Домой Сбербанк Государственное регулирование экономики. Основные концепции вмешательства государства в экономику

Государственное регулирование экономики. Основные концепции вмешательства государства в экономику

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ

«СРАВНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

На тему: Государственное вмешательство в экономику на примере США.

Студент: 3-го курса группы 330/2

КОВТУН Александр Юрьевич

Руководитель:

ассист. СОЛОДКИНА Наталья Алексеевна

Санкт-Петербург

Введение.

С давних пор, ещё когда государства как таковые только формировались, а экономические отношения лишь начинали развиваться, международная и внутренняя торговля была неотделима от государственной политики. Правители, цари и императоры, активно вмешивались в торговые дела своих подданных, устанавливали рамки, законы, запреты и другие меры контроля над всей экономической деятельностью.

Понятие протекционизма на долгое время прочно укрепилось в политике многих стран мира. Это объяснялось свойственным тому времени пониманием экономики и ее процессов, желанием уберечь своих торговцев и ремесленников от излишней конкуренции с другими странами.

С возникновением понятия абсолютного и относительного преимущества взгляды протекционизма были пересмотрены и подверглись некоторому изменению – страны стали более открыты в «слабых» отраслях, то есть в тех, где они нуждались в импорте сырья или готовых товаров, и более закрыты в стратегически «сильных», экспортоориентированных сферах производства. Государство постепенно осознавало благотворное влияние рыночной конкуренции, а многочисленные колонии и взаимопроникновения мировых культур, так или иначе, стирали различия и барьеры в торговых отношениях.

Все это привело к возникновению соответствующих экономических течений и теория, противоположных традиционному протекционизму. Такие теории утверждали рыночные отношения между участниками международной и внутренней торговли, а государству отводили лишь координирующую и контролирующую роль. Ситуация в мире менялась, уровень вмешательства государства падал, но никогда не исчезал полностью – это объясняется главенствующим положением власти и невозможностью существования чистой рыночной конкуренции ни на одном рынке мира.

Сегодня существуют разные подходы к оценке необходимости и уровня госвмешательства, различные пострановые особенности, характерные отличия для разных культур и цивилизаций, однако в центре всегда остается один и тот же вопрос: насколько необходимо участие государства в рыночных процессах и к чему оно может привести?

В своем эссе, опирающемся на статьи иностранной прессы, я попытаюсь дать ответ на эти и многие другие вопросы на примере одного из самых развитых и передовых (в плане рыночных отношений) государства, Соединенных Штатов Америки. Эта страна с самого начала позиционировала себя независимой и свободной, чьи граждане отличались предпринимательской жилкой и свободным нравом. На мой взгляд, это и стало причиной возникновения многих либеральных течений экономической мысли, берущих свое начало на Американском континенте.

Каково же влияние государства в этой стране, какие краткие характеристики можно ему дать и какой эффект вызывает такое вмешательство?

История госвмешательства в Америке.

В ранние годы правительство США избегало сильного влияния на бизнес-сферу. Однако, по мере того, как американская промышленность набирала обороты, у государства возникала необходимость защищать малый и средний бизнес. К примеру, в 1890 году был подписан закон Шермана, призванный восстановить конкуренцию и свободное предпринимательство, разбить появившиеся монополии. В 1906, появились законы, сделавшие обязательной маркировку пищи и лекарств, и контроль за качеством реализуемого мяса. В 1913, правительство установило новую федеральную банковскую систему (Федеральную Резервную систему) - это было сделано с целью регулирования национальной денежной массы и установления относительного управления над видами банковских операций .

Великая Депрессия создала такие условия, при которых правительство не могло не начать еще более активное участие в рыночных процессах. Президент Рузвельт и Американский Конгресс утвердили множество законов, дававших власти право на установление, к примеру, правил продажи ценных бумаг, уровня заработной платы и рабочего времени, уровня страхования и многого другого.

После 30-ых годов еще многие постановления и законы были приняты с целью увеличения контроля или улучшения условий рыночной ситуации . Они касались правил приема на работу, устранения различных (половых, национальных, религиозных) предубеждений и дискриминаций. Более того, почти каждый производившийся продукт, так или иначе, был затронут каким-либо правительственным постановлением, относящимся либо к стандартизации и сертификации, либо к области защиты потребителя. Так же было создано множество контролирующих органов, которые, к тому же, были изолированы от возможных политических влияний. Этому способствует специальная система правления, в которое включаются в основной массе независимые представители и лишь несколько уполномоченных от разных политических партий могут там присутствовать. Однако на сегодняшний день, критики обвиняют такую систему в относительной неэффективности, так как многие конгрессмены имеют влияние на крупные фирмы или торговые агентства, что делает экономику страны зависимой от политической власти и ее желаний.

Тем не менее, современные США считаются наиболее демократичной страной в области рыночных отношений, где конкуренция защищена отдельными законами, а роль государства по возможности сведена к контролю и корректированию. Однако мировой кризис внес свои коррективы – государство опять вынуждено вмешиваться в рыночные отношения, так как некоторые субъекты, увы, уже не в силах справляться самостоятельно. Более того, появляются сторонники теории, которая утверждает, что свободный капитализм изжил самого себя, а здоровая конкуренция теперь приводит ко все большим поглощениям и борьбе крупных гигантов, что убивает не только малый и средний бизнес, но и губит качественное развитие самих компаний-монолитов. Напомню, что качественное развитие в ходе конкурентной борьбы всегда считалось одним из главных достоинств рыночной конкуренции. Таким образом ситуация меняется на глазах, и пока государство применяет множество мер не только контроля, но и активных действий на различных финансовых и кредитных рынках, а так же на рынках некоторых благ. Остается только ждать конца кризисных явлений, чтобы оценить итоги и эффекты современного состояния экономики и уровня государственного вмешательства.

Вмешательство государства, связанное с мировым финансовым кризисом и его последствия.

В данном разделе я предлагаю взглянуть на правительственные меры и конкретные проявления правительственного вмешательства в рыночную систему США.

Необходимо отметить, что существует отдельный взгляд некоторых американских специалистов, которые считают, что финансовый кризис был вызван именно госвмешательством, которое воспрепятствовало своевременному восстановлению рыночного баланса самим механизмом рынка. К примеру, рыночные цены формируются под влиянием спроса и предложения, определяя тем самым существующий рынок и его потребности. Такой рынок всегда напрямую связан с финансовым рынком, точнее с процентной ставкой, которая определяет цену на деньги. Однако, государство вмешивается в деятельность финансовой системы рынка через проведение денежно-кредитной политики, через снижение процентной ставки рефинансирования. Напомню, что в США на протяжении долгого времени ставка рефинансирования имела тенденцию к снижению вплоть до почти нулевой отметки перед самым разгаром кризиса.

Это породило некоторый рост объемов денежной массы. Однако без сопровождения пропорционального роста товарной массы в стране наблюдаются растущие темпы инфляции. Инфляция вынуждает кредитные учреждения повышать процентную ставку за кредит, чтобы возместить потери связанные с ростом цен и удешевлением денег.

Таким образом, правительство, вмешиваясь, регулирует денежную массу, чтобы нивелировать последствия увеличения денег в экономике, обеспечить рост на рынках, а так же рост занятости и производительности отраслей хозяйства. Одновременно с этим государство принимает меры антиинфляционной политики. В совокупности, как утверждают американские интернет ресурсы , посвященные мировому кризису, такие меры и действия «извращают» и дестабилизируют рынки.

В частности, содействуя заемщикам банка, правительство разрабатывает специальные программы для покупки домов в кредит. Оно обещает ссуды и гарантии банкам и их клиентам – что подрывает свободное регулирование инвестиционных и сберегательных процессов рынка. В итоге рынок смещается от равновесия к потенциальному состоянию «подвешенности» на краю бума или новой депрессии.

С 2003 по 2007 год, государство, пытаясь избавить рынки от фондовых страхов, связанных с высокими рисками, расширяет денежную массу через получение легких кредитов . Это делается с целью повышения уровня инвестиций, для будущего возврата займов и кредитов. Действую против рыночного механизма, такая ситуация отбрасывает процентную ставку ФРС к нулю.

7.1 Необходимость государственного вмешательства в экономику

В любой общественно-экономической системе государство играет важную экономическую роль, выполняя больший или меньший набор социальных и хозяйственных функций.

Рынок по своей природе несовершенен и не призван решать социальные задачи, что в свою очередь вызывает необходимость вмешательства государства.

Несовершенство рынка проявляется в том, что:

1) рынок не способен противостоять монополизации экономики, ограничивающей свободу рыночной конкуренции. Монополисты для извлечения монопольных сверхприбылей диктуют цены, что вызывает необходимость регулирования государством цен на транспорт, услуги связи, электроэнергию, сырье;

2) рынок не заинтересован в производстве общественных благ, особенность которых состоит в том, что ими должны пользоваться все, но не обязаны за них платить. Общественные блага - это не конкурентные товары и услуги, доступные каждому. Например, регулирование дорожного движения с помощью знаков, услуги в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и многие другие. Несмотря на то что они бесплатны для потребителя, они не бесплатны для общества и связаны с издержками, которые не способен нести рынок;

3) рынок не обеспечивает социальные гарантии, не может нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов, не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Все это ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность;

4) рынок не устраняет побочных эффектов, возникающих при росте производства и увеличении общественного богатства. Чаще всего это связано с загрязнением окружающей среды, нарушением экологии;

5) имеют место неполные рынки, например, рынок пенсионного или медицинского страхования. Для их нормального функционирования требуются государственное регулирование и поддержка;

6) несовершенство информации, представляющей собой общественное благо. Без вмешательства государства информация не может быть полноценной и достоверной.

Все эти проявления несовершенства рынка указывают на необходимость государственного регулирования и выполнение государством своих экономических функций.

Государство - это форма существования и организации общества, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Из истории экономических учений известно, что на различных этапах развития общества государство тем или иным способом воздействовало на экономику. Так, в период меркантилизма, в XVI-XVII вв., государству отводилась важная роль по поддержке и стимулированию зарождающегося национального производства, защите интересов национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. По мере развития капитализма в XVIII-XIX вв. уровень государственного регулирования снизился до выполнения функций по охране частной собственности и защите рыночных интересов.

Размеры макроэкономического государственного регулирования существенно возросли в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и Второй мировой войны. Повышение роли государства выразилось в увеличении совокупных государственных расходов и перераспределении валового продукта общества через госбюджет.

В современных условиях роль государства еще более возрастает, так как рыночный механизм не в состоянии справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов. Государство должно дополнять работу рыночного механизма, сохраняя при этом все положительные стороны его воздействия на общество.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Государственное вмешательство в экономику - это совокупность мер государства, с помощью которых оно влияет на социально-экономическое развитие общества. Задачей государственного вмешательства является, прежде всего, достижение экономической и социальной стабильности, а также укрепление существующего порядка. Вмешательство государства вызвано многими причинами, которые связаны с несовершенством рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынку не всегда подвластно обеспечивать занятость населения, развивать здравоохранение, всеобщее образование, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, вызванных рынком, абсолютно необходимо.

Развитие рыночной экономики приводит к своего рода негативным последствиям, которые замедляют темпы экономического роста, занятости и могут привести к краху рынка. С целью их преодоления государство и вмешивается в экономику. Вследствие экономической нестабильности возникают кризисы, преодоление которых практически невозможно без вмешательства государства, активных действий власти. При этом, государство в рыночной экономике не корректирует рыночный механизм, а лишь создает условия для его свободного функционирования. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость вмешательства государства в экономику исходит, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, которая неспособна справиться с решением важных проблем, а также из укрепления целостности нынешних общественных систем.

Рассмотрим конкретные причины государственного вмешательства в экономику.

1. В первую очередь важно признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Государство занимается обеспечением нормального функционирования денежной системы. Также государство решает проблемы распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, достаточно жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный эталон благосостояния. Государство же корректирует данную ситуацию с помощью фискальной политики, к которой относятся налоги, трансферты и т.д.

2. Второй причиной является необходимость решения социальных проблем, которые влияют на развитие экономики. Так, государство устанавливает размеры заработной платы, продолжительность рабочего дня, величину прожиточного минимума. Также оно устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

3. Следующая причина - инфляция, которая обладает, как известно, чрезвычайно разрушительным действием. Борьба с инфляцией становится часто одной из важнейших задач стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и т.д.

4. Также требует государственного вмешательства и такое явление, как безработица. Превышая естественную норму, она приводит как к экономическим проблемам, так и к социально-политическим: низкие доходы высокая заболеваемость и смертность и т.д. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню также связана со многими проблемами: дефицит госбюджета, инфляция, так как она требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий и т.д.

А теперь обратимся к целям государственного регулирования экономики.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Государственное вмешательство в экономику

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

1.2 Объекты государственного регулирования экономики

1.3 Цели государственного вмешательства в экономику. Инструменты государственного регулирования экономики

2. История развития государственного вмешательства в экономику

2.1 История развития экономических моделей

2.2 Границы государственного вмешательства в экономику России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Государство играет важную роль в обеспечении правильного функционирования экономической системы. Во всем мире на протяжении всей истории государство распространяло свое влияние не только на правовую, политическую, социальную, культурную сферы жизни, а так же и на экономическую сферу - это организация, координация и регулирование экономических процессов (сбор налогов, денежное обращение и так далее). В настоящее время любая рыночная экономика является смешанной, так как вместе со свободным предпринимательством действует государственное регулирование и существует государственный сектор в национальном хозяйстве.

На сегодняшний день, по моему мнению, особенно актуален вопрос о границах государственного вмешательства в экономику. Никто не отрицает надобности определенных функций государства в экономике. Мнения расходятся в вопросах о соотношениях пропорций рыночного и государственного регулирования, а также о границах государственного вмешательства. Существуют разные позиции касаемо этого вопроса: от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до экономического либерализма, когда говорят, что результативной может быть экономика только лишь в условиях не ограниченного частного предпринимательства. Вмешательство государства в экономику является основной проблемой для любого государства, будь то рыночная экономика или же распределительная. При распределительной экономике вопрос регулирования не возникает, так как государству некого регулировать, оно берет под свой контроль все права и обязанности по созданию и распределения товаров и услуг. Однако, эта экономическая система на практике показала свою неэффективность. В таком случае остается, на мой взгляд, сложный, многогранный путь развития - рыночная экономика. В этой экономической системе государству необходимо постоянно корректировать силу и глубину своего влияния. У государства теперь нет таких задач, как само производство и распределение товаров и услуг, и так же оно не имеет право свободно распоряжаться сделанным товаром, предоставленными услугами, ресурсами и капиталом, как это делалось при распределительной экономике.

Рыночная экономическая система - это гибкая и динамичная система, которая связывает потребителей и производителей. В данной системе государственная политика не должна абстрагироваться и отставать от изменений, в противном случае государство превратится из эффективного помощника во врага тормозящего развитие экономики.

Цель данной курсовой работы - это выявить допустимые границы вмешательства государства в экономику.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

1. Охарактеризовать и проанализировать экономические функции государства.

2. Рассмотреть необходимость государственного вмешательства в экономику.

3. Изучить вмешательство государства в экономику России.

Объектом исследования является экономика Российской Федерации.

Предметом исследования является функции государства направленные на урегулирование экономики страны.

1. Государственное вмешательство в экономику

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

В действительности возможности рынка имеют свои границы. Рынок не в состоянии самостоятельно решить все социально-экономические задачи общества. Мы сейчас говорим не о недостатках, а об ограниченности возможностей обусловленными экономическими условиями. В связи с этим, там, где рынок не может самостоятельно дать результата, необходимо государственное вмешательство.

Приведем пример. Деятельность производителей и потребителей зачастую вызывает внешние эффекты, которые не измеряются в денежном эквиваленте. Например, промышленное производство, участвующее в рыночной конкуренции, выполняя свою функцию, загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок без вмешательства государства не справится.

Примером так же является регулирование потребления общественных товаров. Свободный рынок, в настоящее время, способен удовлетворять потребности, которые пользуются спросом. Однако, есть потребности которые не измеряются деньгами. Мы говорим о товарах и услугах коллективного пользования. Это то чем пользуются все граждане, а именно: образование, охрана общественного порядка, оборона страны, сети коммуникации и многое другое. В мировой экономике это называется общественными товарами.

Общественный товар имеет значительное отличие от частного, этот товар достается всем гражданам в примерно одинаковом объеме. Предоставление этого товара населению - это еще одна функция государства в экономике свободной конкуренции. Государственному бюджету должен быть в силах компенсировать внешние эффекты и в достаточном объеме поставлять общественные товары, так как финансирование входит в обязанности центрального и местного бюджета.

В обязанности государства так же входит обеспечение экономики нужным количеством денег. Рынок самостоятельно не в силах решить эту проблему. В результате мы видим, какое представление складывается о хозяйственном механизме частного предпринимательства. Явно видно, какой смысл экономической деятельности государства - это дополнять и поддерживать рынок, решать те вопросы, с которыми он самостоятельно не в силах справится. При условии того, что без государственного вмешательства не обходится экономика свободной конкуренции, то в современном рыночном хозяйстве без этого вмешательства уж точно не обойтись. Это влечет за собой еще ряд вопросов касающихся науки, техники, перераспределение доходов, безработицы, социальных льгот, образования.

Любая экономика, будь то рыночная или не рыночная, подвержена монополизму, инфляции и прочим внешним факторам. В связи с этим рынок не обходится без вмешательства государства, без антиинфляционной и антимонопольной политики.

1.2 Объекты государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основными объектами государственного регулирования в экономике являются:

1. Экономический цикл. Его суть заключается в поддержании спроса на товары и услуги, на капиталовложение и занятость, во время кризисов и депрессий. Для достижения этой цели увеличиваются государственные расходы, инвестиции, а вот для частного предпринимателя выделяются финансовые льготы.

2. Структурное хозяйство. Подразделяется на секторный, отраслевой и региональный рынок. Регулирование производится с помощью финансовых стимулов и капиталовложения государства, которые обеспечивают благоприятные условия некоторым отраслям и регионам.

3. Накопление капитала. Условие необходимое для развития страны в целом и повышения качества жизни каждого гражданина.

4. Денежное обращение. Так как инфляция опасна для экономики, необходимо постоянное грамотное пользование денежной массы.

5. Занятость населения. Пропорциональное соотношение рабочей силы между спросом и предложением. Соотношение должно удовлетворять и экономику, предоставляя квалифицированные кадры, и работников, поощряя заработной платой.

6. Платежный баланс. У этого явления несколько составляющих, а именно движение капитала, экспорт, импорт, участие в международной экономике, повышение и понижение курса национальной валюты.

7. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. НИОКР работы связанные с разработками и реализации научных идей, способствующие улучшению качества жизни.

8. Конкуренция. В рамках здоровой конкуренции производится качественный товар, который пользуется спросом.

9. Цена. Фактор, отражающий состояние экономики. Одновременно, цены влияют на устойчивость национальной валюты, на социальную атмосферу.

10. Кадры. Подготовка и улучшение квалификации кадров, дает возможность следовать за постоянно развивающейся системой.

11. Социальные отношения. Отношения между работодателями и работниками.

12. Внешнеэкономическая связь. На данном этапе экономического развития, не существует государства, которое может обходиться без сотрудничества с другими государствами.

13. Окружающая среда. В погоне за материальными благами нельзя забывать о состоянии природы, о ее ресурсах. Необходимо находиться в постоянном балансе.

Однако инстанции государственного регулирования желают распространить свое влияние и на другие экономические стороны, это заинтересовать частных предпринимателей в развитие научных исследований для использования их результатов в экспорте товаров, в капиталовложениях. Совершенствуется законодательство в области конкуренции, в области социальной защиты, в охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня развития самого государства.

1.3 Цели государственного вмешательства в экономику . Инструменты государственного регулирования экономики

Целенаправленное влияние на развитие макроэкономики и микроэкономики с целью поддержания стабильности и изменения ее в нужном для общества направлении, называется государственным регулирование экономики. В государственном регулировании существует два аспекта, это практический и научный.

Практический аспект - это опыт определенных мер по реализации государственного регулирования в экономике. В практическом аспекте есть своя теоретическая ступень - это системное научное изучение мотивов, действий, мер, которые нацелены на создание более эффективного развития национальной экономики.

Научный аспект - это разработка моделей и прогнозов экономики. Важной задачей этого аспекта является становление экономического мышления.

Определим цели государственного регулирования. Экономическая наука выделяет основную, высшую цель регулирования, а так же прикладные цели. В любом государстве высшей целью должно быть достижение максимального благосостояния всего общества. Ее осуществление возможно с помощью прикладных целей, таких как: полная занятость, экономический рост, стабильность уровня цен, устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическая стабильность.

В экономической системе основной задачей считается обеспечение экономического роста. Ее решение связано с абсолютным и относительным увеличением валового национального продукта.

Так же с обеспечением экономического роста связана еще одна важная цель, а именно удовлетворения требованиям полной занятости общества. Ее суть заключается в использовании всего трудоспособного населения. Это достигается с помощью мер называемых политикой обеспечения занятости. К ним относятся создание новых рабочих мест и прочие способы борьбы с безработицей.

Основным из важных условий стабильности экономики является постоянства уровня цен и устойчивость национальной валюты. В связи с этим, данная цель является значительным ориентиром в действиях государства.

Разрешение вышеперечисленных целевых задач дает возможность сохранить равновесие макроэкономики в национальном хозяйстве и способствует созданию благополучных условий для внешнеэкономического равновесия. Этому способствуют гос. меры по международной торговле, трудовых ресурсов, межгосударственного движения капитала, сбалансированного платежного капитала.

Цели по своей значимости и последовательности в разных странах определяются различными обстоятельствами в зависимости от внутреннего и внешнего устройства. Относительно к условиям российской экономике достижение целей значительно отличаются от порядка целей западных стран. Это вызвано недостаточной развитостью рыночных отношений.

У государства много сфер вмешательства в экономику. В зависимости от поставленных экономических задач, от материальных возможностей, от накопленного опыта, государство осуществляет регулирование социально- экономических процессов, используя определенные методы и инструменты. Анализируя западные теории и мировой опыт можно сказать, что формируются национальные модели и существует стандартный набор общественных форм и методов государственного регулирования.

Обратим внимание на универсальные средства государственного регулирования, которые принимаются в настоящее время. Общепринято разделять способы государственного регулирования на правовые, административные и экономические.

Способы правового регулирования включают в себя установление государственных правил «экономической игры» для частного предпринимателя и потребителя. К правовому регулированию относятся законодательные нормы, которые регулируют обязательства области трудовых отношений профсоюзов и работодателей; определяют формы и права на собственность; ставят условия заключения контрактов и функционирования фирм; и т.п.

Способы административного регулирования включают в себя меры по регулированию, по контингентированию, по лицензирование, по квотированию и так далее. С помощью административного регулирования происходит контроль над ценами, прибылью, учетной ставкой, валютным курсом. Однако в некоторых странах административное регулирование ограничивается мерами по охране окружающей среды и социальной защитой населения.

Способы экономического воздействия подразумевают под собой воздействие на рыночные связи через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, концентрацию капитала, структуризацию экономики и социальных условий, через факторы экономического роста. Для достижения этого используются: программирование; прогнозирование; планирование; бюджетная и финансовая политика; кредитная политика.

Отметим, что инструменты государственного регулирования зависят от мировоззрения граждан той или иной страны и от отношения к государственному строю.

2. История развития государственного вмешательства в экономику

2.1 История развития экономических моделей

Для представления полной картины связи государства и экономики обратимся к истории. На разных этапах становления и развития экономики отношение к государственному вмешательству в нее было различным.

История государственного вмешательства в экономику начинается с конца средневековья. В XV появилось первая экономическая школа меркантилистов. Название берет свое начало от итальянского слова «merciante», что означает «купец, торговец». Меркантилисты считали, что богатством можно считать только деньги; здоровье, знание и прочее к богатству не относится. Главной сферой, где можно получить богатство - это торговля. В это время приветствовалось активное вмешательства государства для регулирования и развития в стране торговли и промышленности.

В дальнейшем, с развитием рыночных отношений, класс предпринимателей набрал силу. Теперь вмешательство государства, стали расценивать как значительную помеху для развития. В связи с этим на смену меркантилистов пришли идеи экономического либерализма, которые к государственному вмешательству в экономику относились резко негативно.

Основной идеей экономического либерализма считается, что рыночная система способна к саморегулированию. Ее сторонники убеждены, что интерес, связанный с получением прибыли, гораздо сильнее мотивирует участников к экономическому развитию, нежели государственное регулирование. Сторонников этой теории относят к классической школе. Одним из основателей этой школы является Адам Смит. Он доказал, что для эффективной торговли необходима экономическая свобода, в частности свобода выбора отрасли деятельности, свободная конкуренция, свобода предпринимательства и торговли.

Однако и это теория не стала последней в развитии экономики. Напомним, что в середине XX века в США произошло стремительное падение производства. Спад экономики, начавшиеся в августе 1929 года, продолжался 43 месяца до марта 1933 года, в результате чего затронул всю Европу, Азию, Африку. Что привело к падению объемов производства в разных странах от 30% до 80%; резко вырос уровень безработицы. Вследствие этого произошла значительная дефляция, в результате которой упали цены. На восстановление экономики ушло много сил и времени. На фоне Великой депрессии Д. Кейнс, английский экономист, сформулировал основной пункт в своей экономической теории: «рыночная экономика не обладает способностью к плавному саморегулированию и поэтому государство должно проводить стабилизационную политику, воздействуя, в первую очередь на совокупный спрос, с тем, чтобы предотвращать экономические спады, используя свои рычаги бюджетной, денежной и внешнеторговой политики».

Теория Д. Кейнса считается кризисной, так как была создана на основе депрессии. По его теории у рыночной системы нет механизмов, позволяющих вывести экономику из кризиса, это способно сделать только государство. Английский экономист, был убежден в том, что основная причина кризиса это производство лишнего товара, регулировать спрос на который должно государство. Кейнс предлагал несколько возможных вариантов. государственный вмешательство экономический бюджетный

Один из вариантов, гибкая кредитно-денежная политика, которая позволит избавиться от серьезного барьера - неэластичность заработной платы. Принцип действия - при увеличении денежной массы, заработная плата уменьшается, в результате стимулируется инвестиционный спрос и рост занятости.

Другой вариант, бюджетно-финансовая политика. Суть ее заключается в увеличении государством налоговой ставки, средства которые должны уйти на финансирование нерентабельных предприятий. Это снизит безработицу и снимет социальное негодование.

Главными чертами кейнсианской экономической теории являются:

1. высокая доля национального дохода, распределяемого госбюджетом;

2. создание крупной зоны государственного предпринимательства, используя государственные предприятия и смешанные предприятия;

3. использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых рычагов для высокого роста экономики.

Модель государственного регулирования, разработанная Кейнсом, хотя и вывела из депрессии, но не могла существовать вечно. Кейнсианская теория могла быть продуктивной только при условии высоких темпов роста, однако в 70-е годы темпы производства ухудшились, и многие страны пережили новый спад экономики. Падание объемов производства привело к росту цен и увеличению безработицы.

Теория Д. Кейнса не смогла избежать экономического спада, в связи с чем появились альтернативные экономические теории. Одной из них является теория Милтона Фридмана монетаризм. Изначально сторонниками этой теории были малочисленные «экономисты - денежники». Их целью было восстановить нерегулируемую рыночную экономику. По мнению участников этого движения, рыночная экономика белее прочна нежели государственная экономика, все нарушения производства связаны с государственным вмешательством, которое блокирует возможности восстановления общехозяйственного равновесия.

Фридман считал, что существует « естественный уровень безработицы». Этот фактор не может быть регулирован государством, так как определен условиями рынка рабочей силы. Главным же фактором экономики, по мнению, монетаристов является количество денег в обороте. Люди, как они считают, предъявляют вполне стабильный спрос на деньги для приобретения объема текущего производства. Объем денежных средств, которое население желает иметь, отталкивается от уровня номинального национального продукта. В том случае, когда фактическое предложение денег равно количеству желаемых денег, в экономике складывается денежное равновесие. Если же предложение денег увеличивается, то в этом случае реакция населения, это потратить излишнюю наличность, совершая покупки. Вследствие этого расширяется спрос, и значит, рост номинального национального продукта до размеров, необходимых для обеспечения равновесия.

Однако, этот процесс имеет границы. Для того чтобы не допустить кризиса, сторонники теории Фридмана, считают необходимым ежегодное увеличение денежного предложения пропорционально росту валового национального продукта. Монетаристы считают, что это устранит причину нестабильности экономики.

Еще одной альтернативной кейнсианства является неоконсервативная модель. Основой этой модели являются концепции неоклассического направления экономической мысли. Сторонники и участники неоконсерватизма считают разумным восстановить классический механизм накопления и создать условия для частного предпринимательства. Экономический пост позиционируется как функция от накопления капитала, осуществляемого из двух источников: за счет собственных средств и за счет заемных средств (кредитов). В связи с этим государство должно создать условия для возможности накопления капитала и повышения производительности предприятий.

Главным препятствием этой модели являются высокие налоги и инфляция. Налоги берут в рамки капиталовложения, а инфляция не позволяет использовать заемные средства для накопления. Выходом из этой ситуации неоконсерваторы считают применение комплекса антиинфляционных мероприятий и возможность использования для предпринимателей налоговых льгот. Все эти действия вынуждают принимать государство определенные меры, вследствие которых оно теряет свое влияние на рынок. Таким образом, неоконсерваторы отводят государству косвенную роль в экономике, а главную роль - рыночным силам.

Как мы видим, на практике, экономические теории непостоянны, требуют изменений и корректировок. Нередко из-за неполного восприятия экономики теории приводят к кризисам. Однако мы видим, что государство и экономика не могут существовать отдельно друг от друга, существуют постоянные точки пересечения.

2. 2 Границы государственного вмешательства в экономику России

Ознакомившись с историей становления мировой экономики, перейдем к экономике России. Основываясь на мировом опыте, видно, что успешное социально-экономическое развитие страны зависит от границ государственного управления, поэтому бесполезно отрицать влияние государства на современную российскую экономику. Вопрос заключается лишь в том, какая роль этому отводится - первостепенная или второстепенная.

С распадом СССР взгляд государства на экономику основывался на принципах монетаристской теории, т. е. государство сняло свое влияние, и подчинила экономику рынку. Сейчас мы можем сделать вывод, что это было ошибочным решением. Государство оказалось слабым, и экономика подчинилась криминалу и перестало выполнять свои экономические и социальные функции, что привело к росту цен, росту уровня безработицы, к задержкам заработной платы и в связи с этим повысился уровень преступности.

Однако, сказать что государство полностью сняло с себя все экономические обязанности нельзя. Государство в сжатые сроки сформировала рыночную инфраструктуру, создало механизм новых имущественных отношений. Происходило резкое директивное формирование рыночной экономики сверху, под которое с трудом подстраивалось население.

Мировая экономика ранее не имела в практике перехода отдельной страны от командно-административной системы управления к рыночной системе управления. Этот переход является качественно новым. В этом и заключается главная сложность государственного регулирования экономики РФ. В период перехода роль государства в экономике очень важна. Этот факт признается почти всеми экономистами, однако есть место и для дискуссий.

Разные теории по-разному определяют роль государства в экономической жизни страны, но все они отдают государству следующие функции:

* Обеспечить страны устойчивой национальной валюты;

* Создать правовую базу для защиты прав собственности, для поддержания порядка в хозяйственной сфере;

* Создать возможность населению на получение социальной помощи (обучение, лечение и так далее);

* Создать конкуренцию на рынке;

* Создать равные условия для всех хозяйственных субъектов.

При переходе к рыночной экономике государству было необходимо провести:

* Системное изменение отношений собственности;

* Изменения экономических функций государства;

* Стабилизацию в финансовой отрасли.

Естественно, любые системные изменения долгосрочны, но и это не основная сложность при становлении рыночной экономике России. Первоначальный этап совпал со сложным финансовым положением страны. Россия боролась с инфляцией и добивалась финансовой стабильности, однако на пути к этому государство задолжало крупную сумму, в результате экономика понесла значительные потери.

В августе 1998 года страна была приведена к дефолту, к резкой девальвации рубля и к масштабному кризису экономики. В результате Россия была отброшена назад и подходила к началу реформ с худшими условиями, так как общество из-за утраты доверия к власти перестало ее поддерживать. И хотя к 1999 году экономика по показателям была лучше, чем в 1998 году, все же уступала докризисным временам. Хорошие показатели принес только 2000 год, но и в этом случае не было уверенности в дальнейшей экономике.

Основные направления, где проводились реформы - это либерализация цен, жесткая финансовая и кредитная политика, новая налоговая система, изменения во внешнеэкономической политике, внедрение программы приватизации. В рамках программы приватизации увеличилась доля частной собственности и уменьшилась доля государственной собственности. На это реформирование подтолкнула практика западных стран, где добились высокой производительности общественного труда.

Приватизация в нашей стране имеет различные цели: повышение эффективности функционирования предприятии; социальную защиту населения; развитие объектов социальной инфраструктуры; создание конкурентной среды; привлечение инвесторов; демонополизацию народного хозяйства. Достижение таких масштабных целей за короткий период было не реальным. Так как у людей, которые стали заниматься частным предпринимательством, не было достаточных навыков, знаний и умений. Таким образом, государство не смогла не только создать качественный частный предпринимательский сектор, но и не смогло выручить необходимые средства для выполнения социальных задач и реструктуризации.

Итак, в России удалось создать смешанную экономику, но цели, которые были поставлены, в результате не достигнуты. Поэтому все те же цели остаются и в наше время - это контроль выполнения обязательств собственниками приватизируемого имущества; повышение качества менеджмента; повышение эффективности фондового рынка.

Проведем анализ государственного вмешательства в экономику России. На сегодняшний день, благодаря высокому спросу и высоким ценам на нефть (см. Приложение А) экономика страны в основном благополучна. Но из-за сложных отношений государства с бизнесом не все возможности для роста использованы. Показатели на 2003 - 2005 года это ослабление деловой активности и прекращение снижение инфляции. Показатели на 2005 год лучше - уровень инфляции снижен. В 2006 году, из-за развития ипотеки, снова повысилась инфляция. Скачки на увеличение и понижения постоянны, в связи с этим экономика подвержена значительным угрозам. Она зависима от показателей цен на нефть и малой конкурентоспособности других отраслей. Модернизация идет слабо, конечно на это влияет сырьевая конъюнктура и укрепление рубля. В основном это связано с изменением в политике, с 2003 года повысилась роль государства в экономике. Что же произошло?

Политика президента Владимира Путина заключается в укреплении законности и правопорядка, что повысило значение власти и лишило смысла ее разделения. Яркий пример этого дело «ЮКОСа» при явных нарушениях власть показала формальное соблюдение правовых норм, но на деле их нарушила, используя влияние на прокуратуру и суд. Впоследствии все это легализовали, внеся поправки в законодательство. Далее отношение к законодательству резко ухудшилось, так как стало жестче, закрывая свои старые погрешности. На деле вышло, что закон не помогает частному предпринимателю, - закон служит власти.

Обратим свое внимание на оборону и безопасность страны. Заметин явный положительный сдвиг. Формируется профессиональная армия, сокращается срок службы по призыву, увеличивается финансирование армии, строится жилье для военнослужащих.

Рассматривая макроэкономику, видно, что государство консервативно в формировании бюджета. Сдерживает инфляцию при помощи крупного притока доходов от экспорта. Что касается образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, то здесь все только на начальной стадии.

Проводя анализ, видно, что в модернизации экономики не происходит значительного усиления роли государства. Государство не достигло желаемого результата в утверждении верховенства закона. Ослабла макроэкономическая политика. Заморожены институционные реформы. Публичные услуги низкого уровня. Из-за некачественного государственного аппарата сдвиг в экономике незначителен.

Обращая внимание на государственное вмешательство в экономику России, она еще далека до предельной точки. В настоящее время в России механизмы государственного регулирования, касающейся социальной и экономической сферы, слабы (см. Приложение Б). Как показали опросы, государство должно активно присутствовать в экономике, инвестируя в народный сектор хозяйства.

Заключение

Изучая данную тему, становится понятно, что поле для раздумий огромно. От решений, которые принимают государство, зависят решения, которые принимаются или же не принимаются на микроуровне. Цели достигаются только при политике поощрения, если же правительство действует в принудительном порядке, то получает отпор и волну негодования от населения. При условии, если созданы удобные условия для частного предпринимателя, то их интерес полностью совпадает с интересов государства, а значит общества в целом. Следует вывод, что государству необходимо для предпринимателей сделать доступной ту сферу экономики, которая для них является приоритетной. Так же практика показала, что государство не должно вмешиваться в ту сферу экономики, где это не является необходимостью. Т.к. это значительно вредит экономике.

В общем, государственную роль в экономике сложно переоценить. Государство предоставляет условия для экономической деятельности; сдерживает рост инфляции; ведет защиту частных предпринимателей от монополии; создает потребности общества в общественных товарах; защищает социально слабые слои населения; решает вопросы обороны страны.

Однако, в редких случаях, государственное вмешательство может ослабить рыночный механизм и принести ощутимый вред экономике страны. Таким примером является Россия. Из-за тотального государственного вмешательства темпы экономического роста значительно упали. А из-за неграмотной государственной политики вера в государства у народа исчезла, что привело частного предпринимателя к незаинтересованности в рыночной экономике. В таком случае необходимо восстанавливать веру в государство и создавать для частного предпринимательства благоприятные условия, чем и занимается государство России в настоящее время.

Изучая историю становления и развития рыночной экономики видны постоянные колебания от периодов тотальной роли государства в экономике до периодов его сравнительного бездействия и обратно. Также на данном этапе экономического развития в экономической науке не существует единого мнения о границах государственного вмешательства в экономику. На протяжении всего времени ведутся дискуссии на тему, какие вопросы может решать рынок, а какие вопросы должно решать государство. Таким образом, экономическая политика - это система экономических мероприятий, осуществляемых государством. Система представляет собой сложный механизм социально-экономического и политического маневрирования, и осуществляется в интересах национального хозяйства. Она включает в себя программирование экономики, развитие государственного сектора, систему субсидий, антиинфляционные мероприятия, кредитно-финансовую деятельность, систему гарантий импорта-экспорта и т.д. Следовательно, экономическая политика должна показывать цели, задачи и интересы народа, государства в целом.Проведя работу, выяснили, что главная причина государственного вмешательства в экономику страны заключается в том, что рынок не в состоянии самостоятельно решить все социально-экономические задачи общества. Рассмотрели объекты государственного регулирования, и уяснили, что объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня развития самого государства. Поняли, что государство вмешивается в экономику с целью поддержания стабильности и изменения ее в нужном для общества направлении. Рассмотрели инструменты государственного регулирования экономики и выделили правовые, административные и экономические способы вмешательства. Изучили историю развития экономических моделей в мировой экономике. Выяснили, что на разных этапах становления и развития экономики отношение к государственному вмешательству в нее было различным. Изучили вопрос о границах государственного регулирования в экономике России. И сделали вывод, обращая внимание на государственное вмешательство в экономику России, что она еще далека до предельной точки. В настоящее время в России механизмы государственного регулирования, касающейся социальной и экономической сферы, слабы. Как показали опросы, государство должно активно присутствовать в экономике, инвестируя в народный сектор хозяйства.

Список использованных источников

1. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики. [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с.

2. Вечканов Г. С. Макроэкономика [Текст] - СПб.: Питер, 2008 - 240с.

3. Выварец, А. Д. Экономика предприятия [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с.

4. Горфинкель, В.Я. Экономика организаций (предприятий) [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 608 с.

5. Губин Е. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 368 с.

6. Липсиц И. В. Экономика [Текст] - М.: Омега-Л, 2007. - 656 с.

7. Лобачева, И.Н Экономическая теория [Текст] - М.Юрайт, 2012 - 516 с

8. Максимова, В.Ф. Управленческая деятельность на микроуровне. Экономические аспекты [Текст]- М.: РАГС, 2010. - 332 с.

9. Селищев А.С. Макроэкономика [Текст] - СПб.: Питер, 2009. - 468 с.

10. Соломатин, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли [Текст] - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

11. Чеканский, А. Н Управленческая экономика [Текст] - М.: Дело, 2010. - 172 с.

12. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес) [Текст] - М.: Дело, 2008. - 414 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Границы вмешательства государства в экономику в различных экономических школах. Органы ГРЭ в России, участвующие в разработке целей и задач государственного вмешательства в экономику. Среднесрочные и долгосрочные цели ГРЭ на современном этапе в РФ.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2017

    Сущность государственного регулирования экономики (ГРЭ), его основные цели, задачи и объекты. Границы вмешательства государства в экономику. Социальная и финансовая политика государства. Причины бюджетного дефицита. ГРЭ в Российской Федерации в наши дни.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2014

    Причины, основные формы и методы вмешательства государства в экономику. Баланс частных и общественных интересов как одна из ключевых задач государственного регулирования экономики. Модернизация российской экономики с учетом институциональных изменений.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2016

    Причины, механизмы и социально-экономические последствия фиаско рынка. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ фиаско рынка в экономике Российской Федерации и Китая как причины государственного вмешательства в экономику.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2014

    Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику. Объект и предмет государственного регулирования экономики, его цели, функции и специфика механизма. Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Методы государственного регулирования и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Сущность прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. Система инструментов регулирования экономики. Финансовая и денежно-кредитная политика.

    реферат , добавлен 03.03.2009

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Причины, цели, границы и возможности вмешательства государства в экономику. Его правовая, административная и экономическая политика. Государственное регулирование цен и рынка труда. Регулирование рыночных отношений как функция российского государства.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2016

    Рыночный механизм управления. Причины вмешательства государства в современную рыночную экономику. Минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику. Основные регулирующие функции государства.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    Причины государственного вмешательства в рыночную экономику. Цели и функции регулирования, возложенные на государство. Анализ социально-экономического положения Российской Федерации. Перспективы и задачи развития страны после глобального кризиса 2008 г.

Новое на сайте

>

Самое популярное