Домой Виды займов Проблема внешнего долга в мире. Проблема международных долгов

Проблема внешнего долга в мире. Проблема международных долгов

Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования , но одновременно формируется внешняя задолженность . Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов , заимствованных страной через государственные каналы.

Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет о невозможности выплачивать свой внешний долг или об аннулировании долга. Добиться от должника погашения своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования . Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Факторы кризиса внешней задолженности

Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.

Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами . Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.

В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг . Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом , а увеличение внешних заимствований ведет к росту по , увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе , которая предполагает:

  • отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
  • снижение обменного курса местной валюты;
  • проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за путем сокращения расходов и увеличения и , отказ от индексации ставок , поощрение свободы рынков;
  • открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Анализ внешней задолженности

Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований. В целом в развитии долгового кризиса в Африке большую роль сыграли внешние факторы: это кризис в промышленно развитых странах в 80-х гг., а также просчеты МВФ и МБРР и др.

Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны — импортеры нефти.

В начале 90-х гг. появилась новая группа должников — это страны . Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам. Общая сумма внешнего долга к 2007 г. превысила вместе с процентами 3,0 трлн. долл.

В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике . Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня и степени обремененности внешним долгом.

Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков .

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация , т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.

В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений .

Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.

Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.

Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

  • начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
  • обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
  • равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.

Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.

Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.

1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.

Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.

В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.

На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.

Внешний долг страны

Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).

Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.

Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.

Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.

О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.

Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.

Внешний долг стране

Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.

В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).

Как уже отмечалось, формы вывоза капитала (по характеру ис­пользования) включают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капи­тала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, по которым принимающая сторона обязана пла­тить. Однако многие страны мира нередко оказываются в положе­нии, связанном с невозможностью не только погашать получен­ные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать, т. е. своевременно платить по ним проценты. Таким образом, в миро­вой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней за­долженности), которая является одной из наиболее острых и слож­ных для начала XXI в.

В Британской энциклопедии внешний долг определяется как долг, находящийся в собственности нерезидентов, иностранных кредиторов или государств. О масштабности проблемы внешнего долга в совре­менной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обяза­тельств составлял 2024 млрд. долл., а в 2000 г. он уже оценивался в 6050 млрд. долл. (т. е. превышал 6 трлн. долл.). Часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных ор­ганов власти) называется государственным (официальным) внешним долгом, помимо которого имеет место и частный внешний долгдолговые обязательства частных компаний, банков и местных ор­ганов власти, не гарантированные государством.

В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно боль­ше частного долга. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял 158,4 млрд. долл. (из которых на кредиты правительств иностранных государств приходилось 66,5 млрд. долл.; на кредиты иностранных банков и фирм -39,4 млрд. долл.; на государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной ва­люте, - 26,7 млрд. долл.; на кредиты ЦБ РФ - 6,4 млрд. долл.). Вместе с частным внешним долгом общий внешний долг России превышал 220 млрд. долл.

Однако государственный внешний долг России не является самым большим в мире. В 1999 г. самыми крупными, помимо Рос­сии, должниками (долг более 100 млрд. долл.) были: США 862 млрд. долл., Бразилия 258, Канада 253, Китай 159, Австралия 156, Республика Корея 154, Мексика 154, Индия 136, Аргентина 133, Франция 117,6 млрд. долл. В 2003 г. государственный внешний долг США уже превышал 1 трлн. долл.

США действительно являются крупнейшим должником в со­временном мире. Однако ясно, что сами по себе абсолютные мас­штабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты его обслуживания и погашения. Степень тяжести проблемы внеш­него долга для экономики той или иной страны определяется та­кими показателями, как отношение суммы внешнего долга стра­ны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны. Однако США имеют самый большой ВВП в мире (свыше 10 трлн. долл.). Анало­гична ситуация и у других ведущих стран мира, также имеющих большой внешний долг. Эти страны одновременно являются и круп­нейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как дол­жникам высока. Например, одними из крупнейших держателей государственных ценных бумаг США являются граждане Японии. Другое дело бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоя­нии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой пет­ли» (ситуация, при которой все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказывались от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга (подобную ситуа­цию называют дефолтом). Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте в 1876 г., Греции в 1893 г., Брази­лии в 1898 и 1914 г., в России в 1917 г. В современных усло­виях и страны-должники и страны-кредиторы стараются не дово­дить ситуацию до дефолта.


Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», пра­вительства стран-должников должны проводить активную полити­ку по управлению своим внешним долгом. Главное здесь с одной стороны, использовать внешние заимствования для достижения на­меченных страной целей (социально-экономические, научно-тех­нические, производственные, структурные), а с другой - решать проблемы непосредственно уменьшения внешнего долга.

Правительство России стремится активно работать со своими кредиторами, решая проблемы «старого» долга, который достал­ся ей в наследство от бывшего СССР (Россия взяла на себя все пассивы и активы Советского Союза), и собственно российско­го долга. В феврале 2000 г. России удалось заключить соглашение с Лондонским клубом (объединяющим крупнейшие банки-креди­торы) по списанию более 36 % общей суммы долга членам этого клуба, составляющей около 32 млрд. долл.

В результате существенного улучшения общего экономическо­го положения России начиная с 1999 г., улучшения внешнеэко­номической конъюнктуры страны (связанного прежде всего с повышением цен на нефть в мировой торговле), а также проводи­мой Правительством РФ последовательной политики по сокра­щению внешнего долга к 2003 г. удалось существенно сократить его масштабы. Если рассчитывать внешний долг по международ­ной методологии (по которой он включает долг федеральных ор­ганов управления, долги субъектов РФ, долг банковской системы России, долг нефинансовых предприятий и организаций), то на 1 января 2003 г. внешний долг России составлял 145 млрд.долл. (этой расширительной методологии подсчета внешнего долга при­держивается Центральный банк Российской Федерации). По ме­тодологии Министерства финансов РФ, в соответствии с кото­рой учитываются долговые обязательства федеральных органов уп­равления, внешний долг России на 1 января 2003 г. составлял 122,1 млрд. долл., а на 1 января 2004 г. - 119 млрд долл. вместе с долговыми гарантиями, а без гарантий - 115 млрд. долл. Это со­ставляет 27 % от ВВП страны, что представляет достаточно благо­приятный показатель, поскольку в мировой практике (в частно­сти, в рамках Европейского союза) допустимым для страны счи­тается иметь внешний долг в объеме до 60 % ВВП.

Серьезной проблемой для России являются ее взаимоотноше­ния с ведущими странами-кредиторами, объединенными в так называемый Парижский клуб (в сентябре 1997 г. Россия сама ста­ла его членом), на который приходится 27 % совокупных внеш­них обязательств РФ. Правительство РФ стремится заключить с Парижским клубом соглашение о реструктуризации своего долга, т. е. переносе основных выплат по нему на более поздние сроки.

Вместе с тем Россия остается одним из крупных кредиторов. Доставшийся ей в наследство от СССР внешний долг различных стран составлял около 150 млрд. долл., но после списания его части он оценивается уже в 120 млрд. долл. Однако большинство из 57 стран должников СССР относятся к наименее развитым странам, многие из них обладают низкой платежеспособностью, а часть долгов была неправильным образом оформлена. Поэтому значительная часть этого долга является либо безнадежной, либо может быть погашена лишь частично. Учитывая это, реальная ры­ночная стоимость внешнего долга иностранных государств нашей стране оценивается примерно в 50 млрд.долл. Обслуживание его странами-должниками приносит российскому бюджету ежегодно 1,5 - 2 млрд. долл. (в основном это платежи Индии), хотя по гра­фику сумма должна была составлять до 11 млрд. долл.

Крупными должниками России являются и страны-члены СНГ. Государственная составляющая их долга в 2000 г. оценива­лась в 8,2 млрд.долл.

В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Объективно, заимствования всегда следует рассматривать в качестве временной меры, предпринимаемой в исключительных обстоятельствах. Главным же источником экономического развития должны оставаться доходы государства, в первую очередь налоги . Финансирование государственных расходов на основе внешних займов всегда вело лишь к увеличению объемов задолженности. Однако основное влияние на рынки данных стран продолжают оказывать объективные глобальные факторы, такие как изменение ВВП, инфляции, индекса цен в индустриально развитых странах.

В последние десятилетия проблема государственного внешнего долга стала одной из актуальных проблем, стоящих перед мировым экономическим сообществом. Несмотря на реализацию ряда мер и инициатив, направленных на сдерживание его роста, размеры мирового внешнего долга продолжают расти. При этом увеличение объемов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, испытывающих недостаток собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран, имеющих значительные внутренние сбережения.

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Управление государственным долгом - часть финансовой политики любой страны, совокупность мероприятий по выплате кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Для регулирования уровня государственного долга существует Парижский клуб.

Парижский клуб - неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Россия также входит в Парижский клуб.

Лондонский клуб - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами.

Процедура урегулирования долга включает подготовительную работу, которая включает в себя разработку стратегии урегулирования долга. Затем страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства.

В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank.

На октябрь 2011 г. внешний долг России составляет 519 359 млн. долл (данные ЦБ России).

В связи с чем вынужден занимать МинФин?

Перед выборами всегда растут социальные расходы, а на это нужны дополнительные финансовые ресурсы. Но по прогнозам, занимать за рубежом страна в ближайшее время не будет, так как Европейский ЦБ уже дважды в этом году поднял учетную ставку, поэтому благоприятный момент для дешевого займа упущен.

Бюджету России при таких ценах на нефть значительные заимствования не нужны, власти пытаются контролировать расходы, в том числе для борьбы с инфляцией. Кроме того, гораздо комфортнее иметь долг в национальной валюте - ее всегда можно напечатать. Печальный пример Греции, которая не может обслуживать долг в том числе и из-за отсутствия у нее печатного станка, тому подтверждение (не забываем, о том, что она находится в еврозоне).

Россия ведет переговоры с кредиторами бывшего СССР о том, чтобы списать часть задолженности в обмен на здания в странах-кредиторах, ныне принадлежащие Министерству иностранных дел России.

Таким образом , основной путь решения проблемы внешнего долга - исключение возможностей каких-либо злоупотреблений и махинаций вокруг урегулирования внешнего долга, для этого необходимо, прозрачность и понятность схем урегулирования. Открытость при проведении своей политики в области внешних заимствований, а также обеспечение кредиторов соответствующей информацией позволит значительно снизить стоимость обслуживания.

ЮНКТАД

Учрежденная в 1964 году, в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию является ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ей поручено ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран.

ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Конференция ЮНКТАД, ее высший директивный орган, проводится раз в четыре года. Исполнительный орган - Совет по торговле и развитию - ежегодно проводит регулярные сессии, на которых рассматриваются результаты работы секретариата.

Насчитывает 168 государств-членов.

Основными задачами ее являются:

1) содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами;

3) участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

Как уже было отмечено, внешний долг играет важную роль не только в экономике отдельных государств, но и мировой экономики в целом. Такое широкое применение внешних заимствований связано, в первую очередь, с развитием международного рынка капиталов и с либерализацией международных экономических отношений. Образование международных финансовых институтов, снятие внутри большинства стран ограничений на проведение международных валютных операций, рост продаж в кредит и возрастающие объемы международного движения капитала, все это привело к накоплению и постоянному росту объемов внешних заимствований и внешнего долга.

За 1998 - 2004 гг. у 24 развитых стран объемы выданных внешних займов увеличились практически в 7 раз, а привлеченных - примерно в 3 раза. Одновременно с этим другой процесс наблюдается у развивающихся стран: объем выданных займов сократился почти в 10 раз, а полученных - увеличился вдвое.

Первое место в мире по уровню финансирования государственного долга за счет внешних источников занимают США. К середине 2005 г. более половины всех мировых долговых обязательств приходилось именно на ценные бумаги данной страны. При этом следует учитывать, что у США огромный ВВП и они являются ведущим экспортером товаров и услуг в мире.

Кроме того США выигрывает от предоставления внешних заимствований, так как они являются страной-эмитентом резервной валюты. Определенные объемы внешних долгов, предоставленных в долларах США, поддерживают мировой спрос на данную валюту и влияют на ее международное обращение и инфляцию.

Кроме США самыми большими должниками (с долгом более 100 млрд. долл.) являются Россия, Бразилия, Канада, Китай, Австралия, Республика Корея, Мексика, Индия, Аргентина, Франция и некоторые другие страны.

Внешний долг во многом оказывает влияние на современную мировую экономику, одновременно с этим и состояние мировой экономики влияет на объемы внешних заимствований. К примеру, в период подъема экономики предложение капитала растет, значит, растут и объемы внешнего финансирования. В периоды экономического спада приток капитала, в первую очередь, в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой значительно сокращается.

Большинство стран нельзя однозначно отнести к странам-кредиторам или к странам-заемщикам, при этом есть некоторые различия во внешних заимствованиях между развивающимися и развитыми странами. Для стран-кредиторов предоставление внешних займов позволяет продвигать экспорт и обеспечивать воспроизводство и стабильный уровень занятости. Развитые страны привлекают внешние финансовые ресурсы чаще всего для покрытия дефицита бюджета, при этом у них имеются развитые внутренние финансовые рынки и стабильная экономика, поэтому внешние заимствования являются для таких стран лишь одной из альтернатив.

Для развивающихся стран внешние ресурсы играют более важную роль и одновременно с этим подвергают большому риску национальную экономику. Доступность внешнего финансирования для этих стран существенно ниже и условия не такие благоприятные как для надежных государств-заемщиков. Чрезмерные объемы внешнего долга при нестабильной внутренней экономике чреваты подрывом политической и экономической стабильности, а их накопление в итоге ограничивает суверенитет таких стран. В контексте мировой экономики наибольшее значение играет внешний долг именно развивающихся стран.

Началом кризиса внешнего долга в мире можно считать 1973-1974 гг., когда первый скачок мировых цен на нефть заставил развивающиеся страны обратиться к большим внешним заимствованиям. Ресурсы, полученные этими странами, были потрачены в основном на текущее потребление и неэффективные инвестиции. В 1979 г. США стало поднимать процентные ставки по долларовым кредитам, а падение цен на сырье и продовольствие в 1981-1982 гг. только усугубило кризис внешнего долга.

В итоге к 1982 году в мире обозначилась глобальная долговая проблема, когда некоторые страны заявили о том, что они не в состоянии не только выплатить свой долг, но и обслуживать его (т.е. выплачивать проценты). Такая ситуация называется дефолтом или долговым кризисом. Подобные примеры были в Турции, Перу, Мексике, Бразилии и Аргентине, Чили, в некоторых странах Азии и Африки.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует и нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран-должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956-1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг. (тридцатью годами позже) - уже 203 дефолта.

Таким образом, с начала 80-х гг. наметилась тенденция к переливу денежных ресурсов из развивающихся стран в развитые. Это является одной из важнейших проблем внешнего долга - утечка капитала из государства в результате постоянных выплат процентов в иностранной валюте. Все это приводит к снижению темпов роста экономики страны-должника, которые не превышают темпов роста ВВП.

При помощи международных финансовых организаций удалось несколько смягчить долговой кризис, но о масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что если в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2 024 млрд. долл., то в 2005 г. он уже превышал 13 390 млрд. долл. Таким образом, масштабность и острота проблемы внешнего долга как общемировой проблемы сохраняются и даже усиливаются.

Новое на сайте

>

Самое популярное