Домой Хоум Кредит Банк Признаки налога сбора и государственной пошлины. Разница между налогом и пошлиной

Признаки налога сбора и государственной пошлины. Разница между налогом и пошлиной

Налоги, сборы, пошлины - любой гражданин не раз слышал эти термины и примерно понимал, что речь идет о платежах в бюджет. Действительно, данный факт объединяет указанные понятия. Однако есть и существенные различия, касающиеся, главным образом, порядка исчисления сумм, а также ответственности за их неуплату. Особенно важным становится понимание этих понятий в свете контроля пограничных служб за задолженностью перед бюджетом при покидании территории РФ.

Чем обусловлено отличие налога от сбора

Определения указанных терминов содержатся в ст. 8 НК РФ . Налоги - это денежные средства, взимаемые для целей поддержки функционирования государственного аппарата, как федерального, так и местного уровня. Это обязательные платежи для всех граждан и предприятий. Сбор же обеспечивает совершение каких-либо конкретных действий в пользу гражданина или организации со стороны чиновников и государственных органов, в частности, выдачу лицензий или иных разрешений, данная сумма, по сути, оплата какого-либо действия. Необходимость оплатить сбор обусловлена конкретной ситуацией и является добровольной.

Также в ст. 8 НК РФ упоминаются страховые взносы - это платежи, уплачиваемые на медицинское и пенсионное обеспечение.

Эксперты выделяют дополнительные функции налогов, помимо пополнения бюджета страны:

  1. Регулирующую - позволяет поддержать какую-либо категорию граждан или отрасль путем введения льгот по налогообложению.
  2. Контрольную , суть которой заключается в оценке политики страны по вопросам финансов через контроль деятельности граждан и юридических лиц.
  3. Социальную : путем получения налоговых платежей происходит перераспределение денежного потока, который является источником финансов для реализации государственных программ социального назначения, к примеру, поддержки малообеспеченных граждан.

Налоги

При исчислении и уплате каждого налога используются следующие составляющие:

Рассмотрим все перечисленные выше элементы на примере НДФЛ. Объект - это доходы, полученные физическими лицами в России и за ее границей (для налоговых резидентов РФ). Налоговые ставки (зависят от типа дохода) - 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. Налоговый период - календарный год. Это значит, что в отчетности сумма налоговой базы рассчитывается за этот период, если положены льготы (вычеты), они также берутся за год. Отчетный период по НДФЛ также составляет год. В некоторых случаях (по другим налогам) налоговый период может включать несколько отчетных периодов, это значит, что в эти сроки сдается промежуточная декларация.

Определен также порядок исчисления денежных средств к уплате: размер базы умножается на соответствующую ставку.

Для расчета налоговой базы необходимо от доходов, подлежащих налогообложению, отнять сумму вычетов.

Если произвести оплату в бюджет должен налоговый агент (в случае с НДФЛ может выступать работодатель), сумма рассчитывается в день получения этого дохода и перечисляется не позднее следующего дня. Описанный процесс - это порядок уплаты.

Сборы

Основная отличительная особенность сбора - это то, что он связан с возможностью использовать тот или иной объект или осуществлять определенную деятельность на конкретной территории, где он введен.

Рассмотрим примеры сборов:

  • торговый - уплачивается за использование объекта недвижимости для осуществления торговли в определенных регионах страны;
  • за пользование объектами природного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - производится при необходимости получения разрешения на добычу указанных объектов.

Суммы сборов предназначены для финансирования именно тех учреждений, в ведении которых находятся объекты или услуги, которые явились поводом для его уплаты. В этом они отличаются от налогов, так как последние не имеют конкретного целевого назначения.

Оплата сбора является компенсацией в пользу определенного учреждения. Налоговые платежи, перечисление которых обязательно и независимо от нужд плательщика и которые не влекут за собой обязанность совершить какие-либо действия в его пользу.

Место действия налогов и сборов

По месту действия и особенностям законодательного регулирования бюджетные платежи делятся на следующие виды:

  1. Федеральные. Действие распространяется абсолютно одинаково во всех уголках страны (НДФЛ, НДС, водный налог, на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и т.д.). Эти бюджетные платежи рассмотрены в статье 13 НК РФ . Все параметры и регламент расчета и уплаты един во всех регионах, местное руководство не имеет полномочий на их изменение.
  2. Региональные. По этим видам бюджетных платежей некоторые элементы (ставки, порядок расчета и срок оплаты, виды льгот) регионы могут устанавливать самостоятельно . Подлежат уплате в тех субъектах РФ, где они установлены Налоговым кодексом и иными законодательными актами. Полный список этих платежей можно найти в статье 14 НК РФ . Примеры: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный.
  3. Местные. Подлежат уплате на территории муниципалитетов, определенные параметры могут отличаться на разных территориях. Примеры: налог на имущество физических лиц, земельный, торговый сбор. Информацию о них можно найти в статье 15 НК РФ .

Руководства регионов РФ не наделены полномочиями самостоятельно устанавливать какие-либо виды государственных платежей, не прописанные в Налоговом кодексе РФ.

Отличие налогов и сборов при взимании

Основные отличия между рассматриваемыми видами платежей в бюджет:

  • сумма налога исчисляется исходя из утвержденной процентной ставки, сбор устанавливается в фиксированной сумме;
  • налог - это безвозмездный платеж, сбор предусматривает какую-либо выгоду для его плательщика, за которую он и уплачивается;
  • льготы для сборов не применимы (исключение составляют государственные пошлины);
  • возможны регрессивные и прогрессивные варианты налоговых ставок, сумма сбора четко зафиксирована;
  • в случае неуплаты налога нарушителю грозят пении штраф, если же не уплачен сбор, юридическое или физическое лицо просто не получает нужное право или услугу.

Если указана фраза «иной вид налога и сбора»

Случается, в документах встречается фраза «иной вид налога и сбора». В этой ситуации необходимо уточнить у составителя бланка, какой конкретно платеж имеется в виду. Это связано с тем, что при заполнении платежного поручения важно правильно указать код КБК , который для каждого вида бюджета индивидуален. Узнать необходимые цифры можно на сайте Федеральной налоговой службы.

В противном случае, если КБК указан неправильно, денежные средства могут «зависнуть» в неопознанных платежах, и закрытие задолженности не произойдет. Для уточнения плательщик будет вынужден писать уточняющее письмо.

Отличие налога от пошлины

Пошлина, согласно ст. 333.16 НК РФ – разновидность сбора. Пошлина взымается за услуги, оказываемые государственным аппаратом или действия, имеющие юридическую силу, производимые учреждениями местного самоуправления или чиновниками. В статье также указано, что иные платы за перечисленные действия запрещаются .

Примерный перечень услуг, за которые уплачиваются пошлины:

  • регистрация юридического лица;
  • рассмотрение дела в суде;
  • нотариальные услуги;
  • услуги ЗАГСа;
  • оформление гражданства;
  • регистрация лекарственных препаратов, медицинских изделий;
  • выпуск ценных бумаг;
  • право использования собственных имен «Россия», «РФ» и образованных от них слов.

Размер пошлины, в отличие от сбора, не может устанавливаться субъектом РФ самостоятельно, он учреждается исключительно на федеральном уровне. В отличие от налогов, за неуплату пошлины не может быть взыскан какой-либо штраф или пени , единственное неблагоприятное последствие - это неоказание соответствующих услуг государственными служащими.

Существует один нюанс, касающийся различия сборов и пошлин: первое понятие часто используется не только применительно к государственным услугам, но и к частным лицам и компаниям. К примеру, аэропортовый сбор и топливный сбор в авиабилете.

По некоторым видам пошлин предусмотрены льготы для определенных категорий физических и юридических лиц.

Дополнительная информация по разнице налогов и сборов представлена ниже на видео.

Правовое определение налога регламентируется в п. 1 ст. 8 НК РФ. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения ил оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования

В статьях 13, 14, 15 НК РФ приведены налоги – это федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина; региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Как видно в статьях закона применяются понятия налог, а также пошлина и сборы, поэтому необходимо рассмотреть и их сходства и различия.

Начнём с характеристики «налоги». Исходя из определения можно выделить основные признаки налога:

1. Безвозмездность. Количество услуг, которое лицо получает от публично-правового образования, не зависит от уплаченного налога; если некоторые услуги не были незаконно предоставлены налогоплательщику, то это не значит, что он может потребовать возврата уплаченного налога или отказаться платить. Налогоплательщик, не исполнивший своих обязанностей, не лишается права требовать от государства соответствующих социальных услуг.

2. Индивидуальность. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан от своего имени и за счёт своих средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Даже, если налогоплательщик участвует в налоговых правоотношениях через своего представителя (ст. 26 НК РФ), налоги уплачиваются из имущества налогоплательщика.

3. Обязательность. Не исполнение в срок уплаты может быть исполнено принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Налогоплательщик может выбрать различные варианты своей деятельности, но практически никак не может повлиять на налоговые последствия избранного варианта деятельности (исключение, освобождение)

4. Уплата в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований или в иных публичных целях (за исключением превенции правонарушения). Определённые платежи обладают некоторыми признаками налогов. Так, штрафы и алименты являются обязательными и безвозмездными платежами, но только налоги, имея те же признаки, уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований (фискальная цель).



5. Уплата в денежной форме (ст. 8 НК РФ).

6. Обязанность по уплате налогов может быть возложена только на лиц, обладающих гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

Налоги могут уплачиваться только из денежных средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и являются результатом его самостоятельной экономической деятельности. Публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью (гл.5 ГК РФ), но сами не выступают в качестве налогоплательщика.

Наряду с категорией «налог» в законодательстве, специальной литературе и практике налогообложения часто применяются термины «сбор», «пошлина», «налоговый сбор», «налоговый платеж». Термины «налог», «сбор», «пошлина» и т. д. являются синонимами, поскольку имеют одно и то же значение, и их употребление в том или другом случае объясняется лишь сложившимися практикой и традициями.

Нормативное определение сбора дано в п. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Понятие пошлины в НК РФ нет. По всей видимости, это связано с тем, что в Конституции в ст. 57 указано только 2 публичных платежа – налоги и сборы. В российской науке налогового права понятия пошлины и сбора различаются. Если сборы уплачиваются при предоставлении плательщикам определённых прав (лицензия и разрешение), то пошлины – при совершении в отношение налогоплательщиков юридически значимых действий. Например, ст. 333. 16 п.1 НК РФ – государственная пошлина – сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в государственные органы, органами МСУ,иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами её субъектов и н.п.а. органов МСУ на совершение в отношение этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ (например, выдача документов, их копий, дубликатов). Так, Конституционный Суд в Постановлении от 1 марта 2007 года № 326-О-П определил, что государственная пошлина единственный и достаточный платёж за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнивается выдача документов, включая водительских удостоверений.

Пошлина взимается за реально совершаемые действия государственного органа, а сбор делается за потенциальную возможность пользоваться благами, предоставляемыми государственным органом.

Признаки сбора (пошлины)

1. Возмездность. При уплате плательщик получает юридически обязательное встречное представление (определённые права, разрешение). Это основное отграничение сбора от налога.

2. Отсутствие индивидуальности. Может выплачиваться как лично из денежных средств плательщика сбора, так и при наличии согласия – другим лицом. Отличие

3. Сбор уплачивается в целях и является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.Налоги – финансовое обеспечение публично-правовых образований, сборы в целях покрытия (без прибыли) издержек государственных органов за совершение действий

4. Обязательность. Не исполненная в срок обязанность по уплате может быть исполнена принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Причём, если налог – результат экономической деятельности налогоплательщика, то сбор уплачивается добровольно (хочешь подать иск – плати). Размер сбора может отличаться для различных категорий граждан и даже освобождаются.

5. Уплата в денежной форме.

6. Плательщиком может быть только лицо, обладающее гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

1.Основным методом налогово-правового регулирования является:

а) императивн ый метод

2.Налогово-правовые санкции:

б) име ют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы

3.Особенность налоговых правоотношений – это:

а) принц ип справедливости

4. Основной метод в налоговом правев) госуд.-власт.предпис.

5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

б) отрасли права;

6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:

б) применен ие мер налоговой ответственности

7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

в) контро ль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов

8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

в) штра фы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

9. Налоги характеризуются следующими признаками:

в) индивид. Безвозмезд., обязательность, обеспеченность гос. принуждением

10. Отличительной чертой сбора является:

б) единовременн ый характер платежа

11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

б) пошлин ам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет

12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) нал ог полностью зачисляется в местный бюджет

13. В соотве. с Конст. РФ общие принципы налогообл. должны быть устан:

а) федеральн ым законом РФ

14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

б) к совместно му ведению Федерации и субъектов Федерации

15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускает ся установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ

16. В соотв. с Конст. РФ установление федеральных налогов возможно:

б) закона ми, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ

17. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться

18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

а) государст во должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере

19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

в) прожи ли на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от

20. В отл. от налог. планир. я при уклонении от уплаты налогов используются:

в) мето ды, связанные с искажением данных учета и отчетности

21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:

в) пассивн ое поведение

22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

а) действ ия (бездействие) должностных лиц налоговых органов

23. Понятия «конт. за соблюд. Налог. Законод.» и «налоговый контроль»:

в) неравнозначны – первое охватывает второе;

24. Видами налоговых проверок являются: в) выездн ая и камеральная

25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ: б) толь ко должностные лица организаций

26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления: а) мож ет

27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

б) на моме нт, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет

28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлени ям в сфере экономической деятельности

29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается: а) со д ня совершения правонар.

30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах: а) указа ны в НК РФ

31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

б) родов ой объект правонарушения

в) непосредственн ый объект правонарушения

32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

в) действи ем или бездействием

33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

б) 16 л ет

34. В территор. налогах иностранным элементом может быть:

а) толь ко объект налогообложения

35.Международное налоговое право объединяет нормы:

а) внутригосударственно го и международного права

36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

в) во вс ех перечисленных случаях

37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

а) толь ко на федеральном уровне

38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

г) федеральн ых, региональных и местных

39. Единство налоговой политики предполагает:

в) исключен ие воздействия регион. налогообложения на рыночные отношения

40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

а) налогов ым законодательством

41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

а) независи мо от возраста

42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

б) налогов ым органом

43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

б) поставщик ом товаров (работ, услуг)

44. Объектом обложения НДС является:

б) реализац ия товаров (работ, услуг) и импорт товаров

45. Ставки акцизов установлены:

а) федеральн ым законом

46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

а) субъек ты малого предпринимательства

47. Размер земельного налога зависит:

г) от категор ии земель

48.Налоговое законодательство включает:

в) нормативн ые правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ

49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

б) устанавливающ им новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.

50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

а) принят ие закона по истечении срока уплаты налога

51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

а) мог ут иметь обратную силу по указанию законодателя

52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

б) относят ся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий

53. Прием и взимание налогов производят:

в) сборщи ки налогов и налоговые органы

54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

б) четыр ех лет

55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

б) ср ок уплаты налога

56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

а) односторонн ий характер

57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает

а) обязательст во имеет строго определенный состав участников

58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налог: а) име ют право не выполнять

59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов

г) юридическ ие лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом

г) лич но или по почте или по телекоммуникационным сетям

61. Какие лица не признаются взаимозависимыми для целей

в) д ве организации, одна из которых имеет долю 10% в уставном капитале другой организации

62. Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков: г) все вышеназванные

63. Налоговое законод. РФ позволяет устанавливать налоговые льготы:

г) во вс ех перечисленных случаях налоговые льготы устанавливать не допускается

64. В случае уплаты налогов налогоплательщиками - физическими лицами через организацию федеральной почтовой связи плата (комиссия) за прием денежных средств: а) не взимает ся

65. В соотве. с Налоговым Кодексом РФ при установлении местных налогов:

а) представительны ми органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов

66.В соответствии с действующим налоговым законодательством одним из обязательных условий применения налоговых вычетов по НДС

г) выставлен ие счета-фактуры налогоплательщиком, применяющим общую систему налогообложения

67. Одно из требований, которое законодатель предъявляет к характеристике расходов по налогу на прибыль:

б) расхо ды должны быть экономически обоснованы

68. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в

а) налогоплательщи ки подчиняются требованиям законодательства о налогах и сборах

69. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного незаконными действиями налогового органа, являются:

в) налоговы ми

70. Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам письменные разъяснения:

а) бесплат но

71. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:

г) допускают ся только на основании постановления суда или прокурора

72. Глав. бух. Орган. полномочен представлять ее в отношениях с налоговым органом:

г) на основан ии доверенности или соответствующего указания в учредительных документах организации

73. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:

в) разм ер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика

74. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:

г) в се вышеперечисленное верно

75. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:

в) полномоч ия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления

Объективная необходимость налогов.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов.

Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема).

Социально-экономическая роль налогов в современном обществе.

Налоги являются основной частью, основным источником бюджета РФ.

От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан.

Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.



Современное государство должно развиваться, а для это нужны средства, а так как налоги являются основным источником получения этих средств, то налогообложение надо контролировать, налоги должны быть приемлемы для налогоплательщиков, но и их сумма должна быть существенна, в общем, своем объеме для государства.

Специфические признаки налогов.

К специфическим признакам налогов можно отнести:

1.Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

2.Обязательность - каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы

3.Уплата в денежной форме; безвозвратная безвозмездность (часть дохода не возвращается субъекту)

4.Общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

5.Участие в экономических процессах общества.

Функции налогов и их взаимосвязь.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:

§ фискальная;

§ контрольная;

§ распределительная или социальная

§ регулирующая

Фискальная функция - основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Социальная или распределительная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.

Регулирующая функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру.

Для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и освобождений; дестимулирующая – через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса и т.п.; воспроизводственная – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.

Фискальное и регулирующее значение налогов.(см. вопрос 4)

Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина».

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами, установленными государством.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами. Налог же является платежом безвозмездным.

Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс . А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы . Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации , которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации .

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.
На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней территориальным подразделением Федеральной таможенной службы . Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

Пенсионный фонд Российской Федерации ;

Фонд социального страхования Российской Федерации .

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования . Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

Схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

Государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

Рис. 2

Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

Новое на сайте

>

Самое популярное