В этом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.

Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.

Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.

Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее - его Департамент страхового надзора. На Департамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации.

Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Государственный надзор, возложенный на федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них субъектов можно классифицировать на следующие виды:

1) отношения между государством в лице Правительства РФ и федеральными органами, исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом Минфина России) по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

2) отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполнения предписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ «Об Организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6 марта 1998 г.);

3) отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа (Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

4) отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей. Так, еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверждены Правила размещения страховых резервов. Страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносов для предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правил инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

5) отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Министерством РФ по налогам и сборам со страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятельностью.

Поскольку в условиях рыночных отношений государство и предприятия становятся равноправными хозяйствующими субъектами, каждый из которых отвечает только по своим долгам, особенно остро ощущается необходимость использования страхования. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объективно предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физических лиц путем создания страховых фондов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев. Бюджетное звено финансово-кредитной системы. Государственные внебюджетные фонды РФ. Государственный кредит. Банковское и страховое звено. Финансы предприятий различных форм собственности.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2003

    Понятие финансово-бюджетного федерализма, его принципы и модели. Развитие и основные задачи бюджетного федерализма в России. Проблема финансовой самодостаточности. Разграничение расходных полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации. Бюджетная классификация, статистические данные доходов и расходов, сбалансированность бюджетов. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы. Бюджетный процесс и его стадии.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2014

    Понятие и структура финансовой системы РФ. Структура государственных и муниципальных финансов. Характеристика звеньев финансовой системы. Государственный бюджет, внебюджетные фонды, кредит. Фонд страхования. Фондовый рынок. Финансово-кредитная система.

    реферат , добавлен 26.12.2008

    Понятие финансово-бюджетного федерализма, его базовые принципы и основные модели. Особенности формирования и исполнения доходной и расходной частей консолидированного бюджета Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2015

    Сущность денежно-кредитной системы. Формирование денежно-кредитной системы и ее звеньев. Основы регулирования современного состояния денежно-кредитной политики Республики Казахстан. Направления развития и проблемы развития денежно-кредитной системы.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура и принципы бюджетной системы Российской Федерации, характеристика ее отдельных звеньев и субъектов. Система межбюджетных отношений, основные направления ее реформирования и совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2015

    Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и органы. Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, ее деятельность, роль, взаимодействие с другими контрольными органами, а также характеристика контрольной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Модели бюджетного устройства. Основные проблемы в функционировании бюджетного механизма и возможные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2013

    Социально-экономическая сущность бюджета и его функции. Принципы бюджетного устройства. Распределение расходов и доходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов. Совершенствование межбюджетных отношений в РФ, развитие бюджетного федерализма.

Систему кредитования можно сравнить с кровообращением - денежные потоки аккумулируются и перераспределяются. Типы и элементы кредитно-денежной системы. История и особенности российской трехуровневой системы.

Денежно кредитная система прочно обосновалась в современных моделях развитой рыночной экономики, и занимает важную позицию в функционировании экономического механизма.

По сути, это целая система экономического кровообращения, регулирующая, аккумулирующая и перераспределяющая финансовые потоки, проводящая взаиморасчеты между субъектами экономики, а также кредитующая население и отдельные экономические отрасли.

Кредитно-денежная система подразделяется на два типа:

  1. Совокупность отношений кредитов, форм и методов финансирования (функциональная форма);
  2. Совокупность финансово-кредитных учреждений, которые способны проводить аккумулирование денежных временно свободных средств с последующим предоставлением ссуды (институциональная форма).

В первом случае говорится об отношениях, связанных с банковским, потребительским, государственным, коммерческим и международным кредитах. Второй случай основан на следующих параметрах. Под современной денежно кредитной системой следует понимать сложный механизм, состоящий из нескольких уровней. Его основной задачей является аккумулирование и перераспределение финансовых активов.

Основными элементами системы являются:

  1. Система государственных и полугосударственных банков, Центральный банк;
  2. Банковский сектор, который состоит из коммерческих, сберегательных и специализированных банков сферы торговли;
  3. Банки ипотечных кредитов, а также инвестиционные и специализированные не банковские кредитно-финансовые учреждения:
    • компании инвестиционной и страховой направленности;
    • финансовые компании;
    • благотворительные фонды;
    • различные ссудо-сберегательные ассоциации.

Такой трехуровневой схемой придерживаются многочисленные развитые страны, среди которых Япония, США и западноевропейские страны. Различие отдельных стран друг от друга заключается в степени развитости отдельных элементов рассматриваемой системы. Американская денежно кредитная система является самой развитой в мире. В связи с этим, другие менее развитые страны в процессе формирования собственных кредитных систем ориентируются именно на нее.

Государство проводит регулирование кредитно-денежной системы при помощи двух основных способов:

  1. Прямым административным вмешательством (путем тотального повышения цен, рационирования товаров и пр.);
  2. Косвенным административным вмешательством (реализация денежно-кредитной политики).

Таким образом, очевидно, что функцией денежно кредитной системы является удовлетворение потребностей экономики в плане распределения свободных финансов и их направление в более перспективные и развитые отрасли. Одни субъекты хозяйствования периодически имеют излишки денежных средств, а другие – их недостаток. Это противоречие может успешно разрешиться, благодаря денежно кредитной системы страны.

В России денежно-кредитная система имеет три уровня:

  1. Центральный банк;
  2. Специализированные кредитно-финансовые институты;
  3. Банковская система (коммерческие банки).

В такой структуре ярко отражены потребности народного хозяйства. Она очень близка к модели кредитных систем, существующих в развитых странах, и начинает приспосабливаться к современным процессам экономических реалий.

В данный момент такая система имеет ряд недостатков, присутствующих чуть ли не в каждом элементе (увеличивается количество мелких банков, инвестиционных фондов, компаний по страховым операциям, в то время как коммерческие банки все также специализируются на краткосрочных кредитных операциях, из-за чего возникает недостаточное перенаправление денежных средств в развитие различных отраслей народного хозяйства).

Поэтому в настоящее время еще множество аспектов кредитной системы в России нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В задачу рационального функционирования денежно кредитной системы входит обеспечение стабильности в состоянии национальной экономики.

В банковской системе России существуют только два уровня:

  1. Центральный банк России;
  2. Коммерческие банки.

В послевоенные годы современной денежной кредитной системе капиталистических стран пришлось перетерпеть серьезные изменения в структуре. Произошло снижение роли банков и рост влияния иных кредитно-финансовых институтов (пенсионных фондов, инвестиционных и страховых компаний и пр.). В связи с этим, увеличилось количество новых кредитно-финансовых институтов, а также и удельный вес в их совокупных активах. В последующем такие эволюционные процессы стали происходить и во многих развивающихся странах.

В современной кредитной системе капиталистических стран важными процессами стали:

  1. Централизация и концентрация банковского капитала;
  2. Дальнейшее усиление конкурентных отношений, возникших между различными видами кредитно-финансовых институтов;
  3. Продолжение продуктивного сотрудничества крупных кредитно-финансовых институтов и мощных торговых, промышленных и транспортных компаний и корпораций;
  4. Интернациональность в деятельности кредитно-финансовых институтов, а также создание международных банковских групп и объединений.

Работа денежно кредитной системы выполняется при помощи кредитного механизма, который с одной стороны является системой связей по мобилизации и аккумуляции денежных средств между кредитными институтами и различными экономическими секторами, с другой – отношениями, которые связаны с перераспределением денежных средств непосредственно между самими кредитными институтами в окружении действующего рынка капитала, а с третьей – отношениями, сложившимися между иностранными клиентами и кредитными институтами.

К кредитному механизму относятся также все аспекты инвестиционной, посреднической, ссудной, учредительской, перераспределительной, консультативной и аккумуляционной деятельности кредитной системы в лице собственных институтов.

Новое на сайте

>

Самое популярное