Домой Кредиты онлайн Воздействие государства на денежную систему.

Воздействие государства на денежную систему.


Влияние электронных денег на денежную систему является предметом пристального внимания современной экономической теории. Электронные деньги оказывают влияние на объем и скорость обращения денежной массы, эмиссионный доход центральных банков.
При анализе влияния электронных денег на объем и скорость обращения денежной массы можно говорить о двух теоретических взглядах.
  1. Если считать, что денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству, то новые формы денег только изменят масштаб денежной массы, ее меру, единицу измерения, принципиально не меняя ее общего объема.
  2. Если исключить из определения денежной массы частные платежные средства, то по мере вытеснения физической наличности электронными деньгами последние начинают эффективно контролировать часть денежной массы. Центральному банку в данном случае придется применять меры по пересмотру денежных агрегатов, включив в них электронные деньги, эмитируемые отечественными и зарубежными финансовыми институтами. Чтобы получить объективный ответ, необходимо провести анализ нескольких факторов.
Опасение, что в случае бесконтрольной эмиссии электронных денег произойдет резкое увеличение денежной массы и ускорение темпов инфляции, представляется, на наш взгляд, вполне оправданным. Одной из превентивных мер может быть привязка размера эмиссии электронных денег к размеру привлекаемых вкладов до востребования с установлением специального норматива мгновенной ликвидности, а также введение обязательного резервирования в размере эмиссии. При этом число эмитентов должно быть ограничено в целях облегчения контроля со стороны Центрального банка, а в отношении этих организаций должен применяться мониторинг в режиме реального времени.
Использование электронных денег может привести к резкому увеличению скорости денежного обращения, что приведет к росту инфляции даже без увеличения объема денежной массы. В то же время платежная система не существует сама по себе, а обеспечивает сделки хозяйственного оборота. Поскольку в настоящее время использование электронных денег рассчитано на осуществление розничных платежей, то результат от повышения эффективности расчетов ниже риска инфляции. Вместе с тем использование электронных денег при расчетах на денежных рынках может способствовать повышению их нестабильности. Одним из способов избежания подобного риска является введение института уполномоченных эмитентов и посредников при операциях на денежных рынках.
Как влияет появление электронных денег на эмиссионный доход центральных банков? Широкое замещение наличных денег электронными может привести к потере эмиссионного дохода (сеньоража) центральных банков, хотя его снижение до уровня, не обеспечивающего покрытие издержек на эмиссионные операции Центрального банка, будет продолжаться достаточно длительный период времени\". В этом случае у центральных банков имеется два основных способа предотвращения потери эмиссионного дохода: монополизация эмиссии электронных денег или расширение нормативов обязательных резервов. Кроме того, некоторые исследователи, прогнозируя негативное влияние частной эмиссии электронных денег на эмиссионный доход государства, полагают, что целесообразно предусмотреть уплату процентов эмитентом по суммам, привлеченным в результате эмиссии электронных денег.
Существует три основных метода оценки влияния электронных денег на эмиссионный доход государства: по средней стоимости, хранимой на картах; по деноминированной стоимости; по потребности в наличных деньгах. Анализ статистических данных эмиссионных доходов и расходов центральных банков показывает, что если каждый индивид является держателем электронных денег в размере суммы, эквивалентной 100 долл., падение эмиссионного дохода (в процентах к ВВП) составит: во Франции - 0,03%, в Германии - 0,03, в Японии - 0,01, в Англии - 0,05, в США - 0,03%. Если электронные деньги замещают все банкноты, деноминированные до 25 долл., то процентное отношение выглядит следующим образом: во Франции - 0,08%, в Германии - 0,06, в Японии - 0,06, в Англии - 0,14, в США - 0,14%. Если же электронные деньги замещают всю денежную наличность до 25 долл., то процентное отношение составит: во Франции - 0,07%, в Германии - 0,06, в Японии - 0,04, в Англии - 0,10, в США - 0,09%.
Поскольку в отношении электронных денег в развитых странах не применяются единые принципы надзора за их эмитентами, может проявиться тенденция использования электронных денег вместо совершения банковских операций, подпадающих под резервирование в соответствии с требованиями Центрального банка. Такой обход пруденциальных норм оказывает негативное влияние на баланс Центрального банка. В целях предотвращения этого влияния эмиссия электронных денег может быть взята Центральным банком под свой контроль, в частности, увеличен размер обязательных резервов с учетом сумм эмиссии электронных денег, которая может быть включена в число операций, подпадающих под резервирование, или могут быть выпу-
щены или определены категории ценных бумаг, в которые должно осуществляться обязательное вложение средств по эмиссии.
  1. Проблемы развития электронных денег
Внедрение электронных денег связано с экономической и технологической неопределенностью относительно их будущего. Следует отметить, что внедрение электронных денег направлено, в первую очередь, на замещение платежей наличными деньгами и чеками. Однако внедрение электронных денег может также повлиять на интенсивность использования в розничных платежах кредитных и дебетовых карточек. Важно определить, какие именно факторы оказывают наибольшее влияние на решения хозяйствующих субъектов об использовании электронных денег.
Очевидно, что в будущем для успешной работы электронные деньги должны обеспечивать дополнительные выгоды главным субъектам экономи-f ческих взаимоотношений: потребителям, торговым точкам, банкам и эмцтен/ там электронных денег (денежным посредникам). Выгоды могут быть рднЦ- моментными и непосредственными. Например, электронные деньги будут более удобными или дешевыми в использовании. Выгоды могут также быть долгосрочными и стратегическими. Например, торговые точки будут использовать внедрение электронных денег как часть общей маркетинговой стратегии по внедрению новых платежных технологий для стимулирования продаж, даже если их использование не будет иметь серьезного финансового значения.
С учетом сказанного выше можно выделить следующие факторы, влияющие на решение потребителей: 1) большие удобства использования и меньшие издержки обращения; 2) безопасность и конфиденциальность расчетов. Потребители ожидают, что электронные деньги не только будут сокращать их издержки, но и будут удобными. Однако новые средства платежа вряд ли смогут повлиять на объемы расходов домашних хозяйств. Если больший объем торговли будет вестись с использованием электронных платежей, то уменьшится объем расчетов с использованием традиционных средств платежа, таких, как наличные деньги, чеки, кредитные и дебетовые карточки. В случае расчетов между бизнесменами ситуация несколько отличается. Если электронные деньги окажутся более дешевыми или удобными в использовании, чем традиционные формы денег, то бизнесмены смогут увеличить объем оборотных средств и свои совокупные доходы.
Все пользователи электронных денег столкнутся с той же проблемой, что и пользователи традиционных форм денег, - необходимостью обеспечения безопасности и конфиденциальности расчетов. В случае со смарт-картами подавляющее большинство финансовых институтов, планирующих выпускать карты, являются банками. Следовательно, за смарт-картами или номерами электронных счетов клиента стоят активы банков, входящих в такую ассоциацию. Но обладают ли денежные средства, которые стоят за этими картами, защитой, адекватной защите сберегательных и чековых счетов застрахованных, нацример, в США Федеральной страховой корпорацией? По всей видимости, нет, поскольку в США на такие счета обязательное федеральное страхование не распространяется.
Мошенничество, существующее в традиционной системе платежей, вероятно, будет существовать в предлагаемых системах будущего. Вопрос обеспе-
чения безопасности и конфиденциальности расчетов с использованием электронных денег может быть эффективно решен посредством разработки специального законодательства и выработки единых стандартов осуществления безопасных расчетов.
На решение торговой точки по поводу использования электронных методов платежа влияют следующие факторы: а) увеличение объемов продаж; б) сокращение издержек; в) выгодные условия договоров.
Торговые точки ожидают, что существует значительное число потребителей, которые не могут сделать покупку только из-за того, что она не работает с конкретной платежной системой. В случае если достаточно большое число потребителей используют конкретную платежную систему, конкуренция может побудить торговую точку к капиталовложениям, необходимым для установления оборудования данной платежной системы. Так, угроза потери потенциальных потребителей, которые не используют в своих расчетах наличные деньги, привела к тому, что многие операторы автоматов по продажам мелких товаров стали устанавливать специальные устройства, принимающие пластиковые карты. Подобная ситуация происходит и в электронной экономике, где наравне с использованием в качестве средства оплаты пластиковых карт все активнее применяются различные виды электронных денег. Главное, чтобы возросшая прибыль от дополнительных продаж перекрывала возросшие расходы, возникающие при внедрении новых методов платежа.
Дополнительные продажи являются не единственным преимуществом электронных денег, они могут повлиять и на сокращение издержек. Например, управление наличными является дорогим, медленным и небезопасным процессом. Системы, которые позволят сократить использование наличных денег, смогут сократить издержки обращения, хотя они наверняка увеличат капитальные издержки. От того, позволят ли новые формы платежа сократить суммарный объем издержек в течение краткосрочного периода, будет зависеть желание торговых точек их использовать.
Внедрение электронных денег приводит к появлению дополнительных обязательств, рисков и издержек. Например, продажи, осуществленные с использованием электронных денег, могут быть оспорены уже после того, как трансакция была осуществлена. Поэтому для работы с электронными деньгами торговые точки и эмитенты должны будут заключить новые контракты, в которых будут прописаны права, обязательства и риски торговых точек и эмитентов электронных денег. Принятие торговой точкой новой системы расчетов будет зависеть от условий таких контрактов (доходности и рисков). Конкретные условия контракта являются важными факторами в определении успеха новых методов платежа.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на решение эмитентов электронных денег по поводу выпуска электронных денег: 1) электронный сеньораж; 2) низкие трансакционные издержки; 3) завоевание доли на финансовом рынке.
В результате выпуска электронных денег эмитенты получают эмиссионный доход. Величина этого дохода напрямую связана с объемом эмиссии электронных денег. Поэтому эмитенты электронных денег заинтересованы в росте объемов эмиссии.
Поскольку издержки трансакции наличными деньгами являются очень низкими в сравнении со стоимостью покупки, для массового использования электронных денег эмитенты электронных денег должны будут значительно снизить издержки их использования. Сегодня средняя стоимость трансакции электронными деньгами в США составляет около 15 центов, но даже такая низкая стоимость может составлять достаточно высокий процент, например, от стоимости электронной услуги за 1 долл.
Эмитенты электронных денег также стремятся захватить возможно большую долю рынка трансакций, которые в настоящий момент осуществляются наличными или депозитными деньгами. Завоевание доли на финансовом рынке может позволить эмитентам электронных денег предоставлять и другие финансовые услуги, конкурируя за денежные ресурсы с другими финансовыми институтами.
Первые системы электронных денег в значительной степени оказались невостребованными. Прежде всего, они не были удобными. Потребителям необходимо было иметь специальное программное обеспечение и использовать сложные протоколы совершения трансакций. Кроме того, первые системы электронных денег часто не обеспечивали анонимности трансакций. Практически все системы первого поколения функционировали в рамках закрытого обращения, что заранее ограничивало универсальность их использования. Потребители могли потратить свои электронные деньги только в очень ограниченном количестве торговых и сервисных точек. Поэтому в отличие от прогнозов 1998 г., согласно которым к 2002 г. платежи электронными деньгами должны были составлять 41% от общего объема онлайновых платежей, их реальная доля в развитых странах сегодня не превышает 5% (рис. 3.3).
В настоящее время активно разрабатываются платежные системы электронных денег второго поколения. В их основе заложены повышенные требования к удобству данных систем для конечных пользователей, к их анонимности и универсальности. Многие компании при внедрении электронных денег широко используют поощрительные программы. Кроме того, большинство современных систем электронных денег поддерживает проведение микроплатежей. Некоторые из них обладают свойством оффлайновой совместимости, другие - разменностью и портативностью. Наиболее успешной системой нового поколения электронных денег в широком смысле являются PayPal.
В целом электронные деньги находятся лишь на начальном этапе своего развития. Данный этап характеризуется значительной технической сложностью и дороговизной платежных систем на основе электронных денег, либерализацией регулирования деятельности кредитных организаций и возрождением конкуренции в денежной сфере. Современное развитие электронных денег затрагивает не только теоретические проблемы денег, но и вопросы банковской деятельности, аспекты денежно-кредитной политики. Для широкого внедрения электронных денег в денежное обращение развитых стран необходимо выполнить следующие условия: 1) обеспечить чрезвычайно низкую стоимость трансакций с использованием электронных денег, 2) разработать четкую правовую базу, регулирующую статус эмитентов электронных денег и порядок регулирования отношений между участниками оборота электронными деньгами; 3) создать надежные и доступные шифровальные алгоритмы, гарантирующие полную конфиденциальность и безопасность электронных расчетов; 4) развить широкую инфраструктуру по обслуживанию плательщиков, использующих электронные деньги. Выполнение всех указанных выше условий позволит электронным деньгам занять одно из важнейших мест в денежно-кредитной системе XXI в.

100%_
Используемые Предпочитаемые

Рис. 3.3. Онлайновые средства платежей в США
Q Кредитные карты В Электронные наличные 0 Электронные чеки? Дебетовые карты 65% g Другие

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дайте определение следующим ключевым понятиям: электронные деньги, электронные наличные, закрыто циркулирующая система, открыто циркулирующая система, денежный посредник, учетный (эмиссионный) счет, одноцелевая предоплаченная карта, многоцелевая предоплаченная карта, «электронный кошелек», «сетевые деньги».
Вопросы для обсуждения

  1. Какие факторы способствовали появлению электронных денег?
  2. Какие основные типы электронных денег вы знаете и в чем их особенности?
  3. Перечислите основные свойства электронных денег.
  4. В чем состоят основные отличия электронных денег от наличных и безналичных?
  5. Следует ли государству регулировать деятельность эмитентов электронных денег?
Литература
  1. Кочергин Д. А. Электронные деньги: теоретическая интерпретация и функциональный анализ. СПб.: ЛексСтар, 2003.
  2. Latzer М., Schmitz S. W. Carl Menger and the Evolution of Payments Systems: From Barter to Electronic Money. Edward Elgar Pub, 2002.
  3. O\"MahonyD., Peirce M, TewariH. Electronic Payment Systems for E-Commerce. 2nd Edition. Artech House, 2001.
  4. Vartanian T. P., Ledig R. H., Bruneau L. 21st Century: Money, Banking and Commerce. Fried, Frank, Shriver amp; Jacobson, 1998.

Еще по теме Влияние электронных денег на денежную систему:

  1. Влияние эмиссии электронных денег на устойчивость денежного обращения
  2. ЧАСТЬ II. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ НА ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
  3. Проблемы и перспективы развития влияния электронных денег на товарооборот
  4. Модели денежного рынка в условиях выпуска электронных денег
  5. Влияет ли эмиссия «электронных денег» на объём денежной массы в стране?
  6. §. 1. Товарные и денежные причины в их влиянии на ценность денег.
  7. Проблемы устойчивости обращения электронных денег: инфляция и электронные деньги

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

Роль государства в денежной сфере первоначально ограничивалось изготовлением монет. Поставлять слитки, в максимальной мере одинаковые по весу и чистоте, и снабжать их штампом, который было бы трудно подделать и который мог бы легко распознаваться всеми как знак государственного чекана, всегда было и до сих пор остается главной задачей государства применительно к денежной системе. Начав с этой деятельности, государство постепенно расширяло свое присутствие в денежной сфере.

Прогресс технологии изготовления монет протекал медленно. Первоначально изображение, отпечатанное на монете, было всего лишь доказательством подлинности материала, в частности его чистоты, а вот вес монеты удостоверялся посредством взвешивания при каждом платеже (при современном состоянии исторического знания этот факт не может считаться точно установленным, и в любом случае развитие денежной системы в разных местах шло различным образом). Позже, когда различные виды монет обособились в однородные группы, монеты каждого отдельного вида стали обмениваться на монеты любого другого. Следующим этапом процесса распределения монет по группам стало появление параллельных стандартов. Это проявилось в форме сосуществования двух денежных систем, базировавшихся соответственно на золотых и серебряных товарных деньгах. Монеты каждой из этих систем образуют замкнутую группу. Их веса образовали определенные соотношения, и государство, придавая им статус узаконенного средства платежа, исходило из тех же пропорций, соглашаясь тем самым с коммерческой практикой, которая постепенно сложилась при использовании в обороте различных монет, изготовленных из одного и того же металла. Эта стадия была достигнута без существенного вмешательства государства. Все, что государство делало до этих пор, сводилось к предложению монет для использования в торговле. Действуя как контролер денежного обращения, оно поставляло удобные кусочки металла определенного веса и чистоты, ставило на них штамп, так что каждый мог без труда распознать содержание металла и место происхождения. Действуя как законодатель, государство придало этим монетам статус узаконенного платежного средства (важность этого действия была показана только что). Действуя как судья, государство применяло соответствующие положения законодательства. Однако этот процесс не остановился на данной стадии. В течение примерно последних двухсот лет степень государственного воздействия на денежную систему значительно увеличилась по сравнению с предшествующим этапом. Одно тем не менее должно быть совершенно ясно: даже сегодня государство не имеет непосредственной власти делать с деньгами, или, иными словами, с общим средством обмена, все, что ему заблагорассудится. Даже сегодня только те, кто фактически участвует в коммерческом обороте, могут превратить товар в общее средство обмена, хотя влияние государства на коммерческую практику, как потенциальное, так и фактическое, увеличилось. Оно увеличилось, во-первых, потому, что возросла собственная роль государства как экономического агента. Сегодня государство в большей мере, чем в предшествующие века, является покупателем и продавцом, нанимателем, выплачивающим зарплату, и получателем налоговых отчислений. В этом процессе нет ничего примечательного или нуждающегося в особом анализе. Очевидно, что влияние экономического агента на выбор денежного товара будет тем больше, чем больше его доля в рыночных сделках. Нет никаких причин полагать, что эта ситуация как-то изменяется только оттого, что здесь задействован какой-то определенный экономический агент, в данном случае - государство.

Однако помимо этого государство оказывает еще одно - специфическое - воздействие на выбор денежного товара. Это воздействие не связано ни с позицией государства на рынке, ни с его законодательными или судебными функциями. Это воздействие осуществляется государством в его роли официального контролера чеканки, дающей ему власть изменять характеристики денежных заместителей, выпускаемых в обращение.

Обычно воздействие государства на денежную систему приписывается полномочиям государства в сфере принятия законодательства и отправления правосудия. Предполагается, что закон, способный легитимно изменять содержание имеющихся долговых отношений и принуждать к исполнению новых договоров, касающихся задолженности, позволяет государству оказывать решающее воздействие на выбор коммерческого средства обмена.

Сегодня крайняя форма аргументации такого рода содержится в книге Кнаппа «Государственная теория денег» , однако ее придерживаются в той или иной мере большинство немецких авторов, например Гельферих. Данный автор, говоря о происхождении денег, справедливо сомневается в том, что для того, чтобы данный товар стал деньгами и сформировал стандарт отложенных платежей, требуется что-то помимо использования товара в качестве общего средства обмена. Однако он постоянно упоминает как нечто само собой разумеющееся тот факт, что в современной экономике в некоторых странах некоторые виды денег - и вся денежная система в других странах - являются деньгами и используются как общее средство обмена только потому, что в этих конкретных деньгах должны или могут осуществляться обязательные платежи и денежные обязательства.

С такого рода концепциями довольно трудно согласиться. Они упускают из виду важные последствия вмешательства государства в денежную сферу. Объявляя, что объект имеет юридическое значение при ликвидации обязательств, выраженных в деньгах, государство не в состоянии повлиять на выбор общего средства обмена, который определяется исключительно в процессе коммерческих сделок. История показывает, что те государства, которые хотели, чтобы их подданные приняли новую денежную систему, регулярно выбирали иные средства для достижения этой цели.

Во время преобладания старинных денежных систем законодательное установление пропорций списания обязательств использовалось как вспомогательная мера, применявшаяся только в связи с изменениями денежного стандарта, которые обеспечивались другими мерами. Положение, согласно которому налоги должны будут уплачиваться в деньгах новой разновидности и все другие денежные обязательства должны будут погашаться в новых деньгах, представляет собой следствие перехода на новый стандарт. Эти положения выполняются в действительности, только когда новая разновидность денег станет общим средством обмена, общепринятым в коммерческой практике. Денежная политика не может реализоваться только посредством законодательных мер, в частности только посредством изменения юридического определения содержания долговых договоров и изменений в системе государственных расходов. Денежная политика обязательно должна опираться на возможности государственной власти быть контролером чеканки денег и эмитентом требований на деньги, погашаемых при предъявлении, каковые требования могут играть роль денег в коммерческих сделках. Необходимые мероприятия должны быть не просто пассивной регистра-цией в протоколах законодательных собраний и официальной печати, но - часто при значительных финансовых жертвах - они должны быть реализованы в действительности.

Страна, которая хочет убедить своих подданных перейти с одного стандарта, основанного на драгоценных металлах, на другой, не может ограничиться выражением этого своего намерения в соответствующих положениях гражданского и налогового права. Она должны сделать так, чтобы в коммерческой практике новые деньги заняли место старых. Это же верно и для перехода от кредитных или декретных денег к стандарту, основанному на товарных деньгах. Ни один государственный деятель, перед которым стояла подобная задача, ни минуты не сомневался на этот счет. Решающим шагом здесь является вовсе не юридическое изменение номинала задолженности и вовсе не установление порядка, при котором налоги должны уплачиваться в новых деньгах, но обеспечение достаточных количеств новых денег и изъятие из обращения старых.

Это теоретическое положение можно проиллюстрировать рядом исторических примеров. Во-первых, невозможность модификации денежной системы только посредством установлений государственной власти может быть проиллюстрирована неудачными попытками законодательно перейти к биметаллизму. Это были попытки разрешить сложную проблему слишком простыми средствами. В течение тысяч лет золото и серебро одновременно использовались как товарные деньги. Однако сохранение этой практики становилось все более накладным, поскольку параллельный стандарт, т.е. одновременное использование в качестве валюты этих двух разновидностей денег, имеет множество недостатков. Поскольку от лиц, занятых своим частным бизнесом, не ожидалось никакой стихийной поддержки, государство решило вмешаться в надежде разрубить этот гордиев узел. Точно так же, как перед этим оно устранило некоторые очевидные затруднения, объявив, что долги в талерах могут быть погашены уплатой двойного количества монет в полталера или четырехкратного количества монет в четверть талера, государство установило фиксированное соотношение между двумя видами драгоценных металлов. Например, долги, уплачиваемые по договору серебром, могли уплачиваться путем передачи кредитору золота, вес которого в 15 1/2 раза меньше, чем установленный в договоре вес серебра. Считалось, что это решит проблему, хотя, как показали последующие события, в действительности это установление породило такие трудности, о которых никто не подозревал при его разработке и принятии. Последствия этого решения были ровно теми, которые закон Грэшема устанавливает для любых попыток законодательно уравнять монеты раной ценности. Во всех долговых сделках и соответствующих платежах использовались только те деньги, ценность которых законодатель установил выше рыночной. В тех случаях, когда законодатель случайно устанавливал отношение на уровне рыночного, сложившегося к моменту принятия закона, проявление эффекта Грэшема откладывалось до очередного изменения цен на драгоценные металлы. Однако этот эффект всегда имел место в тех случаях, когда возникала разница между законодательно установленным и рыночным соотношением двух разновидностей денег. Таким образом, система параллельного стандарта не трансформировалась в двойной стандарт, как предполагалось законодателем, а превращалась в чередующийся стандарт.

Первый итог такого развития событий состоял в необходимости выбрать, по крайней мере на короткое время, между двумя драгоценными металлами. Это было совершенно не то, к чему стремилось государство. Наоборот, государство совершенно не предполагало принимать решение в пользу того или иного металла, - оно надеялось сохранить в обращении и серебро, и золото. Однако попытка официального регулирования, в рамках которой при объявленной взаимной обратимости золота и серебра один из металлов был недооценен, привела лишь к дифференциации полезности этих металлов для целей денежного обращения. Последствия указанной дифференциации состояли в увеличении использования одного металла и в исчезновении из обращения другого. Законодательное и административное вмешательство государства в денежную сферу полностью провалилось. Было убедительно показано, что государство само по себе не может превратить товар в общее средство обмена (т.е. в деньги), что такое превращение могут обеспечить только общие действия всех индивидов, вовлеченных в обмен.

Однако то, что государство не могло достичь законодательными мерами, может, до некоторой степени, оказаться ему по силам, когда оно действует как контролер монетной чеканки. Именно в этом своем качестве оно вмешивалось во всех тех случаях, когда альтернативный стандарт заменялся постоянным монометаллизмом. Это происходило различными способами. Указанный переход был простым и легким, когда действия государства сводились к недопущению возврата к временно недооцененному металлу в один из чередующихся периодов монометаллизма, которые сменяют друг друга при альтернативном стандарте. Это достигалось отменой права свободной чеканки. Еще проще это было в тех странах, где тот или иной металл одерживал верх до того, как государство достигало стадии, необходимой для возникновения современной системы регулирования денежной сферы, так что законодателю оставалось лишь дать формальную санкцию фактически установившемуся порядку вещей.

Проблема оказывалась гораздо более сложной, когда государство пыталось принудить деловых людей к отказу от металла, который фактически использовался ими, и перейти на другой металл. В этом случае государство должно было произвести необходимое количество нового металла, обменять его на старую валюту и либо обратить полученный таким образом старый металл в разменную монету, либо продать его для использования в немонетарных целях или для перечеканки за границей. Реформа германской денежной системы, проведенная после образования Германской империи в 1871 г., может служить отличным примером перехода с одного товарного металлического стандарта на другой. Возникшие на этом пути трудности, которые были преодолены благодаря выплате Францией контрибуции, хорошо известны.

Эти трудности были связаны с решением двух задач - обеспечением реформы золотом и необходимостью утилизации серебра. Только это и ничего больше составляло суть проблемы, подлежавшей решению, когда было принято решение о смене денежного стандарта. Германская империя осуществила переход на золото посредством предоставления золота и требований на золото в обмен на серебряные деньги и требования на серебро, имевшееся у ее граждан. Соответствующее изменение законодательства лишь оформило эту смену.

Точно таким же образом смена стандарта проводилась в Австро-Венгрии, России и других странах, реформировавших свои денежные системы в последующие годы. Реальные проблемы здесь также состояли в необходимости иметь достаточное количество золота и запуске его в обращение, с тем чтобы все участники делового оборота начали использовать золото вместо тех средств обмена, которые они использовали до этого. Этот процесс был существенно ускорен и, что является для него даже более важным, потребовал гораздо меньше золота для перемены стандарта, так как было разрешено, чтобы монеты, бывшие основой предшествующих декретных денег, а также кредитные деньги полностью или частично остались в обращении. Их экономическая природа претерпела при этом фундаментальное изменение, поскольку они трансформировались в требования с полной и постоянной обмениваемостью на новые деньги. Внешне это изменило сделки, суть которых осталась прежней. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что меры денежной политики в странах, применивших этот прием, состояли по преимуществу в обеспечении необходимых количеств металла.

Преувеличенная оценка властных полномочий государства при реализации денежной политики в части законодательных мер может иметь причиной только поверхностный анализ тех процессов, которые имели место в период перехода от товарных к кредитным деньгам. Обычно этот переход осуществляется посредством декларирования государством, что непогашаемые деньгами требования на деньги являются таким же средством платежа, как сами деньги. Как правило, смена стандарта и замена кредитными деньгами товарных денег не являются непосредственной целью такой декларации. В подавляющем большинстве случаев государство прибегало к этой мере, руководствуясь лишь фискальными целями. Создавая кредитные деньги, оно стремилось увеличить собственные ресурсы [металла]. При этом снижение покупательной способности денег вряд ли входило в намерения государства. Однако именно снижение ценности денег, вызывая эффект, описываемый законом Грэшема, приводило к смене денежного стандарта. Иное не соответствовало бы постоянным заверениям, что платежи наличными будут прекращены с момента перехода на кредитные деньги, что означало бы отмену погашаемости банкнот, - меру, целью которой был переход к кредитному стандарту. Этот результат всегда находился в противоречии с волей государственных органов, а не в соответствии с ней.

Только деловой оборот способен превратить товар в общее средство обмена. Деньги создает не государство, а общепринятая практика всех участников рыночных сделок. Следовательно, государственное регулирование в части применения общей власти государства ликвидировать долговые обязательства к определенному товару само по себе не способно превратить этот товар в деньги. Если государство создает кредитные деньги (и тем более декретные деньги), оно может сделать это, опираясь только на такие инструменты, которые уже используются в денежном обращении в качестве денежных заместителей, т.е. полностью обеспеченных и мгновенно погашаемых требований на деньги. Именно эти инструменты, фактически используемые как средства обмена, государство отделяет (в целях изменения их ценности) от их существенной характеристики - постоянной погашаемости деньгами. Коммерческая практика всегда была в состоянии защитить себя от любых других методов внедрения государственной кредитной валюты. Попытки запустить кредитные деньги в обращение никогда не были успешными, кроме тех случаев, когда соответствующие монеты или банкноты уже присутствовали в обороте в качестве денежных заместителей.

Таковы пределы, в которых возможно неизменно переоцениваемое воздействие государства на денежную систему. Пользуясь своим положением контролера чекана и используя свою власть изменять характеристики денежных заместителей, лишая их статуса требований на деньги, погашаемых по предъявлении, и, наконец, благодаря финансовым ресурсам, которые позволяют ему нести затраты, связанные с реформой денежного обращения, в определенных обстоятельствах государство может постараться убедить деловое сообщество отказаться от одной разновидности денег и перейти на другую. И это все, что в его силах.

Людвиг фон Мизес «Теория денег и кредита»

Историческая роль государства в денежной системе

Замечание 1

Главная задача государства не меняется на протяжении долгого времени – это выпуск денег.

В момент становления денежной системы, как целостного механизма, государство занималось изготовлением монет. Задача состояла в изготовлении определенного количества слитков, одинаковых по весу, с обязательным размещением на них штампа, характеризующего знак государственного выпуска. С течением времени эта задача осталась неизменной, вместе с тем функции и влияние государства на денежную систему заметно расширились.

Позже стал развиваться обмен различных момент друг на друга и появились параллельные стандарты в форме двух денежных систем – золотых и серебряных денег.

Таким образом, еще двести лет назад государство уже осуществляло следующие функции: контролирующая (поставляя кусочки металла определенного веса и ставя на них штамп), законодательная (придавая статус законного платежного средства выпущенным монетам), судебная (применяя соответствующие положения законодательства)

Изменения в функциях государства

С того времени степень государственного воздействия на экономику значительно увеличилась, вместе с тем даже сейчас государство не имеет такой власти, чтобы делать с деньгами все, что ему захочется. Однако в данный момент государство в большей мере является покупателем и продавцом, нанимателем, а также получателем налоговых отчислений.

Одной из специфических функций государства в роли официального контролера чеканки и по сей день является право изменять характеристики денежных заместителей, выпускаемых в обращение и, тем самым, воздействовать на выбор денежного товара.

Замечание 2

Таким образом, государство, меняя характеристики денежных заместителей, лишает их статуса требований на деньги, погашаемых по предъявлении, и, благодаря финансовым ресурсам, позволяющим ему нести затраты, связанные с реформой денежного обращения, в определенных обстоятельствах может заставить сообщество отказаться от одной разновидности денег и перейти на другую.

Воздействие государства на денежную систему также определяется полномочиями в сфере принятия законодательства и свершения правосудия. С помощью закона государство оказывает решающее воздействие на выбор коммерческого средства обмена. Вместе с тем, также бытует мнение, что государство не в состоянии повлиять на выбор общего средства обмена, так как он определяется исключительно в процессе коммерческих сделок.

Введение монополии на изготовление монет

Каждое государство запретило пользоваться на территории своей страны денежными единицами других государств. Таким образом, оно установило своего рода монополию на изготовление монет и законодательно установило обязанность граждан использовать определенные денежные единицы в качестве узаконенного платежного средства. Это действие позволило государство поставить под контроль всю денежную систему.

Установив монополию, государство ввело особое название для своей денежной единицы. Со временем имя монеты перестало ассоциироваться с ее весом. Все государства перестали называть свои деньги «по весу» (граммами или гранами) и ввели для них собственные имена: доллары, марки, франки и т.д.

Формирование доходов государства

В условиях рыночных отношений чтобы получить деньги, необходимо совершить обмен товарами или услугами. Вместе с тем государство наделено полномочиями выпускать деньги и обменивать их на необходимые товары и услуги, что в свою очередь приводит к возникновению инфляции.




БИМЕТАЛЛИЗМ – денежная система, в которой роль всеобщего эквивалента законодательно закрепилась за двумя металлами, т.е. на рынке существует две цены на один товар. Биметаллизм имеет 3 разновидности характеризуется тем, что соотношение между золотом и серебром устанавливалось стихийно, в зависимости от рыночных цен система параллельной валюты при этой системе соотношение устанавливалось законодательно государством, но цена не соответствовала рыночной стоимости металлов система "двойной" валюты золотые и серебрянные монеты служили законным платёжным средством, но не на равных условиях. Монеты из золота чеканились свободно, а из серебра - в закрытом порядке система "хромающей" валюты


МОНОМЕТАЛЛИЗМ – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента выполняет всего один металл – золото или серебро. Монометаллизм имеет 3 разновидности характерные черты: свободная чеканка золотых монет, с фиксированным содержанием золота свободное движение золота между странами свободный обмен банкнот на золото золотомонетный стандарт образовался в странах, которые овладели большими запасами денег (Франция, Великобритания). не существовало свободной чеканки монет обмен банкнот осуществлялся на стандартные золотые слитки золотослитковый стандарт существовал в странах, которые не владели большими запасами золота (Германия, Австрия, Норвегия, Дания). в обращении отсутствуют золотые монеты обмен банкнот осуществляется на иностранную валюту (девизы) золотодевизный стандарт


БУМАЖНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА – это денежная система, при которой эмиссия денежных знаков осуществляется государственным казначейством для покрытия бюджетного дефицита. СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ ДЕНЕГ – денежная система, при которой используется кредитный механизм эмиссии денег, обеспечивается их постоянство путём регулирования предложения денег в соответствии с потребностями оборота.


Денежные системы по экономическому характеру 1 рыночные - денежные системы, в которых регулирование денежного обращения осуществляется путём использования экономических методов влияния на денежную массу 2 нерыночные - денежные системы, в которых регулирование денежного оборота осуществляется административными методами. Для них характерно ограничение свободного функционирования денег


Денежные системы по характеру регулирования 1 открытые - денежные системы, в которых вмешательство государства в валютные отношения является минимальным, абсолютная конвертируемость 2 закрытые - денежные системы, в которых осуществляется использование государством валютных ограничений


2. Составляющие экономической политики государства, направленной на регулирование денежного обращения структурная политика политика конкуренции социальная политика конъюнктурная политика предусматривает предоставление субсидий или других стимулов для активизации развития отсталых регионов, определённых областей, секторов и отраслей производства предусматривает мероприятия антимонопольного характера, свободного ценообразования, равного доступа на рынок всем предпринимательским структурам направлена на социальное равенство, социальное обеспечение всех членов общества, путём распределения доходов конъюктурная политика регулирующее влияние государства на рыночную конъюктуру, соотношение спроса и предложения на рынке


Конъюнктурная политика делится на: совокупность мероприятий в сфере налогообложения и государственных затрат фискально- бюджетная политика совокупность мероприятий по регулированию денежного оборота путём изменения предложения массы денег и их процента на денежном рынке денежно- кредитная политика совокупность мероприятий государства в случаях, когда предыдущие два инструмента не дают результатов политика прямого влияния


Денежно-кредитная политика делится на: 1 экспансивная политика - совокупность мероприятий, направленных на увеличение предложения денег, вследствие чего деньги дешевеют 2 рестрикционная политика - совокупность мероприятий, направленных на снижение предложения денег, вследствие чего деньги дорожают


3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА – комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определённых целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, который осуществляет государство через НБУ. Объекты: предложение (масса денег); скорость обращения денег; валютный курс; процентная ставка. Субъкты: НБУ; ВРУ; правительство.


ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ политика открытого рынка политика обязательных резервов учётная политика политика монетизации бюджетного дефицита состоит в изменении покупки/продажи государственных ценных бумаг НБУ состоит в том, что НБУ устанавливает для всех коммерческих банков норму обязательного резервирования на счетах НБУ НБУ устанавливает ставки процентов, которые он предоставляет коммерческим банкам в порядке рефинансирования поиск денежных средств для покрытия бюджетного дефицита


ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ содействие росту производства, занятости, стабильности цен стратегические цели оживление или запрет рыночной конъюнктуры для достижения стратегических целей промежуточные цели изменение денежной массы и процентной ставки для достижения стратегических целей тактические цели

Денежно-кредитная политика государства (монетарная)– это способность государства оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП.

Цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивой денежной системы, национальной валюты.

1) стабильного экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильности уровня цен,

4) равновесия платежного баланса.

При этом используется три основных инструмента:

1. Изменение нормы обязательного резервирования

2. Изменение учетной ставки центрального банка - ставки рефинансирования

3. Операции на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности. Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. Так же норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора. Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).

Регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.


Операции на открытом рынке являются наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой. Они представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.

Наиболее часто применяемым методом монетарного регулирования является эмиссия, которая представляет собой выпуск денег во всех формах, в том числе за счет их печатания, и ведет к увеличению денежной массы в обороте.

Второстепенные инструменты регулирования: осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и увещевание.

Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает серьезные проблемы. Так, снижение курса акций уничтожает состояния частных лиц и фирм, имеющих большое число акций. Это вынуждает их сокращать потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или минимальный процент первоначального взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшаться для оживления вялого рынка.

Сокращение потребительского кредита путем введения определенных ограничений может использоваться в качестве момента антиинфляционной политики.

Увещевание означает использование ЦБ политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о том, чтобы они не допускали излишнего расширения или сокращения банковского кредита.

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ЧВП, занятость и уровень цен. В зависимости от экономической ситуации ЦБ проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег - политика увеличения массы денег в обращении путем понижения процентной ставки, что увеличивает инвестиционный компонент совокупных расходов и равновесный уровень ЧВП. Данная политика делает кредит легким и доступным, она используется, когда данному уровню чистого валового продукта сопутствует значительная безработица и недоиспользование производственных мощностей.

Политика дорогих денег - политика сокращения или ограничения роста денежной массы в стране путем увеличения процентной ставки, что уменьшает инвестиционный компонент совокупных расходов и ограничивает инфляцию спроса. К ней ЦБ прибегает в условиях инфляции спроса. Эта политика понижает доступность кредита и увеличивает его издержки.

Новое на сайте

>

Самое популярное