Домой Связной Экономическая сущность налогов - курс лекций. Лекция экономическая сущность налогов

Экономическая сущность налогов - курс лекций. Лекция экономическая сущность налогов


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

1. Понятие налога и сбора

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.

Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.

Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Эк. сущность налогов – присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.

Налогообложение – взимание налогов.

Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.

Сходство налога и сбора:

    И налог и сбор обязательны

    И налог и сбор принудительны

    И налог и сбор взимаются в пользу государства.

Можно выделить следующие отличительные признаки налогов от других финансовых категорий:

    Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы

    Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.

    Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.

    Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.

    Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

2. Функция налогов

Функция налогов – проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств.

Выделяют следующие функции:

    Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.

    Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.

    Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.

    Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

    Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.

3. Элементы налогообложения

По налоговому кодексу РФ считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.

К элементам налогообложения относятся:

    Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог

    Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например – стоимость имущества.

    Налоговый период. Налоговый период – период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например – один год.

    Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы

    Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.

    Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.

4. Принципы и методы налогообложения

Принцип – базисное положение теории, идеи, системы. Существует множество принципов налогообложения. Основные:

    Принцип справедливости . Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.

    Принцип определённости . Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.

    Принцип удобства . Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.

    Принцип дешевизны . Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.

    Принцип однократности налогообложения . Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.

    Принцип гибкости налога . При изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.

    Принцип политической ответственности . Налоговая система должна быть построена для убеждения налогоплательщика в том, что они платят налоги для своего же блага. Политическая система должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.

Методы налогообложения .

Под методами налогообложения понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы. В теории известны четыре метода налогообложения :

    Равный. Он подразумевает, что для каждого налогоплательщика принимается равная сумма налогов.

    Пропорциональный. Для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога (налог на прибыль организации)

    Прогрессивный . С ростом налоговой базы растёт базовая ставка

    Регрессивный. С ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.

5. Способы уплаты налога

Существует четыре основных способа уплаты налога:

    Уплата по декларации . Декларация – документ, в котором налогоплательщик приводит налоговой базы и соответствующей ей величины налога. Особенность этого способа, является то, что выплата налога производится после получения налога.

    Кадастровый способ . Кадастровый налог взимается в том случае, если когда объект налогообложения дефиринцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп указывается в специальных кадастрах. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога. Такой способ характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (транспортные налоги)


2. Функции налогов.

3. Элементы налогообложения.

Принципы налогообложения. Понятие налога и сбора.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из методов мобилизации государственных доходов. В современных условиях рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.

Основные принципы налогообложения (сформулированы еще Адамом Смитом):

1. Каждый должен платить законно установленные налоги и сборы. При этом выделяются две основные идеи :

1) чем больше доход, тем больше налог;

2) чем больше благ от государства получает подданный, тем больше налогов он должен платить.

2. Налог на каждого должен быть точно определен, а не произ­волен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно, бесспорно для плательщика.

Этот принцип, с одной стороны, означает определенность налогообложения, а с другой - равенство всех плательщиков налога перед законом о налоге. Определенность предполагает, что законом о налоге установлены все элементы налогообложе­ния, а сам закон о налоге доступен налогоплательщику. В свою очередь, равенство означает, что разными налогоплательщиками при прочих равных условиях один и тот же налог уплачивается в одинаковой сумме.

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его .

Ярким примером этому принципу служит налогообложение крестьянских хозяйств, в деятельности которых присутствует фактор сезонности. Денежные средства или натуральные про­дукты (зерно, овощи, фрукты и др.) для уплаты налога появля­ются в крестьянском хозяйстве только осенью, поэтому именно осенью целесообразно установить срок уплаты налога с доходов крестьянских хозяйств. В противном случае или налог будет не­доплачен, или крестьянское хозяйство разорится и перестанет быть плательщиком налога.

4. Налоговая система должна быть построена и функциониро­вать так, чтобы не допускать злоупотреблений: изъятие сумм сверх причитающихся по закону, использование налоговых поступ­лений не по назначению, коррупция, незаконное освобождение от налогов.

Проще говоря, издержки на обеспечение уплаты налогов (со­держание налоговых служб, нормотворчество и т. д.) должны быть минимальны. Также налоговая система должна быть по­строена таким образом, чтобы закон о налогах соблюдался.

Понятие налога.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог – это платеж обязательный . Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налогам (любые добровольные выплаты, взносы, отчисления).

Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются алименты (средства, которые в установленных законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налогов не входят.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляютсябезвозмездно , т.е. к налогам не относятся платежи, возникающие в результате заключения каких либо договоров с государственными органами (штрафы, различного рода компенсационные выплаты – например выплаты по возмещению ущерба).

Сущность налога – это изъятие государством в пользу общества части стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) в виде обязательного платежа.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Итак

НАЛОГ – это ПЛАТЕЖ

СБОР – это ВЗНОС (значит платеж разовый, не обязательно в денежной форме)

Взнос является обязательным , т.е. имущественные отношения, связанные со сборами, основываются не на равенстве сторон, а на властном подчинении одной стороны (плательщика) другой (государству). Необходимость внесения сбора определяется волей государственной власти независимо от волеизъявления потенциальных плательщиков сборов.

Уплата сбора дает плательщику право требовать от государственных органов совершения определенных действий.

Законодатель допускает возможность уплаты сбора третьими лицами, а обязанность по уплате налога должны осуществлять сами налогоплательщики.

Специфические признаки налогов.

1. Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов.

2. Принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства.

3. Участие в экономических процессах общества.

Функции и виды налогов.

Экономическая сущность налога сводится к изъятию госу­дарством части национального дохода и национального богатст­ва для финансирования своих расходов.

Функции налогов :

1. Фискальная функция налогов сводится к тому, чтобы обеспечивать государство денежными средствами.

Отметим, что доля налоговых доходов в бюджетах большинства современных стран высока и находится на уровне 70-90 % всех доходов бюджетов этих стран. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу и т.д.

2. Регулирующая функция налогов заключается в том, что по­средством изменений порядка налогообложения отдельных объ­ектов и секторов экономики государство стимулирует их развитие или упадок.

Например, при установлении жесткого налогообло­жения в сфере потребления и льготного в сфере производства хозяйствующие субъекты станут развивать, инвестировать в произ­водственный сектор экономики, так как это будет приносить им большую прибыль.

Влияние условий налогообложения на различные сферы экономической и социальной жизни разнообразны. Налоги традиционно используются как средство демографической политики: различные государства с помощью налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения. Во многих странах налоги рассматриваются как средство привлечения капитала в отсталые и слаборазвитые регионы.

Виды налогов

Признак Вид налога Подвид налога Характеристика
По способу взимания Прямые Реальные Облагается имущество
Личные Облагается доход
Косвенные Налоги на расходы, включенные в цену товара
По уровню государственного управления Межгосударственные Уплачиваются по решению нескольких государств в общие бюджеты или специальные фонды
Федеральные Устанавливаются НК РФ и обязательные к уплате на всей территории России
Региональные Устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Местные Устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципаль-ных образований.
По плательщикам С юридических лиц Платят юридические лица
С физических лиц Платят физические лица
С юридических и с физических лиц Платят как юридические, так и физические лица
По объекту обложения На имущество Облагается имущество
На доходы Облагаются доходы
На действия (операции) Облагаются действия (операции)
На ресурсы Облагаются ресурсы
По полноте прав использо­вания налого­вых сумм Собственные (закрепленные) Полностью или в твердо зафиксированной доле по­стоянно поступают в конкретный бюджет
Регулирующие Используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчисле­ний от налогов по ставкам (нормативам)
По порядку (назначению) использования Общие Обезличенно поступают в государственные бюдже­ты и используются на любые нужды государства
Целевые Специальные Поступают только в целевые бюджетные фонды и используются строго на определенные для них цели
Чрезвычайные Введение этих налогов связано с конкретным собы­тием или этапом развития государства, по проше­ствии этого события или этапа налог отменяется
По характеру определения ставок налогов Раскладочные Возникает необходимость покрыть определенные расходы, и государство пропорционально этим расходам раскладывает налоговое бремя на нало-гоплательщиков
Квонтитивные Возникает необходимость сформировать опреде­ленный фонд денежных средств, и государство формирует этот фонд за счет налоговых поступле­ний пропорционально возможностям налогопла­тельщиков уплатить налог

Элементы налогообложения

Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ на территории Российской Феде­рации подлежат уплате только налоги и сборы, элементы нало­гообложения которых установлены.

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, теория налогообложения относит также к эле­ментам налогообложения налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, субъекта налогообложения и иные элементы налогообложения. Рассмотрим подробнее все элементы налогообложения.

Субъект налогообложения - это организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Это налого­плательщик, плательщик сборов, налоговый агент, другое лицо в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Как видим, понятия «субъект налогообложения» и «налого­плательщик» не совпадают. Например, при исчислении налога на доходы с заработной платы субъектом налогообложения явля­ется работник предприятия, которому выплачивается доход, а реальным плательщиком налога (налоговым агентом) - пред­приятие, выплачивающее доход, которое при выплате дохода удерживает из суммы дохода налог на доходы и самостоятельно перечисляет его в бюджет.

Объектом налогообложения являются операции по реализа­ции товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стои­мость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количествен­ную или физическую характеристики, с наличием которого у на­логоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Конкретными объектами налогообложения являются:

1) имущество - виды объектов гражданских прав (за исклю­чением имущественных прав), относящихся к имуществу в соот­ветствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ);

2) товар - любое имущество, реализуемое либо предназна­ченное для реализации;

3) работа - деятельность, результаты которой имеют матери­альное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

4) услуга - деятельность, результаты которой не имеют ма­териального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

5) доход - выручка от реализации, заработная плата и другие виды доходов.

На­логовая база - это часть объекта, на которую практически на­числяются налоги. Необходима налоговая база для правильного расчета налога, но рассчитывается он за определенный налого­вый период.

Налоговый период - это срок, в течение которого завершает­ся процесс формирования налоговой базы и окончательно опре­деляется размер налогового обязательства.

Состоять налоговый период может из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является время со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Ставка налога - величина налога на единицу налогообложе­ния, норма налогового обложения. Устанавливаются и изменя­ются налоговые ставки в законодательном порядке.

Существует несколько видов налоговых ставок:

1. Твердая налоговая ставка определяется в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от величины дохода.

2. Пропорциональная – означает взимание налога в равных долях независимо от размера дохода.

3. Прогрессивная - предполагает увеличение процента изъятия дохода по мере возрастания этого дохода.

4. Регрессивная - предполагает уменьшение процента изъятия дохода по мере возрастания этого дохода (пример - ставка по Единому социальному налогу)

При исчислении или уплате налога налогоплательщик может воспользоваться налоговой льготой . Льготы могут представлять собой изъятие из налогооблагаемой базы части объекта налого­обложения или отсрочку платежа. В конечном итоге и тот, и другой вариант льготы приводит к снижению обязательства на­логоплательщика.

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация:

Представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

Представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика;

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений не связанных с исчислением и уплатой налогов;

Представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

ТЕМА 1. Экономическая сущность налогов.

1. Принципы налогообложения. Понятие налога и сбора.

2. Функции налогов.

3. Элементы налогообложения.

4. Сроки и способы уплаты налогов и сборов.

Налоги – это обязательные индивидуально безвозвратные и безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц по ставке, установленной в законодательном порядке с целью финансирования производства общественных благ и услуг, а так же для контроля над величиной частных расходов.

Экономическая сущность налогов выражается в перераспределении государством национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей (Национальный доход – сумма всех доходов за год в виде з/пл, промышленной и торговой прибыли, % на вложенный капитал и земельной ренты).

Государство существует за счет налогов и займов. Займы необходимо отдавать. Поэтому налоги как источник поступления средств более желательны для государства. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке.

Функции налогов и их взаимосвязь:

1. Фискальная (лат. – государственная казна) – за счет сбора налогов формируются государственные доходы, что позволяет удовлетворять потребности государства и общества в целом;

2. Регулирующая – направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей

2.1. стимулируются или сдерживаются экономические процессы;

2.2. стимулируется или сдерживается потребление товаров (акцизы);

2.3. регулируются доходы населения (ставка подоходного налога зависит от доходов граждан);

3. Перераспределительная (социальная) – налоги взимаются в бо льшем размере с обеспеченных слоев населения, а потом в виде социальной помощи поступают к малоимущим слоям населения.

Классификация налогов:

I. В зависимости от уровня их установления и изъятия – деление по уровням устанавливает, в чьей компетенции находится тот или иной налог, а поступать он может в бюджеты всех уровней.

1. федеральные – на уровне Российской федерации (всего 25 налогов). Например, НДС, налог на прибыль, таможенные пошлины и др.;

2. региональные – на уровне субъектов Федерации (6 налогов). Например, налог на имущество предприятий, ЕНВД и др.;

3. местные – на уровне городов и районов (всего 22 вида). Например, земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, за право торговли и др.

II. В зависимости от связи с объектом налогообложения:

1. прямые налоги – налоги устанавливаются непосредственно на доход, имущество или капитал (прямая форма обложения). Налоговое бремя не может быть переложена на третьих лиц. Их еще называют налоги на владение. Относят: налог на прибыль, земельный налог и др.

2. косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаются в цены товара или тарифы услуг, то есть устанавливаются в виде надбавки к цене. Тяжесть налогового бремени обычно перераспределяется между продавцом товара и его покупателем. Производитель товара при его реализации получает налоговые суммы, которые потом перечисляет государству. Налогообложению подвергаются финансовые операции, хозяйственные обороты. Их еще называют налоги на потребление. Относят акцизы, НДС.

III. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

1. налоги с юридических лиц

2. налоги с физических лиц

3. смешанные налоги, когда платят и физические и юридические лица

IV. В зависимости от характера изменения налоговой ставки :

1. прогрессивные – это налоги, ставка которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы.

К данному виду до 2001 года относился подоходный налог с граждан. Его

2. пропорциональное налогообложение – предусматривается одинаковая ставка налога, независимо от величины доходов. Например, налог на прибыль взимается по ставке 24% независимо от размера прибыли.

3. регрессивные – ставка налога уменьшается по мере возрастания налоговой базы (дохода). Примером такого вида налогов является регистрационный сбор с граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. По мере роста дохода от бизнеса, удельный вес сбора в полученных доходах будет снижаться.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по дисциплине экономика

Конспект лекций по дисциплине.. экономика нижний новгород гарина е п экономика конспект лекций по дисциплине мгуту..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Производственные возможности. Кривая производственных возможностей
Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне разв

Внешняя и внутренняя среда предприятия
Различают: внутреннюю среду и внешнюю среду.

Теория затрат
Затраты – это сумма средств (материальных, трудовых, финансовых), использованных в процессе производства. Часто понятие затрат заменяют понятием «издержки». Все затрат

Q dQ dQ dQ
4. Прибыль (TPr) – это разница между полученным общим доходом и общими затратами. TPr = TR – TC (33) Выделяют: 1. Бухгалтерскую прибыль (ва

Совершенная конкуренция
Предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, при этом доля каждой фирмы на рынке незначительна, поэтому ни одна из них не способна

Чистая монополия: сущность, виды, показатели
Чистая монополия (от греческого «monos» - один и «poleo» - продаю) – ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаема

Монополистическая конкуренция
Предполагает наличие десятков фирм, тайный сговор по ценам между которыми практически невозможен. Существует там, где необходима дифференциация продукции – продукты близкие, но не пол

Олигополия
Олигополия (от греческого «oligos» - немногочисленный) – ситуация на рынке, когда относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь достат

Антимонопольное регулирование
На рубеже XX века впервые обнаружились проблемы, связанные с монополиями, а именно: 1. Установление цен выше конкурентного уровня на протяжении длительного времени; 2. Доминирован

Рынок труда: сущность, особенности
Выделяют ряд подходов к определению: 1. Отечественный подход. Рынок труда – это комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмен

Спрос и предложение труда
Спрос на труд формируют фирмы (работодатели). При разных ставках заработной платы фирма будет нанимать разное количество труда (работников) до тех пор, пока увеличение выручки от производства будет

Экономическая рента и трансфертный доход
Более квалифицированные работники могут получать «избыточный доход» - экономическую ренту – плату за высокую квалификацию или способности. То есть передовые фирмы получают сверхдоход, а наиб

Распределение доходов. Дискриминация на рынке труда
Доходы в реальности распределяются неравномерно. Различия в заработной плате возникают из-за: образования; профессионального опыта; способностей и др. Чтобы определить степень неравенства

Капитал: сущность, формы
Капитал – это ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Обладает способностью воспроизводства. Капитал – эт

Рынок земли. Спрос и предложение на землю
Земля в экономической теории – это все естественные ресурсы, а именно: плодородная почва, запасы пресной воды, месторождения ископаемых. Спрос на землю предъявл

Земельная рента и цена земли
Рентные отношения складываются между собственниками земли и арендатором по распределению дохода. Одна его часть - в виде обычной прибыли присваивается предпринимателем, а другая передается земельно

Макроэкономика: предмет и методы изучения
Макроэкономика – это наука, изучающая поведение экономики в целом; это отрасль экономической науки, изучающая функционирование экономики в целом с точки зрения обеспечения усло

Понятие национальной экономики и ее структура
Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов. В национальной экономике в комплексе выступают производство, распределение, обмен и

Макроэкономические показатели системы национальных счетов
В каждой стране постоянно ведется учет макроэкономических показателей, отражающих производство и распределение национального продукта, формирование доходов, уровень цен и др. Показатели необходимы

Макроэкономические показатели уровня цен
Чтобы учесть влияние цен на макроэкономические показатели рассчитывают индексы цен. Индекс цен – это показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен товар

Совокупный спрос
Совокупный спрос(AD)– это вся масса товаров и услуг, на которую общество предъявляет спрос при данном уровне цен. Составные части совокупного спроса: 1

Совокупное предложение
Совокупное предложение (AS) – это количество товаров и услуг, которое предлагается в масштабе общества при данном уровне цен. Факторы, влияющие на совокупное предло

Макроэкономическое равновесие экономической системы
Макроэкономическое равновесие получается при пересечении кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Выделяют: 1. Краткосрочное равновесие: 2. До

Цикличное развитие экономики
Природа цикла является одной из самых спорных. Ученые условно разделились на две группы: на тех, кто не признает существование периодически повторяющихся циклов в экономическом развитии (зап

Инфляция
Инфляция – это процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике или, что практически эквивалентно, снижением покупательной способности денег. Основным призна

Безработица
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы становится относительно избыточной. Взаимосвязь рабочей силы, занятых и безработных п

Деньги: сущность, виды
Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, выражающий стоимость всех других товаров и обмениваемые на любой из них. Формы денег (в их историческом аспект

Денежная масса
Денежная масса - сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа. Количество денежной массы прямо пропорционально сумме цен товарок и обратно проп

Денежная система
Денежная система - исторически сложившаяся форма организации денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством. Различают два типа денежных сис

Денежное обращение
Денежное обращение - движение денег во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот то

Денежные агрегаты
Денежный агрегат - показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единичной). В экономической теории выделяютс

Кредит: сущность, функции
Кредит– это имущество или средство платежа, предоставляемое в обмен на обещание или перспективу их возврата. На практике часто применяют понятие «ссуда» – совокупность д

Формы и виды кредита
Выделяют следующие формы кредита: 1. Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу при продаже товаров с рассрочкой платежа.

Бюджет: сущность, функции, виды
Бюджет – это финансовый план государства или муниципального (местного) самоуправления, состоящий из расходных и доходных частей; это смета доходов и расходов государства на опр

Доходы и расходы бюджета
Доходы бюджета формируются за счет налогов, поступлений от государственного имущества и от внешней торговли, за счет государственных займов. Расходы бюджета в зависимости от их экономическ

Дефицит и профицит бюджета
Дефицит бюджета - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, опре

Элементы налога и их характеристика
Выделяют: 1. Субъекты налогообложения (налогоплательщики) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. 2. Объект налогообложения –

Способы уплаты налогов
Выделяют: 1.Уплата налога по декларации: Налогоплательщик заполняет документ и предоставляет в налоговые органы. На основе декларации налоговый орган исчисляет налог и вруч

Государственное регулирование: сущность понятия
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и т

Фискальная политика: сущность, виды
Фискальная политика – это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики являетс

Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты
Денежно–кредитная политика – это совокупность инструментов (мероприятий) государственного регулирования экономики; это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны дл

Экономический рост: сущность, измерение
Экономический рост – это увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный

Типы экономического роста
Различают: 1. Экстенсивный экономический рост; 2. Интенсивный экономический рост. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не с

Факторы экономического роста
В целом, в современной экономической теории принято выделять факторы, «лежащие на стороне совокупного предложения». К последним относятся: 1 Фактор – затраты труда.

Валюта: сущность, виды
Валютаимеет ряд определений: 1) (от итал. valuta и от лат. valeo - стою) - денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства (например, рубль в Рос

Валютный курс
Валютный курс - соотношение национальных валют; это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Для более точной оценки иностранной валюты

Платежный баланс
Платежный баланс - представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных ср

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи-зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию де-нежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разде-лением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ". 1 В ис-тории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетво-рению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, -- чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Таким образом, налогообложение -- это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государст-вом, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выража-ют обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы,

участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Явля-ясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возни-кающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдержи-вать) людей в

К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд. ; том 21, стр.171.

развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государ-ства в современных условиях. Главные принципы налогообложения -- это равномерность и определенность. Равномерность -- это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщно-сти, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря-док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого

назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды госу-дарства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налого-вых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко ис-пользует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Имен-но налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, глав-ным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах заложены большие возможности по регулированию со-циально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производст-ва - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. На-пример, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех то-варов, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов насе-ления. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих гра-ждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демо-графические процессы, молодежную политику, иные социальные явле-ния.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновре-менно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выра-жают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий го-сударству в определенных законодательством размерах и в установ-ленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутрен-ней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильно-сти и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом на-лог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся:

На налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, про-центы, дивиденды, ренту);

Налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

Налог на имущество (предприятий и граждан);

Налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

Налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государст-венной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюд-жетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, до-рожный фонд и т.д.

Для понимания сущности налогов не малое значение имеет зна-ние и понимание признаков налогов. К ним относятся:

1. Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.

2. Смена собственника - в частности через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, обра-зуя бюджетный фонд.

3. Безвозвратность и безвозмездность -- налоговые платежи обез-личиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств пред-приятий, организаций и населения по заранее установленным нормати-вам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

Налоговая система базируется на соответствующих законодатель-ных актах государства, которые устанавливают конкретные методы по-строения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элемен-ты налогов. К важнейшим элементам налогов относятся:

1. Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательст-вом уплатить налог.

2. Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачи-вающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вно-сит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога -- покупатель товара.

3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количест-венно, которые служат базой для исчисления налога.

4. Налоговая база - денежная или физическая или иная характери-стика объекта налогообложения.

5. Источник налога - это доход, из которого выплачивается налог.

6. Единица обложения - единица, в которой измеряется величина налога.

7. Ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.

8. Оклад налога.

9. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен на-лог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимо-сти от просроченного срока.

10. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение пла-тельщика от налога.

Способ взимания налога - тоже достаточно существенное звено в понимании существа налогов и налоговой системы. Дело в том, что от того каким именно образом происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которой распоряжается гражданин. Например, одно дело - получать зара-ботную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказы-вается с вычетом налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый способ -- (от слова кадастр -- таблица, справочник)

когда объект налога дифференцирован на группы по определенному призна-ку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочни-ки. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объек-та. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспорт-ных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация -- документ, в котором платель-щик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой та-кого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на при-быль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получа-тель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подо-ходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выпла-ты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечис-ляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Для того, чтобы достоинства налогов усиливались, а их недостат-ки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основ-ных принципов налогообложения.

Определение и соблюдение этих принципов важно также и для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей.

Первые пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в свое время выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:

1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа

заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относи-тельности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был пла-тить подушный налог, который для всех был одинаков.

Таблица 1, показывает, что для бедного человека такой налог мо-жет представлять тяжкое бремя, а для богатого -- он совсем не ощутим.

Таблица 1.

« Влияние различных типов налогов на разные доходы».

Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по еди-ной ставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же табли-ца показывает, что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величина налога оказывается небольшой у бедняка и весь-ма значительной у богача. Но очевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсем не маленькой. Вот почему бо-лее справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высо-кие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. В современной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 13%.

2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее бо-лее уверенно и успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальное налогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался на откуп специальным сборщикам, ко-торые передавали государю определенную сумму из собранных нало-гов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше, сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры на-логов, вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недо-вольство, особенно у нарождавшейся буржуазии.

3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стре-мятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.

Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определе-нии выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги бе-рут не раз в год, а ежемесячно - размер налога кажется не столь значи-тельным.

4. Принцип экономичности налогообложения. Во времена А.Смита объектами налогообложения были самые разнообразные ве-щи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

В современных условиях принцип экономичности рассматривает-ся более широко. Он предполагает экономическую эффективность на-логообложения.

Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться мень-шим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.

Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превы-шать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налого-вых поступлений. Последние могут опуститься до нуля, если устано-вить 100%-ю ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщи-ков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того, получаемые доходы плательщи-ки начинают скрывать. Наиболее выгодная величина налоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране. Она может быть довольно высокой в военное время. Если в стране процветает казно-крадство, налоги идут на строительство роскошных дач государствен-ных чиновников, то даже не очень высокая ставка вызывает возмуще-ние плательщиков.

Рис. 1. Кривая Лаффера

5. Кривая Лаффера выводит еще на один принцип, который выдви-нул еще А. Смит - это принцип неотягощенности налогов. Размер на-лога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков, и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.

К предложенным А.Смитом принципам налогообложения в со-временных условиях добавляются также принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого, например, в РФ созданы специ-альные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, ко-торые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплатель-щиков.

Выделяют также еще один принцип - системность налогообложе-ния.

Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все её элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.

В настоящее время эти принципы расширены и дополнены эко-номической наукой в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается

далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитыва-ются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение до-ходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь соз-данный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государствен-ной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для вос-приятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Заканчивая обзор сущности налогов, необходимо отметить, что налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем ста-бильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предпри-ниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эф-фект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность -- враг предприниматель-ства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъ-юнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные из-менения ставок, условий налогообложения, а тем более -- самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогооб-ложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застыв-ших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налого-обложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству -- и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает от-вечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объек-тивными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налого-вую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вно-сятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой сис-темы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключени-ем устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неиз-менными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки на-логов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут опреде-лить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повыше-ния на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изме-нения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринима-телей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сего-дняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, ак-цизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Новое на сайте

>

Самое популярное