Домой Кредитные карты Чем занимается социальная политика. Социальная политика, её функции и направления

Чем занимается социальная политика. Социальная политика, её функции и направления

Охватывает принципиально главные направления в развитии общества. Вместе с этим решаются стоящие перед различными отраслями общественной жизни конкретные задачи. В связи с этим существует оборонная и экологическая, внутренняя и внешняя, культурная и национальная, экономическая и социальная политика государства. Выделяют и сферу, связанную с вопросами политической системы. Специалисты часто применяют также и дробное деление, особо рассматривая техническую, аграрную, демографическую и прочие политические отрасли.

В связи с тем, что все стороны и области жизни общества тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и вышеуказанные направления. Это частое взаимопроникновение и переплетение обуславливает и достаточно условное разграничение.

Однако существует сфера, наиболее приближенная ко всей совокупности интересов и потребностей человека. Эта сфера обращена к социальной жизни населения - социальная политика государства.

Под указанным определением следует понимать деятельность госаппарата, благотворительных фондов, общественных организаций, направленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Согласно конституции Российская Федерация является социальным государством. Модель социального государства включает в себя: 1) политику полной занятости; 2) систему соглашений между работодателями и наемными работниками; 3) защиту государством социальных нужд населения и его от социальных рисков.

Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Социальная политика – система социальной защиты, социальных гарантий и социального партнерства .

Социальная защита – это комплекс мер, осуществляемых государством в различных сферах деятельности, обеспечивающих доступ каждого члена общества к минимально необходимому комплексу социальных благ, способствующих преодолению социального неравенства и поддержке наиболее уязвимых слоев населения, семей, граждан. Институт социальной защиты включает в себя социальное страхование, социальную помощь, государственное обеспечение и государственные и частные фонды.

В своей деятельности государственные органы в области социальной защиты руководствуются законами, устанавливающими государственные стандарты обслуживания населения, нуждающегося в социальной поддержке, например, «Об основах социального обслуживания населения», «О ветеранах». Субъектами социальной защиты являются не только государственные, но и муниципальные органы, частные организации, учреждения и институты, осуществляющие и контролирующие процессы защиты населения.

Большая часть средств на поддержку социально уязвимых групп населения - престарелых, инвалидов, безработных – выделяется через социальные внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, пенсионный фонд.

Важной частью государственного управления социальной сферой остается руководство системой социального страхования как по страховым случаям и временной потере нетрудоспособности, так и по пенсионному обеспечению. Государство способствует введению системы дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов.

Критерии и ориентиры социальной политики государства выражаются в общепринятых в мировой практике показателях социального развития, таких как: индекс человеческого развития, уровень образования, средняя продолжительность жизни, соотношение рождаемости и смертности, естественный прирост населения, уровень бедности, безработицы, структура потребления и т.п. Они используются государством в качестве инструментов социальной политики. С их помощью ведется оценка уровня жизни, определяются минимальные размеры заработной платы, пенсий, других социальных выплат и пособий. Они служат критерием малообеспеченности и адресной поддержки наиболее нуждающихся групп населения.

Уровень жизни важнейший показатель, характеризующий потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах, отражающий благосостояние населения, благополучие общества в целом и каждого человека в отдельности. Уровень жизни характеризуется системой количественных и качественных показателей объемов реальных доходов на душу населения, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, размером квартплаты, коммунальных платежей, налоговых выплат, транспортных расходов, социальных выплат, жилищно-бытовыми условиями, возможностью пользоваться общедоступными благами, уровнем образования, медицинского обслуживания, средней продолжительностью жизни, удельным весом населения, находящимся за чертой бедности. Эта черта характеризуется такими показателями, как минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина и прожиточный минимум.

Минимальный потребительский бюджет включает более 300 наименований продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг, а также налоги и другие обязательные платежи и исчисляется на основе потребительской корзины, представляющей нижнюю границу нормального потребления в представлении населения и необходимых биологических потребностей человека. В середине 1990-х годов в Российской Федерации было введено понятие «прожиточный минимум», этом минимум должен использоваться для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения и расчета минимальной оплаты труда и пенсий.

Прожиточный (физиологический) минимум – это стоимостная оценка минимально необходимых продуктов питания и услуг, которые нужны для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; она используется для фиксации официальной черты бедности. Данный минимум включает стоимость набора из 35 минимально необходимых видов продуктов питания и расходы на непродовольственные товары, исчисляемые по отношению к стоимости продовольственной корзины.

Практика показывает, что размеры установленной минимальной заработной платы значительно отстает от прожиточного минимума, что нарушает Трудовой кодекс. Поскольку правительство не в состоянии обеспечить прожиточный минимум, приоритетной целью его политики должна стать ликвидация разрыва между прожиточным минимумом и доходами наиболее нуждающихся слоев населения.

Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги. Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете и другие нормативные акты. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Они включают наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели (денежные доходы, пособия и др.). Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополнительные социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств (нормативы оплаты жилья, коммунальных услуг и т.д.).

В реализации вопросов социального обеспечения участвуют органы государственной власти РФ и субъектов РФ. К их ведению отнесено формирование и осуществление единой государственной политики в области социального обеспечения и поддержки тех групп населения, которые нуждаются в защите со стороны государства; разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых, малообеспеченных и многодетных семей; управление учреждениями социального обслуживания населения; разработка социальных норм и нормативов, создание системы социального обслуживания населения. Между Федерацией и субъектами РФ разграничивается ответственность в социальной сфере. При решении социальных проблем необходима координация взаимодействий органов власти на уровнях федеральном, субъектов федерации и местного самоуправления.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство деятельностью по претворению единой государственной политики в области социальной защиты является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Совместно с органами социальной защиты субъектов РФ и Пенсионным Фондом РФ оно разрабатывает государственную политику в области пенсионного обеспечения. В целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации, Президент Российской Федерации издал Указ от 27.09.2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», в соответствии с которым, за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Пенсионные выплаты осуществляются также негосударственными пенсионными фондами, чья деятельность регулируется Указом Президента РФ от 16.09.92г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами, не подлежат приватизации, перепрофилированию. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.

Различают учреждения социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому, учреждения в небольших городах, в сельской местности. Утвержден федеральный перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам и некоторым другим категориям населения государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. В соответствии с законом «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь может предоставляться малоимущим и одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Формами социальной поддержки выступают пособия, компенсации, другие выплаты на принципах адресности. В соответствии с федеральным законом с 2005 г. осуществляется монетизация льгот.

Действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Выплаты осуществляются за счет средств Фонда социального страхования, федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов предусматривает обеспечение им равных с другими возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с принципами и нормами международного права.

Государство регулирует рынок труда в целях оптимизации предложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периода безработицы, обеспечения свободного перемещения работающих по стране, смягчения социальной напряженности в обществе. Для этого проводится политика содействия занятости, развертывания инфраструктуры рынка, развития рынка жилья, выравнивания условий жизни, социального обеспечения временно неработающих. Первоочередными объектами государственного регулирования рынка труда являются оплата и охрана труда, предложение рабочей силы, спрос на нее

Важнейшей целью государственной политики в сфере труда и занятости является создание и поддержание атмосферы социального партнерства . Средством ее достижения на всех уровнях трудовых отношений является коллективно-договорной механизм. Функционируют двух- и трехсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений, служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Общие принципы и условия согласованного проведения социально-экономической политики на федеральном уровне устанавливаются правовым актом – Генеральным соглашением. Его участниками являются три стороны: Правительство РФ, общероссийское объединение профсоюзов, работодатели (их объединения). Содержание Генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Заключаются также отраслевой (тарифное) соглашение, региональное соглашение, коллективные договоры на предприятиях и в организациях.

Доклад эксперта Центра научной политической мысли и идеологии Наталии Шишкиной на научно-экспертной сессии " ".


Социальная политика – одна из важнейших общегосударственных политик, присущая любому государству всегда. Мировоззренческие основы социальной политики были заложены в представлениях античных мыслителей об идеальном государстве. Именно социальная политика затрагивает жизненно важные проблемы для общества и человека – проблемы в здравоохранении, образовании, сфере труда, обеспечения жильём. Социальная политика напрямую влияет на состояние и возможности развития одного из элементов государства как такового – на народонаселение, поэтому без эффективной и успешной социальной политики не может быть и успешного государства.

Термин «социальная политика» стал широко употребляться в англоязычных странах после Второй Мировой войны, вместе с введением в оборот концепции «wellfare state» - «государство всеобщего благоденствия» или «социальное государство». После развала СССР, вслед за западными странами, Россия в 1993 году ст. 7 Конституции провозгласила себя «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Страна не может развиваться успешно без вклада в человеческий капитал, в человеческие ресурсы.

Именно от них зависит, сможет ли государство выйти на новый уровень развития, насколько быстро и эффективно будет развиваться национальная экономика, будет ли государство самостоятельным на международной арене.

Социальная политика и есть тот вклад государства в человеческие ресурсы.

Что такое социальная политика?

Существует множество определений социальной политики. Часто можно встретить отождествление социальной политики исключительно с социальной защитой населения. Но социальная защита населения направлена на наиболее уязвимые группы людей, в то время как социальная политика охватывает намного больший круг проблем.

Социальная политика – это система ценностей и целей, государственно-управленческих мер, решений, программ и действий, направленных и осуществляемых для достижения поставленных целей социального развития.

Без ясного представления о социальной политике как системы, без ценностного подхода к планированию и постановке целей невозможно осуществить социальную политику. А без нее невозможен рост и развитие технологий, что создает препятствие для построения инновационной экономики. Это, в свою очередь, делает страну слабой по сравнению с теми, кто развивается более успешно, и ставит её в зависимость, то есть страна перестает быть суверенной. Растущее неравенство по доходам, недостаточная поддержка семьи как социального института, ухудшение условий жизни способны привести к социальному взрыву либо вымиранию коренного населения и обезлюживанию территории. Неэффективная социальная политика способна привести к исчезновению государства, делает страну нежизнеспособной.

Социальная политика в России

В зарубежных странах в социальные расходы включаются расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту (social security), вопросы труда и трудоустройства, социальные трансферты, помощь отдельным социальным группам, защиту материнства и детства.

В России ежегодно наибольшее количество средств бюджета тратится именно на статью «социальная политика».

В 2013 году по данным Минфина расходы на социальную политику составили 5,7% к ВВП, доля расходов на социальную политику от общего составила 34,6%.

Но в России социальная политика не является аналогом расходной статьи бюджетов зарубежных стран, и сводится к пенсионному обеспечению, социальному обслуживанию и обеспечению населения, охране семьи и детства, прикладным научным исследованиям в области социальной политики.


Рис. 1. Расходы федерального бюджета по направлениям социальной политики, % к ВВП

По сути, статья расходов «социальная политика» представляет собой только часть социальной политики: социальную защиту и пенсионное обеспечение. В развитых странах социальная политика не ограничивается исключительно социальной защитой: в рамках социальной политики финансируется и поддерживается образование, медицина, культура, спорт, жилищная политика, молодежная политика, политика в сфере трудоустройства, борьба с бедностью и социальным неравенством. В России образование, здравоохранение, культура, спорт, ЖКХ – это отдельные статьи расходов и разные министерства, отвечающие за исполнение программ по развитию этих направлений.


Рис.2. Некоторые статьи расходов федерального бюджета РФ, в % к ВВП

Социальная политика должна обеспечивать развитие общества. По доступности здравоохранения и образования, жилья, снижению уровня бедности и сокращению разрыва по доходам, демографическим показателям можно судить об эффективности социальной политики.

Показателем доступности здравоохранения может выступать количество человек на больничную койку, количество больниц. Качество проводимых реформ здравоохранения также можно оценить и по показателю заболеваемости на 1000 человек.

Количество больниц после реформы здравоохранения в среднем по России сократилось с 2005 года на 37,8%. Реформа была направлена на оптимизацию здравоохранения, при этом население уверяли, что увеличения количества человек на койку в больнице не будет – просто больницы объединяют для лучшего управления ими. Напрашивается вывод, что реформа здравоохранения направлена на удобства управленцев в этой системе, а не на интересы населения. Сокращение количества больниц, несмотря на эти заверения, стало причиной увеличения численности населения на одну больничную койку, что снижает качество обслуживания.


Рис. 3. Динамика численности населения на одну больничную койку в среднем по России

Соответственно, уменьшается возможность людей воспользоваться услугами здравоохранения. При этом заболеваемость на 1000 человек населения выросла с 768 человек из тысячи, которым впервые в жизни был поставлен диагноз в 2008 году до 799 на 1000 человек в 2013 году.



Рис.4. Динамика заболеваемости на 1000 человек населения по России

Здесь следует сказать об уменьшении численности врачей общей практики, что также связано с реформой здравоохранения: во-первых, количество больниц существенно сократилось за счет участковых больниц, а во-вторых, к врачам общей практики применяются такие требования, когда врач не может оказать качественную помощь, так как не имеет возможности качественно провести необходимую диагностику.

Реформа здравоохранения направлена на решение проблемы очередей в поликлиниках, но это решение и вызвало отток врачей общей практики.

Вместо строительства новых больниц, улучшения условий труда врача и увеличения заработной платы, привлечения молодых специалистов и улучшения качества образования в медицинских ВУЗах, ввели временные нормы осмотра пациентов.

Например, врач-педиатр должен осматривать пациента за 9 минут, врач-терапевт за 12 минут. Это прямо влияет на качество медицинской помощи и диагностики, за которые отвечает конкретный врач, что ставит под удар в первую очередь самого врача общей практики. В результате растет заболеваемость населения, что не может положительно сказаться на условиях жизни россиян.

Доступность и косвенно качество образования можно оценить по количеству детей на школу, количеству учеников на учителя, проценту окончивших ВУЗы от количества поступивших.


Рис.5. Динамика количества детей на одну школу

Количество детей на одну школу продолжает расти. Это связано с тем, что в России количество школ сократилось на 34,5% по сравнению с 2005 годом, однако количество учащихся в общеобразовательных учреждений медленно выросло. Вместе с тем, вплоть до 2011 года уменьшается количество учителей на школу, и повышается нагрузка на учителя, что, во-первых, сказывается на качестве получаемого образования, во-вторых, негативно отражается на желании работать в школах молодых специалистов.



Рис.6. Изменение численности учителей в школах и нагрузки на учителя

После 2010 года количество учителей на школу выросло, однако это связано не с количеством выпускников педагогических ВУЗов, а с проведенным сокращением школ. В 2011 году количество школ по сравнению с 2010 годом уменьшилось сразу на 4,7%.

В дошкольных учреждениях на 100 мест приходилось 105 человек детей в 2012 году. При этом в городах и поселках городского типа на 100 мест претендовало 109 человек детей, а в сельской местности 92 ребенка. Количество дошкольных учреждений сокращается, а количество детей растет. С 2000-го года количество дошкольных учреждений сократилось на 7000 единиц. На начало 2013 года 2,4 миллиона детей нуждались в устройстве в дошкольные учреждения. В перспективе, при повышении рождаемости, количество детских садов должно увеличиваться, и дефицит дошкольных учреждений будет ощутим ещё острее. В качестве решения проблемы всё чаще с экранов телевизора стали говорить о частных детских садах.

Растет количество поступивших, но не окончивших ВУЗы. Это связано с тремя причинами:

1. Поступившие не видят смысла в продолжении обучения, не нацелены на получение образования, так как нет ценностного отношения к знанию. Существует только прагматическое отношение к получению образования. Нежелание продолжать обучение связано ещё и с тем, что возрастает количество малоимущих с высшим образованием, одновременно падает количество малоимущих со средним полным образованием. Создаются условия, при которых наука и высшее образование не являются приоритетом, теряют свою привлекательность: зачем учиться пять лет, если нет достаточно высокооплачиваемой работы?

2. Студенты, имея достаточный уровень знаний для поступления, не умеют учиться. У них сформировано потребительское отношение к процессу получения образования. Это объясняется тем, что у большинства бывших школьников отсутствует умение самостоятельного освоения и получения знания, что является основным отличием высшей школы от средней. По существу, будущие студенты привыкли к тотальному контролю, который вынуждена осуществлять средняя школа, так как нет воспитательной работы в школе, не формируется чувство социальной ответственности за свою работу, а главной целью учителя являются результаты школьника. Образуется своеобразный перекос и перенос ответственности за результаты обучения с учащегося полностью на учителя. Аксиома: процесс обучения - двусторонний процесс, и попытка пренебречь этим приводит к проблемам уже в высшей школе, в дальнейшем и в социальной жизни человека.

3. Растет плата за обучение, что создает финансовые трудности. Это связано с экономической ситуацией в стране. Государство переложило полностью на плечи населения оплату и получение высшего образования. Не каждая семья обладает таким уровнем доходов, который позволяет закончить образование.


Рис.7. Изменение количества поступивших, но не окончивших ВУЗы, в % от поступивших


Рис.8. Изменение количества малоимущих по уровню образования, в % от общего количества малоимущих

О благосостоянии и развитии общества говорит благосостояние семьи, домохозяйства с ребенком.

Однако в последние годы количество малоимущих домохозяйств с детьми только возрастало, при этом количество малоимущих бездетных семей – падало.

Это говорит о том, что создаются условия, при которых люди не готовы иметь детей, а в некоторых случаях не могут себе позволить иметь детей, то есть социальная политика не оказывает должной поддержки семьям с детьми. В результате дети становятся роскошью.

Рис. 9. Динамика количества малоимущих домохозяйств в зависимости от наличия в них детей, % от общего количества малоимущих.

Очевидно, что несмотря на программу материнского капитала, помощь семьям с детьми недостаточна.

Увеличивается и разрыв населения по доходам. Децильный коэффициент фондов рос вплоть до 2007 года, после чего незначительно уменьшился и остался практически неизменным. В целом, разрыв по доходам с 1995 года только вырос, что сказалось на благополучии россиян и возможности обеспечивать детей.


Рис. 10. Разрыв по доходам. По данным Росстата.

О доступности жилья можно судить по средней цене за квадратный метр жилого помещения. В среднем по России этот показатель по сравнению с 2000 годом на первичном рынке жилься вырос в 5,5 раз, на вторичном рынке жилья цена за квадратный метр выросла в 8,5 раз. За семь лет с 2005 по 2012 год цена за квадратный метр жилья на первичном рынке выросла в 2,5 раза, на вторичном – почти в два раза.

При этом каждая пятая семья в 2012 году с детьми до 18 лет собиралась улучшить свои жилищные условия.

Жилищные условия россиян улучшаются медленно. Постепенно уменьшается количество жилых помещений с износом более 31 до 65%, однако в 2012 году таких жилых домов всё ещё было больше половины. Медленно растет и количество жилья с износом выше 66%. Эти показатели свидетельствуют о том, что государство предпринимает какие-то попытки изменить ситуацию в лучшую сторону, но они явно не достаточны и ситуация требует быстрого и активного реагирования, больших вложений и внимания. Увеличивающийся разрыв между людьми с низким уровнем достатка и людьми с высоким уровнем достатка, трудности в получении образования, услуг здравоохранения, жилья стали одной из причин ухудшения психологического состояния людей, регулярных стрессов, которые "вошли в норму". Людям в СМИ предлагают различные средства лечения стрессов, но не организовывают жизнь без стрессов. В России одни из самых высоких показателей смертности - 13,3 человека на 1000 человек населения, смертности от самоубийств , употребления наркотиков что является показателем неблагоприятных условий для жизни. Ещё одним свидетельством является эмиграция.

С 2009 года количество эмигрантов растет, но особенно резкий скачок наблюдался в 2012 году: количество эмигрантов увеличилось в три раза по сравнению с 2011 годом. В 2013 году количество выбывших из страны превысило аналогичный показатель 2000 года. Это говорит о неблагоприятных условиях жизни для россиян.



Рис. 11. Динамика количества эмигрантов

Выводы

Сейчас социальная политика России не успешна. Об этом свидетельствуют статистические данные.

В России расходная статья бюджета «социальная политика» не включает в себя такие важные направления социальной политики, как образование, здравоохранение, борьбу с бедностью, жилищную политику, молодежную политику.

В США расходы на социальную политику включают в себя образование и труд, здравоохранение, материальное обеспечение граждан, социальную защиту.

В Европе также как и в США социальная политика включает в себя образование, здравоохранение, вопросы труда и трудоустройства, пенсии, социальное страхование.

В России социальная политика ограничивается лишь социальной защитой. Реформы, проводимые в последнее время, ведут не к развитию общества, не к улучшению условий жизни и труда, а приводят лишь к ухудшению результатов и возрастающему напряжению в обществе, о чем свидетельствуют и выступления врачей и учителей, и недовольство жилищно-коммунальной политикой, трудности с приобретением жилья, материальные трудности у семей с детьми. Это связано с тем, что в России игнорируют и не учитывают российскую специфику (менталитет населения, тяжелый исторический опыт, различия регионов по условиям жизни, климатические и природные условия, обширные территории). Одновременно государство по существу пытается снять с себя расходы на социальную политику и ответственность, предусмотренную Конституцией, сделать из важных составляющих социальной политики доходный бизнес, что противоречит сути социальной политики.

Размывание социальной политики в России является причиной неэффективности социальной политики. В том случае, когда это сочетается с отсутствием ценностного подхода в программах социального развития (в основе которого лежат интересы народа) и, как следствие, декларативностью поставленных целей - это может повлечь за собой дальнейшую деградацию социальной сферы, а в конечном итоге – возможный социальный взрыв.

Та социальная политика, которая сейчас проводится в России, должна быть изменена, так как ведет страну в обратном от успешности направлении. И более того – в том виде, в котором она реализуется сейчас, она может привести к неспособности России существовать, так как негативные влияния оказываются непосредственно на самый главный составляющий элемент государства как такового – народ, население страны.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Политика государства в сфере доходов

Различия в уровне на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов являются: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

Социальная политика - это, по существу, еще один инструмент политического воздействия, с более благоприятными последствиями для тех членов общества, на которых она направлена. Она направлена на установление стабильности удовлетворения потребностей социальных институтов и групп, в то же время принося пользу не только им, но и той ветви власти, которая ее обеспечивает. Исходя из этого, каждое государство проводит свою социальную политику: учитывая настоящее благосостояние социума, экономическое положение страны, цели, которые следует достигнуть, и так далее.

Развитие социальной политики РФ тесно связано с критериями, обозначающими именно это государство: например, особенностями управления и политики в принципе. Также на социальную политику сильно влияют исторические особенности и национальные традиции, менталитет, сугубо социо-психологические факторы. Инструменты социальной политики выбираются на основе экономического развития государства, предпосылок к экономическому росту, состояния экономики на нынешний момент.

Предпосылки развития социальной политики как явления

Общество - это устойчивая система, исторически сложившаяся под влиянием взаимоотношений между людьми. Структурно общество разделяют на социальные группы. Особенностью социальной группы, как основной формы взаимодействия людей, считается общность интересов и ценностей. По этому признаку социальные группы могут быть как схожи между собой, так и различны. Их интересы также могут и вовсе противостоять друг другу. Чтобы общественный резонанс не накалялся до предела, стал жизненно необходим какой-либо рычаг регулирования их деятельности.

Социальная политика в первую очередь помогает регулировать взаимодействие социальных групп, рассматривая общество в целом как систему и поэлементно как структуру. В идеальном представлении социальная политика должна учитывать интересы каждой из социальных групп, находить точки их соприкосновения, поддерживать стабильность развития цельного социума. Разные подходы к изучению социума, задействование в разработке концепции социальной политики экспертов различных сфер позволяют добиться результативности и работоспособности данного направления.

Терминология

Социальная политика - это составная часть внутренней политики любого государства. Ее цель - воздействие государственных институтов на социальные взаимоотношения.

Несмотря на определение и термин, социальная политика гораздо ближе к экономике, чем может показаться. Это продиктовано перечнем самых разнообразных причин, каждая из которых будет подробно рассмотрена в этой статье в ходе обсуждения социальной политики как существующего явления.

Потребность в социальной политике

Социальные отношения являются определяющим звеном в выборе человеком места в обществе (подсознательная самоактуализация за счет общественного мнения или, напротив, общественное восприятие за счет того, как ставит себя сама личность). Они же определяют условия реализации его потребностей. Человек не может развиваться вне социума - благодаря отношениям, которые он строит в нем, он развивается как личность, становится способен вырасти духовно и морально. Следовательно, социальные отношения необходимы и достаточны. В ходе их развития, однако, могут возникать и противоречия, проблемы и преграды.

Социальная политика призвана успешно разрешать глобальные и местные социальные проблемы, каких в любом государстве достаточно. Это и бедность различных слоев населения, и преступность, и содержание нетрудоспособных граждан, и множество других, проявляющихся в большей или меньшей степени для той или иной страны. На фоне этого развитие социальной политики РФ становится первостепенным фактором для улучшения благосостояния населения.

Система принципов

Практическая реализация социальной политики невозможна без теоретического базиса, который, в свою очередь, должен основываться на определенной идейности, имеющей четко расставленные приоритеты. Как любая система, система принципов структуирована и целостна. На ее элементы внешнее воздействие влияет в меньшей мере - гораздо важнее в ней морально-этическая подоплека.

Потому, вне зависимости от остальных факторов, система принципов социальной политики обязана включать в себя:

  • гуманизм (человечность, человеколюбие) - как основополагающий принцип, ради которого строится социальная политика;
  • справедливость - принцип, который иногда коррелирует, а порой и сталкивается с принципом равенства, в социальной политике все же занимает не последнее место, а напротив - имеет первостепенное значение;
  • непрерывность - важность которой не раз доказывается на практике, принцип, который ответственен за целостность структуры социальной политики;
  • системность - принцип, который должен быть свойственен любой проводящейся политике государства;
  • преемственность - восходит к основам того, что социальная политика базируется и на культурных традициях, складывающихся под влиянием исторических процессов;
  • открытость, наличие “обратной связи” - закрытые формы социальной политики очень влияют на ее эффективность, что в конце этой статьи будет рассмотрено на конкретном примере;
  • возможности и демократизм реализации - каждый из методов социальной политики должен иметь возможность быть реализованым в конкретном государстве;
  • сбалансированность целей - несмотря на то что чему-то необходимо предоставить на какой-то момент больший приоритет, социальная политика нуждается в балансе для эффективного функционирования;
  • действенный контроль общества - государственный контроль и обеспечение должны коррелировать с мнением общества (принцип vox populi, объясняющийся тем, что социальная политика проводится прежде всего для нуждающихся в ней граждан социума);
  • адресность мер, что подразумевает усиление социальной помощи тем группам населения, которые в ней более всего нуждаются. Тесно взаимодействует с принципом сбалансированности - один другому не должен противоречить, однако их совместное влияние позволяет разработать лучшие методы для социальной политики.

Система функций

Обеспечение социальной политики также завязано и на ее своеобразной системе функций. Некоторые из них уже вскользь были упомянуты в этой статье при объяснении важности проведения социальной политики как таковой.

Ниже представлена более подробная и точная классификация самых важных функций, которые должна выполнять эта стратегия:

  • выражение и защита, а также согласование ценностей и интересов групп и слоев населения;
  • нахождение компромисса в ходе возникающих общественных противоречий;
  • налаживание связи, двустороннего общения между государством и его населением;
  • поддержание целостности, стабильности и благосостояния общества как системы;
  • гармонизация структуры социальных групп в обществе;
  • прогностическая функция;
  • социальная защита граждан страны;
  • управление и контроль над социальными процессами, происходящими в обществе.

Значение

Двойная роль социальной политики позволяет ей быть универсальным инструментом как для повышения благосостояния населения, так и для увеличения/поддержания экономического роста страны. Эти два принципа взаимодействуют друг с другом на взаимовыгодном уровне - равно как в философском материалистическом принципе, одно порождает другое, позволяя системе быть целостной и работать бесперебойно. Отсюда, к примеру, вытекает третий пункт системы принципов, указанной выше, - непрерывность.

Это означает также и то, что социальная политика в полном ее смысле невозможна без достаточного экономического роста, и наоборот.

Из данного утверждения вытекает новое ответвление - государственная социальная политика. Это деятельность государства, направленная на предотвращение, смягчение и уничтожение общественных конфликтов на почве экономики. Ее целью становится снижение дифференциации степени доходов, устранение экономических противоречий и так далее. Таким образом, государственная социальная политика регулирует взаимоотношения экономических и социальных сфер развития общества.

Социальная политика: направления

Для классификации направлений социальной политики принято выделять два блока, действующих относительно самостоятельно:

  • социальная политика в широком смысле, охватывающая все сферы деятельности социума;
  • социальная политика как социальная защита.

Социальная защита населения как блок направления и одна из функций социальной политики

При помощи социальной защиты населения можно достичь благосостояния во всех сферах общества. Она представляет собой устойчивую систему гарантий, включающую в себя гарантии социально-психологические, законодательные и экономические. Для трудоспособных граждан социальная защита проявляется в предоставлении спектра возможностей для достижения благосостояния при использовании личного трудового вклада. Нетрудоспособные члены общества, а также социально уязвимые группы получают преимущества в пользовании общественными фондами потребления. Социальная защита, кроме того, предоставляет им прямую материальную поддержку.

Эффективная социальная защита гарантирует стабильную социальную защищенность. Социальная защищенность означает, что достигнуто то, ради чего создавалась социальная политика.

Направления этой деятельности, как можно заметить, также тесно связаны: в первом же предложении этого раздела имеется отсылка к вышеуказанному разделению, из второго пункта классификации вытекает первый. Это и объясняет относительную самостоятельность блоков.

Модели социальной политики

Как уже было сказано, каждая из стран по-своему осуществляет реализацию социальной политики, основываясь на благосостоянии общества на момент ее проведения, а также исходя из исторических особенностей и национальных традиций. Из этого вытекают основные модели социальной политики:

  • Континентальная, которую еще называют германской. Характеризуется высоким уровнем экономического роста, обеспечением полной занятости, расширенной системой партнерства. Действует, кроме Германии, в Бельгии, Австрии, Франции, Швейцарии.
  • Англосаксонская. Вмешательство государство в занятость приобретает пассивный характер, вместо этого огромное внимание уделяется социальным услугам. Распространена в Великобритании, Ирландии и Канаде.
  • Средиземноморская. Социальная политика адресная - направлена на социально незащищенные слои населения. В последнее время ее курс ужесточился, однако это, вероятно, носит временный характер и вызвано кризисами. Средиземноморская модель используется странами Южной Европы.
  • Скандинавская. Социальная политика носит активный и упреждающий характер, для нее свойственен высокий уровень перераспределения национального продукта через бюджет. Осуществляется в странах Северной Европы.

Структура и элементы

Структура социальной политики состоит из следующих элементов:

  • социальное обеспечение, социальная работа, социальная защита, социальная помощь;
  • медицинское страхование, здравоохранение;
  • жилищная политика, бытовое и коммунальное обслуживание граждан;
  • поддержка семьи, материнства и отцовства, детства;
  • охрана окружающей природной среды;
  • поддержка престарелых и инвалидов;
  • федеральное и местное обустройство беженцев, переселенцев и остальных мигрантов.

Из этого списка можно выделить области, в которых действует социальная политика. Сферы ее воздействия следующие:

  • сфера образования;
  • здравоохранения;
  • труда;
  • культуры;
  • занятости и др.

Все эти сферы, к которым напрямую относится социальная политика, области ее деятельности, создают одну большую, социальную, сферу. Ее называют объектом социальной политики - то, на что она направлена.

Цели социальной политики

Социальная политика - это деятельность, которая нацелена на:

  • жизнеобеспечение населения;
  • обеспечение социальной безопасности: отсутствие напряженности и конфликтов в обществе;
  • социальное развитие общества: его структуры, благосостояния и т. д.

Инструменты социальной политики

Целей социальной политики достигают при помощи:

  • социальных программ;
  • системы социального обеспечения и социальных услуг.

Механизм социальной политики

Социальное обеспечение - это программа, суть которой состоит в частичном или полном содержании нетрудоспособных граждан. Неработающие члены общества, потерявшиеся трудоспособность в силу различных причин, получают от государства некую материальную помощь и/или денежные средства.

Система социального обеспечения основана на двух рычагах:

  • социальное страхование;
  • общественное вспомоществование.

Первое означает систему отношений по распределению, а также перераспределению национального дохода: формируются специальные страховые фонды, в которые входят государственные дотации и страховые взносы. Эти средства впоследствии идут на:

  • пенсионное обеспечение;
  • медицинское страхования;
  • страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве.

Общественное вспомоществование - это программы оказания помощи людям за чертой бедности. Оно может проявляться в денежной или натуральной форме (в виде бесплатных обедов, скидок на товары и специальных талонов).

Система социальных услуг затрагивает каждую из сфер социальной политики и частично финансируются государством.

Современная социальная политика в Российской Федерации

Российская социальная политика обладает особенностями, которые сложились еще в советский период развития страны. В то же время модернизация российской экономики предполагает также и изменения направленности курса социальной политики как таковой.

Социальная политика России на данный момент характеризуется:

  • высокой долей государственного регулирования;
  • большой частью государственного финансирования системы социальной защиты;
  • низкой долей благотворительных частных средств в системе социального обеспечения;
  • закрытым характером определения целей, задач, методик развития социальной политики страны;
  • доминированием государственных задач над общественными.

Проблемы

В России для государственных деятелей характерно провоцировать появление вопросов, которые должна решать социальная политика. Проблемы, возникающие вследствие этого, резонны:

  • бедность;
  • миграция;
  • рост преступности и наркомании;
  • снижение рождаемости;
  • безработица.

Социальная политика России прежде всего обращает внимание граждан на эти проблемы, ей свойственно формулировать их сущность и содержание. Для их же решения требуется признание “социальности” теми или иными государственными инстанциями.

Для определения приоритета важности решения социальной проблемы государство прибегает к помощи экспертов. Следует учесть, что сообщество экспертов вынуждено подчиняться государственному давлению, потому его интересы отстаиваются гораздо более эффективно, чем ценности населения.

Это приводит к тому, что ответственность за решение социальных проблем лежит на плечах тех, кто не способен их решить. Кроме того, реализация социальной политики зачастую не устраивает слои населения, на которые она направлена, закрытость же разработки ее концепции не позволяет самим гражданам вмешиваться в продумывание методов решения своих проблем.

Приоритетные задачи

Особенно остро в Российской Федерации стоит проблема расслоения общества по доходам. Это то, на что должна быть направлена социальная политика.

Задачи формирования ресурса - высококвалифицированного труда в экономике, также очень остро ставятся в настоящее время.

Статистика точно отображает состояние трудовых ресурсов: качественное и количественное снижение, выводящее на передний план необходимость их воспроизводства. За это ответственны демографическая политика и политика на рынке труда.

Первая должна проявиться в увеличении пособий по материнству - благодаря этому повысится роль и значимость помощи женщине.

При помощи программ на рынке труда можно решить такие социальные проблемы, как:

  • рост бедности и безработицы;
  • падения доходов населения.

Подразумевается психологическая работа со школьниками и молодежью, безработными слоями населения. Государство обязано обеспечить не только личностное самоопределение индивида как будущего работника, но и предоставить хороший и, более того, доступный уровень образования: в настоящее время, напротив, наблюдается тенденция сокращения бюджетного финансирования.

Следует изменить принцип борьбы с безработицей: все меры, предпринимаемые по этому поводу, направлены на следствие, а не причины.

Создание дополнительных рабочих мест подействует двойным эффектом:

  • решит проблему безработицы;
  • даст толчок развития экономике.

Тесная связь экономики и социальной политики, в принципе, очень хорошо просматривается на примере Российской Федерации как страны, в которой непрерывность, упоминаемая в первой половине этой статьи, не существует, что приводит к упадку на уровне всех остальных свойств.

Заключение и выводы

Социальная политика определяется рядом свойств и характеристик, а также базируется на системе принципов и функций. При выполнении каждого из пунктов этих спецификаций наблюдается положительный уровень социальной защищенности, а также, кроме достижения благосостояния населения, повышается уровень экономического роста.

Российская модель социальной политики является отличным примером того, как неверная реализация этой деятельности влияет на развитие страны во всех ее сферах. Закрытая форма разработки концепций вызывает недовольство со стороны граждан, жесткое регулирование экспертных систем со стороны государства приводит к недостаточному вниманию к интересам и ценностям социальных групп, что должно быть на первом месте в списке приоритетов социальной политики. Как минимум эти два фактора мешают бесперебойной работе социальных органов защиты населения, доступности социального обеспечения, контролю социального взаимодействия групп населения. Экономика страны, в свою очередь, также сильно страдает.

Новое на сайте

>

Самое популярное