Домой Микрозаймы Частные и государственные инвестиции как виды иностранных инвестиций. Государство как организатор реальных инвестиций

Частные и государственные инвестиции как виды иностранных инвестиций. Государство как организатор реальных инвестиций

Основным инвестором в России по доле в общем объеме КВ для всех источников финансирования является корпоративный сектор. Поддержка государством частных инвесторов предусмотрена законами РФ и законами субъектов РФ. При этом законы, принятые субъектами РФ, идут, как правило, дальше федеральных законов в представлении инвесторам определенных льгот. Основные льготы и преимущества, предоставляемые инвесторам, заключаются в следующем.

1. Исключения из обложения налогом на прибыль АО , которая рассматривается как часть выручки, не облагаемая налогом. В развитых странах АО выступают как главный источник средств для вложений в основной капитал и на ее долю приходится 60%. В России величина АО в 90-е годы была близка к вложениям в основной капитал, однако на самом деле лишь часть ее шла на финансирование КВ, что связано с такими негативными явлениями, как неденежные формы расчета и платежи. С устранением этих общесистемных недостатков российской экономики роль АО как источника финансирования КВ будет возрастать.

2. Исключение из обложения налогом на прибыль той ее части, которая направляется на финансирование КВ (данное положение в настоящее время обсуждается в ходе дискуссий в Государственной Думе РФ по поводу внесения изменений в Налоговый Кодекс РФ). Использование данной льготы обычно обусловливается полным использованием на эти цели АО. По этой причине для расчета льготы по налогу на прибыль величина КВ уменьшается на размер начисленных за год АО и льгота применяется по отношению к полученному остатку. С налогом на прибыль связана и такая льгота, как инвестиционный налоговый кредит. На федеральном уровне практика предоставления инвестиционного налогового кредита пока не развита. Значительно более решительно действуют субъекты РФ. Так, в Нижегородской области принят местный закон, предусматривающий взаимные обязательства власти и предприятия по намечаемому предприятием приросту налогооблагаемой базы.

3. Ввозные таможенные пошлины на инвестиционные машины и оборудование по отношению к товарам конечного потребления (автомобили, напр.) значительно ниже.

4. Особую льготу имеют иностранные инвесторы. При ввозе на территорию РФ оборудования для реализации ИП они освобождаются от уплаты ввозной пошлины (выплачивается только таможенный сбор) и НДС.

5. Защита от изменения налогового режима в худшую для инвестора сторону в период реализации ИП. Законами по инвестиционной деятельности установлено, что прямая налоговая нагрузка не подлежит изменению в худшую сторону на период окупаемости проекта, но на срок не более 8 лет.

6. Закон о бюджете развития устанавливал правила, регулирующие поддержку государством отдельных ИП. Предусматривались 2 формы поддержки: предоставление бюджетного кредита и гарантий. Данные льготы предоставлялись ИП - победителям конкурсов.



Контрольные вопросы

1. Что такое инвестиции? Дайте определение инвестиций в соответствии с законодательно утвержденными документами.

2. Каковы наиболее существенные признаки инвестиций?

3. Классификация инвестиций по различным признакам.

4. Что такое реальные инвестиции и финансовые инвестиции?

5. Каковы направления вложений реальных инвестиций?

6. Каковы основные источники инвестиций?

7. Какие функции выполняют инвестиции на макроуровне и на микроуровне?

8. Что такое реинвестиции?

9. Охарактеризуйте роль денежных поступлений в инвестиционном процессе.

10. Как осуществляется государственная поддержка инвестиционной деятельности в России?

инвестиционный диверсификация капитал реконструкция

В рыночном хозяйстве участие государства в инвестиционном процессе реализуется по двум основным направлениям. Государство выступает:

в качестве непосредственного субъекта инвестиционной деятельности - инвестора, пользователя инвестиций, а также в иных формах (гаранта, посредника);

в качестве системообразующего института, обеспечивающего нормативную правовую, институциональную и экономическую среду для всех участников инвестиционного процесса.

Приоритетной в рыночной экономике считается деятельность государства, связанная с созданием благоприятного режима для активизации частного инвестирования. Вместе с тем для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы, отраслей, имеющих особое народно-хозяйственное значение, государство играет важную роль как непосредственный участник инвестиционной деятельности, в процессе которой реализуются государственные инвестиции.

Государственные инвестиции могут осуществляться как в объекты государственной собственности, так и негосударственной. Эти инвестиции могут быть произведены как непосредственно государственными органами власти и управления, так и предприятиями государственной формы собственности.

Государственные инвестиции формируются за счет средств государственного бюджета, других государственных финансовых источников, а также средств, привлекаемых на финансовом рынке. В этом Плане понятие "государственные инвестиции" является более широким, чем понятие "бюджетные инвестиции", под которыми подразумевают государственные инвестиции, осуществляемые за счет бюджетных средств.

Российское инвестиционное и бюджетное законодательство не содержит определения государственных инвестиций. Государственные инвестиции осуществляются при бюджетном финансировании объектов капитального строительства по приоритетным направлениям, Вложении капитальных средств предприятиями государственной формы собственности, предоставлении финансовой помощи на инвестиционные цели, размещении государственных бюджетных средств в отдельные инвестиционные программы и проекты.

Роль государственных инвестиций в экономике определяется целым рядом факторов, в числе которых особенности устройства национальной системы хозяйствования, степень экономического развития, специфика социально-экономической и политической ситуации, характер поставленных задач, цели экономической политики и др.

В соответствии с кейнсианской концепцией государственные расходы рассматриваются как ключевой инструмент стабилизации экономики, что определяет значимость государственных инвестиций. Практические рекомендации кейнсианской теории предполагают стимулирование платежеспособного спроса, в том числе посредством наращивания государственных инвестиций.

Согласно основным положениям монетаризма вмешательство государства в рыночное хозяйство приводит к нарушению механизма саморегулирования. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка, что предполагает сокращение инфляции бюджетного дефицита, а следовательно, уменьшение государственных инвестиций. Вместе с тем в промышленно развитых странах, несмотря на характерную для монетаризма либерализацию экономики, росла роль государства в поддержке научно-технического прогресса, наукоемких отраслей, образования, социальной инфраструктуры и формирования соответствующих институтов. Напротив, в ряде развивающихся стран монетаристская трансформация экономических систем привела к свертыванию институтов государственного регулирования, блокированию активной инвестиционной политики, обвальному сокращению объемов государственных инвестиций.

Следует учитывать, что мера государственного участия в инвестиционной деятельности имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что присутствие государства в экономике должно способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.

В рыночном хозяйстве государственные инвестиции играют определяющую роль в отраслях, от которых зависит национальная безопасность, осуществление структурных преобразований, развитие стратегически важных производств или территорий. За счет государственных инвестиций поддерживают перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные сектора экономики с высокими технологиями, а также сферы, которые не могут обеспечить быструю отдачу от Вложенных средств, но являются значимыми для достижения общенациональных целей. Участие государства в экономике усиливается в Долгосрочном периоде, где необходимы твердые гарантии окупаемости проектов.

Государственные инвестиции считаются менее эффективными в экономическом плане, поскольку они часто бывают направлены на Достижение не коммерческих, а иных целей. Так, важным направлением государственного инвестирования выступают производства, развитие которых целесообразно с точки зрения решения социальных задач - обеспечения приемлемого уровня занятости, создания новых рабочих мест.

Вместе с тем в рыночной экономике инвестиции государства в производственные объекты и инфраструктуру способны вызывать позитивный эффект, величина которого зависит от правильности определения приоритетов при вложении государственных средств.

Имеются существенные связи между государственными инвестициями в инфраструктуру, с одной стороны, и частными капиталовложениями, а также ростом производительности труда, с другой стороны. Государственные инвестиции в инфраструктуру экономики (строительство: дамб, электростанций, автодорог, гаваней, аэропортов, канализацией; и иных систем, городских коммуникаций и иных сооружений, необходимых! для производства и распределения товаров и услуг) способствуют снижению общих издержек производства на частных предприятиях, что подтверждается количественной зависимостью между уровнем государственных капиталовложений в инфраструктуру и высокой нормой прибыли в частном секторе, а также динамикой производительности труда.

Таким образом, роль государственных инвестиций сохраняется и в рыночном хозяйстве. Движение в направлении усиления рыночных; начал в экономике, хотя и сопровождается сокращением государственного участия в капиталовложениях, но не означает снижение внимания к государственным инвестициям.

С переходом к рынку происходит существенное изменение инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделение их функций в инвестиционном процессе, сокращение доли государственных инвестиций в их общем объеме, изменение структуры инвестиций по формам собственности. Ведущим направлением изменения структуры инвестиций в период рыночных преобразований становится снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий частных инвестиций и заемных ресурсов.

В настоящее время общий уровень государственных инвестиций в России примерно соответствует аналогичному показателю в странах ОЭСР. По оценкам МВФ, в среднем в развитых странах уровень государственных инвестиций составляет около 3,7% ВВП, или 15% всего объема инвестиций. Однако для стран с высокой нормой сбережения - Японии (26% ВВП) и новых индустриальных стран Азии (29% ВВП) - характерен втрое более высокий, чем в России, уровень государственных инвестиций. В России, где в условиях благоприятной макроэкономической ситуации последних лет норма сбережения достигла 30% ВВП, и, соответственно, возросли инвестиционные возможности государства, увеличение государственных инвестиций могло бы послужить осуществлению крупных инвестиционных программ. Для обеспечения структурной перестройки экономики, поддержки и обновления изношенной инфраструктуры.

Согласно Бюджетному кодексу РФ для финансирования государственных капитальных расходов необходимо, чтобы инвестиции были включены в федеральную адресную инвестиционную программу, другие федеральные и региональные целевые программы или чтобы государственные (федеральные, региональные), органы исполнительной власти предусмотрели данные расходы в бюджете соответствующего уровня своим решением.

Между тем общий объем капитальных государственных вложений на 2010 г. составил всего 72,4 млрд. руб. (3,3% общего объема инвестиций в основной капитал). Столь незначительные объемы государственных инвестиций не способствуют решению задач достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения уровня жизни Населения.

Реализация задач современного этапа экономического развития требует более активной государственной поддержки инвестиционной сферы. При этом значение государственного инвестирования должно возрасти не столько с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов.

Проблемы бюджетного финансирования инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны не столько с ограниченными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения централизованных инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.

Необходимость решения этой проблемы дополняется тем, что перекосы в государственной инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии определенной зависимости между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.

В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной инвестиционной политики и согласования интересов инвесторов различных уровней, а предпринимаемые меры будут по-прежнему носить преимущественно пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов. Следует также учитывать, что недостаточная и бессистемная поддержка отдельных производителей или регионов снижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует формированию рыночного поведения хозяйствующих субъектов.

При анализе вопроса об возможностях государственной инвестиционной поддержки производителей нельзя не учитывать крайнюю ограниченность бюджетных средств. Вместе с тем в современных условиях не меньшее значение приобретают повышение качества обоснования и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования.

В российской экономике, где доминируют неденежные формы расчетов, составление реальных прогнозов объема денежной массы весьма затруднено. Бюджетная политика разрабатывается в условиях фактора неопределенности, что усугубляет сложность как составления реального бюджета, так и исполнения принятого бюджета.

Использование международного опыта по реализации государственных инвестиций как приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без учета современного состояния российских государственных финансов и необходимости перестройки бюджетной системы. Так, одним из удачных примеров реформирования экономики за счет государственных инвестиций является опыт Германии, бюджетная система которой в отличие от российской характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении текущих и инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств, установлении и соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов (так называемое Золотое правило, установленное ст. 115 Основного Закона ФРГ).

В российской экономике, как убедительно показывают итоги реформ, возрастание государственных расходов непроизводительного характера не компенсировалось соответствующим увеличением ин вестиционных расходов бюджета. Напротив, оно выступило одним из факторов, обусловливающих сокращение государственных централизованных инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства.

В связи с этим использование государственных инвестиций как фактора экономического роста предполагает необходимость существенных изменений в бюджетной политике и организации бюджетной системы. При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения расходов над доходами при планировании текущего бюджета, четкого определения источников покрытия дефицита инвестиционного бюджета. Определенные изменения следует внести и в технологию осуществления контроля за использованием средств обеих составляющих бюджета, усилив роль казначейского метода исполнения бюджета.

Важной проблемой, связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению с частными инвестициями эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования и реструктуризации национальной экономики. По заявлению министра финансов, в результате распыления государственных средств между многочисленными предприятиями и проектами из предоставленных с 1992 г. на возвратной основе 50 млрд руб. в бюджет вернулась лишь малая часть этих ресурсов.

Отсутствие системной основы в организации инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами постоянного недофинансирования государственных инвестиционных программ. Так, в 1995 г. на государственные инвестиции из бюджета было выделено 49% средств из минимально запланированных. Конверсионные программы были профинансированы на 25%, а по объектам, финансируемым на конкурсной основе, было выделено только 10% предусмотренных на эти цели ассигнований14. Не была выполнена федеральная инвестиционная программа, федеральные целевые программы были профинансированы на 60%. В целом по государственным инвестициям, финансируемым из федерального бюджета, кредиторская задолженность на конец года составила около 5 трлн неденоминированных рублей. На ее погашение в бюджете 1996 г. было предусмотрено только 2,2 трлн руб., а остальная часть должна была быть погашена за счет текущего финансирования 1996 г., что создало дополнительные трудности финансового обеспечения инвестиционной программы 1996 г.

В 1996 г. ситуация в сфере государственного инвестирования резко ухудшилась. Государственные инвестиции были профинансированы на четверть годового лимита, а средства, намеченные к размещению на конкурсной основе для реализации быстро окупающихся коммерческих проектов, практически не выделялись. Из 358 важнейших производственных и социальных объектов, которые должны были быть введены в строй, были приняты к эксплуатации лишь четыре.

В 1997 г. продолжалось снижение активности в сфере государственных инвестиций. Наряду с недостатком финансирования традиционных направлений бюджетных расходов не удалось реализовать расширение бюджетного финансирования в рамках и через механизм Бюджета развития (табл. 15.1), который был сформирован как составная часть федерального бюджета, аккумулирующая капитальные расходы федерального бюджета и предназначенная для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Таблица 15.1. Проектируемые средства Бюджета развития в 1997-1999 гг. (в ценах соответствующих лет) Показатели 1997 г., трлн руб. 1997 г., трлн руб.1 1998 г. млрд руб. 1999 г. млрд руб. 1. Бюджет развития, всего 18,15 14,99 71,87 71,0 В том числе: 1.1. Бюджет развития в части финансирования из федерального бюджета 18,15 14,99 16,39 21,0 включая связанные инвестици 10,26 10,26 13,63 18,4 онные кредиты 1.2. Гарантии Бюджета развития - - 50,00 50,00 1.3. Финансовый резерв на выпла- - - 1,20 - ты по государственным гарантиям 1.4. Прочие статьи расходов - - 4,28 - 1 С учетом секвестра. Государственные инвестиции были профинансированы в размере 8,0 трлн руб., или на 59,8% уточненного лимита с учетом секвестра; из них только 2,3 трлн руб. направлено на реализацию целевых программ и инвестиционных проектов. При этом имели место значительные задержки финансирования инвестиций в рамках государственной поддержки высокоэффективных коммерческих проектов.

За 1995-1997 гг. на инвестиционные конкурсы было представлено 1000 проектов сметной стоимостью 52 трлн неденоминированных рублей. Победителями конкурсов были признаны 230 проектов, общий объем государственного финансирования по которым составил около 2 трлн руб. Средства на эти цели были предусмотрены в федеральном бюджете, однако их финансирование не было обеспечено в полном объеме. Задолженность победителям инвестиционных конкурсов на конец 1997 г. составила 1,2 трлн руб.

В 1998 и 1999 гг. сокращение доходов бюджета и проблемы привлечения ресурсов для финансирования бюджетного дефицита еще в большей степени ограничили возможности государства по финансированию инвестиционных программ. В 1998 г., по данным Министерства экономики РФ, государственные инвестиционные программы были профинансированы на 23,9%.

В 1999 г. проектируемые ресурсы Бюджета развития составили 20,775 млрд руб., в том числе; на финансирование экспорто-ориен- тированных, импортозамещающих и иных инвестиционных проектов 18,4 млрд руб.; на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции под заключенные контракты и реализацию программ конверсии оборонного производства 2 млрд руб.; для предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации под проекты, осуществляемые российскими организациями, включая страхование экспортных кредитов, - до 50 млрд руб. Реально из запланированных сумм на инвестиционные проекты было вьщелено всего 6,3 млрд руб.

Данные факты свидетельствуют о необходимости усиления роли селективного подхода при государственном инвестировании, концентрации государственных инвестиций на строго определенных приоритетных направлениях, ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.

Механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе

В рыночной экономике, где основным критерием инвестирования выступает эффективность инвестиционных вложений, не могут использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующие предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций.

Государственная поддержка частных инвестиций осуществляется посредством долевого участия государства в инвестиционных проектах, прошедших конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъем коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений по всем формам собственности.

Первым документом, регламентирующим новый порядок финансирования инвестиционных проектов, явились «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» (утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Министерством строительства РФ 2 декабря 1994 г. и введены в действие с 1 января 1995 г.).

В Методических указаниях были определены условия участия инвестиционных проектов в конкурсе, этапы его организации и проведения, функции федеральных органов власти и Комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ, права и обязанности организаторов и участников конкурса, даны рекомендации по подготовке пакета документов, в том числе и бизнес-плана в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами проектного финансирования, изложены основные требования к конкурсным предложениям, механизм рассмотрения инвестиционных проектов и оформления результатов конкурсов.

Новый порядок финансирования инвестиционных проектов предоставлял инвесторам право выбора формы участия государств в финансовом обеспечении прошедшего инвестиционный конкурс проекта. Участие государства в финансировании инвестиционного проекта могло осуществляться в следующих формах:

государственного инвестиционного кредита со сроком возврата в течение двух лет и уплатой процентов за пользование предоставленными ресурсами в размере 1/4 ставки рефинансирования Банка России;

закрепления в государственной собственности части акций создаваемого предприятия, реализуемых на рынке в течение двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта, с направлением выручки от реализации акций в доход федерального бюджета.

В качестве ключевого критерия при принятии решений о выделении средств из федерального бюджета рассматривалось обеспечение ввода в действие объекта (производственных мощностей) в обусловленный срок при сокращении объема средств, привлеченных из федерального бюджета, и повышении эффективности использования централизованных ресурсов.

Обязательными условиями для представления к конкурсу инвестиционных проектов являлись:

доля централизованных инвестиционных ресурсов в общей сумме затрат на реализацию проекта не должна превышать 20%, соответственно 80% затрат должны быть обеспечены за счет собственных, заемных и привлеченных средств частного инвестора;

доля собственных средств инвестора в общей сумме затрат на реализацию проекта не должна быть менее 20%."

Начиная с 1997 г.

Получили развитие новые подходы в области государственной поддержки инвесторов, связанные с сертификацией инвестиционных проектов, предоставлением государственных гарантий, образованием Бюджета развития.

Сертификация инвестиционных проектов определяет возможности увеличения доли государственной поддержки до 50% при производстве продукции (услуг), не имеющей аналогов в мире; до 40% - при производстве продукции (услуг) обрабатывающей промышленности на экспорт; до 30% - при импортозамещении по более низкой цене.

Государственные гарантии по сертифицированным проектам рассматриваются многими инвесторами как наиболее предпочтительная форма государственной поддержки в условиях ограниченности бюджетных средств. Гарантии обеспечивают возврат не всей суммы риска, а его определенной части в случае срыва реализации эффективного инвестиционного проекта по не зависящим от инвестора причинам.

В свою очередь, инвестор должен предоставить встречные гарантии, в том числе залогового характера.

Бюджет развития был образован как специальный инструмент, аккумулирующий инвестиционные ресурсы федерального бюджета с целью их использования для финансирования инвестиционных проектов и привлечения средств частных инвесторов. Ресурсы Бюджета развития могут использоваться для долевого финансирования инвестиционных проектов на конкурсных, платных и возвратных началах, а также предоставления государственных гарантий на конкурсной основе на заемные средства (при верхнем пределе гарантий до 40% от суммы заемных средств).

К конкурсу на использование средств Бюджета развития допускаются инвестиционные проекты, соответствующие следующим условиям:

соответствие целям Бюджета развития;

обеспечение положительных значений чистого дисконтированного дохода;

доля собственных средств инвестора в общей сумме затрат на реализацию проекта не должна быть менее 20%, а по крупным проектам (свыше 50 млн долл.) - не менее 30%;

положительное заключение независимой экспертизы.

В России функционируют различные экспертные советы, осуществляющие экономическую оценку инвестиционных проектов. Государственные органы обеспечивают контроль за соблюдением инвестиционного законодательства, строительных нормативов, землепользования, экологии. В странах с развитой экономикой экспертизой инвестиционных проектов занимаются, как правило, эксперты, привлекаемые самими инвесторами или участвующими в финансировании проекта финансовыми институтами.

Предпринимаемые правительством действия по осуществлению выборочной ограниченной поддержки приоритетных направлений промышленного развития, проведения на конкурсной основе отбора эффективных проектов дали определенные результаты.

Зарубежный опыт свидетельствует, что такие меры, как правило, являются весьма действенным стимулом привлечения частных инвестиций и способствуют реализации проектов. Однако в России они оказались недостаточными. На этой основе не удалось мобилизовать требуемые инвестиционные ресурсы (как частные, так и государственные), организовать поток инвестиций в приоритетные производства. Селективные инвестиции оказались не в состоянии выступить залогом структурных преобразований. Между тем причины неэффек-

тивности предпринятых действий ни в коей мере не связаны с правомерностью использования принципа приоритетных направлений и селективного подхода к финансированию инвестиционной деятельности в концептуальном плане. В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов данный принцип, по существу, является безальтернативным.

Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования

С целью активизации инвестиционного спроса и более эффективного использования государственных инвестиционных ресурсов в 1999

г. созданы Российский банк развития и Агентство по страхованию и гарантированию инвестиций. Важно, чтобы при их организации были учтены результаты функционирования созданных ранее государственных структур, таких, как Государственная инвестиционная корпорация, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и другие, деятельность которых не привела к кардинальным сдвигам в инвестиционной сфере.

Как уже отмечалось, государственные институты развития действуют практически во всех странах с динамично развивающейся экономикой, Они играют структурообразующую роль в национальной кредитной системе, ориентируют кредитно-финансовые институты на трансформацию сбережений в инвестиции.

В наиболее общем виде структура государственных институтов развития представлена общенациональным государственным банком, направляющим внутренние сбережения в производственные инвестиции, экспортно-импортным банком, осуществляющим кредитование экспорта и инвестирование конкурентоспособных отраслей национальной экономики, государственными финансовыми институтами, стимулирующими вложения населения в жилищное строительство, многоотраслевыми и отраслевыми инвестиционными корпорациями. Целевое размещение государственных инвестиционных ресурсов через государственные институты развития, многие из которых работают (несмотря на то, что контрольный пакет акций находится в руках государства) по рыночным принципам, позволяет оптимально сочетать бюджетные источники финансирования инвестиций со средствами крупных инвестиционных компаний, коммерческих банков и других частных инвесторов.

Российский банк развития (РБР) должен обеспечить качественный прорыв в сфере производственного инвестирования, важнейшими условиями которого являются наличие достаточного капитала, специальных каналов поддержки ресурсной базы, твердых государственных гарантий, коммерческих основ деятельности, четкая организация инвестирования и жесткий контроль за целевым использованием средств.

Важной проблемой, нуждающейся в продуманном решении, является достаточность капитала банка для работы с крупными проектами и поддержки предприятий реального сектора экономики. Ресурсы РБР могут формироваться не только за счет средств бюджета развития, но и целевых государственных займов, кредитов Банка России, средств иностранных инвесторов и международных финансовокредитных организаций, предоставленных на условиях, соответствующих стандартам мирового финансового рынка, выпуска долгосрочных облигаций, размещаемых среди коммерческих банков, в том числе и в зачет обязательных резервных требований Банка России. В качестве средства рефинансирования РБР должен использоваться переучет коммерческих векселей в Центральном банке, а денежная эмиссия, полученная за счет рефинансирования, должна направляться на операции учета векселей предприятий реального сектора экономики, необходимые для преодоления кризиса неплатежей и вытеснения из денежного обращения денежных суррогатов.

Проблемы функционирования Российского банка развития связаны также с тем, что он создан как акционерное общество, контролируемое государством; в то же время важнейшим направлением его деятельности должно являться обслуживание государственного сектора экономики. Объединение основного акционера и клиента в одном лице, как правило, означает неэффективное функционирование структуры. Поэтому для реализации той роли, которая возлагается на банк развития, необходимо, чтобы банк нес коммерческую ответственность за свою деятельность. С другой стороны, государство должно обеспечить действенную систему контроля за использованием средств в распоряжении банка. Установление контроля за движением денежных потоков и целевым использованием средств для финансирования конкурентоспособных предприятий реального сектора, перспективных инвестиционных проектов, а также осуществления банкротства неплатежеспособных предприятий позволит повысить степень удовлетворения спроса реального сектора на денежные ресурсы и таким образом увеличить монетизацию экономики при минимизации инфляционных последствий.

Деятельность Российского банка развития должна осуществляться на основе государственных инвестиционных программ, а его активы обеспечиваться государственными гарантиями. С целью повышения эффективности использования государственных инвестиций доминирующей формой их размещения должна стать система распределения инвестиционных ресурсов между различными инвесторами и инвестиционными проектами на конкурсных началах. Это, в свою очередь, обусловливает ключевую роль проектного финансирования в государственном инвестировании, государственной поддержки конкретных инвестиционных проектов, реализация которых сопряжена с достижением необходимого эффекта.

Таким образом, создание Российского банка развития должно явиться важной составляющей целенаправленной политики государства по мобилизации капитала для осуществления инвестиций в реальный сектор экономики. Если удастся обеспечить достаточность ресурсной базы РБР и направленность его деятельности исключительно на достижение заявленных целей, то банк может стать действительным ориентиром для потенциальных инвесторов, как западных, так и российских. Участие РБР в инвестиционных программах поможет потенциальным инвесторам избежать ошибочных решений и уверенно присоединиться к проектам, участие в которых принимает РБР.

Управление государственной собственностью как фактор роста

эффективности инвестиций в государственном секторе экономики

Активизация роли государства в инвестиционной сфере предполагает также достижение качественно более высокого уровня управления государственной собственностью для обеспечения инвестирования в реструктуризацию и развитие государственного сектора. Государственное имущество представлено государственными унитарными предприятиями, пакетами акций различных компаний и федеральной недвижимостью. Так, в федеральной собственности насчитывается около 36 тысяч государственных предприятий и учреждений. Государство участвует в 3896 хозяйственных обществах и товариществах, является акционером в 2500 акционерных обществ, где его доля превышает 25% уставного капитала, кроме того, в 580 акционерных обществах обладает «золотой акцией».

Несмотря на значительные в целом масштабы государственной собственности и наличие прибыльных организаций (по данным официальной статистики, на долю государственных предприятий приходится около трети грузооборота, около 80% пассажирских перевозок, в собственности государства находятся почти все торговые порты), государственная собственность используется крайне неэффективно, что сводит на нет огромные возможности экономического роста и наносит ущерб интересам развития отечественной экономики. Права собственника принимают на себя директорат и промышленный управленческий аппарат, что инициирует иррациональные формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают себе право распоряжаться чужими средствами. Неэффективное управление казенными предприятиями и государственными активами являются причиной невыплаты налогов и источником скрываемых доходов.

Между тем в определенном плане государственный сектор должен занимать ключевые позиции в достижении приоритетов развития эко - номики, формируя потенциал экономического роста. В связи с этим формирование инвестиционных программ государственных предприятий, в том числе и тех, где государство владеет лишь частью акционерного капитала, должно осуществляться в соответствии с требованиями конкурсности и эффективности. Необходим строгий государственный контроль за целевым использованием инвестируемых средств и движением финансовых потоков.

Следует отметить, что даже в странах с развитой рыночной экономикой управление государственным сектором осуществляется под жестким государственным контролем в интересах развития национальной экономики. Государственный сектор выполняет функции не только поддержки жизнеобеспечивающих и убыточных производств, но и стимулирования отечественного производства.

В ряде случае с целью Концентрации спроса структурообразующих отраслей в рамках внутреннего рынка и усиления их возможностей по оживлению национального производства проводилась национализация предприятий. Вопрос о возможностях и условиях национализации предприятий в российской экономике, в частности при конверсии задолженности по налогам в бюджет в государственную собственность, в последнее время возникает и в российской практике. Представляется, что в определенных условиях временная ренационализация частных предприятий может быть целесообразна, в частности на период проведения реструктуризации под контролем государственных органов.

Однако в целом при осуществлении деятельности государства в реальной сфере (в том числе и инвестиционной) следует исходить из принципа стимулирования, а не вытеснения аналогичных видов деятельности в негосударственном секторе, поскольку государственные предприятия, имеющие государственную поддержку, с одной стороны, более устойчивы, но, с другой стороны, менее эффективны.

Активизация инвестиционной роли государства должна выражаться не только в прямом участии в финансировании эффективных инвестиционных проектов развития наукоемких производств, высоких технологий и жизнеобеспечивающих отраслей. Более важной составляющей инвестиционной поддержки общественного производства в условиях развития рыночных отношений, ориентированной на прогрессивную структурную перестройку, является стимулирование инвестиционной деятельности экономических субъектов, которое предполагает отработку оптимальных форм и методов экономического регулирования, активное содействие развитию механизмов аккумуляции финансовых средств инвесторов и их трансформации в производственные инвестиции. 15.2.

Еще по теме Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития:

Вопросы повышения благосостояния в основных направлениях социально-экономического развития на долгосрочную перспективу
  • Направления обновления ассортимента. Управление нововведениями Направления развития товарного предложения
  • Государство как организатор процесса реальных инвестиций Тема 3. Государство и капиталовложения План лекции 1. Роль государства в организации реальных инвестиций. 2. Институты развития. 3. Обоснование приоритетов государства в направлениях реальных инвестициях – посыл частному сектору. 4. Историческая обусловленность формы поддержки государством частных инвесторов и классификация форм поддержки. 5. Доступ к ресурсам государства для частного инвестора. 6. Инвестиционный фонд РФ. 7. Гарантии государства по инвестиционным проектам. 8. Государство как инвестор. Федеральная адресная инвестиционная программа и программы развития. 9. Инвестиционный климат страны и района. 1. Роль государства в обеспечении реальных инвестиций 1. Создает среду - правовое поле для инвестиционной деятельности – система законов и институтов, обеспечивающих их выполнение – право собственности. 2. Обеспечивает её нормальное функционирование - право применительная практика – строгое соблюдение законов, свободная пресса, обеспечивающая гласность. Отдельный аспект – защита интересов инвесторов в стане и за её пределами. 3. Содействует становлению инвестиционной инфраструктуры. 4. Выступает инвестором во вне рыночные сектора экономики. 1.1 Нормативные акты о реальных инвестициях 1. 2. Международные договора Федеральный уровень 2.1 Федеральные законы 2.2 Постановления Правительства РФ 3. Региональный уровень 1.2 Международные договора России со странами 1.1 О взаимной защите капиталовложений – предоставление равных прав российским инвесторам в стране и иностранным в России. 1.2 соглашения об избежании двойного налогообложения – перечень налогов, которые платятся только в одной из стран. 1.3 Ключевые понятия закона об инвестиционной деятельности 1.Инвестиции и инвестиционная деятельность. Запрет на инвестиции (статья 3). 2. Инвестиционный проект и срок его окупаемости. 3.Приоритетный инвестиционный проект и его поддержка. Совокупная налоговая нагрузка «дедушкина оговорка». 1.4 Региональный уровень закон об инвестиционной деятельности субъекта РФ; распределение решений между администрацией субъекта РФ и муниципальным образованием. Необходимость для инвестора договариваться с двумя властями. 2.1 Институты развития Назначение – создаются государством как инструменты оживления экономики, чаще всего при замедлении роста или осознании внешних угроз. Институты развития ориентированы на: отдельные отрасли; Регионы - С.Шойгу предложил в январе 20102В.Путину корпорацию по развитию Сибири; определенные типы операций; инновации. 2.2 Институты развития На начало 2010 г. совокупный их капитал составлял 3% ВВП 2009 */ Инвестиционный фонд РФ Внешэкономбанк – инвестиционный консультант Инвестфонда РФ, ориентирован на ГЧП ГК «Роснанотех» ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Росинфокомин - стартапы IT, cредства 1: 1. 2.3 Институты развития - окончание Фонд содействия малых формам предприятий (Фонд Бортника) – посевные и стартапы Бизнес – инкуботоры (ясли) Технопарки (детские сады для инноваторов) В 1996 г. ЕБРР создал в России 11 региональных венчурных фондов. В 2010 г. Группа ВТБ и Европейский банк реконструкции и развития /ЕБРР/ создали венчурный фонд с капиталом в 3 млрд руб /88 млн.евро Свободные экономические зоны. 2.4 Принципы функционирования институтов развития 1. Принцип стратегии - наличие стратегии развития и четкое понимание места институтов развития в структуре экономики. 2. Принцип поддержки - опора на широкую коалицию сторонников. 3. Принцип эволюции - опора на положительный опыт существующих институтов. 4. Принцип своевременности - чрезмерно новаторские институты могут не прижиться в экономике. 5. Принцип конкуренции - конкуренция институтов развития позволяет отбирать лучшие решения. 6. Принцип фокусированности на цель - четкая направленность, то есть точно определены критерии тех проектов, которые они поддерживают. 7. Принцип кластера - в наибольшей степени синергические эффекты от деятельности институтов развития распространяются внутри кластеров – взаимосвязанных территориально-производственных систем 2.4 Институты развития (окончание) 8. Принцип нейтралитета – не пытаться подменять рынок. 9. Общественный контроль - институты развития должны обладать независимыми контролирующими органами. ого уровня. 10. Репутация - возглавлять институты развития должны люди с высокой репутацией. 11. Прозрачность - инвесторы быть были уверены в надлежащем использовании их средств. 12. Профессионализм - использование услуг частных посредников. 13. Стимулы - создание стимулов для менеджеров фондов, использование механизмов опционов при выкупе государственной доли в инвестиционных фондах. 3.1 Обоснование приоритетов государства в направлениях реальных инвестициях 1. Приоритеты инвестиций являются реакцией на вызовы, которые осознаёт государство. 2. Приоритеты для частного бизнеса указываются через программы развития, которые определяют направления вложений самого государства и поддержку частных инвесторов. Приоритетный инвестиционный проект – дедушкина оговорка, гарантии государства. 2. 4 Инвестиционный фонд РФ в объекты капстроительства госсобственности РФ, включая разработку проектной документации; предоставления субсидий бюджетам субъектов на софинансирование аналогичных объектов осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капстроительства муниципальной собственности предоставления субсидий на софинансирование разработки проектной документации в рамках концессионных соглашений; направления бюджетных ассигнований в уставные капиталы ОАО, в том числе путем участия в их учреждении; предоставления государственных гарантий Российской Федерации; направления в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах Российской Федерации. 3.Обоснование приоритетов государства в направлениях реальных инвестициях Приориты государства в направлении инвестиций определяются пониманием тех вызовов, с которыми уже сталкивается общество, и что является следствие предшествующих упущений, и с которыми придётся иметь дело в обозримом будущем. Государство информирует общество об этих приоритетах, поощряет участие бизнеса в их разрешении и берёт на себя инвестиции вне сферы действия рынка. 4. 1 Историческая обусловленность формы поддержки государством частных инвесторов 1. В условиях совершенной конкуренции в поддержке частных инвесторов нет необходимости. Рынок регулирует всё. 2. Нарушение условий конкуренции порождает ассиметрию в отношениях бизнеса и государства, которую в интересах развития необходимо сглаживать. 3. Исторически поддержка инвестиций заключается в ускорении возврата вложенных средств, которая реализуется в разных формах. 4.2 Формы поддержки государством частных инвестиций 0. Защита прав собственности. 1. Справедливое разрешение корпоративных споров. Отделение чиновников от бизнеса. Коррупция. 2. Налоги и субсидии 3. Государственно-частное партнёрство. 4. Соучастие в финансировании. 5. Административная поддержка. 4.3 Налоги 1. Амортизация как налоговый вычет. 2. Налоговый щит процентов. 3. Инвестирование из прибыли не облагается налогом (было до Налогового кодекса) 4. Таможенные пошлины на ввозимое оборудование – противоречие между инвестором и машиностроителем. 5. Инвестиционный налоговый кредит 4.4 Создание рынка строительных площадок 1. Власть вкладывает деньги в инженерное обустройство площадки. 2. Площадка продаётся на аукционе. Обязательное условие – освоения не позже года Т как профилактика против земельных спекулянтов. 5. Кто может рассчитывать на бюджетные инвестиции 1.Создание или развитие объекта, включённого в федеральные целевые программы. 2. Создание или развитие объекта, включённого в региональные программы. 3. Осуществление капитальных расходов, решающих острую проблему для муниципального образования. 4. Решающих проблему, признанную важной (Инвестфонд) 5.2 Бюджетное финансирование 1. Бюджетные инвестиции – не подарок. Ст.80 Бюджетного кодекса – получение бюджетных инвестиций частными инвесторами – право собственности государства, оформляется долями (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). 2. От государства владельцем долей являются орган, управляющий госимуществом. 3. Последствия законом точно не определены. Лучшее решение – опцион на выкуп владельцами. 6.1 Инвестиционный фонд Три основных этапа - инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ. Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 % и не более 11 % 100 млрд. руб 50 0 2009 2010 2011 2012 2013 Прохождение проекта в Фонде 7.1 Гарантии за счёт фонда 1) Государственные гарантии предоставляются, в том числе заемщикам (инвесторам) в пользу кредитных организаций, резидентов Российской Федерации, включая кредитные организации с иностранными инвестициями. 2) Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 100 процентов от фактически предоставляемых ими средств для реализации инвестиционного проекта. Государственные гарантии предоставляются на срок действия обязательств, принимаемых лицом, по обязательствам которого выдается государственная гарантия, но не более 5 лет. 7.2 Госгарантии ВЭБа На текущие и капитальные нужды и погашение ранее выданных кредитов по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса; по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктуры и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства; по кредитам, на реализацию инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики. ФЦП, ФАИП и ВЦП Федеральные целевые программы (ФЦП)предусматривается софинасирование Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) – полностью бюджет Целевые программы ведомств (ВЦП) Проблемы 1. Объективность отбора. 2. Финансирование по остаточному принципу. 3. С.Глазьев Российский экономический журнал 2010 № 4 4. Юлия Кривошапко Субъекты собирают портфели "Российская Бизнес-газета" №832 Резюме 1. Государством созданы и поддержаны основные элементы инвестиционной инфраструктуры. 2. Государством созданы и поддерживаются институты развития. Заметна роль Фонда Бортника. Для многих других характерно «ручное управление». 3. ФЦП, ФАИП, ВЦП страдают от хронического недофинасирования в начале года.

    Актуальность государственной поддержки инвестиций

    В государстве может возникнуть ситуация, когда общий объем инвестиций в стране растет медленными темпами, а большая часть инвестиций уходит за границу. Такая ситуация наблюдается и в Российской Федерации. В настоящее время привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата в стране посвящено много исследований, государственных и муниципальных программ, создаются агентства стратегических инициатив. Несмотря на это, многие предприятия все еще нуждаются в государственной поддержке бизнеса и государственных инвестициях или льготах. В такой ситуации поддержка инвестиций и инвестиционной деятельности в стране является очень актуальной проблемой не только в Российской Федерации, но и в других странах мира.

    Рассмотрим основные пути реализации государственной поддержки инвестиций в стране.

    Пути реализации государственной поддержки инвестиций

    Замечание 1

    Главной целью является улучшение инвестиционного климата, который способствует росту инвестиций. То есть основным курсом государственной поддержки должно становиться не прямое финансирование инвестиционных проектов из бюджетных средств, а создание таких условий, при которых в инвестиционные проекты средства будут поступать от частных и иностранных инвесторов. А также создание условий для того, чтобы управленческий состав предприятий и население создавало новые инвестиции, новые проекты.

    Итак, важна эффективная реализация государством следующих мероприятий:

    • улучшение налоговой системы, механизмов исчисления амортизации и использования отчислений на амортизацию;
    • внедрение специальных, социальных режимов налоговой системы;
    • защита инвесторов;
    • повышение уровня доверия к механизмам частно - государственного партнерства;
    • предоставление льготных условий государственными органами власти по аренде земельной собственности, строений, сооружений, зданий;
    • развитие сетей информационных, консультативных, некоммерческих государственных агентств по вопросам инвестиций;
    • принятие мер против монополизации;
    • разработка инвестиционных проектов с государственным участием;
    • проведение конкурсов по инвестиционным проектам.

    На рисунке 1 ниже представлены основные методы по государственной поддержке инвестиций.

    Основные проблемы государственной поддержки инвестиций в Российской Федерации

    Замечание 2

    Проблема улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации является особенно острой. Важным критерием, сдерживающим рост инвестиций в стране, является отсутствие системного подхода. Также проблемой является и отсутствие четких, установленных целей по улучшению инвестиционного климата (например, цель ставится как «улучшение инвестиционного климата» вместо четких показателей, например, значения роста вновь открывшихся предприятий, рост инвестиций).

    Также необходимо и упорядочивание межбюджетных трансфертом между бюджетами муниципалитетов, регионов и федеральным бюджетом. А также усиление контрольных мер за такими трансфертами, которые должны иметь целевой характер. Так каждый регион, осуществляя поддержку инвестиций, должен осуществлять помощь и государственную поддержку на основе частно - государственного партнерства в рамках конкретной стратегии региона.

    Для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации в аспекте государственной поддержки работают государственные, региональные и муниципальные программы («Программы поддержки малого и среднего предпринимательства»), а также агентства стратегических инициатив, инвестиционные фонды.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное