Домой Связной Мировая долговая проблема и устойчивое развитие глобальной экономики. Проблема внешнего долга в мире

Мировая долговая проблема и устойчивое развитие глобальной экономики. Проблема внешнего долга в мире

Внешний долг - это общая сумма задолженности страны по внешним займам, которую составляют непогашенные кредиты и неуплаченные по ним проценты.

Показателем внешней задолженности может служить абсолютный размер долга страны в денежном выражении. Однако для международных сравнений он не является показательным. Индикаторам внешней задолженности в международной практике служат относительные показатели, к которым относятся:

- отношение внешнего долга к ВВП страны (критическое значение показателя - 0,5 или 50%);

- коэффициент обслуживания внешнего долга - отношение суммы платежей по обслуживанию долга к доходам страны от экспорта товаров и услуг (критическое значение показателя - 0,5);

- отношение внешнего долга к суммарного экспорта страны (достижения коэффициентом значение 1,5 расценивается как кризис внешней задолженности);

- отношение ежегодного прироста внешнего долга относительно изменений в чистом экспорте (критическое значение показателя - 0,3).

Странами со средним уровнем внешней задолженности считаются страны, в которых два показателя из четырех превышающих критическую черту, к странам с высоким уровнем внешней задолженности относятся страны, которые имеют превышение критического значения по трем показателям.

К началу 1970-х гг. размеры внешней задолженности стран мира были относительно незначительными. Внешний долг основных заемщиков - стран, возрастал умеренными темпами. В некоторых странах (Франции, Чили, Аргентине, Индонезии, Заире) вникали незначительные вспышки кризисов неплатежеспособности . Нефтяные шоки 1970-х гг. в корне изменили ситуацию, став прологом к мировому кризису задолженности.

Резкое повышение мировых цен на нефть в 1973-1974 гг. вызвало появление значительных дефицитов платежных балансов стран-импортеров и значительных активов у стран-экспортеров нефти. Страны-экспортеры нефти (прежде всего государства Ближнего Востока) размещали огромные суммы в международных и оффшорных банках европейского континента, а те занимали деньги странам третьего мира. Кредиты предоставлялись под очень низкие проценты, так что реальные ставки были отрицательными. Большинство заемщиков считали, что в связи с ростом цен на сырье, традиционно экспортируемой из этих стран, у них не будет проблем с оплатой долга. Банки перестали учитывать риски кредитования иностранных государств и часто предоставляли в кредит суммы, которые превышали их собственный капитал. Правительства некоторых стран-заемщиц способствовали иностранному кредитованию при условии, что этими средствами они будут оплачивать экспортируемые из стран-кредиторов товары. Правительства многих стран также стали крупными должниками Всемирного банка и других международных финансовых организаций, которые в этот период значительно расширили список целевых кредитов.

Однако в начале 1980-х гг. мировые процентные ставки резко повысились в связи с проведением в развитых странах сдерживающей антиинфляционной политики. В это же время упали цены на сырьевые ресурсы, которые экспортировали в страны-должники. Это существенно ухудшило торговые балансы развивающихся стран. Поскольку займы предоставлялись на условиях гибкого процента и выплаты были привязаны к процентных ставок мирового рынка на момент их осуществления, они должны были платить очень высокие реальные проценты по внешним долгам. Долговой кризис развертывался на фоне экономического кризиса и особенно поразила страны, которые имели значительные суммы внешнего долга и несли тяжелое бремя его обслуживания (прежде всего, африканские и латиноамериканские страны третьего мира).

Начало мирового кризиса внешнего долга датируют августом 1982 г., когда правительство Мексики объявило о своей неспособности исполнять обязательства по погашению долгов по графику платежей. После этого десятки стран, которые имели значительные размеры накопленного внешнего долга (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Нигерия, Югославия и др.) немедленно заявили о трудности в обслуживании долга. Кризис угрожал разорением не только края-нам-должникам, но и крупным коммерческим банкам, которые занимали средства. Весь финансовый мир охватила паника.

Возникновение долгового кризиса определялось многими факторами, среди которых основную роль сыграли международные, в частности повышение мировых процентных ставок. В то же время в значительной степени долговой кризис стал результатом внутренней экономической политики государств-должников, которая определяла направления, а следовательно - и эффективность использования заемных средств. Доступность внешних кредитов позволила ряда правительств увеличивать бюджетные расходы, не вводя новых налогов и безинфляционного финансирования. В некоторых странах Латинской Америки только на обслуживание кредитов, предоставленных МВФ, направлялось более половины государственного бюджета . В некоторых странах (Бразилии, Мексике) были разработаны инвестиционные программы развития энергетики, которые субсидировались из государственного бюджета. Аргентина значительно увеличила свои оборонные расходы . Пытаясь заручиться поддержкой населения, правительства проводили популистскую политику, реализуя крупные государственные программы, даже когда в них не хватало средств. Национальные олигархи, которые получали значительную часть национального дохода, давили на правительства с целью избежать повышения уровня налогообложения. В то же время огромная часть населения жила в нищете и требовала увеличения государственных расходов на социальные нужды. Поддержка развития экономик требовала все больше средств, а иностранное кредитование с накоплением задолженности сокращалось. Страны Латинской Америки придерживались антиекспортної политики, через что доля экспорта в ВВП росла медленно. Во многих странах были завышенные обменные курсы национальных валют, что также не стимулировало экспорта. Обслуживание внешнего долга не могло осуществляться за счет экспортной выручки, а требовало сокращения импорта, что стало дополнительным фактором снижения уровня жизни. В Восточной Азии, где распределение доходов было более равномерным, а внешнеторговый режим - более либеральным, страны значительно легче пережили кризис, в частности благодаря росту доли экспорта в ВВП. Южная Корея и Индонезия, которые девальвировали национальные валюты, также лучше справились с кризисом.

Совместное влияние рассмотренных факторов привело к резкому сокращению совокупного спроса в странах-должниках. Иностранные кредиты позволяли странам-должникам жить не за собственными ресурсами и потреблять больше, чем производилось. Когда кредиты прекратились, у них не было другого выхода, как резко сократить потребление, в том числе и за счет сокращения импорта. При этих обстоятельствах необходимо было изменить структуру производства, но приспособление к новым условиям было очень драматичным - безработица достигла высокого уровня, больше всего пострадали строительный сектор и сектор услуг, в результате темпы прироста ВВП падали, а доля долга в ВВП росла.

Сокращение иностранного кредитования повлекло уменьшение внутренних инвестиций, что также сократило текущий внутренний спрос. Чтобы иметь возможность оплатить счета, правительства прибегли к инфляционному налогу. Темпы инфляции в Латинской Америке оказались самыми высокими за всю ее историю. Значительная часть долгов развивающихся стран приобрела репутации безнадежных. Однако большинство стран-должников не требовали списания долгов, а продолжали их платить прежде всего за счет сокращения социальных программ. В целом процесс приспособления экономики к долговому кризису был связан с огромными социальными потерями, возник значительный разрыв в темпах экономического роста между странами, которые пережили долговой кризис и теми, которым удалось ее избежать.

в то же Время иностранные займы, особенно во время финансовых кризисов, часто играли роль „спасательного круга" для многих стран мира. В частности, когда в 19941995 гг. глубокий валютно-финансовый кризис поставил Мексику на грань банкротства, преодолеть ее удалось лишь благодаря внешним займам. В 1997 г., когда начался финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Таиланд, Гонконг, Индонезия, Филиппины, Япония и др.), монетарные меры правительств не смогли ее прекратить. Национальные валюты знецінювались, страны теряли свои золотовалютные резервы. Ситуацию спасли лишь огромные кредиты, предоставленные этим странам МВФ и Всемирным банком. Эти „спасительные кредиты" между тем отчетливо подчеркнули противоречия, связанные с политикой МВФ и других международных финансовых организаций. Мероприятия этих учреждений направлены прежде всего избавление иностранного капитала, а не предотвращения кризисов в финансовой сфере. Инвесторы вывозят свои капиталы из развитых стран в менее развитые, чтобы получить самые высокие доходы, а в случае неблагоприятных ситуаций им на помощь приходят международные финансовые организации. Много стран, которые следовали рекомендациям МВФ, в том числе и Украина, так и не преодолели своего отставания и зависимости от кредитов международных финансовых организаций, в то время как страны, которые вовремя отказались от них, достигли ощутимых успехов в развитии.

Для Украины проблемы, связанные с привлечением иностранных кредитов и появлением внешней задолженности, возникли с первых лет независимости и в дальнейшем только увеличивались. После распада Советского Союза межреспубликанские хозяйственные связи переведены на принципы межгосударственной торговли, что привело к возникновению значительного дефицита торгового баланса и задолженности Украины перед странами бывшего СССР (88% общей суммы долга), прежде всего перед Россией(74,6%) . С 1994 г. начинается освоение займов международных финансовых организаций - Всемирного банка, МВФ, ЕБРР, которые становятся и до сих пор остаются главными кредиторами Украины. В 2000 г. валовой внешний долг Украины составил 61,1% от ВВП, государственный внешний долг - 33,3%. Оба показателя до 2005 года имели тенденцию к уменьшению - соответственно 47,4% и 15,9% .

Согласно исследованиям специалистов МВФ, максимально допустимой суммой внешнего долга для стран с низким и средним уровнем доходов является сумма на уровне 49,7% ВВП, при превышении этого уровня вероятность финансовых кризисов составляет около 70% . В динамике валового внешнего долга Украины, как свидетельствуют данные НБУ, за последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция к росту. Объем валового внешнего долга Украины в 2010 г. вырос до 104 млрд. долл. США и составил 88,9% ВВП, значительно превысив критическую отметку. Украина заняла вторую позицию в мире по размеру задолженности перед МВФ. По размеру долга (9,25 млрд. SDR или 14,12 млрд. долл.) она уступала лишь крупнейшему должнику МВФ - Румынии (9,8 млрд. SDR). В 2011 г. на Украину приходились примерно каждые два из девяти долларов задолженности всех стран перед МВФ по стандартным кредитным программам . На 1.01.2013 г. валовой внешний долг Украины в абсолютном выражении вырос до 135 млрд. долл. США, уменьшившись относительно ВВП до 76,6% .

Структура внешнего долгосрочного долга Украины отражает не только основные направления использования иностранных кредитов, но и в определенной степени является отражением эффективности их использования. Наибольшую долю (39,3%) составляют кредиты на финансирование дефицита государственного бюджета и поддержание равновесия платежного баланса. Значительной является доля долговых обязательств перед странами СНГ по расчетам за энергоносители (34,7%). Относительно незначительными являются привлеченные государством инвестиционные кредиты (12,7%) и еще меньше есть привлеченные частным сектором кредиты развития (6,8%) . Структура долгосрочного долга Украины является свидетельством того, что внешние финансовые ресурсы не служат непосредственно развития национального производства, а прежде всего создают возможности для выживания существующих правительств. Средства, полученные от внешних заимствований, направляются преимущественно на потребление, на расширение социальных программ в русле популистской политики правительств и политических сил, меняющихся у власти. Практика их нерационального использования закрепилась и стала на преграде крайне необходимых структурных изменений.

Согласно данным Министерства финансов Украины, за годы реформ в Украине на нужды производства было выделено всего 18,3% сумм всех иностранных кредитов, в том числе: на производство оборудования - 2,5%, на выплавку и обработку металлов - 14,6%; на химическую промышленность - 1,2%. Данные Счетной палаты Украины свидетельствуют, что в 2007 г. наибольшая доля средств, полученных за счет иностранного кредитования, была направлена в пищевую промышленность (20,1%), в торговле (18,8%), тогда какой отрасли машиностроения поступило лишь 9% иностранных кредитов, на науку и научное обслуживание - только 0,6% . По данным Кабинета Министров Украины из общего объема кредитов, предоставленных МВФ в 2009 году, 4,5 млрд. долл. (46%) были зачислены в резерв НБУ для поддержания платежного баланса и стабилизации гривны, 3,3 млрд. долл. (34%) направлены на покрытие дефицита бюджета (выплату зарплат работникам бюджетного сектора и пенсий), 1,9 млрд. долл. (20%) использованы на расчеты по внешним долгам . На развитие науки и технологий, модернизацию отраслей, которые в перспективе могли бы обеспечить реальное покрытие внешнего долга, не было использовано ни процента с полученных займов. Существующая структура использования иностранных кредитов не только не устраняет структурных деформаций отечественной экономики - прежде всего преобладание низкотехнологичных ресурсоемких отраслей, низкого удельного веса высокотехнологичных, наукоемких и конкурентоспособных экспортно-ориентированных отраслей, но и консервирует и углубляет их.

Итак, риски негативных последствий иностранного кредитования, в частности, рост внешней задолженности, значительно повышаются за неэффективного использования внешних кредитов, направление их на текущие нужды, а не на долгосрочные цели. Опыт многих стран мира показывает, что ставка на иностранные капиталы в долгосрочной перспективе приводит к усилению уязвимости национальных экономик от внешних воздействий - изменения конъюнктуры на мировых рынках, проявлений мировых финансовых и экономических кризисов, повышает зависимость стран-реципиентов от экономических интересов стран-доноров.

Решение проблемы международной задолженности обеспечивается несколькими путями. Наиболее радикальные из них является объявление дефолта и списание долга.

Объявление дефолта означает принятие правительством страны-должника решение об отказе от выполнения своих долговых обязательств. Кредиторы в этом случае ограничены в своих официальных возможностях повлиять на заемщика. Они не могут взыскать долги в судебном порядке, как сделали бы это в случае признания собственной неплатежеспособности физическим или юридическим лицом. Непосредственной выгодой страны-должника является освобождение от необходимости выплаты процентов и основной суммы внешнего долга. Потери возникают от применения к ней экономических и политических санкций, таких как арест зарубежных активов, исключение из международного рынка капиталов, ограничения участия в международной торговле и др. В целом объявление дефолта лишь временно снимает давление долга на государственный бюджет страны-должника, однако имеет долгосрочные негативные последствия, связанные с сокращением объемов иностранных инвестиций в экономику страны, уменьшением объемов внешней торговли, невозможностью новых заимствований, что неизбежно приведет к снижению темпов экономического роста.

Списание долга - это аннулирование кредиторами части долга, которое применяется в случаях, когда заемщики имеют критические или близкие к ним уровни кредитных рисков; исключает выход на частные рынки капитала и представляет угрозу политическому и экономическому суверенитету страны.

наиболее Распространенным в международной практике механизмом урегулирования проблемы внешней задолженности является реструктуризация долга. Реструктуризация внешнего долга - это переоформление долговых обязательств, по которым наступил или просрочен срок платежа, изменение первоначального графика или формы обслуживания долга.

На международном уровне процесс реструктуризации долгов институционализированный. В нем принимают участие правительство страны-должника, правительства стран-кредиторов, организаций кредиторов (Парижский и Лондонский клубы) и международные финансовые организации (МВФ, группа Всемирного банка). При этом внешний долг перед МВФ и Всемирным банком не подлежит реструктуризации в соответствии с их уставом. Правительство, которое стремится осуществить реструктуризацию внешнего долга, прежде всего должен согласовать с международными финансовыми организациями политику стабилизации и структурной адаптации. Эта политика предусматривает соблюдение страной-должником условий „Вашингтонского консенсуса" - макроэкономической политики, которая требует выполнения 10 рекомендаций: поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета); приоритетность в государственных расходах здравоохранения, образования и инфраструктуры; снижение предельных ставок налогообложения; либерализация финансовых рынков для поддержания реальной процентной ставки по кредитам на низком уровне; свободный обменный курс национальной валюты; либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин); снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций; приватизация; дерегулирование экономики; защита прав собственности. Получив от международных финансовых организаций согласие на сотрудничество и финансирование, которые рассматриваются как гарантия будущей платежеспособности, правительство страны-должника, может начать переговоры с Парижским или Лондонским клубом.

Парижский клуб представляет собой созданную в 1956 г. неформальную организацию правительств стран-кредиторов, которая обеспечивает надзор за государственной задолженностью и организацию переговоров со странами-должниками по реструктуризации государственных долгов. Лондонский клуб является консультативным комитетом крупнейших при частных банков-кредиторов, заседания которого посвящены переговорам с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частных долгов. Изначально соглашения между Клубами и заемщиками предусматривали реорганизацию только основной части долга (погашение суммы консолидированного долга в течение 7 лет с 3-летним льготным периодом). Позже стандартный инструментарий переоформления задолженности был дополнен системой „согласованного кредитования" - предоставление новых займов банками-кредиторами. Таким образом, финансирование стран-должников приобрело у двух форм: реструктуризации долга с преобразованием краткосрочных долговых обязательств в долгосрочные и дополнительного кредитования.

С середины 1980-х гг., когда мировой кризис внешней задолженности стала составлять реальную угрозу нормальному функционированию мирового рынка ссудных капиталов и мировой валютной системы, возникла необходимость в разработке новых программ смягчения долгового бремени. Самыми известными проектами долгового урегулирования стали правительственные программы стран-кредиторов, разработку которых возглавляли министры финансов США Дж. Бейкер и Н. Брэйди. Они представляли собой два крайних варианта решения проблемы.

План Бейкера (1985 г.) не предусматривал переговоров по снижению долгового бремени, однако позволял странам-должникам и банкам вести переговоры относительно отсрочки уплаты долгов, а также предусматривал дополнительную финансовую поддержку должников со стороны МВФ и Всемирного банка.

План Брейди (1989 г.) исходил из необходимости списания большей части долгов для нормализации функционирования экономик стран-заемщиц и повышения вероятности возврата остатков долга и предусматривал урегулирование коммерческой задолженности за помощью рыночных механизмов. Однако сокращение долга гарантировалось только тем странам, которые соглашаться проводить внутренние реформы для уменьшения государственной собственности и повышение открытости экономики. В частности в 1991 г. было достигнуто согласия кредиторов сократить долги для Мексики, Коста-Рики, Венесуэлы, Эквадора; для Египта и Польши Парижский клуб сократил их долги на 50%.

Согласно „Плану Брейди" кредиторы имели:

Право обратного выкупа, по которым правительство страны-должника мог выкупить свои долговые обязательства по согласованной цене ниже номинала;

Возможность обмена дисконтных долговых обязательств перед кредиторами на облигации, что приносят доход на уровне ниже рыночных процентных ставок;

Возможность в случае предоставление стране-должнику новых финансовых ресурсов, конвертировать часть долга в облигации, которые покупаются в обмен на долговые обязательства по сниженной процентной ставке, имеют полное обеспечение относительно основной суммы кредита и частичное обеспечение процентных платежей.

Эти новейшие методы уменьшения внешней задолженности стали составляющими механизма конверсии долга. Конверсия (преобразование) долга осуществляется в формах выкупа долга, капитализации долга - обмена долговых обязательств на собственность (акции компаний государства-должника), замены существующих долговых обязательств новыми с изменением их условий (конверсия „долг - долг").

Несмотря на существующие механизмы урегулирования долгового кризиса, ни один из них не является универсальным, а долговая проблема остается одной из острейших проблем международной экономики.

Выводы

Международное заимствование и кредитование представляет собой предоставление и получение экономическими субъектами разных стран валютных и/или товарных ресурсов в долг на определенный срок с уплатой процента за их использование.

Теоретические модели показывают, что свободное межгосударственное перемещение кредитных ресурсов сопровождается чистой выгодой для мировой экономики, а также для тех кредиторов и заемщиков, финансовые возможности которых свобода движения ссудного капитала расширяет, и одновременно наносит урон тем субъектам, для которых эта свобода оборачивается жесткой конкуренции за кредитные ресурсы.

Анализ международного заимствования и кредитования с позиций теории багатоперіодної экономики (міжчасової торговли) показывает, что благодаря существованию международных финансовых рынков как страны-заемщики, так и страны-кредиторы повышают уровень общественного благосостояния. Они имеют возможность не ограничивать потребление объему дохода соответствующего периода, а оптимизировать полезность потребления текущего и будущего периодов за счет его перераспределения во времени.

К положительным последствиям межгосударственного перемещения кредитных ресурсов относят возможности увеличения объемов международной торговли, расширения и модернизации производства, структурной перестройки экономик. Негативными последствиями международного заимствования и кредитования является усиление диспропорции производства и внешней торговли стран-заемщиц, влияние кредиторов на их национальную экономическую политику, развитие инфляционных процессов как следствие кредитной экспансии, дестабилизирующее влияние кредитов на динамику валютных курсов и процентных ставок, накопление внешней задолженности и возникновения долгового кризиса.

Внешний долг является общей суммой задолженности страны по внешним займам, которую составляют непогашенные кредиты и неуплаченные по ним проценты. Основными индикаторами внешней задолженности в международной практике служат показатели отношения внешнего долга к ВВП страны и коэффициент обслуживания внешнего долга.

Урегулирование проблемы международной задолженности обеспечивается несколькими путями. Радикальными является объявление дефолта и списания долга. Наиболее распространенным в международной практике механизмом урегулирования проблемы внешней задолженности является реструктуризация долга.

Отправить другу



Структура мирового долга



Мировая экономика восстанавливается после мирового системного кризиса значительно медленнее, чем ожидалось два года назад. Оценка феномена «длительного застоя» глобальной экономики необходима для разработки механизмов, стимулирующих рост мирового хозяйства. Отмечая снижение инвестиционной активности на фоне переизбытка ликвидности, международные организации периодически пересматривают прогнозы темпов развития мировой экономики в сторону понижения.

Согласно прогнозу МВФ низкие темпы роста глобального ВВП, составившие 3,1% в 2015 г., могут сохраниться в последующие два года. Еще менее оптимистичной выглядит оценка перспектив восстановления роста в глобальной экономике, содержащаяся в подготовленном ЮНКТАД докладе о торговле и развитии - 2015. Согласно прогнозу этой международной организации темпы роста мировой экономики в 2016 г. должны составить 2,5% вместо 4% в докризисном 2007 г. В 2016 г. повышение темпов роста на 2,4% экономики США, 1,7% - стран ЕС и 0,9% - Японии не позволяет развитым странам придать существенный импульс развитию мировой экономики. Умеренное снижение темпов роста в развивающихся странах с 7,8% в 2010 г. до 4,5% в 2014 г. и 4,1% в 2015 г. происходит одновременно с более глубоким падением в странах с переходной экономикой с 4,7 до -2,6% за этот же период, что также не способствует ускорению темпов роста мирового хозяйства.

Причины стагнации мировой экономики
На фоне замедления темпов роста всего мирового хозяйства более заметным выглядит прогнозируемое оживление экономики США до 2,6% в 2016 г. Однако этот рост осложняется рядом социальных проблем и рисков.

При объяснении причин стагнации мировой экономики чаще других приводится точка зрения, согласно которой основными факторами падения темпов роста глобального мирового хозяйства является замедление экономического роста в Китае, повлекшее снижение спроса на многие виды сырья. Кроме того, переход китайской экономики на новую модель развития, в основе которой лежат внутреннее потребление и расширение использования собственных ресурсов, тормозит общемировое экономическое развитие. Вдобавок к этому низкая эффективность глобального регулирования мировой экономики. Начатые реформы в международной валютно-финансовой системе постепенно прекратились, чему наглядным подтверждением служит саммит МВФ и Мирового банка в Лиме в октябре 2015 г., на котором лишь констатировалось, что мировую экономику ожидает вторая волна кризиса. Намеченная пять лет назад 14-я корректировка квот стран-членов в уставном капитале и голосах МВФ осуществилась только в декабре 2015 г., однако, несмотря на увеличение совокупной квоты стран БРИКС, так и не удалось существенно повысить их роль в принятии решений МВФ.

Согласно экспертной оценке ЮНКТАД более высокие риски, препятствующие восстановлению стабильности и достижению экономического роста, возникают по мере углубления мировой долговой проблемы в результате наращивания внешней задолженности в первую очередь развивающимися странами.

Теоретическую связь между уровнем долга и темпами роста экономики страны обосновали профессора Массачусетского технического института Кеннет Рогофф и Кармен Рейнхарт, показав, что при росте дефицита государственного бюджета происходит падение ВВП, снижается доверие инвесторов, увеличивается бегство капитала, особенно в период экономического кризиса. Для выхода из сложившейся ситуации они рекомендовали перейти к политике жесткой экономии и ограничению расходов.

Очевидно, что если экономика страны переживает кризис, деловая активность бизнеса идет на убыль, и вслед за сокращением доходов падает спрос на продукцию и услуги, выручка производителей становится меньше, что влечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет. Это вызывает повышение ставок налогов и введение новых платежей в целях уменьшения дефицита бюджета, что в свою очередь осложняет положение бизнеса и населения. В результате происходит свертывание производства, рост безработицы, увеличение социальной напряженности в обществе, в итоге - еще большее углубление кризиса.

Потребительский спрос и глобальная задолженность
Эксперты ЮНКТАД видят выход из застоя, сложившегося в мировой экономике, в восстановлении потребительского спроса. Начавшееся с середины 1980-х гг. снижение удельного веса оплаты труда в ВВП развитых стран в среднем на 10 процентных пунктов привело не только к углублению неравенства в доходах, но и уменьшило потребительский спрос и инвестиционную активность. В современных условиях развитые страны не только не отказались от дальнейшей либерализации денежно-кредитного регулирования, но возлагают наибольшие надежды на привлечение дешевых иностранных капиталов путем расширения заимствований на глобальном финансовом рынке. Так, в целях стимулирования экономического роста 22 января 2016 г. Европейский центральный банк объявил о запуске программы количественного смягчения - покупок гособлигаций еврозоны на сумму около 1,1 трлн евро, что должно снизить стоимость заимствований в ЕС и риск затяжной низкой инфляции.

Опробованная ФРС США политика количественного смягчения для выхода из финансового кризиса привела к росту долларовых заимствований развивающихся стран и превращению их в нетто-должников.

Структура мирового долга
Наращивание задолженности в мире с 21 трлн долл. США в 1984 г. до 142 трлн долл. США к концу 2007 г. создает особые риски для восстановления устойчивого развития глобальной экономики. Причем в условиях преодоления кризиса рост долгового бремени не только не сократился, но и при отсутствии механизма эффективного урегулирования совокупный внешний долг достиг более 200 трлн долл. США в 2014 г. Как отмечается в 16-м ежегодном докладе Международного центра денежно-кредитных исследований, в последние пять лет происходит постоянное наращивание долговой нагрузки в мировой экономике. При уменьшении долговой нагрузки финансового сектора развитых стран в 2014 г. до 121% ВВП по сравнению с 138% в 2009 г. общий суммарный долг достиг 385% их ВВП. Несмотря на определенный прогресс и сокращение долга финансового сектора и домохозяйств в США и Великобритании, риск роста долговой нагрузки государственного сектора не исключается. Например, в Великобритании, несмотря на сокращение задолженности частных финансовых компаний, банков и домохозяйств, но с учетом роста государственного долга общий долг достиг в 2014 г. 495%. Общий объем долга в США оценивается в 363% ВВП.

В докладе, подготовленном экспертами консультационной компании McKinsey в феврале 2015 г. на основе данных, полученных из 47 стран, подчеркивается, что именно выросший мировой долг стал предпосылкой мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. По данным компании McKinsey, мировой долг в 2000 г. составил 246% мирового ВВП, а ко времени начала финансового кризиса в 2007 г. увеличился до 269% мирового ВВП. Постепенно меняется структура мирового долга. Если в предкризисный период и во время мирового финансового кризиса он увеличивался за счет заимствований финансового сектора и домашних хозяйств, то в 2014 г. более быстрыми темпами росла государственная и корпоративная задолженность.

В то же время имеются различия в подходах развитых и развивающихся стран к структуре и целям увеличения долговой нагрузки на экономику. Если в развитых странах рост государственного долга сопровождается поддержанием низких процентных ставок в целях стимулирования деловой активности и внутреннего спроса, а также для того, чтобы компании и домовладения могли обслуживать свои долги и избегать банкротства, то рост заимствований развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которые уже в 2013 г. достигли 151% от их ВВП, связан в первую очередь с рефинансированием прежних задолженностей корпоративного сектора экономики, который не в состоянии выполнить прежние обязательства. Об этом свидетельствует ситуация, сложившаяся в Китае, где в результате либерализации валютной политики из общего долга в 217% от ВВП в 2014 г. корпоративный долг составляет 168%. Учитывая высокую закредитованность китайской экономики, дальнейшее наращивание корпоративного долга создает угрозу банкротств, которые могут иметь последствия не только для китайских производителей, но и для всех их иностранных партнеров.

По оценке компании McKinsey, китайское совокупное долговое бремя выросло до 28 трлн долл. США, что в 1,5 раза превышает ВВП США. Замедление китайской экономики в сочетании с наращиванием долговых проблем не позволяет рассматривать Китай в ближайшем будущем как генератор экономического роста в глобальной экономике.

Финансиализация глобальной экономики и ее устойчивый рост
Россия вышла на мировой финансовый рынок как заемщик в условиях углубления процессов финансиализации мировой экономики, при которой дается предпочтение заимствованию ресурсов на мировом финансовом рынке с последующим их инвестированием под более высокую процентную ставку. Именно углубление финансиализации в глобальной экономике, по экспертной оценке ЮНКТАД, создает условия для наращивания задолженности и увеличивает риски для устойчивого развития как экономики отдельных стран, так и мировой экономики в целом. Росту финансовых спекуляций во многом способствуют новые качества современной глобальной финансовой системы, сформировавшиеся в условиях либерализации национальных валютно-финансовых систем за последние два десятилетия.

В условиях чрезмерной финансиализации в мировой экономике происходят существенные изменения: во-первых, в результате интернационализации национальных валютных рынков беспрецедентно вырос среднесуточный объем операций на валютном рынке, который в 2013 г. достиг 5,3 трлн долл. США в сутки по сравнению с 4 трлн долл. США в 2010 г., т.е. на 32% по сравнению с 19% за предшествующее трехлетие - с 2007 по 2010 г. Большая часть валютных операций перестала быть связана с обслуживанием обмена результатами производства на основе международного разделения труда и представляет собой финансовые трансферты и спекулятивные сделки;

Во-вторых, за последние десятилетия сформировалась качественно новая архитектура глобальной валютно-финансовой системы, в основе которой находится постоянно расширяющаяся сеть транснациональных коммерческих и инвестиционных банков, деятельность которых на валютном рынке дополняется стремительно растущим числом институтов небанковского характера, включая страховые компании, пенсионные и трастовые фонды, а также и хеджфонды. Функционирование новой глобальной инфраструктуры мирового валютно-финансового рынка обеспечивает доминирование частной ликвидности;

В-третьих, усиление спекулятивной составляющей мирового валютного рынка стало возможно в результате углубления взаимосвязи валютного и фондового сегментов мирового финансового рынка. Использование производных финансовых инструментов - фьючерсов, опционов и других финансовых деривативов - при отсутствии какого-либо контроля на этом рынке позволило осуществлять спекулятивные операции в многократные превосходящие по стоимости операции с реальными активами. К началу мирового финансового кризиса 2008 г. объем внебиржевых финансовых инструментов достиг 516 трлн долл. США, а с учетом биржевых контрактов на 750-800 трлн долл. США уже десятикратно превышает мировой ВВП;

В-четвертых, следствием растущей конкуренции на валютном и финансовом рынках стало расширение не только различного рода транснациональных финансовых услуг на базе использования информационных систем, но и применение сложных технологий и инновационных торговых систем, таких как высокочастотный трейдинг, требующий создания дорогостоящей роботизированной торговой системы, работающей круглосуточно и обеспечивающей максимальную доходность торговли иностранными валютами;

В-пятых, сохранение господства доллара на валютном, финансовом и инвестиционном рынках, увеличение с 2013 г. его использования в операциях на валютном рынке обеспечивается не только изменениями в денежно-кредитной политике ФРС США, но и снижением доверия со стороны инвесторов к другим резервным валютам.

На фоне крайне низкого экономического роста в Японии и в еврозоне наметившийся рост американской экономики и небольшое повышение процентной ставки ФРС, покупка американских облигаций и долларовое кредитование предприятий США рассматриваются участниками как выгодное, особенно если процент по долларовым облигациям продолжит расти. В то же время в результате ослабления курса валют развивающихся стран к укрепляющемуся доллару вернуть их заимствования становится все труднее;

В-шестых, в результате процесса интернационализации отдельных национальных валют - например, китайского юаня, стало возможным их более широкое использование в операциях на международных валютно-финансовых рынках. С одной стороны, расширение присутствия банков на мировых валютно-финансовых рынках, меры по либерализации регулирования валютного рынка Китая способствовали интернационализации юаня. Но, с другой стороны, в условиях либерализации валютной политики китайские компании, получившие кредиты в долларах, конвертировали их в юани и давали взаймы на внутреннем кредитном рынке под более высокий процент. Однако после укрепления курса китайской валюты последовавшая девальвация не позволила осуществить прибыльную обратную конвертацию юаневого дохода в доллары и превратила китайские компании в крупнейших должников.

Таким образом, в результате углубления финансиализации мировой экономики и расширения процесса интернационализации национальных валют при рискованных операциях сформировались условия для наращивания долларовой задолженности всех участников мирового валютно-финансового рынка.

Внешний долг России и устойчивость российской экономики
Введение финансовых ограничений с 31 октября 2014 г. со стороны Запада в отношении российских институтов развития, коммерческих банков и компаний-экспортеров с участием государства, по мнению Еврокомиссии, должно не просто ограничить доступ россиян на финансовые рынки, но и сделать более дорогостоящим долгосрочное финансирование для российской экономики. Беспрецедентное санкционное давление западных стран в отношении России, зависящей от внешних финансовых ресурсов, проявило системные недостатки российской экономики, в том числе возникла необходимость оценки возможности погашения внешнего долга на фоне хронической недостаточности капитальных и финансовых ресурсов. С позиций достижения устойчивого роста российской экономики наибольшие риски создает задолженность российских корпораций, которая была накоплена ими в период дешевых внешних источников. Погашение долга и необходимость своевременного его обслуживания существенно сокращают инвестиционные возможности государства и частных инвесторов, что может стать существенным препятствием для ускорения темпов роста российской экономики.

В структуре российского внешнего долга преобладает задолженность российских корпораций, которая стала стремительно нарастать с 2005 г. и увеличилась со 100 млрд до 425 млрд долл. США к 1 января 2008 г., включая 38,5% банковских заимствований и 61,4% задолженности корпораций. Если в начале кризисного периода рост долга несколько затормозился, а у банков в 2009 г. даже сократился до 127 млрд долл. США, то нефинансовый долг продолжал расти. К «лидерам» по общему объему задолженности относились «Газпром» - 27,5 млрд долл. США, «Роснефть» - 26,3 млрд долл. США, Сбербанк России 16,3 млрд долл. США. В целом около 37% внешнего долга корпораций приходится на компании и банки с более чем 50%-ной долей государственного участия.

В валютной структуре заимствований банков более быстрыми темпами росла их долларовая часть, увеличившаяся на 46,0 млрд долл. США, в то время как у корпораций существенно выросла не только долларовая часть долга на 74,8 млрд долл. США, но и их рублевая составляющая на сумму, эквивалентную 34,0 млрд долл. США. На конец 2014 г. среди наиболее крупных должников выделяется компания «Роснефть», чистый долг которой составлял 42,8 млрд долл. США.

Существенная девальвация рубля с декабря 2014 г., когда Банк России отпустил его в свободное плавание, увеличила стоимость обслуживания внешнего долга российских банков, корпораций и госструктур. По итогам 2014 г. сумма выплат российских заемщиков достигла 163,1 млрд долл. США. В 2015 г. выплата по внешнему долгу России составляет 65 млрд долл. США. Существенная нагрузка ляжет на плечи крупнейших корпораций-экспортеров. По оценке рейтингового агентства Fitch, в 2016 г. предстоят значительные выплаты по обслуживанию долга у корпораций, имеющих самые крупные задолженности, достигающие в нефтегазовой отрасли 70% и металлургическом производстве - около 50%. О возможных трудностях у российского нефинансового сектора с обслуживанием внешнего долга в 2015 г. предупреждало агентство Moody"s, учитывая необходимость в ближайшие четыре года погасить или рефинансировать 112 млрд долл. США.

Для оценки риска существующего размера внешнего долга - 515,3 млрд долл. США на 1 января 2016 г., необходимо рассмотреть структуру и размер имеющихся резервов, включая в первую очередь золотовалютные резервы.

Если в предкризисный период Россия обладала международными резервами, превышающими внешнюю задолженность, то в период кризиса часть резервов была израсходована на поддержание курса рубля и на предоставление валютных средств на возвратной основе банкам-резидентам.

После произведенной по итогам 2014 г. переоценки официальных российских резервов с учетом обесценения рубля, повышения курса доллара на мировом валютном рынке и снижения мировой цены на золото их объем существенно сократился и на 1 января 2015 г. составил 385, 5 млрд долл. США, что уже вызывает сомнение в возможности своевременно оказать поддержку российским заемщикам, совокупный долг которых на эту же дату достиг 597,3 млрд долл. США. При продолжении снижения объемов российских международных резервов возникает угроза финансовой устойчивости экономики. В обществе формируются негативные ожидания - дальнейший рост цен на продукты, медикаменты, медицинские услуги, услуги ЖКХ, т.е. падает доверие к отечественной валюте.

Ограничение возможностей привлекать необходимые ресурсы на мировом финансовом рынке ставит перед российской экономикой задачу по разработке программы финансирования устойчивого развития российской экономики в первую очередь за счет внутренних ресурсов, введения мер валютного контроля, позволяющих наполнять рынок необходимой ликвидностью. Этой цели должна служить не только денежно-кредитная политика Банка России, но и валютная политика, направленная на стабилизацию курса рубля, ограничение спекулятивных операций, формирование достаточных официальных валютных резервов.

ПЛАТОНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, - д-р экон. наук, профессор кафедры «Мировые финансы» Финансового университета

Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований.

Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны -- импортеры нефти.

В начале 90-х гг. появилась новая группа должников -- это страны СНГ. Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам.

В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.

Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков.

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов. В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.

Внешний долг Российской Федерации

1.3 Проблема внешнего долга в современной мировой экономике

Как уже было отмечено, внешний долг играет важную роль не только в экономике отдельных государств, но и мировой экономики в целом. Такое широкое применение внешних заимствований связано, в первую очередь, с развитием международного рынка капиталов и с либерализацией международных экономических отношений. Образование международных финансовых институтов, снятие внутри большинства стран ограничений на проведение международных валютных операций, рост продаж в кредит и возрастающие объемы международного движения капитала, все это привело к накоплению и постоянному росту объемов внешних заимствований и внешнего долга.

За 1998 - 2004 гг. у 24 развитых стран объемы выданных внешних займов увеличились практически в 7 раз, а привлеченных - примерно в 3 раза. Одновременно с этим другой процесс наблюдается у развивающихся стран: объем выданных займов сократился почти в 10 раз, а полученных - увеличился вдвое.

Первое место в мире по уровню финансирования государственного долга за счет внешних источников занимают США. К середине 2005 г. более половины всех мировых долговых обязательств приходилось именно на ценные бумаги данной страны. При этом следует учитывать, что у США огромный ВВП и они являются ведущим экспортером товаров и услуг в мире.

Кроме того США выигрывает от предоставления внешних заимствований, так как они являются страной-эмитентом резервной валюты. Определенные объемы внешних долгов, предоставленных в долларах США, поддерживают мировой спрос на данную валюту и влияют на ее международное обращение и инфляцию.

Кроме США самыми большими должниками (с долгом более 100 млрд. долл.) являются Россия, Бразилия, Канада, Китай, Австралия, Республика Корея, Мексика, Индия, Аргентина, Франция и некоторые другие страны.

Внешний долг во многом оказывает влияние на современную мировую экономику, одновременно с этим и состояние мировой экономики влияет на объемы внешних заимствований. К примеру, в период подъема экономики предложение капитала растет, значит, растут и объемы внешнего финансирования. В периоды экономического спада приток капитала, в первую очередь, в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой значительно сокращается.

Большинство стран нельзя однозначно отнести к странам-кредиторам или к странам-заемщикам, при этом есть некоторые различия во внешних заимствованиях между развивающимися и развитыми странами. Для стран-кредиторов предоставление внешних займов позволяет продвигать экспорт и обеспечивать воспроизводство и стабильный уровень занятости. Развитые страны привлекают внешние финансовые ресурсы чаще всего для покрытия дефицита бюджета, при этом у них имеются развитые внутренние финансовые рынки и стабильная экономика, поэтому внешние заимствования являются для таких стран лишь одной из альтернатив.

Для развивающихся стран внешние ресурсы играют более важную роль и одновременно с этим подвергают большому риску национальную экономику. Доступность внешнего финансирования для этих стран существенно ниже и условия не такие благоприятные как для надежных государств-заемщиков. Чрезмерные объемы внешнего долга при нестабильной внутренней экономике чреваты подрывом политической и экономической стабильности, а их накопление в итоге ограничивает суверенитет таких стран. В контексте мировой экономики наибольшее значение играет внешний долг именно развивающихся стран.

Началом кризиса внешнего долга в мире можно считать 1973-1974 гг., когда первый скачок мировых цен на нефть заставил развивающиеся страны обратиться к большим внешним заимствованиям. Ресурсы, полученные этими странами, были потрачены в основном на текущее потребление и неэффективные инвестиции. В 1979 г. США стало поднимать процентные ставки по долларовым кредитам, а падение цен на сырье и продовольствие в 1981-1982 гг. только усугубило кризис внешнего долга.

В итоге к 1982 году в мире обозначилась глобальная долговая проблема, когда некоторые страны заявили о том, что они не в состоянии не только выплатить свой долг, но и обслуживать его (т.е. выплачивать проценты). Такая ситуация называется дефолтом или долговым кризисом. Подобные примеры были в Турции, Перу, Мексике, Бразилии и Аргентине, Чили, в некоторых странах Азии и Африки.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует и нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран-должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956-1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг. (тридцатью годами позже) - уже 203 дефолта.

Таким образом, с начала 80-х гг. наметилась тенденция к переливу денежных ресурсов из развивающихся стран в развитые. Это является одной из важнейших проблем внешнего долга - утечка капитала из государства в результате постоянных выплат процентов в иностранной валюте. Все это приводит к снижению темпов роста экономики страны-должника, которые не превышают темпов роста ВВП.

При помощи международных финансовых организаций удалось несколько смягчить долговой кризис, но о масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что если в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2 024 млрд. долл., то в 2005 г. он уже превышал 13 390 млрд. долл. Таким образом, масштабность и острота проблемы внешнего долга как общемировой проблемы сохраняются и даже усиливаются.

Взаимодействие России и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)

Внешний долг Российской Федерации

внешний долг государство международный С развитием международного рынка капитала и глобализацией мировой экономики, привлечение внешних ресурсов стало нормальной практикой практически для всех стран. Внешние финансовые ресурсы...

Внешний долг Российской Федерации

В настоящее время большинство государств вынуждены для обеспечения бескризисного процесса воспроизводства принимать меры по поддержанию объема внешнего долга на уровне, который не ущемляет интересы национальной экономики...

Внешний долг Российской Федерации

В настоящее время Россия на международном рынке выступает и в качестве должника, и в качестве кредитора. Необоснованные решения, принимавшиеся в самом начале реформирования экономики нашей страны в 1992-1998 гг. привели к тому...

Внешняя задолженность развивающихся стран: причины возникновения и пути урегулирования

Внешний государственный долг - задолженность правительства иностранным правительствам, гражданам, организациям и учреждениям...

Глобальные проблемы в мировой экономике на рубеже ХХ-ХХІ вв.

Масштабы и темпы роста народонаселения, являясь самостоятельной глобальной проблемой, выступают и как фактор, воздействующий на состояние других глобальных проблем, в частности па проблему бедности. Сегодня уровень жизни 1,5...

Государственный кредит

Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) увеличился за первый квартал 2008 года на 13,5 млрд. долларов и составил на 1 апреля 477,1 млрд. долларов. В результате операций, включаемых в платежный баланс (новое привлечение...Основные направления развития современных международных финансовых отношений РФ

В соответствии со структурой государственного внешнего долга РФ по состоянию на 01 октября 2008 года (см. Приложение) общая сумма всех обязательств перед иностранными кредиторами составляет 40,4 млрд. долл....

Проблема кредитной задолженности как фактор неустойчивости современной мировой экономики

Многие страны нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать. Таким образом...

Ресурсный потенциал мирового хозяйства: состояние и перспективы

Ресурсы (фр. ressources - средства, запасы, возможности, источники) в экономике рассматриваются как составные элементы производственного потенциала...

Растущее долговое бремя может привести к тому, что страна оказывается в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение ранее полученных займов, кредитов и ссуд.

Подобная ситуация сложилась во многих развивающихся странах и грозит ряду постсоциалистических государств, у которых растущая часть их ВВП

и экспортных· доходов уходит не на собственное развитие, а на обслуживание внешнего долга, если у них вообще хватает средств на это обслуживание. В результате у таких стран возникает долговой кризис, как, например, у России.

В прошлом такие кризисы нередко приводили к отказу стран- должников от обязательств по обслуживанию внешнего долга (такая ситуация называется дефолтом). Так, дефолт по внешнему долгу был объявлен Турцией в IS75 г., Перу и Египтом -- в 1876 г., Грецией - в 1893 г., Бразилией -в 1898 г. и 1914 г., Россией - в 1917 г. Однако в наше время страны-должники и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта.

Для того, чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики). Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является ВОЗМОЖНОСТЬ страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение внешнего долга. Подобная политика оказалась эффективной в конце XIX - начале XX вв. у США (бурное экономическое развитие страны в тот период во многом базировалось на больших внешних заимствованиях), а в послевоенные годы - у Южной Кореи.

Еще по теме Проблема внешнего долга в мире:

  1. Проблемы внешнего долга и его реструктуризация. Платежный баланс России.
  2. 12.4. Государственный долг (внутренний и внешний). Социально-экономические последствия бюджетногодефицита и государственного долга.Проблемы бюджетного дефицита и государственногодолга в Республике Беларусь

Новое на сайте

>

Самое популярное